Дельтаклуб «Альтаир» :  Самоучитель   Избранное из hanggliderclub

Фотография

WEB интерфейс
к архиву конференции

Дискас-15


From: Сергей Сергеев
Subject: Дискас-15
Date: Thu, 24 Jul 2003


Наконец-то удалось пролететься на Дискасе 15! Правда, пока только на аэробуксировке. Но надеюсь, что на недельке в Ходосовку выберусь под восточный ветерок - у склона все таки крыло лучше всего «осязается» =:-)
Поскольку старт был аэробуксировочный, то собственно о старте сказать нечего - когда тянут за шкирку, в воздух что угодно взлетит :) На буксировке крыло очень стабильно, даже с отпущенным полиспастом. Усилия по тангажу сравнимы с безмачтовыми «Стелсами».
Полет. Полиспаст отпущен. Балансировочная скорость 35-36 км/ч. Ручка управления на уровне шеи. Со взведенным полиспастом балансировочная скорость практически не изменяется - 36-38 км/ч, но ручка перемещается на уровень груди. Со взведенным полиспастом крыло разгоняется легко, максимальная скорость едва дотягивает до 75 км/ч (у меня вертушка на повышенных скоростях «запирается», Дробышев говорит, что по своему прибору до 90 км/ч разгонял), снижение на максимальной скорости я отметить не успел (шкала прибора уходит из поля зрения), но по ощущениям дельтаплан снижается очень резво - резвее, чем мачтовый «Стелс». На повышенной скорости наблюдается легкое апериодическое рысканье по курсу, которое не мешает выдерживать направление полета. Усилия однако меньше, чем на мачтовом «Стелсе». Скорость разгона приятно реализуется в высоту - нет ощущения «ватности», когда отпускаешь ручку, хотя безудержного желания взмыть свечкой тоже не наблюдалось. Погода была термичная, с умеренной ткрбулентностью. Не скажу, что Дискас-15 летит в болтанку по курсу «как влитой», но коррекция курса не отнимает много сил и внимания. На взведенном крыле ощущается некоторая инертность при работе по курсу.
Минимальная скорость, которую удалось «выдавить» из крыла - 28 км/ч. Скорость снижения в этом режиме увеличивается (на приборе было 1,1-1,2 м/с, при не идеальной атмосфере). Усилия на ручке значительные, дельтаплан при этом как бы упирается лбом в стенку и начинает очень легко рыскать по курсу. После прекращения воздействия на ручку, происходит довольно пологий набор скорости без клевка на нос или сваливания на крыло.
Спирали. Погода позволила довольно много поработать в термиках, причем в разных. Поведение Д-15 в потоках мне напомнило повадки С-15. Есть режим установившейся спирали (на глаз крен 30-35 градусов), когда практически не требуется вмешательство пилота. В более крутой спирали крыло приходиться придерживать от излишнего скольжения (смещаясь в противоположную от крена сторону), но в потоках более 1 м/с необходимость в этом уменьшается. Можно предположить, что в +3...+4 такой надобности вообще не будет нужно.
Правильную пологую спираль держать сложно - крыло само пытается подкрутить там, где поток усиливается и вывалиться из потока там, где поток слабеет. На моей памяти именно так вели себя дакроновые С-15. Координация крен-тангаж тоже напоминают пилотирование С-15, но по крену управление на Д-15 более эффективно. В потоке крыло информативно, но по моим ощущениям перегрузки на входе-выходе более плавные, чем на мачтовых «Стелсах». По крайней мере в не очень сильных потоках приходилось свои ощущения сверять с прибором. Радиус спирали очень компактный, в ровном потоке нет проблем обойти «Комбат» ;-) Перекладка из 45 в 45 не так проста, как хотелось бы. Чтобы сделать ее за минимальное время (3-4 сек), надо грамотно распорядиться скоростью - если начинать маневр очень резво, энергии не хватает для продолжения перекладки, крыло «тупеет» и темп замедляется. Усилия при перекладке значительные. Срыв в развороте довольно мягкий, без интенсивного скольжения, есть время для исправления ошибки.
Посадка. Условия на площадке - 2-3 м/с. Никаких проблем не заметил - прицелился, подвел к земле, совсем чуть-чуть выдержал, ручку от себя и стоишь на земле на своих двоих.
Думаю, что полное впечатление от аппарата сформируется после полетов у склона.

ЗЫ. Буксирнулся на «Таргете-16». Немножко великоваты усилия на ручке по тангажу, но терпимо. По курсу идет очень устойчиво. Скорость буксировки - 52-55 км/ч за «Штилем-17».

СС, Киев

Фотография

Фотография
Ходосовка, 26 июля 2003 г.
Фотографии Игоря Чулкова


From: Сергей Сергеев
Subject: Дискас-15
Date: Mon, 28 Jul 2003


У склона получилось полетать на «Дискасе-15» совсем немножко - погода была штильно-пузыристая при температуре в тени 27-28 градусов. Старт со склона в слабых ветровых условиях безо всяких проблем. Крыло послушное, весовая балансировка почти нейтральная, поэтому никаких паразитных моментов в момент разбега не возникает.
Побарахтавшись в дохлых пузыриках у склона, мне показалось, что Дискас-15 ближе к определению «клубный дельтаплан», чем Дискас-14. После «Таргета» 14-ый кажется слишком юрким и легким по тангажу. 15-ый «сидит в потоке» более основательно, усилия на ручке и соответсвующая динамика крыла ближе к «Таргету» - случайным «чихом» его не свернешь с пути истинного. С другой стороны «дубовым» крыло назвать нельзя - если на легкие воздействия 15-ый реагирует вяловато, то на нормальные перемещения под трапецией крыло реагирует адекватно и довольно быстро.
Как и на 14-ом надо себя контролировать при отдаче ручки в развороте, при торможении до определенной скорости крыло становится вялым по крену и последующее восстановление скорости происходит со скольжением на крыло. Что мне понравилось в Дискасе-15, так это то, что набранная скорость при снижении очень хорошо реализуется в последующий восходящий маневр с очень сбалансированными усилиями на ручке - чувствуешь аппарат в любой точке траектории.
Посадки осуществлялись практически в полный штиль - крыло не имеет тенденции клевать носом даже при высоком срыве, режим парашютирования стабилен, дельтаплан не имеет тенденции сваливаться при этом на крыло.
Свои ощущения я дополнил на следующий день при аэробуксировке.
Еще раз убедился, что маневренность хоть чуть-чуть, но зависит от расцветки дельтаплана - черные, фиолетовые и лиловые обшивки «загрубляют» крыло по сравнению с другими.
Как известно, идеальных дельтапланов быть не может. Есть свои «фишки» и у «Дискаса-15». Опять же - все в сравнении. Так вот, по сравнению с мачтовым «Стелсом», который имеет очень большой диапазон скоростей/кренов без ущерба для комфортности полета, на Дискасе-15 этот диапазон менее широкий - ощущения от крыла портятся, как только из этого диапазона выходишь. Крыло не любит притормаживания в потоке - возрастают усилия по крену и падает угловая скорость вращения. А в крутой спиральке крылышко надо придерживать от излишнего скольжения во-внутрь, впрочем, я уже об этом писАл.
Рассказывая о летных характеристиках, я совсем забыл упомянуть об одном маленьком, но приятном изменении в конструкции дельтаплана. Теперь вместо пружинных фиксаторов лат используются рычажные, что значительно удобнее и приятнее для пальцев.

ЗЫ. В конце дня пролетелся на Комбате-2-13. Не дельтаплан - скрипка! Каждое движение пальчиком отыгрывает, каждый порывчик воздуха чувствуется. Все таки «Дискасы» ближе по ощущениям к «Таргету», чем к «Комбату»!

СС, Киев