СТАЛКЕР
© Cергей Сергеев
Статья опубликована в журнале «Небо для всех» в 1995 году
Почти все наши дельтапланеристы слышали об аппарате
под названием «Сталкер». Эта статья посвящена именно этому дельтаплану,
выполненному в размерности 14 кв.м.
Дельтаплан Сталкер производится фирмой «Аэрос» с
первых дней ее существования - с осени 1991 года. За этот период пилоты,
летающие на Сталкерах, узнали в полной мере его сильные и слабые стороны,
и тот факт, что этот аппарат до сих пор пользуется популярностью, говорит
о том, что положительных качеств у Сталкера гораздо больше.
Конструкция Сталкера во многом похожа на хорошо известные
С-15 и С-14, что не удивительно, так как эти аппараты создавались одними
и теми же людьми. Но есть и отличия. Прежде всего - совершенно все Сталкеры
оснащены рычажным механизмом изменения геометрии крыла (полиспастом) в
комплексе с компенсатором. Набор боковой консоли состоит из труб 60х1,
50х1 и 48х1,5. Стойки трапеции каплевидного сечения изготовлены из труб
50х1 и усилены трубой 25х1. Система АПУ состоит из тросиков, поддерживающих
латы №№ 4,5,6, 7, концевые же поддержки отсутствуют. Кроме этих элементов,
пожалуй, вы ничего нового и не увидите.
Отдельно стоит сказать об обшивке. Фирма «Аэрос»
принципиально не делает Сталкер из отечественных тканей, не считая двух
опытных образцов. Обычно обшивки изготавливаются из тканей фирмы «Polyant»
(Германия), но используются ткани и других фирм. Обтекатель - ткань известная
под названием «Трилам», придает аппарату великолепный внешний вид и удобна
при эксплуатации. Задняя кромка и полотнище под обтекателем выполнены из
армированой ткани «Power LL». Применяется для этих элементов также ткань
«Металлик». Использование таких тканей позволяет не вмешиваться в регулировку
аппарата, по крайней мере, первые 60-70 часов налета, не говоря уже о ресурсе
такой обшивки - у рядового пилота быстрее морально устареет дельтаплан,
чем износится такая обшивка. Остальная часть обшивки - ткань дакрон 170
г/кв.м всевозможных цветов. По желанию заказчика фирма «Аэрос» изготавливает
Сталкеры любой расцветки из предоставленой фирмами цветовой гаммы тканей.
Каждый аппарат укомплектован набором чехлов и прокладок,
плаз-шаблоном лат, руководством по эксплуатации на английском языке с подробными
картинками, которые понятны каждому, и запасными стойками и трубой.
Если вы возьмете Сталкер в руки, он может показаться
не очень легким, например по сравнению со Славутичем-УТ, зато это прочный
и надежный спортивный паритель. Сталкер - один из немногих дельтапланов,
производимых на просторах СНГ, имеющий зарубежный сертификат летной годности,
а именно - сертификат Британской дельтапланерной ассоциации (BHGA). Что
это значит? Это значит, что:
- качество изготовления Сталкера удовлетворяет европейским
требованиям,
- Сталкер испытан на автостенде с перегрузкой +6G/-4G
для максимального веса пилота 92 кг,
- Сталкер безопасен во всем диапазоне эксплуатационных
скоростей,
- Сталкер получил положительные отзывы пилотов-экспертов
BHGA.
Для справки - из всех дельтапланов изготовленных
на Украине зарубежные сертификаты имеют: Сталкер-14, Сталкер-12, С-15 и
С-14, из более старых типов аппаратов полный комплекс госиспытаний прошел
С-5 в дакроновой версии. Ни один дельтаплан, изготовленный в государствах
СНГ, аналогичных документов не имеет.
Начиная говорить о летных характеристиках аппарата,
можно сказать: «Сталкер - отличный дельтаплан для хороших пилотов».
Взлет.
Аппарат имеет заднюю весовую балансировку, что не
совсем удобно при переноске дельтаплана на земле. Но даже в штиль достаточно
нескольких энергичных шагов, чтобы Сталкер без проблем лег на поток, без
тенденции к задиранию или опусканию носа. В сильный ветер также практически
нет проблем со стартом. Крены легко парируются даже при скорости разбега.
Не представляет сложности и старт с боковым ветром. Можно сказать, что
старт на Сталкере слишком прост.
Полет.
Сразу после старта, который естественно выполняют
с отпущенным полиспастом, бросается в глаза то, что на балансировочной
скорости спидбар находится в более переднем положении, чем на других аппаратах,
за исключением некоторых лавсановых С-15. Отдельных пилотов это настораживает,
но поверьте, в длительных полетах это обеспечивает меньшую усталость пилота
и позволяет полностью реализовать отличные срывные и скоростные характеристики
Сталкера. Есть большая разница как летит аппарат с отпущенным и взведенным
полиспастом. В отпущенном состоянии на балансировочной скорости аппарат
летит устойчиво, для компенсации болтанки требуются небольшие усилия. При
попытке выдать ручку от себя и сорвать аппарат, увеличивается возвратное
давление на ручке управления, дельтаплан начинает слегка водить носом по
курсу, увеличивается скорость снижения, но самопроизвольное сваливание
на крыло не происходит. Достаточно позволить ручке вернуться в нормальное
положение и аппарат с небольшим опусканием носа восстановит потерянную
скорость. При разгоне Сталкера усилия на ручке плавно нарастают. Аппарат
на всех скоростях летит ровно, без рыскания и раскачки. Отпущеный Сталкер
летит почти так же как и С-15/С-14, но стоит его взвести и это уже
совершенно другой аппарат - балансировочная скорость возрастает и заметно
увеличивается качество. Особенно это заметно на длинных переходах от потока
к потоку. Взведенный Сталкер летит быстро и устойчиво, но управляется в
таком состоянии несколько хуже. Основное преимущество этого дельтаплана
во взведенном состоянии заключается в отличных разгонных и скоростных характеристиках,
позволяющих быстро и экономно преодолевать пространство между термиками.
Взводить аппарат достаточно легко, но необходима некоторая сноровка. Одни
пилоты это делают используя вес тела, налегая на рычаг механизма, другие
осваивают кистевое движение, держась для опоры левой рукой за правую сторону
спидбара. Любой способ хорош, лишь бы он вас устраивал и вы не слишком
на него отвлекались. Отпускать аппарат из взведенного состояния элементарно
просто - надо слегка сместить рычаг, чтобы он проскочил мертвую точку и
он моментально занимает первоначальное положение.
Управление.
Это песня! Сталкер управляется превосходно на всех
скоростях. У пилотов, которые раньше летали на тугих аппаратах, бывают
проблемы со слишком легким управлением Сталкера. Но если с первых минут
полета внимательно отнестись к аппарату и проконтролировать свои усилия,
то вскоре вы найдете общий язык со Сталкером и быстро научитесь пилотировать
этим комфортным дельтапланом. Развороты с отданной ручкой и развороты со
скольжением аппарат выполняет одинаково уверено. В спирали Сталкер стоит
устойчиво, но вместе с этим не представляет никакого труда изменить радиус
разворота. По настоящему начинаешь оценивать управляемость аппарата при
полетах в узких термиках и в турбулентность. Практически не бывает проблем
центровать слабые и сильные узкие потоки, Сталкер позволяет в полной мере
реализовать искусство пилота работать с термиками. Но самый убедительный
аргумент заключается в том, что 2-3 часа полета в сильную термичную погоду
почти не утомляют пилота.
Посадка.
Это очень интересная тема. Многие пилоты, у которых
не клеится с посадкой и на более простых аппаратах, на Сталкере имеют еще
больше проблем. Комфортность аппарата в воздухе превращается в дискомфорт
на посадке. Главная причина - очень поздний срыв на крыле, особенно это
заметно при посадке в штиль, когда буквально не хватает длины рук полностью
сорвать дельтаплан. Но, господа пилоты, давайте повнимательней отнесемся
к собственной технике пилотирования на посадке и поймем, что любой дельтаплан
можно посадить красиво. Прежде всего, Сталкер не любит посадку в режиме
парашютирования, ведь это не учебный аппарат. Его надо притирать к земле
с небольшим избытком скорости и не спешить отдавать ручку, по крайней мере,
до тех пор, пока не иссякла накопленная потенциальная энергия. Основной
критерий - усилия на ручке или на стойках при выдаче трапеции от себя.
Если усилие достаточно большое, значит энергия аппарата еще не погашена,
но как только это усилие начинает пропадать, следует плавно и энергично
выдать трапецию вперед на всю длину рук. Если поймать правильный темп движений,
то даже в штиль посадка возможна без падения. В одном американском пособии
есть хорошая фраза:«Пилот на посадке должен быть скупым». Будьте скупыми
при отдаче ручки, не тратьте вашу скорость для набора высоты падения. Если
же на посадочной площадке хоть немного дует ветерок, проблем на порядок
меньше. Даже при сильной приземной турбулентности Сталкер послушен и легко
флюгируется против ветра.
О достоинствах Сталкера сказано достаточно, пора
сказать о недостатках. Прежде всего, как уже упоминалось, это поздний срыв
аппарата на посадке. Как следствие, рано или поздно вы столкнетесь с проблемой
замены стоек. Стойки нынче в «Аэросе» стоят 15 долларов (или любые ден.знаки
по курсу) за 1(одну) штуку. Но высокая стоимость запасных частей - это
скорее не недостаток конкретного аппарата, а недостататок нашей экономической
системы. Справедливости ради надо заметить, что аналогичные стойки на Западе
стоят в 4-5 раз дороже. Некоторым пилотам не нравится, что Сталкер необходимо
собирать в положении, когда дельтаплан стоит на трапеции. Да, это неудобно
при сильном ветре, но при такой сборке меньше изнашивается обшивка и ваша
одежда. Так же вызывают нарекания некоторые пластмассовые детали, которые
иногда ломаются. При грубых посадках часто деформируется болт крепления
стоек к швеллеру килевой трубы. Отсутствует руководство по эксплуатации
на русском языке. Конечно, часть нареканий вызваны неграмотной эксплуатацией
аппарата, но часть замечаний следует учесть фирме «Аэрос» в будущем, а
лучше уже и в настоящем времени.
Технические данные:
Площадь крыла, кв.м | 14 |
Размах, м | 10,3 |
Удлинение | 7,6 |
Угол при вершине, град | 129 |
Вес (без чехлов), кг | 34 |
Оптимальный вес пилотов, кг | 65-85 |
Верхние латы, шт | 23 |
Нижние латы, шт | 8 |
Максимальная скорость, км/ч | +90 |
Минимальная скорость, км/ч | 30 |
|
|