декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: июнь :: май :: апрель :: март :: февраль :: январь ::
2004 Back to reality         Форум

28.06.04

Сергей Сергеев:
На веревочке - 4. Итоги.
Прогресс есть!
Марчук в принципе уже "усек фишку" и теперь только вопрос времени, чтобы набраться опыта буксировок не только в спокойных условиях, но и в болтанку.
Порадовал гость из Энергодара, Дима Русов, который неделю назад с первой попытки ушел на 500 м и закрепил в понедельник полученные навыки.
Гоша впервые забуксировался на своем Стелсе-13. Все ОК!
У Леши Дверницкого стало получаться удержать буксировщик на горизонте, раскачка еще не побеждена, но и не прогрессирует катастрофически после первого качка.
Надя Овсяницкая забуксировалась после годичного перерыва в полетах, хотя после отрыва немножко провалилась, но смогла выбраться.

Общие замечания:
1) не смотря на неоднократные напоминания, пилоты не концентрируются на сохранении положения буксировщика на уровне горизонта. Мало смотреть на буксировщик, необходимо делать все возможное, чтобы буксировщик оставался на горизонте. Если правильное положение сохраняется, то контроль за кренами облегчается на порядок.
2) буксировочные полеты требуют максимальной концентрации внимания, реакции, сил. Поэтому еще раз прошу настраиваться пилотов на серьезную работу, а не на развлечения типа покаталок в динамике.
3) распределение внимания в момент буксировки:
- разбег: контроль момента, когда необходимо отпустить тележку;
- отрыв дельтаплана: выдерживание высоты 3-4 м для возможности быстрейшего взлета буксировщика. Уже в этот момент все внимание должно сконцентрироваться на буксировщике. Не допускать взмывания вверх;
- отрыв буксировщика: обеспечить синхоронность взлета, не ждать пока фал начнет тянуть вверх, приотпустить ручку, чтобы не выпустить буксировщик выше горизонта более, чем на один размах;
- набор высоты: все внимание буксировщику. Во-первых, контроль высоты. Во-вторых, контроль кренов;
- экстренный отцеп: буксировщик выше горизонта на размах, буксировщик ниже горизонта на размах, неконтролируемый крен, команда буксировщика;
- плановый отцеп: по команде буксировщика; контроль траектории полета буксировщика с тем, чтобы не подрезать ему курс;
- полет в районе площадки: контроль посадочной площадки и направления ветра;
- посадка: контроль ветра и других летательных аппаратов на площадке и в воздухе. При посадке после экстренной отцепки на небольшой высоте избегать приземления на стартовую линию или с ее пересечением, чтобы не попасть в спутку от МДП и не помешать буксировщику приземлиться после вашей отцепки.

Приношу свои извинения всем пилотам, что сорвался в конце летного дня на крик. Нервы сдали :-(.
Перед следующими буксировками буду принимать зачет по распределению внимания при буксировочных полетах ;-)).
20.06.04

Harrier:
Пик дельтапланеризма взят!
С утра, как всегда, не ожидалось ничего хорошего. Ветер — почти южный, слабый. Однако, по прибытию на ступеньку, где прыгали КМЗ-шники, оказалось, что там восток. Чистый, хоть и слабый. И, хотя он и съезжал куда-то время от времени, колдунчик обнадеживал.
И вот, сидим с утешкой на второй ступеньке. Мы  — это Люда, Женька Лысенко, приведший двух друзей посмотреть на бесплатное шоу, и я. Пока не лечу  — Люда занята изничтожением мусора, оставленного какими-то имбецилами. Которые к тому же палили покрышки под грушами >:-/. Но через некоторое время пришел Вовка Марчук, который и запустил меня.
Стартовал. Полетел. Пролетел коридор, причем рулится все на автопилоте. Аж неинтересно! Довернул на машины, испытал короткий приступ де жа вю, и отвернул от них в сторону юга. И так два раза. Как-то привычно уже, хотя летаю со второй ступеньки второй летный день.

Ползу к ступеньке и думаю: что-то или со мной не так, или с утешкой. Влево улетает, как пробка Зато вправо оба раза приходилось залезать на стойку. Не, я понимаю  — южный косяк, и все такое. Но нельзя же так упираться!
А пока тащимся на третий спрыг.

Уже не первый раз замечаю за собой эмпатические способности. Поставив утешку, я уже знал, что мне сейчас скажут. И точно:
- Так, Юрка, сейчас отхекивайся, и поползешь наверх. Ну, если хочешь, можешь еще разик слететь, и будешь дожидаться Мороза с рациями. Вот.

Из-за эмпатии новость несколько поблекла. Однако слететь еще раз не помешает. Что и проделывается. И снова  — при малейшем усилии дельта заваливается налево. И поворачивает соответственно. А "для направо", надо повиснуть на стойке, а утешка еще подумает, поворачивать ей или как. Этакое маздайство :-(.

Подползая ко второй ступенке, наблюдаю на ней одну Люду. Которая испроговорила такое (в стиле "мы тут посовещались и решили")...

- ...и решили: а сними-ка ты с нее парус и глянь консоль  — чегой-то она направо не хочет лететь. Очень может быть, что консоль виновата.

Ну ладно, опыт собирания утешек есть :-), значится, разбираем. Стащил парус. Впечатление от консоли было: какая-то хоть и прямая, но чересчур гибкая. Ну лана. Зовем грамотных, кои подтверждают, что лучше бы ее малость поровнять. Что и проделывается.

И вот  — дубль два, те же, там же. На удивление быстро парус натягивается, несмотря на попытку консоли пролезть сквозь отверстие для крепления поперечины. Крепится спереди, сзади. Мачта торчит, откуда ей положено торчать. Килевой было уделено особое внимание :-). Вроде вставлена.

И тут-то выяснилось, что именно "вроде". Выяснилось потому, что была во-первых, слишком длинная, а во-вторых, на ней не было отверстия для винта :-[]. Проще говоря, килевая мутировала в поперечину :-).

Во второй раз стаскивать парус было ну очень влом. Посему, по совету Вовки, прямо из паруса вынимаются консоль и килевая. Тут выясняется, что оставшийся в парусе "корень" консоли слишком длинный, чтобы перекинуть парус. А посему все вновь снимается...

Наконец, сборка почти завершена. Сверху уже несколько раз орет Вовка, дабы я шуршал быстрее.

Пришел Фого. Не, ну это же надо! Только собрался расслабиться на востоке в компании "безколесого", как испортили всю малину! Это ж теперь утешкой делиться придется :-(.

И вот, эпохальное событие  —  утешка едет на мне наверх, дабы я съехал на ней вниз. А наверху начинается предстартовая подготовка. Которая свелась в основном к креплению рации на лямку подвески, и Вовкиного вопроса "ты не пугаешься говорящей шапки?" :-).

А теперь  — поберегись, на старте! Я иду!

Вообще, будем отучаться верить прогнозам. Обещали юг, максимум немного с востока вечером. А восток был целый день (не без косяка, конечно). Вот и сейчас, практически в лоб дует. А я стою. А оно дует. Наконец, поняв, что никто не собирает прыгать ("вот кто здесь, к примеру, в цари крайний? Никто?! Так я... это... первым буду!"), даю газ и одновремено включаю катапульту...

Вшшшшшух... подо мной пронеслась кромка. Склон начал проваливаться вниз. Ну, это мы уже видели. А это уже нет! Ой...

Дно ушло метров на двести (:-)). А я вишу где-то... где-то, в общем, вишу, явно. И тут кто-то поднял частоту процессора раза в три. И в течении секунд пяти судорожно думалось, а куда ручку-то лучше давить: к коленям или на вытянутые руки вперед :-). Но в памяти нерушимо сидел резидент, который все это контролировал.

И вообще, что это?! Почему меня вдруг рвануло вверх метров на десять?! (:-)) Не вешаю ли я "безколесого"? Свист в ушах, однако остался, значит, движемся. Что и требуется.

А вот и дорога! Ну что ж, повернем?
И только тело пошло вправо, как весь мандраж улетучился. Все идет по плану (с). И поворот достаточно энергичный, ИМХО (я боялся, что поворачивать буду с радиусом метров сто). И вообще, рулез! Летим!!!

Можно и расслабиться. Понизить немного частоту. Ну, а что там у нас по плану? Сейчас идем вдоль дороги. Потом  — в таком темпе в районе ступеньки  — довернем на восток.

Елки-моталки, а ведь это ступенька! Ну и ракурс! Внизу по дороге кто-то со "студентом" бегает, но сейчас не до него. Дорога как раз отворачивает к востоку, и мы за ней.
"Пока ты тут разглядывал ступеньку, высоты осталось всего ничего, может сядешь, а?"

"Ну ладно, уговорил." Отруливаю на юго-восток. Через несколько секунд уже иду на экране. Вот и свист в ушах стих. Слышно даже, как шевелится трава и сверчки фигней страдают. Значит, пора отдавать ручку. Касание. Килевой об землю. Потом уже в ход пошли шасси.

Стою. Стою! Отцепляюсь, вылезаю, смотрю на восток. Офигеваю. Потом на ступеньку. Во куда занесло! А говоришь, план плохой (с) анекдот.

Весь довольный, как слон, тащусь к ступеньке. По пути встречаю тот самый "студент", бегающий по дороге. Под ним бегала Ира, под руководством Витьки. Она первая поздравила меня, в ответ на мое восторженное мычание.

И вот я в лагере. Подходит ко мне Фого и забирает утешку, дескать, ты сейчас отхекиваться полчаса будешь. Ну и ладно. Забирай. На один полет.

И тут я понял, что очень хочу пить. Настолько, что пробежаться до магазина и обратно (на вершину) мне показалось плевым делом. Люда разве что пальцем у виска не крутила :-). За это время Фого успел слететь дважды, однако как это выглядело  — история умалчивает.

И вот я с водичкой на старте. Сашка на исходной. Люда объясняет политику партии: "налево, потом направо". И вот Артем Червоненко вставляет свои пять копеек:
- Не, сначала направо, вон ветер поменялся!
Пока Артем разглагольствовал, Фого себе слушал. Наконец взвыл:
- Так куда поворачивать, налево или направо?!,  — он уже несколько секунд стоит с дельтой в руках, и только замечание Червоненко застопорило его.
Люда:
— Направо!
Ок.

Разбегается, еще не набрав скорости, плюхается в горизонт. Безколесому это не понравилось, и он ушуршал вдоль склона на предсмотрительно зажатой ручке. Наконец, видно, как Фого отходит на восток. И тут, как две недели назад, снова начинается:
- Повора-а-ачивай!
Наконец, Сашка поворачивает. Вот только слишком плавно. Причем не на 90°, а поменьше, где-то 50°. И продолжает так идти. А высоты уже всего-ничего, полсклона как не бывало! А нефиг прыгать на старте! И вот Сашка начинает выруливать на юг. Выглядело это так: заложив красивый глубокий вираж над лесополосой (позже он признался: "тут вообще на крыло встанешь, когда в двух метрах от тебя деревья проносятся! Вспомнил я и Лильку, и тебя [ну, про меня, это он зря :-)] в гнездах") Фого сразу пошел на посадку. И это слева от старта! Соответственно, и сел прямо перед зрительскими трибунами. Буцнувшись килевой о землю. Потом он рассказывал: "я ж думал, что это уже земля, совсем забыл, что там трава чуть не по пояс..." :-).

Так и прошел день. Странно, но никто не грохнулся, не поломался, если не считать поломанной Гостем с Запада (не знаю, как зовут) стойке от студента, да кого-то (опять же, не знаю), неудачно присклонившегося (он не из нашего клуба :-)). Есть и минус  — пить хотелось, как в Калахари. Так что в следующий раз берите двойную норму водички!
20.06.04

Володя Марчук:
Восточный штиль - 2
Даже не совсем восточный, а Юго-Восточный иногда и просто Южный.
Те, кто приехали утром, говорили, что дул даже динамик, но в середине дня дул термический штиль, и ветер косил то с Юга, то с Севера, о с Запада. Редко сходили боль-менее заметные потоки. Из мощных потоков я видел только один, и еще было несколько (4-5) средненьких за весь день.


По причине жары учлеты были немного вялые. Однако Юра Харина довольно бодро и умело сгружался со второй ступеньки, поэтому я решил вытащить его на верх. Правда, до этого поручил исправить левый крен у его УТ-шки. Юрка сначала обрадовался (услышав про верх), потом огорчился, услышав о необходимости снимать парус на солнцепеке. Но делать нечего - надо исправлять.
Постепенно подсосались еще учлеты: Паша и Ира, Саня пришел попозже, предварительно выяснив у меня по телефону погоду. Паша помог Юре "раздеть" УТ-шку и принести "Студент" Ире, т.е. выступил в роли "хлопчика Помагая". Юра Соболев облетывал С-7 для Жеки Лысенко, и в том полете, что я видел, этот аппарат рулился очень не легко. М. б. мне показалось.

Соболев и Спорт-7

Тем временем львовянин Дима попросил у Жени Бублика его С-5, и на ступеньке снес ему (спорту, а не Женьке) стойку. На поле бегали Ира и Паша под руководством Мороза.
И вот, УТ-шка собрана проверена и вытащена на верх, Юра проинструктирован и готов, рация на него повешена. Запустили. Стартовал хорошо, его даже поддержало немного мягеньким поточком, поворачивал без стремных моментов, хотя было заметно легкое нежелание УТ-шки поворачивать вправо и легкость, с которой она кренилась влево. Но полет в итоге вышел хороший, только перехватился в вертикалку поздно. Потом летал Саня, после чего я оставил Люду на верхнем старте и пошел на "капусту".
На "капусте" моими "клиентами" стали Паша и Ира. Стараниями Паши местные жители, после обещания финансового вознаграждения разровняли половину земляных надолбов в низу "капусты". Но т.к. вторая половина осталась не обработанной, то и вознаграждение осталось пока только обещанием :-).

Еще пару тысяч ведер - и на "капусте" можно будет летать

Ладно, для данных погодных условий (к вечеру настал почти полный штиль) склон был пригоден. Паша в первой попытке ярко продемонстрировал все те плохие навыки, которые он приобрел пытаясь летать с "пол-ступеньки", т.е. плавная и безостановочная выдача ручки на разбеге, потеря скорости и посадка без отрыва. Во втором полете он этой ошибки не делал и пролетел хорошо. В третьей снова делал и снова с теми же последствиями. Его и подошедшего позже всех учлета Диму я оставил на попечение Мороза, а сам пошел бегать с Ирой по наклону. У Иры все то же самое: бежит с правильным углом, но медленно. Ей крайне необходимо появиться на Горе в тот момент, когда будет хорошая учебная погода, тогда она сможет оторваться и перебороть (возможно присутствующий) страх.
Потом начали собираться, заводили "с толкача" Вжиков, потом чуть было не завели так под горячую руку и МТ Наконечного, но с помощью Влада он быстрее нашел неисправность в электрике. Потом от ангара Санин брат Андрей бегал за курткой львовянина Димы, которую он забыл под грушей, потом приехал Дима за курткой, а потом мы уехали.
Фотографии с буксировки 6 июня

06.06.04

Володя Марчук:
Три - число волшебное
Во всяком случае, для меня. В третий день учебы забуксироваться получилось. Попробую поделиться впечатлениями за тот день, и мой полет...
Выехали из Аэроса не рано, около обеда. Пока приехали, пока вытащились и собрались... Буксировочные полеты открыл Ильюха Тарасюк. Неудачно. В смысле раскачал и отцепился. Потом попробовал Судак. С тем же результатом. Потом Петренко. Раскачался-отцепился. Следующим "выпихнули" Матвеича. А вот он, как раз, и забуксировался!
Потом, неудачники оправдывались тем, что они впервые буксировались на этих аппаратах, что, мол, давно не буксировались... Справедливости ради отметим, что потом они все буксировались по несколько раз без эксцессов. Т.е. мастерство не пропьешь!, хотя время на вспоминание надо.
Потом для нас, для учлетов, было не очень интересно: зубры (и Матвеич) летали, пытаясь выпарить, мы сидели и ждали "пока стихнет". Ильюха единственный зацепил поток и летал долго и счастливо. Но сел прямо к нашему обеду. И сожрал огромную банку каши (своей).

Вот такую банку каши сьел Илья

На мою подвеску позарились уже двое: Артем Червоненко и Олег Муравейник. Обоим она подошла по росту. Для привыкания к подвеске и замку мы потягали друг друга руками за веревочку по полю. Как раз был перерыв в полетах (временно закончились бензин и масло у буксировщика). Поэтому почти все поле было в нашем расположении.

Артем Чарвоненко - аутотренинг в условиях, приближеных к боевым

Добылись из закромов Дробышева бензин и масло, стала подстихать термичка. Сергеев намекнул мне, что, мол, твоя очередь, готовься. Хотя погода лично у меня еще оптимизма не вызывала (периодически сходили поточки и ветерок был порывистым), я оделся, и приготовился. Правда намякнул Сергееву, что -Погода-то, того... Мне бы помягче.
Сергеев внял и еще позапускал опытных. Тем временем погода стихла, и я понял, что от необходимости лететь уже не отвертеться :-).

Сейчас начнется...

Быстро вышли на старт, подцепились, прогазовались (буксировщик), помахали ручками (буксировщик) и всем тельцем (я), и поехали.
Тряска начала разбега уже привычна, не обращаю внимания. По мере увеличения скорости поджимаю аппарат, но не так сильно как в прошлые попытки. Вроде уже он просится в воздух, пускаю веревочку тележки и немного поджимаю еще ручку. Вдруг, аппарат сильно просаживается вниз, успеваю резким пихом ручки компенсировать просадку и с некоторым усилием воли переношу взгляд на буксировщик (основное, чему научился за предыдущие попытки - это понимание, что ГЛАВНОЕ - буксировщик, все остальное - вторично).
Перешли в набор. Немного отстаю от буксировщика по высоте, но не очень сильно. Начались крены. Около самой земли я исправлял крен на чистых рефлексах, раскачка прогрессировала, но потихоньку. Когда до планеты уже был зазор в несколько десятков метров, то смог напрячься и заставить себя исправлять крены очень короткими воздействиями, хотя, в некоторых случаях, приходилось и ноги в сторону забрасывать. В каждый момент, когда отсутствовал крен, старался отдачей ручки забраться повыше, т.к. все еще отставал от буксировщика по высоте. Понемногу крены выправились, раскачка исчезла, и буксировщика догнал по высоте. Даже немного перегнал, потом "слез" вниз так, что бы горизонт проходил между крылом буксировщика и телегой. Появилось время прислушаться к ощущениям. Показалось, что всю дорогу чуть сильнее тяну за левую часть спидбара, как бы борясь с правым креном. Это явление сильно не мешало, поэтому я перестал особо на него отвлекаться. Нас чуть-чуть покачивало по высоте: телега то уходила вверх (сразу и я отдавал ручку), то проваливалась на 3-5 м. (я прибирал ручку довольно значительно, но старался не пропустить момент, когда телега перестанет "сыпаться"). Когда буксировщик уходил вверх, то пару раз было ощущение прослабления троса. Я старался отдачей ручки притормозить Дискас так, что бы натяжение фала стало прежним.
В спокойном полете, когда буксировщик располагается на горизонте и у меня нет кренов, совершенно отсутствует ощущение набора высоты. Кажется, что аэропоезд летит в горизонте, и только пищание прибора, еле слышное за ревом движка, свидетельствует о наборе.

Кадры той самой затяжки

Зенченко машет рукой - надо отцепляться. Плюнул замок, пытаюсь отвернуть вправо, одновременно гася скорость. Но меня что-то сильно тянет влево, и еще секунду поборовшись, я ухожу от буксировщика левым разворотом. К этому времени, устав ждать от меня отворота, Зенченко также уходит влево. У страха глаза велики - в воздухе мне казалось, что петля буксировочного фала мелькнула очень близко.
Потом был полет в абсолютно спокойном воздухе, долгий заход на посадку и так себе приземление, потому, что посчитал, раз Дискас садиться хорошо, то можно его садить тяп-ляп. Как бы не так. Посадка - это серьезно всегда.

Впечатлений масса - есть чем поделиться

От предложения сразу повторить полет я отказался - сильно болели глаза из-за очков. Скорее всего от того, что я их (очки) не протер от пыли.
Потом летали остальные учлеты, через одного то задавливая аппарат ниже буксировщика в борьбе с кренами, то "выстреливая" вверх.
Помню, что Лешу Дверницкого Зенченко даже провез на телеге специально для того, что бы показать управление на большой скорости. После этого Леша сделал еще одну попытку, намного более успешную, чем остальные.

Что я вынес из этого летного дня:
1. После отрыва надо держаться не в метре от земли, а в двух-трех, так меньше шансов попасть в спутку на взлете.
2. Главное - не отстать от буксировщика по высоте, тогда и крены исправлять легче.
3. Исправлять крены можно просто "тычками", при этом, если аппарат слишком резво прореагировал на управление, то стоит сделать ма-а-аленький "тычек" в обратную сторону, не давая развиться большой угловой скорости.
4. Не нужно "стесняться" в управлении по тангажу. При буксировке скорость - проблема буксировщика, и пока вы к нему подцеплены, она есть всегда. Поэтому можно не стесняться с выдачей, если ты ниже (конечно в пределах разумного :-)).
5. На высоте рулить намного легче из-за того, что не такой дефицит времени.
Ошибки, допускаемые остальными учлетами можно поделить на две половины:
1. Пережимание ручки при исправлении кренов у земли и отставание от буксировщика по высоте. Лечится отрывом без крена, правильной компенсацией кренов на выдерживании и не допущением отставания от буксировщика по высоте.
2. Превышение буксировщика по высоте, выход на большие углы, раскачка по крену... как бороться - пока не представляю. Все пилоты с такой проблемой жалуются на "невозможно зажать больше". ИМХО можно попробовать балансировать подвеску в более наклонном вперед положении и брать балласт.

06.06.04

Мороз:
«Два плюс два» или квартет.
Почти такми составом мы и выступили. Два, допущенных (точнее - отпущенных :-)) - это Женька Бублик и собственно я, а также два действительно допущенных Марчуком (на наше усмотрение) - Женька Лысенко и Сашка Ярощук.

Погодка была не очень. Облака покрывали большую часть неба. Да и дымка иногда не давала возможности земле прогреться. Ветерок был юго-восточный, но на склоне подравнивался, создавая иллюзию восточного. Дует в лоб достаточно прилично, но не держит. На эту удочку похоже и попался Наконечный, слетевший сразу вниз и сказавший, что больше он летать не хочет. Во всяком случае - сегодня и, во всяком случае, - по такой погоде. Короче, кто помнит погоду недельной давности, то было почти то же, с разницей в направлении косяка. Приятно радовало отсутствие болтанки. Ну, почти отсутствие...
Также нас почтили своим присутствием Елдинов, Калашников и Червоненко. Пока я помогал Витьке ровнять килевую трубу, «любезно» согнутую Артёмом в Одаиве (или Исакове?) и в таком состоянии оставившем её , пока я обменялся парой фраз с подошедшим Вовчиком, Женька Бублик, оставив томиться на старте Лысенко и Ярощука, стартовал и, как выяснилось позжее - не зря - урвал по полной утренний ломоть. Я же, поднявшись, выпустил Сашку, затем выпустил Женьку, затем... а затем всё сдохло. Подождав, пока опять раздуется, я стартовал, но это был не поток, а просто усиление ветра, который «типа с востока», а на самом деле - с юго-востока. Короче - делов-то на минуту и я уже внизу. Перед обедом удалось попарить бОльшим коллективом. А после обеда, прождав до 17:00, Санчо таки решил стартовать. Не знаю, то ли ему надоело ждать и захотелось какой-то определённости, то ли ещё была какая причина? Как выяснилось, он урвал по полной вечерний ломоть. Сашка в компании семи парапланов. Я же стоял на старте и думал: «ну, куда тут стартовать?». Мне морально легче сгрузиться вниз не выпарив при дохлой погоде, чем чувствовать себя «выпихнутым» от склона. В очередной раз всё сдохло и небо «очистилось». Снова ждём. Жду я, ждёт Бублик, ждёт Гришенчук, ждёт Славка из КМЗ.
Минут через 15 снова что-то задуло. Очень похожее на то, в чём летал Сашка. Стартую. Но это оказалось не то. Ладно. Хоть для других будет информация к размышлению. На том погода и закончилась. На закуску я сгрузил сверху Баклажан. Признал его годным к дальнейшей эксплуатации. На том все наши полёты и завершились. Всё вели себя хорошо ;-)


Следующая страница      Back to reality      Предыдущая страница