Идея этого пособия,
принадлежащая клубу «Альтаир» (КПИ), родилась в плодотворнейшей
обстановке безнадежного ожидания погоды на Кубке Украины - 97 и
получила дальнейшее развитие в теплой дружеской атмосфере
совместных застолий.
Рассчитано оно, прежде всего, на человека,
впервые получившего в руки авиационный конструктор под
названием С - 14 в двухметровом пакете и стоящего над
ним в некотором замешательстве.
Мы также надеемся приободрить
тех слегка растерявшихся граждан, которые, наслушавшись
многочисленных доброжелателей, считают этот аппарат неким
монстром невероятной сложности, а посему - элементарно
побаиваются.
Следует отметить, что С-14 (С-15), как и любая
достаточно старая система, имеет огромное количество мелких модификаций,
порожденных творческим порывом неутомимых народных умельцев. К сведению
любопытных - из более чем 300 пошитых обшивок только половина комплектовалась
фирменными каркасами, другая половина была отдана нашему небогатому, но
трудолюбивому и смекалистому народу для самостоятельного творчества. Кроме
этого, известно как минимум две фирмочки, которые использовали знаменитую
аббревиатуру С-14/С-15 для своих дельтапланов и тут уж вообще советовать
что либо затруднительно. Например, если Вам достался С-14 с нервюрами, то
как он л-л-летает сказать вообще сложно, впрочем, вряд ли эти нервюры могли
сильно его испортить.
Кстати: Если Вы хотите ввести какое-то
новшество, то максимум, на что Вы можете рассчитывать - это что аппарат
не станет летать намного хуже. С другой стороны, если аппарат, к примеру,
оборудован законцовками, то лучше с этими законцовками и летать, по крайней
мере до тех пор, пока Ваш возросший летный опыт не позволит Вам убедиться
в их полной бесполезности (а, может быть, и наоборот).
В случае, если Ваш С-14 не имеет полиспаста,
советуем не морочить себе голову, а порадоваться этому факту,
поскольку Вам:
а) не придется уродоваться при сборке-разборке,
б) не придется усиливать стойку,
в) не придется сильно огорчаться если Вы эту стойку сломаете,
г) не придется специально наращивать мышцы, чтобы с эти полиспастом справляться
воздухе.
Поставить полиспаст Вы всегда успеете, если все-таки решите, что
Вам нужен именно С-14 с полиспастом, а не что-нибудь другое, например Stealth,
KPL или Су-37 с изменяемым вектором тяги.
Итак, Вы оказались с глазу на глаз с, теперь
уже Вашим, С-14. Как правило, знакомство начинается с увлекательного процесса
сборки. Из чехла извлекается обшивка и всякие железки, которые могут пригодиться
для сборки каркаса. Если жесткая вставка-обтекатель не находится в парусе
Вашего аппарата постоянно, то самое время ее вставить. Тем не менее, находятся
любители, пытающиеся проделать это при собранных боковых узлах, вставленных
латах и даже взведенной поперечине (???). У некоторых получается (!!!).
Поскольку единого мнения по поводу того, оставлять ли вставку в парусе при
разборке в двухметровый пакет, не существует, ни то, ни другое мы Вам советовать
не будем, сообщаем лишь в порядке информации: можно и не вынимать.
Теперь разберемся с каркасом. Для начала найдите
носовой узел с тремя трубами, который Вам вряд ли удастся с чем-нибудь перепутать.
Теперь следует к первым боковым трубам пристыковать вторые, а к ним - консольные
части.
Запомните!!! На второй боковой трубе
отверстие под болт находится ближе к хвосту. Тех, кто считает это
напоминание излишним, можем заверить, что один из авторов лично наблюдал
попытку собрать каркас, у которого поперечина существенно выступала за носовой
узел.
Очень важно, во избежание разнообразных проблем
с антипиками, не перепутать правые и левые консоли.
Совет: Дабы не решать каждый раз уравнение
с несколькими неизвестными (поскольку запутаться можно не только с собственно
консолями, но и с их отстегивающимися частями, а также со вторыми боковыми
трубами), лучше пометить правые и левые трубы меточками разного цвета, а
если Вам удалось успешно закончить среднюю школу, то и написать на них знакомые
буквы (П - правая, Л - левая).
Еще один совет: Если речь идет об аппарате
самостоятельной постройки, то не мешает также пометить верх и низ трубы,
так как неточности в разметке отверстий также отражаются на угле установки
антипик.
Когда, наконец, консоли стоят на своих местах,
можно присоединить трапецию. Тут уместно напомнить, что на С-14 не надо
стараться выпрямить две гнутые трубы: килевую и ручку управления, которую
некоторые поклонники гнилого Запада именуют спидбар. Килевая
согнута преднамеренно совсем немного и чаще вызывает у умельцев позывы чуть-чуть
ее рихтонуть. С пресловутым спидбаром связано еще одно
замечание - выгнутая часть должна быть направлена в сторону носового узла
- в противном случае Вы рискуете отбить себе ноги на старте.
Трапеция присоединена - можно надевать парус.
При этом молния на нем должна быть полностью расстегнута, иначе у Вас вряд
ли что-либо получится. Не забудьте накинуть петлю подцепки на киль прежде,
чем наденете на него килевой карман, в противном случае Вам придется потренироваться
в сборке-разборке еще раз. Парус на носу фиксируется при помощи веревочки,
которую Вы завязываете хоть бантиком, хоть морским узлом и больше никогда
не трогаете, разве что Вам захочется ее затянуть или, наоборот, отпустить.
При разборке в двухметровый пакет веревку не развязывают. Закрепив
парус на носу, его натягивают по консолям. Не получается? Отпустите веревочку
на носу.
Совет: Легче всего натягивать обшивку
при чуть разведенных консолях, при полностью сведенных или разведенных требуются
гораздо большие усилия.
Следующий этап - сборка боковых узлов. Здесь
имеется большой простор для полета фантазии, но полезней для здоровья собрать
их правильно. Правильно выглядит так: боковая труба, радиусная шайба, нижний
трос, фторопластовая шайба, пластина поперечины, верхний трос. К некоторым
самопальным С-14 это не относится, впрочем, опыт показывает,
что и с классически собранными боковыми узлами они летают вполне прилично.
Запомните!!! Нижний трос должен подходить
к узлу изнутри. Если нижний трос подходит к узлу снаружи, т.е. обернут
вокруг боковой трубы, то это чревато последствиями в виде раскачки (кое-кто
проверял на своей шкуре - оч-ч-чень неприятно).
Совет: Если Вы сомневаетесь в правильности
сборки, загляните внутрь обшивки кому-нибудь, кто собрал заведомо правильно
и сравните этот пейзаж с тем, что увидите внутри собственного паруса (для
подсказки можно заглядывать внутрь Сталкеров и Стелсов).
По сравнению с боковыми, подсоединение передних
и задних тросов не составит особого труда. Только надо не забыть между килевой
трубой и монеткой задних нижних тросов разместить лямку натяжки килевого
кармана - и все дела.
Вставив корневую лату, Вы поднимаете аппарат
на трапецию и дальнейшая сборка происходит в положении стоя.
Именно в этот момент необходимо опереть килевую лату на килевую трубу. При
взведенной поперечине эта процедура становится изощренной пыткой.
Запомните: Разводя консоли, уприте киль
в землю, иначе гнутся пластины носового узла.
Еще запомните: Прежде, чем разводить
консоли, застегните молнию до середины. В противном случае Вы рискуете потерять
зубы. Молнии, естественно. А вот пристегивать карабин заднего троса с тросиками
АПУ к мачте рекомендуется после разведения консолей. Кому это удается сделать
раньше - пишите в редакцию в рубрику «Очевидное - невероятное»
Если до сих пор Вы летали на Спорте-5
или чем-нибудь подобном, то Вы привыкли к тому, что латы бывают верхние
и нижние. Теперь, оказывается, они могут быть еще правыми и левыми.
Совет: Если Вы будете вставлять правые
латы правой рукой, а левые левой, то существенно снизите риск оторвать лат-карманы.
(Совет, между прочим, совершенно серьезен).
Кстати: При разборке в шестиметровый
пакет две центральные латы можно не вытаскивать, а только ослабить, парус
прекрасно свернется и с ними. Если парус сворачивается плохо, то стоит поискать
забытые нижние латы, которые оставлять в парусе не рекомендуется. Будьте
готовы к регулярной процедуре сверки профилей. Лучше всего заведите себе
плазы лат и проверяйте их каждый раз, когда возникают сомнения, и уж во
всяком случае не мешает это сделать, если аппарат почему-то плохо летает
по прямой.
Прежде, чем взводить поперечину, проверьте, как стоит корневая
лата и концевые лямки обшивки – исправить потом будет весьма затруднительно.
Поперечину взводят ну, просто левой ногой (впрочем, можно и правой) при
помощи веревки с петлей, которую обычно закрепляют в верхней части трапеции.
В петельку вставляют ногу и э-эх - натягивают поперечину весом своего бренного
тела. Если поперечина упирается и веревочка рвется, стоит поразмыслить о
правильности сборки, можно и по другому - просто поменять веревочку и продолжить
попытки.
Кстати: Если веревка не очень длинная,
не забудьте при разборке ее отвязать, иначе она не даст свести консоли.
Совет: Упорные латы легче натягивать
после того, как поперечина взведена.
Осталось вставить нижние латы, одеть
капотик (он же: носик, намордник, гульфик), обязательно проверить
правильность сборки и наличие контровок - аппарат готов к небесам, ибо,
надеемся, Вы еще не забыли, для чего все-таки начали этот трудный и утомительный
путь. Самое время отойти от крыла метров на пять и прищуренным глазом окинуть
собранный конструктор. Иногда можно обнаружить (или не обнаружить) весьма
интересные детали. Из разряда стандартных приколов: тросик АПУ зацепился
за соседнюю лату; поддержки АПУ не торчат в своих гнездах, а аккуратно пристегнуты
репейником к обшивке, не зафиксирована собачка нижних
передних тросов.
Между прочим: Как и любой дельтаплан,
С - 14 предназначен для полетов. Любая попытка освоить его не летая
обречена на провал. Так что лететь, рано или поздно, придется. Можно, конечно,
для начала дать полетать на Вашем аппарате кому-нибудь из опытных пилотов
и даже не одному. Однако в этом случае будьте готовы услышать огромное количество
разнообразных и часто противоречивых мнений о том, как он летает и что в
нем нужно срочнейшим образом изменить. Постарайтесь трезво оценить, в состоянии
ли Вы все это переварить. Гораздо разумней предположить, что если аппарат
летал у предыдущего хозяина, то будет летать и у Вас. Соответственно и все
переделки стоит отложить на то время, когда Вы будете более четко представлять
себе, чего же Вы от него хотите.
Естественно, все это не относится к аппаратам
(особенно лавсановым), которые лежали невесть где и невесть сколько времени
и о которых никто не может ничего толком сказать. В этом случае, действительно,
лучше подсунуть этот ребус кому-нибудь поопытней, желательно из тех, кто
не читает «Небо для всех» и с кем не страшно испортить отношения,
если окажется, что это в принципе не летает.
Нормально летающий и правильно собранный С-14
вряд ли создаст Вам непреодолимые проблемы, даже если вы зажмете его, забыв
о пока еще непривычном положении ручки и пользуясь отсутствием большого
усилия на ней. Гораздо более проблемной окажется попытка повернуть без отдачи
ручки, впрочем, мы надеемся, что уж такой-то ерундой Вы заниматься не будете,
научившись делать координированный разворот еще в глубоком летном детстве.
Если, несмотря на Ваши правильные действия, Вам кажется, что аппарат плохо
управляется, то, возможно, стоит его немного отпустить, желательно по консолям.
С креном борются поворачивая пластиковую шайбу на консоли, естественно,
прежде следует убедиться в том, что все латы симметричны.
Естественно, мы не в состоянии в узких рамках этого пособия предусмотреть все
возможные проблемы, возникающие при общении с С-14. Например, причиной необъяснимого
крена может оказаться запасная стойка, засунутая в поперечину при разборке
в двухметровый пакет. И уж вовсе невозможно дать универсальный совет, как
быть, если жена спрашивает, почему он стоит дома и занимает
место в, и без того не слишком просторной, квартире. Тут уж Вам придется
проявить максимум смекалки и продемонстрировать способность принимать решения
в критической ситуации, что несомненно пригодится Вам и в полете.
В заключение мы искренне надеемся, что Ваше знакомство с аппаратом пройдет
благополучно и когда-нибудь Вы воскликните:
С-14? Да ведь это же так просто и приятно!
|