24.04.04-25.04.04
Люда Гунько:
Суббота, предшествовавшая отъезду в Одаев основной толпы оказалась восточной. Самую
свою обольстительную улыбку погода подарила Марчуку, более часа "гулявшему" по окрестностям
на высоте около полутора километра и поплевывавшему на пролетающие внизу Боинги
. Ему, да еще одному парапланеристу удалось вовремя стартовать
в единственный стОящий поток и выбраться на высоту, на которой держало практически везде.
Остальным достались кисловатые усмешки.
Большинство "соискателей" отнеслись к этому философски, но только не Женя Королев.
В преддверии Чемпионата Украины действующий Чемпион никак не мог допустить, чтобы какая-то там
погода так вот взяла и скисла внизу, в то время как "верхний эшелон" чувствовал себя вполне
уверенно и не подавал никаких признаков к тому, что намерен хотя бы приблизиться к нижнему.
В результате он предпринял беспрецедентный по дерзости маневр, который мог бы
стать украшением очередной "охотничьей истории"... конечно, если бы удался.
Короче, говоря, просев "во полях", Женька ринулся к склону наперерез параплану, только-что
развернувшемуся над Сталинградом и идущему по кромочке на север. Когда парапланерист, явно
не ожидавший такой кавалерийской атаки, понял, что происходит, деваться ему было особо некуда,
разве что затянуть брейки и плюхнуться на склон, благо высоты было всего метров пять... но - не
сообразил. А Жека, видимо изначально ошибшийся в оценке расстояния от параплана до склона, оказался
перед необходимостью как-то выкручиваться из собственноручно созданной ситуации. В сущности, ему
не хватило всего чуть-чуть для того, чтобы проскочив между куполом и склоном... все-таки не
хватило. Дельтаплан развернуло влево и он плоско гепнулся на склон, практически на кромке. У параплана
подвернулась левая консоль, по которой заехал Женька и он достаточно мягко шлепнулся рядышком.
Итог - две сломанные стойки у "Сталкера" и приличная доза адреналина в крови участников и свидетелей
инцидента.
Потом подоспел обед, спустился на грешную землю изрядно замерзший и жутко довольный Вовка, начали летать
учлеты - погода скисла окончательно, лишь в самом конце дня преподнеся нечто "молокообразное", но
достаточно слабенькое.
В воскресенье востока не было и в помине. Учлеты в количестве трех человек бегали (Наташа) и летали
с первой ступеньки на западе (Саша Косован и Харриер), инструктора (я и Вовка) этому по мере сил
способствовали .
В понедельник состоялся массовый отъезд народа в Одаев. Матвеичи с Якимчуком уже там, летают.
В пятницу - наша очередь .
17.04.04-18.04.04
Мороз:
О термичке, сне (в руку?), «капусте», новой тропинке и траффике.
Почти неделю я «караулил» погоду посредством инета. Был обещан
восток с приемлемым косяком и силой ветра. Причём «это дело»
накрывало и субботу, и воскресенье. Одно меня смущало - как бы
раздобыть инструктора, бо поуезжают в Зуровку буксироваться. К счастью
в этом вопросе всё решилось, как я хотел. На субботу я «получил»
Дверницкого, а в воскресенье не было только Марчука (привет
землевскопам! ).
По такому поводу я решил выбраться с ночёвкой. Прикупив балон с газом,
я почувствовал себя вполне мобильным и независимым от костра.
«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Кажется так говорил
Великий Комбинатор и был хоть и цинично, но прав.
Хоть сильных полётов у меня в субботу не вышло, всё ж старания были не
напрасны (я на это надеюсь ). Вспомнил, что такое болтанка, как оно,
когда «поставит» и т.д. А также внимательно приглядывался к полётам
Дверницкого. И вот почему.
Предыстория. То ли в четверг, то ли в пятницу, я по наводке Юры
Примака вышел на незнакомого мне Богдана, имеющего на продажу пару
ФРС-радиостанций и, как выяснилось, полётывающего в Ходосовке на
«голубеньком Стайле». Сговорились встретиться в субботу на горе и
попытаться решить свои проблемы. Гут.
А далее, с пятницы на субботу, снится мне весьма странный сон.
Диспозиция такова:
- я в правом галсе уже миновал «вагончик»
- Дверницкий в районе ступеньки выполняет спираль со снижением
- внизу под ним висит «буёк»
Всё бы хорошо, да только у Лёхи из всего аппарата - только трапеция.
Крыла нет! Лёха и трапеция. При этом он спиралит вполне плоско.
Мысленно успеваю крикнуть «парашют», как над ним открывается купол
запаски. Почти сразу же вспухает купол запаски и у висящего ниже
«буйка» (зачем - не знаю). Ну, вроде обошлось. Как тут раздаётся
крик (откуда-то справа и сзади - со стороны «вагончика»-). Точно не
скажу, об чём там было, но понял я, что там кто-то «терпит
бедствие». Мне же надоело присутствовать при этом ужасе и я
перевернулся на другой бок. Утром мне что-то было не очень приятно
вспоминать увиденное во сне. «Кто?» - сверлила голову мысль и я не
мог её отогнать достаточно далеко.
Ещё из окна автобуса я увидел «парапланерную благодать». Стало быть
есть две новости и, как водиться, одна хорошая (парить будет можно), а
вторая плохая (парить будет сложно).
Приехал, собрался, выбрался на гору. Вижу много парапланов в воздухе.
Ищу «голубенький Стайл». Ага! Вот он - над склоном! Выволок и я свой
аппарат на верх. А ветерочек начал крепчать. Одного парапланериста
сдувает за кромку и он, пытаясь экстренно приземлиться, травмируется
(говаривали, что пилот получил «компресс»-). Насколько я понял, то
его отвезли к медикам. Второй пилот падает на восточный склон. Вроде
что-то с ногой, но ничего серьёзного. Итак... подкралось «жёсткое
порно» - это когда парапланеристам ужЕ нельзя .
А дельтапланеристам - самое оно!

Небо «очистилось», «наши люди» «повыстреливали» в небо и каждый
- кто во что горазд. Были и наборы, были и «ненаборы». Позжее на
старте спрашиваю Лёшу Ющенко, не знает ли он Богдана с «голубеньким
Стайлом». Насчёт Богдана он никак не отреагировал, а вот насчёт
Стайла сказал, что «да вон же за вагончиком Стайл упал... вроде
повезли к медицине поближе». !!!!! Ё-моё! Вон оно как вышло-то! Сон в
руку, что ли?! Херомантия какая-то!
А Дверницкий «прогулялся» до Голубого озера - его вижу, да только
крыльев не различишь.
Вечером погода подутихла и было решено посвятить сей чудный момент
Утешечникам. А было их двое - Пашка Мазур и Сашка Локоть. Лёшка за
Сашку, я - за Пашку и... а «капусту» внизу загадили! Вообще-то
ничего страшного. Даже хорошо. Да только нужно разравнять эти кучи
грунта, что были свалены в канаву у основания «капусты». Но у нас ни
времени, ни инструмента не было. Согласовав с Лёшкой план действий, я
обрисовал его Пашке. Он сходил за топором и мы расчистили часть склона
ступеньки от растительности - чтоб можно было побегать по тропинке
ступеньки. А, если повезёт, то и поподлётывать. Да и поднимать
аппараты станет проще. «Обподлетав» новое место тренировок, я отдал
учебную сбрую Пашке. Ветра уже почти нет. Бывает, что подует в лоб со
скоростью 1 м/с. В конце-концов Пашка начал таки нормально
разгоняться. Иногда я подавал личный пример «как надо». Дело вроде
шло на лад. Если б не вечер, то поднялись бы до самого верху.
Пару личных впечатлений о новом «аттракционе». Крутизна тропинки
должна впечатлять, но... (при определённых условиях) возможен только
коротенький подлёт. Причина - в крутизне склона и в угле атаки на
старте. Но «борзость» разбега выявляется моментально и однозначно.
Допускаю, что мои мысли на этот счёт небесспорные, а потому выскажу их
устно в клубе.
Почти в темноте собрали аппараты для ночёвки. Затем сходили за водой.
Затем, пока любители опалённого сала и хлеба, натыкали оные продукты
на палки и совали всё это в огонь, вместо того, чтобы кипятить воду и
готовить жрать, я, чиркнув спичкой, через 15 минут начал употреблять
кашу, а по прошествии ещё 15 минут - принялся за кофий. После чего
последовал отбой. У них закипела вода. Бог вам в помощь, братцы! И
приятного аппетита!

Но быстро с ними не уснёшь. Наевшись гречки с тушёнкой, молодёжь
оживилась, но таки стала готовиться ко сну. А потому подготовка была
несколько шумной. В наступившей позже тишине было слышно, как где-то
несколько раз включался «генератор парового отопления». Как
говаривал замполит роты, в коей я служил, «жопный пар - великая
вещь!»
Видимо кто-то перестарался (кашка видать того... ядрёная попалась )
и, боясь, что лопнет спальник, ослабил молнию. Последовали междометия,
обозначившие слезоточение и затруднение дыхания у незадачливого
«кочегара».
Воскресным утром успели полетать Лысенко, Соболев и Матвеев.
Парапланов в небе вроде не было, хотя они тоже оставались ночевать. В
воздухе глобально царило не то, что «жёсткое порно» - я уже не знаю
как и сказать. Короче - мы тоже ждали. Пока ждали, я успел
пришнуровать к подвеске парашют, а затем пришить к ней пару полезных
шнурочков, посмотреть, как Сергей Солнцев, наплевав на погоду,
стартовал со ступеньки, посмотреть на трёхминутный полёт Тёмы,
посмотреть, как вышла на старт и благоразумно ушла оттуда Юлька,
забодяжить кашку, испить кофию, потрындеть с Димкой, собрать палатку,
собрать рюкзак и отнести его в ангар. Ждали до вечера, пока ветер не
стих до 8-9 м/с и стал ровным, без порывов, правда - с южным косяком.
Как будет кусать всё, до чего дотянется, Вовчик Калашников, ушедший в
ангар буквально за 15-20 минут до Начала! Стартовали все, у кого были
аппараты.
Юрка Соболев, Сашка Ярощук, Женька Лысенко, Драйвер, Закидышев, Димка
Куриленко, Чулков, Мороз (т.е. я ). Вот так мы и пробивались правым
галсом до «сталинграда», чтоб унестись галопом в левом галсе. А я-то
к своему весу прибавил ещё запаску. Выходило, что я был самый чижолый
пилот, а потому постоянно всех догонял. Один раз даже сподобился
обогнать С-15 Соболева, когда мы шли правым галсом (это - когда
«против ветра»-). Чуднее всех летал Драйвер. После почти годового
перерыва да ещё на новом типе аппарата. Он выделялся в чётком
траффике, образованным более регулярными пилотами. Ещё выделялся Димка
Куриленко. Он явно не понимал, как следует себя вести в узком
динамике. Его полёт больше напоминал полёт в широченном динамике на
севере Климухи. Но особых проблем он вроде не создавал. Вот Ярощук
пронёсся, аки метеор - по диагонали. Я шёл правым галсом, но не над
кромкой, бо там не держало, а чуть от склона, готовый тут же отойти
правее. Навстречу нёсся с ветром в хвост Санчо. Видимо он решил «всё
сделать сам», т.к. на достаточном удалении от меня красноречиво
нацелился на кромку и проскочил правее меня. Мне даже не пришлось
отворачивать. Оно, конечно, сработало, но стоило ли?
Я же постоянно кого-то нагонял в районе «сталинграда». Более
размашистый разворот давал фору впередилетящему. А выбили меня из
динамика два Женьки. Одного (Лысенко) я хотел обогнать слева (мы шли
правым галсом, высота над стартом - около 10 м), но со «сталинграда»
мне навстречу уже шёл другой Женька (Бублик). Деваться мне было некуда
- только на посадку. Разворачивать обратно (в минуса) я не хотел.
Спасибо! Только что оттуда!
Так вот оно и прошло. Выбрались из Ходосовки мы поздно. Ожидание
автобуса было «скрашено» беседой с бухим (пьяным я его назвать
постеснялся бы) романтиком полётов. Он хотел "чтоб сразу!!!". Затем
его внимание переключилось на опрометчиво приблизившегося парня,
которого он уговорил пойти с ним к киоску, чтоб угостить, бо мы всё
время отказывались. Уехали последним автобусом - 22:10.
Фотографии с полетов в Зуровке 12 апреля
Разбор полетов Впечатления "перворазников" и комментарии Сергеева
по итогам двух летных дней в Зуровке 4 и 12 апреля.
04.04.04
Володя Марчук:
Первый опыт буксировки, или "учиться, учиться и еще раз учиться"
Получилось все довольно сумбурно, в субботу днем я уже решил ехать на
буксировку, при этом, совершенно не зная каких-либо подробностей. Только
договорились с Матвеичами встретиться в 8:00 на Большевике. Правда, под
вечер я вспомнил, что парашют у меня не уложен и пришлось пригласить к
себе Мороза (который, как выяснилось, тоже едет на "посмотреть") и
вдвоем уложить парашюты мне и ему.
Утром, как водится. Все немного опоздали на встречу, зато к Аэросу
приехали как вежливые короли - минута в минуту.
Немного подождали, растусовали подвески по Сергеевской и Пироговской
машинам и порулили. Ехать до Зуровки не долго, но пока приехали,
вытащили и собрали аппараты, пока погоду облетал Сергеев - настала
болтанка и всем перворазникам пришлось "загорать" на аэродроме весь
день, наблюдая полеты зубров и обучаясь наглядным методом. В перерывах
между полетами Сергеев инструктировал, подробно рассказывая, что и как
делать, потом показывал в очередном полете. Особенно информативны старты
с тележки, в процессе которых видно больше подробностей.
В середине дня перестали летать даже опытные, по выражению Сергеева
погода была "как шампанское - бурлит, но не держит". Пока суть да дело,
мы, т.е. "перворазники" развлекались тем, что таскали друг друга,
подцепленных в боевом положении под аппаратом на тележке, правда,
буксировали не за мототелегой, а просто тянули за веревочку, обычно
вдвоем для больших "лошадиных сил". Пашка, который так и не переуложил
свой парашют, договорился стрельнуть подвеску у Лешки, и все вместе,
кроме Закидышева и Мистраля, договорились стрельнуть буксировочный замок
у Олега.
За прилаживаниями подвесок, обедом и послеобеденным сном и снова
бодрствованием настал вечер, ветер стих, Сергеев облетал погоду и мы
приступили.
Первым "к барьеру" подошел Закидышев. Его первая попытка окончилась
почти сразу после отрыва. Отцепку он объяснял тем, что раньше
буксировался с ручным, а не с зубным замком, поэтому от комплекса
ощущений после отрыва просто забыл держать пасть закрытой - замок и
сработал. Вторая попытка окончилась тоже не высоко, Андрей сказал, что
восстановил навыки и успокоился, поэтому от дальнейших попыток
отказался.
Следующим был Матвеич, который очень классно затащился на Зенченко на
офигную высоту, глядя на это Сергеев сказал, что Зенченко, вероятно за
правильное поведение Олега устроил ему подарок и заволок его не на 300,
а на 500 м.
А вот потом, после посадки Олега, началась коррида - к буксировке
приступили учлеты, т.е. мы все остальные. Толком удержаться за
буксировщиком до высоты более 30-50 м. не удавалось никому. Основные
причины, наблюдаемые с земли: отставание/опережение буксируемого по
высоте и прогрессирующая раскачка по крену. Но в целом, все происходило
на удивление безопасно и не страшно, как рассказывали потом "старшие
товарищи", вина за это почти целиком лежит на Дискасе, который
буксируется на порядок проще, чем спортивные крылья. Тем не менее, было
несколько случаев, когда особо болтающихся и ретиво "вцепившихся" в
прищепку замка сбрасывал буксировщик, один раз у Юли лопнуло
износившееся разрывное звено. И еще у Юли была отцепка, после которой
аппарат сделал половину 90-градусного винговера, но высоты было
достаточно для безопасного выхода и посадки. В результате все
"перворазники" произвели по три ознакомительных попытки, высоко никто из
нас не смог забуксироваться.
Мои впечатления опишу для каждой из трех попыток:
1. Уж очень все необычно.
Поехали.
Подъемная сила растет (странно, а ожидавшейся тряски на разбеге как-то и
нет), не прозевать момент, когда нужно отпустить тележку (не увезти ее в
небо).
Отрыв, тележку нафиг, держать высоту, не дать аппарату взмыть!
Так, вроде удалось легко "задавить" аппарат - уже хорошо.
Крены? - пока нет.
Вдруг, откуда-то от земли вверх через линию горизонта мелькнуло белое
крыло. Да это же буксировщик, от которого я должен не отставать по
высоте! Совсем про него забыл! Пока пробую "вылезать" за ним начинаются
кренчики. Автоматически их компенсирую, действую как в обычном полете
(правда, без выдачи), что кардинально не правильно. Крены не
уменьшаются, а плавно растут. При этом не могу догнать буксировщик по
высоте, т.к. чувствую, что откренивание с одновременной выдачей (для
набора высоты) приведут к резкой раскачке.
Пока суть да дело, через несколько качков я понимаю, что с земли (и с
буксировщика) я уже выгляжу сильно "раскачанным" (хотя сам воспринимаю
крены как еще вполне небольшие), поэтому плюю прищепку (пока Зенченко не
отцепил) и иду на посадку.
2. После отрыва зажал аппарат пониже к земле и все внимание на буксировщик!
Вот он задирает крыло, надо и мне приотпускать ручку. Но телега
неожиданно быстро "выстреливает" вверх, я плавно доотдаю ручку что бы ее
догнать и тут появляется первый кренчик.
Борюсь с раскачкой, мне кажется, что я понемногу начинаю укрощать
аппарат. Но вижу машущую руку пилота буксировщика и без промедления плюю
прищепку.
3. Даю себе установку перед стартом: Надо быстрее по тангажу и аккуратней,
и импульсиками, а не "отвисами" по крену.
Подцепились, проверились, вижу отмашку Зенченко и даю отмашку собой, мол
"готов!".
Поехали.
Разбежались, оторвался я, прижал аппарат (так, это уже чересчур, надо
немного легче), жду, когда взлетит телега. Вот, его крыло задралось -
даю ручку и я. Но все равно отстаю, хотя и немного. Надо энергичнее.
Вот, буксировщик немного уменьшил набор, я пролетел в его заднюю-
верхнюю полусферу.
Теперь ПРИЖАТЬ! Опять крены, этаким "вторым сознанием", отстраненно
наблюдающим за происходящим со стороны, замечаю, что крены исправляю не
импульсами, а снова "отвисами", но исправить манеру пилотирования в
столь сжатые сроки довольно тяжело: мозг командует, но руки еще не
готовы подчиняться: рефлексы, приобретенные в свободном полете, пока еще
сильнее. В итоге прогрессирует раскачка, высота достаточная.
Мучить буксировщик и нарываться на отцеп с его стороны не хочется, я
"отплевываю" замок и иду на посадку. Интересная подробность: отцепился я
в правом крене и сразу начал отпускать ручку, надеясь развернуться
вправо. Но ДП совершенно неожиданно для меня энергично перекренился
влево и только тогда начал лететь адекватно. Очевидно, что
присутствовало сильное правое скольжение, которое я совершенно не
ощущал, возможно, из-за непривычно большой скорости.
Теперь некоторые мысли, которые родились в процессе и потом:
Основную можно выразить в виде слогана: Аэробуксировка - почуствуйте
себя "чайником"!
Действительно, впечатления очень похожи на первые полеты с "капусты":
теоретически все понимаешь, но сознание не успевает за быстро
меняющимися обстоятельствами, а рефлексов не то что ноль, а хуже: те,
что есть, не полезны, а вредны.
Сложно правильно распределять внимание - слишком много новизны и
отвлекающих факторов. ИМХО порядок приоритетов должен быть таким:
1. Сохранять правильное положение относительно буксировщика! Действовать с
учетом инерции системы "буксировщик-трос-ДП". Но самое главное: не
"тормозить". т. е. не пропускать начало маневра буксировщика. Иначе, при
имеющейся разбалансировке по тангажу намного сложнее исправлять раскачку
по крену. При уходе в превышение ДП летит на явно завышенных углах и
срывы потока, развивающиеся на отстающем крыле еще усугубляют крены. В
принижении, при возникновении крена очень сложно отдать ручку так, что
бы не спровоцировать отворот от курса буксировки, соответственно догнать
буксировщик по высоте еще сложнее.
2. Работать по крену правильно, а не так, как привык в свободном полете.
Это усложняется еще и тем, что очень непривычно лететь на столь большой
скорости, привычные чувства, дающие информацию о пространственном
положении аппарата сильно меняются или вообще не информативны. В
частности, я совершенно не чувствовал скольжение по направлению
обтекания лица (уж слишком непривычна большая скорость) и по уменьшению
перегрузки (тебя тащат и подъемная сила не уменьшается при возникновении
скольжения).
Дальше неплохо было бы внимательно смотреть на буксировщик, но пока мне
было тяжело это делать по следующим причинам: большая скорость
"выдувала" глаза, во всяком случае, слезы текли сильно. Поэтому
"резкость" забортной картинки сильно падала и видеть детали было тяжело.
Соответственно сейчас активно ищу летные очки.
Я стартовал на закате в направлении солнца, которое еще было на 2
диаметра выше горизонта. Тем не менее, на фоне земли уже было почти не
видно детали телеги и ее пилота, а только белое крыло. Лешке
Дверницкому, который летел после меня, было еще хуже.
Пару слов о Дискасе: аппарат рулится просто, садится очень просто. Во
всяком случае, он мне прощал мои хреновейшие заходы почти по ветру,
позволяя нормально сесть с пробежкой. Все, кроме Сани Пирогова, летали
на нем первый раз, но не отмечали ничего плохого. Однако заставлять себя
поворачивать без отдачи ручки тяжело, кстати, это был один из факторов
моих просчетов на посадке: на Стелсе я бы легко довернул против ветра.
Вроде бы все, вспомню - добавлю.
04.04.04
Harrier:
Mass destruction или день дров
И вот, наконец-то, и воскресенье и нормальная погода совпали. И такое
бывает. "Шас на остановке небось народу.." думал я. Наивный %).
Нет, народу-то действительно было завались. Вот только почти все
учлеты! На этом месте у меня закралось нехорошее предчувствие, что у
инструкторов повставали часы и поломались календари, и они просто не в
курсе (уже позже вспомнилось, что где-то намечалась буксировка). Вроде
с самого начала был Юрка Соболев. Но будет ли он выпускать со
ступеньки - вопрос.
Пока собирались на горе, выяснилось, что дует настолько чистый запад,
что по колдунчику наверху можно компасы сверять. Но это наверху, а на
ступеньке, что-то невразумительное - то с юга, то с севера
подкашивает. Ню-ню.
- КолбаснАя погодка, - сказал Сашка-Ежик_в_Тумане.
- Та да... - ответствовал я.
Но это все не было проблемой. Проблемой было то, что количество
инструкторов стремилось к нулю. А раз так, то пусть тут хоть ураган
дует - нам он не страшен .
И когда на горизонте появилась Люда, счастью не было предела
. Учитесь - одного появления в поле зрения
достаточно для счастья!
Правда, она призналась, что находится здесь исключительно из желания
поспать . В том смысле,
что буксировку она проспала. Так и выяснилось, куда все подевались!
А пока Люда занимается с бегающими, мы с Сашкой упорно ищем, но не
находим себе места. Ибо летатки хочется.
Но таки дождались! Сашка старует первый. Сбоку его скорость на разгоне
было трудно оценить, зато нельзя не оценить полет со следованием
рельефу местности, срезая кусты. Сразу после старта он провалился и,
распугивая отдельных нестойких личностей из лагеря, изобразил
экраноплан.
Последующие полеты, однако, были более-менее. Зато было замечено
повторение его привычки отжиматься от ручки в повороте.
За это время успел прийти второй Сашка (Косован). Стала
очевидна катастрофическая нехватка утэшек. А ведь кто-то хотел брать
"носатого"! Почему его не послушались?
Это уже позже стала видна неправота этого кого-то .
Ну-с, типа я иду. Как раз послабление небольшое.
- ...Значит, понял? Твое задание такое же - повернуть на 45 градусов к
северу, потом довернуть назад на запад.
Ясненько. Туда... потом сюда... . Понял.
Побежали.
Ух, классно-то как! Потряхивает так приятно... Ложимся в поворот. Ноги
не забыть бы... Та-а-ак, зашли в поворот, приотдали ручку... Ой,
действительно поворачиваем! Шаман, однако... Надо было 45^о? А почему
тогда идем вдоль склона? Причем продолжая поворачивать! "Продолжая
продолжать"... Назад!!!
На этом месте я, должно быть, забыл зажать ручку, так как аппарат
стал слушаться как-то невнятно, скорость явно упала. Когда ошибка была
исправлена, поворачивать было уже поздно. А садиться-то куда?! Что ли
до склона разогнаться и отдать, как Марчук рассказывал? Высота метров
пять, курс на КМЗ-шные дельты и их раскрывших рты хозяев. Вроде,
первую перелетаю. Или нет?
- Отдай!!, - крик резанул сквозь шлем. Кричал один из КМЗ-шников.
"Наверное, он шарит, так я приземлюсь прямо перед ними..."- пробилась
мысля. Ладно, положимся на опыт старших. Отдать, говоришь?...
Буц. Стою перед чужим аппаратом. Нос утэшки упирается в дырку в
парусе. Да и консоль стала вовсе даже не консолью, а непонятно чем.
"Где-то я подобное уже видел", - мелькнула мысля. Ничего себе, де жа
вю .
Уже позже выяснилось, что кричал Женька Королев. Я шел прямо на его
аппарат . Свое, родное ведь
. Хотя, может он был и прав.
Покрутившись возле побитой дельты, совершенно невредимой утэшки (а что
ей сделается, у нее нос бронированый) и потерянного Костика - хозяина
аппарата, пополз наверх. Сам не намного отличаясь по состоянию от
него (Костика).
Да, привычка - вторая натура .
На ступеньке сидели Сашки, наблюдавшие за эпической картиной "Гастелло
до и после". Люды, конечно, не было - убежала бегать бегающих учлетов.
Выслушав их бесплатные советы и вопросики со звучавшей в них надеждой
"так ты уже летать сегодня не будешь", уселся ждать инструктора. Те
поняли, что кина пока не будет, и ушуршали на тропинку. Пока
дожидались Люду, обед подоспел. После которого слетел оч-чень
осторожно, повороты не делал, а изображал.
И вот он - третий раз. Поехали.
Едем. Поворачиваем пла-а-вно. Во-о-от. И снова (это уже потом
выяснилось) поворачиваем на 90 градусов. Проходим над местом
крушения... Естессно, замечаем прямо по курсу кусты. Высокие. И вот
она, проблема Буриданова осла - куда поворачивать: в сторону склона,
куда ближе (и довольно-таки ровно) или на ровное, правильное место,
куда нужно еще довернуть. А высоты маловато будет. Пока думал, часть
сознания зачарованно наблюдает за кустами, проносящимися подо мной.
Потом за ними же, проходящими. Потом медленно плывущими... Опа, я
прямо-таки почувствовал срыв с потока - аппарат перестал держать, и
пла-а-авно спарашютировал на зем... фиг тебе, а не землю! Хотя кусты
были довольно редкие, до земли не продавился. Соответственно, висю...
Мысли соответствующие. Картина Репина "Приплыли".
Ладно. Так парус порвать можною. Встаем на трапецию, отцепляемся...
- СТОООООООЙ! НЕ СЛЕЗАААААЙ!!! - слышу жуткие крики. Оглядываюсь. И
наблюдаю картину: толпа народу, челов пятнадцать, со счастливыми
рожами бегут ко мне. С фотоаппаратами.
И почалося! Пришлось прицепиться назад, повиснуть, попозировать. Да
что я вам, ковшик?
Наконец, отцепляемся. Стаскиваем утэшку. И тут Сашка-Ежик_в_Тумане
говорит:
- А по-моему, консоль погнулась!
Далее скипнут процесс разбирания утэшки, снятия консоли, жутко
интересный процесс ее выравнивания. Сашки тем временем сходили к
бегающим по ровному и экспроприировали "далматинца".
Стартует Сашка Косован. Идет довольно низко, с непрерывным поворотом к
северу. Идет, идет... Уже перевалил через нулевой румб и поехал к
склону. Однако внятных попыток показать, что он сие заметил, не
наблюдалось. Так и "присклонился". Правой консолью и трапецией.
Но консоль, оказывается "так и была". Потому "далматинца" и был
постоянный правый крен. Забегая вперед: его уже собрали и хотели нести
наверх на облет, но совершенно случайно заметили килевую балку в форме
буквы "зю" .
Теперь два аппарата стояли в "мастерской". В какой-то момент я бросил
взгляд на Сашку Ярощука. Он был уже в метре от земли над дорогой.
Только он туда не летел, а падал. Бобых!
Сам целый, но стойки... одна погнулась, другая вообще пополам. Хорошо,
хоть парус не порвала, хотя пыталась. Но ей не дали. Третий клиент.
КМЗ-шники рассказывали, как это выглядело. Санчо очень некисло
просадило на скорости, и времени реагировать у него уже не было. Зато
сгруппировался классно.
Лиля еще перед третьими дровами сообразила ситуацию и отдала аппарат
Женьке Бублику .
Следующим номером программы был Игорь Наконечный. Его тоже колбаснуло
классно, но, как сказал кто-то, в штатном месте. Типа там и должно
было. Выглядело это как дикий дерг аппарата, как будто его током
шваркнуло. Посадка было под стать. Но все цело. Правда, по словам
Игоря, он был на грани штопора.
Сидим дальше, осознаем свое поведение. Где-то в направлении тропинки
снова слышен знакомый шум. А также ленивый голос Лили "О, ще один.."
. Четвертый клиент - Димка.
Он грюкнулся знатно, было отчетливо видно, как ломалась консоль.
Итог - три утэшки и один студент. И еще один аппарат Костика из КМЗ,
не знаю, какой. Был - хороший...
И какое облегчение было, когда увидели купол парапента, висящий на
кустах . Его пилот был с
другой стороны. Тоже целый. И тоже ставший фотомоделью
.
И на закуску...
В процессе сборки безколесой утэшки, естессно, надо было надеть парус.
А как? Как снимал, так и одевай - это не ответ. Но все, кого ни
спрашиваю, так не считают . Ладно...
- О, Жень, КАК его напялить?
Женька Бублик посмотрел:
- Засовываешь консоли в карман и тянешь.
- И все?
- И все.
Ну, все так все. Надеваем. Не забываем засунуть мачту куда следует (в
парус имеется в виду). Уроде усе.
Поднимаем почти собранный аппарат. Замечаем, что боковые троса к
консолям не прикручены. Опускаем аппарат. Снова разбираем.
Наконец, все готово, все вставлено. Правда, хвостовой узел мне не
нравится, что-то там ИМХО не так. Ну-ка, кто у нас тут грамотный?
Были позваны несколько индивидов, которые подтвердили, что все
нормально. А теперь: кто хочет совершенно бесплатно слететь на
свежесобранном аппарате? Юрку, что ли уломать, чтбоы он облетал его?
- Да я бы я сам облетал.., - Сашка-Ежик слетел только три раза, как и
все ступенечники. Естессно, ему еще хочется. Но каждый раз, когда мы
подходим к бегающим, они начинают нервничать .
Ну как же, один аппарат расколотили, забрали у них еще один, тоже расколотили...
Тенденция, однако! Третий нам явно без боя не отдадут .
Наконец нахожу Юрку, уламываю "посмотреть и слететь". Соглашается. А
пока они с Людой идут к утэшке, ко мне обратилась
парапентистка-чайница, только что приземлившаяся:
- Молодой человек, вы не поможете его собрать?
Я не знал, смеяться мне или как .
Обратиться с такой просьбой к типУ, грохнувшего сегодня два аппарата!
Тем временем Юрка с Людой осматривают утэшку и усаживаются под ней.
Подхожу ближе, и тут Люда заливается диким хохотом. Я уже понимаю,
уготовил Юрке какую-то фигню при сборке.
- Смотри!
Юрка посморел на килевую... и тоже закатывается в хохоте. Кричит:
- Кто собирал утэшку?
- Тихо, тихо, я собирал, и незачем так орать!
- Да я знаю!, - ко мне тихо, а потом снова, - КТО СОБИРАЛ УТЭШКУ?!
Сбегается толпа народу, и народу предлагается выяснить, где тут ляп.
Ну я же говорил, что не умею парус надевать! Подумаешь, не вставил
килевую в карман... Ерунда какая .
Но той парапланеристке повезло, что мне не дали собрать еще и параплан
!
На этот раз, помимо фотоаппаратов, Женька Королев приволок
видеокамеру .
Ну и резюме: можно пришпиливать еще одну звездочку...
04.04.04
Люда Гунько:
ДрОва-2
Все началось с того, что я проспала. Ломиться на буксировку было безнадежно поздно, не потому, что не успела бы
(на самом деле успела бы даже после того, как закрыла полеты в Ходосовке ),
а в силу проблематичности доезда до Зуровки своим ходом.
Ну что ж, чайникам, значит, повезло. Было их в этот день бесчетное множество и все били копытом, требуя полетов.
Поделили с Соболевым зоны ответственности: он где пониже - тропинка и пробежки, я где повыше - ступенька и верх.
Женьку Бублика рекрутировать хотя бы на пробежки не удалось, отмазался под предлогом ремонта "пятого". Пришлось
счесть причину более чем уважительной, хотя она и не помешала ему два раза слететь на
выцыганенном у народа Студенте - один раз утром и другой под вечер .
Дул парящий запад с небольшим северным косячком. Особой болтанки пока не наблюдалось. Время от времени западное
парило пугали своими сталкерами-стелсами то Жека Королев с Антошкой, то Игорек Наконечный. Сашка Ярощук в первом полете
сделал три галса перед стартом чуть выше уровня склона, очень грамотно и красиво. Женька Бублик на "колесном"
Студенте тоже подпарил. C первой ступеньки прыгал Сашка Локоть, чья очередь сегодня, как и обычно, была первая.
В общем, все было путем, пока дело не дошло до Харриера. Пилотируемый этим лихим истребителем тире штурмовиком
Утюг завис в повороте и устремился к площадке сборки аппаратов, на которой скопилось немало техники. Женька Бублик,
чей "пятый" находился на траектории движения "снаряда" застыл в ужасе, но Юрка, четко среагировавший на на крик
Женьки Королева: "Отдай!" - допихнул ручку и... рухнул на консоль стоящего чуть ближе к склону Сталкера Кости
Сафьянова. В этот момент меня впервые за день посетила мысль, что надо бы закрыть полеты и ехать в Киев пить
водку (почему-то именно в такой формулировке). Удивившись несуразности приходящих в голову мыслей, для которых
не было ровным счетом никаких формальных оснований, я отмахнулась от них и поднялась наверх выпускать скопившуюся
там Студентно-Баклажанную братию, после чего объявила обеденную болтанку.
Соболев заявил, что он уже достаточно крут, чтобы летать в стремную погоду (в смысле - он, мол,
обедать не будет, а пойдет полетает, пока толпе учлетов есть что погрызть и без него), но завещание оставить
отказался (бутерброд не отдал, гад ).
После обеда, попросив у Сашки Студента, попробовала западное парило "на зуб" и я. Было
достаточно мягко, держало хорошо. После старта сразу села на кромку и дойдя до выступа
имела уже метров 10 превышения, но в ложку решила не соваться - Студент все-таки, не
Сталкер. Покрутилась перед стартом, потом пошла на посадку. Просадки внизу почти не было,
я даже слегка не подрассчитала, пришлось залететь на контрсклон выше, чем собиралась.
За Харриером оставалось еще два полета. Один из них он исполнил боль-мень прилично,
а вот во втором... повторил то же, что и в первом, только высоты у него было побольше
и поворачивать он начал немного раньше - словом, улетел добрый молодец Юра аж в самые
кусты и повис там на двух самых высоких деревьях, одно крыло на одном, второе на другом,
сам в метре над землей висит горизонтально, как в полете, улыбается радостно. А
консоли-то от натуги так и выгнулись.
Думайте обо мне, что хотите, но первой моей реакцией на эту картину был приступ смеха.
Потом я схватила его же, Харриера, фотоаппарат и побежала все это фотографировать.
А еще позже, стащив ЧПшника с дерева и отправив снимать парус и смотреть трубы,
озвучила Соболеву мысль на счет закрытия полетов и распития крепких спиртных напитков.
Но формального повода, по прежнему не было.
Поскольку одна УТшка явно простаивала, я решила дать возможность Саше Косовану все-таки
полетать - в конце концов, он ведь не виноват... Зря, наверное. В двух первых полетах
он делал "все наоборот" - сильно зажимал аппарат после старта и вешал при подходе к земле.
Сакрамениальный вопрос - как определить правильную скорость. Посоветовала ему ослабить
усилие и дать возможность аппарату лететь самому, а перед посадкой немного прибрать.
Итак, третий полет. Саша отрывается, летит, с креном летит, летит и летит с креном,
выравнивать не пытается - ему ведь сказано не мешать аппарату лететь, он решил, что и
на крен это тоже распространяется . Перемахивает -
слава те, Господи, стоящие аппараты, перемахивает кусты и грохается на склон - минус
две стойки. Идея на счет закрытия полетов крепнет, а формального повода все-таки нет.
На всякий случай на время прикрываю полеты Тарасу, Лиле и Юре Кобзарю. Со ступенечниками
и так уже все ясно - они себе их сами закрыли "по окончанию летной техники", теперь
ровняют консоль, согнутую Харриером. Со вторым Утюгом они "разобрались" просто -
переставили на него целые стойки с первого и теперь недоумевают, почему я не пускаю
их летать. Что-то кажется мне странным в этой УТшке... Эй, народ, а вы килевую трубу видели?
Труба нехило изогнута. Ну вот вам и занятие - "раздевайте" и этого тоже.
Поднимаюсь наверх с Сашкой Ярощуком и Женькой Лысенко. Вроде, подстихло, дует метра 3 от силы.
Зову Тараса и Кобзаря. Сашка лететь не торопится, выжидает. Подтягиваются остальные.
Сашка стартует и, похоже, вопреки своим ожиданиям проваливается ниже склона. Парение
не удалось, остается только идти на посадку. А вот там-то как раз его и поджидала
засада - неожиданная резкая просадка и сломанная стойка. Видя такое дело, Тарас не особо
рвется лететь. Кобзарь, наоборот - рвется, его я, тем более опасаюсь пускать. Запускаю
Женьку Лысенко, он слетает без проблем, его держит, его не болтает, на посадке проблем не
создает - халявщик, одним словом.
Спускаюсь вниз. Под ступенькой лежит Далматинец без паруса. Оба-на, да на нем не только -
килевая, консоль тоже гнутая. Ну, ровняйте, ребята, ровняйте.
Подхожу к Соболеву. Он говорит: "Знаешь, я начинаю думать, что по приезду в Киев, и
вправду, надо бы чего-то добыть и выпить. А еще лучше было бы прямо сейчас. Вот и повод
для закрытия полетов - инструктора пьяные, летать нельзя."
Снова иду наверх.Запускаю Женек на Студентах.
А вот он и долгожданный повод! Ветер все больше косит с севера. Выбрав момент
выпускаю Тараса и Юрку - первый аппарат в повороте пережимает, второй вешает безбожно.
Вывести бы среднее среднее арифметическое - самое то было бы. С чувством выполненного
долга иду вниз. Спустившись на склон вижу учлетов, копошащихся у распластанного
рядом с тропинкой Призрака. Димка снес консоль и теперь Соболеву предстоит непростое
объяснение с Микой.
Звоню Юльке, узнаю, что они в Зуровке все еще не начнали буксироваться. Тем временем шустрые
улеты собрали аппарат, на котором ровняли консоль и теперь уговаривают Юрку его
облетать. Соболев воспринимает эту идею без энтузизизма и спрашивает мое мнение.
"Давай не сегодня," - подразумевая - на сегодня дров достаточно(с)"В бой идут одни старики".
На душе у Юрки заметно легчает, мы подходим к учлетам, честно говорим им свое
решение и присаживаемся на подвесках под аппаратом. Просто по привычке, не вставая с
земли бросаю взгляд на боковые узлы - проходит болт через поперечину, или вставлен
мимо, и на килевой карман на предмет наличия в нем килевой трубы. Бросаю - и валюсь на
землю от хохота: "Нет, Соболев, мы с тобой сегодня точно напьемся!" -
Соболев отслеживает мой взгляд и тоже начинает хохотать. Потому, что
ОНИ, действительно, не вставили килевую в килевой карман - достойное завершение этого
сумасшедшего дня, который, слава богу, закончился. Уже без смеха рассказываем учлетам
трогательную историю про то, как в Крыму Пашка-Дитятко слетел на аппарате, таким же
макаром собранном Юлькой и Игорьком Чулковым. Теперь точка в летном дне поставлена
окончательно, хотя светлого времени еще остается немало и парапланеристы летают вовсю.
Такой получился урожай дров.
И такой вот длинноватый и нудноватый рассказ о том, "как это было".
|