Полеты в облаках-3 (Ямполь)
Тема: Полеты в грозу - 3
От: Sergei Sergeyev
Дата: Tue, 23 Oct 2001
Навеяло тут музыкой воспоминания о рассказах разных пилотов, как они летали
в облаках в Ямполе.
Мне это сомнительное счастье над кручами Днестра не досталось,
но историй о подобных подвигах я наслушался вдоволь.
Начну с общей характеристики грозовых облаков в этих местах. Кромка в Ямполе
выше 2000 поднимается редко, а когда начинают формироваться "жирные" кучевки
и внутримассовые грозы, кромка бывает и того ниже, в среднем - около 1500 м.
Вертикальное развитие тоже довольно "скромное" - редко бывает выше 5000
тысяч. Облака формируются не спеша, грозы перемещаются тоже медленно,
поэтому предвосхитить опасные метеоусловия не составляет труда. Хотя...
после недельного ожидания погоды за народом наблюдались проявления массового
психоза, когда всей кучей бросались парить в предгрозовом шквале. Иногда
такая жадность заканчивалась на "Поле чудес" кучей обломков из-за посадок в
момент прохождения шквала. Но это так, к слову...
Впервые о "серийных" полетах в облаках я услышал от Вити Сидоренко, который,
оказывается, регулярно входил в кучевку на маршруте, набирал дополнительные
500-800 метров и таким образом имел дополнительное преимущество перед
соперниками. В годы максимальной популярности Ямполя достойную конкуренцию
Виктору составлял харьковский пилот Александр Кадурин. Он старался во многом
подражать фавориту тех лет Сидоренко и тоже начал практиковать полеты в
кучевках. Однажды, не долетая до Каменки, Саша вошел во вполне мирное
кучевое облако, набрал свои "законные" 500 метров и направил дельтаплан в
сторону маршрута. Прошло какое-то время, но ожидаемого края облака все не
было и не было. Это не очень сильно смутило Кадурина, скороподъемность была
умеренной, болтало не сильно, только руки стали немного подмерзать. Высота
росла, края облака не было, холод стал донимать сильнее. Так как было лето,
то Саша был одет стандартно - техничка с рубашкой, перчаток не было. С
каждой минутой холод донимал все больше и больше. Как рассказывал Саша, тело
стало колотить крупной дрожью, а облаку не было ни конца ни краю. Тут уже
Кадурин начал всерьез волноваться - высота была около 3000 м, на носу
повисли сосульки, а коварное облако не отпускало ни в какую! Примерно на
3500 наконец-то дельтаплан вывалился из высокого альто-кумулюса,
одеревеневший пилот с трудом удерживал негнущимися руками дельтаплан на
курсе. Шапка кучевки уходила еще выше. Самое интересное, что соседние облака
были обычными "мирными барашками", без особого вертикального развития и
значительно ниже. Кадурин с вожделением жал аппарат, лишь бы быстрее
оказаться в теплых слоях атмосферы. По его словам, эта хладотерапия надолго
отбила у него охоту к "халявной" высоте, которую можно набрать в кучевых
облаках.
Летал в кучевке и Бондарчук, но он сам признался, что к счастью это
случилось в начале его спортивной карьеры, привив стойкий иммунитет к
подобным подвигам в будущем. Выглядело это так. С кем-то из довольно опытных
пилотов он отцентровал хороший поток и держался на хвосте до самого упора. А
упор оказался на уровне нижней кромки довольно обширной кучевки. После
хаотичного маневрирования в облаке, Олег решил стравить высоту - зажал
аппарат и стал ждать момента выхода из облака. Только не учел один нюанс -
без видимости горизонта очень сложно контролировать величину крена. В
какой-то прекрасный момент боковым зрением Олег заметил, что в облаке где-то
сверху, в районе консоли появилось какое-то размытое пятно. Присмотревшись,
Бондарчук с удивлением обнаружил, что пятно имеет характер георгафической
карты - дороги, села, лес. Через несколько секунд пришло трезвое понимание,
что это вовсе не галлюники, а действительно кусок земли, но в несколько
непривычном ракурсе. Крен был настолько велик, что перегрузка полностью
дезориентировала пилота - где верх, где низ.
О подобном эффекте рассказывали еще несколько пилотов, которые с удивлением
осознавали свое необычное пространственное положение при выходе из облака,
которое не совпадало с их представлением о ситуации.
Коля Поддубный (Киев) также рассказывал об ощущениях, которые возникают,
когда в облаке присутствует интенсивная болтанка и нет видимости горизонта.
В какой-то момент кажется, что дельтаплан становится на дыбы и инстинктивно
зажимается ручка. После разгона ручку приходится немного отпустить и тогда
аппарат действительно становится на дыбы, но воспринимается это вообще, как
выход на мертвую петлю. Приходиться делать над собой усилие, чтобы
зафиксироваться в нейтрали и подождать какое-то время, чтобы дельтаплан сам
стабилизировал полет, насколько это возможно в условиях облачной болтанки.
Резюме. В данных географических и метеорологических условиях "уйти" от
облака не представляется сложным. Практически все, кто побывал в Ямполе в
облаках, делал это сознательно или из-за жадности. Пилота в такой ситуации
подстерегает две беды - холод и потеря пространственной ориентировки, что
может спровоцировать выполнение маневров с большими перегрузками, которые
могут привести к разрушению дельтаплана (за рубежем такие случаи известны).
И еще пилота подстерегает одна вполне реальная опасность при полетах около
гроз - это приземление в момент прохождения предгрозового шквала. Довелось
видеть последствия таких посадок - обломанные консоли и трапеция, стойки
которой были выгнуты наружу дугой почти по правильному радиусу. И полный рот
украинского чернозема у пилота...
СС, Киев
|