WEB интерфейс
к архиву конференции
|
* Примечание: Эта информация не является официальной, она почерпнута из нескольких источников,
но не из акта расследования происшествия. Неизвестно вообще, был ли такой акт.
|
Мотодельтаплан «Эверест»
From: Сергей Сергеев
Subject: Проект СААП, обзорная статья.
Date: Tue, 18 Feb 2003
Автор проекта - бывший военный летчик Мазуренко. Попробовав несколько раз
полетать на мотодельте, пришел к выводу, что для профессиональных летчиков
необходим МДП с привычными органами управления и соответствующей реакцией
при воздействии на органы управления.
Затеял проект "Эверест", МДП взлетным весом 650 кг, с двумя спаренными
Ротаксами 582, и кабиной-модулем, внутри которой располагалось
кинематическое приспособление, передающее через сложный механизм тяг и
бустеров управляющие воздействия на на классическое гибкое крыло. Это гибрид
привозили в Киев, где мне удалось заглянуть вовнутрь капсулы. Первое
впечатление - сама капсула сильно перетяжелена, все сделано по
"большесамолетному". Кинематика механизма управления довольно сложная и,
самое главное, из-за бустеров не давала возможности обратной информативной
связи: крыло - органы управления - пилот. Без бустеров система управления
навряд ли была слишком эффективна, т.к. механизм получился сравнительно
компактным, с малыми плечами и малыми ходами.
Под этот проект Мазуренко раскрутил харьковского бизнесмена и депутата ВР,
который под соусом работы над перспективным АХР МДП вложил свои средства и
финансы агрохимической компании. Были поставлены довольно жесткие сроки для
выполнения заказа.
Мазуренко самостоятельно испытывал свое детище. По отзывам очевидцев, первые
полеты были исключительно по прямой: взлет-посадка. Сразу же вылезли
недоработки системы управления, которая требовала тщательной наладки и
согласования расходов органов управления. Подробности проекта Мазуренко не
афишировал, т.к. расчитывал сделать на этом аппарате бизнес. К рекомендациям
харьковских СЛА-шников прислушивался мало, считая, что "военная кость"
умнее. В течение сезона ему удалось добиться сносной управляемости своего
ЛА, летал исключительно по вечерам в спокойных условиях.
В день трагедии обмолвился, что завтра ему надо демонстрировать аппарат в
полете спонсорам и он хочет проверить еще одну регулировку системы
управления. Погодные условия были комфортными. Рядом работали АХР-щики на
МДП и подтверждают это. По словам очиведцев взлет прошел нормально, затем
МДП начал делать левый разворот, в процессе которого было видно, что
увеличивается крен. Пилот увеличил обороты двигателя, но траектория полета
осталась нисходящей. На скорости более 100 км/ч МДП врезался в землю, от
удара загорелась винтомоторная группа и бензобак. Т.к. капсула была закрыта,
пилот не смог вовремя из нее выбраться (при условии, что оставался жив). МДП
и пилот практически полностью сгорели, т.к. на аэродроме не было средств
пожаротушения и достаточного количества людей, которые были бы способны
оказать помощь. Все это происходило где-то в районе Чугуева.
Вот и вся история...
Мы в свое время обсуждали этот проект и пришли к выводу, что с теми
средствами, которые были у Мазуренко, задача не могла быть решена с
достаточной степенью надежности. Главная проблема при полетах на малой
высоте в условиях турбулентности - однозначная обратная связь пилот-крыло,
которая не может быть решена при внедрении кинематики с бустерами без
привлечения устройства, которое могло бы оперативно загружать органы
управления адекватными атмосферным и инерционным воздействиям. В принципе
задачу решить можно, но за эти деньги реально построить классический самолет
с "полным фаршем" для любых полетов.
|
|