декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: июнь :: май :: апрель :: март :: февраль :: январь
2006 Back to reality         Форум

23-24.04.06

Harrier:
Снова в строю

День первый

Стреляный воробей

Медалью «Стреляный воробей - За возвращение в строй» награждается Харриер!

В этот день с утра капал дождь. Только тот факт, что он часто прерывался - а все-таки почти восток! - потащил меня на гору. И вот, с подобранным по пути Витькой Морозом мы с Тонькой подходим к ангару - где собралась мокрая и шумная кучка учлетов...
Едучи в очередной раз на гору, как-то и не задумываешься над вопросом: а когда летать-то? Да, бегаю, вроде даже хорошо, вот посмотрит кто-нибудь грамотный - и в воздух. Да, аппарат в общем-то доделан - вон, Андрей уже сколько летает. Даже крен исправили. Вообще молодцы. Даже протирание труб коушами ликвидировано! Только допришиваем латку - и все, полечу...
Эти и прочие отмазки в обязательном порядке сопровождали меня вот уже третьи выходные. Наконец мысль про то, что дельтапланеризм подразумевает полеты, прорвалась из подсознания в тот момент, когда задул восток, а я все бегал на восточном поле перед ступенькой.
Мои пробежки уже увидел Бублик, сказал "нормально", и ушел на тропинку сгонять оттуда учлетов. Пробежавшись еще пару раз, и не нашедши, к чему у себя придраться, решил прогуляться за ним. И уже на тропинке телефонный звонок:
- Юрка, ты сегодня летать собираешься?
- Да, конечно! - бодро так, - а в чем дело?
- Да вот Людка спрашивает тут. А кто тебя выпускать будет?
- А вот Женька и выпустит.
- Ну хорошо.
Отбой.
- Женька - не менее бодро - выпустишь меня со ступеньки?
- Ну... давай, тащи пока аппарат на ступеньку - я сейчас выпущу этих двоих, и к тебе.
А-а-а!
До этой фразы всё было абстрактно, как в палате мер и весов: сегодня сначала бегаю, потом лечу со ступеньки. Все просто и не по настоящему. Полёты - где-то там, в отдалении, в будущем. Сейчас - это так, ни к чему не обязывающие пробежки. Но вот услышав "тащи аппарат на ступеньку", понял: полеты - это здесь и сейчас, и именно здесь и сейчас придется проверить, как я бегаю, а как забываю навыки. Вот уже кое-что вспомнилось - предполетный мандраж. Прогресс налицо!
На ступеньке в течении минут двадцати, отмахиваясь от мандражирования и Андрея Локтя, желающего сверху, стою и вспоминаю, как оно - со ступеньки. Количество адреналина в крови достигает свеого пика - и, переваливши через него, начинает свое падение. И к моменту появления над срезом ступеньки головы Бублика он окончательно уходит в эмоциональный резерв - на всякий случай.
Предполетная подготовка. Пару раз хватаюсь за разные стойки для разгона мышления, и, уже стоя под аппаратом, делаю несколько глубоких вдохов-выдохов, окисляя остатки адреналина. Конец лётного анабиоза - пора выползать из гнезда! И, словно почувствовав настроение, Муравейникс необычайно быстро стабилизируется на плечах; штиль дует уже несколько минут, и лучше ничего не предвидится. Arriva!
Недоразгон. Приборка ручки, и добавляю скорости уже в воздухе. Мышцы, которыми стартуют, совсем атрофировались - непорядок! "Муравейникс" ловит пузырь, подпрыгивает, потом проседает. Я натужно все это парирую, совершая много лишних телодвижений. Короче, хоть и летим, но как в военное время крокодилы летают - низко и хреново.
Экран. Ну, это-то мы помним - иду над травой и полевыми мышами, вслушиваясь в шум ветра, который в какой-то момент довольно резко пропадает. Еще чуть выдерживаю, и, поймавши момент просадки, пихаю стойки. А вот хрен вам! То есть, выдача прошла успешно, даже слишком - в этом-то и дело! Аппарат взмывает - под ногами, кажеться, метра два! Это я через мгновенье вспомнил, что не следует тут же прибирать ручку, все равно лучше не будет. Но поздно - нервный импульс уже пошел в мышцы, и обратный его догнать не успел. Ручку прибираю, потом запоздало снова выдаю, но уже набравши дополнительный метр в секунду, Муравейникс радостно плюхается на стойки, а потом на нос...
Welcome to 3D-world!

День второй

Снято «цветными карандашами»

Харриер на ступеньке. Еще немного - и наверх!

Да, хорошо, когда несколько выходных идут подряд! А тут еще куча учлетов-тропиночников, пообещавши прийти, не явилась, благодаря чему процент инструкторов на клюв изрядно увеличился! Муравейникс разобран в два метра, на замену ему пришла Таргетка - аппарат, на котором я даже летал сверху. Правда всего несколько раз с Запада, к тому же это было так давно, что уже давно успело стать неправдой.
С одной стороны, у Таргетки лучше парус, значительно лучше управляемость. К тому же, она сделана полностью "по Аэросу", что может помочь при ремонте. Но с другой стороны, У Муравейникса мы заменили чуть ли не половину труб (ну ладно, треть), часть тросов и поставили кучу латок на особо беспокоившие меня в прошлом места. Как-то жалко с него уходить - настолько его уже знаю. Так что выбор муравейниковского студента или кренцевского был для меня равноценен.
Но это вообще. А сегодня выбора особого не было. Чему я нисколько не огорчился.

Довольно сильный, как для меня тогда, метра 3-4, северо-северо-восток временами подравнивался до СВ-45. Позади пять (а может, и шесть) сегдняшних полётов со ступеньки под руководством Витьки Мороза. Старты еще со вчерашнего первого полета полностью безэмоциональные - главное было начать. И сегодня в полетах отрабатывал главным образом посадки. И поперехватываться, и поповорачивать-то я успел в процессе - было бы что вспоминать! Да и, по выражению Витьки, "как полетишь, с перепугу все сразу вспомнишь", в смысле, когда сверху полетишь. Но это потом. Осталось только ликвидировать некоторую резкость, или нервозность в полете, и пресловутые кривые посадки...
Что и было достигнуто к последнему полету, когда был открыт путь наверх. На этот раз мандраж начался, когда я поднялся наверх. Даже вспомнился первый полет на утешке: ы-ы-ы, да тут же высоко! и все такое. Но это все ерунда, лечится хождением по старту с важным видом со шлемом в руках, что и было проделано. С одной стороны, ветер кривой. С другой - он не рваный, да и, опять же, иногда подравнивается. И, в конце-концов, когда разбиваешь полет на этапы - старт-полет-посадка - сразу легче становится всё планировать. Надо будет запомнить.
Выпускающая Людка выпускала. Зрители зрели, парапланеристы парапланировали, а я готовился психологически. Процесс сей выражался, как уже упоминалось, в хождении со шлемом, а также в выхождению на старт с аппаратом. Когда все идет своим чередом, легко отслеживать изменения порядка, и при отсутстии таковых - не беспокоится, а работать.
Подцеп. Голова за спину, убеждается, что таки да, подцепился. Так как ветер косой, то носом градусов на 15 в сторону ветра, на север. Стоять долго не пришлось - во время очередного послабления с поворотом до 45 градусов Люда напомнила, что лучше вряд ли будет, поэтому желательно харчами не перебирать, а лопать, что дают. Психологическая подготовка дала свое: проанализировав поведение крыла, понял, что довольно спокойно, просто надо быть готовым исправлять крен; а так все нормально. Что ж, товарищ Harrier - на выход. С вещами. Пошёл.
И я пошёл. Мельком отметив вяловатый старт, прошедшую мимо кромку, просевший "студент" и немного медленнее проходящий мимо нижний уступ, я ловлю кокон. Тот сопротивляется, не дается. Одна нога уже в нем, вторая застряла, но сейчас протиснется; руки пошли со стоек...
Я дома!
Я понял, что вернулся туда, где меня всё ждало всё это время, без сожаления, но и с интересом. Где нет отдельно крыла и меня, где нет отдельно дельтаплана и атмосферы - это все одно целое. Как и в любой сложной системе, здесь могут происходить сбои, последствиями которых может быть исчезновение части системы - но система без этой части выживет. Просто надо не допускать сбоев. Все это промелькнуло на уровне ощущений - а тем временем, немного довернув против ветра, я вхожу в поворот на юг.
Меня держит. Хоть ветер и косой, и динамик может считаться таковым с большой натяжкой - но я повернул без особых просадок и на уровне подножия склона понесся вдоль горы, наслаждаясь слиянием с ветром и одновременно ощущением себя-в-нём. Поворачивать пока не хочется - успеется. Сейчас пока пройду вперед, сколько смогу - как ни странно, давно меня интересовал этот вопрос, но все было не до того, находились другие задания/занятия. Проношусь мимо ступеньки, где вижу Мороза, Тоню и еще кого-то, уже не помню, смотревших на меня. Обычно ступенька ближе ко мне, но благодаря попутному ветру и небольшой поддержке, я успел сюда раньше, чем просел до обычного уровня. Мелькнувшие мысли про "помахать" отвергаются сходу - не потому, что страшно убрать руки, а просто кажеться глупым; не хочется нарушить связь с создухом глупым человеческим жестом.
Я уже над капустой. Запас высоты, наверное, со вторую ступеньку, но мне еще надо повернуть на 180. И тут начинается.
Вхожу в поворот. Слишком плавно, этак я за середину поля улечу. Сделаем чуть круче. Сделал. И вот... Это я сейчас такой умный, понимаю, что надо было просто допихнуть ручку на сантиметр-два. А тогда - у меня вдруг рассинхронизировались ноги и туловище. То одно, то другое сползало внутрь радиуса поворота! Я уже и рулил по-велосипедному, и поднимался маленькими рывочками, за каждый раз продвигая какую-нибудь часть тела вверх на сантиметры. Разумеется, в какой-то момент аппарат чуть увеличил крен. Я как испугаюсь - исправить-то я всегда мог, но ведь надо было еще не улететь в поля! Но вот уже и на север повернул. Что ж, первый ком блином, потом разберемся. Эх... Выхожу из поворота и уныло-радостно потрюхал в поля, куда так не хотел.
Экран. Ноги вместе, как наказывал Витька. Не сгибать в коленях! Вот здесь и сядем...

- А зачем помогать? Начал летать - так пусть вкушает по-полной! - ухмыльнулся Гришка в ответ на мой просительный вид. Очень уж не хотелось самому нести студента с востока.
- Там мостик опасный, самому лучше не переносить, - крякнул я для очистки совести и повернулся к пакету с Таргеткой. Идём, колбаса, нас ждут великие дела...


12.04.06

О Дне Космонавтики, авиации и нижнем воздушном пространстве
Случилось так, что в этот день был Восток... Ага, 45 лет назад тоже был «Восток» :-) Но, как сами понимаете, «Восток» Востоку рознь ;-)
Возможно, именно ко Дню авиации и космонавтики военные приурочили свои учения, в ходе которых подняли в воздух целых четыре МиГ-29 ;-) По такому жирнрму поводу в Васильков съехалось множество чинов всяческого калибра. А тут в Ходосовке - ВОСТОК, и парапланеристы, как у них в последнее время повелось, цепочкой потянулись именно на Васильков. Кто-то перелетел, кто-то не долетел, а один приземлился в торце полосы и был принят за диверсионую группу условного противника, пытающегося сорвать войсковую операцию. Его тут же кинулись хватать-вязать-обезвреживать, а когда все выяснилось - в Ходосовку прилетел 29-й. Нарезал пару-тройку кругов вокруг горы, покачал на прощанье крыльями и улетел. А еще через часик приехали ПВО-шники с милицией.
Потом, естественно, настучали Само-главному по само-мелкой авиации... нет, стучали не по авиации, а по тому самому...
Так что Федерация в лице Сергеева предупреждает: «В ближайшие выходные в Ходосовке возможна засада» 8-0 И не только в Ходосовке, ибо циркуляры по всем областям пошли.


09.04.06

Максим Краснокутский:
«Не суди, да не судим будешь»

С чего бы начать мой рассказ о первых прыжках? Начну сначала. Было это так. 9 апреля 2006 года, я первый раз почувствовал воздух и ощущение полёта. Утром как обычно, вытянули аппараты на гору, собрали, подождали инструкторов и начали бегать. В этот день было много «перворазников». Так как ветер был западным, причем, с большими порывами и северным косяком, решили пойти на более стабильный участок, а именно на плоскогорье, «потоптать» огороды. Там наш инструктор, Пашка Кренц, всем рассказывал о том, что такое дельтаплан вообще и как с этим делом бороться, то есть, как держать правильный угол тангажа, равнять крены, бежать, выдавать ручку и т.д. Пробовали бегать с дельтой все, не у всех, конечно, получалось всё правильно, но, как говориться, тяжело в учении, да легко в бою. Порывы ветра достигали 4-5 м/с, причём, было несколько моментов, когда учлёты стартовали практически в штиль или при очень слабом ветре, а на выдаче порывом переворачивало дельту! Но это всё тонкости Её Величества Матушки Погоды. Практически незаметно для нас, занимающихся, часики натикали обеденный перерыв и все дружной гурьбой помчались на заслуженный отдых для ног и усиленную работу пищеварительной системы.
После обеда, как обычно для такой весенней погодки, началась болтанка. Вот это красота, понежиться на весенней травке, переваривая съеденное и обдумывая проделанное на пробежках. Вообще-то на природе не соскучишься. Есть с кем поговорить, посоветоваться, подурачиться. Так пролетели ещё часик с малым. Когда пузыряния начали стихать, и мы уже созрели к пробежкам по наклонной, а точнее не мы, а ветер, началась битва за инструктора. Вверху горы начало задувать что-то похожее на запад, и Пашка решил тоже немного полетать. Но на капусте был Гриня, который запускал уже ребят на «Далматинце». Мы попросились под его инструкторскую опеку. Я бежал первым по наклонной из нашей толпы. Причём, уже на первой пробежке при выдаче спокойно перелетел канаву, выступающую в роли дополнительного стимулятора бежать более интенсивно и не менее интенсивно выдавать ручку. Ещё одна пробежка с более высокого места, чуть ниже перегибчика и я уже даже оторвался до выдачи. Может быть это только иллюзия, но что дельта начала меня нести - факт. Я почувствовал натяжение фала подцепа подвески и, наоборот, отсутствие чувства земли под ногами. Опять же выдача и я, не ожидая заранее такого подлёта, начал осмысливать, что вообще произошло. Страха не было, только чувство чего-то нового и ещё не изведанного. И вот я уже снова готов к подлёту, но тут Гришка говорит подняться ещё выше. Этого я, в принципе, и ждал, но не в этот момент, а раньше. Я стою за перегибчиком и понимаю, что тут уже реально оторвёт. Ещё раз проматываю в голове алгоритм всего процесса от первых «энергетически ёмких» шагов с удержанием оптимального угла тангажа и выравниванием кренов, до самой выдачи аппарата. Вот я уже и готов, ветер уже очень мягкий, практически без порывов. Начинаю бежать, вот мгновенно проносятся все мысли и чувства описанные выше. И я лечу. Но что-то не так. Я это чувствую, но ещё не знаю что именно не так. Как-то меня не так «несёт» как хотелось бы. Да и долговато я лечу, с земли мне казалось, что ребята быстрее летели. Но вот я уже сажусь, выдача слабенькая, но удара на ноги не было. Полон эмоций и неизвестно откуда взявшейся энергии я хватаю дельту и заношу на горку. При том мне сразу казалось, что всё довольно даже хорошо получилось. НО. Подхожу к Грише и по его словам понимаю, что именно меня так тревожило в полёте. Как оказалось, я просто спарашютировал при том, он мне даже кричал о скорости и большом угле, но я не слышал. Интересный всё же аппарат УТюг. Но это новый рубеж и нужно опыт и время. Пока сажусь и размышляю, как лететь в следующий раз дальше с большей скоростью и без кренов. Уже солнце на горизонте покрывается багрянцем, но ещё не темнеет. Дожидаюсь своей очереди и совершаю ещё три прыжка. Эти уже немного лучше, но всё же остаётся слабая выдача, маловатая скорость на разбеге и неудобства, связанные с выискиванием оптимального угла по тангажу.
Таким был мой первый полётный день. Море впечатлений, новых ощущений и, конечно же, приятная усталость после довольно плодотворной тренировки.


09.04.06

Витя Лосев:
(Знаки препинания - по вкусу редакции. В остальном сохранены стилистические особенности оригинала.)

Отснято Юлькой

Лось утром ВЕЛИКОГО ДНЯ своей жизни :)

...Итак, я лишился девственности земноводного, то есть первый раз в жизни полетел на дельтаплане. С Капусты. В тот день я чувствовал, что полечу. Вся Вселенная хотела этого. Ну посудите сами: всю неделю лило как из ведра, в воскресенье бац - и солнце. Ветер западный. Хотя были пузырьки, и матерые пилоты использовали их в своих полетах. Вначале приехали, собрали Штирлица, нацепили на него колеса (спасибо Игорю Наконечному) и вместе с Пашей Кренцем бегали. Кстати, тогда же я сделал переворот на 180 по тангажу. Бежал - резкий встречный порыв, и я очень хорошо выдал.
Ну он (Паша) говорит - «Бегаешь хорошо.» А я спросил - «На Капусту выпустишь?» - «А ты с тропинки бегал?» Я ответил утвердительно - «Ну, значит, если погода будет - полетишь». Ну, дождавшись погоды, значит. Штирлиц вместе c Далматинцем летали с капусты вместе с учлетами под руководством Гриши. Я пару раз cбежал с горки.
Гриша меня поднял выше и говорит - «От Винта!!!». Я офигел.
Скажу, кстати, что стартовать в первый раз стремно. Хотя дельтаплана я не боюсь, так как бегал с ним до этого 4 месяца, все равно, было немного страшно. Ну, это нормально. Гриша говорит чтоб я цеплялся. Я прицепился, встал на исходную позицию с дельтапланам на плечах. Гриша говорит - «Можно».
Ну, я рванул как Лось, буквально через 4-5 шагов поднялся в воздух.
Но я сделал ошибку тем, что в тот момент, когда можно было еще шажок сделать, прибавив летной скорости апарату, я поджал ноги.
Потом, пролетев то растояние, которое обычно пробегал с горки, я выдал по привычке, следовательно, мог бы еще пролететь, но не пролетел - привычка. Потом еще несколько раз слетел уже лучше, но до идеала как до Луны.
Когда взлетел я не поверил своим глазам: Земля подо мной резко ушла - видно поймал пузырь, ну подбросило вверх где-то на метра два. А трава такакя зеленая и мельтишит передо мной. Зашибись. Потом приземлился. С хорошей выдачей, но не вовремя, то есть то того как надо, меня носом об землю по инерции и добануло, но уже после того как я встал на ноги.
Ну, занося дельтаплан на гору Гриша мне говорит - в Пятницу - ТОРТ!!!. Ну, в общем, спасибо Грише и всем инструкторам, которые меня тренировали.


09.04.06

Легкий:

Отснято Юлькой

Как Легкий парус УТшки штопал

... Дул в... нет не то что вы подумали, дул ветер с северо-запада. Грело солнышко. Выезжая третий или четвёртый раз в этом году на Гору, я питал робкую надежду хорошенько побегать с «УТ-ешкой».
Неделю назад я примкнул к чайникам, пользующим аппарат, носящий имя «Штирлиц». Совершив увлекательные упражнения по пришиванию латок на парус, дорвался, что называется, до тела, до пробежек.
В прошедшее воскресенье я продолжил бегание с «УТешкой». В первой половине дня бегали по полю. Инструктора дали не знакомого со мной. Вследсвие чего я ухитрился закосить под новичка. Послушать наставления в свой адрес, что было для меня весьма даже полезно. Увы, в обед добрая и рыжая душа - Люда меня попалила, рассказав народу что Лёгкий, Light и то, что непроинформированный инструктор (Паша) имел удовольствие гонять по полю - есть одна и та же морда лица. :-)
К тому же исхитрившаяся появится на горе достаточно давно. Для того чтобы знать, какие каверзные вопросы можно задать инструктору. :-)
И так же давно пропавшая в неопределённом направлении.

После обеда вновь были пробежки. Жарило весеннее солнышко. Мы бегали. В процессе был обнаружен факт неисправности гнезда антипики на левой консоли. Давно наступивший факт отсутствия питьевой воды оформился в желание сходить за оной в Ходосеевку. Мяу с сотоварищем это желание воплотили в жизь. По возвращении мною был обнаружен факт отсутствия толпы новичков вокруг УТ-ешки. Зато на тропинке гордо маячили 2 УТ-ешки. Тут уже мне не удалось закосить под наглого учлёта :-) Зато вытребовать себе допуск к беганию с тропинки оказалось очень просто.
Дождавшись своей очереди я, к своему удовольствию, начал бегать с тропинки. Начал, как все, потом поднимался всё выше и выше по тропинке. :-)
Результаты меня малость порадовали. Лечу так, как хочу, приземляюсь - ну почти так, как хочу. Вердикт себе вынес - ещё 10000 вёдер и золотой ключик у нас в кармане.

Ибо долгое отсутствие практики всё же сказывается.

Погода - что погода, вечерело, ветер то крутило, то он стихал, а затем наступил штиль. Крайние прыжки я выполнял по штилю. :-)
Но, как всё хорошее - световой день пришёл к логическому завершению. Несу разбирать аппарат.

По мере собирания аппаратов и рюкзаков количество народа тает. Зато по пришествии на остановку маршрутки онаруживаю куда «истаяло» большинство. Результатом была забитая на половину летающим, на половину дачным народом марштрутка.

Уставший, голодный, пропахший ветром, прошлогодней травой, талой водой, Я возвращался в город. Смотрел на смеющиеся лица пилотов, учлётов и просто тех кто приезжал «за компанию». Сравнивал с угрюмыми, неулыбчивыми масками дачников и прочих пассажиров. Я сам весело улыбался. Да, пусть ноют мышцы, пусть саднят ссадины, пусть болят плечи и места где понаставил себе синяков. Пусть, однако к следующему воскресенью с новыми силами в бой...

Напоследок хочется сказать - «Если вы хотите жить - учавствуйте в жизни» :-)

Сие настучал кривыми пальчиками Сергей «Light» Лёгкий
Киев, апрель, 2006 год.


02.04.06

«Чужими глазами»

Посадка Лили

На маленьком «Студенте» полетела Лиля.


Следующая страница     Back to reality     Предыдущая страница