WEB интерфейс
к архиву конференции
Голландский шаг
From: Vitaly Pyankov
Subject: голландский шаг
Date: Tue, 3 Aug 2004
92 год, июль.
Летал я тогда еще довольно недолго, второй год всего, только-только получил
свой первый спортивный аппарат - X-7(икс-7) - как раз этот аппарат был
склонен к раскачке. Про голландский шаг и как с ним бороться я уже знал
(теоретически, правда).
И был выезд на сборы. Я выезжал на сборы впервые. После нашей 40-метровой
горки, 120м казалось потрясающей высотой. Хребет (хотя хребет - это слишком
громкое название - 120м высоты) был общей длиной километров 5-6, и при
наличии хорошего лобового ветра можно было не напрягаясь набирать 200м над
стартом даже при отсутствии термиков... Вот оно, СЧАСТЬЕ! Первые длительные
(как нам, чайникам, тогда казалось) полеты - аж по целому часу :)! Впервые
мы летали гораздо выше старта. И случилась со мной, чайником, совершенно
обычнейшая вешь - мне показалось, что я могу все. Что я "крутой пилот", что
могу справиться с любой погодой, и нет ничего невозможного. Вот тут-то и
получил. Не скажу, что по полной программе - небо просто слегка взяло за
шкирку и чуть чуть встряхнуло... Чтобы мозги на место встали :))
Итак, тот самый день:
Погоды в тот день с утра не было (точнее той погоды, что была нужна нам, а
именно - ветра южного направления силой 6-12м/с).
Только-только мы пообедали (в лагере под горой) и как раз мы, чайники,
хвастались друг перед другом своими героическими летаниями (чайник на
летательных сборах, по-моему не способен говорить на другие темы :))) И вот
сидим, это мы, трындим, и вдруг видим, что кто-то с горы стартовал (пилот из
соседнего лагеря). И вроде высоту набирать начал...
Нас буквально подбросило:
- Как! Значит есть погода!! Кто-то летает, а мы тут сидим!!! Быстро! На
гору! Летать!!!!
Через 2 минуты четверо ненормальных уже неслись вверх по склону.
Торопимся - погода ведь может уйти! Быстрей, быстрей! Но быстрее уже не
получается, ибо дорога в гору и расстояние примерно километр... И вот мы уже
не бежим а идем... Хотя и быстро...
И за каким чертом я так наелся в обед! Идиот!! Хорошо еще, что аппараты
возле старта лежат... Ох... Надо зарядку по утрам делать... Ну ничего,
ничего, уже близко... Дошли! И вправду погода есть!
Теперь быстро собирать... Ежкин кот! Где эта чертова контровка!!!! Вот тут
ведь была!!!!! Какая зараза сперла мой ремкомплект!!! А! вот он... Аппарат
собран. Теперь предстартовый осмотр...Чтобы скоростная сборка не привела к
скоростному спуску... Теперь приборы: цепляем вариометр на подкос,
парашютный высотник на руку, теперь вроде бы все...
Так. Все в порядке, а что у нас с погодой? Ветер лобовой 8м/с, вот только
тучка какая-то справа на подходе, ну да ничего, она должна правее пройти...
Теперь быстро лезем в подвеску... (До сих пор в "фартуке" летаю! Это я-то,
крутой пилот, у которого аж целых 9 часов налета!... Впрочем, ерунда...)
Так, парашют на месте. Теперь цепляемся карабином, и вот я уже готов.
0. Старт. Земля уплывает вниз... Разворот... Счастье. Полное и абсолютное...
+15мин
В воздухе нас трое. Наши друзья-коллеги-конкуренты уже приземлились, чего мы
понять не можем. В воздухе спокойно, высота 150м над стартом. Хребет
длинный - так что мы не мешаем друг другу...А тучка-то приблизилась...
Похоже, что нас может накрыть... Ну ничего, на вид она не опасная.
+20 мин
Тучка подошла. Солнца уже нет.
+21 мин
Дождь. Мокро. Но на посадку не пойду. Рано еще. Как же так - всего-то 20 мин
в воздухе! Мало!
+23мин
Град. Барабанит по парусу. Уже холодно... Может все-таки вниз?
Нет-нет-нет!!! Какое вниз? Остальные двое-то летают! Значит и мне надо!
+25мин.
Аппарат, что был ниже меня, похоже пошел на посадку... Может и мне тоже
пора?
+26 мин
А что у нас на высотнике? уже 300м?!! Так тот нижний аппарат не снижался
выходит... Это я поднимаюсь. И подъем +2м/с... Уже +3??? +5???? тааак...
Тучка работает... И как близко уже, зараза! Уже видны лохмотья облака, я в
"линзе" (не знаю как правильно назвать - облако снизу вогнуто внутрь как
перевернутое блюдце) Вот ведь... А ведь пора спасаться...Ручку на себя...
Пошел левый крен (хотя я вишу посередине), болтанка видимо... Еще ручку на
себя, смещаемся вправо, пытаясь компенсировать разворот.... Оппа! Аппарат
перекладывается в правый крен, причем он больше, чем был левый! Смещаемся
обратно влево! Ух!!! Левый крен, еще больше!!! Быстрее вправо!...Правый
крен!!!... Да что же это! Турбулентность что ли такая мощная??... Влево....
Левый крен!!! (причем перекладывание уже идет с пикированием)... За
направлением полета уже не слежу - не до того... Слава Богу поблизости
никого... Вправо!!... Пикирую, вижу носовой узел на фоне земли... Правый
крен! Вижу крыло на фоне земли... Ощущение, что крен уже более 90 градусов и
аппарат уже слегка вверх ногами...
- Бллин!!! Что ж делать-то??? Может уже парашют кидать пора? Кстати где он?
А! Вот он, на пузе... Уже легче.
Ладно, кидать пока не будем. Попробуем подумать... Вот ведь я идиот! Это ж
голландский шаг! Классический, в чистом виде!!! Надо ручку отдать....
Отдал... Похоже сильно. Аппарат несется вверх (еще бы не несся! Скорость-то
перед этим была ого-го! ручку я зажимал по самое не могу!) но зато уже не
качается...
....Дальше было проще. Нашел нисходящий поток (хотя, скорее он меня нашел, а
не я его), снижаюсь.
+30 мин... Посадка...
Приземляюсь позже всех... Обнаруживаю, что ручонки у меня слегка дрожат.
Ноги вроде держат. Крутой пилот, блин! А ведь могло быть хуже... В который
раз даю себе страшную клятву постараться хоть немного поумнеть.
From: Vitaly Pyankov
Subject: голландский шаг
Date: Wed, 4 Aug 2004
Если интересно, кто были остальные двое - Коля (на другом X-7, который почему-то
не качался - его выше меня уперло) и Дима Селезнев (на Атласе). Еще была Вера Митюшкина,
но она взлететь не успела в тот раз - ветер на старте поменялся и из лобового стал
боковым.
Vitaly Pyankov (Tomsk)
|
|