Методика первоначального обучения клуба «Альтаир»
В программу первоначального обучения полётам в клубе «Альтаир» входит:
- Разборка/сборка аппарата в 6 м. пакет.
- Маневрирование с аппаратом на земле, правильная переноска.
- Разбег и посадка по ровному (бегание по ровному). Изучение и закрепление приемов управления аппаратом на разбеге. Без подцепа, ибо позволяет сэкономить время инструкторов и отсеять кандидатов, кому дальнейшее обучение будет не под силу.
- Одевание подвесной системы, правильный подцеп/отцеп от аппарата, основы эксплуатации подвесной системы.
- Изучение и отработка приемов самостраховки. Многократное повторение их на стопе.
- Разбег и посадка (пробежки) по ровному в подвеске и с подцепом к аппарату. Изучение и закрепление навыков управления аппаратом на разбеге, реакция аппарата и управление им на посадке. На этом этапе активно отрабатываются и закрепляются приемы самостраховки уже «по боевому», в реальных условиях. Самостраховка доводится до уровня условного рефлекса: Падаю? - Страховка! Что-то идет не так? - Страховка!
- Разбег и посадка по наклону, фактически до полетной скорости, но с уровня и наклона, исключающих отрыв. Обучение именно разбегаться вниз, часто это требует преодоления психологических барьеров.
- При отличном выполнении предыдущего пункта, постепенное повышение уровня старта приводит к первым отрывам. Полеты от 2-3 секунд, до 10 секунд.
- Отработка полета по прямой с пологого склона (Капуста, Тропинка) высота стартов 7-15 метров, выдерживание правильной скорости, стабильная и уверенная посадка на ноги.
- Полеты с крутого склона высотой 15 м. (Ступенька). Полеты по прямой в вертикальном положении подвески, обучение выдерживанию правильной скорости вне близости земли.
- Полеты с того же склона по прямой, но с перехватом в горизонтальное положение.
- Полеты с того же склона в горизонтальном положении с выполнением поворотов на 90 градусов или разнонаправленных 2х45 градусов, в зависимости от ветра на посадке. Обучение поворотам от выполняемых только открениванием, до выполнения координированных поворотов.
- Полеты с верхнего старта (35 м. или 65 м., в зависимости от направления ветра). Минимальное полетное задание, обычно 2 поворота на 90 градусов и посадка.
- Полеты с верхнего старта. Контроль скорости в поворотах и на прямолинейных участках, сознательное построение захода на посадку.
- Полеты с верхнего старта, выполнение именно координированных поворотов без скольжения и без потери скорости. Выдерживание оптимальной, а не повышенной скорости на прямолинейных участках. При соответствующей погоде и обязательном облете аппарата инструктором (для того, что бы убедиться в нейтральности центровки аппарата), выполнение упражнения «расслабленные руки». Т.е. в горизонтальном полете сознательно убрать воздействия пилота по тангажу, «отпустить ручку», научиться воспринимать обратную связь с аппаратом «слушать ручку». На этом этапе можно ввести игровой элемент – предложить садиться в цель, выложенную в зоне безопасной посадки.
- Полеты с верхнего старта. Полетное задание: галсирование на курсах параллельных склону. Обучение выдерживанию постоянного курса, оптимальных скоростей на прямолинейных участках и в разворотах, отработка разворотов на 180 градусов около склона, разворотов именно там, где решает пилот, а не «где повернуло». Сознательный расчет захода на посадку с учетом ветровой и термической обстановки, и его выполнение. При ветре до 1-2 м/с, при полетах с Восточного старта, по решению инструктора дается задание на выполнение спирали в 270 градусов или 450 градусов – в зависимости от направления ветра на посадке.
Перед каждым стартом инструктор проводит тренаж самостраховки.
С седьмого пункта методики, учлет входит в экипаж одной из клубных УТ-шек, все дальнейшие этапы обучения он проходит на одном и том же, привычном ему аппарате.
Переход к следующему пункту программы производится тогда, и только тогда, когда учлет безопасно и стабильно выполняет упражнения текущего этапа.
Уверенное и стабильное выполнение упражнения N16 служит основанием для перевода учлета на аппарат типа «Студент».
В учебные выезды в Планерское допускаются учлеты, находящиеся на 11-12-й ступенях этой методики, не раньше. Т.е. уверенно летающие с уровня середины Северного склона г. Клементьева.
Владимир Марчук руководитель клуба «Альтаир»
|