|
 |
 |

Данные дельтадромы имеют старты на два основных направления ветра - на
северо-западное и на юго-восточное. Расстояние между стартами - 22
км по шоссе или 10-15 км полевыми дорогами (Для, любителей
ралли).

Северо-западный старт расположен у с. Одаев Тлумачского района .
Дорога подходит к самому старту. Перепад висот горы -
90-120 м. Ширина зоны динамика - в зависимости от направления и силы
ветра - 2-4 км. Благодаря специфической (подковообразной) форме горы в плане
на старте ветер выравнивается и позволяет стартовать при фронтальном ветре
сектором 270-30 град. Под горой - ровная посадочная площадка розмером
500*1000 м, на которую можно абсолютно безопасно приземляться одновременно
многим апаратам.
Также здесь могут безопасно обучаться полетам в динамике новички. С
посадочной площадки есть дорога прямо на старт. При силе ветра,
позволяющей держаться на уровне горы, возможна посадка прямо на старте, при
более сильном ветре, позволяющем подняться выше 50м - посадка на горе
за селом - 200-400м от старт. Термическая активность, как и везде,
зависит от погоды, но если есть хоть немного солнца и ветра - всегда
найдется поток на маршрут. Часто он стоит прямо на старте, что
иногда позволяет стартовать (и уходить на маршрут) почти в штиль. В этом
могли убедиться участники ЧУ-2000, когда в один день при почти штилевой
погоде стартовав за 15 мин. до закрития старта , несколько неожиданно для
себя выпарили и ушли на маршрут 8 участников. На ЧУ-2001 пример
выпаривания в штиль показал Темнык Любомыр, который просыпавшись до уровня
трети горы, все-таки выбрался и сделал маршрут. Маршруты для полетов
при ветре 270-350 град. ограничены желанием и опытом пилота , при
350-30 град. - 36...45км. Дальше - Карпаты и государственная граница, приближаться
к которой не рекомендуется.

Юго-восточный старт расположен в с. Исаков того же Тлумачского
района. Шоссе переходит в грунтовку в 1 км от старта, что, в сущности,
имеет значение только в очень проливные дожди (в которые, как правило, не
летают). Перепад висот - 100-110 м . Ширина данной горы - до 500 м,
в 100 м с обеих сторон - ее продолжение. От места старта и назад по горе
- огромное поле для посадки. Посадка внизу - на полоску шириной
20-40 м между Днестром и горой (которая все-таки намного лучше
аналогичной площадки на северо-западном старте Ямполя). Вынести апарат наверх
можно по правой стороне горы - попотеть придется, но менше чем в Ямполе.
Сектор ветров для этого дельтадрома - 90-160 град. Термически это гора
достаточно активна - на противоположном берегу Днестра - огромные поля,
поделенные на разноцветные квадратики - в жаркую погоду термики просто
видно.
Максимальные длины маршрутов при ветре 80-90 град. достигают 65 км. ,
при ветре 90-160град - сколько душа пожелает. А перелеты из Исакова в
Одаев - это уже классика для предчемпионатных разминок. Основное ограничение
на маршрутах - город И-Франковск со своим аеродромом совместного базирования.
Вообще аеродромов тут много, причем на всех направлениях, поэтому при полетах
на маршруты необходимо их согласовывать с соответствующими службами. Чтобы это можно
было делать проще, сейчас разрабатываются соответствующие документы.
Иногда (достаточно редко) тут любят задувать юго-западные ветра. Правда не всегда
они отличаются стабильностью и со временем переходят на западное направление, чего
достаточно для Одаева. Если же этот ветер более упрям - есть дельтадром «Острыня»,
между с.Острыня и с.Палагичи, в 5 км севернее Тлумача . Расстояние от него до
Одаева - 25 км. Гора лисая, крутая, довольно широкая. Перепад висот - 90-110 м. Внизу
есть неплохая площадка для посадки. Хотя, по правде говоря, на дельтах тут не летают.
Основное неудобство - то, что аппарат нужно выносить наверх самому. Зато парапланеристы
летают тут с удовольствием. С этой горы можно проложить маршруты через ППМ на Тернопольськую
область. А несколько лет назад Ивано-Франковський парапланерист Тарас стартовав с намерением
просто полетать около горы, попал в предгрозовой шквал и, не имея никакой возможности
приземлиться возле старта, ушел на маршрут, пролетев около 80 км.
Основные дороги подбора по всем направлениям - шоссе. Метеоусловия, в общем, близки к
Ямпольским. Самые существенные коррективы в погоду вносят Карпаты. Следует помнить, что грозы
тут в основном развиваются с гор, то есть с юго-запада, соответственно предгрозовой шквал
(или просто усиление ветра) чаще всего бывает с этого направления.
Ярослав Козло (г. Городенка, И-Франковская обл.)
Источник информации Львовский дельтаклуб «Кондор»
Автор панорамных снимков Олег Муравейник
Наглядноно одаевские реалии поредставлены в нашей Фотогалерее
|
|