«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА», 23 марта 1975 г.
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ?
ЗА КОРОТКИЙ срок авиация и космонавтика добились больших успехов. Буквально на
наших глазах появились сверхзвуковые лайнеры «ТУ-144». Юрий Гагарин совершил первый
полёт в космос. Астронавты побывали на Луне. И вдруг на фоне этих удивительных
достижений науки и техники стали происходить странные вещи.
Какой-то чудак поднялся к облакам... на воздушном шаре. Другой на примитивных крыльях
спланировал с обрыва. Третий соорудил из металлических трубок и плотной материи
огромную стрелу и пытается на ней летать.
Что же кроется за всем этим? Каприз моды?
Поначалу новоявленным икарам никто не придавал особого значения. Дескать,
позабавятся и перестанут. Не перестали. И вот в Калифорнии собираются уже сотни человек
со странными крыльями и над песчаными пляжами устраивают состязания: кто дальше
пролетит.
А в Альпах появляются летающие лыжники. Кроме лыж, у них за спиной еще и крылья.
Спортсмен надевает их на себя, разгоняется на крутом склоне и, взмыв высоко над
землей, начинает спуск в долину по воздуху.
Не миновало это увлечение нашу страну.
Но довольно примеров. Лучше давайте поразмыслим, что же происходит, чем вызвано
появление икаров в ХХ—веке?
Люди испокон веков мечтали летать, как птицы. Но, несмотря на все успехи авиации, эта
мечта так и осталась неосуществленной. Ведь человек за штурвалом реактивного самолета
— вовсе не птица. Ощущения от полета не сравнить даже с теми, какие испытываешь на
планере. Впрочем, и полет на современном планере — тоже не совсем «то». Так что, выходит
не случайно в наш век бурного научно-технического прогресса с новой силой в человеке
пробудилось желание осуществить давнюю мечту.
«Летать, как птицы», мечтают многие. Вскоре после создания громадного «Антея»
генеральный авиаконструктор О. К. Антонов написал в своей книге, что мечтает о
маленьком самолетике с мотором в шестнадцать лошадиных сил и не больше. Этакий
воздушный мотоцикл...
Самодельные крылья или воздушный змей — вовсе не такие примитивные летательные
аппараты, как может показаться на первый взгляд.
На осеннем, 1974 года, заседании планерной комиссии ФАИ полеты на балансирных
аппаратах были признаны Международной авиационной федерацией как одна из
современных разновидностей планерного спорта.
В планерном кодексе ФАИ отныне записано, что аппараты «рогалло», или, как у нас принято
их называть, дельтапланы, будут признаны классом планеров, если они окажутся способны
парить в потоках обтекания.
Но ведь дельтапланы уже давно парят! Созданы клубы дельтапланистов. Смельчаки
совершают полеты с японской Фудзиямы, с Альпийских гор, парят и у нас в Крыму на
знаменитой некогда планерной горе Узун-Сырт. Неофициальный мировой рекорд
продолжительности полета на дельтаплане достиг уже почти пяти часов.
Молодой авиаинженер Анатолий Клименко на основе дельтаплана сконструировал
портативный летательный аппарат с мотором и назвал его мягкокрылом. Об успешном
решении новой конструкции говорит хотя бы тот факт, что мягкокрыл достойно представлял
на выставке в США творчество наших молодых конструкторов.
Пока мягкокрыл путешествовал за океан, Анатолий Клименко построил и успешно летал на
дельтаплане в Крыму. Да и разве только он увлекся новинкой? Необычные летательные
аппараты строят в Киеве, Москве, Ленинграде, Риге, Куйбышеве...
Итак, хотели мы того или нет, увлечение новыми летательными аппаратами стало
массовым. А это ко многому обязывает ДОСААФ и особенно Федерацию авиационного
спорта СССР. Увы, авторитетные организации пока что делают вид, будто дельтапланы —
это всего лишь не очень серьезное занятие отдельных чудаков.
Но ведь речь идет о новой отрасли авиационного спорта. Через год-другой, очевидно,
начнут проводиться официальные чемпионаты мира.
Думается, вполне назрел вопрос о создании при Федерации авиационного спорта СССР
специального комитета дельтапланистов. И еще вот о чем нельзя не сказать. Дельтапланы
и балансирные планеры только внешне, повторяем, выглядят примитивно. На деле же они
требуют точнейшиx аэродинамических и конструктивных расчетов.
В авиации каждый шаг вперед по-своему драматичен. К сожалению, не составил исключения
и новый вид авиаспорта. Простота полета на дельтаплане обманчива. В той же
Америке только за последние годы погибло свыше 25 спортсменов. Есть несчастные случаи
и у нас. Уже хотя бы поэтому нужно что-то делать и срочно!
Нужны методические пособия по обучению полетам на дельтапланах. Нужны опытные
инструкторы. Нужно всерьез позаботиться о безопасности полетов. Но не путем
запрещения новой отрасли авиаспорта — запреты тут ничего не дадут, а умелым,
квалифицированным руководством и всесторонней заботой о юных спортсменах.
В. ГОНЧАРЕНКО,
мастер спорта, неоднократный рекордсмен и чемпион СССР
по планерному спорту.
Киев.
|