Дельтаклуб «Альтаир» :  Избранное из hanggliderclub

WEB интерфейс
к архиву конференции

Фотография

* Примечание:
Эта информация не является официальной, она почерпнута из нескольких источников, но не из акта расследования происшествия. Неизвестно вообще, был ли такой акт.


Мотодельтаплан «Эверест»


From: Сергей Сергеев
Subject: Проект СААП, обзорная статья.
Date: Tue, 18 Feb 2003


Автор проекта - бывший военный летчик Мазуренко. Попробовав несколько раз полетать на мотодельте, пришел к выводу, что для профессиональных летчиков необходим МДП с привычными органами управления и соответствующей реакцией при воздействии на органы управления.
Затеял проект "Эверест", МДП взлетным весом 650 кг, с двумя спаренными Ротаксами 582, и кабиной-модулем, внутри которой располагалось кинематическое приспособление, передающее через сложный механизм тяг и бустеров управляющие воздействия на на классическое гибкое крыло. Это гибрид привозили в Киев, где мне удалось заглянуть вовнутрь капсулы. Первое впечатление - сама капсула сильно перетяжелена, все сделано по "большесамолетному". Кинематика механизма управления довольно сложная и, самое главное, из-за бустеров не давала возможности обратной информативной связи: крыло - органы управления - пилот. Без бустеров система управления навряд ли была слишком эффективна, т.к. механизм получился сравнительно компактным, с малыми плечами и малыми ходами. Под этот проект Мазуренко раскрутил харьковского бизнесмена и депутата ВР, который под соусом работы над перспективным АХР МДП вложил свои средства и финансы агрохимической компании. Были поставлены довольно жесткие сроки для выполнения заказа.
Мазуренко самостоятельно испытывал свое детище. По отзывам очевидцев, первые полеты были исключительно по прямой: взлет-посадка. Сразу же вылезли недоработки системы управления, которая требовала тщательной наладки и согласования расходов органов управления. Подробности проекта Мазуренко не афишировал, т.к. расчитывал сделать на этом аппарате бизнес. К рекомендациям харьковских СЛА-шников прислушивался мало, считая, что "военная кость" умнее. В течение сезона ему удалось добиться сносной управляемости своего ЛА, летал исключительно по вечерам в спокойных условиях. В день трагедии обмолвился, что завтра ему надо демонстрировать аппарат в полете спонсорам и он хочет проверить еще одну регулировку системы управления. Погодные условия были комфортными. Рядом работали АХР-щики на МДП и подтверждают это. По словам очиведцев взлет прошел нормально, затем МДП начал делать левый разворот, в процессе которого было видно, что увеличивается крен. Пилот увеличил обороты двигателя, но траектория полета осталась нисходящей. На скорости более 100 км/ч МДП врезался в землю, от удара загорелась винтомоторная группа и бензобак. Т.к. капсула была закрыта, пилот не смог вовремя из нее выбраться (при условии, что оставался жив). МДП и пилот практически полностью сгорели, т.к. на аэродроме не было средств пожаротушения и достаточного количества людей, которые были бы способны оказать помощь. Все это происходило где-то в районе Чугуева. Вот и вся история...
Мы в свое время обсуждали этот проект и пришли к выводу, что с теми средствами, которые были у Мазуренко, задача не могла быть решена с достаточной степенью надежности. Главная проблема при полетах на малой высоте в условиях турбулентности - однозначная обратная связь пилот-крыло, которая не может быть решена при внедрении кинематики с бустерами без привлечения устройства, которое могло бы оперативно загружать органы управления адекватными атмосферным и инерционным воздействиям. В принципе задачу решить можно, но за эти деньги реально построить классический самолет с "полным фаршем" для любых полетов.