Дельтаклуб «Альтаир» :  Самоучитель   Избранное из hanggliderclub

WEB интерфейс
к архиву конференции

Дельтаплан Дискас

From: Сергей Сергеев
Subject: ЛТХ Дискаса (было АК/Сложность эксплуатации)
Date: Mon, 14 Jul 2003


Дискас 14
Площад крыла - 13,7 м.кв.
Размах - 10 м
Угол при вершине 125-128 градусов
Оптимальный вес пилота (полный) - 80 кг
Вес крыла - 31 кг
Верхние латы - 20 шт.v Нижние латы - 4 шт.
Длина пакета - 5,1 / 4,1 / 2,2 м
Минимальная скорость - 29-30 км/ч
Максимальная скорость - 80 км/ч
Минимальный вес пилота (полный) - 70 кг
Максимальный вес пилота (полный) - 115 кг

Вот про аэродинамическое качество ничего не скажу, бо очень лукавая это цифра. Во всяком случае не меньше 10, а может и все 12 - зависит From многих факторов и прежде всего - From самого пилота.

Дискас 15
Площад крыла - 14,7 м.кв.
Размах - 10,3 м
Угол при вершине 125-128 градусов
Оптимальный вес пилота (полный) - 90 кг
Вес крыла - 33 кг
Верхние латы - 20 шт.
Нижние латы - 4 шт.
Длина пакета - 5,2 / 4,2 / 2,2 м
Минимальная скорость - 29-30 км/ч
Максимальная скорость - 80 км/ч
Минимальный вес пилота (полный) - 75 кг
Максимальный вес пилота (полный) - 125 кг

Фотография

Фотография

Облет прототипа Дискаса
Фотографии Виктора Елдинова
17 марта 2002 г.


From: Сергей Сергеев
Subject: Аэрос Дискас
Date: Mon, 18 Nov 2002


Вчера облетывали образец нового дельтаплана фирмы "Аэрос", который пойдет на сертификационные испытания под названием "Дискас" (в процессе испытаний дельтаплан назывался "Фан"). Дельтаплан относится к классу "интермедиейт" или, как милее нашему уху, к классу клубных дельтапланов.
На внешний вид дельтаплана можно глянуть на странице нашего американского дистрибьютера:
http://www.justfly.com/

Старты производились с аэробуксировки. Ветер был у земли 6-8 м/с. На ветру крыло удерживается просто, легко "ложится" на поток. До этого я летал на первом прототипе и запомнилась некоторая "ватность" аппарата при маневрировании - крыло неохотно "отдавало" накопленную скорость, маневры были вялыми в вертикальной плоскости, но с хорошей реакцией по крену. В доведенном виде ощущения от маневренности позволяют сказать, что характеристики управляемости стали более гармоничными - вертикальный маневр стал более энергичным, но не таким резким как на спортивных крыльях, по крену аппарат стал иметь более четкую обратную связь, что дает запас от "передозировки" движений во время перекладки или энергичного виража. В диапазоне "обычных" управляющих воздействий усилия по крену и тангажу заметно меньше, чем на ДП типа С-14/С-15, при "экстремальном" управлении усилия возрастают, но реакция дельтаплана при этом не становится прогрессирующей, т.е. маневр можно прекратить в любой момент. С полностью взведенным полиспастом крыло продлжает управляться, чуть туже, чуть инертнее, но всегда остается под контролем.
На аэробуксировке "Дискас" держится очень стабильно, даже с отпущенным полиспастом. Олег Бондарчук демонстрировал буксировку при управлении одной рукой во время умеренной приземной болтанки - крыло практически само центруется за буксировщиком.
На полностью зажатой ручке скорость, которую зафиксировал "Браунигер" - 85 км/ч.
На посадке дельтаплан ведет себя идеально - экранный эффект умеренный, срывается без взмывания и валежки на консоль.
К сожалению, вчера не удалось поработать в термиках, воздух был стабильный, практически без вертикального градиента температуры, и на верху дуло очень сильно - на высоте 500 м около 65-70 км/ч. Из-за чего буксировка выглядела примерно так - до 250-300 м сцепка пробивалась вперед, потом застывала на месте, на высоте более 400 м начинала пятиться назад. На балансировочной скорости (33-35 км/ч) дельтаплан откровенно летел вперед хвостом :-)) Что можно сказать плохого? Мне не понравилась сборка. По крайней мере для крыла клубного класса она слишком спецефическая. Пружинные латы, которые фиксируют заднюю кромку, вставляются с большим усилием и требуют определенной сноровки (лично у меня проблем не было, пальцы на КПЛ-ах и Комбатах натренированы :-). Впрочем, это замечание устранимо, если латы укоротить на 3-5 мм. Хуже со взводом стеклопластиковых хлыстов - пока мне не показали "волшебное движение", я не мог закрепить рычаг взвода на конце хлыста. Одно оправдание - и у Мойеса, и у Ламинаров это тоже не рядовая операция, доступная сильным и ловким.
Надеюсь полетать в термиках и у склона, чтобы дополнить информацию о новом дельтаплане.

СС, Киев


From: Sergei Sergeyev
Subject: Аэрос Дискас
Date: Sat, 23 Nov 2002


Сегодня удалось полетать на "Дискасе" в хиленьком динамике (дуло около 5-6 м/с) при косом юго-восточном ветре.
На ветру крыло хорошо балансируется, "паразитных" моментов не наблюдается. "Классический" старт со склона выполняется просто, крыло контролируется с первого шага.
Чтобы определить балансировочную скорость (на данном крыле 35-36 км/ч), пришлось полностью освободить ручку, т.к. даже небольшое "придерживающее" усилие приводит к полету на скорости 38-40-42 км/ч. Хорошо ли это? Начинающий пилот на чуть-чуть зажатом аппарате будет гарантировано иметь запас скорости и ... прошивать, не задерживаясь, мелкие зоны подъема. Опытный пилот по настоящему оценит эту особенность при длительном полете на скорости выше балансировочной, т.к. это потребует From него небольших физических усилий. При достижении примерно 45 км/ч усилия на ручке становятся достаточно четкими, чтобы можно было понять без указателя скорости, что летишь быстрее обычного. После 45 км/ч усилия начинают нарастать с положительным градиентом. Т.к. динамик был слабенький, то без риска вывалиться удалось разогнать крыло примерно до 60-65 км/ч. В этом диапазоне усилия на ручке умеренные - мне кажется, что даже меньше, чем на мачтовом "Стелсе". По опыту полетов на аэробуксировке могу точно сказать, что на скорости 75 км/ч усилия на ручке у "Дискаса" меньше, чем на мачтовом "Стелсе", но вот скорость снижения "Дискаса" на этом режиме мне показалась больше (инструментально пока подтвердить не могу). Очень интересно было бы полетать параллельно на обоих аппаратах для более объективного сравнения. Полет на скорости меньше балансировочной возможен примерно до 30 км/ч (устойчивую "малоскоростную площадку" сделать не удалось из-за малого клиренса между мной и склоном :-). На малых скоростях крыло управляется очень вяло и при освобождении ручки резво клюет и набирает скорость. На небольшой высоте это может вызвать неприятные эмоции, особенно при срыве в развороте. Одним словом, не забывайте главного девиза дельтапланериста: "Скорость - залог безопасности!"
Также у меня создалось впечатление, что при полете на скорости близкой к срывной, скорость снижения увеличивается - при попытке повисеть на хвосте у С-15 пришлось притормаживать "Дискас" и он начинал "сыпаться" относительно С-15. Не исключаю, что это происходило из-за ощутимой разницы в удельной нагрузке на крыло и более легкий пилот такого эффекта бы не заметил. По крену "Дискас" управляется легко. Особенно хорошо это чувствуется у нагрузке на крыло и более легкий пилот такого эффекта бы не заметил. По крену "Дискас" управляется легко. Особенно хорошо это чувствуется у склона. Для меня эталоном гармоничного управления всегда был мачтовый "Стелс". По сравнению с ним "Дискас" проигрывает по расходу высоты в развороте (может быть в данном случае сказывается то, что площадь 13,7 м.кв. для моего "банного" веса 87 кг оказывается маловатой, хотя 14 м.кв. мачтового "Стелса" не вызывает подобного ощущения в развороте) и в диапазоне скоростей, на которых крыло продолжает управляться (мачтовый "Стелс" остается "вменяемым" даже на скорости парашютирования). Но реакция по крену и радиус разворота у "Дискаса" выглядят предпочтительнее, по видимому сказывается меньший размах (меньший момент инерции) и демпфирующие св-ва гибкой законцовки крыла. Более четко выраженный режим срыва на "Дискусе" приводит к тому, что координация в развороте также отличается From манеры управления "стелсами" - по тангажу движения должны быть более дозированными, чтобы случайно не вывести крыло в развороте на режим срыва. Зато на движения в канале крена крыло реагирует очень быстро и четко. Но что ни говори, пока не полетаешь на аппарате в термичку, заключение делать рано.
В сумме поведение аппарата в динамике мне понравилось - полет чуть меньше часа над склоном на высоте From уровня старта до 30-40 м вместе с дельтапланами и парапланами, при боковом ветре, совершенно не утомил. Попадание в спутку не приводило даже к секундной потере управляемости. Крыло позволяло оптимально подбирать высоту там, где держало, и быстро проскакивать те места, где "садило". Из-за небольшой высоты полета почти не пользовался полиспастом - эта часть исследования еще впереди. Посадка совершалась при слабом боковом ветре. Без проблем. Крыло сорвалось даже чуть раньше, чем я ожидал. По усилиям и расходу ручки очень напоминает "Таргет 16", но все происходит на большей скорости.
При сборке взвод гибкого хлыста с первой попытки пока не получается. Надо тренироваться :-)

СС, Киев


From: Sergei Sergeyev
Subject: Аэрос Дискас
Date: Sun, 1 Dec 2002


Сегодня (то бишь вчера по календарю) полетал на "Дискусе" при сильном ветре и довольно ощутимой болтанке.
Порадавал аппарат на старте - при рваном ветре удалось стартовать без посторонней помощи, крыло легко контролируется по крену и не вырывается из рук.
Против ветра пробивается легко, на уровне "Сталкера"/"Стелса", при этом не приходиться висеть на ручке до немоты в руках. Болтанку демпфирует хорошо, практически не возникает моментов, когда не справляешься с крылом.
Удалось сделать 3-4 спирали в потоках, но из-за сильного сноса не получилось позволить крылу самому крутиться в потоке, поэтому никакого заключения сделать не могу, кроме того, что крыло легко выполняло любые мои желания. При разборке наступил на грабли, о которых предупреждал Бондарчук - когда снимал колпачок с хлыста, немножко переусердствовал и хлыст заскочил в "ловушку" - зазор между креплением рычага и передним швом обшивки. Без длиной отвертки и помощника ситуацию разрулить не вышло - в процессе богатая фантазия рисовала картинку подобного приключения где нибудь в безлюдных степях :-))

СС, Киев


From: Сергей Сергеев
Subject: Аэрос Дискас
Date: Wed, 4 Dec 2002


В активе тестов "Дискуса" появился еще один полет - на минимальную скорость. Удалось "выдавить" уверенные 28 км/ч. К минимальной скорости крыло подходит с предупреждающими признаками - возрастает возращающее усилие на ручке, начинается виляние по курсу. При достижении скорости срыва, не смотря на выданную ручку, крыло начинает опускать нос и восстанавливает потерянную скорость. Тенденции свалиться на крыло не замечено.

СС, Киев


From: Сергей Сергеев
Subject: Аэрос Дискас
Date: Mon, 16 Dec 2002


Совершенно неожиданно для себя удалось в субботу полетать на "Дискасе" в слабеньких и узеньких термиках (до + 0,8 по усреднителю).
В одинаковых условиях полетал на "Таргете" и "Дискасе". После "Таргета" особенно чувствуется "легкая" ручка "Дискаса" и его более высокая скорость. Поэтому, хоть "Д" и позиционируется как клубный дельтаплан, пересаживаться после учебной техники на него необходимо довольно осторожно. По крайней мере не спешить на "Д" выполнять энергичные маневры.
Что приятно впечатлило, что радиус разворота этих крыльев практически совпадает, при том, что на "Д" потеря высоты при координированном развороте получается меньше.
В потоках крыло очень информативно - по поведению аппарата и услиям на ручке чувствуется вся структура восходняка, моменты входа и выхода. Даже по поведению "Д" можно определить - попал ты в поток или промазал: в потоке крыло позволяет себя притормозить без существенного скольжения, а если спираль пришлась мимо, то крыло сразу увеличивает скорость и скольжение - примерно так же ведет себя С-15.
На взлете попробовал разбег с "контролируемым" креном - тенденции самопроизвольно увеличить крен не наблюдается.
Посадка "с разгона" тоже получается хорошо, не смотря на заметный экранный эффект, крыло в случае необходимости срывается без интенсивного взмывания. Хотя, в этой оценке я могу быть недостаточно объективным, т.к. школа посадок на "Сталкерах" и "Стелсах" приучила совершать безопасные посадки в любом сочетании факторов. Это я не ради саморекламы пишу, а чтобы предупредить расхоложенное отношение на посадке при полетах на "Дискасе" у тех, кто будет при облете ориентироваться на мои посты об этом аппарате.

СС, Киев