Журнал хронометража

2009 Back to reality         Форум

22.11.2009

Лёша Пилипчук:
И снова в бой
В прошлое воскресенье я был вновь переведен на ступеньку, что не может не радовать. Погода что в прошлые выходные, что в эти благоприятствовала обучению поэтому летали все, кто этого хотел. Конечно каждый со своего «аэродрома» :-)
В частности я как и многие другие начал день прошлого воскресенья с полетов с тропинки. Сделать я правда успел только 2 полета - затем был выдворен на ступеньку :-D. Даааавно я отсюда не летал... но как оказалось «вспомнить все» было не сильно сложно, чему во многом поспособствовала очень спокойная погода. Наверное это были идеальные условия для восстановления навыков.



Но восстановить это одно, а добиться стабильности и роста совсем другое.
А вот так с шумом проносились истребители на тропинке(запад)



Многие успели сделать по 11-15 подлетов, что далеко не самый плохой результат учитывая количество желающих полетать :-)

Что касается этого воскресенья, то его можно охарактеризовать следующими моментами. Во-первых, никто не снял ни одного видео >:-( (не считая двух полетов «студента»). Во-вторых, погода с утра (вообще-то сложно назвать утром 12 часов дня :redface:) была не самой спокойной - солнце светившее почти весь день сказалось в виде «термички». По-этому, как ни уговаривали учлеты с тропинки что бы их запустили прямо тут и прямо сейчас, инструктор остался непреклонен :-D. Надо сказать, что уже вечером они были благодарны ему за это :-D потому что, когда их все-таки допустили к полетам во второй половине дня (погода к тому времени достаточно стихла и ветер более менее подровнялся), то уже первый их полет (кого-то из них) привел в замешательство и поразил до глубины души :-) не понравилось им одним словом... какое-то время они побегали чуть ниже - а когда погода совсем успокоилась - поднялись повыше - в таких условиях полеты проходили уже гораздо лучше (впрочем это только те что я видел ;-))
Теперь что касается моих полетов - собрав дельт я сразу же начал полеты со ступеньки - разбег, отрыв, переход в лежку, контроль полета, переход в стойку, скорость, выдерживание, выдача, посадка. Вот такая вот нехитрая программа :-D. В первом полете, она правда выглядела не совсем так: разбег (ой а где же земля - только пару шагов сделал :-D), отрыв (не добежал :-(), поджали (уууххх сразу видно что поджали), переход в лежку, крееен левый, отмена перехода в лежку :-D, выравниваем крен, ровненько летим, ровненько я сказал!, выдача, посадка. Нда сумбурненько как-то все прошло... и воздух какой-то неспокойный. Ну маемо те що маемо - надо идти тренироваться.
Дополнение: Был неправ - есть таки одно видео как раз таки этого несчастного полета :-D:



Второй полет прошел уже нормально - и переход в лежку и контроль полета какой никакой - и переход в стойку. Не идеально но для второго раза уже получше. ну что вперед заносить дельтаплан на новый полет. И вот тут то случилось то, что могло случиться наверное только со мной :-D. Я, полон сил и здоровья, чуть ли не бегом начал вскарабкиваться с дельтой на плечах наверх к месту старта. Совсем неожиданно на встречу мне откуда-то сбоку вылетает парапланерист... причем он как будто специально как раз напротив меня доворачивает точно в мне в лоб :-D я конечно же остановился - что бы не мешать ему лететь и выполнять свои маневры (каюсь не успел поставить дельт горизонтально дабы не создавать роторов и для большей безопасности летящего но как-то времени у меня на это не хватило), однако парапланерист как-то подозрительно продолжал лететь в мою сторону очень незначительно сдвигаясь влево от меня... да да как вы уже наверное догадались он таки въехал в окончание моего правого крыла :-(. Надо отметить что уже за моим дельтом я слышал слова искренних извинений :-D (это по-моему перворазники парапланеристы тренировались). Дотащил я дельт на ступеньку и принялся оценивать ущерб - внешне все казалось отлично - но нежное проглаживание труб рукой показало на третьем колене консоли хорошую такую вмятину :cry:
ндя... все оставшееся время до обеда - пришлось потратить не на полеты а на поиски консоли (которая правая оказалась всего одна, а левых аж 4), а весь обед на замену, подточку, сборку... сразу после обеда инструкторский состав - облетал утешку. Все вроде бы хорошо. Ну что ж... и снова в бой :-D. Сделал немало полетов. Понравилось. Уже очень хотелось сделать какой-никакой доворотик в лежке. Оно уже прям так и просилось у меня - но нет еще нельзя :-D. Вечером одна девочка сказала мне, что я пополнил свою коллекцию поломанных труб. Действительно как я их только не ломал. Сегодняшний представитель - достойный экземпляр...


15.11.2009

Игорь Гладченко:
Утро 15.11.2009 было совсем добрым :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-)
Приехав в Ходосеевку застали дождь, но маленький.
Собрались - гогого летать...
Собрав дельтапланы коллективно заценили творение Виктора - пришившего к подвеске кольца для буксировки изнутри :-) :-) :-) :-)
Погода располагала к тропинке(я бы сказал к ступеньке :-) :-) :-) :-) - прим. пер.)
Первый (их было 2!!! - прим.пер (адын - мое прим.)) мой старт с тропинки - вроде все неплохо, поднялись повыше и вот я опять ощущаю полет :-) :-) :-)
До обеда мне удалось сделать 4 попытки, Лешке только 2 (зато у меня это были не попытки - прим. пер). :-P
Богдан Славик и Виктор чинили свой дельт и до обеда вроде не успели слетать. (успели, не успел Виктор - прим. пер.)
Как мне подсказывают редакторы - таки успели, но рассказка не о них :-P
Обед под "Шатром"(из 3-х дельтапланов(не прим. пер. (фигвамом - прим.пер. :-) :-)) и мы вновь на тропинке, теперь нас больше, хоть Лешка и покинул наши ряды и был переведен на ступеньку .
К нам присоединились Саша и Вова.
Полет за полетом, то с ошибками, то без. Выводы я сделал ;)(похвально - прим. пер. :-):-) :-) )
Особенно выделился в этот вечер Богдан aka NoComments. За что и получил данное прозвище. :-)
Хорошая погода подарила прекрасный день учебных полетов.
Сравнивать буксировку с тропинкой довольно сложно, но можно :-) :-). На мой взгляд тропинка безспорно намнооого полезнее, а от буксировки пользы можно и не увидеть вообще (Богдану помогла - прим. пер.). Это мое ИМХО и надеюсь его инструктора не заметят :-) :-):-) :-)
Все полезно в меру!
Надеюсь нас чаще будет радовать приемлимая для полетов погода, а мы ее будем радывать своими полетами...

Отдельное СПАСИБО инструкторам, за то что панькаются и тратят свое драгоценное время на нас. Мы оправдаем Ваши надежды! ;-)

все


08.11.2009

Игорь Гладченко:
Рассказка на тему «Буксировка и тропинка как средство достижения непостижимого» :-)
(Создано в wave.google.com с примечаниями переводчика Леши :-) :-) :-))
Утро 08.11.2009 было добрым :-) :-) :-)
Приехав в Ходосеевку застали открытые ангары, хорошую погоду и тренирующихся на подвешеной трапеции в гараже учлетов.
Поступило предложение «не щелкать погоду», собрались - гогого летать :-) :-) :-)
Собрав дельты, развернув буксировку по ветру стали ждать инструкторов.
По опыту отсутствия в прошлый раз кольца Виктор взял аж 2. К огромному разочарованию оба не подошли, оба были полукруглыми и могли застрять.
К счастью Виктор смог округлить неокругляемое :-) :-) и буксировка таки состоялась.
Пару запусков и обед.
Долгое общение Ромы с Морозом и продолжительный, но крайне полезный ликбез Мороза. Далее окончание обеда и мы таки буксируемся.
Опытные учлеты смогли выполнить по одному запуску и услышать замечания по своим обшибкам :-) :-) :-)
Свою попытку я не прозевал, влез (таки влез - подтверждаю :-) :-) :-) ) в новосоздавшуюся очередь и вот я стою на старте с какой-то ерундой(зубным замком - прим. пер.) в зубах, а впереди 7 человек тянущих меня в небо. Разбег, подъем и вот я уже высоко, а надо ниже, руки назад, больше,больше, вот вроде я уже и лечу. "Выпльовуй", - тьфу, посадка. Замечательно ... :-) :-) :-) :-)
Основной вывод который я для себя сделал из буксировки - очень важен контроль угла. (вывод наверное по моей буксировке? :-) :-) :-) - прим. пер.) (таки да :-) - мое прим.).

Фотодокумент Все фотографии
Тяжело в ученье...
Потолкуем?
Ты дельтапланы видишь? А они там есть...




01.11.2009

Учлёт на высоте(с)«Мальчик Вова»
или Упражнения с ручной лебёдкой

Фотодокумент от Матвеичей Все фотографии

Впрочем, самая жесть началась, когда Матвеичи уже уехали. Хеллоуин - он и есть Хеллоуин ;-) Так что летающий вверх ногами батюшка и парочка ведьмочек - это ещё по божески :-). Итог - «Конкорд», сотворённый Олькой из Лёшиного «Носатого» (Бублики, где фотки???) и «всего лишь» консоль на счету у Саши. Якову удалось отделаться погнутыми стойками.



01.11.2009

Ручная буксировка
В клубе при мне впервые была испробована ручная буксировка. Вот как это выглядит (это первый полет - наш инструктор облетывает буксировку :-) на «студенте»):



А потом настал и наш черед на утюгах - человек полетать собралось много, так что успели только по одной затяжке совершить.
Взлетел и я первый раз. Надо сказать, что достаточно все необычно - когда стартуешь со склона - большая часть действий под контролем. А тут... кто-то куда-то тебя тянет... и не поймешь - то ли бежать еще то ли уже лететь :-) ну вот примерно так мой старт и получился - я не добежал из-за чего дельт сильно просел (я еще и ручку поджал). Где-то мелькнула мысль о том что придется самостраховаться, т.е. падать еще не взлетев. А ведь не хочется (падать) - и мне повезло, тяги моих сотоварищей запряженных в мой "экипаж" хватило что бы я нормально взлетел. Когда тебя тащат лететь очень непривычно, не ощущаешь полного контроля за режимом полета (особенно углом атаки), естественно тут сказывается отсутствие опыта таких полетов. Ну и то что так быстро взмываешь вверх поначалу может сбить с толку :-). Еще один интересный момент это зубной замок - хотя множество раз рассказывали про то что нужно о нем помнить и что я обязательно забуду про него в полете - таки да, в полете о нем почему-то забываешь :redface:. Вспомнил что нужно его выплюнуть когда поравнялся с бегущими навстречу. Ну что собственно и требовалось ;-). Посадка была не идеальной - скорее всего не набрал скорости перед отцепом - но к сожалению видео где бы я мог увидеть ошибки нету :-(.
В общем и целом занятие интересное - но на мой взгляд требует некоторой предварительной подготовки полетов с той же тропинки, что бы то что будет для учлетов новым не оказалось бы новым в квадрате. В плане обучения - такие занятия хороши для получения опыта перед полетами на "малинке" (буксировка за автомобилем), для обучения полетам вообще они в принципе тоже очень хороши - после многократной отработки стартов - из личного опыта скажу что первый раз я практически весь полет уделял внимание только тому что бы все сделать правильно на этапе когда тебя тащат - задумываться о каких-то полетных заданиях или еще чем-то внимания не хватило - ну собственно это мне напомнило первые полеты с тропинки там примерно так же все было. Ну и что самое важное - это отличная альтернатива просиживанию штанов в отсутствие правильного ветра.


17.10.2009

Фотодокумент Все фотографии
Красота
Старт
Осенняя утешка

Виталий Аксёнов:
«Восточный штиль»
В пятницу договорились с Романом выехать в субботу на гору. У него свой интерес (облетать Таргетку для Оли (учлетки), у меня – свой (в субботу прогноз обещал восток, а в воскресенье – сервер и дождь). С утра сверил прогноз, созвонился с ним, и не спеша собравшись, выехал. На остановке был аншлаг, такое ощущение, что пол Киева поехало в Ходосовку. :-) Думал, что в этот автобус просто не влезу. Но мне повезло – места хватило. В начале очереди обнаружилась Оля. Вместе ехать веселее.
Приехали на гору и, пока никого не было, сходили на гору – понюхать ветер. «Дул» идеально ровный восток. От силы 1 м/сек. В порывах – чуть больше. Созвонились с Романом и потянулись к ангару. Когда он прибыл, взяли бревнышки (Таргетку и УТшку) и пошли на гору. Ох и нелегкая это работа из болота… ой, одному нести дельтаплан. :-)
Чуть позже подошел Саша Локоть со своим новоприобретенным Дискусом. Собрались возле грушки, осмотрели аппараты и затащились на гору. Саша все еще колдовал над своим аппаратом. Ветер был такой же, как и час назад. Поэтому, недолго думая. РП (руководитель полетов, он же Роман Азёмов), назначил меня РП* (разведчиком погоды), благо последняя была более, чем учебная. Последние наставления, полетное задание. Задание было простое – бежать, как в ж… ужаленная лошадь, так как ветер был слабый, после старта перейти в лежку, повернуть вправо, пройти вдоль склона – потом поворот влево и посадка. «Программа» записана, пора стартовать. Р-А-З-Б-Е-Г!!! Старт. Перехожу в лежку. Скорости достаточно, лечу. Пора поворачивать вправо. Ручку на себя, крен, отдача. Птичка поворачивает, повинуясь моему приказу. Повернули. Иду вдоль склона. Стараюсь не зажимать аппарат (есть у меня такой грешок) и понимаю, что я не так быстро теряю высоту. Прохожу над деревьями, которые растут возле восточной ступеньки, поворачиваю влево. Раньше я летел левее их и намного ниже. Неправильно определил высоту, и в вертикалку перешел на большой высоте, метров 10-15. Поджал ручку, набрал скорость, возле земли выровнял и мягко сел. Ура! А ручки-то помнят. До этого был перерыв две недели… Отстегиваюсь, выхожу из под крыла – машу рукой на старт, мол, все в порядке. И несу птичку на старт.
По дороге наблюдаю, как Саша мучается со своим Дискусом. Пытается собрать хлысты. :-) А они не собираются. Как потом выяснилось, вставлять их нужно было до того, как взводить поперечину. Пока я стоял возле груши, наблюдая, как Саша собирает аппарат, слышу: «Парило»! Смотрю — летит Роман на таргетке. Потом он говорил, что можно было парить (но это ему так и не удалось — погода таки была слабая).
Я дождался, пока он затащится до груши и мы опять взобрались на гору. Разбор предыдущего полета, то же полетное задание (небольшое дополнение — если я дойду до ступеньки с запасом высоты — пройти дальше, сделать разворот на 180 дойти назад до ступеньки, еще один поворот и посадка). В этот раз я пролетел дальше ступеньки, дошел почти до дороги, сделал разворот на 180 градусов влево, 90 вправо, успел выровнять и сесть (выравнивать, конечно, нужно было немного раньше, но сел я хорошо).
Потом был еще один полет с тем же заданием. После посадки, РП :-) решил усложнить мне задание — посадка в цель. В качестве цели была футболка. :-) Лень было идти до груши за чехлом. Но, как оказалось, ее тоже было хорошо видно с воздуха.
Я успел сделать еще два полета, пытаясь сесть как можно ближе к «цели». Получилось не очень, до нее было метров 20-30.
А также в этот день мы видели полет того самого Дискуса, который закончился небольшим бумцом (а выдавать-то нужно раньше), но без последствий. И еще я запеленговал полет Оли со ступеньки.
«День пропал не зря», как сказал кто-то, правда я не знаю, кто. :-)

P.S. Единственный недостаток того, что мало было народу — это то, что пришлось нести бревнышко на гору и с горы самому. Ничего, зато будет тренировка для мышц. :-)
Далі буде...

17 октября 2009 г.
Виталий Аксёнов АКА VitaliyA



20.09.2009

Помимо ТО была ещё ОГРОМАДНАЯ толпа совсем новых учлётов. На фотографиях, снятых мобилкой одного из них только малая часть. Всего их было человек пятнадцать %-0

Снято мобилкой Все фотографии
Летать не умеют... Бегать пока тоже не умеют... Но - орлы!

Ваня Яливец:
Результаты техосмотра
УТешки:
«Новый Носатый» (Богдан и Святослав) и «Дёнин» (Анатолий и Виталий) прошли ТО. Еще «Штирлиц» прошел ТО по каркасу, парус взят на дом для приведения в порядок (Саша Ландэ). Также, выше названым помогали еще несколько личностей, которых я к сожалению не запомнил. «Пропитаный» до сих пор в ремонте, но обещается быть готовым в ближайшее время. Для «Далматинца» и «Призрака» засчитывается еще весеннее ТО, так как после него на них никто не летал (если это не так, исправьте).
Студенты:
«Бибиковский» - засчитывается ТО за август.
«ГАФовский» - в ремонте (ответственные Антатолий и Паша).
«Муравейниковский» - будет в ближайшее время осмотрен Виталеем.
Остальные без изменений. Экипажей нет и пока не планируется.

Остальным учлетам просьба оказать помощь в прохождении ТО «Штирлица», обращаться к Саше Ландэ, и ремонте «Пропитаного», обращаться к Леше Пилипчуку.

Виталий Аксёнов:
Нам помогали...
Саша, Таня и Андрей штопали парус. Игорь мужественно изготовлял контровки, на которые за этот день извели приблизительно 3-4 метра проволоки :-)
Очень жалко, что не было с собой фотика, но я насчелкал немного на телефон.
Всем большое спасибо за оказанную помощь!

Снято мобилкой Все фотографии


19-20.09.2009

Артём Казачанский:
Звонок пятницу: «В Красный Кут на полеты хочешь?» - «Еще бы!» - «Поехали. Выезд сегодня вечером. Успеешь?» - «Да.»
Сообщаю Юрке: «А мы сегодня в Кут едем летать!» - «Издеваешься? Я занят на выходных, и поехать не смогу» - «Ну нет, так нет».
Позже Юрка: «Я переиграл планы и еду! Своей машиной. Встретимся у ангара» - «Хорошо».
И вот около 10 часов вечера в субботу на двух машинах мы выдвинулись в Одесскую область на полеты. На место прибыли в часа ночи, поставили палатки и попадали спать.
Проснулись в 7 утра, ветер вдоль горы, прохладно. Разожгли костер, сделали чай...
Как-то внезапно задуло в лоб. Оживились. Ветер постепенно усиливается. Кинулись собирать аппараты. Юрка, как обычно, возился со своим С-15. Он вообще больше с ним возится, чем летает. Хобби у него такое.
В 10:25 я полетел. Не смотря на то, что все еще было утро, уже были потоки, и удавалось набирать до 300 метров высоты... Над головой было голубое-голубое небо. Точнее, над головой было крыло, а вот над крылом – голубое-голубое небо... Бездонное. Подо мной 300 с лишним метров высоты и клетчатый узор полей... Вон коровы пасутся: огромное стадо, перемещающееся по полю по законам броуновского движения. Вон птичка полетела подо мной. Вот трактор выехал на поле и начал его пахать, поднимая пыль. Деревья, старт... А вот и Юрка, все еще ковыряющийся в С-15...
А в небе хорошо, небе мягко, в небе тепло, в небе спокойно...
Как-то резко погода начала меняться. Позже я назову это второй частью марлизонского балета. И меняться не в лучшую сторону: потоки стали злыми и резкими. Вариометр скакал от «+5» до «-5». Иногда больше. Швыряло прилично... В какой-то момент дельтаплан сильно тряхнуло, прибор взвыл что-то неприличное, и ему эхом отозвались... прохлопнувшие нижние троса! Я потрогал ручку парашюта – вот она, родимая... Заклинило перебалансировку.
Перед стартом разговаривал с местным парапланеристом: «Какая-то у тебя запаска маленькая? Что это?» - «Это Ок-34. И почему маленькая? Не меньше, чем у остальных», - обиженно ответил я. «Ну у меня Ок-38», - с гордостью сказал парапланерист, и продолжил, - «И как?» - «Не проверял, и что-то не хочется», - у меня в голосе прорезалась злость: нашел о чем говорить перед полетом. Причем? первым полетом на этом склоне.
Итак, ручка парашюта была на месте, и полет продолжался. Потом, на земле я увижу в памяти прибора максимальный «минус» - «-8». Потом я пойму, что причиной заклинившей перебалансировки стал вырванный из плиты ролик. С «мясом», из карбоновой плиты... Потом, все будет потом, а пока я пытался обуздать эти нерадивые потоки, борясь за каждый метр высоты.
Наконец-то взлетел С-15 с Хандожинским на борту. Летит. Что ж, жду тебя здесь, наверху.
В какой-то момент я снова вспомнил о парашюте: я стоял в спирали, пытаясь подобрать оптимальный радиус, когда ручка резко начала уходить назад... Я вцепился в нее мертвой хваткой, возвращая ее в нормальное положение... Осмотрел крыло и вспомнил термин «обратная реакция на ручке по тангажу». Также вспомнил, что ничего хорошего это не сулит... Осторожнее надо. Оказывается, сколько я не знаю еще о своем «Скаляре-13»...
Летим... На приборе 30 метров. Как-то после слов «300 метров высоты», новую цифру хочется назвать «30 метров глубины»... «Глубина, глубина, я не твой», - вспоминаю разговор накануне с Андреем Березовским про «Глубину» и Deeptown Сергея Лукьяненко, про виртуальные проекты «по мотивам»...
Андрей: «А можно ли летать в «глубине»?» - «Думаю, что можно, но смысл? Я же тебе недавно присылал свои мысли* по этому поводу...» - «Наверное, ты прав. Смысла в таком полете нет».
Улыбнулся мыслям. Летим.
Вот Женя Королев пятый или шестой раз пытается сесть на старте... Я, забросив выпаривание, «вишу» над стартом метрах на 70-ти, наблюдаю. Мне интересно, как там можно сесть. Потом, на земле окажется, что этим занимался не только я. Чуть выше меня «висел» Андрей-Мойес, ожидая развязки событий. Мы не дождались...
На небе стала появляться кучевка. Маленькая, рваная, плоская... Потом, вроде, вполне оформившаяся, но все равно плоская, как бильярдный стол. Веселого мало, но хоть что-то...
А оказалось, что НИЧЕГО! Ниже, ниже... Потоки как выключили, ветер усилился! Зашел на посадку. Не самые простые условия, не самая красивая посадка. Практически сразу сели Андрей-Мойес и С-15 с Юркой. Полезли наверх.
А наверху ветер раскачивал машины... До вечера я себе объявляю перерыв.
...
«Я тебя не возбуждаю?» - услышал где-то сзади-справа, сидя на правом кресле «Калины». Это Юрка снова собрался лететь, и одевался.
«Нет, что-то нет. Я просто по мальчикам не специалист», - отшутился я.
«А все-таки, лететь не хочешь?», - упорствовал Юрка.
«Нет, не вдохновляет меня качающаяся на ветру машина, и висящая в «напильнике» пара С-14», - показывая рукой в небо, ответил я.
Вроде Юрка согласился, и уселся рядом на левое кресло. Почревоугодничали. Начинается сказываться недосыпание, зеваю...
Постепенно ветер стих. На старт потянулись парапланы. Лететь пока не рискуют, но купола уже разложили. Стряхивая дремоту, говорю Юрке, что я лечу покататься вечером в молоке, если там есть таковое. Вот уже эти С-14 вроде не боятся на небольшой высоте подставлять ветру бок: их уже не сдувает, спирали крутят над деревьями.
Юрка вышел на старт первым. Я следом. Стартуем хвост в хвост, ждать в принципе уже нечего. Высота парения небольшая – до 70 метров. В воздухе еще три дельтаплана и уже пара парапланов. Ярко выраженных потоков нет. Есть просто места, где поддерживает, а есть, где не сильно просаживает. Вот так и катаемся, по очереди уступая друг другу склон для набора лишних 10-ти метров.
Парапланов становится все больше, а высота парения все меньше. Чувствую, что общая усталость за день дает о себе знать. Внимания уже перестает хватать, чтобы полностью контролировать окружающую обстановку, да и физическая усталость дает тормознутость в управлении дельтапланом. Принимаю решение садится.
Строю заход, подобный утреннему только теперь на завершающей стадии доворачиваю против ветра, перелетаю канаву и сажусь за ней. Отцепляюсь от дельтаплана и выглядываю из-под крыла: вечернее небо говорило о том, что на сегодня хватит.
Хорошее место. В меру красивое, в меру интересное. Возможно, нам повезло с погодой, и будь погода хуже, мне бы не так понравилось. Но сейчас, когда летный день завершился, я понимал, что знакомство с новым склоном прошло на «ура». Ну, если не считать предстоящего ремонта плиты.
Хочется туда вернуться – мне там понравилось. Хочется таки с этого склона куда-то улететь – говорят, что там, на юге, если лететь по ветру, есть Черное море. Хочется на этом склоне научиться садиться на старте – говорят, что это возможно, и неоднократно проделывалось, но по другой погоде. Хочется, хочется, хочется...


19-20.09.2009

Андрей Березовский:
«Два странника, путь к облакам...»

И это всё, и больше нет ничего,
есть только небо, вечное небо...

Хелависа, «Дракон»

Очередное распредложение полетатся в Куте Красном было встречено с восторгом, организовали команду (Ант, Бирд, тёзка Моес с Бураном, Матроскин, Юра Ханда, Стас (пара-учлёт Бирда), его девушка Юля, ну и я конечно :)), и в путь, вслед за мечтой ессесно :). Погода в сб (19.09.09) начала радовать глаз свободнолетающих уже с утра: дул сильный, ровный ветер, и солнце сулило прикольную погоду, чем и не преминул воспользоватся Вагабондо, у нас же кто-как. Лично я, наверно к сожеленью, проигнорил утренний динам, и ждал обеда (сказалась ночная дорога), народ же начал кататся пораньше. Стартовав в обед, обнаружил в воздухе сильную и мощную погоду, недаром парики сидели на земле как мыши :). Хорошо если есть опыт полётов в такую погоду, ато было бы очень страшно, дельтадром там вобщем далеко не «песочница» для начинающих учлётов, хотя и Ходос тоже «не подарок». Помыкався немного в динаме, нашёл довольно-сильный поток и тут вообще началось, и откуда взялось столько силы в руках (как пел В.С.). О потоках в эти выходные можно сказать несколько весчей, которые всё объяснят.
Во-первых это - конечно же косуха, в смысле скрутил косую петлю, а вернее это мной скрутило(я конечно дурак, но не настолько, чтоб раньше времени этим заниматся). Дело было так: шёл на повышеной скорости, обнаружил плюса, начал протягивать поисковую спираль и в какой-то момент решив, что вот оно, ядро (но то было не ядро, оно было рядом), дал крен на основную спираль, тут мне кааак даст под полукрыло... Вообщем обкакатся неуспел только потому что перед полётом сходил и потому-что какатся как-то было некогда :), прямо на выходе из этого безобразИя решил снова войти в поток, но уже в правильное ядрышко, вошёл, выкрутил, 900+, пошёл на переход и... ничего не нашёл, ЧАЙНИК! 11,5 км для безмачтовика, признаться, это позор, признаюсь :). Но плохо не это, а то, что попытки выпарить со сверх-малых высот ничего не дали и сел вополях, хорошо, что был жопес, и у ребят тоже, нашли и забрали, за что им и Хайлендеру БОЛЬШОЕ спасибо! Ант что-то в этот день пролетел немного меньше, но зато он правильно сел, возле села. Вагабондо в суботу пролетел довольно серьёзно (захочет, сам раскажет). Вечером было молоко, но не простое а с водкой, жёсткое молоко, короче товарищи незабывайте: «Регулярность, сон и питание - основа летания!», игнорирование даже одного (не говоря уже о нескольких ) из составляющих, может дорогого стоить... Воскресенье же оказалось не менее интересным, чем суббота, улетело трое, Вагабонд, Ант и я, подзабыл на сколько Дмитрий(кажись около 30-40), а мы с Антом чухнули аж на почти 50(45+), хотя в определённый момент полёта на горизонте замаячила красивая цифирь с двумя нулями и еденицой (спереди :)) и славный город-герой Одесса - наивные мысли для желтокрылого, не правда ли?:) Ещё, конечно, сначала были мысли ломанутся против ветра, а то летать по ветру и парапланеристы умеют, но ветер сильно-так сказал: А «фиг-вам!».
Про погоду в тот день авторитетный Вагабонд сказал что-то типа «мне даже с хвостом было страшно» (не шутил), хорошо что он это сказал после полёта :), короче даже на 500-1000 «штырило непадецки»... Увы времени любоватся красотами родной земли почти не было, большуюю часть времени приходильсь боротся крепко вцепившись за спидбар, иногда даже зубами, боротся за высоту, за право и в дальнейшем видеть это солнце и это небо. Почему я так пишу? Да потому-что иногда проскакивавшая мысль «мамааа, шо я тут забув?!!» :), была слабым описанием происходившего, и шансы увидеть настоящих ангелов (или чертей :), а не тех что ходят по земле (в юбках :)), были довольно немаленькие. Посматривал иногда, конечно, вниз, видел какую-то прикольную вышку возле Одесской, а-ля Эйфелева, прямо Париж-тебе блин, романтика :), ну и всё-такое (поля, леса, реки - Родина вообщем :)). Из полёта извлёк много выводов: безмачтовик в хорошую погоду это - потенциальные сотни километров, к подбору нужно готовится зарание, и др... А почему же так мало пролетел в хорошую-то погодку? - Потому что в плане глобальной тактики полёта, где-то на 40-м км маршрута (потом узнал, жопес не включал, акумы подсели) на высоте около 1000 стал на «ручник», был сильний боковик (на высоте наверное около 20м/с, в этот день кстати парики с завидной регулярностью «любили» деревья за стартом), который сдувал от одесской трассы к Молдове, а пробится правильно к трасе ещё надо уметь. Да ещё и извечная борьба души и разума, душа желает чегото-непонятного, лететь ей понимаешь хочется куда попало, разум трезво оценивая ситуацию, мужественно пресекает эти попытки, а высота-то тает, часто с противным воем... На высоте метров 200, поняв, что «прилетел», стал целится на посадку (которую выбрал заранее), Ант летевший недалеко (чесно говоря про это не договаривались, но хорошо, что так вышло), тоже сел недалеко (до десятка км рядом). Выбор посадки, как «популярно» и очень доходчиво :) обьяснил Вагабондо, оччень важная фаза полёта... Ну, чесно говоря, он (выбор) был неплох, но можно-было и лучше его реализовать. Парапланеристы кстати, редко радуют глаза своим сидением на старте и крутыми историями про полёты (пальцы веером, сопли пузырями :)) кода мы летаем, правда когда к им подходил Вагабондо, они резко смирнели (боятся наверное хвостатой девятки, мало того что можно консолью под зад получить, так ещё и хвостом потом по щекам отхлестать можно особо борзых :) :) :)), хотя еси честно, то их иногда даже жалко, вот вечером, после маршрута когда мы с Антом решили отметить это дело молочным коктейлем, некоторые из них безуспешно пытались «попить» его, но, где дельте хорошо, там дутому или слабо, или сильно (к щастью для них, не всегда, иногда даже наоборот). Ещё из мыслей по полёту: физуха - это полезно, причём не только для результата, но и частенько для жизни, а при регулировках полиспаста (и не только) его надо тщательней проверять на земле... Про маршрут можно вспомнить какие-то цифры: набирал 1300+ (кромка была выше, гдето до 1500+), выпаривал разок с высоты около 300м, потоки были до +8, большинство узкие и вредные, полётное время неболее-чем полтора часа (для сравнения на Детерминанте почти такой-же маршрут летелся вдвое дольше), кол-во переходов нещитал. Крылышко - Дискус-Фантом(Артёма Терёхина), для меня-же просто кот, кот Бегемот :), подвеска К-С (Игоря Наконечного), парашют ОК-34 (Аерос), прибор Браунигер АВ-П3, ЖПС Гармин, клуб Альтаир и КО, всем спасиБО! :).
БОЛЬШОЕ спасибо Дмитрию и Александру за подбор, без них было бы намного тяжелей добратся домой, Одесситы, кстати, даже не смотря на то что не улетели, летали здорово, у Вагабондо хорошая школа.

Фотодокумент Все фотографии Андрея
Посмотри в эти глаза, глаза друга, что никогда не предаст,
глаза в которых само небо...
Бонд, Вага-Бонд :-)
Вот где она, мечта..


19-20.09.2009

Антон Лопатин:
Прочитав рассказки Матроскина и Андрея Березовского мне самому захотелось написать об этой поездке что-бы осветить произошедшие события с моей точки зрения.
Прогноз на выходные с начала недели давали интересный, потому я еще со среды начал подбивать народ на поездку. При помощи Андрея удалось насобирать целую бригаду в 8 человек которая на 3-х машинах к утру субботы достигла Красного Кута.
После приезда я завалился спать. Проснулся от странного гудящего звука. Вышел из машины – вижу на старте уже парительный ветер и все кроме меня и Андрюхи ускоренно собирают глайдеры. На часах пол девятого. Все ясно – надо собираться, а то вдруг потом раздует слишком сильно. Разбудил Березовского, чтобы он не пропустил погоду, и стал потихоньку готовиться. Пока собирался полетели последовательно Жека, за ним Андрей Моес а потом и Матроскин с Юрой Хандожинским. Время от времени стартующие парапланеристы висели на акселях над склоном а потом либо они сами садились, либо их сдувало. Часам к пол одинадцатого начали появляться облачка. В общем была хорошая термическая погода. И около одиннадцати утра вылетел наконец и я. К этому времени все кроме Королева уже посадились. Андрюха еще не стартовал – возился со своим «котом» - менял полиспастерную стойку как потом оказалось. В воздухе была стандартная по моим ощущениям термическая погода в которой умерено болтало, но нужно было «работать». Несколько раз мне удавалось выбрать до 590 м, но дальше я терял поток. При этом я видел что это не предел – Жека Королев явно набирал гораздо больше. После часа полета я начал уставать, но садится не хотелось – все хотел понять как не потерять поток. Снизу садиться не хотелось – это надо тащить дельту – много сил тратится, сверху за лесопосадкой посадка в такой ветер меня тем более не прельщала (Жека потом попробовал – там действительно было стремно). Решил ждать ближайшего нормального потока и с ним уходить. Примерно в это время приехал Дима Тетерятник и вылетел наконец Андрюха. Дождался потока, успешно его раскрутил, даже вроде в центр стал, но после метров пятисот опять стал его терять. В этом-же потоке крутился и Андрюха. Я его сначала видел (он был спереди и подо мной, а потом потерял). И опять не доходя до шестисот метров поток превратился в нули в которых я долетел до какого-то села. Решил не лететь и не сносится дальше а порыскать в окресностях этого села и если ничего не найду - сесть. Пока летал возле села взад-вперед выбрал себе поле посадки получше. Метрах на 150 над полем посадки попал в какой-то пузырь. Даже скрутил в нем спираль в подъеме, но потом решил переложить комбат в противоположную, удобную для меня спираль и выпал из него. Сел хорошо и именно там где и хотел. Позвонил Жеке и он мне организовал спасательную экспидицию состоящую из него самого вооруженного картой и ЖПС-ом, Моеса на джипе и умного собаки Бурана. Позвонил Андрюхе – тот сел на поле в нескольких километрах от какого-то села и в нескольких километрах за какими-то ямами. Хорошо что у него был ЖПС. Едва успел сложить дельту и начать отдыхать, как за мной приехали. Как раз мимо нас Вагабондо уходил в на маршрут. Как потом стало известно он долетел «до упора» - до своего дома в Одессе и сел на соседнем поле. Около ста километров пролетел.
Андрюху искали «по азимуту» на его ЖПС. Хорошо что ребята решили не ехать на моей машине – тогда бы мы его искали до вечера, а так Моес гнал своего внедорожника по бездорожью с такой скоростью что иногда мне было страшно за мой аппарат который прыгал на крыше автомобиля.
Вечер порадовал молоком, которое, правда, как выразился Андрюха, было с ливером. Но все таки погода была гораздо спокойнее чем днем плюс потоки до 250, что в общем делало полет спокойным, приятным и интересным.
Андрюха тогда вылетел раньше меня. Еще раньше постартовали остальные. Как раз когда я собрался лететь мне послышался снизу крик «аптечка». Смотрю – в странной позе на посадке застыл 15-й Юры. Остальные севшие аппараты – Скаляр и мой старый 14-й вроде стоят в «нормальной» позе. Развернул аппарат, побежал на старт, сразу организовалась машина с Жекой и Моесом которая выехала вниз. Уже когда сел (тогда уже темнело) Андрей (который сел раньше) рассказал что Юра на посадке на высоте метров 5 завесил аппарт и тот свалился. Юру с сострясеним мозга увезли в больницу в Ширяево. Аппарат Юры помогли сложить одесситы, особенно кажись Серега, который очень неплохо летает на призраке. Это проишествие подпортило печатление от удачного летного дня.
На следующее утро мы с Андрюхой отправили остальных участников экспидиции вместе с пострадавшим Юрой домой, а сами стали готовиться к дальнейшим полетам. Погода к этому предраспологала – была похожа на вчерашнюю (хотя с утра попугала проходящим мимо фронтом) только косяк был чувствительно более восточный. Первым стартовал Серега на Призраке, потом Вагабондо на девятке, значительно позже Андрюха на своем коте. Опять же время от времени в небе появлялись смельчаки – парапланеристы которых периодически уносило за лесопосадку (одного даже прямо со старта). Серега на Призраке такое впечатление, что чувствовал себя не очень тоже свободно, Вагабондо, а затем и Андрюха, вроде, летали нормально и свободно. Наконец выбрал момент и стартовал уже и я. Было уже более 12-ти. Не прошло и десяти минут как я встрял и раскрутил поток. Немного выше меня его крутил Андрюха. Серега на призраке к тому времени уже сел, куда подевался Дима Тетерятник не знаю – наверно тоже сел. Поток был немного слабее чем вчера, снос сильнее и над лесом который примерно в километре от склона я был менее чем на 400 метрах, тогда как вчера у меня над этим местом было почти шестьсот. Ну думаю – дело неверное – надо бросать поток и пробиваться к кромке. Но оглянулся – чуть выше и в стороне от меня крутит поток Андрюха и вроде его подымает. Ну раз Андрюха набирает, значит я могу – надо попробовать. Сосредоточился на потоке. Постепенно (несколько раз «съезжал» с потока) росла высота – 600, 700. Вот и то село возле которого я сел вчера. Метрах на восьмистах Андрюха неожиданно для меня бросил поток и полетел под углом почти 90 градусов в сторону Одесской трассы. Куда-же ты !!?? Хотелось крикнуть ему. В этом потоке в нулях то находя, то теряя ядро я выбрал немного более тысячи. Можно было продолжить и дальше (а вполне может это и было тактически более верно и оправдано), но дальнейший путь набора пролегал через поля без сел, и я решил бросить поток и потянуть к хорошо видному селу по которому мы вчера во время подбора проезджали, и которое я узнал по характерным озерцам прямо посреди села. За этим селом была уже видна и Одесская трасса. Село приблежалось, высота таяла. Метрах на семистах я увидел далеко внизу и немного впереди Андрюху. Мне показалось что он уже заходит на посадку. Эх, зря ты не остался в потоке подумалось мне. Метрах на пятистах стало ясно, что село я перелетаю. Метрах на чуть менее 300 уже выбрал поле за селом для посадки, расстегнул подвеску и только сбросил полиспаст, как прибор сказал пару робких «пип». Тут мне вспомнилось что Андрей рассказал мне (а ему за несколько минут до этого Вагабондо) что в таких случаях надо делать пробную спираль. Попробовал и я сделать пологую спираль и в одной из ее точек прибор снова сказал несколько «пип». Вцепился я за этот поток не жалея сил, а их из-за того что быстро улетел было достаточно. Выкрутил его чуть более тысячи, и как раз чуть далее чем над Одесской трассой бросил и полетел вдоль трассы. С сожалением подумал, что Андрюха сел. Пока было время достал телефон и сделал несколько снимков. Запомнилась возле трассы вышка – здоровая дура – метров наверно 150. Мимо нее пролетал как раз метрах на 700. Метрах на пятистах с лишним встретил следующий поток. Его раскрутил в общем уже без проблем – видно поднабрался опыта. И тут – метров наверно 800 у меня было - вижу на моей высоте чуть дальше – метрах в трехстах – Андрюха. И тоже что-то крутит. Обрадовался я очень – не один лечу, а Андрюха не сел после первого набора !!! Докрутили мы с ним метров до 1200 примерно. Работал в потоке уже более обдумано, полагаясь больше на тактику и технику пилотирования чем на силу, что было в прошлом потоке. Смотрю трасса уже очень далеко, зато впереди какая-то еще дорога большая которая идет через множество сел. Ладно – думаю полечу я к ней и вдоль нее буду лететь. А дорога это все равно выйдет на Одесскую трассу. Смотрю – и Андрюха летит по ветру к ней. Полетел и я. Недолетая до нее наткнулся на еще один поток. Стал в него. В нем выкрутил более полторы штуки. Пока набирал стало ясно что и эту дорогу я давно пролетел и подлетаю к следующей долине реки по которой тоже идет нормальная дорога. Стало реально холодать. Замерзли пальцы в обрезанных перчатках. Ветер шею неприятно морозит. Бросил поток и полетел дальше – к дороге что впереди. Обогнал Андрюху который крутился далеко внизу, пролетел мимо какого-то большого озера. Его я как раз сфоткал на телефон. Когда стало менее штуки отогрелся. Но стала брать свое усталость. Погода требовала постоянной работы – даже на высоте на переходе болтало ощутимо. Решил пролететь долину и лететь по гребню горы которая шла вдоль речки. Когда долетел туда было метров пятьсот с лишним высоты. И почти сразу попал в поток. Выкрутил его до 1200. Почти подо мной как раз увидел заходящего на посадку Андрюху. Вижу - сел он нормально. Прикинул – километров тридцать, а наверно и сорок я уже пролетел. Ну думаю – в такую погоду можно и сотку свободно отмахать. Смотрю – по ветру как-то не очень с селами и дорогами, я все дальше и дальше от трассы Киев-Одесса вдоль которой намерен был лететь. Да и помню что позади где-то еще и Молдова. Хороший улет все таки не стоит неприятностей с погранцами. (после полета по карте посмотрел и убедился в обоснованности своих опасений – до границы от того места всего примерно двадцать с лишним километров по ветру). Решил пробиваться к трассе. Еле вытянул полиспаст на спидбар (так уже устал что полиспаст на комбате еле тянул). И тут совершил наверно наибольшую ошибку за весь полет. Я не учел что лететь нужно было фактически против ветра, а полет по ветру и против него это две совершенно разные вещи. А я полетел на немного поджатой ручке, так как летел и по ветру. Наверно от усталости стормозил. А ветер реально сильный был. Летел, летел. Потом встретил еще один поток. Выкрутил его опять более чем до штуки. Смотрю – к трассе я вроде и ближе, но стал гораздо дальше от ближайшей дороги. Снова направил свой комбат к трассе. И снова на немного поджатой ручке. Метрах на пятиста уже плюнул на трассу стал просто против ветра пробиваться к дороге и ближайшему селу. Высоты все меньше и меньше, метрах на трехста наметил возможное поле посадки, и тут попал в поток. Причем болтанистый такой, но очень реальный. Стал в него. Смотрю – по сносу поля, поля. И не вижу сел. И все дальше и дальше от трассы и от ближайшего села, которое спереди – против ветра. Да и Молдова где-то сзади неизвестно где. И устал я уже реально. Короче, бросил я его, прилетел на намеченное поле посадки и сел. Сел нормально, но как-то с трудом поймал стойки после переката. Потом померял – вышло что сел я в 48 км-х от Кута.
В общем погода во время полета мне не показалась жесткой (как Андрею и Диме Тетерятнику), но конечно болтало – даже на более чем на штуке бывало болтало очень неприятно, особенно когда устал стало тяжеловато справляться. Какие забросы были не знаю – прибор мой не показывает скороподъемность.
Перезвонил Андрюхе (он мне звонил как раз когда я заходил на посадку). Говорю – сел недалеко от тебя. Как на дорогу выйти и направо ехать несколько километров. Он говорит – хорошо. За нами скоро приедет Вагабондо. Вагабондо сел чуть ближе к Куту чем я и Андрюха. Поле на которое я сел оказалось не таким уж и маленьким, как казалось с воздуха. И не успел я дойти до края поля и разобраться как звонит Андрюха – говорит что они с Вагабондой уже едут ко мне. Долго они ехали в противоположную строну от меня. Не помогло и то что я говорил несколько раз что большое озеро я давно пролетел. Понятно что найти меня там не могли. Вагабондо ярился все сильнее и сильнее. Ситуация начала прояснятся когда у проезджающей машины я узнал название села и особенно когда упомянул что километрах в пяти от меня видна Одесская трасса (от них она была гораздо дальше).
Вечером в молоко вылетел я уже после 18.00. Андрюха немного ранее. К тому времени остальные дельтапланеристы уже собирались домой. Мы с Андрюхой выкатали молоко до заката солнца и сели – сначала он, а через несколько минут и я. Молоко было хоть и не высокое, но такое спокойное, что я даже решился ответить на телефонный звонок в полете.
После мы разобрались и уехали в Киев. Чтобы вкалывать и впахивать.

P.S. Если более опытным товарищам что-то в моем описании покажется наивным, или неверным, не сердитесь – я ведь смотрю на свои полеты с точки зрения первого стоящего маршрута. Если я что-то напутал в событиях, то тоже не сердитесь – память у меня дырявая – запросто могу ошибиться.

Снято мобилкой Антохи Все фотографии
На средней фотке можно рассмотреть «эйфельку»


13.09.2009

В дополнение к написанному ниже: «вторым пилотом», которого Виталик не знал, был Юра Соболев, с которым крайне повезло Анатолию - он ухитрился заполучить единственного инструктора, способного повестись на его нытьё и выпустить со второй ступеньки :-)

Фотодокумент Все фотографии
Выше - только небо
Спорт 7
Женя в повороте


13.09.2009

Виталий Аксёнов:
Когда я проснулся, начинался дождь. «Как же это так», - подумал я, - «день пропадает». Захожу на гисметео и вижу — облачно, без осадков, восток! Хм. В общем, пока я колебался, дождь закончился. Не долго думая, мы (а в этот день я был не сам, а с женой, сыном и подругой жены) быстро собрались и поехали...
Когда подходили к ангару, думали, что еще рано и никого нет. Но оказалось, что возле ангара копошились двое — Паша Кренц и второй пилот, я его не знаю. Пока они вытаскивали Студент и Спорт-7, мы быстренько вытащили Утюг. Как оказалось позже, нужно было сразу брать два, так как позже подтянулись новенькие учлеты.
Прийдя под грушу, выяснилось, что там обосновалась Люда в палатке. Я сразу прикинул. Это ж можно лишний раз слететь со ступеньки, не вытаскивая аппарат вверх. Ура. Собирая Утюг, порвали латную резинку... Но мир не без добрых людей. Раздобыв у Паши нитку с иголкой, резинка была оперативно отремонтирована, а аппарат, соответственно, дособран.
Вытащился я на восточную ступеньку. Люда выпустила меня три раза, пока не собрался народ (учлеты, и мой напарник по аппарату — Анатолий). Про второй полет стоит рассказать немного подробнее. :-)
Ну-во первых, я достаточно плохо разбежался, и, в результате, старт был такой себе. Естественно, сразу после старта поймал левый крен. Давай его выправлять, а он не выправляется. Я как-то автоматически хватаюсь двумя руками за правую стойку и давай душить этот крен. В общем, я его (крен) задушил, взялся нормальным хватом и хорошо долетел. Когда поднялся, Люда спрашивает: «Ну и что это было?» Говорю: «Это я так правил крен». Такой себе креативчик получился (никогда так не делайте).
Оставив Утюга на бегающих, мы с Анатолием пошли за вторым аппаратом. Хотели взять Штирлица, но, как выяснилось, стойки ему так и не заменили, так что мы взяли наш аппарат. Притащив его на гору, отдали его бегающим, так как тот носатый, который взяли сразу не годится к пробежкам. Очень уж тяжелый у него киль (то бишь крайне задняя балансировка). И приходится прикладывать значительные усилия, чтобы просто удержать правильный угол.
Но оставим на этом бегающих и пойдем на ступеньку. Так как я уже отлетал свои три раза, следующим был Анатолий. Он неплохо слетел со ступеньки. Затем мы наблюдали полет Люды. Она шла на достаточно большой высоте, перед ступенькой слила высоту и села где-то за кустами, нам было не видно.
Дальше было еще интереснее... Анатолий уговорил выпускающего нас инструктора пустить его со второй ступеньки. Я думал, если нас увидит Люда — мало места будет всем. Потому что слышал об этой второй ступеньке много разного... Пока он вытаскивал аппарат на верх, мы видим Люду, несущую Студента и... за ней тянется какая-то лента. Присмотрелся. Да какая же это лента, это же парашют! Блин, думаю, как это она так умудрилась? Позже выяснилось, что она сама не заметила, как он выпал, благо, что не в полете. А так — она все равно его собиралась переукладывать.
Этот полет Анатолия был по «бразильской системе». Если кто не помнит этот выпуск Ералаша, объясняю. Прямо по курсу был тот самый Студент, на котором слетела Люда, а Анатолию была поставлена задача сделать небольшой поворот, так как запас высоты это позволял. С чем он отлично и справился. Пока он нес аппарат мимо внизу стоящих, его там перехватили, и вынесли вердикт — можно пускать на верх. А как же я? Мне, честно, стало немного завидно. Ну ничего, думаю. Раз инструктора пока не пускают выше, значит так надо. Будем оттачивать мастерство.
Пока Анатолий вытаскивал утешку вверх, прошло достаточно много времени и я успел спуститься вниз, и понаблюдать, как бегают бегающе-подпрыгивающие. Через некоторое время мы наблюдали первый полет Анатолия сверху! Он немного по-своему понял полетное задание и после поворота влево (который был гораздо больше, чем 20 градусов, о которых ему говорили) залетел далековато перед правым разворотом. Но с обоими виражами он справился нормально, правда сел далеко от ступеньки, за что и поплатился... большим расстоянием, которое преодолел, подавая пример остальным — пробежав, благо ветер был как раз на руку. За Анатолием слетели Женя, которая успела собрать свой Студент, и Паша.
После этого было принято решение перекусить, которое тут же воплотили в жизнь.
Отобедав, учитывая, что времени оставалось не так много, все с удвоенной энегрией побежали заниматься. Я пошел за аппаратом и вытащил его на ступеньку. Подождав несколько минут, и никого не дождавшись, я пошел дергать всех, на предмет выпуска меня со ступеньки.
В этом полете я успел в меру запаса высоты сделать небольшой доворот к ветру. Так что это с натяжкой можно было назвать, что я умею поворачивать туда, куда я хочу, а не туда, куда потянет аппарат. Вытащившись на ступеньку для следущего захода я услышал: «Тащись наверх». Хм, подумал я. Неужели на вторую ступеньку? Анатолий вызвался мне помочь (мы так потом и носили аппарат, по очереди. С непривычки — просто отлично, не так устаешь). После того, как он дотащил аппарат до второй ступеньки и понес его дальше, я понял. Это меня! выпускают с верха! Ура!!!!
Выходим на верх. Сколько ж тут места! Какой прекрасный вид! Но на старте разложились парапланеристы. При чем не летят, так как ветер откровенно слабый, а взбираться вгору им, видите ли, лень, и место занимают все, просто стоят с поднятым куполом, и тренируются.
Сначала выпустили Женю (дамы вперед). И тут настала пора совершить мне первый полет сверху. Я проверил ножные обхваты, шлем. Подцепился сбоку от старта. Получил последние предполетные указания — старт, поворот влево, поворот вправо, заход на посадку, посадка. Потеснив парапланеристов (нечего стоять без дела на старте), я вышел на стартовую линию. Честно говоря, думал, будет страшнее. «Можно!» Мои руки поднимают аппарат, я выставляю правильный угол, подавляю в зародыше возможные крены. Шаг, другой, третий.... лечу!!! Поджал аппарат, перехожу в лежку. Кажется, все в норме, скорости достаточно, отошел на приличное расстояние от склона. Ё-моё, да тут места — просто немеряно — поворачивай, не хочу. Закладываю левый крен, выполняю некое подобие поворота, выравниваю, поворачиваю вправо. Дальше снижаюсь, перехожу в вертикаль, сажусь недалеко от приземлившейся раньше Жени.
Ура! Первый полет сверху удался. Эмоции переполняют меня. Получив поздравление от Жени, я какое-то время обсуждаю с ней мой полет. Тут вижу, с горы меня уже окликает Анатолий: «Тащись на гору!» Ага, думаю, что ж я про всех забыл. Сам слетел, а другим не даю. Беру трудягу УТ и мы вместе взбираемся на гору.
Дальше было еще по одному полету в исполнении Анатолия и меня. Так как было уже достаточно поздно, да и, честно говоря, мы просто вымотались, полеты на сегодня закрыли и мы пошли складываться.

Вот так запомнится мне этот день, 13 сентября 2009 года.

PS. В пятницу — в клуб, поедать тортик.

Фотодокумент Все фотографии
Один из полетов со ступеньки
Юный пилот
Ещё полет со ступеньки


06.09.2009

Артём Казачанский:
Ветер (хотя, скорее его отсутствие) дул вдоль склона. Изредка удавалось поймать момент для старта сверху, чем и воспользовались я, Серега и Андрей по разу, и Женя Устинова аж семь раз. Был зафиксирован один полет со ступеньки в исполнении Анатолия. Учитывая то,что на ступеньке ветер иногда дул в хвост, ждать момента пришлось очень долго, и сам старт был не самым хорошим для таких условий, я принял решение дальше не экспериментировать. Что происходило внизу на пробежках, расскажет, если захочет, Андрей. Он там был за главного.

Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4

Андрей Березовский:
Нічого особливого, хіба шо учльот пішов толковий і фізично підготовлений, бігають акі лосі, і навіть непогано :-). Хоча як було помітно минулого разу - фізуха не завжди виручає, і якшо в спокійних умовах «прокачані» учльоти показують гарний результ, більш-складна погода розставляє істинні оцінки, стає краще зрозуміло чому варто перетримати когось на якомусь етапі.

Фотки


30.08.2009

Женя Устинова:
Ура товарищи! С превеликой радостью хочу сообщить, что трехмесячная эпопея с починкой Бибиковского студента завершилась успешно! Студнет был облетан в эти выходные сначала Пашкой Кренцем, потом мной. Летает, как и прежде хорошо :-).

Итак, что же изменилось.
Были поставлены новые троса взведения (Аэрос).
Вся нижняя группа тросов тоже заменена (Алексей Бусол). Кстати, если кому надо будет делать троса, у Алексея имеется полный набор нужного инструмента, включая довольно удобное приспособление для измерения тросов (а у нас в мастерской такого нет).
Были заменены пластины носового узла.

Были заменены болты:
2 шт на пластинах носового узла;
болт крепления трапеции к килевой;
болты крепления боковых нижних тросов;
болты крепления спидбара;
болты крепления нижних продольных тросов (эти болты длиннее, чем стандартные Аэросовские на этот узел, потому что у них троса крепятся при помощи монеток, соответственно и болты короче);
болт крепления нижних и верхних задних тросов к килевой (болт Аэросовский, но на нем пришлось дорезать резьбу, Аэросовская оказалась короткой). С болтами вроде все...

На килевую был поставлен Аэросовский крючок для тросов натяжения, под Аэросовские троса наш не подошел, потому что рассчитан на большее кольцо.
Также латы были перегнуты по шаблонам.

Могу дать 2 совета по починке клубных аппаратов из собственного опыта.
Поскольку аппараты у нас в клубе (утюги не в счет) в основном доделанные или переделанные умельцами, поэтому, заказывая на них Аэросовские запчасти нужно все 10 раз сверить, так как могут возникать несоответствия.
1. Очень полезно фотографировать все узлы. Потом при сборке не нужно строить догадки, что куда закручивать и какой стороной и вообще как оно все было.
2. Если заказываете что-то на Аэросе, желательно иметь ту запчасть, которую нужно заменить с собой, чтобы все сверить на месте и не ездить много раз туда-обратно. Кстати, фотографии пригодятся и здесь тоже.

Вот. Собственно, все. Спасибо всем, кто мне помогал со всем этим разобратьсяJ Отдельное спасибо Андрюхе Березовскому :-) :-) :-)

Дополнение инструктора:
От себя добавлю, что крайний из двух полётов Женьки сверху, был во всём за исключением старта (не добежала, но выкрутилась) практически безукоризненным, каким и должен быть у пилота, летающего сверху на «Студенте».
Л.Г.



19.04.2009

Володя Марчук:
Результаты ТО
Результаты не очень массовые, зато весомые.
Из присутствовавших и участвующих в ТехОсмотре перечислю достижения:
1. Славутич УТ «Призрак» - к полетам допущен. Экипаж: Юля Щербакова, Оля Бублик.
2. Славутич УТ «Штирлиц» - Требует обновления/замены усилений на латкарманах под верхним боковым тросом. Отсутствует одна антипика, нужно ее сделать. К полетам может быть допущен после устранения перечисленных недостатков. Экипаж: Тарас Гаврилюк, Саша Ланде.
3. Славутич УТ «Новый пропитанный» - к полетам допущен. Экипаж: Игорь Гладченко, Алексей Пилипчук.
4. С-5М «Секрет» - К полетам допущен. Сдан Ваней Яливцом. Ваня переходит на Детерминант-2. После прохождения ТО может его летать.
5. Детерминант-1 - к полетам допущен. Экипаж Андрей Березовский.
6. Студент «Муравейниковский» - к полетам допущен. Экипаж Саша Глущенко.
7. Amour - будет допущен к полетам после ТО Игорем Киричком. Экипаж Лиля Левандивська.

Все остальные аппараты, принадлежащие клубу КПИ, к полетам не допущены без прохождения ТехОсмотра. Как и где его пройти, кто будет осматривать - договаривайтесь с инструкторами клуба.

Фотодокумент Все фотографии


12.04.2009

Фотодокумент
Дима Пищела на Детерминанте


12.04.2009

Паша Кренц:
Детерминант
Вниманию пилотов, летающих на Детерминанте.
Выполнена регулировка центровки, точка подцепа изменена на более заднюю.
Болт подцепа (крепления мачты) уже был в самом крайнем положении, поэтому швеллер был переставлен на одно отверстие назад.
Так как расстояние между отверстиями для швеллера на килевой не было кратным расстоянию между отверстиями точки подцепа, итоговый перенос составил 2/3 отверстия назад (к хвосту аппарата).
После выполнения регулировки аппарат был облетан. Погодные условия не позволили достаточно точно оценить новую центровку, но аппарат был адекватно управляем на старте, в полете и на посадке.
Чрезмерно задней или чрезмерно передней центровки по ощущениям не было.

Фотодокумент от Матроскина Все фотографии
Праздничное взятие Сталинграда


05.04.2009

Фотодокумент от Матроскина
Два первых парня на Горе
Я бегу, бегу, бегу...
Аппарат - новый, раскрасска - привычная

Пробуждение всего живого
или «Ваня, шо ж ты сразу не сказал?»
;-)

Фотодокумент

Инструктор Ваня

Этот день был богат примечательными событиями. Для начала приехавший ни свет, ни заря Лёшка совершил три полёта с востока на своём новеньком Комбате и остался им вполне доволен. Письменного рассказа мы от него, конечно, не дождёмся :-(, но в дружеских беседах Лёха делился впечатлениями много и охотно.
Следующим важным событием стало официальное посвящение Вани в ранг инструктора-выпускающего. Похоже, он уже давно не только имел все необходимые данные, но сам к этому стремился. И - молчал ;-) В это воскресенье Ваня получил под своё начало группу бегающе-подпрыгивающих учлётов, с которыми самоотвержено и очень толково занимался целый день.
Весенняя погода продемонстрировала свой любимый фокус со сменой ветра в середине дня. Если приехавшие с утра Лёха и Тёмыч с Хандожинским успели поймать восток, то остальным досталось «нечто с югом». Впрочем, упомянутые Тёма с Юркой тоже были не в восторге и быстро свалили в Киев, вполне удовлетворившись единственным полётом. Видимо проявляя хаёвскую солидарность Ромка пол-дня возился у ангара со своим Стелсом и на горе появился только к западу.
Обрадовашись «директиве партии», инструктора и приравненные к ним лица накинулись на новообретённый Детерминант с целью его летать. И таки летали - Дима Пищела, Дима Соловьёв... и снова Дима Пищела. На посадке было жёстко, временами даже стрёмно, временами даже очень стрёмно - это когда Димка Соловьёв пытался исправить крен вербально. Очень громко. И очень вербально ;-) А вот нефиг переходить в вертикаль на 20 метрах, тем более - в такую погоду.
Но нет предела совершенству, и Паша Кренц перехватился в вертикаль ещё выше. И даже несмотря на это, а также на совершенно никудышный ленивый старт, это был лучший полёт Пашки на Стелсе в этом году (а потому, что пока единственный ;-))
После обеда перебрались на запад и там снова бегали с учлётами. Кстати, очень неплохо получалось у двух совсем новых ребят, приехавших на гору в первый раз. После того, как они окончательно убегались, Пашка решил реабилитироваться за двухмесячной давности полёт и образцово-показательно слетел на УТшке с запада. Затем УТшка перешла в распоряжение Лёши Пилипчука, а сам Лёша, в свою очередь, поступил в распоряжение Паши.
Вовка гонял Олю и Юлю сперва по ровному, а затем снизу тропинки, и они демонстрировали заметные успехи.
Ваня, весь день изыскивающий возможность поднять своих подопечных хоть на какой-нибудь наклончик, обрадовался возможности использовать тропинку и результатом его трудов явились первые полёты Игоря и Тараса. А если бы Славик не так усердствовал в пихании ручки на разбеге, то полетел бы и он. Жаль, этого счастливого часа не дождались уехавшие раньше Яков и Виктор.
Тем временем творческий союз Паши и Лёши Пилипчука увенчался, наконец, поворотом «как заказывали», то есть в точном соответствии полётному заданию, в исполнении Лёши.
Словом, «именинныков» хватало, и всё-таки в первую очередь это был, несомненно, Ванин день. С чем его и поздравляем :-)


05.04.2009

Игорь Гладченко:
Мои впечатления от первого полета на дельтаплане
Больше года попеременных посещений и тренировок в беге по ровному и по наклонной дало свой результат. Бегать с горки вроде бы и удавалось нормально, но ошибки все-же были...
Воскресная поездка в Ходосеевку всегда была очень желанна и благоговенна, но этот день аж пах теплом и всепоглощающим пробуждением всего живого.
Очень положительные люди, природа, дельтапланы, ветер... Что может быть прекрасней? :-) :-) :-)
К вечеру появилась возможность побегать с горки. Эта новость была жданной, скрывать не стоит :-)
С небольшой высоты пробежка была привычной. Грубых ошибок, которые бы я не заметил или не попытался исправить, вроде бы не было.
Фраза о переходе на большую высоту вызвала секундный мандражик. Необходимо не завешивать, но и не пережать. Мысль о том, что будет, если на большей скорости ударится колесами в землю, посещала меня раньше, это меня повидимому немного насторожило.

Фотодокумент Все фотографии

В первую пробежку с большей высоты я «взлетел», потерял скорость и «приземлился» :)
Но я сам понял свои ошибки и во второй раз все было по другому.
Сказать о том что чтобы описать полет не хватит слов - значит ничего не сказать. Что я и сделал :) Но лишний раз подтвердить что реальный, хоть и не продолжительный, полет мало с чем сравнится...
Как сказал Леша: «Теперь ты понимаешь почему инструктора смеялись когда ты пытался взлететь с ровного» :) :) :)
В одно из сбеганий выше с горки, когда я летел и приблизился к земле, я парил над землей так низко, что прижал ноги. С верху крикнули «выдавай», а я наслаждался этим моментом. В один из моментов я ровнял крен в полете. Как будто учился ходить.
Каждый полет был чем то новым, каждый был чудесным, иным.

Это незабываемо, это неописуемо, это прекрасно.
Учится, учится и еще раз учится.....
Я хочу летать!


11.01.2009

Артём Казачанский:
Два в одном первых полета в 2009 году

Фотодокумент

- Матроскин! Там «Детерминант» стоит свободный. Летишь?
- Ага! – будучи на верху, я кубарем покатился вниз по склону за аппаратом.
На этом дельтаплане я еще не летал. Сегодня я тоже еще не летал. И уже не собирался. Солнце почти село – половина склона уже была в тени, чувствовалась усталость – за день пришлось помотаться по «полям да лесам», да и настрой уже был – в теплую машину с чаем в термосе и домой.
Но это же – «Детерминант»! Собственно, мой крестник – название дельтаплану я придумал.
Сбегаю вниз:
- Андрей, аппарат в норме? Где полетное положение ручки? Как садится?
- Тебе и подвеску дать? – вместо ответа спросил Андрей.
- Да... Если можно.
- Ручка у подбородка, или чуть ниже. Садится нормально... Но летит очень быстро. И неси его крыльями вниз, а то тебе неудобно будет – у него трапеция большая и нос длинный. Перед посадкой если будет время после разворота...
- Да будет время, будет. Куда оно денется?
- Давай, помогу подвеску и шлем занести?
- Не могу отказаться! Спасибо.
И по весу и по удобству переноски между «Детерминантом» и «Скаляром-13» не то, что бы пропасть... но овраг приличный
Вылез наверх. Солнце уже практически село – крайние лучи этого дня еле пробивались сквозь ряд деревьев на горизонте.
Постоял с дельтапланом.
- Здравствуй...
Он повел крылом по ветру...
- Ну-ну-ну... Не надо. Нам прямо...
Макс подсказывает, что крыло не очень хорошо стоит на потоке. Люда говорит, что сейчас-то и потока нет, чтоб на нем стоять. Третья реплика последовала от Юрки: бежать придется, аки лосю – далеко и быстро. И уже чуть ли ни хором все порекомендовали отойти еще повыше.
Разбег. Отрыв. Плавный поворот... Как-то плавно, медленно... Может я его подвесил? Вроде нет. Очень плавно... Очень медленно... Очень просто
Правда, слегка смутило маленькое усилие по тангажу на ручке. Балансировочное положение вроде определяется однозначно. Но вот при перемещении ручки усилий почти не возникает. И медленно, очень медленно он летит на этом балансировочном положении...
Фотодокумент

Так, высоты еще дофига...
Я так увлекся полетом, что напрочь забыл о посадке. Разворот на северо-запад. Высоты все еще много. Ну да ладно, по диагонали сядем.
Перехват. Переход в стойку... А вот на то место, куда собирался садиться, заранее я не посмотрел. В предполагаемом месте посадки была. Вокруг – земляные насыпи, в почти отвесный склон которой я сейчас летел. Отворачивать особо некуда. Мдя...
Перед самой «стенкой» резко пихнул ручку. Дельтаплан остановился, и поставил меня на землю... Точнее, на эту самую стенку. Трапеция стала на верх насыпи, килевая труба почти вертикально уперлась в основание этой самой насыпи. Я поскользнулся и повис на подцепе. Мдя... Подтянулся на стойках, отцепил карабин, вылез на насыпь. Заглянул в яму... Когда-то я уже садился возле этой ямы, правда с другой стороны, но тоже на самом краешке...
Спустился вниз, стащил дельтаплан за килевую трубу, и понес его на разборку. В западном овраге были уже глубокие сумерки.
Это был первый полет в новом году. На новом для меня дельтаплане.
04.01.2009

Новогодние подснежники
Снегопад 4 января не смог напугать нескольких отчаянных учлётов, а также Андрея Березовского, который взял на себя труд с ними позаниматься. Некоторое время спустя на горе появился ещё и Андрей Закидышев, предложивший оригинальное решение проблемы весовой балансировки заснеженой УТшки :-)

Фотодокумент Все фотографии


Следующая страница     Back to reality     Предыдущая страница