Володя Марчук: «Ступенечные» полёты в юго-восточный косяк
Случилось очередное подтверждение правила: кто хочет учиться летать - тот ходит на Гору, а кто не хочет - тот смотрит прогнозы.
С утра повозились у ангара с аппаратами, сняли обшивку с "Призрака", вечером Настя увезла её домой латки ставить. Откуда-то прибежавший наглый таксовый подросток отбирал еду у приангарных котов — пришлось его гонять.
Пришли на Гору, на западный склон. Я сбегал наверх, обнаружил там не сильный, юго-юго-юго, но восток. Пришлось идти на восточную "Ступеньку", хотя она и проигрывает западной при полётах с косяком.
Пришли, собрались. на "Ступеньке" был почти полный штиль, "дышали" юго-восточные дуновения. На поле дул ровный южный ветер, 1-2 м/с, в порывах до трёх.
Полёты открыл Иван Щербань. Первые пару раз слетел в вертикали - привыкал к новому для него старту и погоде. Третий раз (НЯП) уже перехватился - нормально.
Основное замечание: такой-себе старт. Т.е. бежит, старается, но не жмёт аппарат. В результате, отрывается на небольшой скорости, потом, дисциплинированно прибирает ручку, УТ-шка просаживается и летит нормально. Но сразу после отрыва и до набора скорости аппарат находится в очень опасном положении - без скорости. Из-за чего летит и управляется плохо, да и любое несимметричное обтекание крыла может спровоцировать штопор. Возможно, что играло роль и то, что я предложил Ване разбегаться подальше от кромки. Там есть немного наклон вниз, но перед кромкой выполаживание и даже еле заметное повышение. Оно могло провоцировать спотыкание и снижение скорости разбега.
В третьем полёте бежал лучше, но оторвался непроизвольным пихом ручки, надеюсь, на видео он запечатлён. В горизонтали, сначала пытался поворачивать только головой - не увидел реакции аппарата. Вспомнил про ноги, занёс свой ЦТ - аппарат послушно накренился. Молодец, что сообразил в недолгом полёте и исполнил свои думки.
Потом слетала Настя.
Хотя и сильно сомневалась перед первым полётом, сильно её смущали стартовые условия, но отважилась. На разбеге настолько старалась, настолько правильно и наглядно нагружала трапецию, что я предложил Ване смотреть Настины старты и учиться правильно стартовать. Молодец!
Первый раз слетала НЯП в вертикали, потом перехватывалась в горизонт. Настя вполне уверенно чувствует своё пространственное положение в горизонтали, активно рулит по крену, вовремя перехватывается обратно. Случайно заметил, а потом на разборе полёта подтвердилось, что Настя совершенно сознательно при исправлении крена делает ещё и короткое движение в противоположную сторону. в сторону крена. На низких скоростях и высотах это выглядело странно. Объяснил её, что такое движение может быть уместным только в полёте на скоростных режимах, да и то, не на всех аппаратах. А на низкой скорости и высоте не только бесполезно, но и вредно - может снова развиться тот крен, который только что исправила.
Потом снова была Ванина серия: стартовал уже лучше, старался перехватываться. В завершающем полёте словил крен на разбеге, оторвался на малой скорости и дооолго-дооолго исправлял крен в вертикали. Исправил, сел нормально. Получил наглядную демонстрацию того, что дельтаплан без скорости плохо рулится по крену. Надо было поднабрать скорости — крен бы исправился легче.
Потом обедали приготовленными Женей крылышками — обожрались :).
Потом Ваня сделал завершающую серию. Под конец её уже устал, в крайнем полёте будучи в горизонтали, но низковато, ввалил аппарат в сильный правый крен. Из-за близости земли совместил перекат в вертикаль, исправление крена и выравнивание перед посадкой. В результате скорость потерял чуть раньше, чем остаток крена исправил, выйти из крена полностью не смог и завершил полёт классическим «пони бегает по кругу». Но все целы, всё было очень медленно.
Надеюсь, Люда выложит отснятые ролики — будет материал объективного контроля.
Собрались и уехали на «ГАЗели» Жени Зайчука.
16.10.2017
Володя Марчук: Занятия в середине Октября
Днём возились с техникой. Я с «Баклажаном», а экипаж «Конкорда» со своим аппаратом - зашивали ему протёртости в обшивке.
К обеду вынеслись на запад, пообедали.
Женя Зайчук смог. Найти передним колесом «Газели» яму из-под спиленного строительного столбика. Но Жека также смог найти в селе бусик, который его вытащил - тут обошлось хорошо всё.
Был довольно сильный северо-западный ветер и сильная термичка.
Подождали ещё, после обеда погода стала резко стихать.
Настя и Иван сделали по паре «вспоминательных» полётов с «Тропинки», потом пошли на «Ступеньку». Видео полёта Насти с тропинки
Там Настя сделала три полёта по прямой, из них два с перехватом. Можно сказать, что без особых замечаний. Из шероховатостей -иногда подход к земле на повышенной скорости и выдача без выдерживания, а из-за этого УТ-шка стремится подвзмыть. Но в остальном всё твёрдо «хорошо», включая управление в горизонтали.
Ваня сделал со «Ступеньки» четыре полёта: два в вертикали - ознакомительных (кстати, поздравления с новым освоенным стартом :Bravo: ), а два с перехватом в горизонталь. Видео полёта Вани со ступеньки
В первом «перехватном» присутствовали ошибки: потеря скорости при перехвате в горизонталь (тут же исправил уже «лёжа») и потеря скорости при перехвате в вертикаль - садился из парашютирования.
Интересно, что Ваня свои ошибки понял сам и довольно внятно мне их сам озвучил после подъёма на «Ступеньку» - это гут.
Во втором полёте с перехватом Ваня уже не делал особых ошибок. Полёт по прямой с перехватом выполнил на хорошую «четвёрку».
Потом уже совсем смеркалось и мы собрались и пошли в ангар.
Ване и Насте налётывать опыт со «Ступеньки» с перехватом. По погоде и стабильном выполнении полёта по прямой - начинать поворачивать.
Ярослав Покровский:
Приехал первый к ангарчику, нашел ключ любезно подаренный мне Димой Хаитом
на крыше, открыл ангар и за неимением дел уселся на травичке попить чайку
и перекурить.
Не успел и глоток сделать, как пришел Володя с новеньким парнем, и по моей
просьбе открыл КМЗшный ангар, чтоб «обвисеть» приобретенную в четверг у
Андрея Ониско подвесочку «Вайпер». При тестировании я очень сильно
потянул нижний замок, да так, что разогнулась собачка, оперативно набрали
Игоря Наконечного, чтоб получить консультации.
Получили, запшикали силиконом, вроде норм...
Повесился еще разок, поимитировал полет и пошли собираться на восток.
В ангаре с Вовой нашли «Комбат 2», ошибочно приняли его за «Рыжего».
Отнес аппарат, вернулся за машинкой, подъехал и стал собираться, в это
время подъехал Олег Муравейник, Володя с Настей и новым парнем, а также с
Жекой Зайчуком топтали капусту.
Первый раз, в виду перерыва между полетами в два месяца, а также аппарата
на котором я не летал решил полететь в полиспасте, слетел штатно, сел
хорошо, убедился, что различие «Комбата» и «Рыжего» только в цвете :)
Второй полет был в вайпере, это был ужас, толи потому что, рюкзак запихал
в хвост, толи от страха весения по новому, но я не смог в него толком
влезть и вытянуть ноги, в итоге полет был не полет, а стремление не
убиться с посадкой в камыши)
После такого полета, не хотелось вообще в ней летать, рученки тянулись к
старому доброму полиспасту, плюс погода развивалась, я заявил, что не хочу
летать сверху вниз и тренироваться влазить в вайпер, а хочу парить в
полиспасте, на что Володя возразил и наказал парить в вайпере, ну чтож,
попытка номер два.
И тут как всегда неожиданно пришел обед :))) Я по быстрому перекусил,
немного отдохнул и пошел под грушу, договорились с Вовой, что я немного
повишу, потренируюсь влазить.
И вот я на старте.
Стартую, поворачиваю и, о чудо влазию, причем располагаюсь в ней и
чувствую себя весьма комфортно, потихоньку держит, полетал около 4 минут,
при этом пробовал полностью расслабляться, чувство полного комфорта,
подвеска огонь. Все в ней хорошо, кроме её веса, чтоб вы понимали мне её
постоянно кто то заносил на старт, то Вова, то Люда, за что им огромное
спасибо, иначе я бы просто не полетел в четвертый раз и крепатура которая
меня давила все воскресенье была-бы значительно жестче...
Крайний полет в этот день был эмоциональным, во первых уже неплохо
раздулось, погода стала весьма активной, и плюс куча поплавков в небе,
товарищи, это жесть, они летают задом вперед, не отворачивают, и ведут
себя вообще как бессмертные, тандемщик вообще гонялся за мной, на первом
видео :) В этом полете приходилось активно работать, кроме парапланов был
стремный момент с вагончиком, идя на север вдоль склона, я резко
почувствовал как меня начало тянуть за кромку, пытался отвернуть, не
вышло, наверно надо было энергичнее, в результате я вишу над кромкой
мордой в ветер и теряю высоту без существенного горизонтального
перемещения, весьма стремное ощущение, и ручку жать стремно, так как
высота кончится и что делать не понятно, на запад вообще не подумал
лететь. В результате немного повисев в позе параплана, я потихоньку
прибираю ручку и выбираюсь из пленения вагончиком, немного полетав
вываливаюсь с парения и иду на посадку.
Спасибо большое тем, кто занес «Комбат», так как на момент его сборки я уже
опаздывал на 2,5 часа.
Володя Марчук: ВеликоКрученная «малинка»
Съездили в субботу.
Более-менее успешно, особенно некоторые оторвались.
Завидую.
Сначала мы (на моей машине приехали Юра Примак и Лёша Бусол) подъехали в лагерь и наблюдали палатку с дрыхнущими «ещё со вчерашнего».
Тем временем Антон Лопатин сотоварищи коварно прокрались, не заезжая в лагерь, прям на старт со стороны Ульяновки и стали там собираться и растягивать малинку.
После десяти в лагерь подъехали Матвеичи, созвонились в Антоном и все выдвинулись на старт.
Собрались, настроились. Лёша Бусол помог мне заменить на аппарате согнутый ранее болт крепления стоек и исправить неправильную заправку полиспастерной верёвки в правой стойке. Потом он активно общался с Антоном, тот взял его учиться (восстанавливать навыки) буксировать «малинку».
Первым стартовал Рома Азёмов. Как он говорил - облетаться. Ага...
Вторым, после разрешения Антоновых сомнений Богдановыми уверениями, стартовал Кирилл. Нормально затянулся, хотя по пути его довольно активно корячило термичкой. После отцепки он, не найдя ничего во полях, прилетел к старту и долго-долго пытался обработать что-то на высоте 50-100 метров.
Тем временем Рому, зацепивший таки поток, уже был малень-ким-маленьким высоко-высоко в небе.
Кирилл сел.
Стартовал я. Впервые облётывал крепление буксировочного замка за грудные петли с верёвкой под спидбаром.
После отрыва дельтаплан рванул вверх, я его старался придерживать, спидбар сверху упирался в уздечку замка, которая ощутимо мешала работать по кренам. Но получилось. Как только вырос угол набора и верёвка перестала упираться в спидбар, пошёл набор... И вдруг резко пропала тяга буксировки, я тут же выровнялся в горизонт. Верёвка провисла вниз, у меня проскочила мысль, что меня сбросил буксировщик, я выплюнул прищепку и сел по курсу буксировки.
Приволокся на старт и оказалось, что не сбрасывали меня, а оборвалась буксировочная верёвка. А Рома Азёмов тем временем продолжал набор, но всё в районе аэродрома. Пилоты на земле гадали, куда он построит маршрут.
Полетел Юра Примак - у него в наборе случился самоотцеп замка. Сел нормально.
А Рома всё летал над аэродромом. Высоко. Стоящие на земле в шутку уже сердито замечали в его сторону, мол «Летел бы уже куда-то!»
Стартовал Олег Матвеев - оборвалась верёвка. Как бы это намекнуть держателям «малинки» вести журнал количества стартов, наработать статистику ресурса верёвки и уже рассчитывать скорый выход верёвки из строя, заранее покупая новую?
А Рома всё висел над аэродромом. Ближе к полутора - двум тыщам метров, если на глаз измерять.
Стартовала Юля - не высоко забуксировалась, но нашла поток и стала в набор.
За ней стартовал я.
Снова с верёвкой под спидбаром. После отрыва снова аппарат рванул вверх, я его привычно придерживаю, скорость растёт, ровняю крена, вспоминаю опыт аэробуксировки...
Постепенно до меня доходит, что это же «малинка», а не аэробукс, тут скорость гнать не надо - надо вверх лезть!. Плавно возвращаю ручку в нейтраль. Приходится бороться с неожиданно сильными не кренами, но отворотами аппарата от курса буксировки. Таки много прощает «малинка», даже при серьёзных отворотах и «уездов» в сторону на десятки метров вполне в возможностях пилота вернуться на нужный курс.
Замечаю, что довольно неудобно вишу - слишком уж головой вниз, но исправить это на затяжке в моей подвеске нельзя
Замечаю, что как-то не быстро идёт набор, а до конца дороги машине-буксировшику уже не долго осталось. Стараюсь ручку держать не только в нейтрали, но даже понемногу подпихиваю.
Бросаю взгляд на высотник - всего около двухсот метров набрал.
Пихаю ручку немного больше, борюсь с кренами.
Тем временем машина доезжает до прямого участка, но не останавливается и едет по дороге уже поперёк курса буксировки. Решаю пожадничать и попробовать поднабрать за счёт остатков тяги на растянутой верёвке — почти ничего не получается, тяги нет. Отцепляюсь. На высотнике 298 метров всего
В свободном полёте перво-наперво пробую перебалансироваться немного повыше носом. С трудом нащупываю верёвочку перебалансировки пальцами в перчатках, кое-как подтягиваюсь чуть повыше, как-то сильно неудобно это и сил много требует. Аппарат летит в спокойном воздухе, снижается, никаких потоков нет
Ещё раз подтягиваюсь чуть повыше — стало немного лучше.
Понимаю, что потоков нет, высота активно теряется, надо лететь к старту. По дороге совсем ничего не нахожу, демонстративно бросаю руки и аппарат спокойно и ровно летит сам. В таком режиме долетаю до старта, высота около 150 метров, на старте аппарат Жени Лысенко.
Разворачиваюсь против ветра, тут неспокойный воздух намекает на наличие потока где-то рядом. Вдруг аппарат энергично задирает левое крыло, идёт в правый разворот — все признаки сильного потока. А прибор молчит. Взгляд на прибор- снижение -2 м/с
Но рядом находится столь же узкий и сильный восходняк. Раз за разом пытаюсь ввинтиться в восходящую часть потока, но удаётся только половину - треть спирали уместить в наборе, потом ловлю снижение. Высота плавает в диапазоне 100-150 метров. Несколько минут колбашусь в этих зародышах потоков, но зацепиться не удаётся. Когда высота падает до 80 метров принимаю решение строить заход на посадку. Заодно проверяю, чтобы ботинки не зацепились за верёвочку подвески — всё нормально.
Во второй половине восьмёрки захода меня ловит нисходняк и высота быстро сливается. Выхожу из крена, одновременно пытаясь перехватиться в вертикаль — чувствую, что правый кроссовок таки зацепил верёвку подвески. Пытаюсь вытащить ногу — удаётся. К тому времени аппарат уже находится довольно низко и энергично сыпется к земле. Мне кажется, что я пытаюсь его разогнать повиснув на стойках, но наблюдатели с земли потом говорили, что заходил я на очень малой скорости - это плохо.
Замечаю, что уж слишком быстро набегает земля, в сочетании с вялым разгоном аппарата это мне кажется похожим на то, что мне в хвост дунул порыв. Перестаю пытаться разогнать скорость — из-за вялой реакции по тангажу опасаюсь не успеть выровнять аппарат над землёй.
Выравниваюсь, но уж слишком быстро земля набегает для моей не очень-то большой воздушной скорости — похоже, что придётся по ветру моститься.
На хорошую выдачу не хватает рук в момент, когда трапеция цепляет землю боком, с проворотом вокруг стойки, ныряю в трапецию -БУХ!
Все целы всё цело.
Ташусь на старт — аппарат Жени Лысенко по-прежнему на тележке. Кирилл подошёл, предложил помощь — я отдал ему шлем.
Жека так и стоял на старте, когда я пришёл. Пронёсся слух о сломавшейся «малинке». Её заменили на другую, опробовали — тоже не рабочая
Лёша Бусол активно организовал попытку диагностики и починки «малинок». К концу действа нашлись даже тестер и паяльник. Но произвести полевой ремонт не удалось и буксировочные полёты на сегодня закрылись
Спустился с верхотуры Рома, приземлился красиво и отлично. В разговоре с ним проскочила фраза, почти точно соответствующая распространённому «Боромир-мему»:
Юля продолжала летать, улетела на маршрут против ветра. Всего сделала 16 км, села, Олег поехал её подбирать.
Мы поехали за бусиком Игоря Гладченко с командой из Богдана, Кирилла и Димы Хаита смотреть склон на севере от Великой Кручи. До трасы долго и медленно тащились — оказалось за рулём буса Диму учили водить.
Дорога до того склона оказалась очень «не очень», после дырявого асфальта ещё пришлось карабкаться по крутой и очень горбатой грунтовке с промоинами — дорога только для сухой погоды и не для низкосидящих машин. Альтернатива этому пути есть — грунтовка от трассы. Но ребята рассказали, что вчера они на ней чуть не перевернули Игорев бус, второй раз туда ехать не хотели.
Склон неплохой. Высотой 40-50 метров на глаз, развёрнут на северо-северо-запад, ориентировочно на 330градусов. Вот тут с координатами 50.258072, 32.802672. Но довольно короткий участок, на котором можно пробовать парить, всего с полкилометра, на глаз. И порезан оврагами и ложками сильно. В свежий ветер могут тут быть неожиданные сюрпризы от обтекания ветром, надо тщательно облетать его. Посадка внизу — обширное поле, хотя и с торчащими кустами-деревьями. Пока сесть можно, но когда они подрастут и размножатся — будет уже не совсем просто. Посадка сверху — довольно узкая полоска между кромкой и лесополосой сзади. При заходе сбоку и опытном пилоте может и прокатит. А могут быть и сильные ротора за кромкой. Я бы не пробовал.
Итог по склону: Ехать 180 км, их них последние 20 км по ямистой и горбатой асфальтовой дороге, завершающий километр по проходимой только в сухую погоду грунтовке — специфическое удовольствие. Перспектива парить там, в средний и сильный ветер — скорее всего получится. А дальше — пробовать надо.
Потом уехали домой, уже без приключений. Всё завершилось, но полетали маловато
02.07.2017
Володя Марчук: Сильный, термичный западный ветер
Те, кто не приехал на Гору, полёты не потеряли.
Мы приехали не сильно рано, в десять с чем-то. По дороге имели проблему с авто-полицаями, но они оказались добрыми и ограничились устным замечанием. Гору посетил наш годовалый пОляк - Серёга Тридгардт, он привёз с собой Люду.
На Горе сначала дул просто сильноватый западный ветер с нарождающейся термичкой.
Начали бегать по «Тропинке» с уже летающими и бегающими УТ-шниками. У Насти, Сергея и Олега получалось хорошо. Постепенно поднимал их выше. Настя, с её воздушным весом, умудрялась отрываться ещё ниже перегиба.
Сергею удалось оторваться, стартуя с перегиба «Тропинки». Как мин. один раз, исправляя возникший правый крен, он двумя руками взялся за левую стойку. Наблюдатели на земле восприняли это движение как начало самостраховки. А когда крен выправился, Сергей снова взялся правой рукой за правую стойку и нормально продолжил полёт. На земле рассказывал, что таким образом он именно крен исправлял. Хотя, заодно и к самостраховке подготовился
Олег вполне прилично бегал по наклону.
В очередную попытку я поднял Настю выше перегиба, долго-долго ждали подходящую погоду, но не дождались - пешком сошли вниз. К тому времени ветер ещё раздулся, термичка усилилась, внизу погода перестала быть приемлемой. Сверху дул устойчивый западный сквозняк, лезть туда даже не хотелось.
Пришёл Ваня Цуркан, его энтузиазм очень пригодился в дальнейших облётах погоды. Под увеличившееся количество учлётов вынесли и второй аппарат - «Призрак».
Подъехали перворазники, Алексей с Динарой. После обеда к ним добавились Саша и уже бегавший Влад. Пока летать было нельзя, занимались с ними. Стоит отметить, что им даже поднимать аппарат было сложно из-за дующего со всех сторон порывистого ветра.
Часам к четырём Ваня Цуркан, сбегав на склон и доложив мне, что погода успокаивается, схватил УТ-шку и поволок её на склон. Но его хватило лишь до «Первой Ступеньки», дальше прижало вновь усилившимся ветром. Я поднялся к нему, стали ждать погоды. Почти к пяти часам дождались. Ваня стартовал хорошо, его тут же резко бросило в левый крен, он не менее резко его исправил. Потом аппарат стало сильно просаживать, хотя Ваня выдерживал адекватную, чуть повышенную скорость. Приземлился хорошо, не долетая дороги(!). С «Первой Ступеньки»! Были сделаны выводы, что погода не годится никуда, а техника пилотирования у Вани вполне восстановилась.
Ещё через час попробовали облетать Ваней погоду на «Тропинке».
В то же время Люда занималась с бегающими в нижней части «Тропинки», тренируя разбег по наклону.
Образцовый разбег Вани, старт, полёт… Перелетев перегиб его начало сильно садить вниз, но используя подобранную скорость Ваня всё же смог выйти над самой травкой и нормально посадил аппарат. Очевидно, что работал ротор из-за кустов на контрсклоне, который неделю назад прибил меня к земле почти в том же месте на УТ-шке с передней центровкой:
Подождали ещё немного, снова Ваня слетел с верха «Тропинки» — прижимало, но уже как-то привычно.
Попробовали запустить Сергея с точки выше перегиба, но ниже верха «Тропинки». Он сделал всё правильно, разбег, отрыв, полёт. Но садить его стало тоже, а высоты чуть, но не хватило и он таки цепанул ручкой траву у подножия «Тропинки». Аппарат тут же закопался и резко остановился. Благо, Сергей уже начал делать самостраховку и никак не пострадал. На этом полёты и занятия решили прикрыть, ибо нервы у инструкторов уже закончились. Да и учлёты как-то не рвались больше летать. Настя, глядя на такие «полёты» благоразумно аргументировала скорыми вступительными экзаменами, бегающие внизу просто упахались уже.
Собрались, унеслись в ангар. Интересно, что к уже глубокому вечеру ветер так и не утих, пока шли к машине по западной долине наблюдали одинокий параплан, который безуспешно пытался слететь с «Тропинки», но его подскладывало прямо в полёте.
01.04.2017
Володя Марчук: Первое апреля 2017
В субботу я с учлётами добрался до Горы только к обеду: учлёты подходили поздно, да и ветер с утра дул вдоль Горы. До этого удалось потренировать Настю Савину на учебной трапеции в КМЗ-овском ангаре.
Но к нашему приходу внизу дул слабый ровный Восток, который иногда лёгкая термичка превращала то в северный, то в южный косяк.
Я занимался с учлётами на нижнем старте, сверху заведовал Богдан Норкин.
Так как двое из троих учлётов имели перерыв в полётах, то для вспоминания навыков я предложил им побегать от подножия «Ступеньки».
У Насти Савиной бегать получалось хорошо, без вопросов.
Володя Бельский, несмотря на то, что в прошлые выходные пробовал летать, разбегался плохо. Обычная ошибка: не нагружение стоек при разбеге - аппарат задирает нос. У Володи хватает силы и массы и при этом довольно быстро бежать, но аппарат с таким углом атаки не полетит точно. Пока продолжили бегать. В следующих попытках, если пилоту перед стартом напомнить о нагружении стоек, то у него иногда получались просто отличные пробежки - скорости у него тоже хватает. Но стабильностью пока и не пахло
Ваня Щербань пробежался попервой просто отлично, потом пытался чуть задрать угол в начале движения, но быстро давил его в процессе и бежал хорошо.
С тем и пошли вспоминать лётные умения на «новую Капусту».
Погода на старте: ровный восточный ветер силой 1-2 м/с. Термичка проявляется только в плавных усилениях до 2,5-3 м/с или стиханиях до почти штиля.
Первым лететь довелось Ване.
Выполнил отличный разбег. Хорошо летел в вертикали, маленькие крена с отвычки ровнял слишком энергично, аже перекренил аппарат. Но к посадке с кренами разобрался, подошёл к земле ровно.
И по привычке полётов на западном склоне сразу выдал стойки на всю длину рук!
УТ-шка взмыла на 4-5 метров! Ну хорошо, не так высоко, но 3-4 метра там было точно, тангаж близкий к 90 градусам. Пилот принял правильное решение и выполнил самостраховку навиванием на стойку. УТ-шка припланетилась слегка опустив нос, но без крена. Пилот цел, удивлялся, что так мягко приземлился. Были сильно согнуты оба стойки, но их удалось выровнять.
Вывод и инструкторам: учлётам, кто не садился на восточное поле, рассказывать и предупреждать про отличие от западной посадки на набегающий уклон.
Потом запустил Настю - отличный полёт в вертикали. И длииииинное выдерживание, характерное скорее для «Студента». Ровная погода, малый вес пилота и экран - эффект повлияли :)
Второй полёт предложил ей сделать с перехватом в горизонт (она на этом этапе как раз остановилась). Проинструктировал, подцепил, подвесил, проверил. Хороший разбег, отрыв. Немного протянула в вертикали, стараясь выполнить инструктаж «убедиться, что полёт проходит нормально, только потом перехватываться». Только перехватилась, как боковой порывчик и немного повышенная скорость привели к флаттеру ремней подвески - пилот от необычного звука и малого остатка высоты тут же перехватилась обратно. Хорошо посадила УТ--шку, тоже с длинным выдерживанием.
Побегали Володю с подножие «Капусты». - Стабильности нет. Сначала не нагружает стойки и угол упускает. После внушения бежит отлично, но только отвлечётся - снова задирает нос.
Потом летал Ваня.
Два нормальных полёта в вертикали с хорошими посадками с длинным выдерживанием. По кренам работал уже спокойнее.
Проявилась ошибка на разбеге - иногда не давит стойки и отрывается с запредельным углом тангажа/атаки. Но указующий вопль инструктора «СКОРОСТЬ!» слышит и отрабатывает, потом летит хорошо.
Вообще, у Вани и Володи проявлялась одинаковая ошибка, обычно присущая девочкам: они привыкли держать аппарат на стопе с отрицательным тангажем, а с началом движения поднимают нос до полётного положения. А если им перед стартом выставить правильный угол тангажа (+10-15 градусов), то с началом движения они привычно дальше задирают нос выходя в область уже закритических углов.
Рассказал им обоим почему так делать нельзя, а нужно делать правильно. Вроде оба прониклись, но иногда норовили то держать аппарат «носом вниз», то задрать угол на разбеге с исправлением после отрыва. Обоим нужно вырабатывать стабильность старта.
Потом ветер закосил с Юга настолько, что я долго не отваживался выпускать Настю. Потом запустил её с самого перегиба «Капусты», без разбега по почти горизонтальной вершине, где дул иногда попутно - боковой штиль.
В итоге Настя летала и стартовала хорошо. Но из-за ветровых условий на старте не всегда высоты хватало для перехвата. Но в итоге почин сделан, в следующие разы её можно смело запускать со «Ступеньки» с заданием на перехват в горизонталь. Всего сделала шесть полётов с восточной «Капусты».
Ване наоборот досталась погода с ровным слабым ветром. Летает в вертикали хорошо, но нужно работать над стабильностью стартов: может забыть нагрузить стойки на разбеге, оторваться с большим углом атаки, но потом сам уменьшает его до полётного. Всего семь полётов за половину дня.
Володе надо работать над стабильностью правильного выполнения разбега. Лучше всего на западной «Тропинке», разбегаясь по наклону, но ещё без отрыва. Будет стартовать хорошо — поднимать выше до отрыва и полёта.
Сверхулетающие — за них больше Богдан Норкин скажет, нам только посадки были видны. У Ярослава получалось всё отлично по скоростям, с полной остановкой на выдаче. Но как мин. В двух посадках у него оставался неисправленный крен, что приводило к началу «циркуля» и касанию консолью. У Кирилла наоборот, заход, планирование, выравнивание проходили хорошо, но на выдерживании он стабильно передерживает аппарат, из-за чего получается неэффективная выдача и длинный пробег на посадке. Хорошо, что трава выгорела и не зацепил множественные кротовины на поле.
Видео: Раз Два Три Четыре Пять - тут видно как я хочу "как Богдан" и жмусь ближе, но не держало, мало мастерства))
Разбор видео от Марчука:
Первый:
Ручка пережата, управление только кренами, если и есть отдача, то незаметная.
Посадка по скоростям и отдаче - хорошо, но остаточный левый крен - плохо.
Второй:
Попервой пережал, но уже в первом галсе расслабился и перестал жать - хорошо.
Выход из первого левого разворота только креном - вот он и затянутый такой.
Втрой разворот переборщил с креном и выход только зажатием с открениванием. А это = затянутый выход и сильное скольжение на нижнее крыло.
Посадка почти хорошо, небольшой правый крен - внимательнее будь.
Третий:
После старта втопил и расслабил руки по тангажу только у "Сталинграда".
Левый разворот - хорошо, только крен великоват, поэтому пришлось рано и энергично выводить. Потерял больше высоты, чем если бы развернулся с меньшим креном и спокойнол подполз бы ближе к склону.
Правый разворот без отдачи Выход из него тоже
Заход на посадку и посадка: хорошо. Только косить спидбаром камыш - старайся так не делать и заходить на чистое. А то может и захлестнуть за спидбар, особенно если на камыше будут качалки. Захлестнут за спидбар - будет больно.
Четвёртый:
Немного недолбежал - аппарат после отрыва клюнул. Вот наглядная демонстрация, что в слабый ветер бежать надо быстро!
Развороты: хорошо.
При подходе к "Ступенькам" снова зажал и рулишь креном только.
При заходе на посадку сделал поворот креном, получил скольжение и перекренивание обратно на перехвате - плохо.
Посадка почти без крена, но в борьбе за это чуть промахнулся со скоростью. Нормально, но раньше было лучше.
Пятый:
Первый поворот направо - на пережатом. Так ты сразу сливаешь кромку и свой шанс выпарить.
Первый разворот - хорошо. Во втором даже чуть до малой скорости довёл, но в мягкую погоду прокатило. Но в сильную мог бы и на склоне валяться
Заход начал хорошо, потом поджал и левый подворот зачем-то выполнял на зажатом крыле. А надо было на нормальной скорости подлететь к точке поворота, развернуться на нормальной скорости на глиссаду, а потом жать.
Из-за поджатия в повороте получил скольжение и раскачку по кренам, но почти совсем справился и хорошо посадил..
Основные рекомендации:
1. Не жать аппарат сразу после перехвата в горизонталь и в первом повороте - просядешь 100%
2. Сначала разворачиваться на пос. курс, а только потом перехватываться в вертикаль и жать.
3. Аккуратнее с потерей скорости в развороте на склон, будучи ниже склона.
12.03.2017
Ярослав Покровский: Первое парение
Погодные условия моим неопытным глазом:
Ветер около 4 м/с, небо затянуто дымкой благодаря чему отсутствовала вредная термичка.
Зона динамического парения весьма широкая :)
Приехали на гору, в этот день на студенте по имени «Рыжий» экипаж состоял из трех пилотов, Кости, Толика и меня.
Первым решили запустить Толика, слетел как получилось, новый склон, новый аппарат, вторым полетел я, первый раз на студенте с восточного склона, слетел быстро и размытыми поворотами, жал аппарат как мог :)
Третий летел Костя, почти также как я, тоже жал Рыжего как мог) После, опять полетел Толик, летал уже подольше, но погода еще видать была не та :)
После, пока Толик затаскивал мне аппарат, я увидел спускающегося Костю, который заявил об обеде, я естественно возмутился, так как двух еще не было, а полетал я только раз, и попросил Вову еще раз меня выпустить (обычно я не настаиваю, но тут очень надо было :))) Володя любезно согласился).
Стоя на старте выжидали пока парапланы уйдут в одну сторону, в этот день их было много и именно они вызывали у меня наибольшие опасения.
Дождались, стартую, провешиваюсь удобно в подвеске и начинаю поворот на Юг, аппарат не жму и он - о чудо!, летит вверх), делаю поворот, и он опять летит в верх! Лечу пока еще не веря в происходящее, перед поворотами всегда смотрю и назад и в верх, так как трафик плотный) Повороты старался делать в подъемах, это реально чувствуется) Пролетал недалеко от Семеныча, запомнился один фиолетовый параплан который всегда где то рядом был, я его облетал) Два поворота с Севера на Юг были стремноваты, так как быстро поворачивало на склон, но было достаточно высоты. После я научился так не делать) Лечу такой и вижу как стоят рядом Вова с Людой, смотрят на меня и обсуждают думаю мои повороты :) В общем так бы я и летал, но в одном из галсов я догонял параплан (тот самый-фиолетовый), решил не рисковать, зажал аппарат отвернул от склона и пошел на посадку. Сел мягко.
За эти 7-10 минут научился наверно большему чем за год, понял аппарат, смог поразмышлять в полете, как говорил Вова: «Лечу я такой лечу, и думаю…» :)
На самом деле трудно описать все ощущения и восторг, хочу еще.
Про остальные события дня думаю напишут остальные участники. День действительно выдался очень насыщенным, и облеты Баклажана и Маша сверху и первых два парения Кирилла.
По полётам: нормально рулил, но уж слишком бесстрашно жался к склону при галсе с попутным косяком (с Юга на Север). Аккуратнее с этим, а то можешь не успеть удивиться даже...
В первом полёте так и не влез в подвеску, хотя времени был вагон. А достаточно было только отвести колено вбок, а не вперёд, и стать ботинком в дно фартука.
Во втором старте правилно согнул ногу коленом вбок и спокойно влез в подвеску. Рекомендация: повиснуть в трапеции на земле и потренировать переход в горизонталь. Сотню раз сделаешь - потом проблем в воздухе не будет.
По подвеске: Володя Моключенко продаёт свой свежепошитый "Кокон", ему он не понадобится ещё года полтора как мин.
Возможно, тебе он получше пойдёт, чем Гришина.
Он за подвеску просит 2000 грн - только цена потраченых им материалов.
Вопрос-предложение к экипажу аппарата: На видео заметно, что если страховочную петлю нового подцепа перенести перед мачтой, то она бы надёжно была ограничена от съезжания по килевой мачтой сзади и стойками впереди. Но для этого похоже, что коротковата страховочная петля. Перешить её с целью удлинения сильно сложно будет?
И напоминаю: поперечина на вашем аппарате сейчас - условно лётная, "попрыгушечная". А уже весна, погода будет жёстче и сильно.
Два Машиных полёта
Заключительного, к сожаленю нет, забыли включить камеру.
Первый полёт.
Условия вроде бы мягкие, судя по поведению аппарата на старте. Вполне себе лежит на потоке УТ-шка, кстати.
Маша в воздухе сильно не пережала аппарат - хорошо для первых полётов сверху.
Заход на посадку начат очень рано, явно не сориентировавшись на местности, а глядя прямо вниз на оставшуюся высоту. И с запасом "щоб було". Посему и вывел посадочный курс к камышу.
А про то, что на посадке в растительность нужно принимать верхушки камышей за уровень земли Маша явно забыла, отчего и въехала в камыши трапецией. Повезло, что не захлестнуло ручку, спроси у Кирилла как оно бывает.
Второй полёт.
По скоротям - нормально. Точнее не видно с этой точки, м.б., что и хорошо.
С кренами пока тяжело - сначала активно вкрениваешь, а потом не менее энергично выкрениваешь аппарат так, что аж перебрасываешь в противоположный крен. Ещё напрыгивать и напрыгивать опыт.
Кстати, у этой УТ-шки нет ли тенденции энергичнее крениться влево, чем вправо? Иль мне показалось?
Заход на посадочный курс теперь наоборот, опасно низко выполнен. И поворот только креном. с большим скольжением и большим расходом высоты.
Удалось выдернуть в последний момент и снова перекренить вправо. Подвзмытие из-за ранней выдачи - на УТ-шке не критично, но тот же Студент такого может и не простить и очень жёстко наказать.
Итог: Сыро, очень сыро. Налётывать опыт в плане построения захода на посадку и выполнения посадки. Во вторую очередь - координированные развороты и правильная дозировка управления по крену, меньше паники.
Учлётам изучать и "мотать на ус"!
Обратить внимание на траекторию движения относительно земли, на то, как пилот расходится с другими аппаратами, какие решения принимает.
Обратите внимание, что Игорь смотрит назад перед поворотом или сразу с началом крена для поворота. Всегда!
Запомните углы подхода к склону для выпаривания после просадки, вообше на траекторию движения к склону после разворотов. Смотрите на направление движения аппарата и на то, куда направлен его нос.
Замечайте, как пошвыривает аппарат в "районе вагончика" - ко времени полёта Игоря ветер усилился и "вагончик" уже вовсю проявлял свою сучность.
Отдельно: оцените как не жадно выполнен заход на посадку. Не "выпаривать до последнего", а правильно и не жадничая принято решение о посадке, надёжно, без риска построен заход. И на скорости на планировании. Ведь парение-то закончено, это уже посадка, тут надо безопасно сесть, а не остаться в воздухе лишнюю секунду.
Смотрите и учитесь!
Первый полёт.
Большую часть полёта, судя поположению ручки. аппарат или поджат без надобности, или пережат. Управление почти одними кренами, из-за чего сильные скольжения, долгий выход из кренов, большая потеря высоты.
Разворот на посадочный курс выполнялся только креном и меленьким креном из-за чего получился затянутым и размазаным, на посадочный курс вышел уже на малой высоте и параллельно успел, постепенно отпуская ручку. завесил аппарат. Т.е. не потерял скорость совсем не подпихивал ручку, но позволил аппарату лететь на низкой балансировочной скорости (1:03), хотя на такой высоте нужно уже быть на глиссаде, в вертикальном положении подвески и на повышенной скорости.
В итоге: не доразвернулся против ветра (косило с Севера, т.е. слева), поздно и некачественно перехватился за стойки (руки на стойках, но несимметрично, а тело-то почти в горизонте, а не в вертикали), допустил. чтобы боковиком тебе сделало правый крен и подразвернуло с ветром в хвост... Но при этом нормально сел - повезло.
Основные ошибки полёта: пережатый аппарат на высоте и повешенный на высоте посадки. А должно быть строго наоборот: не мешать дельтаплану лететь на высоте и держать повышенную скорость на глиссаде.
Второй полёт.
Началшо похожее: аппарат пережат не поделу, управлени только плечами, а не ЦТ и ногами. В галсек на Север уже может и не жал его, но управлял только кренчиками, а работал только плечами, а не "хвостом".
Слишком долго на такой малшой высоте летел на Север. В развороте на Юг пережал аппарат - получил сильное скольжение на нижнее крыло, затянутый выход и из-за этого разворот немного в сторону склона. А потом, уже на низкой высоте, допустил взмывание дельтаплана, т.е. просто перестал жать его, а используя разогнанную в скольжении скорость Студент и взмыл. И потерял скорсть. На низкой высоте.
А потом, уже на минимальной скорости, тебя, скорее всего, цапнули ротора от деревьев канавы (А нефиг было так далеко лететь на Север на малой высоте!). И без скорсти тебе не хватило управления противодействоват правому крену и с попутно-боковым и в крене понесо в подножие.
В этот момент, на такой высоте, уже давно пора было быть в вертикали, а не в горизонтали. Тогда б и самостраховку выполнят проще и эффективнее она. А ты держался правой рукой за стойку, левой за спидбар, от удара тея развернуло и левой стороной головы ты боднул землю. Повезло, что развернуло и не вошёл в землю прямо, последствия были бы намного серьёзнее
Итоги по вторму полёту. Ошибки: пережимаешь аппарат пока есть высота и отпускаешь у земли, управляешь без выдачи и тоько плечами. Поздно и коряво перехватываешься перед посадкой: руки на стойках, а тело в горизонт.
Что надо делать:
1. Не мешать аппарату лететь пока высота больше середины склона;
2. Выполнять координированные повороты всегда!
3. Но не допускать взмывания и вызванной им потери скорости во всём полёте, но особенно у земли.
4. Строить заход на посадку заранее, а не по факту снижения высоты до знакомой высоты "Первой ступеньки";
5. Выходить на глиссаду на той же высоте "Первой ступеньки". Т.е. заход надо строить заранее, а на высоте "Первой ступеньки" ты должен уже быть на посадочном курсе.
6. На глиссаде сразу перехватиться в вертикаль, не только руки переместить на стойки, но и тело подтянуть до вертикали. Полезно для тренировки этого комплекса посигать с той же "Первой ступеньки". а до этого раз 10-20 повторить на трапеции в ангаре КМЗ.
6. На глиссаде, на этапе планирования. аппарат жать! Подойдя к земле выровнять траекторию вдоль поверхности. выдержать до потери скорсти до балансирной и приземлить энергичой выдачей. Попробуй сам сее провести аутотренинг в спокойной обстановке, продумывая все эпизоды захода и посадки, мысленно представляя их один за другим.
Первый полёт.
Всё в пределах, знакомство с Горой.
Совет:
1. Аккуратнее с траверзом "вагончика" (0:29) с средний ветер ротора не только над кромкой хватают.
2. не лезь так низко (ниже середины склона) над деревьями к склону (0:54) - легко можешь в тех деревьях и остаься, они эффективно генерят ротора.
3. Посадку лучше планировать южнее, приблизительно напротив "Ступенек".
Косте: Толя летит на том же аппарате и в твой же подвеске. Обрати внимание на то, что в отличие от тебя, он:
1. Не пережимает ручку в полёте. Сравни где спидбар относительно тела у него и у тебя;
2. По крену работает ЦТ и "хвостом", а не только плечами, как ты;
3. На заходе на посадку заранее перехватывается, перехватывается в нормальную вертикаль, подтягивается на стойках - т.е. разгоняет аппарат на планировании, выдерживает и безопасно и красиво садит. Вот так и надо делать. Изучай и применяй.
Второй полёт.
Общие замечания:
1. Слишком агрессивно доворачиваешь в склон, потом из-за это приходится энергично и опасно от него уворачиватся. На это тратишь очень много сил и не всегда ты управляешь аппаратом. Лучше делать развороты меньшего радиуса, не выходя далеко в поле. Тогда и не придётся ломиться лбом в склон, а спокойно подходить к нему по касательной. В Ходосеевке относительно узкий динамик, поэтому, вылетая "в поля" ты сильнее теряешь высоту. а на возвращении к склону получаешь сначал подброс носа, а потом удар под хвост от динамика. А в это время ещё и приходится выполнять отворот почти на 90 градусов от склона. Намного эффективнее не вываливатся из зоны динамика вперёд и не боротся при вхождении в него. А постоянно оставаться в зоне наивыгоднейшего парения.
2. Выдерживать балансирную скорость хорошо, когда ты над кромкой и есть запас высоты до рельефа. А когда ползёшь над самой землёй, сбок скон, в турболентном воздухе, тогда лучше поджать ручку на 10-15 см. и иметь запас скорости. Да и аппарат будеть заметно лучше управляься по крену на скорости. Поверено.
Второй поворот (влево) очень стрёмно получился. Начат на хорошей высоте - это хорошо. Но отжимание от ручки и перехват в вертикаль не выйдя из крена - плохо. Похоже, что лёгкая "паника на борту" в этот момент присутствовала.
Но в привычной вертикали удалось вытащить аппарат из крена и даже, зачем-то, перекренить в лёгкий правый. Но курс уже был на высокий камыш, который не только препятствие, но и генератор сдвига ветра а то и ротора.
Вот с остаточным креном посадка и произошла. Без нормальной выдачи и без попытки убрать крен во время выдачи. Похоже, что ещё много опыта надо налетать на УТ-шке, а то пока пилот очень "сырой".
29.01.2017
Ярослав Покровский: Отличный денек – 29.01.2017
Народу было куча.
Всех перечислять не решусь, но как обычно бывает при восточном ветре, было много учлетов и присутствовали матерые пилоты.
Приехав одним из последних застал у ангара Вову, Люду и Богдана, взяли вчетвером два аппарата и пошли на восток, Богдану впервые доверили С-14 со Славными буквами «АН» на крыле, хотя по объяснению Люды я понял, что на крыле не «АН», а «АОН» :)))
Первое, что я услышал подходя к горе это звук бензопилы. После, в течении всего дня, этот звук неустанно жужжал, Жека беспощадно уничтожал под корень деревья, очищая летную территорию! :)
Под горой Кирилл с Костей уже собрали аппарат и потащили его наверх, я стал собирать свой рядом с Богданом собиравшим впервые С-14, в этом ему помогал Олег Матвеев.
Люда пошла на капусту, Вова в этот день командовал УТшками на верху, на ступеньке Игорь тренировал Машу и Володю, Женя пилил :)
Погода была учебная, нашим заданием было галсировать вдоль склона, к концу дня это получалось уже на порядок лучше, у меня выходило ближе прижиматься к склону, крайний полет мне особо понравился :)
Не понравился один из стартов, не только мне, но и Вове, я недостаточно зажимал аппарат на старте, впоследствии после отрыва он задрал нос и мягенько спикировал на склон, перед соприкосновением с землей я выдал и удара не было, сел метра на три ниже старта.
Поднялся, Володя отогнал от кромки на стоянку и сказал передохнуть около пяти минут. После подобных ошибок не было, стартовал на хорошей скорости.
Олег Матвеев показал на С-14, что можно было парить, Богдан на нем же после полета делился положительными впечатлениями и отмечал прелести аппарата, более подробно он поделился эмоциями на фэйсбуке :)
Игорь Наконечный также был неописуемо доволен своим Спортом :)
В целом день удался, я полетал 7 раз, все довольны, без происшествий :)
Эйфорическим окончанием стало выталкивание и вытаскивание заглохшей парапланерской волги :)
29.01.2017
Володя Марчук: Первый «Восток» в году
Первое занятие с восточным ветром в 2017 году получилось одновременно ёмким и успешным, даже неожиданно позитивным. Я занимался на верхнем старте, внизу рулили Люда и Игорь Наконечный, пусть они отпишутся что там было.
Погода сверху, когда мы поднялись с аппаратами, была следующая: слабый, но ровный восточный ветер с тенденцией поворота на юго-восток, со скоростью в 2-3 м/с, иногда, в усилениях, раздувался до 4-5 м/с. Но плавно, без порывов и «хлопков по ушам», как делает термичный ветер.
Сверху летали Кирилл, Костя и Ярослав. Первые двое летали на «В-52», Ярослав на «Призраке» (для не причастных: это персональные имена клубных дельтапланов «Славутич-УТ», а не типы ЛА).
Первым летел Кирилл. Полётное задание: поворот влево на 90 градусов, выравнивание курса вдоль склона; поворот вправо на 180 градусов с отходом от кромки и выравниванием курса вдоль склона, но уже над полем; проверка центровки аппарата способом снятия усилий на ручке; построение захода на посадку в секторе Восток-Юг и посадка. Со старта полёт выглядел нормально, только в развороте на 180 градусов, похоже, было небольшое снижение скорости, ибо на выходе из поворота аппарат скользнул на нижнее крыло. По ощущениям пилота у аппарата слегка задняя центровка, мол «ручка просилась вверх». Но тут я был не уверен, решил выпустить и второго пилота «В-52» - Костю с таким же заданием для контроля объективности проверки центровки.
Ярослав слетел средненько: старт на мин. пределе скорости, жаль, я тогда не воспринял это серьёзно; потом плавные повороты с небольшим, но пережатием ручки на галсах. Хотя, центровку в горизонтали посмотрел исправно, сел нормально. Тут я сильно заметил то, что у этого-то пилота рации и нет, возможности подсказать небыло. Если удастся где-то надыбать ещё одну рацию стандарта Family band, то Ярославу это сильно пригодится. После подъёма пилот рассказал, что центровка нормальная, получил рекомендации делать развороты компактнее и не пережимать аппарат.
Потом на С-14 полетел Богдан Норкин. Он уже давно просил «попробовать аппарат, сравнить его с «Сапфиром», почувствовать разницу». И тут совпали: желание пилота, явно облётная погода и Олег Матвеев, который проконсультировал Богдана в сборке. На старте к тому времени уже подкашивало справа, с Юга. У Богдана с непривычки вызвал затруднение большой люфт крыльев данного С-14 на стопе. Но дождался ровного ветра, хорошо разбежался и хорошо слетел – Тортик!
Потом на клубном С-15 Bravo слетел Игорь Наконечный. Он облётывал аппарат после долгого хранения в ангаре. Сначала осторожно и аккуратно, а потом уже и вполне свободно его пилотировал. Похоже, что аппарат и Игорь нашли общий язык!
Следующий полёт на «В-52» делал Костя Сиваш. Ему пришлось пару раз подсказать по рации не пережимать ручку, на прямой проверки центровки он летел ровно, после подъёма доложил, что отпущенный аппарат не делал попыток задрать нос, центровка нейтральная. Гут, это уже больше похоже на правду, на том и остановимся.
Следующий полётный маршрут для УТ-шек я поставил в другую сторону: после отрыва поворот 90 градусов направо, на Юг, дойти и развернуться перед южным окончанием склона «Сталинградом»; потом разворот на 180 градусов влево, выход на курс вдоль склона и удерживание его до траверза старта; разворот на 180 градусов вправо и полёт на Юг в сторону посадки; построение захода и посадка в секторе Восток-Юг.
Тут у меня уже смазались точные воспоминания о каждом из учлётов, но общие шероховатости были такие: долгий отход от склона после отрыва, галсы не вдоль, а с отходом от склона, второй поворот на 180 градусов слишком размазанный с вылетом «во поля».
Потом на С-14 слетел Олег Матвеев видео Учлётам смотреть и изучать как отличное учебное пособие выпаривания в Ходосеевке в дохлом зимнем динамике. С двумя ПП в воздухе. Смотреть где разворачиваться, как близко к склону ходить, вообще траекторию галсов (Кирилл, Костя, Ярослав - это вас касается). Наглядно видно, что это такое «сесть на кромку». Только с ПП расходиться стоит учлётам подальше, пока не обретёте Олегового опыта.
Учлёты на УТ-шках залетали уже осмысленнее, уже старались галсировать вдоль склона, скорость выдерживали уже чаще оптимальной, не перетапливали. Ярослав отличился плохим стартом, допустил задирание носа аппарата, потерю скорости до граничной. УТ-шка после кромки просела и снижалась почти на парашютировании как мин. треть высоты склона. Но хватило высоты и качества не цепануть клон, а после набора скорости аппарат полетел нормально, пилот старался выполнить полётное задание.
Слетел ещё раз Богдан. Ролик вот: видео
Наблюдения:
1. По крену работаешь часто без выдачи. А С-14 такого слушается туже, намного лучше реагирует если по крену им с работой по тангажу управлять. Помнится, на Студенте у тебя в первых парениях такое (только сильнее выраженное) бывало. Потом исправилось.
2. На 1:20 сам себя загнал в не очень удобную ситуацию - а если бы ПП не отошёл от склона? Было бы понятно, если бы ты в этот аппарат хорошо влётан был, а не второй полёт на нём делал. Самоуверенно слишком, аккуратнее, старайся не загонять себя в безвыходные ситуации из которых потом мужественно будешь выбираться. Или не допускай ситуаций, которые могут развиться в безвыходные.
3. На 2:00 немного раскачал по крену на низкой высоте. То же самое: - С-14 не любит управления только креном, тем более с одновременным прижатием ручки.
4. На 2:14 мог бы и предупредить парапланеристов о своей посадке. Например, криком «ВОЗДУХ!»
Очередная серия УТ-шек. У Кирилла и Кости небольшие улучшения, летали с меньшей суетой, чётче поворачивали. В этой серии Ярослав на разбеге и пролёте кромки не прижал стойки, уж слишком задрал нос аппарат, потерял скорость и после нежного касания правой законцовкой склона и последующего циркуля, относительно мягко припланетился. Отдохнул, получил от меня втык и накачку жать стойки на разбеге. В следующей попытке стартовал и летел нормально. Основная ошибка: повороты вправо выполнял только открениванием, из-за чего они получались сильно размазанными.
Потом обедали, после обеда продолжили. К тому времени уже знали, что снизу родился ещё один пилот – Игорь Омельченко! Ещё один тортик! Один из его полётов: видео
Володя Моключенко тоже аккуратно, но смог летать, перебарывая свою «старую рану» - поздравления! Летали также Маша и Настя.
Ну, а я продолжил запускать верхний старт. Ветер подтих метров 2 двух в секунду, но зато выровнялся и дул практически в лоб. Полётное задание учлётам я усложнил, обращая внимание на то, что первый разворот в динамик следует делать поскорее, сразу после отрыва и укладывания в горизонтальное положение в подвеске, а развороты у склона компактнее. Ребята в меру сил старались исполнять указания. У Кирилла получалось хорошо, развороты и галсы по заданию. От старания он аж не вытягивал до упора донышко подвески, так и летал два раза с коленями в потоке.
Костя… как-то «летучее» летел, это общее впечатление, конкретики уже не вспомню. Повороты и галсы – хорошо. У Ярослава старты уже были хорошие, хотя, жать стойки на разбеге стоит ему напоминать. И чуть размазаннее повороты, чем хотелось бы, НЯП.
Третий раз слетел Богдан, уже не парил по слабому ветру, но слетел хорошо: видео
Потом уже стало сереть, собрались и ушли в ангар, разъехались по домам.
Мысли об учебном процессе, рождённые при сравнении вариантов «с» и «без»:
1. Камеры для учлётов полезны. Очень полезны! О-Ч-Е-Н-Ь! Для всех уровней стартов, хоть с самых первых. При современных ценах на электронику скинуться на камеру в экипаже одного аппарата и совместно ею пользоваться, ИМХО будет вполне терпимо по деньгам, зато очень, очень полезно для оптимизации обучения. За прошедший день можно отлично рассмотреть и объективно разобрать полёты Богдана, а вот Кости, Кирилла и Ярослава – только по субъективным воспоминаниям;
2. Рации для сверхулетающих полезны не менее. Очень чётко была видна разница в полётах Кирилла и Кости, которым я мог подсказать их ошибки прямо в полёте, и Ярослава, которому я рассказывал только то, что смог вспомнить после его восхождения на старт. Клубные рации работают в стандарте PMR446 (он же FRS). Купить ещё такую и включиться в сеть – вполне возможно (теоретически, но лучше сначала попробовать, если кто решится. Клубные рации дам и поучаствую в тестировании – самому интересно). И стоят они терпимо.
22.01.2017
Ярослав Покровский:
Фотодокумент
22.01 выдался теплый и солнечный день.
Подъехавши с Людой к ангару никого не застали, три УТшки и соответственно 6 человек уже были под западом.
Приближаясь с Людой к подножию склона мы наблюдали бурлящею деятельность, у Жени был ДР и он кочегарил чай, остальные занимались сбором своих друзей-УТшек.
Женька привез торт, что способствовало нетипичному началу летного дня, а именно начался он с трапезы, пока все покушивали тортик и попивали чай БЕЗ САХАРА, я как отставший собирал аппарат.
После успешного и сытного чаепития пошли с Костей на склон, в этот день сверху летали мы вдвоем, что в последствии способствовало рекордному количеству полетов (по 14 раз у меня, и 14,5 у Кости).
Люда вначале запускала Машку, но после, по приходу частного Машиного инструктора – Игоря Наконечного, вся была с нами)
Позже, подтянулась Настена и Вова, Вова работал с учлетами на тропинке и внизу. Что там у них происходило мне непонятно, так как они постоянно приносили аппараты, разбирали, собирали, ровняли, опять уходили :)))
Костя поначалу летал с рацией, очень хорошо, я летал криво, потом попробовал разок слететь с рацией, разница существенна, лететь классно, однако есть один огромный минус, летишь не ты, а Люда летит тебя, и мозг надеется на голос в ухе сам особо при этом не напрягаясь
Самый запоминающийся полет, который напугал как меня, так и инструктора:
Нормальный старт, немного ухожу на север, хороший поворот на 180, поворот на 90, прижимаю ручку для набора скорости и гдето возле склона сразу за камышами происходит дичь, аппарат хорошо зажатый и на приличной скорости не летит по привычной траектории а тупо резко падает, как будто от плюхи под хвост и сверху, единственное, что я успел- это скрестить руки на груди, немного приложился личиком и шеей без видимых следов физического ущерба, аппарат врезался прямо носом и потому не пострадал. Я думаю у Кирилла на востоке со ступеньки было что-то похожее. Эту картину вблизи наблюдала Маша с Игорем. Игорь объяснил мне это как нисходящий пузырь, лечится более высокой скоростью…
После, полеты были неплохими, самая большая польза дня: я отметил как положительно влияет прижатие после поворота для быстрого выхода из него, раньше это как то смазано отмечалось и иногда забывал прижимать надеясь исключительно на противоположный крен, из за чего очень долго и страшно выходил из поворота, стал прижимать энергичнее и смелее, и оно работает, как небо и земля
Заметил у себя надломанную первую от корня лату, но после заверений Игоря Вовы и Люды летал с такой, разницы не заметил, однако надо отремонтировать.
Костя в предкрайний полет немного напугал сев на склон, однако он именно сел на него, а не врезался, после такой посадки он поднялся на верх и опять полетел, хорошо и красиво, тем самым отлично и позитивно завершив летный день.
Итог: как ранее и говорил, 14 полетов у меня и 14,5 у Кости
Особый восторг у меня вызывает Настя, мне интересно кто тяжелее, аппарат или она? :)))
Доели торт, собрали птиц, разместились по авто и поехали восвояси
22.01.2017
Володя Марчук: Итоги «Тропиночные»
При довольно лёгком тычке носом у обшивки «Далматинца» оторвалась левая пряжка натяшения обшивки по консоли. Что объективно свидетельствует про изношенность обшивки
Вместо него вытащили из ангара и облетали «Дёниного». Полетел без вопросов, продолжили на нём.
Сделана одна стойка.
Сломана одна стойка. Так что в след. занятие Ване нужно предварительно сделать ещё стойку.
А для этого нужно трубу купить - в ангаре уже закончилась стоечная труба. Костя, узнай почём стоят, за эту неделю надо бы купить и притаскать в ангар. К покупке стоит и Ваню привлечь. Деньги - из клубной кассы.
Ваня и Настя сделали по 6 и 7 полётов соответственно - много времени ушло на облёты и изготовление стойки. Обоих порепала термичка (да, в середине зимы!) обое чуть перестраховались и висли на стойке когда ещё можно было бы исправить ситуацию и лететь далее. Но ничего - целее будут, а аппараты починят.
Два отличных полёта с "Тропинки" сделал Саша Харин! Приехал с Наташей на Гору и скромно попросил «попробовать» . Это лет в 16-18 у него перерыв был? А руки-то помнят! Полёты были образцово-показательным пособием учлётам как разбегаться и как лететь.
Фотодокумент
Саша и Наташа
Саша и УТшка
День прожит не зря
02.01.2017
Настя Савина: Перший політ!
В пт ввечері побачила інформацію на форумі, що можливо будуть польоти в сб.Але враховуючи те, що в сб Новий рік і що на форумі більше ніхто не відписував, я подумала, що цього тижня ніхто на гору не поїде.Яке ж було моє розчарування, коли я дізналася від Маші, що в сб таки були польоти, які я успішно пропустила...(( Але на щастя в пн зібралися їхати ще раз, ура!!
Я з мамою і з сестрою приїхала раніше і нікого не зустрівши в ангарі ми вирішили пройтися по горі.Приблизно через 15 хв до мене подзвонив В. Марчук і сказав, що вже всі зібралися і треба би взяти собі шлем з підвіскою і нести апарат.
Успішно склала УТ-шку і після перевірки з Володею Марчуком пішла бігати зі "стежки".
Злетіла 2 рази з середини "стежки", але у "Далматинця" знов помітили тенденцію до крену вліво.Тому Володя Марчук вирішив його облітати.Після обльоту порівняли ліву консоль і пересунули центровку (на 1 дірку вперед).Але погода погіршилася і польоти зі "стежки" закрили (на обід)).
Поки чекали погоди, щоб дарма не сидіти, сходили в ангар за нитками щоб зашити дірку на лат-кишені.
Після обіду продовжили польоти.Було трохи незвично після переміщення центровки, деколт приходилося доганяти апарат)).Наступні 2 польти я намагалася активно рівняти крен, але при цьому забула "прижати" апарат врезультаті політ вийшов не дуже вдалим.Перейшли трохи вище по "стежці".Під час наступного польту більше уваги приділяла розбігу, тому вдалося відірватися від землі і трохи пролетіти.Незабутнє враження коли летиш і не відчуваєш під ногами землі...правда зустріч з нею деколи буває різкуватою - після якогось з наступних польотів погнула стійку.
Потім піднялася ще трохи вище по "стежці", щоб краще зрозуміти як керувати апаратом і мати більше часу на роздуми)) і злетіла ще десь 3 рази.
Результат дня: вдалося здійснити свій перший політ!
Тому день вийшов цілком вдалий, навіть попри те, що часто приходилося довго чекати зх вітер.