Дискас-15
From: Сергей Сергеев
Subject: Дискас-15
Date: Thu, 24 Jul 2003
Наконец-то удалось пролететься на Дискасе 15!
Правда, пока только на аэробуксировке. Но надеюсь, что на недельке в
Ходосовку выберусь под восточный ветерок - у склона все таки крыло лучше
всего «осязается»
Поскольку старт был аэробуксировочный, то собственно о старте сказать
нечего - когда тянут за шкирку, в воздух что угодно взлетит
На буксировке крыло очень стабильно, даже с отпущенным полиспастом. Усилия
по тангажу сравнимы с безмачтовыми «Стелсами».
Полет. Полиспаст отпущен. Балансировочная скорость 35-36 км/ч. Ручка
управления на уровне шеи. Со взведенным полиспастом балансировочная скорость
практически не изменяется - 36-38 км/ч, но ручка перемещается на уровень
груди. Со взведенным полиспастом крыло разгоняется легко, максимальная
скорость едва дотягивает до 75 км/ч (у меня вертушка на повышенных скоростях
«запирается», Дробышев говорит, что по своему прибору до 90 км/ч разгонял),
снижение на максимальной скорости я отметить не успел (шкала прибора уходит
из поля зрения), но по ощущениям дельтаплан снижается очень резво - резвее,
чем мачтовый «Стелс». На повышенной скорости наблюдается легкое
апериодическое рысканье по курсу, которое не мешает выдерживать направление
полета. Усилия однако меньше, чем на мачтовом «Стелсе». Скорость разгона
приятно реализуется в высоту - нет ощущения «ватности», когда отпускаешь
ручку, хотя безудержного желания взмыть свечкой тоже не наблюдалось.
Погода была термичная, с умеренной ткрбулентностью. Не скажу, что Дискас-15
летит в болтанку по курсу «как влитой», но коррекция курса не отнимает много
сил и внимания. На взведенном крыле ощущается некоторая инертность при
работе по курсу.
Минимальная скорость, которую удалось «выдавить» из крыла - 28 км/ч.
Скорость снижения в этом режиме увеличивается (на приборе было 1,1-1,2 м/с,
при не идеальной атмосфере). Усилия на ручке значительные, дельтаплан при
этом как бы упирается лбом в стенку и начинает очень легко рыскать по курсу.
После прекращения воздействия на ручку, происходит довольно пологий набор
скорости без клевка на нос или сваливания на крыло.
Спирали. Погода позволила довольно много поработать в термиках, причем в
разных. Поведение Д-15 в потоках мне напомнило повадки С-15. Есть режим
установившейся спирали (на глаз крен 30-35 градусов), когда практически не
требуется вмешательство пилота. В более крутой спирали крыло приходиться
придерживать от излишнего скольжения (смещаясь в противоположную от крена
сторону), но в потоках более 1 м/с необходимость в этом уменьшается. Можно
предположить, что в +3...+4 такой надобности вообще не будет нужно.
Правильную пологую спираль держать сложно - крыло само пытается подкрутить
там, где поток усиливается и вывалиться из потока там, где поток слабеет. На
моей памяти именно так вели себя дакроновые С-15. Координация крен-тангаж
тоже напоминают пилотирование С-15, но по крену управление на Д-15 более
эффективно. В потоке крыло информативно, но по моим ощущениям перегрузки на
входе-выходе более плавные, чем на мачтовых «Стелсах». По крайней мере в не
очень сильных потоках приходилось свои ощущения сверять с прибором. Радиус
спирали очень компактный, в ровном потоке нет проблем обойти «Комбат»
Перекладка из 45 в 45 не так проста, как хотелось бы. Чтобы сделать ее за
минимальное время (3-4 сек), надо грамотно распорядиться скоростью - если
начинать маневр очень резво, энергии не хватает для продолжения перекладки,
крыло «тупеет» и темп замедляется. Усилия при перекладке значительные.
Срыв в развороте довольно мягкий, без интенсивного скольжения, есть время
для исправления ошибки.
Посадка. Условия на площадке - 2-3 м/с. Никаких проблем не заметил -
прицелился, подвел к земле, совсем чуть-чуть выдержал, ручку от себя и
стоишь на земле на своих двоих.
Думаю, что полное впечатление от аппарата сформируется после полетов у
склона.
ЗЫ. Буксирнулся на «Таргете-16». Немножко великоваты усилия на ручке по
тангажу, но терпимо. По курсу идет очень устойчиво. Скорость буксировки -
52-55 км/ч за «Штилем-17».
СС, Киев
|
|
Ходосовка, 26 июля 2003 г.
|
From: Сергей Сергеев
Subject: Дискас-15
Date: Mon, 28 Jul 2003
У склона получилось полетать на «Дискасе-15» совсем немножко - погода была
штильно-пузыристая при температуре в тени 27-28 градусов.
Старт со склона в слабых ветровых условиях безо всяких проблем. Крыло
послушное, весовая балансировка почти нейтральная, поэтому никаких
паразитных моментов в момент разбега не возникает.
Побарахтавшись в дохлых пузыриках у склона, мне показалось, что Дискас-15
ближе к определению «клубный дельтаплан», чем Дискас-14. После «Таргета»
14-ый кажется слишком юрким и легким по тангажу. 15-ый «сидит в потоке»
более основательно, усилия на ручке и соответсвующая динамика крыла ближе к
«Таргету» - случайным «чихом» его не свернешь с пути истинного. С другой
стороны «дубовым» крыло назвать нельзя - если на легкие воздействия 15-ый
реагирует вяловато, то на нормальные перемещения под трапецией крыло
реагирует адекватно и довольно быстро.
Как и на 14-ом надо себя контролировать при отдаче ручки в развороте, при
торможении до определенной скорости крыло становится вялым по крену и
последующее восстановление скорости происходит со скольжением на крыло.
Что мне понравилось в Дискасе-15, так это то, что набранная скорость при
снижении очень хорошо реализуется в последующий восходящий маневр с очень
сбалансированными усилиями на ручке - чувствуешь аппарат в любой точке
траектории.
Посадки осуществлялись практически в полный штиль - крыло не имеет тенденции
клевать носом даже при высоком срыве, режим парашютирования стабилен,
дельтаплан не имеет тенденции сваливаться при этом на крыло.
Свои ощущения я дополнил на следующий день при аэробуксировке.
Еще раз убедился, что маневренность хоть чуть-чуть, но зависит от расцветки
дельтаплана - черные, фиолетовые и лиловые обшивки «загрубляют» крыло по
сравнению с другими.
Как известно, идеальных дельтапланов быть не может. Есть свои «фишки» и у
«Дискаса-15». Опять же - все в сравнении. Так вот, по сравнению с мачтовым
«Стелсом», который имеет очень большой диапазон скоростей/кренов без ущерба
для комфортности полета, на Дискасе-15 этот диапазон менее широкий -
ощущения от крыла портятся, как только из этого диапазона выходишь. Крыло не
любит притормаживания в потоке - возрастают усилия по крену и падает угловая
скорость вращения. А в крутой спиральке крылышко надо придерживать от
излишнего скольжения во-внутрь, впрочем, я уже об этом писАл.
Рассказывая о летных характеристиках, я совсем забыл упомянуть об одном
маленьком, но приятном изменении в конструкции дельтаплана. Теперь вместо
пружинных фиксаторов лат используются рычажные, что значительно удобнее и
приятнее для пальцев.
ЗЫ. В конце дня пролетелся на Комбате-2-13. Не дельтаплан - скрипка! Каждое
движение пальчиком отыгрывает, каждый порывчик воздуха чувствуется.
Все таки «Дискасы» ближе по ощущениям к «Таргету», чем к «Комбату»!
СС, Киев
|