Дельтаклуб «Альтаир» :  Крымская тетрадь 2002   Избранное из hanggliderclub

WEB интерфейс
к архиву конференции

Гроза на горе Клементьева


From: Victor A. Eldinow
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Sun, 1 Sep 2002


24 - го народ стартовал с южного старта примерно в 15.00, хотя РП предупредил что в 15.45 будут работать градобои. К четырем часам гроза медленно подошла с севера, в воздухе было около 8-10 пилотов, на высотах от 50 до 700 метров. При подходе к Горе движение грозы резко ускорилось, южак сменился на север, пошел дождь. Кто-то пошел в сторону Щебетовки, четверо сели в долине, параплан кидал запаску и сел на двух куполах.
Артема из Харькова по всей видимости засосало в облако, которое двигалось параплан кидал запаску и сел на двух куполах.
Артема из Харькова по всей видимости засосало в облако, которое двигалось на юго восток в сторону моря. Говорят видели падающий аппарат (C-14) над морем, на место предположительного падения вышли два скутера но ничего не нашли. По словам пилотов над долиной при зажатой ручке было +5м/с. Поиски велись с "Вильги" над побережьем, машинами выезжали на Карадаг. Ичкидаг и Водяную балку проверяли военные. Пограничники ничего не видели так как спали в это время. Я уезжал 30 утром, к этому времени ситуация не прояснилась.


From: Sergei Sergeyev
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Tue, 3 Sep 2002


Я тоже в это время находился в воздухе. Ситуация лично для меня не была неожиданной. Все время старался быть на переферии грозы и следил за развитием облачности, чтобы успеть "убежать". При всей моей симпатии к Саше Кузнецову считаю, что он должен был закрыть старт, когда начал набирать под грозовое облако первые "паровоз" из 3-4 дельтапланов. В тот момент уже было понятно, что эта гроза не обойдет гору, вероятен шквал и почти гарантирован дождь. Все время, пока я летал в районе старта, внимательно смотрел за флагом соревнований - на предполетной подготовке предупредили, что его опускание является сигналом к посадке. Флаг не опускался, а в воздух поднимались новые дельтапланы. Я находился на высоте чуть больше 300 м, когда над склоном пошла зона со сплошными "нулями". Для меня это было первым сигналом, что пора уходить в долину, которая начала закрываться тенью. Сначала я пошел в направлении Коклюка. На подходе к Наниково зона нулей стала превращаться в зону +1...+2. Тень от облака почти полностью закрыла Коктебельскую долину и видно было, что идет активная конвекция примерно над Татаркой. Я расчитывал, что облако будет иметь четкие очертания в направлении Старого Крыма, но серые космы уже закрыли этот путь. На Коклюк лететь не было смысла и я развернулся в сторону Щебетовки. Слева и выше в направлении Кара-Дага летел Костя Богданов из Витебска. Остальные едва виднелись на фоне сине-серой тучи значительно ближе к Узун-Сырту и ниже нас. Долина над Щебетовкой была освещена солнцем и так как мощное кучево-дождевое облако висело над этим местом часа два назад, я полетел именно туда с уверенностью, что эта долина уже не в состоянии сгенерировать грозового монстра повторно. Над Татаркой проскочил зону интенсивного подъема - на зажатой ручке было +4...+5 м/с, зона эта была не очень широкой. В процессе прямолинейного полета без единой спирали была достигнута максимальная высота около 1000 м над точкой старта. Затем пошла зона минусов. Болтанка умеренная. Скорость поддерживал примерно 55-65 км/ч. Над Щебетовкой было действительно спокойно, хоть и дул юго-западный ветер силой 15-20 км/ч. При подлете к Щебетовке я обнаружил у себя "на хвосте" Артема Терехина. Приземлились нормально, а через примерно 15 минут нас немножко побрызгало из переферии грозы. Шквала в Щебетовке не было.

Аппарат был С-15. Белый верх, розовый майларовый обтекатель. Низ - белый, с небольшой зеленой вставкой. Достоверно известно (показания нескольких свидетелей), что Артем Полосухин влетел в облако примерно в районе погранзаставы - основания мыса Лагерный (Хамелеон). Его товарищ по клубу, Юра Павленко, приземлился в районе ВПП на берегу около склепа Юнга. Ему отдыхающие сказали, что видели дельтаплан над морем. Юра тут же организовал выход в море двух скутеров, которые прочесали всю бухту, но ничего не обнаружили. В 19 часов на поиск вылетел мотодельтаплан. В 21 час вышли в море два спасательных катера, которые вели поиск в акватории Коктебель - Орджоникидзе. Утром были организованы поиски вдоль побережья наземными группами, двумя МДП и "Вильгой", которая выходила в море до 5 км, а также катером. Через три дня радиус поиска расширился - побережье от мыса Меганом до Чауды (за Феодосией), также начали обследовать горы и местность в радиусе примерно 20 км. В один момент с МДП на лесистом склоне Эчки-Дага было замечено желтое пятно, похожее на купол спасательного парашюта. Сильный ветер не позволили снизиться для более детального осмотра, точка была закоординирована GPS и на место была выслана группа добровольцев с феодосийскими спасателями. Это оказался надломленный большой сук с пожелтевшей листвой.
Массив Карада-Даг был исхожен вдоль и поперек, морпехи прочесали урочище Кызыл-Таш, десантура прочесала горы от Грушевки-Перевального до Щебетовки-Наниково.
Артем имел небольшой налет - около 20 часов (максимум), в прошлом году для полетов выбирал исключительно комфортную погоду. Опыта высотных и маршрутных полетов не имел. Так как он не заявлялся в участники соревнований "Кубок Гриненко", то отсутствовал на предполетной подготовке, на которой предупреждали о грозовой активности.

До сих пор никаких новостей нет. Ждут, когда успокоится ветер и на море будет гладкая поверхность, чтобы продолжить поиски на видимых участках дна.

По результатам происшествия родной Департамент воздушного транспорта издал приказ о запрете полетов дельтапланов и мотодельтапланов над территорией всей Украины до окончания следствия. Параллельно активно работает Генпрокуратура, но она больше обеспокоена мотодельтапланами. Ситуация очень интересная и промежуточные результаты должны быть известны во время проведения выставки "Авиасвит", во время которой планируется проведение конференции Ассоциации "Аэроклуб Украины".
Бояться особенно нечего, т.к. приказ о запрете полетов носит больше декларативный характер, поскольку механизма исполнения и контроля у Департамента нет. Но навести порядок в клубной документации имеет смысл - журналы инструктажа и плановые таблицы должны быть заполнены.

СС, Киев


From: Sergei Sergeyev
Subject: Что произошло на Клементьева?
Date: Tue, 17 Sep 2002


На "Авиасвите" состоялось собрание Ассоциации "Аэроклуб Украины". Эмоции кипели, разговоры говорились, решения принимались. В результате решено: для борьбы с бюрократами нужны средства, поэтому членство в Ассоциации будет теперь платным; Ассоциация будет организовывать региональные представительства, чтобы многие вопросы решать на местах; написать письмо в Минтранс о противоправных действиях Укравиации в отношении СЛА (если у Президента Ассоциации хватит на это духа :-)
Сегодня в Укравиатрансе состоялось заседание координационного совета, на который были приглашены представители Ассоциации, ОСОУ, наиболее крупных производителей СЛА ("Аэропракт", "Аэрос" и т.п.). Пытались найти общий язык с чиновниками. Частично получилось, но желание бюрократов прикрыть все дырочки толстым слоем бумаг пока непреодолимо. Продолжение следует... Да, временно разрешено летать организациям ОСОУ.

СС, Киев