Дельтаклуб «Альтаир» :  История :  Публикации

«Крылья Родины», №1, 1982 г.




ИКАРЫ, ВАМ ВЗЛЕТ!

В 1929 году в планерном кружке при ленинградском заводе «Красный выборжец» рабочие построили аппарат с парусным крылом. Смельчакам удалось подняться на 6 метров и пролететь расстояние 150 метров за 2,5 минуты.
Смелые люди... Они были, есть и будут во все времена, у всех народов. История знает имен немало. Не будем обращаться к уходящей в тысячелетия легенде об Икаре, дерзнувшем на восковых крыльях устремиться к солнцу. Не будем вспоминать более живые примеры последнего столетия. В наши дни есть свои Икары.





...Первый Всесоюзный чемпионат дельтапланеристов, икаров XX века, проведенный на дельтадроме Бом, неподалеку от Кызыла, столицы Тувинской АССР, стал важным событием в развитии отечественного дельтапланерного спорта. По существу, это первый всесоюзный смотр наших реальных сил и возможностей, в котором участвовали спортсмены девяти союзных республик, Москвы, Ленинграда, Тувинской АССР, ведомственные команды МАЛ и Вооруженных Сил. Не были представлены команды от Таджикистана, Армении, Молдавии, Азербайджана, Туркмении и Киргизии.
В спортивной борьбе участвовало 40 дельтапланеристов, чьи результаты оценивало 35 судей.
Личное первенство разыгрывалось по следующим видам полетов: на максимальнее количество облетов вешек; по заданному маршруту с точным приземлением; на дальность.
Наибольшее количество вешек - 12 за 3 мин 41 с в первом туре удалось облететь А. Кареткину (РСФСР-1). Набрав в трех турах 204,4 очка, А. Кареткин намного оторвался от своих противников (С. Дробышев - 173,5 и Д. Нор-Аревян - 170,9 очка). При полете по заданному маршруту, который заканчивался точным приземлением в круг диаметром 50 м, размеченный в квадрате 100 X 100 м, вперед вышли В. Янцев (Вооруженные Силы) - 128,8 очка, выступавший вне конкурса из-за отсутствия требуемой условиями чемпионата документации, Е. Гриненко (Украина) - 118,1 и А. Кареткин (РСФСР-1) - 113,1. Немного отстали от них: А. Перельштейн (Ленинград) - 91,6 очка, В. Какурин (Москва) - 86,3, Д. Нор-Аревян (РСФСР-2, Ростов-на-Дону) - 81,0, А. Лексис (Литва, Каунас) - 70,3.




На дельтадроме Бом (Кызыл), 27 сентября 1981 г.


У лидирующей тройки - В. Янцев, Е. Гриненко, А. Кареткин - результаты трех туров на точность приземления, выраженные в метрах от центра круга, соответственно, следующие: 4 - за кругом - 4,6; 8,8 - 1,3 - 3,5; 11,0 - 18,8 - 1,6. Призерами, таким образом, стали: 1. Е. Гриненко, 2. А. Кареткин, 3. А. Перельштейн.
Два тура полета на дальность принесли победу Ю. Комлеву (Красноярский край, РСФСР-2) - 1654 м (110 очков), В. Какурину (Москва) - 1012 м (104) и С. Казанцеву (Узбекистан, Ташкент) - 938 м (95,7).
Итог трех упражнений утвердил победу москвича А. Кареткина - 373 очка.
За ним - Е. Гриненко (Украина) - 358,3 и Д. Нор-Аревян (РСФСР-2) - 334,2.
Следовательно, А. Кареткин стал абсолютным чемпионом СССР по дельтапланерному спорту 1981 года.
Облет максимального числа вешек удался не всем спортсменам. Многие из них, несмотря на старт с вершины Бом высотой в 430 метров, смогли облететь лишь 5 - 6 вешек из 12, а неудачные расчеты на посадку, как правило, завершались приземлением даже не вне круга, а вне квадрата 100 X 100 метров.
Выполняя полет по маршруту, стартуя с той же вершины, каждый участник, выходя над дельтадромом, должен был пройти входную вешку, обогнуть остальные и приземлиться в том же квадрате. Однако многие пилоты не рассчитали своих возможностей. Стремясь обогнуть побольше вешек, они теряли драгоценные метры высоты и приземлялись вне квадрата.
Неудачным для некоторых спортсменов оказался и полет на дальность. Безрезультатный поиск восходящих потоков приводил к потере высоты, а, следовательно, и расстояния, на которое мог спланировать аппарат.

В. Жеглов - капитан команды-победительницы РСФСР-1. Д. Нор-Аревян (РСФСР-2). Е. Гриненко (Украина).
Фото В. РУБАНА

Командное первенство. Приводим количество очков и места, занятые соответственно по упражнениям на максимальное количество облетов вешек, полет по заданному маршруту с точным приземлением и полет на дальность:
РСФСР-1 - 515,3(1); 213,9(1); 210,4(3). РСФСР-2 - 413,6(2); 158,5(5); 241(1). Украина - 330,1(4); 159,6(4); 159,4(7). Белоруссия - 212,6(9); 157,8(6); 171(5). Узбекистан - 283,9(5); 144,7(8); 220,9(2). Казахстан - 73,6(12); 69,8(11); 85,8(10). Грузия - 76,2(11); 31,9(12); 68,1(12). Литва - 250,3(6); 165,3(7); 108,4(9). Латвия - 217,2(8); 87,4(10); 109,6(8). Эстония - 223,1(7); 102,8(9); 70,0(11). Москва - 370,2 (3); 166,2(2); 164,9(6). Ленинград - 115,9 (10); 160,6(3); 177,3(4).

Вне зачета: МАП (265,8; 146,2; 167,1). Вооруженные Силы (101,6; 128,9; 87,6). Тувинская АССР (287; 144; 139,4).

В общекомандном зачете: 1. РСФСР-1 - 939,6; 2. РСФСР-2 - 813,1; 3. Москва - 701,3; 4. Узбекистан - 649,5; 5. Украина - 649,1; 6. Белоруссия - 541,4; 7. Литва - 514,8; 8. Ленинград - 453,7; 9. Латвия - 414,2; 10. Эстония - 393,9; И. Казахстан - 229,2; 12. Грузия - 176,2.

Вне зачета.: 1. МАП - 599,1; 2. Тувинская АССР - 570,4; 3. Вооруженные Силы - 318,1.

***

Первый чемпионат Советского Союза по дельтапланер ному спорту - это не только первый чемпион, первые технические результаты участников и команд. Он показал, что в этом виде спорта нет места благодушию, беспечности, небрежности - начиная с оформления всей документации и кончая техническим состоянием летательных аппаратов. Правда, предшествовавшие зональные и республиканские соревнования позволили устранить ряд недочетов в отборе участников, проведении стартов, работе судейской коллегии, методике подведения результатов, но чемпионат, скажем прямо, открыл глаза большинству спортсменов, заставил пересмотреть свои позиции. Об этом говорили и многие участники соревнований, например, ветеран дельтапланеризма доктор физико-математических наук М. Гохберг, руководитель команды Вооруженных Сил В. Мишенин, ростовчанин Д. Нор-Аревян и другие.




А. Кареткин - справа (РСФСР-1) и В. Янцев (Вооруженные Силы).


Отдадим должное мандатной комиссии, которую возглавлял С. Рожков, медицинский инженер, занимающийся с 1978 г. организационными делами в Московской областной федерации дельтапланеризма. Вдумчивая и последовательная работа этой комиссии дала возможность каждому из участников увидеть и прочувствовать все свои огрехи, небрежность в оформлении документации. Не взирая на внешнюю убедительность доводов, приводимых в свою защиту некоторыми участниками, комиссия, к ее чести, оставалась непреклонной. И это еще раз убеждало в правильности линии, взятой отделом дельтапланерного спорта ЦК ДОСААФ СССР и Всесоюзной федерацией дельтапланеризма.
Жизнь подтвердила, что большой труд отдела по созданию руководящих методических материалов, активное его участие во всех спортивных встречах сезона, подготовительная работа к чемпионату не пропали даром. Хочется отметить вклад начальника этого отдела И. А. Вишнякова, а также председателя федерации дельтапланеризма СССР Е. Н. Елизарова.
Бесспорно, чемпионат сыграл свою воспитательную роль в отношении всех участников, спортсменов и судей и, безусловно, окажет влияние на дальнейшее развитие дельтапланеризма в стране.
Чемпионат убедительно доказал наше преимущество перед зарубежной техникой. В чем оно проявляется, это преимущество! В том, что у нас дельтапланеризм стал массовым движением инженерно-конструкторской мысли. Разумеется, чемпионат открыл отличные аппараты, не уступающие по летно-техническим данным лучшим зарубежным образцам, но главное, - он стал смотром постоянно прогрессирующей технической мысли.
Видимо, целесообразно наряду с созданием серийных учебно-тренировочных и спортивных дельтапланов иметь в стране опытную лабораторию - для конструкторских поисков, для совершенствования имеющихся дельтапланов и создания новых. Теперь уже можно твердо сказать, что дельтапланеризм - один из творческих видов авиационного спорта. Так пусть это творчество, которое успешно развивается на местах, будет иметь и своего рода головную конструкторскую организацию.
Сорок восемь аппаратов различной конструкции - такова техника чемпионата. Аппаратов, тщательно проверенных и придирчиво оцененных по установленным требованиям технической комиссией, возглавляемой Е. Новинским - инженером и дельтапланеристом. О требовательности и принципиальности комиссии говорят сами факты. Из 48 дельтапланов к полетам допущено лишь 33. После такого тщательного отбора программа - около 500 полетов - была выполнена успешно, без предпосылок к летным происшествиям. От членов технической комиссии спортсмены получили много полезных советов и безотлагательно реализовывали их.
Отрадно, что большинство аппаратов было хорошо подготовлено к стартам: имели надежное крепление и контровку всех деталей, отполированы и окрашены в приятные цвета.
Комиссия и сами участники чемпионата, еще раз подчеркнем, единодушно сошлись в том, что большинство наших аппаратов по своим летно-техническим данным не уступает лучшим зарубежным образцам. И это закономерно: среди 40 участников 34 инженера и 6 спортсменов со среднетехническим образованием.

***

О Первом чемпионате СССР по дельтапланеризму можно сказать как о соревнованиях, образцово организованных и проведенных. В оргкомитет чемпионата вошли представители местных партийных и советских органов. Областной комитет ДОСААФ (председатель Ю. Камышев) начал подготовку задолго до сроков проведения чемпионата. Учитывая опыт, накопленный дельтапланерной федерацией республики, которую возглавляет В. Ли - пилот-инструктор Тувинского авиапредприятия гражданской авиации, опыт проведения ряда встреч спортсменов на дельтадроме Бом, областной комитет ДОСААФ провел большую предварительную работу.
С самого первого и до последнего дня чемпионата четко и безупречно функционировали все службы - питания, быта, транспорта, медицинского обслуживания, проведения полетов на дельтадроме. Все распоряжения и команды во время полетов передавались через мегафон. Перед началом каждого тура в воздух поднимался дельтапланерист на разведку погоды. Старт и финиш имели телефонную связь.
Успешно была решена и такая проблема, как доставка спортсменов и аппаратов на стартовую площадку в горах. Сюда курсировали автобусы и специальные машины с приспособлениями для крепления дельтапланов, технически разработанными и внедренными председателем обкома ДОСААФ Ю. Камышевым. Благодаря этому все стартовые туры выполнялись четко, без задержек.
Полеты проходили при большом количестве зрителей. Пропаганда Первого чемпионата проводилась всеми средствами - через печать, радио, телевидение. Еще в аэропорту Кызыла становилось ясно, что в республике начался большой спортивный праздник. На мачтах - флаги Советского Союза, РСФСР и ДОСААФ. Подробные объявления сообщали о программе соревнований. Местное издательство выпустило содержательную брошюру, рассказывающую о чемпионате и знакомящую участников, всех гостей с кратким историко-экономическим очерком Тувинской АССР. Каждому, кто прибыл на чемпионат, вручался красочный билет участника. Было разослано много пригласительных билетов.
Организаторы чемпионата буквально предупреждали каждый запрос участников и принимали все меры к тому, чтобы его удовлетворить. К командам - участницам чемпионата были прикреплены шефы с предприятий и организаций Кызыла. Реализована большая программа политико-воспитательных и культурно-массовых мероприятий.
Опыт партийных и хозяйственных руководителей республики, обкома ДОСААФ заслуживает всестороннего поощрения и заимствования.

В. ТУРЬЯН,
член бюро федерации дельтапланеризма СССР