Дельтаклуб «Альтаир» :  Непутёвые заметки   Избранное из hanggliderclub

Избранное из hanggliderclub



WEB интерфейс
к архиву конференции

Этот материал размещен автором на сайте
«Небо для всех»

Полеты в облаках-2 (Алма-Ата)


From: Сергей Сергеев
Subject: Полеты в облаках 2
Date: 5 Sep 2001


Продолжаю рассказы о полетах в облаках. Сие происшествие случилось в Алма-Ате на Чемпионате Союза в 1989 (или 1990) году.

С утра на Ушконыр (или Ушконур?) натянуло высокие перистые облака со стороны гор. Упражнение поставили не сложное - полет до ППМ в сторону Алма-Аты с возвращением. На старте был штиль с легкими дуновениями в хвост. В какой-то момент слева в горах начала формироваться облачность и ветерок потянул из долины. Облака были низкими, практически цеплялись за вершины хребта и темными из-за тени от слоистых облаков. Пилоты, которые были ближе к старту начали готовиться к полету и когда ветерок стал уверенным, начали один за другим прыгать. Они практически сразу становились в спираль и набирали высоту. На старте начался ажиотаж, я тоже одел подвеску, прицепился к дельтаплану и стал довольно быстро двигаться в очереди к месту старта. Облака тем временем уже подошли вплотную и стало видно, что они имеют довольно приличное вертикальное развитие. На фоне белесой стенки кружились дельтапланы и я уже мысленно был с ними. Вот передо мной стартует очередной спортсмен, я беру аппарат на плечи и докладываю: "К старту готов!". Команда выпускающего: "Пошел!" практически слилась с командой РП: "Старт закрыт!". Я уже начал движение, но меня поймали за боковые троса и вернули на землю. Через 30 секунд на старт обрушился шквалистый ветер с проливным дождем. Мы втроем едва удерживали дельтаплан, чтобы его не унесло.

Продолжалось это безобразие около получаса. Проливной дождь закончился, заметно похолодало. Все промокли до нитки и с удовольствием помогали собирать друг другу дельтапланы, лишь бы не стоять без движения на ветру. После дождя грунтовую дорогу со старта размыло и «Камазы» с «Уралами» спускались по скользкой колее на грани фола. Зрелище было экстремальное - я никогда не видел, чтобы огромные «Уралы» прыгали по кочкам, как игрушечные самосвальчики. Благодаря искусству нескольких водителей, которые спустили все грузовики вниз целыми, мы поехали с Ушконыра дружной колонной.

Спускаясь вниз по серпантину, мы заметили в скалах обломки дельтаплана. Туда сразу же была отправлена группа спасения. На верху скального откоса лежали обломки дельтаплана "Переход" на котором летал Миша Петровский. Но рядом его не было! Не прошло и часа, как пронеслась весть - Миша жив, спустился на парашюте примерно в полутора километрах от своего дельтаплана. Что же произошло? Во время суеты на старте Миша неправильно пристегнулся к фалу подцепа и в облаке, в которое он попал после старта, от начавшихся перегрузок карабин подвески сорвался с фала. Дельтаплан "Переход" отличался тем, что к пилоту крепились два дополнительных тросика, которые шли к дальним латам крыла и изменяли крутку дельтаплана при перемещении пилота. После того, как Миша оторвался от аппарата, он этими тросиками легко обломал консоли дельтаплана и с этими запчастями устремился вниз. Парашют Петровский выбросил почти сразу, который благополучно наполнился, правда при открытии в свободный полет ушла радиостанция, и приземлился в предгорьях Ушконыра. Но до получения радостных известий о спасении Миши, мы изрядно полновались и поломали голову над непонятными обломками. Было даже предположение, что от удара пилот получил контузию и прямо в подвеске убежал в неизвестном направлении.

Это было не единственное приключение в этот день.

Те, кто успел стартовать, вынуждены были удирать от надвигающегося фронта. Пилоты, которые замешкались у старта, испытали удовольствие полетов в облаках по полной программе.

Одним из них был Олег Овчаренко из Киева. При наборе высоты он пожадничал и не успел улететь в чистое небо. Набор высоты продолжался уже в облаках. "Потолок" был не таким высоким, как в Кызыле, 1500, 2000 метров от силы, над точкой старта. Но болтанка была довольно интенсивная и в какой-то момент Олег понял, что ориентация потеряна. Спасение лежало в кармане техкомбеза в виде "бычьего глаза". Оставалось проделать "небольшой" фокус - достать его оттуда, летая в облаке. Олег расстегнул подвеску, залез ногами в трапецию и стал по сантиметру подбираться к карману технички. С большим трудом ему это в конце концов удалось. Теперь предстоял следующий этап - компас был на коротеньком штативе, но закрепить на трапеции его было нечем. Сначала Олег поробовал держать его в одной руке, а второй управлять дельтапланом, но из-за сильной болтанки справиться с аппаратом одной рукой не удавалось. Тогда он взял штатив в зубы и глядя себе почти на переносицу выставился с курсом на север и полетел в направлении долины. Таким вот оригинальным способом он выбрался из гор и благополучно сел в районе Каскелена.

Пилот из Прибалтики Витас Черняускас тоже долго летал в облаках, полагаясь только на свои ощущения. Как он нам потом рассказывал, дело происходило так. Летел он, летел в слошной мгле и вдруг увидел перед собой травянистый склон, отдал ручку и сел. На высотомере 1000 метров над долиной, вокруг альпийский луг и густой туман с моросящим дождем. Собрал аппарат в 6 метров и неспеша пошел вниз. Через какое-то время вышел к избушке, в которой менты справляли чей-то день рождения. Без лишних вопросов накормили, напоили и даже отвезли на своей машине в лагерь, где мы жили. Зрелище было интересное: мокрый, пьяный, и поэтому с трудом говорящий по русски, Витас в сопровождении ментов.

Облачный фронт двигался вдоль хребта, т.е. стена облаков была почти перпендикулярна горному массиву. По долине фронт двигался быстрее, а в горах немного притормаживался. Пилоты, которые успели уйти в чистое небо, летели вдоль хребта, но если аппарат не жать, то долинная часть фронта начинала обгонять и перекрывала выход в долину. Большинство это быстро поняло и на зажатых ручках понеслось от фронтальной зоны, чтобы иметь запас по времени и расстоянию для выхода в долину, где еще надо было успеть размотать почти тысячу метров.

Нескольким человекам пришлось садиться в ущелях в роторах от предфронтального шквала. Чудом все остались целы, хотя шансов поломаться и разгромить аппараты было очень много.

Подбор промокших и продрогших пилотов по всей долине продолжался до самой ночи.

Кстати, алма-атинцы иногда пользуются прохождение таких фронтов для полетов на дальность. Главное - вовремя стартовать и лететь впереди облачного вала. Таким образом они пролетали по 60-80 км.

СС, Киев