декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: июнь :: май :: апрель :: март :: февраль :: январь ::
2004 Back to reality         Форум

25.09.04

Люда Гунько:
Обещанный на субботу восток был слабым, северным и дождливым. Обещанный Санчо торт, с которым не справились накануне в клубе, мирно ждал своего часа в рюкзаке, но Юлька, блюдущая интересы Матвеича, требовала, чтобы акт поедания непременно совершался у них дома. Харриер с Фого, как и подобает честным чайникам, требовали продолжения банкета, но восток становился все более дождливым. И только Бублик с Морозом меланхолично взирали на все это безобразие, не выдвигая никаких требований и не ожидая милости от природы. В итоге, не совершив ни единого полета мы все оказались у Матвеичей.

26.09.04

Люда Гунько:
Воскресенье выглядело даже более безрадостным, чем суббота. Хуже всего - с неба не капало. Пока. Поэтому следовало предполагать, что бегающие учлеты непременно приедут. Для начала все это счастье в лице Ани, Тони и Кати свалилось на голову Лешке, потом появился Харриер и последней приехала я. К тому времени Харриер, прогулявшийся на восточный старт, ухитрился разглядеть в глобальном севере нечто восточное и был отправлен в ангар за УТешкой для девочек, которые пока-что бегали с его "Носатым".
На удивление, Катя и Тоня бегали вполне прилично, угол как правило, удерживали и только у Ани все еще не очень получается держать аппарат. Подыскали им тропиночку с маааааленьким наклончиком и занялись самым интересным - отработкой падений. Девушки дружно падали к ногам Леши, пытаясь при этом еще и правильно сгруппироваться :-).
Меня от столь увлекательного занятия отвлек Харриер, потащивший УТшку на Восток. Поднявшись за ним, обнаруживаю поочередно: штилевой север, двух моделистов и одинокого Валика Миколенко. Похоже, это у него традиция: каждый год в последнее воскресенье сентября...(см. запись за 28.09.03). Выбрав подходящий момент, я все-таки выпустила Харриера, строго-насторго наказав "после того" тащить аппарат на пробежки. Стартует он нормально, потом притапливает аппарат - и далее все в его обычном стиле. Настолько в обычном, что аппарат он, естественно, затащил снова на Восток :-/. Но слететь оттуда ему не удалось. Более того - не удалось ему слететь даже с севера. Начавшийся мелкий дождичек за то время, пока я поднималась по западной торопинке превратился в проливной и мы, совершенно мокрые, стащили совершенно мокрую УТшку вниз. После обеда, организованного под двумя составленными УТшками (недо-ФигВам :-)), пришлось набраться мужества и выползти под дождь, чтобы разобрать аппараты и быстро-быстро смыться домой.
19.09.04

Фотографии

Мороз:
Просветление или "Из того, что я понял - 2"

В полете Мороз и C-14

Слабая погода восточного направления, продержавшаяся субботу и воскресенье дала отличную возможность влетаться в новую технику, не заморачиваясь тем, что "блин, другие парят, а я тут, как этот, прыгаю вниз!". В субботу погодка была попрохладнее, но и покрепче. В воскресенье было чувствительно теплее, но и бестолковее - на старте порою начинало поддувать и с юга и с юго-запада.
В субботу на меня нашло просветление об истинном положении ручки С-14 - ближе, чем хотел аппарат с его задней центровкой.
Соответственно, начали получаться не просто повороты, а повороты с необходимыми мне параметрами. Субботние посадки были довольно неплохие. В воскресенье же я прозевал момент выдачи в первом полёте, а потому пришлось проскакивать в междустоечное пространство. Я и аппарат выдержали это "испытание" без каких-либо механических последствий. Разве что было несколько неудобно, что это случилось на глазах новоиспечённых "может быть учлётов", а также парочки гостей их клуба ХАИ.
После обеда я реабилитировался один раз, а за ним - и второй. Посадки были хороши. Слов нет. Марчук - свидетель :-)

 Подтверждение от Марчука :-)

Другими словами "пылью в грязь не ударил!" :D Тем более, что посадки происходили в штилевых условиях.
Но это так - лирика.

А по сути:
1. Всё-таки центровка оказалась действительно задней. Благо, что мачту можно передвигать вперёд на пару дырок.
2. "Нащупанное" эмпирическим путём положение ручки развязало узел непонимания "как им поворачивать?".
3. Летучесть аппарата подняла новую "проблему", что ли? - более тщательное планирование захода на посадку, т.к. можно смело пролететь через всё поле и оказаться в зарослях репейника в лучшем случае или в роторах - в худшем (поле-то окружено деревьями).
4. Выяснилось, что при посадке очень легко направлять аппарат "туда, куда надо". При выдерживании летит очень стабильно и совершенно не возникает желания перехватиться заранее - в фазе выравнивания, а то и в самом начале захода.
5. Поскольку интервал между первым признаком грядущего срыва и самим самосрывом относительно невелик (ежели сравнивать со Спортом-5), то нужно не прозевать этот момент и энергично выдать ручку. Срывное усилие чувствительно меньше, чем на Спорте-5, а потому особых проблем не вызывает.
6. Про лёгкость хода ручки я уже упоминал. Тут другая проблема - нужно время, чтоб прочувствовать усилия на ручке. Пока (после шести полётов) что-то начинает вырисовываться. Дальше - "будем поглядеть".

Теперь дело за желательно "молоком", чтоб окончательно разобраться с поворотами, а там и остальная парительная погода пусть подходит :D :D :D
07.09.04

Мороз:
Из того, что я понял... (Первый полет на С-14)
Имеем солнечное воскресенье, с основным ветром градусов в 20. Но склон и солнце делали своё дело на совесть - на старте ветер доворачивал до 90 градусов. Т.е. - в лоб.
Далее... имеем информацию, что на горе кроме Сашки Ярощука и Женьки Бублика есть Юлька и Соболев.
Вот и ладушки. Значит из ангара будет вытащен на свет божий не С-5, а С-14. Спасибо подвернувшемуся под руку Вовчику Калашникову. Помог вытащить из ангара и донести до востока аппарат. После краткой мобильной консультации у Гоши я приступил к сборке. На удивление всё оказалось значительно проще, чем я себе представлял, а потому Юлька и Соболев никаких ошибок не выявили. Разве что Юлька указала на непорядок с верхним фиксатором правой стойки. Видать Пашка дырку просверлил чуть ниже, чем следовало бы. Призвав в помощь Бублика, я попытался снять стойку, чтобы исправить это "недоразумение". Но не тут-то было. Видать кое-кто (не будем тыкать пальцем!) так крепко "надел" стойку на верхний узел, что шансов снять ея, не разбирая аппарат, практически не было. Ладно. Всё равно полечу по спокойной погоде. Никуда оно не денется. В конце-концов троса никто ещё не отменял, а натянуты они очень даже ничего.
Вот я и на старте. Вот и условия подходящие. Ветер около 4 м/с. Ставлю крыло на поток. Короткий разбег. Отрыв. Перехватываюсь и возникает ощущение, что я недостаточно разогнал аппарат. Если бы это был Спорт-5, то усё бы было ОК. В здесь я начинаю терять высоту. Прибираю ручку - скорость нарастает. Отпускаю ручку и ухожу от склона. Н-да! Может нехватка двух "квадратов" сказалась? Но эта мысль вытесняется другой - "а почему это я так круто вверх пошёл?". Успеваю понять, что такое взмывание - следствие реализации скорости, но получается, что я набрал бОльшую высоту, чем потратил на набор скорости. Бред какой-то. Но и об этом думать некогда. Очережная нАпасть - ушами чую, что сейчас остановлюсь. Прибираю ручку - набираю скорость. Отпускаю ручку - набираю высоту и... снова в ушах тишина. Да что за ёлки-палки! В конце-концов я успокоил аппарат и подивился положению ручки - дальше, чем у Спорта-5 сантиметров на 20. Ага. Пора бы и повернуть, а то ещё пару-тройку секунд полёта и я залечу за деревья, что напротив старта растут. Осторожный крен вправо и лёгкая выдача. Помалу пошёл. После неспешного разворота я оказался напротив "сталинграда". Доворот влево и уже лечу на юг вдоль ступенек. Ветер в хвост, а потому скорость довольно высокая. Сам посматриваю влево на поле и думаю "а сколько себе зарезервировать на посадку?". Решаю лететь до дороги, что за "капустой". Благо высота есть. Там сделаю разворот на 180 или чуть меньше и как раз будет нормальная высота для захода на посадку. А пока лечу себе спокойно, привыкая к пока непривычному балансировочному положению спидбара. Где-то на траверзе "капусты" начинает потряхивать. Пора! Делаю достаточно компактный и быстрый разворот влево. Потери высоты и скольжения не заметил. Поджимаю ручку и начинаю снижение. Аппарат скорее летит вперёд, чем снижается, а потому решаю перехватиться раньше обычного. Причины две: 1) увеличу сопротивление и 2) да мало ли как ОН на мой перехват отреагирует? Я как в воду глядел. Правую руку на стойку. Нормально. Начинаю ослаблять левую, как аппарат вдруг решил поднабрать высотёнки. В мои планы входило только снижение, а потому прижимаю правую стойку в надежде быстро перехватить и левую. Но не тут-то было. Аппарат заламывает такой крен вправо (высоты - метров 5), что впору собирать деньги на все правые трубы. Быстро перехватываюсь за спидбар. Убираю крен и поднабираю скорость, подошедши к земле почти на метровой высоте. Как-то быстренько перехватился безо всяких проблем и... пора и ручку пихать. Рывок! Аппарат стал на трапецию. Я - на земле в коленопреклонённом положении. Уф! Сел. Оглядываюсь. Со всех сторон на меня смотрят цеплючие репьи. Такое впечатление, что они сейчас на меня набросятся. Собственно, они уже облепили мои ноги почти до колен. Не снимая шлема, не расстёгивая подвеску и не отстёгиваясь от аппарата я ломанулся оттудова "во поле да во чисто". Вырвался из этого царства. Осмотрелся. Рассупонился. "Медалей" на мне и "орденов" - на весь наш клуб хватит да ещё и на КМЗ чуток останется. И откуда там стролько репейника?
Минут 15 посвятил дерепеизации. А штаны, доложу, на мне были не самые для этого случая подходящие. За них так хорошо репьям цепляться. Вроде бы всё поотдирал, а всё равно где-то в штанах сидит и колет меня. Самое интересное - не только ноги, но и что повыше. А самое интересное, что водные процедуры с жёсткой мочалкой и смена нижнего элемента нижнего белья не очень то и помогли. Колется, зараза! :-)))

Теперь приведу наблюдение Соболева:
1. Ушёл со старта нормально, т.к. "просадка" - скорее следствие зажатой ручки, чем дохлого старта. Отсюда и последующий набор высоты (почти до уровня кромки) выглядит вполне объяснимым.
2. Далее долго летел по прямой. Никаких вертикальных эволюций не было заметно. 3. Вялый разворот вправо.
4. Быстрый проход на юг. Казалось, что я буду над "Золотыми воротами" разворачиваться.
5. Разворот на север. Заход на посадку и посадка. Моего "цирка" со взмыванием и креном не видел, т.к. отвлёкся.

Теперь свои соображения:
1. Насчёт моего старта Соболев скорее всего прав. Я по привычке поставил ручку в "балансировочное положение для Спорта-5". А это значит, что для Спорта-14 я зажал ручку сантиметров на 20. Немало для начала, да? Я ж её потом ещё поджал.
2. Более фанатичная, чем у Спорта-5 реализация скорости в высоту приводит к тому, что при избытке скорости даже на балансировочном положении ручки аппарат продолжает набор, пока у него не выйдет почти вся энергия. Мало в такой ситуации (избыток скорости) отпустить ручку и дать волю аппарату. Нужно "придерживать" его, пока он не "выдохнется" до балансировочной скорости. Из-за незнания этой тонкости я немного покачал аппарат по тангажу. А может с моим весом у аппарата получилась слишком задняя центровка?
3. В управлении лёгок, что после Спорта-5 не может не радовать.
4. В то время, как управление принципиально ничем не отличается от управления тем же Баклажаном и Спортом-5, всё же совершенно другая моторика, а потому вначале непривычные ощущения - "спина" несколько сбита с толку и приходится подрабатывать "головой".
5. Посадка была несколько сумбурная, но если судить по конечному результату, то некапотнувший аппарат говорит о том, что ничего суперсложного в этом нет. Садить его можно и нужно.


Следующая страница      Back to reality      Предыдущая