Фотогалерея

Главная История Дельтадромы Фотогалерея Посиделки Ссылки

Как французы учат нa дельтаплане летать...

Фотонаблюдение Олега Муравейника
27 октября 2007 г.

Так получилось, что в один из выходных октября удалось съездить во Францию. Поздняя осень полетам не особо благоприятствует. Но охота пуще неволи - и дельтаплан был, конечно, взят с собой с твердым намерением - хоть просто вниз, хоть с ветром в хвост, но где-нибудь слететь... «По совету друзей» (с) возможным местом для «слететь» была выбрана Аннеси - было по дороге и как сказали знающие люди (Mouse - спасибо!) - только там еще есть какие-то остатки «летной» цивилизации в такое позднее и считающееся в Европе нелетным время. (По их же словам - они в сентябре аппарат отвозят в клуб на зимнее хранение).

Пару слов об Аннеси (почерпнуто из интернета) - место известное среди дельтапланеристов. Причем очень известное. Летом там даже тесно,- как говорят знатоки и старожилы. Наверх с посадочного поля ходит микроавтобусик («наветте») по несколько евро. Погода определяется озером (бриз - если только верховой ветер не передавливает). Представьте себе Планерское, только вместо моря - озеро. И перепад - около тысячи метров. Это предгорья Альп с их северо-западной стороны. Относительно недалеко от другого известного места St.Hiliare, куда Аэрос регулярно ездит на выставку в сентябре...

Товарищу надо ехать дальше - а я типа выгружаюсь на посадочном поле (где, как мне сказали, все и встречаются).

8 утра. Место действительно классное - на посадочное поле можно Боинг посадить. Ни и горки вокруг – Ох и Ах... На посадочном поле - стенд с картинками и глиссадами для дельтапланов и парапланов – видимо, действительно, густо здесь летом. И маленькая такая табличка - последний рейс «наветте» был 29 сентября... Вот так. Похоже, пешком придется наверх идти... Там же собирали чемоданы (пардон парапланы) несколько местных парапланерных школ - рано они встают. После нескольких кругов стало ясно, что мой Енглиш тут почти не у дел - объясняться приходилось больше жестами.
Немного погодя подъехал руководитель местного дельтаклуба - Джероме (с ним я и списывался по интернету, и он говорит по англицки). Как и ожидалось, он сообщил что погода, вообще-то, не фонтан (хотя светило солнце и на небе ни облачка) и местные дельтики сегодня летать будут вряд ли. Зато будет летать местная дельташкола, и типа можно попробовать упасть на хвост, если я хочу :))
Я, конечно, хотел :)) В общем, огроменное спасибо Джероме и Реми (это владелец/инструктор той школы), - и я типа пристроен на сегодня... Поехали в школу – это в паре км от посадки.

Ну вот, теперь, собственно, то о чем я и хотел написать - как Тут учат. Сергей Катаев как-то описывал английскую методу на нашем форуме (там в основном на веревках «змея» запускают). Теперь стоит познать французскую ;-)

Поскольку погода была штилевая - озеро контролировало ветра в долине. И конечно у школы на этот случай есть ааатличная капуста - учебный склон. А на склоне... нет это не глюк - это УТшка!! Только какая-то слишком новая и блестящая, и лягушек на тросах не видать, и ...дакроновая... и вес килограмм этак на несколько меньше... В общем, это изделие местного дельтапланерного производителя - Текма. Кстати сказать, все другие дельты в тот день тоже были Текма. Как у нас в Киеве - все летают на технике Аэроса, здесь все летают на Текма.

Теперь про учебу - оно больше похоже на наши метОды. Сначала бегаем без подвески, а когда начнет получаться то и «воду нальют» (то биш подвеску дадут). Только по ровному никто не бегает – берегут силы учлетов, Что есть очень правильно. Там уклончик небольшой - как на поле в Планерском на севере. Вот и беги, сколько места есть. Найти бы нам в Киеве место похожее...

Теперь подвеска - кучка ремней - еще проще, чем полиспаст, т.е. без переката. В ней можно только чуть наклонится вперед и все. Для первых полетов самое то, хотя, похоже, сверху в ней тоже летают... Кроме того, ограничение перехода в горизонталь позволяет гарантированно проскакивать в трапецию при падениях. Т.е. прыгать в трапецию тут не учат. Как я понял совсем.
Здесь видно, как бегают в подвеске.

А здесь учлет покруче летит в такой со ступеньки - хорошо видно, насколько она (подвеска) ограничивает перекат.

Что еще запомнилось - старт здесь,- это не стрессовое событие как мы учим. По крайне мере для учлетов. У нас старт это всегда стресс - так руки сюда, выдохнул и паашел... угол, Угол, УГОЛ .... ОТДАЙ!!!!.
Здесь пилот поднят УТшку - на том пологом склоне - ну пошли вперед. Теперь чуть быстрее пошли, - аппарат над головой летит ноги по земле еще. Угол сам аппарат выбирает тот, что нужен - уклон-то хоть небольшой, но есть, и аппарат сам по себе летит и пилот видит, что будет, если уголок чуть прибрать или чуть задрать... Еще чуть быстрее - ноги в воздухе. Чуть помедленнее - снова по земле. Это, как мне кажется, позволяет почувствовать учлету и крены, и срывные скорости еще на земле. Надо бы у нас такое почаще практиковать... Т.е., может, специально вывозить новый набор с парой УТшек в такое место - если на горе ничего подходящего нет.
Я бы не сказал, что эти же учлеты сильно хорошо стартуют сверху (с короткой рампы) - бегать никто сильно не любит. Но при нашей методе это тоже не всегда идеально выходит.

Где то за два часа имевшиеся учлеты «убегались» и все поехали на верхний старт. Я так и не понял, есть ли у них что то промежуточное между этой «ступенькой» и верхом. Подмножество английских слов, которое мы (я и Реми) знаем, не пересеклось, когда я его об этом спросил. Наверняка есть, хотя я и не видел...

И вот он верхний старт (МонтМин). Сказать нечего - 1280 метров... Смотрите сами...

Я быстро аппарат собираю, не жаловался, но тут удивился - я только половину лат вставил, а сосед уже за подвеской побежал... Как оказалось его аппарат заслуживает детального рассмотрения. Латы по диагонали... остаются в парусе. Развести консоли, взвести поперечину и вперед... Мечта...

Ну, были там и традиционные латы, но все той же фирмы Текм.

Теперь тандем полет (один из тех учлетов - перворазников).

И соло-полет в исполнении другой учлетицы и ее же посадка. Полет сверху вниз без потоков занимает >10 минут. Учлеты все с рациями, причем инструкторов два - один на старте, другой на посадке (оба с рациями). Посадочное поле со старта не видно - оно «за углом» в 4.5км, так что инструктора «передают» учлета друг другу в полете. Но зато за 10-15 минут можно всего напробовать...

Вот так летают у них...

На закуску несколько фоток окружающей красоты.

Еще одна местная достопримечательность - отель недалеко от старта, где можно стартовать на дельте прямо из бара с рампы.

Панорама с посадочного поля - старт где-то слева на перегибе.

Да - и еще фотографии из Тиня - круглогодичного горнолыжного курорта, куда, собственно, ездил мой товарищ :
Озеро Ледяной фонтан на въезде в Тинь Тинь
Ещё один вид озера Верхняя точка на леднике - 3500м над уровнем моря. Жаль, что отсюда не летают...


Главная История Дельтадромы Фотогалерея Посиделки Ссылки