Полеты в облаках-2 (Алма-Ата)
From: Сергей Сергеев
Subject: Полеты в облаках 2
Date: 5 Sep 2001
Продолжаю рассказы о полетах в облаках. Сие происшествие случилось в
Алма-Ате на Чемпионате Союза в 1989 (или 1990) году.
С утра на Ушконыр (или Ушконур?) натянуло высокие перистые облака со
стороны гор. Упражнение поставили не сложное - полет до ППМ в сторону
Алма-Аты с возвращением. На старте был штиль с легкими дуновениями в хвост.
В какой-то момент слева в горах начала формироваться облачность и ветерок
потянул из долины. Облака были низкими, практически цеплялись за вершины
хребта и темными из-за тени от слоистых облаков. Пилоты, которые были ближе
к старту начали готовиться к полету и когда ветерок стал уверенным, начали
один за другим прыгать. Они практически сразу становились в спираль и
набирали высоту. На старте начался ажиотаж, я тоже одел подвеску,
прицепился к дельтаплану и стал довольно быстро двигаться в очереди к месту
старта. Облака тем временем уже подошли вплотную и стало видно, что они
имеют довольно приличное вертикальное развитие. На фоне белесой стенки
кружились дельтапланы и я уже мысленно был с ними. Вот передо мной стартует
очередной спортсмен, я беру аппарат на плечи и докладываю: "К старту
готов!". Команда выпускающего: "Пошел!" практически слилась с командой РП:
"Старт закрыт!". Я уже начал движение, но меня поймали за боковые троса и
вернули на землю. Через 30 секунд на старт обрушился шквалистый ветер с
проливным дождем. Мы втроем едва удерживали дельтаплан, чтобы его не унесло.
Продолжалось это безобразие около получаса. Проливной дождь закончился, заметно
похолодало. Все промокли до нитки и с удовольствием помогали собирать друг другу
дельтапланы, лишь бы не стоять без движения на ветру. После дождя грунтовую дорогу
со старта размыло и «Камазы» с «Уралами» спускались по скользкой колее на грани фола.
Зрелище было экстремальное - я никогда не видел, чтобы огромные «Уралы» прыгали по
кочкам, как игрушечные самосвальчики. Благодаря искусству нескольких водителей,
которые спустили все грузовики вниз целыми, мы поехали с Ушконыра дружной колонной.
Спускаясь вниз по серпантину, мы заметили в скалах обломки
дельтаплана. Туда сразу же была отправлена группа спасения. На верху
скального откоса лежали обломки дельтаплана "Переход" на котором летал Миша
Петровский. Но рядом его не было! Не прошло и часа, как пронеслась весть -
Миша жив, спустился на парашюте примерно в полутора километрах от своего
дельтаплана. Что же произошло? Во время суеты на старте Миша неправильно
пристегнулся к фалу подцепа и в облаке, в которое он попал после старта, от
начавшихся перегрузок карабин подвески сорвался с фала. Дельтаплан "Переход"
отличался тем, что к пилоту крепились два дополнительных тросика, которые
шли к дальним латам крыла и изменяли крутку дельтаплана при перемещении
пилота. После того, как Миша оторвался от аппарата, он этими тросиками легко
обломал консоли дельтаплана и с этими запчастями устремился вниз. Парашют
Петровский выбросил почти сразу, который благополучно наполнился, правда при
открытии в свободный полет ушла радиостанция, и приземлился в предгорьях
Ушконыра. Но до получения радостных известий о спасении Миши, мы изрядно
полновались и поломали голову над непонятными обломками. Было даже
предположение, что от удара пилот получил контузию и прямо в подвеске убежал
в неизвестном направлении.
Это было не единственное приключение в этот день.
Те, кто успел стартовать, вынуждены были удирать от надвигающегося фронта.
Пилоты, которые замешкались у старта, испытали удовольствие полетов в
облаках по полной программе.
Одним из них был Олег Овчаренко из Киева. При наборе высоты он пожадничал и
не успел улететь в чистое небо. Набор высоты продолжался уже в облаках.
"Потолок" был не таким высоким, как в Кызыле, 1500, 2000 метров от силы, над
точкой старта. Но болтанка была довольно интенсивная и в какой-то момент
Олег понял, что ориентация потеряна. Спасение лежало в кармане техкомбеза в
виде "бычьего глаза". Оставалось проделать "небольшой" фокус - достать его
оттуда, летая в облаке. Олег расстегнул подвеску, залез ногами в трапецию и
стал по сантиметру подбираться к карману технички. С большим трудом ему это
в конце концов удалось. Теперь предстоял следующий этап - компас был на
коротеньком штативе, но закрепить на трапеции его было нечем. Сначала Олег
поробовал держать его в одной руке, а второй управлять дельтапланом, но
из-за сильной болтанки справиться с аппаратом одной рукой не удавалось.
Тогда он взял штатив в зубы и глядя себе почти на переносицу выставился с
курсом на север и полетел в направлении долины. Таким вот оригинальным
способом он выбрался из гор и благополучно сел в районе Каскелена.
Пилот из Прибалтики Витас Черняускас тоже долго летал в облаках, полагаясь
только на свои ощущения. Как он нам потом рассказывал, дело происходило так.
Летел он, летел в слошной мгле и вдруг увидел перед собой травянистый склон,
отдал ручку и сел. На высотомере 1000 метров над долиной, вокруг альпийский
луг и густой туман с моросящим дождем. Собрал аппарат в 6 метров и неспеша
пошел вниз. Через какое-то время вышел к избушке, в которой менты справляли
чей-то день рождения. Без лишних вопросов накормили, напоили и даже отвезли
на своей машине в лагерь, где мы жили. Зрелище было интересное: мокрый,
пьяный, и поэтому с трудом говорящий по русски, Витас в сопровождении
ментов.
Облачный фронт двигался вдоль хребта, т.е. стена облаков была почти
перпендикулярна горному массиву. По долине фронт двигался быстрее, а в горах
немного притормаживался. Пилоты, которые успели уйти в чистое небо, летели
вдоль хребта, но если аппарат не жать, то долинная часть фронта начинала
обгонять и перекрывала выход в долину. Большинство это быстро поняло и на
зажатых ручках понеслось от фронтальной зоны, чтобы иметь запас по времени и
расстоянию для выхода в долину, где еще надо было успеть размотать почти
тысячу метров.
Нескольким человекам пришлось садиться в ущелях в роторах от
предфронтального шквала. Чудом все остались целы, хотя шансов поломаться и
разгромить аппараты было очень много.
Подбор промокших и продрогших пилотов по всей долине продолжался до самой
ночи.
Кстати, алма-атинцы иногда пользуются прохождение таких фронтов для полетов
на дальность. Главное - вовремя стартовать и лететь впереди облачного вала.
Таким образом они пролетали по 60-80 км.
СС, Киев
|