Дельтаклуб «Альтаир» :  Самоучитель

STALKER-14



© Cергей Сергеев
Из обзора аппаратов на ныне покойном GOGOGO.ru



С этого дельтаплана начиналась биография фирмы «Аэрос».
Дельтаплан «Stalker-14» разбирается в 2-м пакет; имеет рычажный полиспаст; стойки трапеции, катанные из трубы 50х1; боковая труба состоит из 4-х секций. Известны два варианта трапеций: «стандартная» со стойками длиной 1720 мм и «укороченная» со стойками 1640 мм.
Дельтаплан был сертифицирован в ВНРА.
«Stalker-14» для своего времени был совершенным парителем, который позволил освоить пилотам скоростную тактику полетов на маршрутах. Хорошие скоростные характеристики, высокое аэродинамическое качество и легкость в пилотировании сделали его одним из самых популярных среди спортивных дельтапланов начала 90-х. Для пилотов с достаточным опытом это была классная машина для соревнований. Но опыт нужен не только для ХС-полетов, но и для того, чтобы уметь красиво садиться на «Сталкере».
Самым главным недостатком этого дельтаплана были удовлетворительные посадочные характеристики. Крыло очень долго способно лететь на экране и момент срыва не явно выражен, что для некоторых пилотов представляет серьезную проблему. Тем не менее, кто научился садиться на «Сталкере» - те могут укротить любой аппарат!
О крыле «Stalker-14» подробно можно прочесть в статье, опубликованной в «Небе для всех» за 1995 г.
Дельтапланы «Stalker-14» еще можно кое-где найти в очень хорошем состоянии в диапазоне цен от 1000 до 600 долларов США.

Характеристики:
Площадь крыла - 14 м.кв.
Размах - 10,3 м
Вес - 34 кг

Железо. Закрытая плавающая поперечина, профилированная мачта и стойки, диаметр боковых труб 60х1 и 50х1. Рычажный полиспаст. Система АПУ - подвязка 4-х корневых лат на каждом полукрыле. Верхних лат - 23, нижних - 6. Обшивка изготовлена из композиции трилам + дакрон + Power LL (на первых дельтапланах использовался рип-стоп). Каркас разбирается в 2-метровый пакет без дополнительных инструментов. Полный комплект чехлов.

Полеты. Старт без фокусов. В прямолинейном полете на балансировочной скорости спидбар находится на уровне лица пилота (к этому надо привыкнуть :-) Управляется хорошо, но только при координированном управлении, т.е. с отдачей ручки. В спирали летит стабильно, при свободной ручке слегка подскальзывает внутрь. Срыв при отпущенном полиспасте плавный, без резкого клевка вниз и без сваливания на крыло; при взведенном полиспасте срывается более резко. Приземляться на взведенном полиспасте значительно проще, чем на отпущенном.

Изюминка. Очень хорошо реализует набранную скорость, что позволяет совершать красивый пилотаж.

Как отличить от других?
Рычажный полиспаст, широкие стойки трапеции, искривленная за счет натяжки нижних тросов килевая труба. Первый вариант логотипа «Аэроса» (стилизванные буквы А и С в виде острокрылого самолетика) на нижней обшивке в районе носового узла.

И еще несколько полезных замечаний Сергеева с форума «Небо для всех»

Отличия от С-14/15 и «Стажеров»
Т.к. по характеристикам «Стажеры» и С-14/15 были приблизительно одинаковые, то восприятие «Сталкера» после опыта полетов на этих дельтапланах будет примерно одинаковое. Во-первых, усилия по тангажу на «Сталкере» меньше.
Во-вторых, усилия по крену тоже меньше, но не очень, зато реакция на управление по крену более резвая.
В-третьих, сочетание первых двух факторов приводит к тому, что «Сталкер» можно спровоцировать на раскачку, которая прекращается, достаточно прекратить «жать» аппарат и интенсивно работать по крену. Впрочем, с этой проблемой сталкиваются не все пилоты, меньше те, кто привык летать «не силой», а «ощущениями».
В-четвертых, посадочные характеристики «Сталкера» сильно отличаются от С-14/15 и, особенно, от «Стажера». Общие рекомендации даны в обзоре.

Могу добавить еще пару рекомендаций, которые не попали в упомянутый обзор:
- в момент посадки, после перехода в вертикальную позицию, руки необходимо располагать на уровне плеч, примерно на 1/3 от вершины трапеции. Перед самой отдачей можно перехватиться еще выше (примерно 1/4 от вершины) для более эффективной отдачи ручки. Но необходимо помнить, что при таком хвате крайне трудно бороться с кренами;
- при выборе места посадки следует отдавать предпочтение участкам типа контрсклонов, даже если ветер будет не совсем встречный.