Западный склон лежит за плечами,
Ветер в лицо ровнее задул.
Мысли пред стартом уплыли клочками.
Тренер командой мной в небо метнул.
Бегу как обычно, несусь без печали,
Но вдруг до земли не достала нога!
Что делать? Что делать?!! Прижали! Отдали!
Секунды полёта - и снова земля.
Тренировка №3
Дней в клубе: 53
Место: Ходосовка, дельтадром "Круглое городище" (Планерная гора)
Склон: Западный
Погода: Ясно. Внизу ровный западный ветер 1-2 м/с, иногда косил с севера. Вверху немного поболее было. Температура по прогнозу -6 - +1°C, по ощущениям ±0°C.
Отчёт инструктора (Володя): forum.hangglider.kiev.ua
Утро началось, как обычно, неожиданно. Впрыгивал в штаны уже на бегу, пытаясь сообразить, какую куртку пихать в рюкзак, а какую надо на себя. И прочие утренние аттракционы.
Приехали, взяли "Конкорд" (имя собственное клубного дельтаплана "Славутич УТ", он же "утюг"), отнесли, собрали, вделся в подвеску. Начинается следующая часть марлезонского балета.
Пробежка вниз, подъём вверх. Намылить-смыть-повторить.
При очередной выдаче в конце пробежки дельт взял и поддёрнул меня вверх. Конечно, головой-то понимаю, что рано или поздно оторвусь от земли, но когда на уже привычное действие "резко ручку от себя на максимум" аппарат вместо остановки ещё и поднимает...
На сколько понял объяснения Володи - выдал слишком резко, надо чутка аккуратнее. Принял к исполнению.
На следующем же забеге - "А где выдача?"...
И снова, и опять... Ну вот же она, сделал когда был вот тут... В общем, только на следующей тренировке (через неделю) понял, что мне просто надо найти золотую серединку. Но это в будущем.
Постепенно инструктор стал поднимать точку старта все выше и выше по склону. А мне-то что? Ну, выше, ну, больше места впереди, а так - все как обычно. Было...
Очередной разбег. Вдруг ноги перестали доставать до земли. По инерции ещё чутка поболтал, растопырил и выставил вперёд. Ясное дело, ногами в воздух упереться не удалось.
Параллельно и независимо действовали руки.
Первым сработало многократно повторённое тренером наставление: "Оторвался, прибери ручку на ход пальцев".
Ой, чую, что-то сильно разогнался - понемногу отдаю ручку.
Ой, что-то слишком замедлился - снова прибрал... И т. д.
Ой, земля!!!
Третий независимый объект - голова. Мыслей ноль, куда смотрел при разбеге и отрыве не понятно. После того, как ноги выставил, взгляд замер приблизительно между ступней. Соответственно, почти ничего не увидел.
Ну хорошо, приземлился, перезагрузил голову, чтоб снова начала соображать, понял где я. Айда снова наверх.
Получил информацию от Володи, принял к исполнению.
Старт. А оно как-то не бежится... Ну, кое-как оторвался, ноги сложил вместе, но вперёд (продолжая пытаться упереться). Ну вот, не получается пока перебороть... Видно стало ещё меньше.
Третий старт. Клинч. Ручка осталась не прибранной. Завалился налево. Привет земля, спасибо снег!
Очухался…
Блииин... Голову перед стартом забыл отключить. Так, явно надо передохнуть.
После перерыва были ещё три отрыва. Отмечу, что смог поднять взгляд немного выше, за счёт чего стало возможно чуть более осознанно реагировать на ситуацию. Но пока тоже невнятно.
Суммируя весь день:
1. Думалку перед стартом отключать ОБЯЗАТЕЛЬНО!
2. Нужно найти золотую середину интенсивности выдачи ручки при посадке, чтоб и не скользить, и не подлетать.
3. Наступила активная фаза борьбы со страхом высоты. Именно он мешает бежать со всей силы, как было до первого отрыва.
4. Нужно сопоставить (и проверить на практике) направление взгляда в разные моменты времени с направлением движения и их возможную взаимосвязь.
5. Очень нужная вещь - многократное повторение. Действие срабатывает автоматически. Сбои вероятны, но перекрыть наибольший сектор возможностей - возможно.
Ну, что ещё остаётся добавить...
"МОЖНО!"
23.09.2018
Володя Марчук: Результативный западный день!
Гм...
Учлёты, таки необходимо озвучивать свои намерения до занятий!
Потому, что в автобусе я встретил только Славу, который заранее созвонился со мной по телефону, ведь ему из Винницы ехать.
Антон, оказалось, думал, что я на Гору не еду и тоже был дома. Но пообещал скоро приехать.
Вытащили с ним УТ-шку, потопали на западный склон, по прогнозам обещали западный ветер.
В процессе сборки выяснилось, что вытащили мы не лётный «Конкорд», а очень условно лётный «Штирлиц». Но, рассчитывая на побежки и максимум подлёты Славы, я решил не менять аппарат.
В процессе сборки обнаружил две дыры в латкарманах, в след. раз надо будет их зашить.
Таки пришлось снова сходить в ангар за плоскогубцами (поправить один коуш) и проволокой (законтрить пару болтов).
Собрали, начали пробежки.
Приехала Люда.
Рядом летали неместные парапланеристы, облётывали новый для себя купол. Старший из них сказал, что с Сергеевым в дельтаклубе ХАИ учился, УТ-шку бегал тоже
Погода была средней рваности, особенно, когда солнце выходило из-за облаков. Внизу дуло слабо, но иногда с севера - приходилось выжидать.
Бегал Слава неплохо, . я постепенно поднимал его повыше. Основная проблема: затянутая и неуверенная выдача, часто от того, что начинал поздно уже выдавать, сбежав с наклонной части «Тропинки» на ровную.
Приехал Антон.
Я внизу тропинки подъёма на верхний старт нашёл стрелу, предположили, что Анину. Люда сказала, что Аня собирается приехать, но когда - как получится.
Антон бегал с основной проблемой: не разгонялся вниз, а даже пытался семенить и притормаживать. Не мог он поверить аппарату и бежать быстрее, чтобы аппарат был надёжной точкой опоры. Из-за этого отпускал ручку, задирая нос аппарата.
Постепенно ребята разбегивались, Слава стартовал уже из-под перегиба. Но стабильно выдавал ручку как только аппарат его начинал приподнимать. Не резко, но плавно останавливал УТ-шку. Иногда пролетал по нескольку метров, но в режиме парашютирования и на экран-эффекте. Я направлял его внимание на то, чтобы он управлял аппаратом по тангажу, а не только гасил скорость. Один раз скрутил любимую фигуру начинающего дельтапланериста: начало плоского штопора.
В один из разов поздно выдавал, забежал в траву, сломал стойку - пошли в ангар и взяли одну, согнутую Ваней в позапрошлый раз (с надеждой её выпрямить с помощью могучего Атона). И вторую - если первую выправить не получится.
Пообедали.
Поставили гнутую Ваней стойку (там 2 мм стенка!) и выровняли (!) её. Вернее, выровнял Антон, я только показывал как и в какую сторону ровнять.
Снова бегали. В один из разов Антон стартовал в ровный лобовой ветер силой в 2-3 м/с. И аппарат его поддержал, Антон не стал тормозить ногами, а хорошо сбежал, фактически так, как надо. Потом, в след. его стартах, такой шары с ветром небыло, но пару-тройку пробежек в режиме «балеруна», когда аппарат на взлётном режиме уже летит, а пилот под ним бежит едва касаясь поверхности носками обуви. Я обращал внимание Антона, что для выхода из такого режима нужно немного прижать трапецию к себе и бежать полноценно. А лучше сразу не давать аппарату «вспухнуть», давить стойки и нормально разогнать его до взлётной скорости.
Ветер подутих до 1 м/с, но стал почти всегда дуть ровно с запада.
Антону стало тяжелее бегать без ветра, снова стал подтормаживать и семенить, хотя, он уже знал как должно быть и пытался с собой бороться.
Приехала Аня. Стрелу своей не признала, но согласилась прибрать к рукам.
Первая попытка пробежки внизу «Тропинки», по едва-едва наклону, без подвески, окончилась феерическим ляпом: Аня, вероятно (я не видел, как раз приседал-уворачивался от троса её аппарата), споткнулась и растянулась во весь рост на земле с руками на выданной трапеции.
Но после объяснений все новые попытки пробежек по лёгкому наклону без подвески получились на удивление хорошо, почти отлично.
Потом была очередь Славы. У него таки получилась пара полноценных полётов с высоты «почти перегиб». Но в третий он упустил крен, не исправил его и с лёгким креном улетел вправо от направления старта. Перед выдачей цепанул правым углом трапеции траву, применил самостраховку, сломал свежую установленную левую стойку. Но сам цел, а стойку оперативно заменили
В результате: в клубе новый пилот, ПА-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!
Потом бегал Антон. Я так и не поднял его под перегиб, он стартовал на пару метров ниже. Из-за стихания ветра до совсем штиля у него снова проявлялись тенденция к торможению ногами и к «балерунскому» бегу. Но уже меньше, чем вначале дня, прогресс есть.
Потом надели на ,Аню подвеску и инструктировали её по самостраховке. Поначалу пугалась, и услышать от неё «Ой!» вместо действий можно было просто. Потом привыкла и выполняла уже лучше.
Бегала тоже хорошо. По очень лёгкому наклону - страховки у Ани ещё нет Разгоняется хорошо, не упускает угол атаки. Но проблема с поздней выдачей присутствует, надо тренировать-отучать.
Завершал занятие Антон. Уже по полному штилю бегал хорошо, не подтормаживая, но иногда «вешал» аппарат на большие, хотя и терпимые углы. Но в результате устал, уже вечерело, поднимать выше я его не стал, собрались, унеслись в ангар и уехали домой.
Итоги дня:
Новый пилот в клубе!
Две поломанатые стойки (в след. раз сделаем новую запасную до полётов. И позашивать латкарманы «Штирлицу» надо обязательно).
Антон и Аня отлично побегали, прогресс явный у обоих. Аня направлена в сторону страховки.
Если б я сразу знал, что будет трое учлётов, то взял бы из ангара и «Баклажан» или «Контакт» на облетать, а посреди дня их тащить уже было поздно. Так что заявляйтесь на тренировки заранее, плз. Погоду в первом приближении можно смотреть на сайтах, указанных в правой-нижней части Главной сайта.
15.07.2018
Дима Хаит: О Малинке! 51.62км
История начинается ещё в Одаеве, когда Антон Лопатин написал «Кто первый дольше всех будет летать получит затяжку!» - Сработал спортивный азарт и то что я раньше всех просыпался - Затяжка моя!
И вот я уже на телеге с замком в зубах, воодушевлённый отличным стартом Игоря Гладченко, сконцентрировался на полёте, потому то моя камера осталась на земле
Стартовал на Детерминантe я первый раз, немного «шатало» но вполне сносно.
Замалинился где-то на 450м, в полной тени от облака, поточек обнаружился аж на 290-300м над стартом (я уже думал садиться) сначала он был слабый, но уже через сто метров выше усилился до 1.5м/с на 1000 и вовсе до 4м/с.
Выкарабкался на 1386м, сейчас в облачке уже буду, пожалуй в первый раз соваться туда крайне не хотел (в книгах пишут да и инструктора предупреждают - НЕФИГ).
Высмотрел примерный маршрут - Улица облаков - просвет - Улица облаков шли над дорогой между сёлами, это меня устраивает - поджал ручку и погнал по ветру 60км/ч. Слился до 1000м - нашел поток опять 1300м+ и так далее. Попутно вспоминал недавнюю книгу Бурхарда Мартинса «Книга Термиков учебник по маршрутным полётам». Начал осознавать где и что искать - контрасты, тригеры, снос ветром, места частого рождения термиков (свинарники и прочие домики животных)
Обрадовался, сквозь очки с поляризацией отлично было видно Игоря, который чуть выше и дальше летел впереди. Думаю ну сейчас вместе покрутимся, очень интересно как это! А он чет взял и полетел поперёк улицы облаков и слился, мда расстроился и погнал дальше.
Во время полёта с наветренной\подветренной стороны облака у меня возникло странное чувство - не совсем сходилось то что написано в книге и реалии, планирую это обсудить в клубе в ПТ - есть догадки.
Где-то уже далеко слился до 300м и смотрел куда бы примоститься, но подлетев к полю с комбайном заметил аиста который вяло набирал в потоке и вместе в пыли от комбайна мы поднялись немного выше - он улетел в село, что в мои планы не входило и я накрутил 1100м+ в том потоке потихоньку продвигаясь вдоль дороги (старался следить чтоб подбирающему было не трудно ко мне доехать).
Впереди вижу большое село! «Оржиця?» - перелетел болото к нему, а там и никаких потоков не нашел, перелетев все огороды был уже над олем подходящим для посадки. Я решил - если поле зелёное то там кукуруза и садиться не очень, черное - будет термично, жёлтенькое - пшеничка и там относительно мягко. Тем временем оказался над комбайном, нашел поточек но он был рваный и слабый, высоты ~160м - пора садиться. Комбайн показал направление ветра и я сел перелетев его путь перпендикулярно на метров 20ть. Он тихонько подбирался, а я обнаружил отсутствие камеры . Поле оказалось не пшеничным а гороховым. Приехал какой-то пилот Пайпера и мы вместе с ним и комбайном организовали поиск камеры... Позже я узнал что она осталась на старте и её нашел Ваня. Подбор ждал я очень долго. Но день выдался чудесным, местные которые приезжали посмотреть говорили что я чёрт знает где от Кручи и удивлялись что я без мотора к ним прилетел. Есть, маршрут готов! Спасибо Антону за затяжку а Жене за подбор!
Володя Марчук:
На Гору мы с Сашей приехали только вдвоём, остальные участники подтягивались по ходу действа.
Пока мы разбирались у ангара с подвесками/шлемами для Саши, делали недостающие контровки, подошли Иван Щербань с перворазником Тимофеем и Коля с перворазником Андреем. Или наоборот, кто с кем приехал я могу и попутать.
Ване понадобилась вторая подвеска и тут я с удивлением обнаружил отсутствие наличия карабинов на учебных подвесках кроме одной. Похоже, что клубные карабины имеют свойство рассасываться со временем... или их забирают на свои персональные подвески бывшие учлёты клуба.
Ану-ка проверьте свои подвески, на каком карабине вы её цепляете к дельтаплану: на самостоятельно купленном своём или на клубном?
ЗЫ Я весной покупал на клуб один карабин, чтобы хватало учлётам, а тут «никогда не было и вот, опять!» остался единственный карабин
Устыдитесь и верните клубные карабины!
Пришлось снять с личного «кокона» свой личный карабин и выдать его на лётный день Ване. Но блин, где клубные карабины !?!?
По прогнозам обещали умеренный западный ветер, вынесли аппараты на западный склон.
В западной долине познакомились с Сергеем из Кременчуга, он привёз «трофейную» подвеску «рыба» и мы вместе пытались с ней разбираться. Кстати, мне она сильно напомнила ту, в которой когда-то Арчер летал, надо бы у него спросить как правильно инсталлировать себя внутрь этой подвески.
Сначала погода был совсем не учебная: свежий ветер сочетался с термичкой. Пытались облтат погоду Ваней, но после одного полёта с «Тропинки» и двух с «Первой Ступеньки» Ваня решил, что он подождёт утихания погоды. А то пошвыривало его сильтновато для его опыта. Ветер крутился на 180 градусов, задувая то с Севера, то с Юга, иногда с Запада.
Я «побегал» несколько раз Саню с наклонной части «Тропинки», тут у него получалось средне: разбег не энергичный и отсутствие попыток исправить крен, когда его кренило боковыми порывами.
Оставил Сашу «бегать» Николая по едва-едва наклонной части «Тропинки», сам переключился на перворазников. У них получалось по разному: Тимофею понемногу начало удаваться удержать аппарат на плечах, Андрею немного, но не хватало силёнок. Потом приехал велосипедом перворазник Богдан. У него как раз сил хватало и бегать получалось хорошо.
Потом настал обед, к которому подъехал Дима Давыденко.
К послеобеду погода подстихла, выровнялась. Я попросил Диму позаниматься с «бегунами» и запускать Ваню, сам с Сашей и Колей пошёл на «Тропинку».
Начали с Саши.
Его пробежки были во всём хороши кроме неэнергичного разбега, т.е. он не разгонял аппарат, а просто «подставлял ноги», скатываясь со склона под действием гравитации, как будто шарик. Но бегал устойчиво, выдерживал скорость и ровнял крена, я поднимал его постепенно повыше, давая почувствовать подъёмную силу аппарата и стимулируя энергичный разбег. Но пока выходило не очень - разбегался доооолго, на взлётную скорость выходил уже внизу «Тропинки».
У Коли с энергетикой разбега было получше, но вот лётного опыта ему было взять неоткуда, в отличие от Сани, Но бежал хорошо, крена ровнял, не всегда выдавал внизу, но это не выглядело криминалом. Поэтому, Колю тоже понемногу поднимал по «Тропинке».
Выше перегиба Саша уже стал отрываться даже со своими разбегами - потенциальная энергия высоты старта перетекала в кинетическую его движения Но отрывался низенько, на больших, но терпимых углах, вспоминал, как сажать аппарат об планету. И из-за низких отрывов и полётов на предельных углах у него в нескольких первых полётах получалось сажать аппарат ровно в канаву. А многолетняя практика говорит о том, что в нормальном полёте УТ-шка канаву перелетает даже с самого нижнего старта. Тем не менее, можно констатировать, что после перерыва в 21-22 года у Саши снова получилось полететь! Поздравляю!
Коля хорошо и уверенно бегал ниже перегиба, добиваясь даже микроподлётиков. Кренов не делал, скорость не терял, сажал нормально. я стал поднимать точку его стартов.
Когда Колю поднял уже за перегиб, то уверенности в своих силах у него сильно уменьшилась, он несколько раз заметил, что «тут уже высоко».И м.б. поэтому разбег у него получился очень слабый, буквально на «ватных» ногах. Но ровный встречный ветер и не очень большой вес поспособствовали отрыву, хотя и на мин. скорости. Потом, ЕМНИП Коля попробовал поджать стойки, но очень слабо, так и летел на предсрывном режиме. Тем не менее, сел нормально, не очень, но ЕМНИП без грубых ошибок. Итого, первый полёт совершён, ПО-ДРА-ВЛЯ-ЕМ!
Второй полёт удалось запечатлеть «на плёнку», вот он.
Очень слабый разбег, но не задрал тангаж. В итоге оторвался после перегиба, аппарат просел - Коля не растерялся и добежал ногами.
Но при этом трапецию немного сдвинул вперёд - аппарат отошёл от земли, хотя и скорость потерял до минимальной. Мои настоятельные рекомендации прибрать стойки после отрыва - не реализовал. В полёте напряжён весь, ноги вынес вперёд «по парашютному», что совершенно не нужно и провоцирует дальнейшую отдачу ручки и потерю скорости.
Но обошлось, на закритику не вскочил, так на минималке и подошёл к земле, вернее к траве за канавой. И практически без выдачи в ту траву и закопался. Потом Коля говорил, что выдавал стойки, но плавно и немного, сантиметров на 20. А надо было на все руки и энергично. стати, помешали выдаче ещё два фактора:
1. Минимальная скорость, на которой аппарат хочет опустить нос для набора скорости до балансирной, соответственно он «упирается» выдаче;
2. Поза пилота с вынесенными вперёд ногами, которая затрудняет выдачу тем, что в такой позе руки уже почти разогнуты, запас на толкание стоек вперёд весьма небольшой. А надо наоборот висеть вертикально, сразу за плоскостью трапеции, тогда руки согнуты в локтях и есть хороший диапазон их разгибания. И вообще, изучать статью о правильной посадке.
Цитата оттуда:
Теперь посмотрим на Аса, который уже заходит на посадку. Он в вертикальном положении, но слегка наклонен вперёд. Так, что ноги находятся за ним, а не под ним.
Но тут повезло, сам цел, немного ударился бровью о стойку, но без синяка.
Колю впечатлила большая скорость полёта, после двух и не совсем удачной второй посадки он сделал паузу для переваривания впечатлений.
Тут вклинился Женя Зайчук, который назапускался планера и захотел и сам слететь. Поначалу, надеясь на его вполне стабильный опыт полётов со «Ступеньки», назначил ему старт выше перегиба «Тропинки». Женя старт отвратительно провалил, задрав нос вверх, оторвавшись без скорости, хоть приземлился целым и аппарат не поломал.
Я разрешил ему повторить попытку, но из соображений безопасности спустил его старт ниже перегиба - тот же результат
Перевёл его ещё ниже - небольшие попытки улучшить появились, но результат тот же: задирается нос на разбеге, задирается так сильно, что «задавить» его пилот уже не может. Так и побегал Женя ещё несколько раз, вспоминая, как оно стартовать правильно.
Саша забегал энергичнее, вот его старт ещё над перегибом.
Потом были полёты получше, и я его поднял почти до верха «Тропинки». Но уже вечерело, крайний старт Саши окончился классической потерей скорости и срывом в начало штопора. Но Саша чётко выполнил самостраховку «навивание на стойку» (впервые в его практике, раньше он учил и применял «прыжок в трапецию») - тренировки самостраховки оказались полезными.
Тут уже глядя на умаявшихся учлётов я свернул полёты на «Тропинке».
Пока мы собирали свою «УТ-шку», Ваня сделал ещё два старта с «Первой Ступеньки». Второй раз уже перехватывался в горизонталь и снизу было видно, что на обратном перехвате он отчаянно повесил «Призрак». Но приземлился без грохота, все целы.
На этом полёты закрыли, собрали аппараты и отбыли в ангар и по домам.
Учебный день закончен, ФУХ!
14.04.2018
Володя Марчук: А в субботу было следущее
Пока доехал к ангару подобрал Диму Хаита. У ангара встретили Андрея и Ваню, доделывающих "на ходу" стойки своих аппаратов. Погрузили на мою машину ещё два дельтаплана (один из них - С-15 Bravo, на который надеялся пересесть Андрей) и я отвёз их в восточный лагерь.
В воздухе довольно высоко висел параплан, на паре сотен летал "Discus", погода объективно была.
Но летали не только безмоторные, стартующие с ног По приезду мне рассказали про пролетевший низко борт в сторону Жулян. Скоро ещё один самоль семейства Ан-24/26 проследовал с Юга на Север прямо над Горой. На высоте 300-500 метров. Наглядно напоминая про установленный тут "потолок".
Начали собираться. Меня постоянно раздёргивали вопросами и "посмотри сюда...".
С Володей Ткаченко Андрей принёс зелёный "ДТ", но собирать-то он хотел С-15. И тут огромную помощь оказал Юрий Кожеуров, который согласился помочь Андрею разобраться со сборкой С-15.
И им это удалось, мне всего один раз пришлось помочь - показать как пользоваться ножной шворкой взвода поперечины. По аппарату возник один вопрос: концевые антипалки торчали откровенно в разные стороны. Одна на нормальный угол, а вторая лежала практически в плоскости каркаса. Пока решили их не трогать, взвели аппарат по максимуму, перевернули на мачту и оставили тянуться до вечера. А то погода днём явно не облётная была, а аппарат год без полётов в ангаре пролежал.
Тем временем погода вовсю была термичной. Жека Королёв с утра слетал на озеро, теперь на аппарате Ильи (тот самый зелёный "Комбат") туда же летал Женя, но Лысенко. Я видел его набор - он снёсся довольно сильно за Гору, набирал уже практически над Ходосовкой, при этом был не высоко. Оттуда вернуться - это уже задача для аппаратов класса "Комбат", да и суметь ещё надо. Но Жека смог!
К тому времени Ярослав Покровский, Ваня Цуркан и Дима Хаит, Володя Ткаченко уже успели по одному-два раза слетать. Понемногу подпаривали.
Володя отметился беспардонным пиханием ручки, особенно при вхождении в поток Аппарату и так нос поднимает, а тут ещё и пилот допихивает! Надеюсь, что Олег Матвеев запечатлел это непотребство на видео и получиться показать Володе как хреново и опасно выглядят его действия со стороны.
Сверху выпускали подтянувшиеся аксакалы и "безлошадные" спортсмены. Только вот Цуркана мне пришлось самому мне выпускать - Олег Матвеев на него осерчал, заметив на предполётном осмотре плохо закрученную самоконтру спидбара (Олег открутил её пальцами). Сильное упущение и разгильдяйство для пилота. Взрослеть надо, не надейтесь, что за вас всё инструктора заметят!
Ваня-то исправился, но запускать его пришлось уже мне.
За всеми этими "посмотри...", "выпусти меня..." совсем забегался и уже устал ещё до собственного старта. Наконец-то сам на старте, ветер довольно свежий, хотя и косит с юга. Подождал, чтоб подровнялся - поточек как раз подошёл, стартовал. Сразу поворот вправо, в потоке ощутимо поднимает. У "Сталинграда" развернулся на север, пытаюсь найти центр потока для того, чтобы в нём попробовать спиралить.
На заднем плане сознания беспокоит какая-то неправильность. На первый план она вышла тогда, когда я попробовал посмотреть нга прибор - можно ли спираль заложить, бо глазами и ощущениями для неё уже давно была высота. А оказалось-то, что прибор выключен! (тут смайлик "рука-лицо"). И я как раз занимался активным пилотированием, в перчатках быстро нащупать тумблер включения не удавалось, а потом снова пришлось двумя руками аппаратом рулить. Начало моего полёта видно на Ярославовом ролике, вот, только вдоль склона ползу на юг и над "Сталинградом" с набором поворачиваю.
Короче, включил я прибор только минут через пять полёта, набрав метров 50-70 высоты, уйдя к срединному пупырю, там попробовав обрабатывать поток без прибора, поняв, что это можно, но не сильно эффективно получается, на ровном галсе к старту таки нащупал и включил. А вот нафигатор просто не подумал включать, мне варик/всотник был важнее. На глаз прикинул, что показания прибора немного, метров на двадцать превышают реальные, с этой поправкой в голове и продолжил летать.
Параллельно разбирался с подвеской. Переходя в горизонталь я ноги вставил и вытянул донышко, почти ничего не мешало. Но вот попытки застегнуться после набора не ученчались успехо - что-то держало за ступню. Вынул-вставил ноги, удалось распутаться и застегнуться нормально.
Погода тянула на хороший, в меру "взрослый" Ходосовский термодинамик. Именно, что "в меру", т.е. погода несла сильную термическую турбулентность, но с ней вполне можно было справляться, ничего страшного/опасного я не встречал. Хотя, пару раз не сильно приятно сбрасывало с потока и "рачило", но это уже на высоте за сотню и по интенсивности вполне укладывалось в характеристику "взрослой" погоды.
Сразу за мной стартовал Женя Королёв, но он повернул влево и уходил туда над кромкой.
Погода имела явно выраженную термическую периодичность. Потоки сходят-сходят, а потом пауза на "кризу". По усреднителю удавалось добиться 1,3-1,4 м/с, но вообще набор был очень неровным: то заброс до раскрашивания шкалы в половине спирали, то сброс до нуля в остальной её части. У склона потоки были явно "прибиты" к земле, в каждой спирали приходилось ощутимо протягивать против ветра, чтобы остаться в максимуме скороподъёмноти. А после 150-170 метров поток резко "ложился" по ветру и его пришлось искать дли-и-инной поисковой спиралью по ветру. Но сноситься далеко за Гору я не решился попервой, максимум набора в тот день (с учётом поправки) составил 190 метров. Бросал потоки с мыслью, что "вот пообвыкнусь немного и потом попробую снестись подальше", но вот с "потом" сложилось не очень.
Большую часть времени набиралось в потоке от срединного пупыря. Частенько там крутили с Женей, он обычно выше был. Внизу, "кругами по земле бегал" сиреневый "ДТ" Димы Хаита. Особо вверх не забирался, но пилотировал активно.
Потом как-то сходил к кладбищу, там ничего не нашлось, а высоту потерял. Возворащаюсь к старту и понимаю, что неприятно поджимаю сзади слева Женю Королёва, который тоже на высоте кромки летит к старту. Принял решение идти на посадку, расстегнулся, попробовал как вынимаются ноги из подвески - ничего не мешает. Заход стьроил с севера на юго-юго-юго восток, практически против приземного ветра. Подвеска таки доставила неприятных ощущений: не получалось перебалансироваться в вертикаль, похоже, что слайдер не скользит, его-о я не смазал силиконкой. При этом приходилось активно рулить бо "рачило" на глиссаде активно. Уже перед выравниванием удалось взяться за стойки, но толком не перехватился, держался за стойки низковато. Как мог прижал, у земли выровнял и старался компенсирвать все микротурбуляки по крену и тангажу. Более-менее удалось, даже носом аппарат не ткнул. Гут.
В итоге: аппарат нормально летит и рулится, с настройкой подвески мне стоит позаниматься.
Ещё из наблюдений по заходам и посадкам: стояще на посадочном поле аппараты просто притягивали взгляды и садящиеся дельтапланы. Не, инцидентов не случилось, но опасность, что в такую "болтливую" погоду садящийся аппарат не сможет отрулить от стоящего весьма велика. Поэтому, для вашей же безопасности старайтесь отцепиться и покинуть посадочное поле максимально быстро, как только сможете. А потом уже и отдохнуть можно.
Из неудач субботы: Иван Щербань привлок из ангара УТ-шку, собрал её и обнаружил, что это "Конкорд" с так и не починенным до сих пор гнездом антипики. Ваня погоревал, собрал и уволок аппарат в ангар. Большге не возвращался.
Занёс с посадки свою подвесу в лагерь, тут же пришлось идти наверх выпускать Ваню Цуркана. Там же рядом и Дима Хаит был, не помню уже
Володя Ткаченко второй раз летал на зелёном "ДТ", теперь уже не так отчаянно пихал ручку.
Выкроил время и поднял свой аппарат с посадки к груше
Пока суть да дело, настала погода, предвещавшая "молоко".
Дима Хаит ещё раз стартовал, парил.
Я поднял свою подвеску наверх, но увидел активное стихание погоды и начало "параплавания". Тащить апапарат для того, чтобы вниз слететь было лень и я вернул подвеску в лагерь.
Дима Хаит тоже поднялся наверх, стартовал и полетал в раздувшемся "молоке" с парапланами. Активно и грамотно пилотировал, ролики бы увидеть
С ним Ваня Цуркан летал, садились они вдвоём, Ваня чуть позже. Со старта казалось, что Ваня прошёл в паре метров ровно над стоящим на земле Андреевым аппаратом, но потом Ваня утверждал, что там был и боковой зазор достаточный.
Андрей с Юрой пошли на "Ступеньку", чтобы попробовать облетать С-15, если там ровно будет.
Со ступеньки поднялся Андрей после слётов со "Ступеньки". Там всё хорошо прошло, он хотел лететь сверху - пошли.
Запустили Андрея Драмарецкого на С-15 Bravo. Отлично полетел, даже нагловато, как для первого раза. На старте я наблюдал, что "лопухи" отстали от антипалок на обоих полукрыльях.
По кренам аппарат управляется хорошо, центровка немного задняя, но допустимо. Сажать его Андрей научился (это во встречный ветер, в штиль будет немного "веселее").
Итого: Андрею для перехода на С-15 необходимо исправить антипалки так, чтобы они обе одинаково торчали вверх и совместно с Игорем Гладченко доделать новую петлю подцепа на зелёный "ДТ". Когда выполнит оба условия - тогда клубный С-15 закрепим за Андреем.
Итого: в субботу я откровенно устал бегать и выпускать Ваню Цуркана и Диму Хаита. При этом оба продемонстрировали достаточные умения в пилотировании своих аппаратов в непростую погоду.
Моё мнение: стит разрешить обоим-двум самостоятельные старты, только пока подстраховывать их по выбору погоды и техническому состоянию дельтаплана/снаряжения (это к Ване в первую очередь ).
По результатам: Хаиту и Цуркану - право самостоятельных стартов
08.04.2018
Володя Марчук:
Погода соответствовала погнозам.
Я приехал к середине дня, машиной из ангара привёз "Баклажан" и "Дискус" Толи Юринского.
Жека Королёв потащил свой аппарат наверх.
Обнаружил сильно перекопаную каким-то грязелазом подъездную дорожку к груще в восточном лагере - пришлось парковать далеко.
К удивлению, на "Ступеньке" обнаружил не только Жеку Лысенко с учлётами, но и толпу топ-пилотов и сочувствующих, на солнечный восток повылазили
Я сагитировал народ на обед, поднялись к груше и похряцали.
Собирал "Баклажан", а в это время откуда-то со стороны Голубого озера вернулся Королёв. Двое парней, подошедших "спросить за дельтапланы" были впечатлены, что он летал так далеко и высоко без мотора.
При сборке обнаружил, что забыл издому привезти "Баклажану" отрезок велокамеры для прикрытия шарнира крепления мачты от тросов поперечины, старый совсем распался, его я снял на прошлой неделе. Но временно, для полётов толоько сегодня, замотал шарнир чехлом узла задних тросов с килевой - получилось хорошо, летать можно. Фух!
Переставил центровк на одну позицию назад, туда, где делал отметку раньше.
Пока суть да дело Толя поднялся наверх. Но ему пока отсоветовали летать, опасаясь сильной и злой термички. А у Толи минимальный опыт полётов у этой горы и по его словам, практически нет опыта в термичку. Посоветовали дождаться "молока".
Поднялся наверх и я. Погода была откровенно слабая, ветер то косил с Юга, то усиливался до 6-8 м/с и выравнивался при схождении потоков. Часто бывали достаточно длительные паузы с ровным, но слабым ветром - достаточно для облёта.
Ветер ровный и средний - стартую. На разбеге аппарат не задирал сильно нос, но и не клевал, как в предыдущие разы с передней центровкой. Немного замешкался влезая в "кокон", лёг и повернул вправо. Прощёл на уровне кромки до "Сталинграда", всё ждал подъёма на юго-восточном углу Горы. Не дождался, начал поворачивать и что-то поддержало. Но к склону вернулся уже существенно ниже кромки, около старта меня не подняло, разворот за "вагончиком" окончательно показал, что пора на посадку. На прямолинейных участках приотпускал ручку - она не стремилась уйти ни вперёд, ни назад, а просто оставалась в нормальном полётном положении. Похоже, что центровка нейтральная.
Прилетал к траверзу "Ступенек" явно высоко, решил сделать восьмёрку в поле где-то на траверзе "Новой Капусты". Аппарат Вполне резво управляется по крену, только надо не забывать о даче ручки. Без неё проявляет некоторую "баржовость", но управляется. Сложнее всего заставить себя выдавать ручку при выходе из поворота. Но если перед этим, ещё в повороте, предварительно чуть набрать скорости, то выход с дачей проходит отлично: с шустрой реакцией по крену и без снижения скорости ниже полётной.
Посадка против ветра, курсом на юго-юго-восток тоже порадовала: аппарат довольно легко удалось сорвать, он не упирался выдаче, как раньше, с передней центовкой. Мелкую, но противную тряску и турбулентность на этапах выравнивания и выдерживания пришлось активно компенсировать, но аппарат хорошо слушался. Приземлился едва перелетев парапланериста, собирающего купол в сумку. Попросил у него прощения за то, что не предупредил о своём визите воплем "ВОЗДУХ!" но он был не в претензии.
Потащился на второй раз. Аппарат доворльно удобно носить вгору, имея широкие и мягкие "плечи" подвески и мой рост
Поднялся второй раз, расказал Толе о внешних признаках наступления "Ходосовского молока", кстати, а вот и они! И парапланы полетели немного вверх и от склона.
Толя стартовал, долго влезал в подвеску, оказалось, что впервые её вытянул на все ноги. В галсе на Юг его ещё держало, но широченный разворот от склона "похоронил" все надежды выпарить. Дальше я не смотрел, пошёл сам готовиться. Но Толина жена Лена снимала его полёт - можно ролик выложить? А то я так и не спросил потом у Толи о том, как он смог приземлиться в поле практически под стартом.
Я стартовал в усиление, похоже, что поточек проходил. Парапланы не мешают - побежали! Аппарат хорошо лёг на поток, не стараясь сильно задрать нос, очень "по спортивному" ощущался. Т.е. лёгкие положительные усилия к трапеции прикладывать приходилось, но намного меньшие, чем для "Студента" в такой ветер при старте со склона.
После отрыва и поворота направо меня легко выдуло выше кромки, "сел" на неё и потянул к "Сталинграду". В развороте на обратный курсс почувствовал подъём потоком внешнего крыла, т.е. я немного не долетел до самого потока, попробую в следующем галсе в нём развернуться.
В галсе на Север снова пробовал центровку, снова она показалась мне нейтральной. По дороге к "вагончику" слышал какой-то хлопающий звук, так обычно "лопочет" непристёгнутый капотик на обшивке. Но у "Баклажана" капотика-то нет! Что "лопочет" не понятно
Уже потом, на земле, Олег Матвеев сказал, что у меня флаттерила обшивка в районе правого лопуха.
Тут мы как раз про это разговариваем.
Надо будет проверить и подтянуть упорные и внешние латы, а то я недавно изменял длину и перевязывал верёвки натяжения вторых снаружи лат.
В районе "вагончика" аппарат немного "упирался" входить в правый разворот, пришлось "настоять" активной отдачей ручки. Тут "Баклажан" проявил свою фирменную особенность: развернуулся с достаточно малым радиусом, но с очень малым креном. Этакий развоот "блинчиком". Но вышел легко, я подошёл к кромке и потопал на "Сталинград".
Решил протянуть подальше в сторону "Ступенек", дабы развернуться в предполагаемом потоке. Заодно, на этом правом галсе, решил лучше уложить ноги в подвеске. Долго ёрзал, пролетел до груши, а потока всё нет
Пришлось разворачиваться в минусах, к Горе вернулся уже на половине высоты склона. После левого галса и разворота на Юг понял, что придётся идти на посадку
Снова пришёл к "Ступенькам" высоковато, снова восьмёрка на траверзе "Новой Капусты" и простая посадка на юго-юго-восток.
В результате: аппарат летит, с нормальной центровкой, управляется нормально. Необходимо разобраться с флаттером правого лопуха и не забыть надеть чехол на шарнир мачты.
На "Ступеньке" Настёна под руководством Жени Лысенко сделал несколько полётов. Без ЛП.
Выполняла подвороты на ветер. Подробнее - пусть Женя раскажет.
По дороге домой меня приятно поразила увиденная в зеркале заднего вида ровная и красивая причёска Насти.
Вот тут она (причёска, ну, и Настя тоже ) видна.
Замечу, это состояние причёски после нескольких полётов!
У меня даже после одного надевания шлема волосы вот как тут выглядят
В машине я высказал предположение, что это благотворное влияние Настиного подшлемника, Настя согласилась со мной.
Так что не только теплом полезен подшлемник...
ЗЫ. Взял с собой и привёз на Гору клубные рации. Но совершенно забыл про них, так они у меня в рюкзаке до вечера и пролежали
24.02.2018
Володя Марчук:
В субботу я приехал на автобусе 9:50 один.
Валил снег.
Ладно, пойду, думаю, гляну на погоду на Горе. Чувствовал себя как-то не очень, без энтузиазма.
Зашёл на восточный старт, вот что увидел:
Ветер 8-9 м/с, снег лепит так, что не получается смотреть против ветра - залепляет глаза.
Или картинкой:
Подумал, что «діла не буде», но прогулялся на «Сталинград». И с удивлением увидел три собираемых дельтаплана: два клубных «ДТ» и маленький «Гриффон».
Тут, от ангара звонит Ваня Цуркан, мол, он там с Володей Василенко. Я предупредил ребят чтобы если полезут летать, то смели бы с крыльев нападавший снег, и оставил оба «ДТ» в следующей конфигурации: Диму под началом Андрея, а Рому Азёмова попросил посмотреть за ними обоими, чтобы совсем уж грубо не ошиблись в оценке погоды. И ребятам наказал Рому слушать.
В ангаре мы с Володей начали осваивать искусство изготовления УТ-шной стойки, которую сломал Андрей Блонский на прошлом занятии. Пока возились - приехал и Андрей. Приехал починить ту самую стойку, несмотря на имеющиеся у него объективные обстоятельства, требующие его участия. Молодец, что ответственно отнёсся! «Пацан сказал - пацан сделал!» - уважаю.
Втроём мы быстро приобщили Андрея к этой rocket science, доделали стойку и исправили первоначальный размер, который я по памяти назвал. В процессе звонил Олег Муравейник и сказал, что на «Ступеньке» вполне терпимый учлётский ветер.
Андрей Блонский поехал таки домой, а мы с Володей, увидев парящего у склона зелёного «ДТ» взяли УТ-шку на Гору.
Как-то слишком тяжело шлось по снегу, даж запыхался. Поэтому с радостью принял предложение Муравейника поинструкторить Володю внизу.
К тому времени снег сильно утих, в воздухе толь ко мелкие снежинки пролетали.
Пока суть да дело, все уже улетели сверху, пришлось мне дождаться обеда под грушей. Потом сходил на поле, посмотрел, как Олег гоняет Володю по ровному - дул очень сильно косой Юго-Восток, практически вдоль грунтовой дороги по полю, летать с «Капусты» никак бы не вышло.
Поднялся наверх. С Ромой позапускали обоих «ДТ» и «Амур» с Ваней.
В процессе пара замечаний родилась к Андрею Драмарецкому:
1. очень кривая в месте перестыковки правая стойка. Похоже, что после ремонта она претерпела не очень лёгкую посадку и окривела таким образом. Но летать с такой можно только плавно, перегрузок не давать, а то сложится. В тот раз я Андрея выпустил, но до следующих полётов ему эту стойку надо сделать ровной!
2. глубокий «залёт» Андрея на Запад за «Сталинград» был не очень понятен. Ни выигрыша высоты, ни тактической выгоды он не принёс, а потенциально опасен был. При этом, не было похоже, что Андрея туда «занесло», мне показалось, что он сам туда полез. А нафига?
Ваню очень серьёзно потрепало турбулякой на заходе на посадку. Как мин. метров двадцать он резко потерял просто стоя против ветра над полем. Но всё равно на посадочный курс зашёл с пижонской спирали. И в вертикали его снова «рачило» серьёзно. Но сел, отстегнулся, начал нести - аппарат перевернуло ветром. Надо будет тщательно сравнить латы до след. полётов и сделать таки плазы, пока они ещё более-менее похожи на правду.
Андрей летал дольше всех, потом пошёл на посадку.
Потом Жека Лысенко попросил у Димы Хаита клубный «ДТ» на полетать, а Антон Лопатин - «Дискус» Димы Давыденко. Я понял, что оба водителя наличных машин задержаться ещё надолго, попрощался со всеми и поехал домой сам.
И только в пути вспомнил про Олега и Володю, которых оставил внизу. Мне стыдно, что вот так бросил и уехал не сказав ни слова :(
08.02.2018
Дима Хаит: Краткая рассказка о полетушках Старт первый Трек
По показаниям анемометра парапланериста 10м/с, ЮВ
Спустя 5 мин полёта сперва восьмёрками и позже спиральками накрутил 86м над стартом:
Позже подлетел к пічально стоящему Андрею на старте узнать чего он не летает, - оказалось забыл карабин взять...
Ключ был только у меня, я кружился и думал как бы его дать Андрею, решил сесть налетав 15 мин. Заход на посадку
Камера на интеграле висела ради этого ролика: facebook
Старт второй Трек
Ничего особенного, обычный полёт в динамике 22 минуты, кроме того что я слегка устал, начал пытаться отрегулировать положение подвески и из-за неопытности в этом вопросе уделял ей больше внимания чем полёту, слил высоту и решил себя не мучать - полетел на посадку: Заход на посадку
Старт третий Трек
Тут было интересно! Валяясь на каремате заметил что у С. Дробышева проблемы на подъёме, помог вынести аппарат и стартовать, пошел к грушке. Устроили с Андреем перекус с чайком наблюдаяя как в небе кружит жёлтенький Фокс.
Подымаемся на старт и наблюдаем интересную картину: ни в небе ни в поле Фокса нету, оказалось он стоит на верху. Сразу погнали узнавать что и как это делается. Сергей рассказал и даже показал как нужно садится. Воодушевлённые мы быстро выбрались на старт и уже с первой восьмерки я начал пробовать подходить на старт с неба:
Ничего устрашающего не увидел. Во втором заходе пробежался по самому старту:
Ну и в третьем заходе посадка увенчалась успехом:
Поприветствовал Андрея и полетел дальше налетав в общем 1:03, на жаль батарейка села и не засняла остальную часть полёта.
В общем очень продуктивный день вышел: 1:40 в лётную книжку, практика набора в спиральке и новый скил: посадка на верху нашей горки
13-14.01.2018
Володя Марчук: Восточные зимние выходные
Прогнозы предрекали восточный ветер на субботу и воскресенье, инициативная группа товарищей даже в пятницу успела на Гору скататься, так что придётся вспомнить, как оно зимой летается.
Суббота
Погода, впрочем, благоприятствовала: мороз днём в субботу был небольшой, правда, и ветер тоже не сильный. Приехали, к ангару собралась на удивление довольно большая компания, на удивление хватило людей, чтобы нести аппараты по двое, не пришлось надрываться в одиночку каждый под своим.
Пришли «под грушу», тут я совершил стратегическую ошибку — поднялся на верхний старт «понюхать ветер», заодно и выпустил кого-то из готовых одноклубников. Так и «залип» на верхнем старте, по очереди выпуская подходящих пилотов, отходя от кромки только на погреться. Люда взяла на себя «Ступеньку» и там пускала Женю Зайчука и Настю Савину.
На Горе нас встретил Михаил Львович Гладышев, который подарил клубу маленький аппарат для лёгких пилотов (НЯП что-то из Wills Wing с открытой поперечиной и площадью в 13,6-13,8 — не помню). В пятницу Женя Лысенко успел его (аппарат) вчерне облетать, выявились задняя центровка и туговатое управление. Да и по техсостоянию аппарата некоторые вопросы остаются, которые стоит предварительно закрыть, довести его до более пригодного и тщательно облетать. И отрегулировать лётные характеристики до уровня именно учебного аппарата для лёгких пилотов. Но в целом — очень вовремя подарок, как раз «поспеет» к тому времени, как Настя из УТ-шки вылетается. А Насте есть стимул активно участвовать в оснащении и доведении этого аппарата. Уже сейчас можно собрать и укомплектовать его набором чехлов, недостающие — пошить. И пинать инструкторов чтобы они решили что и как надо по «железу» и обшивке доделать. Т.е. побыть «менеджером проекта» - не делать всё самой, но спрашивать о помощи и следить за выполнением. Т. к. Настя самая заинтересованная в успешном результате ;)
Погода особо не впечатляла: ветер был почти ровный восточный со слабой северной составляющей. Иногда выравнивался, иногда подкашивал до тридцати градусов. Но не сильный, метров 4 в секунду в среднем, метров до 6-7 в порывах, до 2-3 в стиханиях. Парапланы и дельтапланы, в основном, парили по кромке, иногда парики отходили от склона,набирая до 50 метров, похоже, что в потоках. Но пасмурное небо и Январь месяц как-то не предполагали наличие термички (Потом мне рассказали, что утром Илья Тарасюк набирал до 200 метров и явно в термике. И это зимой!). Тем не менее, народ болтался у кромки, что Комбаты, что Студенты, в меру везения и мастерства пилотов.
Я к тому времени успел хорошенько помёрзнуть и устать, видать сказалось влияние мороза с непривычки. Да и не одному мне тяжко было, Игорь Гладченко тоже не горел энтузиазмом и после одного слёта на ДТ больше летать не стал.
Потом настал обед, к концу которого все имели возможность снова наблюдать Илью, выкручивающего в наборе метрах на двухстах и выше над поворотом шоссе на Гору. Т.е. уже никак не в динамике.
Я к тому времени собрал, наконец-то, «Баклажан» и потащился наверх. Предстояло облетать новые петлю подцепа и страховки на новом швеллере подцепа. Наверху снова всех позапускал и внезапно остался один из дельтапланеристов, а ветер ослабел и уже приближались сумерки :(
С трудом влез в зимней куртке в подвеску «кокон». Чтобы расправить ремни на спине пришлось даже попросить о помощи местного байкера на полноприводном «Урале» с кроссовыми покрышками.
На разбеге «Баклажан» неприятно «не летел», да ещё и левый крен наметился. Но до кромки я добежал, оторвался, в воздухе как-то нормальней и понятней всё стало. Сделал галс влево до срединного пупыря, по дороге вспомнив, что с новой обшивкой аппарат хорошо управляется только при даче ручки. А без неё он тяжёл по крену.
В развороте на Юг выпал из динамика, полетел в сторону посадки, по дороге привыкая к управлению. Но как-то не комфортно себя чувствовал, аппарат «висел на ручке», спидбар был «пустой», т. е. совершенно неинформативен по тангажу. Да ещё постоянная мелкая турбулентность не давала сосредоточиться на восприятии аппарата, приходилось постоянно отруливать от склона, просто визуально контролируя положение ручки по тангажу. Просто тупо урулил в сторону посадки, сохраняя безопасное пространственное положение крыла. Разворот на глиссаду (135 градусов влево) и выход из него прошли даже легко, снижение на прямой и выравнивание — тоже, но вот на выдаче столкнулся с сильным сопротивлением стоек. Мне просто не хватило сил эффективно выдать трапецию (ещё и потому, что не ожидал такого сопротивления), не погасив полностью горизонтальную скорость цепанул трапецией землю и грохнул аппарат носом — некрасиво вышло :( (Как оказалось, учлёты этого не видели — и это порадовало :) ) Уже потом я предположил значительную переднюю центровку, завтра надо будет сдвинуть её назад.
Пока поднялся в лагерь, в совсем уже сумерках у склона парил Дима Хаит - я пошёл сгонять его на посадку, «Чёрный Плащ», блин. Согнал успешно:
(на 27:22-24 я как раз Диме голосом и жестами предложил на посадку следовать), Дима дисциплинированно сразу отвернул на посадку. Правда ещё три минуты высоту сбрасывал — так держало над полем :)
Уже совсем по темноте собрались и отнеслись, помогая друг-другу.
День прожит не зря! (с) Матвеич
Воскресенье
На автобус в 9:50 я опоздал зато встретил Олега Вовка. С ним и приехали к ангару.
Ещё попозже подъехали учлёты и Дима Давыденко. Дима забрал несколько аппаратов на своём «бронетанке», так что мне даже не пришлось нести второй раз аппарат на плечах — класс!
УТ-шные учлёты были представлены Богданом и Андреем из экипажа «Конкорда», Женей Зайчуком и Володей (неепомнюфамилию). Взяли две УТ-шки, снова занималась ими Люда.
Мне пришлось пешком сбегать в ангар — забыл захватить ключи для перестановки подцепа.
Я не стал повторять вчерашнюю тактическую ошибку, а занялся перестановкой центровки и сборкой аппарата сразу, не поднимаясь на верхний старт. Насколько смог, проверил, чтобы петля страховки не натягивалась при нагружении подцепа, а то она расположена заметно впереди и в таком случае будет давать смещение центровки вперёд. Вроде бы не должна… Потащился на верх.
Погода была очень похожа на субботнюю, только ветер чуточку слабее и чуточку косее с севера. Зато солнышко проглядывает, иногда (90-95-100% облачности). Дельтапланы летали около склона, не высоко, парапланов было существенно меньше, чем в субботу. Уже к нашему приходу парил Паша Кренц на своём «Студенте».
Первый раз слетел по довольно слабому ветру, сделал галс до срединного «пупыря» и на посадку. «Баклажан» вёл себя лучше, чем вчера, но всё ещё не до конца понятно и приятно. Похоже, что или центровка всё же передняя, или что-то ещё не так. Но сел лучше, с пробегом в два-три шага, хотя усилия для выдачи потребовались максимальные.
Поднялся в лагерь. В это время двое «космонавтов», оба Жеки, один — Королёв, а второй Лысенко, набрали пару-тройку сотен метров и летали где-то в районе ж/д станции «Подгорцы». А судя по треку, так и за станцией. И это зимой! В январе! В пасмурный день! Не зря они оба имеют чемпионский титул, наглядно показали, что достойны!
Наши «студентоводы» вовсю летали в динамике, ролики вот:
Ярослав Покровский
Дима Хаит
После обеда затащился ещё раз. Женя Бублик проверил натяжение петли страховки подцепа в «боевом» положении, со мной под аппаратом — сказал, что она натянута так же, как и ремень подцепа. Ясно, страховочный явно надо удлинять.
Но пока слетел в имеющейся конфигурации. Стартовал удачно, получилось «сесть на кромку» и пролететь так до срединного «пупыря». Но низковато был, метров 10-15 над рельефом. В развороте ожидаемо выпал из динамика. На прямой до посадки проверил центровку — всё ещё передняя, точно надо удлинять страховочную петлю.
На посадке прям перед выдачей перед собой увидел пушистый полукруглый куст высотой с полметра, выдавал ровно перед ним. Аппарат остановился и сел ровно на куст, благо, он был небольшой.
Пока тащился к подъёму увидел, как УТ-шка («Призрак») под управлением Жеки Зайчука влетает в кусты/деревья слева от «Ступеньки». Потом подошла Люда и сказала, что и другую УТ-шку учлёты успели сломать (первое колено килевой, «автор» - Володя). Но ещё оставалось немного светлого времени — я разрешил после осмотра «побегать» на «Призраке» Андрея Блонского, который сегодня ещё позаниматься не успел. Это если Женя Зайчук возражать не будет.
Женя не возражал, так что Андрей успел и побегать, и даж полететь. Хотя и на мин. скорости, второй раз даже с циркулем и грохотом. Ролики вот тут:
Терпимая попытка
Так и не исправленный крен
Потом уже начались сумерки, мы собрались и уставшие, но довольные доставили аппараты в ангар (спасибо Диминому «бронетанку» :) ) и уехали домой. Интересног, что в воскресенье вечером намного меньше,. чем в субботу, чувствовалась усталость. Возможно, причиной этому было то, что обратно не тащил два аппарата, хотя наверх затаскивал "Баклажана" вдвое больше. А может быть сказалась уже привычка к условиям зимы, которой ещё небыло в субботу... Но результат мне понравился :)
По итогам полётов на выходных придётся награждать:
Диму Хаита за абсолютные результаты в категориях набора высоты и длительности налёта;
Ярослава Покровского - второй результат в категории длительности налёта.
Поощрительным призом отметим Андрея Блонского, который сделал в воскресенье свой первый полёт.