Дельтаклуб «Альтаир» :  История :  Публикации

«ТМ» № 6, июнь 1976

Письмо в редакцию

НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА...

Вот уже сколько лет шелковые крылья шелестят над головами дельтапланеристов всего мира! В век усложненной техники, сверхзвуковых полетов и кибернетики самые простые крылья - воздушный парус - стали страстным увлечением многих тысяч сильных и мужественных людей. Так родился новый вид спорта, открывший всю прелесть безмоторного полета.
В 1976 году Всемирная федерация авиаспорта - ФАИ - утвердила дельтапланеризм как самостоятельный вид спорта, при федерации создана специальная комиссия дельтапланеризма.
В нашей стране в разных городах существуют кружки любителей нового вида спорта. До последнего времени они были разрозненны, редко поднимались над уровнем любительства. С воздухом не шутят... Пришло время объединить дельтапланеризм, признать его реально существующим с тем, чтобы полеты дельтапланеристов проходили безопасно, а техника строительства дельтапланов находилась бы на высоком техническом уровне. Это можно сделать, создав в нашей стране федерацию дельтапланеризма, которая взяла бы на себя руководство уже существующим новым видом спорта.
Мы горячо поддерживаем осуществленную идею Всесоюзного слета окрыленных людей. Мы рады, что один из самых популярных журналов молодежи взял на себя проведение «круглого стола» по обмену опытом. Теперь дело за Всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту, от которого мы ждем такой же активной поддержки.
В. ЛЕБЕДЕВ,
летчик-космонавт СССР,
Герой Советского Союза, член ЦК ВЛКСМ;
С. АНОХИН,
заслуженный летчик-испытатель СССР,
Герой Советского Союза
ВСЯКОЕ НОВОЕ ДЕЛО РОЖДАЕТСЯ ДВАЖДЫ: ПЕРВЫЙ РАЗ, КОГДА КТО-ТО СДЕЛАЛ НЕЧТО, ЧЕГО НИКТО ДО НЕГО НЕ ДЕЛАЛ, И ВТОРОЙ - КОГДА ПИОНЕРЫ НОВОГО ДЕЛА ЭНТУЗИАСТЫ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ВОКРУГ НЕГО. ТАК И ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМ. УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕЙСТВУЮТ СЕКЦИИ ПРИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, КОМИТЕТАХ КОМСОМОЛА И ДОСААФ. НО ТОЛЬКО В МАРТЕ 1976 ГОДА ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТЫ ИЗ МНОГИХ ГОРОДОВ И РЕСПУБЛИК СОБРАЛИСЬ НА СВОЙ ПЕРВЫЙ СЛЕТ, ОЗНАМЕНОВАВШИЙ РОЖДЕНИЕ В СТРАНЕ НОВОГО ВИДА СПОРТА. РЕДАКЦИЯ «ТМ» ПОСЛАЛА НА СЛЕТ В КАРПАТСКОЕ МЕСТЕЧКО СЛАВСКОЕ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМУ, ЕГО ЛЮДЯМ И ТЕХНИКЕ, ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВАМ ПОСВЯЩЕНА ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ.

«Мы поднялись на вершину холма, и пилот окрылился своим аппаратом. Почувствовав порыв ветра, он быстро сделал три шага вперед и, поднятый на крыльях, поплыл почти горизонтально от вершины холма... Затем планер повернул влево, уклоняясь от направления ветра. Планер накренился, как бы терпя аварию. Был момент, когда я видел верхнюю поверхность крыльев. Но пилот энергичным отбросом своих ног восстановил равновесие и пошел, планируя над лугами, к долине. На расстоянии полуметра от поверхности земли он выбросил ноги вперед. Посадка вышла очень мягкой...»
Не станем дальше интриговать читателей; это не зарисовка со слета дельтапланеристов. Приведенной выдержке из английского журнала... более 80 лет Поставьте в тексте вместо слова «пилот» имя пионера динамического летания Отто Лилиенталя, и вы получите описание первых удачных стартов пилотируемых аппаратов тяжелее воздуха...
Минуло восемьдесят лет — и там, в Карпатах, у подножия горы Тростян, с которой взлетали яркие треугольники дельтапланов, невольно думалось: что сказал бы, оказавшись на этом празднике, Отто Лилиенталь? Бесспорно, опытный летатель и исследователь сразу же признал бы в изящных разноцветных дельтапланах потомков своего планера. Скромные полминуты, в течение которых воздух держал лилиенталев-ские крылья, превратились в многие часы парения дельтапланов...
Но неужели это все, подумал бы Лилиенталь, что дали хрупким, ненадежным крыльям восемь десятилетий прогресса? И разве для того рисковали жизнью первый планерист и его последователи, чтобы аппарат тяжелее воздуха так и остался снарядом для увлекательного спорта?
Нет, время потрачено недаром, жертвы не напрасны, и нынешняя авиация — сверхзвуковая, межконтинентальная, — начавшаяся с бамбуково-полотняных крыльев, лучше всяких слов свидетельствует о путях прогресса. Но — странное дело! — именно в эпоху огромных скоростей и высот, комфортабельных гермокабин пассажирских лайнеров, цельнопластиковых планеров с высочайшими летными характеристиками человек вновь подставил лицо свежему ветру полета, сменил металлические крылья на ткань и дюралевые трубки. И давний девиз «Летать как птица!» обрел теперь новый смысл; чувствовать воздух всем телом, управлять аппаратом, как и пернатые, движением мышц...
Кто знает, не потому ли, что человек все дальше отдаляется от времен свободного полета на простейших аппаратах, воздушный змей Рогалло пришелся по душе тысячам поклонников острых ощущений?
Первый неофициальный чемпионат мира в Кёсселе (Австрия) собрал 300 участников из 20 стран. Дельтапланеристы стартовали уже с Монблана, Фудзиямы, афинского Акрополя, «Эмпайр стейтс билдинг», с воздушного шара.
Есть и моторизованные параглайдеры, пилотам которых нет нужды втаскивать 17—20-килограммовые аппараты на гору или холм. Установлены, казалось бы, фантастические рекорды: один спортсмен продержался в воздухе 20 часов 47 минут, другой пролетел 32 километра от места старта, третий достиг 2549-метровой высоты...
Не гонясь за сенсационными рекордами, к новому виду спорта уже приобщились сотни и тысячи энтузиастов в социалистических странах. В Польше создана федерация дельтапланеризма и осенью этого года будет проведен открытый чемпионат республики.
Советские пилоты-дельтапланеристы провели свой первый слет в живописном карпатском местечке Славском. Инициатор слета — секция дельтапланеристов студенческого КБ Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола. Объединить разрозненные до сих пор секции, обменяться опытом постройки аппаратов, выработать общую методику подготовки новичков, безаварийных полетов — вот для чего «слетелись» дельтапланеристы Риги и Новосибирска, Москвы и Киева, Казани и Свердловска, Томска и Минска, Брянска, Черновиц и Днепропетровска. Профессор, доктор наук и студент — таков спектр занятий людей, которых объединяет «одна, но пламенная страсть» — летать подобно птице.
В это же время дельтапланеристы из Ростова-на-Дону и Курска провели свои сборы на Кавказе, возле поселка Терскол.
Спортсмены находились в воздухе до 10—13 минут.Десять дней провели дельтапланеристы в Славском. Там спортсмены собрались за импровизированным «круглым столом» «ТМ» и поделились с нашим корреспондентом Андреем ВИНТОВЫМ своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем дельтапланеризма.

На снимках:
Не правда ли, впечатляющее зрелище: фантастическая птица, зависшая над лесистым склоном?
Слет в Славском собрал лучших дельтапланеристов страны. Впервые в СССР состоялись групповые полеты - с вершины горы Тростян одновременно стартовали по два, по три и даже по четыре дельтаплана. Через три минуты планирования спортсмены приземлялись у подножия горы.
Фото Ивана Серегина


ПОД ПАРУСОМ - К ОБЛАКАМ!

Корреспондент:
— Стремясь в Славское, многие из вас проделали не одну сотню, а то и тысячи километров. Кое-кто приехал на слет за свой счет. Немало трудов и средств затрачено на постройку дельтапланов — хотя и несложную, но все-таки настоящую «матчасть» нового вида спорта. Что побудило вас, людей разных возрастов и профессий, заняться дельтапланеризмом, что привело на живописные склоны горы Тростян?
С. Казанцев, инженер (г. Томск):
— Я не новичок в авиационном спорте. Как летчик-спортсмен провел в воздухе 105 часов, 71 раз прыгал с парашютом. К сожалению, нынешнее положение дел в аэроклубах оставляет желать лучшего; летать не на чем, после спортивных Як- 18 пилоты вынуждены пересаживаться за штурвалы Як-12. Это хорошая, надежная машина, но к спорту, к фигурному пилотажу она не имеет никакого отношения. Для пилотажника управлять Як-12 — не летать, а ездить.
Потому и занялся дельтапланеризмом. На мой взгляд, только этот вид авиационного спорта дарит человеку самое острое ощущение свободного полета. Другое, не менее важное обстоятельство — свои крылья строишь сам.
В. Ягнюк, инженер (г. Рига): — Дельтапланеризм для меня — единственная возможность летать, подняться в воздух в качестве пилота. Других путей нет — не позволяет плохое зрение. И хотя я несколько лет работал шофером, ни одну авиационную медкомиссию мне не пройти. Стремление летать и привело к дельтаплану. Уже потом появился интерес к конструированию этих летательных аппаратов, к их истории. Глядя на нехитрое сооружение из жердочек и ткани, прямо-таки осязаешь преемственность поколений: начавшись - с балансирных планеров, авиация вернулась к ним, дала прародителю современных самолетов новые материалы, технологию, наконец теорию.
М. Гохберг, доктор физико-математических наук, мастер спорта по водным лыжам (Москва):
— С дельтапланом я познакомился еще в 1971 году, и не по чертежам или фотографиям, а, так сказать, живьем, во время научной командировки во Францию. Летал на нем тогдашний чемпион мира по «воднолыжному» дельтапланеризму Бернар Данис. Я тоже воднолыжник со стажем, и потому желание подняться с водной глади в небо оказалось вполне закономерным. Данис любезно позволил скопировать свой аппарат — с первого дельтаплана я и начал. Там же, во Франции, в Альпах, впервые стартовал под парусом с горы.
Н. Калашников, инженер (г. Киев):
— Как и Сергей Казанцев, я пилотировал самолет, прыгал с парашютом. Доныне занимаюсь планеризмом. Согласен с ним: после дельтаплана летать на самолете или планере не в самом деле летать. Человек, управляющий параглайдером, раскрепощен, не связан механизацией, не огражден от стихии тесными рамками кабины. Чувство полета самое сильное. Оно сродни летанию во сне. Теперь я могу сказать: «мои крылья», вложив в это выражение почти буквальный смысл.
К. Кобозев, военный летчик в отставке (Москва):
— Мне 62 года, всю жизнь отдал авиации, но и теперь, несмотря на возраст, хочу летать. Так вот для нас, старых летчиков, дельтапланеризм — единственная возможность подняться в воздух. Неважно, что ты, привыкший к огромным скоростям и высотам, мощнейшим двигателям, гермокабинам и совершеннейшему оборудованию, поднимаешься лишь на сотни метров на летательном аппарате, который весит 15—20 килограммов и состоит из 25 метров труб и 25 квадратных метров ткани. Дельтаплан прост в изготовлении, но дарит такое ощущение полета, какое я не испытывал, пожалуй, за всю свою летную биографию.
А. Пинир, инженер (г. Новосибирск):
— У меня и моих товарищей по секции нет никакого авиационного прошлого и настоящего. Пытались пробиться в аэроклуб. Не тут-то было! У нас в Новосибирске аэроклубы ДОСААФ находятся при последнем издыхании. Закрыто все, что только можно закрыть. Вот и нашли выход в дельтапланеризме.
В. Ковалев, студент Казанского авиационного института:
— Дельтаплан привлек меня поначалу не как средство подняться в воздух, а как объект конструирования. Пришел в СКБ и начал разрабатывать эти летательные аппараты. Тогда назывались они «змеями», а потом «змеями-планерами».
А когда построили, захотели испытать аппараты, полетать. Так и стали Епортсменами-дельтапланеристами.
Корреспондент:
— Вашими полетами здесь, в Славском, любовались сотни туристов и местных жителей. Судя по всему, в советском дельтапланэризме есть уже опытные мастера, которым ho плечу достижения мирового класса. Но много ли вас, стал ли новый вид спорта массовым?
В. Ягнюк:
— Нас пока не так уж и много — около 1000 человек из полутора десятков городов страны. Но если учесть, что самой «старой» группе дельтапланеристов — Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники — всего четыре года, а официально секция признана менее двух лет назад, то рост весьма ощутим. Многие из нас, когда пытались поступить в аэроклуб, слышали, что самолетный и планерный спорт дорог, требует больших материальных затрат. И в самом деле — простейший планер стоит около двух тысяч рублей, а импортный цельнометаллический «Бланик» — приблизительно 9 тысяч. Прибавьте к этому расходы, на содержание аэродрома, горючее, зарплату обслуживающего персонала...
Дельтаплан же, построенный из самых дефицитных материалов, стоит не более 500 рублей. Если вместо дакрона — а его не достать — использовать лавсан, можно обойтись 200—250 рублями. В этой вот дешевизне аппарата, в доступности и кроется его нынешняя популярность, залог будущего развития дельтапланеризма как массового спорта в нашей стране.Другое обстоятельство — простота пилотирования параглайдера. В отличие от традиционного планерного спорта полный курс обучения можно пройти всего лишь за год.
Невысокие горки или холмы есть практически везде. А там, где «степь да степь кругом», дельтапланеристы забираются ввысь с помощью лебедки или буксира и планируют оттуда, как с вершины горы. Конечно, такая методика полетов предполагает достаточно высокую квалификацию пилотов.

На снимках:
Один из инициаторов и организаторов слета - выпускник Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации Виктор Ягнюк.

Не только полетать приехали в Славское энтузиасты из Риги, Томска, Новосибирска и Минска, Москвы и Киева, Казани и Брянска. Обменяться опытом полетов, организации секций, потолковать о конструкциях дельтапланов, о будущем любимого спорта - вот «повестка дня» слета на склонах Карпатских гор.

Парад дельтапланеристов. Словно летчики у своих сверхзвуковых истребителей, выстроились дельтапланеристы перед разноцветными летучими треугольниками из труб, тросов и ткани...

К. Кобозев:
— Для людей постарше дельтапланеризм привлекателен возможностью много двигаться, чего порой не хватает людям «спокойных» профессий. Чтобы взлететь, аппарат нужно затащить на горку, разбежаться, а затем опять-таки двигаться, управляя дельтапланом.
В поисках подходящих мест для полетов дельтапланерист невольно приобщается к краеведению, узнает новые места, словом, активно отдыхает. Все это неизбежно привлечет к новому спорту тысячи и тысячи энтузиастов и в городах, и в селах нашей страны.
Н. Калашников:
— Дельтапланеризм, зародившийся за рубежом всего семь лет назад, уже превратился там в массовый вид спорта, размаху которого мог бы позавидовать любой спорт. Судите сами: в мире полетами на балансирных планерах (их официальное наименование — сверхлегкие подвесные планирующие аппараты) занимается более 100 тысяч человек. Около 60 предприятий обеспечивают спортсменов «матчастью». Каждое из них численностью не более 10 человек способно выпускать ежегодно до 1000 аппаратов. Спрос на них огромный, и фирмы откровенно эксплуатируют такую популярность. При в общем-то ничтожных трудовых и материальных затратах на изготовление продукции продается она по 500—600 долларов за штуку.
Состоялся международный симпозиум «Авиация малых скоростей и сверхлегкие планеры». Статьи об аэродинамике, устойчивости и управляемости дельтапланов и других подвесных аппаратов регулярно публи куются в научной и популярной печати. В ФРГ выходит специальны журнал «Драхенфлигер». Летают о мала до велика — от 14-летних подростков до людей более чем пенсионного возраста.Изобретатель дельтаплана Френсис Рогалло, именем которого и назван аппарат («крыло Рогалло»), нередко поднимается в воздух, несмотря на свои 70,
А. Дашивец, инженер (г. Киев):
— Во Франции пустующие во время «мертвого» сезона горнолыжные базы становятся школами дельтапланеризма. Проходи под руководством опытного инструктора курс подготовки, бери напрокат аппарат и летай на здоровье!
С. Казанцев:
— Да, на Западе дельтапланеризм уже стал не только популярнейших спортом, но и весьма прибыльным бизнесом. По мнению еженедельника «Крылатая Польша», летательный аппарат из труб, тросов и ткани оказался идеальным продуктом для экспорта. Требующий минимума материалов, при весьма скромных трудовых затратах, он дорого ценится на международном рынке — 1 килограмм конструкции стоит 50 долларов.
Тем не менее я убежден: массовость дельтапланеризма, доступность простейшего летательного аппарата ни в коей мере не должны порождать стихийность в этом ВИДЕ спорта. Когда томичи узнали о нашей секции, из магазинов мгновенно исчез залежавшийся спортинвентарь — дюралевые шесты для прыжков в высоту. Представляете, сколько дельтапланов из этих труб настроили бы энтузиасты, сколько шишек набили бы себе решительные но совершенно неопытные новички Пришлось выступить по телевиде нию, немного остудить горячие головы, призвать людей объединяться в секции при вузах и предприятиях.
Корреспондент:
— Кажется, мы подошли к самому главному вопросу, из-за которого и съехались в Славское дельтапланеристы: какие же проблемы необходимо решить, чтобы новый вид спорта стал массовым в нашей стране?
В. Ягнюк:
— Прежде всего узаконить это незаконнорожденное дитя — депьтапланеризм. Видели бы скептики с каким увлечением строят аппараты, подлетывают на них подростки так называемые «трудные» ребята Как можно ставить крест на столь увлекательном и доступном занятии, забывая об огромном воспитательном воздействии дельтвпланеризма о проблеме свободного времени у молодежи! Если полеты на параглайдерах привлекут тысячи и десятки тысяч подростков, одна только эта без преувеличения социальная роль нового спорта оправдает внимание к нему официальных организаций. Нам очень помог ЦК комсомола Латвии, и мы надеемся, что такое же понимание и поддержку найдут все секции в других городах.
Здесь, в Славском, мы немало спорим, обмениваемся опытом постройки аппаратов и полетов. Нет разногласий лишь в одном — будущее дельтапланеризма в нашей стране всецело зависит от объединения секций и индивидуальных спортсменов под флагом единой всесоюзной организации. Создание национальной федерации или комитета при уже существующих федерациях — неотложная задача!
А. Дашивец:
— Решение этой важнейшей проблемы размотает клубок других трудностей, связанных, скажем, с постройкой дельтапланов. Нужны трубы, ткани, всякая мелочь, без которой не обойтись. Не станешь же собирать аппарат на массивном крепеже, применяемом в общем машиностроении.
Н. Калашников:
— Организация необходима и для проведения единой технической политики, чтобы каждый строил дельтаплан не как бог на душу положит, а по надежной, опробованной схеме. Нужны нормы прочности, в соответствии с которыми строились бы дельтапланы, единая методика полетов—нечто вроде «Наставления по производству полетов» (НПП) — главнейшего документа в большой авиации.
Словом, пора перестать делать вид, что дельтапланеризма нет в природе. Он есть и набирает силы. Взять новый вид спорта под опеку, объединить десятки разрозненных секций, помочь им словом и делом, а не пытаться грубым окриком или демонстративным безразличием помешать развитию дельтапланеризма — вот чего требует жизнь!

На снимках:
перед стартом (справа, в центре), в полете (слева), «посадочная площадка» - крыша дома (справа, внизу).

На 4-й стр. обложки:

Полет Михаила Гохберга с горы Чегет (фото Вадима Гиппенрейтера).
Эволюция балансирных планеров, управляемых изменением положения тела пилота: начавшись с простейшего аппарата, конструкция которого навеяна устройством птичьего крыла, сверхлегкий планер превратился сначала в дельтаплан, а затем в балансирный аппарат с дополнительными аэродинамическими поверхностями управления; аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к силе воздушного сопротивления) возросло до 10-12.

Имя ветерана советского дельтапланеризма Михаила Гохберга хоро­шо известно читателям «ТМ». Сего­дня мы публикуем его статью, в ко­торой опытный летатель дает сове­ты по постройке дельтаплана, рас­сказывает о тонкостях полета на балансирном планере.

НАДЕЖНЫЕ КРЫЛЬЯ:
ДЕРЗАНИЕ ПЛЮС РАСЧЕТ

МИХАИЛ ГОХБЕРГ,
доктор физико-математических наук, мастер спорта по водным лыжам

Предполагается, что читатель уже знаком с предыдущими публикация­ми о дельтапланеризме («ТМ», 1973, № 9; 1974, № 7). Конкретная кон­струкция аппарата зависит от выбо­ра материалов, поэтому в статье приводятся лишь основные размеры и схематические изображения узлов, которые необходимы для постройки аппарата. Детальные чертежи чита­тель может сделать сам, подобрав нужные материалы (см. таблицу).
Мы рекомендуем одну из кон­струкций, опробованную нами и ши­роко используемую за рубежом. Аппарат при длине 5,28 м и площа­ди 20 м2 рассчитан на нормальный вес пилота - 70-75 кг.
Если ваш вес выходит за эти пре­делы, рекомендуется увеличить (уменьшить) пропорционально толь­ко размер крыла, исходя из дан­ных следующей таблицы.

Вес cпортсмена
(кг)
Длина крыла
(м)
Площадь дельталлана
2)
554,917
735,219,5
805,521,5
более 90 6,126,5

Дельтаплан можно сделать и раз­борным, уложив его в пакет дли­ной около 1,8 м (если основные тру­бы из трех соединений) или 3,2 м (если соединений два-в узлах А и С. См. рис. на стр. 47), В последнем случае рекомендуется использовать два сорта труб, таких, чтобы внешний диаметр одних совпадал бы с внутренним диаметром других (например 40x1 и 42x1).

Продолжение в виде картинки

[261,5 КБ]

[225,7 КБ]
_____________________

Комментарий вебмастера:
Думается, по прошествии 30 лет статья Михаила Гохберга имеет скорей историческую, чем практическую ценность, равно как и чертеж дельтаплана типа «Стандарт Рогалло». Поэтому у меня возникли сомнения, нужно ли ее выкладывать. Желающие ознакомиться с ней полностью могут скачать картинку (а заодно и чертеж). То же самое относится и к статье «Альфа и омега дельтаплана» Виктора Козьмина, одного из авторов широко известной книги «Дельтапланы». Если же кто-то считает, что выложить тексты все-таки стоит, то не ленитесь, напишите мне. Все тексты распознаны, так что перегнать их в HTML дело получаса.


hangmaster@ukrpost.net
_____________________

КОЕ-ЧТО О ДЕЛЬТАПЛАНАХ

• Рожденный «нейлоновым веком», дельтаплан, однако, отсчитывает свою историю с более давних времен. Его очертания узнаются в древнейшем летательном аппарате — «воздушном змее» малайского типа. В Европе он известен с XIX века под названием «змея Эдди». В 1951 году американец итальянского происхождения Френсис Рогалло получил патент на летательный аппарат, названный по имени изобретателя «змеем Рогалло». «Змей» поглотил многие миллионы долларов при отработке американскими специалистами средств мягкой посадки космических объектов. По результатам испытаний предпочтение было отдано традиционному парашюту.

• В 1956 году австралийские спортсмены, создав уменьшенную модель космического дельтаплана, опробовали ее в полете с невысоких песчаных дюн. Вскоре в воздух поднялись американские воднолыжники, буксируемые на тросе за катером.

• Греческий спортсмен Яиис решил слететь на дельтаплане со всемирно известных сооружений; Акрополя в Афинах, Биг Бена в Лондоне, «Эмпайр стейтс билдинг» в Нью-Йорке и других. С Эйфелевой башней вышла заминка. Всяческие авиаспортивные эксперименты на башне запрещены. Чтобы выполнить намеченное, Янису пришлось взлететь, разогнавшись на длинном тросе за машиной. Затем, отцепившись в воздухе от троса, он облетел на высоте 300 метров шпиль башни.

• Последнее слово дельтапланеризма — полеты в восходящих потоках. Особенно популярны они в Австралии. Разгон и набор высоты по-планерному с помощью лебедки. На высоте в несколько сот метров дельтаплан отцепляется и начинает свободное парение. Виражи, восходящие нисходящие спирали продолжаются десятки минут. Стартуя с ног, в полете пилот принимает горизонтальное положение; ноги располагаются на ложементе. Завершается полет крутой нисходящей траекторией. Сильно кабрируя, дельтаплан мягко приземляется.

• В ряде стран — Франции, Итапии, ФРГ — недавно появились специальные учебные центры дельтапланеристов. Критериями мастерства стала дальность полета и точность приземления. Один из рекордов дальности равный 20 километрам, был установлен американским спортсменом Маком Харкером при полете с Фудзиямы. Полетом с Монблана достигнут результат в 32 километоа.