Кувырок Сергея Марина
From: Sergey Marin
Subject: А подробности?
Date: Tue, 25 May 2004
Лечу я значит, лечу ....
В общем, день дельтапланеризма все встречали по разному. Я - по особому ;)
Место полетов - Рязанская область. Время 18:10. Мягкий, ровный ветерок(почти
штиль)
Взлет, набор.
Первая петля, выход на вторую(и нахрена я её решил сделать???). Зависание,
мысь - "А что я тут вообще делаю???", попытка вытащить аппарат зажатием
ручки с отклонением. Кувырк ;) Еще кувырк, рука уже дергает за одно место.
Лопается консоль и поперечина. В этот момент спидбар выпадает из другой
руки. Вижу мачту! Вращение по 0z прекращается, переходя в слабое по 0x.
Запаска уже летит назад(по нормали от нижней обшивки), сопровождается
взглядом, уходит ниже потом обгоняется. Кручу головой. Поднимаю голову -
вижу купол. Забираюсь в трапецию. Разворачиваюсь к спидбару. Ноги вместе,
сжаты в коленях. Держу стойки руками, чуть выше уровня ушей. Перед землей
откидываю трапецию и закрываю лицо руками. Касание. Получаю стойкой фингал.
Выстегиваюсь. На ходу общупываю руки и ноги. Бегу догонять лебедку, которая
поехала меня спасать ;))))
Догоняю, обмен ощещеиями, бла, бла, бла, и хэппи энд.
Легко отделался вообщем. Хотя в верхней точке - ожидал худшего.
Технические детали:
Аппарат УФО - собственно это на фотке написано.
Запаска - СПСД, укладка в феврале этого года
Сломана поперечина, консоль в двух местах(второй перелом, вероятно,
произошел уже на приземлении). Вырван болт крепления консоли к носовому
узлу, погнуты пластины поперечины, погнута килевая(как у Вектора теперь).
Правая консоль сильно не пострадала.
Порван парус.
На фотке, думаю, все понятно.
Мачта не пострадала! :)
... жестикуляцию руками, к сожалению, не внесешь в эл. сообщение
--
СМ
Victor Moroz Насколько энергичными были "кувЫрки"?
Sergey Marin Мне кажется, что нагрузка росла с каждым следующим кувырком. Причем не
постоянно, а переодически.
Мы с Caustic'ом сошлись на мнении, что в буржуйских фильмах кувырки более
"быстрые".
Victor Moroz Самоощущения во время их "выполнения"?
Sergey Marin Ничего, если с оргазмом сравню? :)
Victor Moroz Насколько руке было тяжело запаску выпустить?
Sergey Marin В одно движение схавил. потянул. Потом резко потянул, размахнулся и бросил.
Иногда в полете или во время затяжки, когда скучно(ручка брошена, палец
ковыряет в носу, а я зеваю), занимаюсь тем, что ищу ручку запаски. Вот и
пригодилось.
Victor Moroz Не мотыляло её, пока до запаски добрался?
Sergey Marin Это доля секунды. Я чего помню??? Хотя все казалось очень замедленным :)
Victor Moroz А периодичность - это от того, что была некая
м. точка, гда скорость вращения снижалась?
Sergey Marin Скорее моя задница опускалась. Ногами чувствовал, что во что-то упираюсь
время от времени.
Sergey Marin Хотя и скорость наверное тоже.
p.s. Вчера пошел с фингалом сдавать "Аэродинамику на больших углах атаки".
Сдал!
Sergei Sergeyev
Sergey Marin > Взлет, набор.
До какой высоты?
Sergey Marin Нуууу где то 350.
Sergei Sergeyev Перед второй петлей был интервал для набора достаточной скорости? Или
сразу пошел на вторую?
Sergey Marin Интервал был небольшой. Вообщем, тут была допущена наигрубейшая ошибка.
Sergei Sergeyev Т.е. было два полноценных кувырка?
Sergey Marin Если считать кувырки выполненые целым аппаратом, то два.
Sergei Sergeyev От спидбара, судя по всему, не оторвало?
Sergey Marin Да там следы от пальцев остались! :) я как понял в какую ж попал, сразу
вцепился. Было бы куда зубами цепляться, то же бы зацепился. Я вешу ~60,
потому, думаю, мне проще было удержаться чем человеку с весом ~70~80(20-30
кг на перегрузку = 40-90 кг. доп веса)
Sergei Sergeyev Мачту увидел через заднюю кромку?
Sergey Marin Да. Но скорее всего не всю(Без стыка с килевой).
Sergei Sergeyev Ось Ох в какой системе координат? Связаной?
Sergey Marin Да, но в принципе ось 0x скоростной тоже где-то недалеко болталась. Динамика
же - откуда я знаю. Тут теодолит нужен(или видеокамера). Носовой узел был
внизу, но градус отклонения от V я сказать точно не могу - от 0 до 30.
Sergei Sergeyev
Sergey Marin > Получаю стойкой фингал.
Через руки?
Sergey Marin Да. был боковой снос. Потому после касания, я налетел на левую(у нормального
аппарата) стойку, получив соответственно по правому глазу. Удар был
скользящий, потому рука и не помогла - её просто сдвинуло.
Sergei Sergeyev
Sergey Marin > Бегу догонять лебедку, которая поехала меня спасать ;))))
Это как?
Sergey Marin Приземление было между кустарниками 2-4 метровой высоты. Со стороны лебедки
было видно, что купол повис на одном из кустов, но меня видно не было. Я
выбежал напрямую в сторону лебедки, дабы показать себя и, что я в
относительном порядке. Лебедка поехала за мной на другую сторону зарослей.
Проезжавший местный житель догнал лебедку, поморгал фарами, и развернул
обратно.
From: Grigory Bondarenko
Subject: Подробности
Date: Thu, 27 May 2004
А вот вопрос знатокам: поскольку мне тоже случалось делать подобные вещи,
мне очень интересно - если бросить ручку, уже в кувырке, не приведет ли это
к его прекращению?
From: Sergey Marin
Subject: Подробности
Date: Thu, 27 May 2004
А почему должно привесити? Там же момент надо было компенсировать.
Я даже где то читал, как англичане аппараты в пропасть кидали. Так вот, чем
зажатее был аппарат(ц.м. вперед), тем хуже кувыркался.
У меня вот не получилось вытащить :( А дальше, имхо, уже без толку.
--
СМ
From: Иван
Subject: Подробности
Date: Fri, 28 May 2004
У меня была подобная ситуация (аппарат С-15), на петле в верхней точке
потерял скорость, аппарат завис вниз мачтой, я видать с испугу, или от
неожиданности оторвался от спидбара и упал на нижнюю обшивку правой консоли,
аппарат сдел виток плоского штопора вокруг правой консоли и затем
перевернулся через неё что-то вроде полубочки, как и куда меня мотало я уже
не помню, но оказался я опять в трапеции мордой по полету, сразу спидбар до
яиц, метров 60 почти отвесного пикирования, затем аппарат вышел в
горизонтальный полет.
Начальная высота была по прибору 600 метров после выхода в горизонт было уже
380м.
И.И.
Комсомольск-на-Амуре.
From: Julia
Subject: Re: Подробности
Date: Thu, 27 May 2004
Я кувыркалась не держась за спидбар. Аппарат совершил два оборота и стабилизировался
мачтой вниз. Правда, кувырок начался не в результате радикального пилотирования,
а после столкновения и поломки стойки.
From: Grigory Bondarenko
Subject: Подробности
Date: Wed, 2 Jun 2004
Юль, это тот случай в Одаиве, два года назад? а разве у тебя там получилось
два оборота? Но, собссно я это и имел в виду, просто неправильно
сформулировал вопрос: если до установившегося вращения бросить ручку, упасть
на парус (у меня при этом сломалась куча труб - поперечина, боковая,
килевая) - то получившаяся конструкция вращаться уже не сможет, и тут самое
время кидать запаску...
Кстати, у тебя я наблюдал тот самый эффект, который и сам прочувствовал:
вроде подсознанием понимаешь, что пора уже бросать родимый парашют, а на то,
чтобы в полной мере осознать и сделать это, требуется секунда-другая :)
From: Victor Moroz
Subject: Подробности
Date: Thu, 27 May 2004
Интересно, а ведь получается, что кувырок кувырку - рознь.
Одно дело - загнать аппарат в режим авторотации и другое - "споткнуть" его,
как было в Юлькином случае.
Что скажете, дамы и господа?
From: Sergey Marin
Subject: Подробности
Date: Fri, 28 May 2004
Дуть надо!
Правда, мне кажется, сделать динамически подобную копию дельты будет
сложновато :(
--
СМ
From: Victor Moroz
Subject: Подробности
Date: Fri, 28 May 2004
Дуть оно конечно неплохо, но я хотел бы вот об чём спросить.
Человек... он тоже склонен к кувырку... особенно, ежели споткнётся...
особенно, ежели с лестницы.
Так вот.
"Споткнутый" и кувыркнувшийся аппарат будет вести себя как
заавторотировавший или же по-другому - с затуханием?
Или всё зависит от ещё каких условий?
From: Sergei Sergeyev
Subject: Подробности
Date: Mon, 31 May 2004
1. Думаю, что продувки в этом вопросе сильно не помогут, т.к. кувырок - это
не только аэродинамика. По продувкам можно определить "ложки" на кривой Мza,
т.е. спрогноизировать начальные условия для возникновения кувырка. Но как мы
знаем, можно заставить кувыркнуться практически любой аппарат, даже у
которого Мza имеет идеальную форму, хватило бы дури у пилота.
2. Известны случаи, когда кувырки (кувырок) прекращались сами без
сознательного вмешательства пилота. Если аппарат оставался целым, выдерживая
перегрузки, то пилоты благополучно продолжали полет и имели дерзость после
такого стресса долетать до финиша.
СС, Киев
From: Sergey Marin
Subject: Подробности
Date: Mon, 31 May 2004
Я имею в виду вертикальную трубу (как
в 5ом отделении ЦАГИ),
в которой можно провести исследования по типу немецких. Т.е. исследование
кувырка в зависимости от центровок, геометрии аппарата, и пр. настроек.
Вопрос лишь в том - как бы помягче разобраться с критериями подобия и
сделать динамически подобный аппарат(ы).
При показных продувках Як-130 у меня появилось основание полагать, что
проведение такого опыта возможно.
--
СМ
|