декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: июнь :: май :: апрель :: март :: январь
2003 Back to reality         Форум

26.07.03

Люда Гунько:
Лишь немногие из уезжающих в воскресенье в Крым подсуетились разобрать аппараты неделю назад. Остальные намеревались сделать это в субботу. А тут - погода, ну не то, чтобы очень, но поточки сходят и парапланеристы нет-нет, да и улетают куда-то за горизонт. В общем, сплошная маета. Впрочем, особой шары не обломилось никому. Даже Сергеев на новеньком Дискасе летал, пристально вглядываясь в глубины кустов. Закидышев и Шпак, решившие потренироваться перед Словакией, и вовсе не успели, да и нашим гаврикам пришлось-таки в конце дня снести аппараты сниз в руках.
Хиппи Патлатое, недавно обзавевшийся крутой фототехникой опробовал ее в боевых условиях. С результатами пробы можно ознакомиться здесь.
20.07.03

Володя Марчук:
Об управляемости дельтаплана на малых скоростях
В воскресенье провел испытательный полет.
Погода: Штилевой северо-восток, практически отсутствует термичка Аппарат: Аэросовский лавсановый Студент-16(типа тоже клубный, но собирался в Аэросе под руководством Зенченко). Налет: 1 год весьма эпизодиеской эксплуатации, не более 5 часов. Центровка - нулевая, т.е. аппарат с брошеной ру чкой летит на оптимальной скорости. Управляестя в обычном полете очень хорошо, лучше чем имеющиеся в клубе 2 лавсановых студента клубной п остройки.

Полетное задание:
1. Отойти от склона подальше.
2. Потерять скорость до предсрывной и попробовать реакцию по крену.
3. По возможности (если будет высота и не будет эксцессов при выполнении 2-го пу нкта) разогнать аппарат и попробовать реакцию по крену.

Мои впечатления:
1. Непривычно было вешать аппарат. Руки просто не хотели выдавать ручку за балан сирное положение. Хотя усилия на ручке были совсем небольшие и аппарат летел стабильно, тенденций к клевку и завалу на крыло не наблюдалось.
2. Попытка откренить аппарат вправо обернулась непривычно большими усилиями на к ренение. При этом я откренивал не "изо всех сил", а на величину, достаточную для кренения на нормальной скорости. Первые 2 секунды аппа рат не реагировал вообще (во всяком случае я крена не заметил), потом пошел кренчик и к исходу 3-й, началу 4-й секунд он достиг заметн ой величины(т.е. крен, с которым можно уже и поворачивать(наверное 10-15 градусов), более подробно не скажу, т.к. оценивать крен из под крыла у мен я получается плохо - всегда завышаю).
3.Набор скорости возвратом ручки в нормальное положение и исправления крена прои зошло очень быстро.
4. Разгон (ручка чуть ниже пояса) произошел быстро, стоило "качнуть" аппарат вле во и менее чем за секунду Студент был уже приличном крене, что позволило выполнить весьма крутую спираль и долететь до траверза "Ступенек", где благополучно и сел.

Вот так. Натура, тыксызыть.
18.07.03

Юля Бурлаченко:
Погодка жесткая, ветер косой, кроме раннего утра. Под вечер тоже подравнялся, но стих.
Кстати, не понимаю наших чайников. Когда я была молодой и глупой, мы - чайники- ездили летом на Гору на электричке в 7:08 и успевали полетать, пока погода не расколбасится. И ночевать оставались, чтобы опять-таки увеличить время для утренних и вечерних учебных полетов. Почему сейчас все по-другому, что случилось?!
13.07.03

Мороз:
ДрОва II, или Моя первая стойка.
Собственно рассказ будет краток (а может - и не очень) :-). Слететь с западного склона - много времени не понадобится. После перерыва длиною в месяц (чуть не написал "после месячного перерыва" :-). Да простят меня...!) наконец-то предоставилась возможность "хоть слететь". Я наверху. Застёгнут, пристёгнут, аппарат три раза осмотрен (бо адреналин так пёр, что ничего другого не оставалось делать, как проверять латы-троса-контровки...). Ветер несильный (2-3 м/с), слегка косит, но это не мешает. Как с ним бороться - знаю. Беспокоит другое. Как я в предыдущий полёт дал аппарату задрать нос на старте? С Баклажаном у меня проблем не бывало на старте. Ну, тогда обошлось. Выкрутился. Собственно этот старт потому и прошёл под знаком "особого внимания на УГОЛ при разбеге". Разбег-отрыв. Хорошо! Перехватился. Ноги в подвеску... что за чёрт? Такое впечатление, что подвеска закончилась в районе поясницы! Нет, я не вывалился из неё. Короткая она какая-то стала, что ли? Пора бы и повернуть влево. Вдоль склончика бы... Поймать бы дохлый динамичек. А я тут воюю с подвеской. Весь мой полётный сценарий рушится на глазах :-) Чтоб хоть как-то реализовать задуманное, выпрямляю ноги (я же не в кабинете проктолога :-) и начинаю выполнять поворот. Однако долго их (ноги) не продержишь "вдоль туловища"! Потому предпринимаю ещё одну попытку забраться в подвеску. Удалось! Я - на месте! Делаю энергичный разворот на 180. В процессе разворота просадило где-то на метр - не считается! И не так просаживало! Доворачиваю, лечу вдоль склона на юг. Высоты не так чтоб уж много, но для поворота на запад хватит. После поворота минимальное выдерживание и посадка. И всё же, почему эта подвеска на далась с первого раза? Вопрос конечно интересный, но совершенно несвоевременный. Однако ЭТО сбило меня с нужного течения мысли. Факт! Долетая до поворотной точки начинаю понимать, что ручечку можно было бы и не зажимать, бо высоты осталось меньше, чем рассчитывал (о чём я раньше думал?). Поворачивать всё равно придётся. Выдерживание же "из линии превратиться в точку". Сразу после поворота будет посадка. Поворачиваю энергично, так как времени всё меньше и меньше. Вот, почти довернул... Ноги из подвески прочь! Отлично, успеваем! Сейчас буду убирать небольшой крен и слегка выдам ручку, чтоб не влететь в землю (хоть и маленький, но контрслончик меня ждёт). К тому же скорость не такая уж и большая - вполне возможно, что я тут же и сяду. Подталкиваю ручку вперёд. Вроде нормально. Лечу уже вдоль поверхности. Пора толкать трапецию. Толкаю. Руки уходят только вперёд. 1) почему не вперёд-вверх? 2) почему ничего не изменилось? Эти мысли пронеслись за какие-то доли секунды (пока глаза зачарованно смотрели на приближающуюся кукурузу. Интересно, а увидела ли кукуруза своё отражение в моих зрачках? :-). Следующая мысль - "кукуруза смягчит мою посадку на брюхо". Протараниваю ручкой трапеции жиденькую посадку кукурузы и выхожу на оперативный простор картофельной грядки. "Есть контакт!" - сказал правый угол трапеции. Аппарат разворачивается градусов на 20-30 по часовой стрелке, становится на грунт и я левым боком "наезжаю" на левую же стойку. 90 кг (пилот+подвеска) - вес для стойки авторитетный, потому не выдержав "наезда" оная "застыла в раболепном поклоне". Я же ничего и не почувствовал. Ну, прокачнулся. Ну, вскопал 1 кв. м картошки. Ну, в землице вымазался. Встал, отряхнулся, оглянулся... Матерь...! Вот и со мной случилось ЭТО! Я в шоке. Люда не стала даже особо распекать меня. Может она вспомнила, как она тоже "в первый раз"? А может я был настолько "далеко", что просто не слышал её? Вобчем, тащу одноногого Баклана под склон, а сам не могу понять ("Что это было, Ватсон?"). Помню, что Лиле С. (она с Людой рядом стояла) что-то говорил о том, что "да не держался я за стойки при падении". Факт! Не держался. Почему? Да как минимум потому, что я за них вообще не брался при посадке!!! Ёлки-палки! ДА Я ЖЕ ЗАБЫЛ ПЕРЕХВАТИТЬСЯ! Конечно, срывать крыло, толкая спидбар - не "для моих рук дело"! И даже - "не для Марчуковых" :-)

Вот собственно и всё. Выводы:
- конечно, виноват в случившемся - я
- лишнее подтверждение, что основная причина всех ЛП - человеческий фактор
- повороты на малой высоте отложить до "лучших времён" (как минимум)

З.Ы. Не уверен, что именно малая высота была основной причиной моего "глюка", т.к. мысли о "недавшейся" подвеске сопровождали меня на протяжении остатка полёта. Мало того, в аналогичную ситуацию попала Мика (чуть ли не год назад). Тоже был перерыв. Старт с востока. Красивые повороты. Своевременный заход на посадку вдоль дороги (метров 10 высоты было). И, как была "в горизонте", так и коснулась земли. Никаких попыток выдать ручку не было. Я уже не говорю о переходе в вертикальное положение. Кукуруза с картошкой "отдыхали" с другой стороны склона, а потому Мике, в отличие от меня, не повезло гораздо сильней. Самое интересное, что она позже утверждала, что "выдавала ручку"! Вот только я не догадался спросить, что занимало её мысли в момент посадки?

Так что:
"Не забудьте перехватиться!" (с) 2003 Мороз
06.07.03

Там, на неведомых дорожках кусты нетоптанных граблей...(с)не помню чей из ukr.nodes

Володя Марчук:
Грабли, дрОва, дельтапланы.
Воскресенье выдалось результативным, можно даже сказать: рыбным, но будем говорить обо всем по порядку.
Приехали на Гору не рано, но и не поздно. Наслушавшись от Паши про неплохие Сашкины полеты на УТ-шке, и учитывая неотвратимо надвигающееся Планерское, я решил выдать этому, как я тогда думал, примерно-перспективному учлету во владение и летание Кренцевский Студент. Из сопутствующих, сочувствующих и надеявшихся полетать еще были Лиля и Лешка.
Пришли в ангар, взяли Студент для Саши, УТ-шку для Лили, а Леша взял С-14, для того, что бы стойку, а заодно и аппарат, оснастить полиспастом. Как показали дальнейшие события - зря. Лучше бы сидел он дома.
По приходу на Гору, застали там не сильный Запад, одинокий "Стахановский" С-5 и чуть попозже с верха Горы пришуршал Вовчик Калашников. Пока он тащился на верх, пока народ собирал УТ (Лиля) и Студент (Сашка с моей помощью), Паша пошел за своим С-5 и пришла Люда. Оставив Пашку продолжать рассказ Сане про сборку Студента из 6 метров, я пошел запускать Калашникова. Хорошо, что осмотр аппарата я у него произвел перед, а не после полета. Иначе была вероятность, что пришлось бы осматривать обломки каркаса. Дело в том, что недавно (не выяснил когда) С-5 перевернуло ветром через хвост. И предпоследние латы получили нефиговый изгиб хвостовых частей вниз. Последствия полета в такой конфигурации я предсказывать не берусь. После исправления лат С-5, а под ним и Вовка, слетели вниз не сильно красиво, но и не коряво - в общем, на лицо долгий перерыв в полетах.
Тем временем Люда гоняла Лилю с первой ступеньки и пока Лиле удавалось обруливать кусты.
Пока Калашников устранял внизу замечания по мат. части, я занялся пробежками Сани на Студенте. Следующие несколько полетов и их последствия наблюдал с земли в районе тропинки. Первым летел снова С-5. Полет был оччень плавный и сторожкий, а вот заход на посадку и посадка производились с так и не исправленным правым креном. В результате тычек углом трапеции и правая стойка ушла в мир предков, т.е. сломалась. Грабли N раз.
Вторым летел Лешка. Т.к. Запад понемногу раздулся, во всю уже плюхала термичка, то у Лешки появился шанс подпарить и он его использовал. Весь полет был очень правильным и красивым, и даже заход на посадку.... Но там его коварно подкарауливали не грабли, но ГРАБЛИШШИ, точнее граблище. Какому уроду понадобилось ломать (не рубить, а именно ломать) молодой тополь на высоте полутора метров - неизвестно. Но толстенный ствол продолжал торчать, ощетинившись острыми обломками веток, а для маскировки он зарос молоденькими зелененькими листиками. Лешка утверждает, что этот торчок он увидел на расстоянии метра в 3, идя на него в лоб. И сразу пиханул ручку на все руки. Но, несмотря на то, что С-14 моментом стал поперек потока, и тормозил всеми своими квадратами, встречи с перебегавшим дорогу столбом избежать не удалось. Удар правой частью спидбара почти в вершину палки привел к тому, что правая, только просверленная, полиспастерная стойка отправилась в долгий и печальный путь за своей сестрой с С-5-го, а аппарат, проскочив чуть вперед, наделся на столб и ветки. Итог - 2 дырки в нижней поверхности :(:(:(.
Где-то в это время возник на ма-ца-цыкле Жека Лысенко и мухой приволок свой Студент.
Тем временем Лиля продолжала пугать кусты на север от первой ступеньки, а Вовка чинил стойку, благо запаска нашлась прямо у него в 6-метровом пакете.
Лиля кусты, таки, напугала, сев не в них, а между кустами и склоном. При том не упала, а именно села! Уметь же надо! После завершения процесса Вовка снова полез наверх в сопровождении Пашки, который решил облетать фамильный Студент. Третий раз Вовчик слетел уже прилично, а Пашка просто красиво. Особенно ему удалась посадка.
Пашке так понравилось, что он с горящими глазами и Студентом в зубах побежал наверх снова, а за ним еле поспевал Калашников. После еще одной пары полетов стали мы обедать, а Вовчик собираться.
После обеда, Саня с Лилей с первой учились летать по прямой и не очень, Жека допиливал стойку-тридцатку в Студент, а мы с Лешкой морально ему в этом способствовали. Казалось, ничто не предвещало граблей.

Беги, УТ-шник, Студент дадут! Ну и "ФигВам"!
А казачок-то, засланый В натуре отвечаю!

Пришел грозец, но под составленными "фигвамом" тремя аппаратами мы его спокойно пересидели, приютив и КМЗ-овцев, которые в благодарность сожрали останки нашего обеда, предусмотрительно отложенные на "после полетов":(.
После грозы настала тишь и благодать, т. е. штиль. КМЗ и парапланы быстренько пропали в направлении города, а мы?... А мы остались летать и наступать на грабли.
На очередные наступил Саня. Не смотря на то, что ему несколько раз говорили, что по штилю и при посадке в контрсклон, Студент садиться без выдерживания, а просто энергичным "передиранием" крыла, он пытался сесть с продолжительным полетом у земли на экране. Результат - снесенная стойка, на сей раз левая.
Тем временем Женя понемногу залетал сверху, рулил уверенно и Студент его слушался. Только поворотики были уж оччень плавные. Тем временем ветер раздулся до неплохого Запада, а к вечеру стал активно подкашивать на север. В очередной раз Жеке была поставлена задача долететь до тропинки, там энергично развернуться, пролететь вдоль склона и сесть в направлении на Запад....
Не, до тропинки он долетел, иногда даже с набором высоты (тут ему поперло). Но вешать Студент совсем не стоило! Ибо он, завешенный, рулится туго. И на вяленькую попытку пилота повернуть никак не среагировал, продолжив полет в направлении березки и куста, растущего выше нее по склону. Жека решил, что раз аппарат не отвернул до березы, то надо пролететь между ней и склоном. И осуществил задуманное. А потом не въехал мордой в склон, как надеялся (на самом деле боялся) инструктор, а красиво отвернул от него и, облетев березку со стороны склона, пошел на посадку.
После такого финта, да еще глядя на вконец замучаную УТ-шкой Лилю и позднее время, прозвучала команда почти из "Стариков": "Хватит! На сегодня дров достаточно". И мы засобирались домой.


Следующая страница      Back to reality      Предыдущая страница