Дельтаклуб «Альтаир» :  История      Журнал хронометража №1

Старый журнал
Старый журнал хронометража клуба «Альтаир» был весьма знаменит среди дельтапланерного сообщества и состоял из трех достаточно объемистых тетрадок. Первой в наши руки попала вторая по счету тетрадка. Записи в ней начинаются 18 октября 1981 года и заканчиваются 1983-м годом.
Известно, что вели журнал Виталик Жолонко, Саша Авраменко, Коля Лучкин, Серега Шкаровский, Юра Примак. Сейчас уже вряд ли удастся установить авторство каждой отдельной записи. Так что вам предстоит познакомиться с коллективным творчеством «Старой гвардии» клуба.


18.10.81
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Шевчук Игорь
Коханчук Владимир
Хурсик Виктор
Русаковский Вадим
Медведь Людмила
Жолонко Виталий


Первый полет в новый журнал совершил пилот А.М.Авраменко в восточном направлении.

Ветер: штиль
Видимость: 36,4 км
Давление: 799,6 мм рт. ст.
Влажность: 65% (в помещении дельтаклуба)
Температура: 20 градусов (там же)
Время: 10-15 - до упора

До 13-00 - полный штиль. Летать разрешалось во всех направлениях, но выбирали восточное. Далее подул ласковый южный...западный ветер. Вся дельта-техника работала на пределе своих сил. «Птах» сделал 19 полетов, «Скиба» - 13, «Слон» - 46! Перец успешно осваивал верхний восточный старт. Поздравить его было нельзя, т. к. он работал с частотой 50 гц и его не могли найти ни на земле, ни в воздухе. Лишь иногда возникал его спутный след. Шевчук командовал парадом на низком старте, вынуждая пилотов Хурсика и Руссаковского проявлять примеры беззаветного мужества и героизма в борьбе за свою собственную жизнь. Они совершили кучу вылетов и большинство из них были боевые. Маршрут: юг - вторая ступенька восточного лягушатника. А дальше пошли только приятные новости. Виталик Жолонко приступил к восстановительным полетам! «Птах встретил его с распростертыми обьятиями и даже прослезился. Они встретились как старые друзья. Полеты прошли очень удачно. И мы верим, что скоро увидим «Птах» в восточном париле, пилотируемый В. Жолонко. Счастливых полетов! То, что произошло дальше, повергло в ужас и бесконечное удивление, перемешанное с дикой радостью, мужскую половину. Людмила схватив «Слона» за гриву провела 8 неплохих полетов. 2 последних с юга на 2-ю ступеньку восточного лягушатника. Затем она так же схватила за гриву «Птаха», но шара не прошла. Вмешался разьяренный хозяин. Большому успеху .того летного дня содействовала прекрасная учебно-тренировочная погода и страстное желание пилотов прожить еще хотя бы пару лет.
Жертвы: 1 дед, сбитый с ног КИИГАфовцем. Но гражданин остался вполне доволен от такого более тесного знакомства с дельтапланерной авиацией.

31.10.81
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Лучкин Николай
Авраменко Александр
Русаковский Вадим
Хурсик Виктор
Павлюк Александр
Медведь Людмила


Суббота, синее безоблачное небо, слабый юго-западный ветер, 4 аппарата, 7 пилотов КПИ. Главный Шевчук.
Авраменко доводил подвесную систему до летного состояния, а Павлюк летал на «Птахе».
Русаковский хорошо слетел со второй ступеньки, но сел по ветру и сломал трапецию «Слону». Держится хорошо. Хурсик летает все увереннее, нужно смотреть. Медведь летала на «Слоне» и за третьим разом все-таки сломала трапецию. Просит прощения. Прощаем.
Главное событие: Лучкин сделал первую серию полетов на свеженьком «Стриже», для которого это вообще были первые полеты. Всеобщий восторг! Фотографируемся. Не подведи, «Стриж», очень надеемся. Авраменко непонятно слетел с верхнего старта.
Резко закрыл полеты РП.
________________________
Воскресенье. Западный 10-14 м/с, порывы до 16 м/с.
Пригубили традиционного шампанского за здоровье «Стрижа». Очень все дружно явились на это мероприятие.
Полеты закрыли не открывая.
В городе ждем погоды.

07.11.81
В плановой таблице записаны:
Павлюк Александр
Авраменко Александр
Жолонко Виталий
Федюшин Александр


Вырвавшись из праздничного Киева кто как смог, все собрались на бугре, когда до обеда еще было далеко. Хмурое утро наводило тоску, накрапывающий дождь сеял панику, но мы все же открыли вагончик. Вскоре выяснилось, что многострадальный «Слон» в таком состоянии, что Федюшина и Русаковский возвели руками к небесам, взывая к помощи богов. В результате небрежной укладки «Слона» в последний летный день пилотами Л.Медведь, В.Хурсиком и И.Шевчуком вероломная краспица, пользуясь острием своей контровки, проникла глубоко в парус и раскроила его на свое усмотрение в нескольких местах. Величина порывов была таковой, что просто захотелось ругаться нехорошими словами. Но - это цветочки, ягодки - впереди. По видимому по инициативе этих же нехороших людей куда-то исчез боковой трос от «Слона», что привело к неучастию его в воздушном параде над Ходосовкой, посвященном 64-й годовщине великого Октября ( к этому времени геройскими усилиями Руссаковского, Федюшиной и подоспевшей на подмогу Данченко заклейка и зашивка отверстий в парусе многострадального аппарата была завершена). Если в ближайшее время коварный трос не будет найден, то он («Слон») не только не поднимется в воздух 8 ноября, но и прекратит свою спортивную карьеру на весьма неопределенный срок.
Павлюк и Авраменко обмеряли «Птаха». Затем Павлюк совершил серию полетов по маршруту, а Авраменко «абфотографировал» его «Птаха» со всех направлений (так ему показалось). К обеду тов. Авраменко поймал счастливую случайность (шару). Приятное западное парильце позволило ему пару раз сунуть нос в западную подкову и успешно «высунуть» его обратно. Во второй половине дня, когда ветер куда-то делся (на верхнем старте до 3-х м/с), в атаку пошло «пополнение» - В. Жолонко и А.Федюшин. Виталик сделал две серии - 10 полетов, как говорится, один в один (с первой ступеньки западного лягушатника). Все полеты ровные, осторожные, аккуратные. Смотреть приятно. Стабильность - признак мастерства. От Федюшина «Птах» был вообще в восторге. Он давно не видел такой шары. 55 кг вместо 70! Стоит Федюшину хорошо подумать о взлете, сделать 2 шага и «Птах» уходит в эфир, практически не теряя высоты после отрыва. Товарищ тоже хорошо сохранил свои летные характеристики. Приятно, что полет получается очень мягкий, другого слова не найду. Но под вечер неприятные щелчки водных капель по болоньевому парусу заставили доблестных пилотов отуститься на землю и поспешить со сборами летающей дачи. Разбежались по домам с надеждой и девизом:
Завтра будет лучше, чем вчера! Здравствуй утро завтрашнего дня!
22.11.81
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Павлюк Александр
Перчук Владимир


Запад 6-8 м/с, порывы 10 м/с.

Утро было блестящим. В небе ни облачка. На верхнем старте относительно ровный лобовой западный ветер 5-7 м/c. На месте посадки - почти штиль. Авраменко А. безнадежно проспал и приплелся позже. К этому времениПерец, Павлюк и Хурсик привели в полную боевую готовность «Слона» и «Птаха». Лишь «Стриж», пока еще распластавшись на земле, смотрел на них жалостливыми глазами снизу вверх. Предварительно облетав «Птаха», Саня слетел с верхнего старта. Проявив большое благоразумие и рассудительность, решили, что «Птаху» с верху сегодня лучше не летать. Т.к. согласие было всеобщим, Перец решил дать бой и на первой ступеньке. Здесь ветер западный - северо-западный, до 5 м/с, с приличной болтанкой. Перед стартом Перца ветер трепетно затихал, услужливо приглашая в полет, подставляя мягкие порывы. Зато после его посадки он разражался крупными ругательствами, рвал на себе волосы и от всей души отыгрывался на Павлюке, который к этому времени проходил «переподготовку» на «Слона», чтобы облетать последнего. Подошел К. Калашников и произвел «Стрижу» наземные испытания! Сколотив группу испытателей, они вытащили аппарат на самый верх на сильный ветер и, выворачивая ему руки, наступали обутыми ногами на трапецию, пока ее не сломали. Затем сфотографировали «Стрижа». Наконец измученную птицу решили опустить туда, где она лежала с самого утра. Нашлось много помощников. В результате Перец на протяжении длительного времени описывал круги по бугру, пока не собрал все детали «Стрижа» в одну кучу.
Пообедали. На обеде присутствовали: Перчук, Павлюк, Жолонко, Хурсик, Русаковский и Авраменко. Авраменко, облетав «Скибу» слетел два раза с верху и заработал «замечание» от Калашникова из-за не вполне удовлетворительных метеоусловий. Калашников обещал это «замечание» в несколько утяжеленном виде передать Лучкину, который, в свою очередь, должен получить замечания по «Стрижу». Мужайся, шеф!
После окончания полетов Перец опять проявил бесценные качества следователя отдела по борьбе с бандитизмом. Он задержал на месте преступления боковой трос от «Слона», который свернувшись спиралью грелся на солнце на тропинке. Всем, и обитателям бугра, и местному населению, оказалось не под силу обнаружить преступника, но только не Перцу. Это событие воспринялось живо и радостно. Но какой трос, старый, или новый, пойдет в отставку? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!!!

28.11.81
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Федюшин Александр
Павлюк Александр
Хурсик Виктор
Перчук Владимир
Федюшина Татьяна
Данченко Наталья


...а с утра пошла ШАРА. Восток. Но она, как Синяя Птица далась в руки не всем, а именно: - Шевчуку (правда для него 1-2,5 м/с - очень сомнительная шара) - Федюшину (вот этот точно поймал) - Хурсику (т.к. выскочил даже на вторую ступеньку, хватая ее (шару) на лету) - Павлюку (он был последним, кто успел поймать восточную шару) Федюшин сражался на «Птахе». Подоспевший Павлюк (он, кстати, не пошел на работу), а потом и Перец (тот сачканул с занятий, когда своим носом учуял восток) стали с ним в одну шеренгу. Ф. неплохо облетал первую и вторую ступеньку. Хурсик хорошо зарекомендовал себя на первой, а на второй ступеньке чуть-чуть проштрафился (плохо отработал слабый боковик). Шевчук сделал несколько полетов и посвятил свое время работе инструктора, обеду, и.т.п. Павлюк пристрелялся к «Птаху» со второй ступеньки и перешел на юго-восток, т.к. ветер стал почти «юг». Пошли немного неприятные порывы, сканирование ветра, но полеты он сделал отличные (по «сталинке»). Перец востока не поймал, ограничился первым полетом в «дырку» на юго-восток, а потом перешел выше. В первом полете подзавис, но исправился и сделал посадку по всем правилам. Дальше пошло нормально. И тут началось главное: Федюшина схватила «Слона», показала высший класс пилотажа (в самом деле все было в норме). Но тут в дело ворвалась Наташа, в результате чего Таня оказалась без подвески и аппарата, а сам аппарат вместе с Наташей стал бегать вдоль дороги на юг. Да, кстати, если завтра, т.е. 29.11.81, кто-то увидит глубокую утоптанную канаву на месте той дороги, не удивляйтесь - это дело ног Наташи и, в меньшей степени, Шевчука. Правда, был вызван бульдозер, который должен был привести за ночь дорогу в порядок. Как он справился - посмотрим. В 15:00 Шевчук со своими подопечными удалился с бугра, а «избраннейшие избраннейших», т.е. Павлюк и Перец продолжали еще полтора часа трамбовать бугор. Погода немного выровнялась, дул приятный юг и юго-юго-восток. В общем день прошел отлично.

29.11.81
В плановой таблице записаны: Шевчук Игорь
Авраменко Александр
Павлюк Александр


Погода - мало места. Полный набор гадостей и блаженств: густой туман (видимость на уровне верхнего старта 25-30м), противный дождь, промозглая слякоть, грязь и... шикарное восточное парило 5-7м/с, усиление до 8м/с. Из-за этого «и» весь сыр-бор и разгорелся. Покачав крыльями, Шевчук скрывается в туманной мгле и неизвестно чем там занимается около 2-х минут. Лишь изредка, подобно загадочной Несси, его неясные контуры возникали из тумана, вызывая кучу вздохов облегчения следящих за ним и трепещущих зрителей. С помощью нечленораздельных звуковых сигналов, испускаемых летающим, регистрировалось пространствоположение последнего. Но вот мягкая посадка внизу. Безумный взрыв эмоций, страстей, радости вернувшегося к нам товарища заставил через 15 минут исчезнуть в тумане и тов. Авраменко на долгие полторы минуты. Через несколько секунд полета ужасно радостный от того, что все-таки поймал стремя, вышеуказанный гражданин СССР оказался в положении, характеризуемом как «я и жрать не хочу, я и спать не хочу». Со всех сторон было одно и то же - безнадежная пелена. (Шевчук утверждает, что у него такого не было и его оптическая аппаратура фиксировала и бугор и землю, что явно обеднило букет острых ощущений). Но Авраменко не растерялся. перед его взором (таким же туманным, как и то, куда он смотрел) на фоне воющего воздуха встало лицо Лучкина Николая Николаевича с рукой, вытянутой указательным пальцем вперед. Этот образ, как и на зачете, спросил:«Ваши действия при затягивании в облака?» - «Действия должны быть правильными!!!» Пока в облаках шла эта приятная беседа, «Скиба» начала пробивать облачность. Появившаяся под крылом дорога вывела из оцепенения тов. А. и тихо поползла по своим делам. Да, статика медленно проявляющейся земли и динамка пролетающих под аппаратом рваных хлопьев тумана - штука, затмевающая собою все по эффектности и красоте. На высоте порядка 30м земля уже полностью контролировалась; видимость места посадки - отличная. Посадка мягкая - на два ботинка.
После двух учебно-показательных вылетов приехала толпа, притянутая запахом восточного ветра. Полеты с верхнего старта пришлось прикрыть, хотя летать было возможно, если заранее договориться: не лезть на склон, уходить в долину, не лазить далеко (в сторону кладбища, чтобы не задержаться там на неопределенный срок). Дело в том, что сила дурного примера - великая вещь. На верхний старт могли бы полезть и те, кому этого делать бы не следовало, поэтому перешли на лягушатник. Павлюк на шару сделал 3 полета на «Скибе» с 2-й ступени лягушатника. Стажировка на «Птахе» дала хорошие результаты. Саня работал спокойно, без суеты, вроде не на дельтаплане, а на телеге.
Но вот пошел дождь, туман не рассеялся и толпу, благополучно прибывшую на бугор, так же благополучно сдуло снего. Остались Шевчук, Авраменко и трое «Гафовцев». Никого нет - можно открывать полеты. К этому времени туман немного рассеялся, дождик умеренный (эти два показателя стихии в последствии попеременно менялись, накладывались, исчезали, комбинировались и.т.д. , постоянным был лишь ветер).
И вот Ш. и А., братски меняясь резинками от стремени, великодушно передавая др. др. «лучкинские варежки», поочередно совершали вылеты.
Вместе месили грязь пашни и склона, лезли, падали, вставали, летели, парили, садились. Со «Скибы» текло, но никто не услышал от не ни стона, ни вздоха. Авраменко работал под девизом «дай боже в стремя влезть». И вот его последний полет: резкий взмах ногой, и каблук хватает зубами стремя (дай тебе, боже, здоровья, и богиню хорошую), скрип распрямляющихся мышц, и... веревка разлетается вдребезги (боже, чтоб ты сдох, мерзавец). И вот в положении (стоя)«смирно» что-то больше минуты болтается в небе.
Когда «Скиба» плелась на разборку, «Гафовцы» еще летали. Пришла группа новичков нашего клуба в количестве 1 чел. посмотреть на полеты. Мы поставили его на бугре и сказали, чтобы он смотрел туда, там один летает, и, если очень повезет, то его можно будет увидеть. Не успели договорить, как из клубов тумана начало выползать неверное покрывало привидения, тихо пролетело и исчезло. А. и Ш. победоносно уставились на новичка, ожидая от него бурных восторгов и аплодисментов, но ответом им было - каменное спокойствие. После первого общего собрания молодежь, наверное, уже нельзя ни удивить, ни напугать ничем.
Кое-как под дождем разобрав «Скибу», мокрые, грязные, но удовлетворенные, начали перемещаться к автобусу. А ветер дул, дул, а дождик шел, шел, а туман плыл, плыл.

Выводы тренировочных полетов в облаках:
  1. Для обеспечения нормального положения аппарата по отношению к земле необходимо, чтобы гравитационные линии земного притяжения находились строго перпендикулярно вашему телу, если подвеска лежачая и паралельно, если стоячая.
  2. Если кругом не видно ни зги и земля показывается справа, то бугор - справа, и наоборот - с левой стороной.
  3. Если земля показывается сверху, то это значит, что вы падаете - будьте осторожны!
  4. Если земля показывается спереди по курсу, следовательно вы летите на бугор, необходимо:
    а) Отвернуть в сторону и, соблюдая п.1, не допустить п.3.
    б) Если отворачивать поздно, то это положение классифицируется как «безвыходное», и редакция разводит руками, делая следующее замечание: когда-то, когда вы впервые узнали о дельтапланеризме, вам лучше было бы заняться, например, фигурным катанием. Это продлило бы вашу жизнь еще лет на 50. Рекомендуется оставить завещание на останки аппарата - чтобы трубы не пропали (дифицит).

05.12.81
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Павлюк Александр
Перчук Владимир
Шевчук Игорь
Хурсик Виктор
Медведь Людмила
Данченко Наталья
Коханчук Владимир


Ветер: запад 4-6 м/с
Утро началось с интересного зрелища «Ремонт Слона в автобусе номер 67». Эти орлы не сумели зашить парус в течение недели идогоняли это дело в последнюю минуту. Немалая заслуга в успешном завершении «этого дела» Перца, который в неимоверных условиях продевал несколько раз нитку в иголку. Бугор встретил самых смелых дельтапланеристов города Киева (все они из КПИ) западом со снегом. Но летать можно. Пока «Слон» лечил свои раны, а «СБ» меняла нижние задние троса на передние, Птах смело ринулся в бой. Все заслуги на «Птахе» за этот день можно смело приписать Павлюку, который довольно неплохо подпаривал. Перец тоже неплохо поработал, но отколол два оригинальных полета: «как садиться на пузо в грязь» и «как летать на предельно больших углах атаки» - «страшно глядеть», как выразился всеми уважаемый РП на всех стартах Шевчук И. Наконец «СБ» выпорхнула на старт, унеся на себе товарища РП. Но ветер оказался слабеньким и РП занялся своим непосредственным делом. Хурсик и Коханчук работали на первой ступеньке. Успех сопутствовал Хурсику, который начал немного отрабатывать повороты. Но шара быстро прошла: сломалась краспица, а замены нет. Пришлось при помощи запаски антипике «СБ», ножа и какой-то матери сооружать новую краспицу, что было успешно сделано. После обеда Наташа, заявив, что тропинка к вагончику довольно неровная (а она очень крупный специалист в области утрамбовки дорог), решила ее выровнять. Схватив «Слона», она принялась за работу, но т.к. земля была мерзлая, то следов работы было мало. Но она довольно неплохо побегала, подцепившись к аппарату. Будем надеяться скоро увидеть ее на восточном старте. Люда подновила свои знания о полетах на дельтаплане «Слон». В общем все было нормально.

Жертвы: шлем Шевчука И., съеденный голодными ходосовскими мышами.

06.12.81
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Шевчук Игорь
Павлюк Александр
Перчук Владимир
Коханчук Владимир
Медведь Людмила
Федюшина Татьяна
Данченко Наталья
Хурсик Виктор


Ветер утро: западный 5 м/с
днем 6,5-9 м/с
Ходосовка встретила мужественных представителей КПИ (опять единственных на бугре) западом 5м/с, солнцем и слабым морозом. Захватив у местного населения годовые запасы дров, толпа ринулась к вагончику. После быстрой сборки (1 час) «СБ», а затем и «Птах» попытали счастья. Все было отлично. Павлюк побил свой предыдущий рекорд (1 мин) на 14 сек сразу, а затем подкрепил его несколькими нормальными парящими полетами. Авраменко с Шевчуком долго делили между собой «СБ». А ветерок усиливался. Когда Перец взялся за «Птаха», РП сказал: «Не стоит». Но после долгих и упорных наставлений было дано «добро». Результаты не заставили себя ждать: 54 сек на западном склоне - это кое-что. Но ветерок продолжал усиливаться. После неудачной посадки Авраменко А. и Чирвы Ю. решено было сделать обед. И тут Началось...
...к нам пришли гости из Українського радіо. Передача «Молода гвардія». После долгих разговоров и обеда самые смелые, а именно: Шевчук И., Медведь Л., Перчук В. и Федюшина Т. дали интервью. Передача состоится 21.12.81 в 17:15. Предлагаю порслушать. После обеда «Птах» сделал еще несколько полетов. На «Слоне» сегодня работали Коханчук (кстати, не совсем удачно), Федюшина Т. (все нормально), Медведь Л. и Хурсик В. А под вечер двоим последним подвалила шара в виде «Птаха». Они сделали по 5 полетов. Летали нормально. Радости у них было «повні штани», как у нас говорят. Наташа Данченко продолжала еще работать на земле, но уже с готовностью летать. Надеемся и ждем этого момента. Собирались и уходили уже в полной темноте. В общем день был отличный.

12.12.81
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Перчук Владимир
Хурсик Виктор
Русаковский Вадим
Хилько Алексей


Утром: 10:00, ветер юго-восточный 6-8 м/с
Днем: 12:00, юго-восток 2-4 м/с
И вновь Ходосовка встречает своих воздухоплавателей не очень-то приятно (в смысле - паршивой погодой: слякоть с дождем). Правда, слякоть была потом, а вначале все было хорошо: дул хороший юго-восточный ветер 6-8м/c. И Перчук хотел поймать шару. Но шары не вышло: Володю с аппаратом посыпало вниз. Очередная попытка не обрадовала Володю, а тут еще пошел дождь и появилась дырка в парусе - и Володя полеты закончил.
В это время Русаковский успешно облетал «Слона» и произвел серию полетов с первой ступеньки. Все полеты хорошие и мне кажется, что уверенность все больше приходит к Вадиму.
Затем Хурсик опробовал «Слона» на центровку с первой ступеньки и три раза слетел со второй ступеньки. Потом он хотел еще и «Птаха» опробовать, но Перец вовремя разобрал аппарат.
Четвертый представитель КПИ Хилько Алеша. После 6-месячного отдыха он закидывает диплом, бросает работу, чтобы приехать на бугор и ощутить то щемящее чувство, которое мы ощущаем каждую субботу или воскресенье. И он ощути его! Немного побегал, а затем спрыгнул с первой ступеньки 5 раз. Ощутил все то, что не ощущал 6 месяцев и остался доволен.
Шевчук Игорь опробовал «СК» со второй ступеньки, а затем слетел на восток сверху. Все остальное время работал на учлетов: руководил, следил, подсказывал.
Из новеньких на бугор пришел Костик, которого все вначале называли школьником. А он оказался не школьником, а студ. 1 курса, причем мой, Перца и Вадима ровесник. Он немного потаскал аппарат, побегал и остался вполне доволен. Очень хорошо, что к нам приходят студенты 1 курса!

13.12.81
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Коханчук Владимир
Федюшина Татьяна
Хурсик Виктор
Павлюк Александр
Перчук Владимир
Авраменко Александр
Русаковский Вадим
Медведь Людмила
Хилько Алексей
Лучкин Николай


Утро: 9-6 м/с, запад, облачно
Вечер: 2 м/с, запад, ясно
Количество небоскребов, вписавшихся в летную таблицу, говорит о том, какой популярностью пользуется дельтапланерный спорт в Киевском ордена Ленина политехническом институте, и как пришлось поработать сегодня Шевчуку Игорю Степановичу.
С утра была суровая погода (запад 8м/с, порывы до 10м/с). Перец с Павлюком начали подумывать, что если так будет и дальше, то на сегодня они - безработные. С досады так «приласкали» «Птаха», что потребовалась помощь Людмилы.
Не успел «Скиба» сделать первый полет, как «Слон» уже занял боевые позиции (так быстро был собран). И вот события начали медленно раскручиваться. После серии полетов Коханчука Федюшина заставляет «Слона» ощутить щемящее чувство удара о землю и трапеция - в реанимации. Закончив ремонт «Птаха», стартует Перец и всех приятно удивляет. Сделав два галса на западе, садится, доведя личный рекорд до 1 мин 20 сек.
Но вот вдруг облачность рассеивается, солнце начинает напряженно светить, а трава делает отчаянные попытки пробиться сквозь грязную почву - это на бугре появляется Лучкин Николаевич Николай. И тут-то начинаются чудеса. Перец принимает решение, что ему разбегаться уже не надо, поэтому после старта начинает падать. Затем Авраменко лихим движением не попадает в стремя и с молодецким видом разворачивается в склон. Но «Скибу» такая перспектива не устраивала и она вывернулась. после этих Людмила изящным движением вводит «Слона» в штопор и выводит только в кустах после остановки аппарата. Заключительный аккорд поставила гайка с трапеции «Скибы», которая сама открутилась и впрыгнула в руки к Лучкину - и, естественно, вызвала у последнего законное возмущение.
Потом был обед, который прошел спокойно и степенно. В заключение спели песенку дельтапланеристов «На братских могилах не ставят крестов» и разбежались по рабочим местам. Авраменко бегал по бугру и ловил стремя, поскольку сверху поступила директива - «пока не научится попадать - в небо не пускать».
Тем временем ветер окончательно начинает сдыхать и начинается соревновательство в составе Павлюка, Перчука, Шевчука и Авраменко. Лучкина еще не допустили. Зато ему доверили «Слона». Окруженный «Слоновником» он впитывал в себя их квалифицированные советы. Летал неплохо. Если так дело пойдет, то к Новому году его можно будет выпустить со 2-й ступеньки западного лягушатника, а годика через два он промет участие тоже в каких-нибудь соревнованиях.
Весь «Слоновник» шагнул далеко вперед, точнее, вверх - на вторую ступеньку. Коханчук почувствовал бОльшую уверенность в разворотах. Хурсик в этом смысле скоро станет королем неба. Русаковский тоже оставил далеко позади то время, когда после отчаянного старта сгрохотом валился на землю. 2-я ступень покорилась и ему тоже. Людмила продолжает приручать «Птаха». Можно пожелать ей немного больше внимания в фазе посадки.
Под конец рабочего дня бесстрашный Шевчук все-таки решил облетать подвеску М-БТ-М-А-SUPER-«Люкс» (М-модернизированная, БТ-большой твердости, М-еще раз модернизированная, А-серия разработчика, SUPER: S - система; U - универсальная; P - подвесная; ER - единственная в своем роде, «Люкс» категория комфорта - высшая). Она заставила Игоря Степановича почувствовать то, что чувствует пилот, ведущий бомбовоз на посадку, у которого кончилось горючее и не выпускаются колеса.
Точку ставила Данченко Наталия Васильевна. «Птах» и «Скиба» были уже давно собраны, а снизу из темноты еще доносился мелодичный грохот «Слона», которым завершались пробежки аппарата по тропинке.

19.12.81
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Лучкин Николай
Перчук Владимир
Хилько Алексей
Хурсик Виктор
Руссаковский Вадим
Федюшина Татьяна


Ветер до обеда: юго-восток до 6 м/c
после обеда юг до 9 м/c
После того, как в пятницу т. Лучкин жестоко вынудил группу товарищей ехать на полеты в субботу, лишь т. А. набрался храбрости опоздать на 8:08 - подвела электричка (можно верить, я его знаю лично). Когда он все же подъехал, то бригада в составе Лучкина, Перчука, Хилько, Русаковского, Хурсика и Экскаватора уже вырыла на огородах огромную канаву, проложила дорогу до тропинки, расчистила от снега подходы к домику, площадки для сборки аэропланов, стартовые площадки, и.т.д. Чтобы провернуть эту работу, пришлось им приложить поистине героические усилия, т.к. снегу выпало непостижимое количество. Аппараты были тоже почти собраны.
Но вот Лучкин дает зеленую ракету, и 3 аппарата, толкая друг друга, мчатся на лягушатник (восточный) облетываться. Первым, естественно, прибежал Перец (сила есть - ума не надо). Он-то и сделал первый блин комом: произвел изучение несущих свойств крыла «Птаха» на скоростях, близких к нулевым. Не желая вязнуть в снегу, Перец редким по красоте движением после полушагового разбега оттолкнулся от склона. Скорость была настолько малой, что «Птах» презрительно спарашютировал к подножию 2-й ступеньки, положил Перца животом в снег и отвернулся. Затем Лучкин куда-то провалился. Его пришлось бы откапывать бульдозером, если бы он не вылез сам.
После серии полетов снизу и сверху стало ясно, что решительно все равно, куда садиться, в кукурузу, или в глубокий снег. И из того и из другого можно вылезти только с помощью неимоверных усилий и какой-то богоматери.
Также стало ясно, как трудно садиться, когда под тобой не простая советская дорога, а сплошное снежное одеяло. В таких условиях практически нельзя определить расстояние до земли. В результате одни отдают ручку на высоте 10 м, а др. совсем не отдают - результаты этих манипуляций одинаковы. Но Лучкин придумал наихитрейшую хитрость и наиподлейшую подлость. Разорив колхозный стог, он с Перцем разбросал солому по снегу.
«Слоны» на посадке в момент соприкосновения со снегом напоминали торпедные катера, рассеивающие кучу брызг. Дальше пошли неинтересные события:
1 - т. А. разжаловали в звании и перевели на нижний старт из-за вредной подвески;
2 - пришла Федюшина, из-за чего ветер впоследствии повернул на юг и усилился до неприемлемых размеров.
закончился рабочий дени обильным обедом и полетом Татьяны, который по эффектности напоминал полеты Леши-милиционера. Мы не будем указывать, каким словом обозвала себя Федюшина, вылазия из кустов, поскольку являемся народом воспитанным и тактичным.
Николай Николаевич затем закрывает полеты из-за неудовлетворительных метеоусловий, и мерзавец Авраменко попер «Скибу» наверх, так и не дав Лучкину сегодня отвести душу, как это делают птицы. Чтоб он сдох.

20.12.81
Из-за противного ю-в ветра с мокрым снегом не летали, зато убрали вагончик и девочки помыли там полы. С нетерпением ждем загадочного предновогоднего маскарада на бугре 27.12.81

27.12.81
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Хурсик Виктор
Данченко Наталья
Шевчук Игорь
Коханчук Владимир
Руссаковский Вадим


Ветер: штиль, северо-запад 1-2 м/c
Последний (не заключительный) летный день Тысяча Девятьсот Восемьдесят Первого года начался довольно интересно. Люди из КПИ дружно приехали на Круглое городище автобусом на 8:08, а подлец Перец (иначе его не назовешь) вместе с ключами - только на 9:25. В результате жалобных просьб, нескольких литров слез и упорного ползанья по земле на коленях он все-таки вымолил прощение и был допущен к полетам. Наконец-то бугор посетили представители КМЗ во главве с Хесиным. Должно было быть предновогоднее соревнование и разыгран приз «ББВ» (расшифровке не поддается), но в результате того, что Лучкин собрал «Стриж-19М», КПИ решило заняться облетом его и обычной повседневной работой. Ветер оставлял желать лучшего. Штиль. Земля сверху скользкая, внутри мерзлая, поэтому при транспортировке аппарата вверх коэффициент проскальзывания гусениц (ботинок) достигал 2000.

число реально сделанных шагов
Кпр=
число шагов, необходимых для перемещения по сухой земле

Поэтому после нескольких полетов Перец оставил «Птаха» на привязи, а сам перешел на помощь Лучкину. «Стриж» летает. Летает неплохо (правда, пока что только в руках Коли). После первого полета сверху Коля сказал просто: «Я балдею». Когда же высокой чести удостоился Перец, то зрелище было несколько другого плана. высказывание РП лучкина: «Не любишь ты его. Он лететь хочет, а ты его к земле тянешь». В общем, работы Перцу добавилось: полюбить «Стрижа». Авраменко целый день пахал, как «Пчелка». Все было бы отлично, если бы не два последних старта с приземлением за несколько метров от точки отрыва (летали на северо-запад от вагончика). Всех приятно обрадовал Коханчук. Он сделал серию нормальных полетов сверху от вагончика. Удач тебе и внимания в полете!
Наконец-то по настоящему Наташа почувствовала полет. Правда, ошибки есть, требуют серьезной работы, но факт остается фактом. Теперь надо работать.
Хорошо поработали Русаковский и Федюшина. Они сделали серии полетов с первой ступеньки. Летный день окончился общим фотографированием на фоне аппаратов, пышным обедом. Соревнования так и не состоялись, хотя приз был разыгран и равномерно распределен между присутствующими (и желающими получить его часть). До встреч в 1982 году.
С Новым 1982 летным годом!
Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура! Ура!

Продолжение