«Крылья Родины», №1, 1982 г.

ИКАРЫ, ВАМ ВЗЛЕТ!
В 1929 году в планерном кружке при ленинградском заводе «Красный
выборжец» рабочие построили аппарат с парусным крылом. Смельчакам
удалось подняться на 6 метров и пролететь расстояние 150 метров за 2,5
минуты.
Смелые люди... Они были, есть и будут во все времена, у всех народов.
История знает имен немало. Не будем обращаться к уходящей в тысячелетия
легенде об Икаре, дерзнувшем на восковых крыльях устремиться к солнцу.
Не будем вспоминать более живые примеры последнего столетия. В наши дни
есть свои Икары.

...Первый Всесоюзный чемпионат дельтапланеристов, икаров XX века,
проведенный на дельтадроме Бом, неподалеку от Кызыла, столицы Тувинской
АССР, стал важным событием в развитии отечественного дельтапланерного
спорта. По существу, это первый всесоюзный смотр наших реальных сил и
возможностей, в котором участвовали спортсмены девяти союзных республик,
Москвы, Ленинграда, Тувинской АССР, ведомственные команды МАЛ и
Вооруженных Сил. Не были представлены команды от Таджикистана, Армении,
Молдавии, Азербайджана, Туркмении и Киргизии.
В спортивной борьбе участвовало 40 дельтапланеристов, чьи результаты
оценивало 35 судей.
Личное первенство разыгрывалось по следующим видам полетов: на
максимальнее количество облетов вешек; по заданному маршруту с точным
приземлением; на дальность.
Наибольшее количество вешек - 12 за 3 мин 41 с в первом туре удалось
облететь А. Кареткину (РСФСР-1). Набрав в трех турах 204,4 очка, А.
Кареткин намного оторвался от своих противников (С. Дробышев - 173,5 и
Д. Нор-Аревян - 170,9 очка). При полете по заданному маршруту, который
заканчивался точным приземлением в круг диаметром 50 м, размеченный в
квадрате 100 X 100 м, вперед вышли В. Янцев (Вооруженные Силы) - 128,8
очка, выступавший вне конкурса из-за отсутствия требуемой условиями
чемпионата документации, Е. Гриненко (Украина) - 118,1 и А. Кареткин
(РСФСР-1) - 113,1. Немного отстали от них: А. Перельштейн (Ленинград)
- 91,6 очка, В. Какурин (Москва) - 86,3, Д. Нор-Аревян (РСФСР-2,
Ростов-на-Дону) - 81,0, А. Лексис (Литва, Каунас) - 70,3.

На дельтадроме Бом (Кызыл), 27 сентября 1981 г.
У лидирующей тройки - В. Янцев, Е. Гриненко, А. Кареткин -
результаты трех туров на точность приземления, выраженные в метрах от
центра круга, соответственно, следующие: 4 - за кругом - 4,6; 8,8 -
1,3 - 3,5; 11,0 - 18,8 - 1,6. Призерами, таким образом, стали: 1.
Е. Гриненко, 2. А. Кареткин, 3. А. Перельштейн.
Два тура полета на дальность принесли победу Ю. Комлеву (Красноярский
край, РСФСР-2) - 1654 м (110 очков), В. Какурину (Москва) - 1012 м
(104) и С. Казанцеву (Узбекистан, Ташкент) - 938 м (95,7).
Итог трех упражнений утвердил победу москвича А. Кареткина - 373 очка.
За ним - Е. Гриненко (Украина) - 358,3 и Д. Нор-Аревян (РСФСР-2) -
334,2.
Следовательно, А. Кареткин стал абсолютным чемпионом СССР по
дельтапланерному спорту 1981 года.
Облет максимального числа вешек удался не всем спортсменам. Многие из
них, несмотря на старт с вершины Бом высотой в 430 метров, смогли
облететь лишь 5 - 6 вешек из 12, а неудачные расчеты на посадку, как
правило, завершались приземлением даже не вне круга, а вне квадрата 100
X 100 метров.
Выполняя полет по маршруту, стартуя с той же вершины, каждый участник,
выходя над дельтадромом, должен был пройти входную вешку, обогнуть
остальные и приземлиться в том же квадрате. Однако многие пилоты не
рассчитали своих возможностей. Стремясь обогнуть побольше вешек, они
теряли драгоценные метры высоты и приземлялись вне квадрата.
Неудачным для некоторых спортсменов оказался и полет на дальность.
Безрезультатный поиск восходящих потоков приводил к потере высоты, а,
следовательно, и расстояния, на которое мог спланировать аппарат.
|
|
|
В. Жеглов - капитан команды-победительницы РСФСР-1.
|
Д. Нор-Аревян (РСФСР-2).
|
Е. Гриненко (Украина).
|
Фото В. РУБАНА
|
Командное первенство. Приводим количество очков и места, занятые
соответственно по упражнениям на максимальное количество облетов вешек,
полет по заданному маршруту с точным приземлением и полет на дальность:
РСФСР-1 - 515,3(1); 213,9(1); 210,4(3). РСФСР-2 - 413,6(2);
158,5(5); 241(1). Украина - 330,1(4); 159,6(4); 159,4(7). Белоруссия
- 212,6(9); 157,8(6); 171(5). Узбекистан - 283,9(5); 144,7(8);
220,9(2). Казахстан - 73,6(12); 69,8(11); 85,8(10). Грузия -
76,2(11); 31,9(12); 68,1(12). Литва - 250,3(6); 165,3(7); 108,4(9).
Латвия - 217,2(8); 87,4(10); 109,6(8). Эстония - 223,1(7); 102,8(9);
70,0(11). Москва - 370,2 (3); 166,2(2); 164,9(6). Ленинград - 115,9
(10); 160,6(3); 177,3(4).
Вне зачета: МАП (265,8; 146,2; 167,1). Вооруженные Силы (101,6; 128,9;
87,6). Тувинская АССР (287; 144; 139,4).
В общекомандном зачете: 1. РСФСР-1 - 939,6; 2. РСФСР-2 - 813,1; 3.
Москва - 701,3; 4. Узбекистан - 649,5; 5. Украина - 649,1; 6.
Белоруссия - 541,4; 7. Литва - 514,8; 8. Ленинград - 453,7; 9.
Латвия - 414,2; 10. Эстония - 393,9; И. Казахстан - 229,2; 12.
Грузия - 176,2.
Вне зачета.: 1. МАП - 599,1; 2. Тувинская АССР - 570,4; 3.
Вооруженные Силы - 318,1.
***
Первый чемпионат Советского Союза по дельтапланер ному спорту - это не
только первый чемпион, первые технические результаты участников и
команд. Он показал, что в этом виде спорта нет места благодушию,
беспечности, небрежности - начиная с оформления всей документации и
кончая техническим состоянием летательных аппаратов. Правда,
предшествовавшие зональные и республиканские соревнования позволили
устранить ряд недочетов в отборе участников, проведении стартов, работе
судейской коллегии, методике подведения результатов, но чемпионат,
скажем прямо, открыл глаза большинству спортсменов, заставил
пересмотреть свои позиции. Об этом говорили и многие участники
соревнований, например, ветеран дельтапланеризма доктор
физико-математических наук М. Гохберг, руководитель команды Вооруженных
Сил В. Мишенин, ростовчанин Д. Нор-Аревян и другие.

А. Кареткин - справа (РСФСР-1) и В. Янцев (Вооруженные Силы).
Отдадим должное мандатной комиссии, которую возглавлял С. Рожков,
медицинский инженер, занимающийся с 1978 г.
организационными делами в Московской областной федерации
дельтапланеризма. Вдумчивая и последовательная работа этой комиссии дала
возможность каждому из участников увидеть и прочувствовать все свои
огрехи, небрежность в оформлении документации. Не взирая на внешнюю
убедительность доводов, приводимых в свою защиту некоторыми участниками,
комиссия, к ее чести, оставалась непреклонной. И это еще раз убеждало в
правильности линии, взятой отделом дельтапланерного спорта ЦК ДОСААФ
СССР и Всесоюзной федерацией дельтапланеризма.
Жизнь подтвердила, что большой труд отдела по созданию руководящих
методических материалов, активное его участие во всех спортивных
встречах сезона, подготовительная работа к чемпионату не пропали
даром. Хочется отметить вклад начальника этого отдела И. А. Вишнякова, а
также председателя федерации дельтапланеризма СССР Е. Н. Елизарова.
Бесспорно, чемпионат сыграл свою воспитательную роль в отношении всех
участников, спортсменов и судей и, безусловно, окажет влияние на
дальнейшее развитие дельтапланеризма в стране.
Чемпионат убедительно доказал наше преимущество перед зарубежной
техникой. В чем оно проявляется, это преимущество! В том, что у нас
дельтапланеризм стал массовым движением инженерно-конструкторской мысли.
Разумеется, чемпионат открыл отличные аппараты, не уступающие по
летно-техническим данным лучшим зарубежным образцам, но главное, - он
стал смотром постоянно прогрессирующей технической мысли.
Видимо, целесообразно наряду с созданием серийных учебно-тренировочных и
спортивных дельтапланов иметь в стране опытную лабораторию - для
конструкторских поисков, для совершенствования имеющихся дельтапланов и
создания новых. Теперь уже можно твердо сказать, что дельтапланеризм -
один из творческих видов авиационного спорта. Так пусть это творчество,
которое успешно развивается на местах, будет иметь и своего рода
головную конструкторскую организацию.
Сорок восемь аппаратов различной конструкции - такова техника
чемпионата. Аппаратов, тщательно проверенных и придирчиво оцененных по
установленным требованиям технической комиссией, возглавляемой Е.
Новинским - инженером и дельтапланеристом. О требовательности и
принципиальности комиссии говорят сами факты. Из 48 дельтапланов к
полетам допущено лишь 33. После такого тщательного отбора программа -
около 500 полетов - была выполнена успешно, без предпосылок к летным
происшествиям. От членов технической комиссии спортсмены получили много
полезных советов и безотлагательно реализовывали их.
Отрадно, что большинство аппаратов было хорошо подготовлено к стартам:
имели надежное крепление и контровку всех деталей, отполированы и
окрашены в приятные цвета.
Комиссия и сами участники чемпионата, еще раз подчеркнем, единодушно
сошлись в том, что большинство наших аппаратов по своим
летно-техническим данным не уступает лучшим зарубежным образцам. И это
закономерно: среди 40 участников 34 инженера и 6 спортсменов со
среднетехническим образованием.
***
О Первом чемпионате СССР по дельтапланеризму можно сказать как о
соревнованиях, образцово организованных и проведенных. В оргкомитет
чемпионата вошли представители местных партийных и советских органов.
Областной комитет ДОСААФ (председатель Ю. Камышев) начал подготовку
задолго до сроков проведения чемпионата. Учитывая опыт, накопленный
дельтапланерной федерацией республики, которую возглавляет
В. Ли - пилот-инструктор Тувинского авиапредприятия гражданской
авиации, опыт проведения ряда встреч спортсменов на дельтадроме Бом,
областной комитет ДОСААФ провел большую предварительную работу.
С самого первого и до последнего дня чемпионата четко и безупречно
функционировали все службы - питания, быта, транспорта, медицинского
обслуживания, проведения полетов на дельтадроме. Все распоряжения и
команды во время полетов передавались через мегафон. Перед началом
каждого тура в воздух поднимался дельтапланерист на разведку погоды.
Старт и финиш имели телефонную связь.
Успешно была решена и такая проблема, как доставка спортсменов и
аппаратов на стартовую площадку в горах. Сюда курсировали автобусы и
специальные машины с приспособлениями для крепления дельтапланов,
технически разработанными и внедренными председателем обкома ДОСААФ Ю.
Камышевым. Благодаря этому все стартовые туры выполнялись четко, без
задержек.
Полеты проходили при большом количестве зрителей. Пропаганда Первого
чемпионата проводилась всеми средствами - через печать, радио,
телевидение. Еще в аэропорту Кызыла становилось ясно, что в республике
начался большой спортивный праздник. На мачтах - флаги Советского
Союза, РСФСР и ДОСААФ. Подробные объявления сообщали о программе
соревнований. Местное издательство выпустило содержательную брошюру,
рассказывающую о чемпионате и знакомящую участников, всех гостей с
кратким историко-экономическим очерком Тувинской АССР. Каждому, кто
прибыл на чемпионат, вручался красочный билет участника. Было разослано
много пригласительных билетов.
Организаторы чемпионата буквально предупреждали каждый запрос участников
и принимали все меры к тому, чтобы его удовлетворить. К командам -
участницам чемпионата были прикреплены шефы с предприятий и организаций
Кызыла. Реализована большая программа политико-воспитательных и
культурно-массовых мероприятий.
Опыт партийных и хозяйственных руководителей республики, обкома ДОСААФ
заслуживает всестороннего поощрения и заимствования.
В. ТУРЬЯН,
член бюро федерации дельтапланеризма СССР
|