WEB интерфейс
к архиву конференции
Гроза на горе Клементьева
From: Victor A. Eldinow
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Sun, 1 Sep 2002
24 - го народ стартовал с южного старта примерно в 15.00, хотя РП предупредил
что в 15.45 будут работать градобои. К четырем часам гроза медленно подошла
с севера, в воздухе было около 8-10 пилотов, на высотах от 50 до 700 метров.
При подходе к Горе движение грозы резко ускорилось, южак сменился на север,
пошел дождь. Кто-то пошел в сторону Щебетовки, четверо сели в долине,
параплан кидал запаску и сел на двух куполах.
Артема из Харькова по всей видимости засосало в облако, которое двигалось
параплан кидал запаску и сел на двух куполах.
Артема из Харькова по всей видимости засосало в облако, которое двигалось
на юго восток в сторону моря. Говорят видели падающий аппарат (C-14) над морем,
на место предположительного падения вышли два скутера но ничего не нашли.
По словам пилотов над долиной при зажатой ручке было +5м/с. Поиски велись
с "Вильги" над побережьем, машинами выезжали на Карадаг. Ичкидаг и Водяную
балку проверяли военные. Пограничники ничего не видели так как спали в это время.
Я уезжал 30 утром, к этому времени ситуация не прояснилась.
From: Sergei Sergeyev
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Tue, 3 Sep 2002
Я тоже в это время находился в воздухе. Ситуация лично для меня не была
неожиданной. Все время старался быть на переферии грозы и следил за
развитием облачности, чтобы успеть "убежать". При всей моей симпатии к Саше
Кузнецову считаю, что он должен был закрыть старт, когда начал набирать под
грозовое облако первые "паровоз" из 3-4 дельтапланов. В тот момент уже было
понятно, что эта гроза не обойдет гору, вероятен шквал и почти гарантирован
дождь. Все время, пока я летал в районе старта, внимательно смотрел за
флагом соревнований - на предполетной подготовке предупредили, что его
опускание является сигналом к посадке. Флаг не опускался, а в воздух
поднимались новые дельтапланы. Я находился на высоте чуть больше 300 м,
когда над склоном пошла зона со сплошными "нулями". Для меня это было первым
сигналом, что пора уходить в долину, которая начала закрываться тенью.
Сначала я пошел в направлении Коклюка. На подходе к Наниково зона нулей
стала превращаться в зону +1...+2. Тень от облака почти полностью закрыла
Коктебельскую долину и видно было, что идет активная конвекция примерно над
Татаркой. Я расчитывал, что облако будет иметь четкие очертания в
направлении Старого Крыма, но серые космы уже закрыли этот путь. На Коклюк
лететь не было смысла и я развернулся в сторону Щебетовки. Слева и выше в
направлении Кара-Дага летел Костя Богданов из Витебска. Остальные едва
виднелись на фоне сине-серой тучи значительно ближе к Узун-Сырту и ниже нас.
Долина над Щебетовкой была освещена солнцем и так как мощное кучево-дождевое
облако висело над этим местом часа два назад, я полетел именно туда с
уверенностью, что эта долина уже не в состоянии сгенерировать грозового
монстра повторно. Над Татаркой проскочил зону интенсивного подъема - на
зажатой ручке было +4...+5 м/с, зона эта была не очень широкой. В процессе
прямолинейного полета без единой спирали была достигнута максимальная высота
около 1000 м над точкой старта. Затем пошла зона минусов. Болтанка
умеренная. Скорость поддерживал примерно 55-65 км/ч. Над Щебетовкой было
действительно спокойно, хоть и дул юго-западный ветер силой 15-20 км/ч. При
подлете к Щебетовке я обнаружил у себя "на хвосте" Артема Терехина.
Приземлились нормально, а через примерно 15 минут нас немножко побрызгало из
переферии грозы. Шквала в Щебетовке не было.
Аппарат был С-15. Белый верх, розовый майларовый обтекатель. Низ - белый, с
небольшой зеленой вставкой. Достоверно известно (показания нескольких
свидетелей), что Артем Полосухин влетел в облако примерно в районе
погранзаставы - основания мыса Лагерный (Хамелеон). Его товарищ по клубу,
Юра Павленко, приземлился в районе ВПП на берегу около склепа Юнга. Ему
отдыхающие сказали, что видели дельтаплан над морем. Юра тут же организовал
выход в море двух скутеров, которые прочесали всю бухту, но ничего не
обнаружили. В 19 часов на поиск вылетел мотодельтаплан. В 21 час вышли в
море два спасательных катера, которые вели поиск в акватории Коктебель -
Орджоникидзе. Утром были организованы поиски вдоль побережья наземными
группами, двумя МДП и "Вильгой", которая выходила в море до 5 км, а также
катером. Через три дня радиус поиска расширился - побережье от мыса Меганом
до Чауды (за Феодосией), также начали обследовать горы и местность в радиусе
примерно 20 км. В один момент с МДП на лесистом склоне Эчки-Дага было
замечено желтое пятно, похожее на купол спасательного парашюта. Сильный
ветер не позволили снизиться для более детального осмотра, точка была
закоординирована GPS и на место была выслана группа добровольцев с
феодосийскими спасателями. Это оказался надломленный большой сук с
пожелтевшей листвой.
Массив Карада-Даг был исхожен вдоль и поперек, морпехи прочесали урочище
Кызыл-Таш, десантура прочесала горы от Грушевки-Перевального до
Щебетовки-Наниково.
Артем имел небольшой налет - около 20 часов (максимум), в прошлом году для
полетов выбирал исключительно комфортную погоду. Опыта высотных и маршрутных
полетов не имел. Так как он не заявлялся в участники соревнований "Кубок
Гриненко", то отсутствовал на предполетной подготовке, на которой
предупреждали о грозовой активности.
До сих пор никаких новостей нет. Ждут, когда успокоится ветер и на море
будет гладкая поверхность, чтобы продолжить поиски на видимых участках дна.
По результатам происшествия родной Департамент воздушного транспорта издал
приказ о запрете полетов дельтапланов и мотодельтапланов над территорией
всей Украины до окончания следствия. Параллельно активно работает
Генпрокуратура, но она больше обеспокоена мотодельтапланами. Ситуация очень
интересная и промежуточные результаты должны быть известны во время
проведения выставки "Авиасвит", во время которой планируется проведение
конференции Ассоциации "Аэроклуб Украины".
Бояться особенно нечего, т.к. приказ о запрете полетов носит больше
декларативный характер, поскольку механизма исполнения и контроля у
Департамента нет. Но навести порядок в клубной документации имеет смысл -
журналы инструктажа и плановые таблицы должны быть заполнены.
СС, Киев
From: Sergei Sergeyev
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Tue, 17 Sep 2002
На "Авиасвите" состоялось собрание Ассоциации "Аэроклуб Украины". Эмоции
кипели, разговоры говорились, решения принимались. В результате решено: для
борьбы с бюрократами нужны средства, поэтому членство в Ассоциации будет
теперь платным; Ассоциация будет организовывать региональные
представительства, чтобы многие вопросы решать на местах; написать письмо в
Минтранс о противоправных действиях Укравиации в отношении СЛА (если у
Президента Ассоциации хватит на это духа :-)
Сегодня в Укравиатрансе состоялось заседание координационного совета, на
который были приглашены представители Ассоциации, ОСОУ, наиболее крупных
производителей СЛА ("Аэропракт", "Аэрос" и т.п.). Пытались найти общий язык
с чиновниками. Частично получилось, но желание бюрократов прикрыть все
дырочки толстым слоем бумаг пока непреодолимо. Продолжение следует...
Да, временно разрешено летать организациям ОСОУ.
СС, Киев
|
|