Журнал № 1 хронометража
Дельтаклуб КПИ
Публикация записей из второй тетрадки Журнала хронометража привела к тому, что
старая гвардия разыскала и предоставила для публикации первую. Предлагаемые записи, в частности,
свидетельствуют о том, что клуб КПИ является не только родиной «Слонов», но и родиной летных
хайку (03.10.81). Заслуживает внимания описание полета Шевчука со Сталинграда (11.10.81), который,
видимо, настолько впечатлил Игоря Степановича, что вызвал к жизни двукратно повторенный в конце
журнала страстный призыв не летать в роторах - в качестве залога долгой и счастливой жизни.
Небезинтересен опыт Перчука в отстаивании теории «локальных затиший», хотя термин «спокойная
болтанка» вызывает некоторое недоумение (11.10.81).
Итак, первые документированные сведения о приключениях «древних альтаировцев» на Горе.
Как правило, в тексте сохранены орфография и пунктуация оригинала.
|
|
23.11.80
|
26.11.80
|
30.11.80
|
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Першин Валерий
Бендяк В
Жолонко Виталий
Примак Юрий
Авраменко Александр
Васильев А
Гонтарев Александр
Федюшин Александр
Федюшина Татьяна
Коханчук Владимир
Павлюк Александр
Шевчук Игорь
Медведь Людмила
Биленко Владимир
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Першин Валерий
Жолонко Виталий
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Першин Валерий
Бендяк В
Жолонко Виталий
Шевчук Игорь
Север 3,5-4 м/с,
с 14:00 северо-восток, полеты на восток
|
|
|
07.12.80
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Жолонко Виталий
Федюшин Александр
Федюшина Татьяна
Медведь Людмила
|
Примечание:
Грохнулся Виталик Жолонко. Затянуло в пикирование на западе. Упал метров с 7-10.
Увезли в больницу с ушибом позвоночника. Врачи обещают 45 суток спокойной жизни
на больничной койке
|
01.03.81
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Авраменко Александр
Шевчук Игорь
Васильев А
Федюшина Татьяна
Медведь Людмила
|
Примечание:
Ветер восточный до 8 м/с.
«СБ» летал неплохо, ужесточение боковых труб пошло ему на пользу. Правда, Игорь Степанович
немного подпортил концовку дня, в конце дня изволили продзависнуть на посадке и сломать трапецию
и антипике.
Татьяна Федюшина и Людмила Медведь полетали средне, немного пережимают.
|
08.03.81
|
В плановой таблице записаны:
|
Дождь и препротивный ветер => не летали
|
15.03.81
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Шевчук Игорь
Коханчук Владимир
Руссаковский Вадим
Хилько Алексей
Бачинский В
Хурсик Виктор
Медведь Людмила
Федюшина Татьяна
Павлюк Александр
Авраменко Александр
Гонтарев Александр
Васильев А
Перчук Владимир
|
Примечание:
День был богат событиями. Наломали кучу трапеций в порыве энтузиазма. Но кончилось
все благополучно.
|
Дата не указана
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Шевчук Игорь
Авраменко Александр
Примак Юрий
Васильев А
Медведь Людмила
Федюшина Татьяна
|
Примечание:
Медведь Л. и Федюшина Т. переползли на первую ступеньку «лягушатника», но пережимают по скорости.
Шевчук в конце дня получил еще одно предупреждение всевышнего, при старте на запад завис и сорвался
в штопор. Васильев зазевался на старте, боковиком его перевернуло и сломал краспицу. В полете
выставляет ноги вперед (парашютная привычка). К Авраменко замечаний нет.
|
29.03.81
|
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Лучкин Николай
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Федюшина Татьяна
Медведь Людмила
Хилько Алексей
Гонтарев Александр
Павлюк Александр
Биленко Владимир
Коханчук Владимир
Хурсик Виктор
Зотов Александр
Бачинский В
|
Направл. ветра - север 3-6 м/с
P.S.
Вывезли после восстановления ап. «Птах».
Не смотря на благоприятный северный ветер отлетали удачно. Успех полетов во многом обеспечил
энтузиазм полотов и чуткое руководство Шевчука И.С.
Пилотессы не летали, но вдохновляли остальных на ратные подвиги.
Перец стал жертвой собственной поспешности: т.е. при слабом разбеге и зависании на старте
попытался перехватиться за нижнюю перекладину. При этом успешно сломал трапецию и краспицу.
Бачинский в конце разбега сильно выдает ручку (словно хочет набрать высоту) и, естественно,
зависает. Порвал парус на «Циррусе»
Авраменко прыгает на подвеску при отрыве, хорошо, что он легкий и аппарат его вытягивает.
Павлюк налетал больше всех, но на посадке иногда забывает перехватиться за боковые стойки.
Общий недостаток: не проверяются аппараты перед стартом.
|
05.04.81
|
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Медведь Людмила
Федюшин Александр
Хурсик Виктор
Данченко Наталья
Шевчук Игорь
Коханчук Владимир
Бачинский В
Павлюк Александр
Зотов Александр
Биленко Владимир
Примак Юрий
Лучкин Николай
Хилько Алексей
Гонтарев Александр
|
|
11.04.81-12.04.81
|
В плановой таблице записаны:
11.04.81
Лучкин Николай
Павлюк Александр
Биленко Владимир
12.04.81
Хилько Алексей
Бачинский В
Авраменко Александр
Хурсик Виктор
Лучкин Николай
Примак Юрий
Руссаковский Вадим
Зотов Александр
Коханчук Владимир
Федюшина Татьяна
Медведь Людмила
Павлюк Александр
Перчук Владимир
Данченко Наталья
|
P.S. за 11.04 и 12.04
В субботу метеорологические условия были комфортабельные. Восток до 3-4 м/с.
Первая часть программы, т.е. полеты с первой ступеньки, была выполнена хорошо. Затем
ребята перешли на вторую ступеньку. Павлюк отлетал без замечаний, а Биленко решил отметить
день космонавтики. Внедрил в жизнь принцип: «...ввысь взлетя ракетой, падая как камень...»
При перелете первой ступенгьки резко отдал ручку при большой скорости, сделал свечку,
а затем при падении сильно ушибся о землю-матушку.
В воскресенье дул северо-запад. До 17:20 условия были плохими. Но ребята рвались
в бой и в результате разорвали парус на «Циррусе» (Хилько).
Экипаж «Воробья» отлетал нормально, не считая мелких замечаний.
Полетел Зворыгин, и даже Данченко под руководством Зотова испытала «щемящее чувство полета»
Слоновник отлетал как обычно, т.е. сломал несколько трапеций. Но в общем терпимо, если бы
Хурсик не сломал последнюю стойку, то в конце дня могли бы неплохо поработать. Правда, Лучкин
на «Слоне» устроил цирковое представление под названием «Как не надо зависать на старте» и
«Как надо падать не ломая трапеций». Зотов вылетел на «СБ» - полеты с огибанием рельефа местности.
Авраменко полетал на «Птахе» и довольно неплохо.
|
19.04.81
|
В плановой таблице записаны:
Лучкин Николай
Шевчук Игорь
Хилько Алексей
Бачинский В
Авраменко Александр
Хурсик Виктор
Федюшина Татьяна
Коханчук Владимир
Руссаковский Вадим
Примак Юрий
Зотов Александр
|
|
02.05.81
|
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Зотов Александр
Коханчук Владимир
Авраменко Александр
Федюшина Татьяна
|
День начался неудачно - дул отвратительный юг и полеты пришлось прикрыть. Но потом позвонили
куда надо и дали ветер, правда, западный. Но этим наши неудачи не кончились - зарядил дождик.
Дождь кончился и наконец-то начались полеты. Благодаря стараниям и усилиям Коханчука удалось
облетать немного «Птаха» - Володя погонял аппарат по срывным скоростям. Результаты:
1) Пилот цел и невредим, хотя два раза штопорнул и сломал один раз трапецию.
2) Аппарат цел и невредим. Очень устойчив на малых скоростях, но другим пилотам все же не
рекомендуется повторять штучки Коханчука.
Авраменко, Зотов, Шевчук отлетали нормально, без каких-либо происшествий.
Федюшина полетела со второй ступеньки западного лягушатника! (наконец-то)
|
03.05.81
|
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Зотов Александр
Павлюк Александр
Авраменко Александр
Федюшина Татьяна
Руссаковский Вадим
|
Западный ветер до 3 м/с.
Отлетали нормально.
Авраменко и Павлюк сделали серию полетов с верху! Молодцы, ребята, но смотрите, не загордитесь
там.
Съели последнюю (по словам Татьяны) Федюшинскую пасху (клянется, что больше нет - нужно проверить).
Руссаковский рванул по бездорожью (тропинка западного лягушатника), результат - куча поломанных
трапеций. Если дело и дальше так пойдет - С.Авраменко останется без работы (и его придется списать
на пенсию), а мы - без труб.
P.S.: 2.05.81. - последний день «цирруса».
|
09.05.81
|
В плановой таблице записаны:
Зотов Александр
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Федюшина Татьяна
Данченко Наталья
Хурсик Виктор
Руссаковский Вадим
Лучкин Николай
|
Ветер восточный, на второй ступеньке до 9 м/c, порывистый. Сначала ждали погоду,
затем Авраменко все же начал летать (и зачем я его выпустил!) - целый день отлетал,
а в конце оказалось, что подвеска его сделана неправильно и он спокойно мог в ней
опрокидываться и висеть вниз головой... На горе объявились дельтапартизаны, но в этих
строчках о них не расскажешь. Пошли с Авраменко смотреть на них, и в это время Перчук,
Хурсик и Федюшина совершили серию полетов без «надзора». За такие бы дела - выговор
с занесением в нижнюю челюсть, да... Федюшина принесла торт - вкусный, но маленький.
|
25.07.81
|
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Коханчук Владимир
Павлюк Александр
Васильев А
Медведь Людмила
Лучкин Николай
|
P.S.
СВЕРШИЛОСЬ!
Свершилось событие, которого с нетерпением ждала общественность всего мира, страны, г. Киева
и нашего клуба в частности. Пилоты Авраменко и Павлюк сделали свои первые вылеты с востока.
Авраменко 3, Павлюк 1.
Техника пилотирования в этих полетах была удовлетворительно-хорошей. Авраменко после полетов был черным,
как негр, и Павлюк от него не сильно отличался. Сигали до 22:00, пока темнеть не начало.
Восстанавливали навыки Коханчук и Васильев. У Леши парашютное положение в полете. Никак не может от
него избавиться.
|
26.07.81
|
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Павлюк Александр
Коханчук Владимир
Васильев А
Медведь Людмила
Лучкин Николай
|
P.S.
Воскресенье началось слабеньким востоком и ребятки с утра успели его прихватить. Но, видимо, вчера
они несколько переусердствовали. Усталость дала себя знать. Авраменко летал хорошо, т.е. грамотно
проходил по маршруту, хорошо выполнял заходы на посадку, правда, несколько «пережимает» аппарат
в поворотах на высоте. Поближе к земле у него повороты получаются лучше. Но чувствует себя в
воздухе уверенно.
У Пвлюка хуже. Видимо сильно устал в субботу. Во всех полетах летал на недопустимо минимальной скорости.
Смотреть было неприятно. Не чувствуется уверенности в пилотировании. Третий полет выполнял с юго-востока.
Но мы не проверили верхний старт и Саня чуть не столкнулся с Олегом из Житомира. Разошлись на пересекающихся
курсах Сашка выше, а Олег под ним и ни один из них не сделал попытки отвернуть, хотя времени было достаточно.
В заключительном полете Павлюк споткнулся на старте, завис, затем его при наборе скорости просадило и он
зацепился правой консолью за дерево и, крутнув пол-спирали, успешно упал на деревья сломав трапецию.
В 17:00, как и вчера, задул восточный ветер 6-7 м/с. Восточняк работал как часы.
|
5 -12.09.81
|
Планерское (Коктебель) г. Клементьева
|
03.10.81
|
В плановой таблице записаны:
Авраменко Александр
Шевчук Игорь
Перчук Владимир
|
Ветер: утро восток-юг 2-3 м/с, туман
13:00 южный 6 м/с, пасмурно
С утра густой туман. Да такой густой, что Авраменко и Шевчуку в условиях ограниченной видимости пришлось потратить
немало сил, чтобы отыскать в рюкзаке хлеб и сало и с горя воспользоваться ими. Но скоро на помощь прибыл Перчук
и разогнал туман. Благодарные его товарищи тут же, собрав «Птаха» и «Скибу» сиганули вниз при мягком востоке. Далее
последовала перетасовка карт. Авраменко посадили на «Скибу», Перчука - на «Птаха». Шевчук тоже намыливался на
«Птаха» - летающую дачу якобы для облета своей подвески, а на самом деле для поимки вечного кайфа.
Такое положение дел длилось недолго, т.к. подул запад, стали наблюдаться грозные тучи и густые туманы.
Не долго думая, Авраменко предложил свалить домой, т.к., по его мнению, погоды не будет - идет воздушный
фронт. Его робко поддержал Перчук. И с молчаливого согласия Швчука так и поступили. Правда, до этого Шевчук
таки облетал свою подвеску на «Птахе» с юга.
С горя опять перекусили. Упаковали «Воробья» и «Цирруса». Тем временем вышло солнце и дул вновь мягкий восток.
Но позорно бежали с бугра
Авраменко, Перчук
Под руководством Шевчука.
|
04.10.81
|
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Авраменко Александр
Павлюк Александр
Перчук Владимир
|
Бугор встретил своих многочисленных посетителей восточным ветром. У экипажа «Птаха» нашлись более интересные, чем
полеты в восточном париле, дела по парусу, и они с увлечением занимались ими. Не прошло и полгода, когда они их
завершили при бесценной помощи Людмилы. «Птах» быстро стартовал, быстро садился, и так несколько раз. К середине
дня ветер изменился и Шевчук демонстрировал образцово-показательные полеты на «Птахе» с юга. С песней «На братских
могилах не ставят крестов...» он рванулся в южное пекло. На середине пути его преедупредительно болтануло, но
бесстрашный гренадер продолжил свой стремительный полет. На высоте 1,5 м выскочивший из-за бугра ротор ловко
прихлопнул «Птаха» к земле... От удара пошла пыль, задрожала земля, зашумели деревья, заскрежетало железо,
завизжали троса и желтый шлем вместе с головой его обладателя скрылся в почве. Оперативная группа спасения
быстро откопала пилота и поставила его на ноги. Шевчук, со вкусом украшенный пеплом когда-то сгоревшей соломы,
стоял изрядно ощипанный, но не побежденный. Все присутствующие и приглашенные со вздохом заметили, что в
результате столкновения с шариком радиуса 3,7 тыс км «Птах» понес некоторые... конструктивные изменения,
особенно в области трапециии. Просто хочется ругаться нехорошими словами, как говорил один наш общий знакомый.
Затем сборная команда КПИ проявила невероятную сноровку в обеде и замене трапеции. Через несколько минут на «Птахе»
отросла в лучах осеннего солнца новая труба.
Дул противный юг, но мы, помня вчерашний день, не поддавались на провокацию и ожидали хорошего ветра. За это
несколько раз были намочены дождем.
Вечером погода выровнялась. Павлюк с Перчуком воспользовались услугами «Птаха», Авраменко облетал «Скибу» с
юго-востока и остался им доволен.
Летали до упора и в кромешной темноте покидали бугор. Приехав в институт, разбудили не только сторожей 19 корп.,
но также 12, 13, 14, 15, 16, 17, и др. корп. Были встречены с распростертыми объятиями и благополучно окончили
летный день.
|
07.10.81
|
В плановой таблице записаны:
Павлюк Александр
Перчук Владимир
|
Ветер: юго-восток 4-5 м/с, порывы до 6-7 м/с
С утра до 12 часов стоял такой колотун и туман, что Перец и Павлюк вынуждены были затопить печку в вагончике.
Но после того, как на горизонте появился Лучкин, туман отступил и подул более-менее ровный юго-восток. Перец
и Павлюк целый день пахали как пчелки. Павлюк летал нормально, за исключением полета с востока, когда он
показал, как надо «брить» склон и резко отходить от него. Кроме того, он сделал 2 раза разворот на 270°
и получил кучу поздравлений по этому поводу.
Ну а Перц? Тот, конечно, был в своем репертуаре. Показал, как надо лететь в сидячей подвеске и идеально
описывать рельеф местности. Но в общем все обошлось нормально. Правда, он никак не смог правильно делать повороты.
Но за упорные труды судьба в виде Лучкина наградила его: он стартовал с юго-востока. «Виват». Но коронным
номером программы было падение Лучкина с велосипеда. Результат: побита рука, бедро и Ник. Ник. лишился
возможности 11 октября пойти на полеты.
|
11.10.81
|
В плановой таблице записаны:
Павлюк Александр
Шевчук Игорь
Авраменко Александр
Перчук Владимир
Хурсик Виктор
|
Пасмурно
Ветер: 11:30 юго-восток 1-2 м/с
днем юг, юг-юг-запад 3-4 м/с, порывы до 10 м/с
На бугор явилась толпа из КПИ (10 чел) и затмила собой всех остальных пилотов. Но погода поиздевалась над
всеми. Один Павлюк с утра поймал Шару: юго-восток. Но эта шара сменилась югом и юго-западом со зверскими
порывами. Правда Шевчук попытался облетать «Слона» и показал при чистом боковике «как надо садиться на
мачту, не ломая аппарат» или «как нужно гнуть и не ломать трубу на трапеции», но в общем все обошлось
благополучно. Девочки собрали аппарат, сделали несколько пробежек, почитали Шекспира, разобрали аппарат
и удалились домой. Тогда, после долгого и азартного спора между Перчуком и Авраменко по поводу местной
турбулентности и завихрений (во время спора применялись такие как закатывание глаз, размахивание руками,
многозначительные взгляды в сторону лежащего рядом ножа, и.т.п.) первый решил использовать свою теорию
«локальных затиший» между отдельными порывами ветра до 9 м/с и был вознагражден четырьмя полетами в
более-менее спокойной болтанке. Но на пятом полете судьба и Авраменко сказали «закругляйся», в результате
чего «Птах» стартовал с креном и грохнулся на склон в 5-и метрах от старта. Каркас и обшивка «Птаха» и
Перца не пострадали. Но заключительный полет сделал Хурсик. Он довольно хорошо стартовал, перехватился
и сел. В общем, все хорошо то, что хорошо кончается.
Хорошо, что кончается журнал.
Надо больше летать.
Но:
1) не залетать в ротор (под контрсклон и др.)
2) постепенно «расти» в полетах, как и на земле.
3) на сегодня не изобретено, не родилось то, чем можно было бы
передать восторг и красоту - и вечность свободного полета.
Шевчук.
|
26.10.81-27.10.81
|
В плановой таблице записаны:
Шевчук Игорь
Авраменко Александр
Перчук Владимир
|
26 октября. Ветер: восток 4-9 м/с, ясно, солнечно
27 октября. Утро: восток 1-2 м/с, ясно, солнечно
Обед: восток 7-8 м/с, ясно, солнечно
Утро: восток 1-2 м/с, ясно,
После двух летных дней:
Цените восточный ветер на Киевском дельтадроме!
Это: континентальный, как правило сухой и теплый, часто солнечный ветер, а
во время бабьего лета - прелесть.
Далее: дважды ошибок не делать.
1. При сильном ветре - стартовать уверенно и без крена.
2. Не летать низко над деревьями - попадают в спутные струи, в ротор
и отвесно идут вниз.
Летать осторожно, если появились малейшие отклонения в управляемости
аппарата. И всегда думать.
Шевчук.
Людей больше всего переменит к будущему небо.
Шевчук.
|
Вторая тетрадка
|
|