Журнал хронометража


2005 Крымская тетрадь

Не может быть!
Первый улет
Вторая лига Чемпионата Украины


НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

СЕНТЯБРЬ 2005 ГОДА - КЛИМУХА - КУБОК ИМ. ГРИНЕНКО

Виктор Мороз

Дельтабар

Не знаю, как готовили в дельтабаре до прихода Ольги, но после принятия командования на себя, Оля показала, что «борщ - это не просто красный супчик». К тому же, заправлялся он, как и положено - сметаной, а не майонезом, как... не будем показывать пальцем, где. Короче, ужинал я там регулярно. Про борщ я уже говорил. Окрошка. Жрёшь ея и жалеешь, что не две порции заказал. Отбивные - это просто какое-то второе дыхание. Когда кажется, что нет никаких силОв приниматься за второе, на сцену выносят эти mega-отбивныя. Откуда-то находятся силы, чтоб управиться с ЭТИМ. Да и место, куда поместить - тоже, оказывается, найти можно. Скусно! Цены вполне приемлемые. Вино... «Алиготе» урожая 2000-го года явилось для меня хитом сезона. Кушал его порциями по 200 грамм. Когда трижды, когда ещё больше, но чаще - дважды. Зелёный чай в чайничке - это тоже хороший ход. Обычно к чаю подавался щербет. В общем, голодать не приходилось.

Погода

Ну, что тут сказать. Была та самая погода, о которой потом, на последующих сборах, инструктора будут «заливать» учлётам, скрашивая время ожидания «хоть сколь-нибудь подходящей погоды для хотя бы прыжков вниз». Лучше сплюну трижды и по дереву постучу...
Преимущественно, был сильный СЕВЕР, хоть и с косяками, но ППМы брались неединично. Теми, кто умел, естествено. Однажды задул какой-то недоЮГ. Четверо неугомонных сподобились долететь до планера, дабы заработать очки, и вернуться на старт, дабы заработать бонусные очки. Большинство остальных решило этот «негодный» день посвятить морю. Разочаровавшихся вроде бы не было.
8-го и 9-го... Это было просто какое-то откровение. КАК, оказывается, в Крыму можно полетать! Ну, долетел до Меганома. Ну, и что? А чего вы удивляетесь? Подумаешь?! Да туда... или ещё далее... стаями улетали. Тоже мне достижение... долетел до Меганома. Такой вот переворот сознания случился после этих двух дней.

«Простите, Вы не подскажите, как пролететь в Солнечную Долину?»

В общем-то, несложно. Нужно только набрать тыщщёнку. Можно - полторы. Снос, опять же, чтоб был в нужном направлении. Глядишь и Щебетовка уже под тобой. А там и Солнечная Долина, как на ладони. Только через Эчки-Даг перемахнуть и ты там. С тем же потоком, при известном везении, можно и до Судака дотянуть. Это, если отказаться от «посещения» Курортного.
Но, если глянуть на частности, то задача выглядит не так уж и просто. О необходимости старта, как такового, я просто помолчу. Мало того, что стартовать НУЖНО, так стартовать желательно ещё и ВОВРЕМЯ. Для того, чтобы, во-первых, не отираться часами в районе старта, ожидая развития погоды и, во-вторых, чтобы не прозевать «пых», который может оказаться ТЕМ САМЫМ, а может ещё и «единственным и последним» в этот день. Нужно иметь терпение и умение «пережить» кризу, буде она навалится. Как оно муторно становится, когда с двухсот обещающих метров опускаешься до двадцати. А то и до минус двадцати. Склон - вот он, рядом! Я его просто ненавижу с высоты нескольких десятков метров! Нужно помнить ещё о том, что твой аппарат неидеален и имеет некоторые ограничения при данной погоде. Как говорится, «что положено Юпитеру - не положено быку». Но улететь-то всем хочется! Посему приходится «хитрить». Ну, а поймав поток, хватай его и не выпускай! Впивайся в него, что тот клещ, коих на горе вполне достаточно.
Команда КПИ-2002. Это была моя идея - собрать в команду тех, кто в 2002 году впервые подлез под дельтаплан. А таковыми из нашего клуба оказались: Бублик, Мороз, Ярощук (в алфавитном порядке, дабы не было недовольных). Особого энтузиазма у Бублика и Ярощука по этому поводу я не увидел, но и протестов не было зафиксировано. Даже несмотря на то, что я отверг предложение Бублика включить Гришку Егошина в нашу команду. Причин на то было две и вторая, как по мне - весьма уважительная. Во-первых, Гришка не нашего года начала обучения, а, во-вторых, Марчук и Примак оставались только вдвоём, что уменьшало их шансы на достойный командный результат. А так, клуб КПИ был представлен двумя полноценными по составу командами (по три человека). Красота! Считаю, что третье и четвёртое места в командном зачёте - это всё-таки не хухры-мухры.
При данной диспозиции мои дела были таковы, что на 9-е число я не принёс своей команде ни одного очка. Это начинало напрягать. Сам, понимаешь, сформировал команду, а очки приносили Женька и Сашка. И приносили весьма исправно. Кроме того, моя программа-минимум в «тыщщу метров превышения» что-то не хотела реализовываться. Как бы то ни было, а утром 9-го числа, опосля сборки аппарата и всех прочих подготовительных действий, поделился я с Примаком своими соображениями по поводу предстоящей погоды. Очень она напоминала день вчерашний (когда Бублик по воздуху переместился в Судак). Только ветром порезче.
- Там, - говорю, показывая пальцем на западную ложку северного склона. - должно НЕЧТО сходить, если я хоть что-то понимаю в этой аэрологии. Во всяком случае вчера так и было.
Юра не стал со мной спорить, но и явного согласия с моими словами я не увидел. Ладно, думаю, придёт время - «вскрытие покажет».
А за час до этого я изложил свои мысли Ярощуку, наткнувшись на него в лагере. Получилось что-то вроде такого:
- Ну, что? Полетаем? - спросил я, намекая на хороший лётный день, если верить тем признакам, что уже просто бросались в глаза.
- Політаємо! - отвечал Сашка.
- Я сегодня обязательно должен улететь. Хоть куда-то. Нужны очки. Чтоб я себя спокойно чувствовал. Команду сделал, а вклад - нулевой. Это не есть гуд.
- Вітя! Нє надо! - в его голосе слышались нотки, вроде я замыслил нечто нехорошее.
- Ты не понял! - засмеялся я. - Я не собираюсь втыкаться в склон или делать ещё какую-то глупость. Просто, я себя достаточно хорошо знаю - я обычно дольше других «запрягаю», но затем «еду» ничуть не хуже, а может даже и лучше. Где как. Сдаётся мне, что настало время.
Кажется, он мне поверил. Впрочем, я не собирался никого обманывать. Но очки действительно были нужны.
А дело близится к обеду. Решаем перекусить, пока погода «дозревает». Вчера, кстати, так и не пообедали. После обеда решил заменить батарейку в приборе. Так. На всякий пожарный случай.
Погода вроде устаканилась и вот я уже в воздухе. Замечено, что после старта у меня есть обыкновение быстренько выбираться «под самую крышу». Т.е. среди тусующейся возле старта толпы, я оказывался одним из верхних. Но, к сожалению, этот плюс обычно перекрывался жирным минусом. Когда начиналась криза, я, как и все, помимо своей воли опускался поближе к грешной земле. А дальше... дальше у меня возникала проблема с «вылизыванием» склона. Ну, не хотел я его «лизать»! Или  не мог? В результате оказывался внизу, на поле. Реже - на верхней посадке.
На сей раз пришлось «ломать свою гордыню» и послушно и терпеливо «вылизывать» склон в ожидании конца кризы. «Это нужно тебе для добывания очков» - такая отмазка устраивала мою психику. Иногда «железное очко может принести много очков» - такой, вот, каламбурчик.
Снова между мной и склоном метров двести зазору. Отошёл западнее старта - ближе к «ложке». Туда, где вчера я никак не мог разминуться со спиралящим на трёхстах метрах планером. Он крутится на своей территории, а меня сносило прямо на него. Приходилось бросать поток и возвращаться к склону, теряя высоту. Но это было вчера. Сегодня же - что-то держит, но нет потока. Пытаюсь вкручиваться в какие-то пузыри. Снос ужасен. Возврат занимает много времени и отъедает высоту. Так и кручусь на высоте 100-150 метров. Чтоб лучше пробиваться, не забываю «включать» полиспаст. Хоть какое-то утешение - я делаю всё, что можно! Даже полиспаст взвожу! А унутре - ощущение безысходности какое-то. Вроде, надо мной кто-то издевается. Короче, БЕСПЕРСПЕКТИВНЯК (это слово нужно научиться выговаривать, не глядя на текст). Наконец, натыкаюсь на что-то, похожее на поток. Это случилось так внезапно, что даже отвлекаться на отпускание полиспаста времени не было. А, ну-ка, попробую крутануть спираль со взведённым полиспастом! Как оно получится? Вчера я не добрался до такого упражнения. Туговато, но пошёл! По усилиям в канале крена чем-то напомнил мне Спорт-5. А чё? А ничё! Одну спиральку скрутил! Вроде ничего вышло. И ещё одну! О! Метров 50 набрал! Давай-давай! Поток-то - ого-го! Нормалёк! Ещё три-четыре спирали и у меня уже за двести метров. Полиспаст отпускать уже просто боюсь. В миру - я программист, среди прочего. А там так: работает? тогда - ничего не трогай!
Подо мной почти середина ЦАГИшного аэродрома. К счастью, планеров в воздухе нет. Да и не видно, чтоб их готовили к старту. Со словами «извините, но идите вы в баню» я продолжаю пересекать территорию бывшего ЦАГИ (ныне - ЦПС), уверенно набирая высоту. Уже 400 метров в активе. Аэродром остался позади. До Коклюка рукой подать. Да! Определённо, Коклюк - мой! Это радует. Продолжаю вслушиваться в поток и вовсю рулюю техникой, стараясь получше отцентровать. Иногда поглядываю на старт, понимая, что я бросил таки его. И всех, кто там остался. Уходил я от склона один. Это несколько пугало. Ну, как может пугать неопределённость, когда - «первый раз». Во всяком случае - в Крыму, да ещё, когда под тобой - горный рельеф. Вот я уже над Коклюком. Скоро можно будет его фоткать. Альтиметр показывает 500 с лишним метров. Чувствую, как похолодало. Взгляд почему-то оказывается прикован озером, что за Коклюком. Прямо напасть какая-то! Помню, когда из Исакова улетал в Одаив (в 2004 году), то пялился на исаковские сортиры, зачем-то соображая «КАК на них безопаснее приземлиться?» А здесь - озеро. Далось оно мне? Что больше и приземлиться некуда? Сделав усилие над свое психикой, отрываю взгляд от озера и... тут я замечаю крыло дельтаплана! Впереди и немного(!!!) выше. Ура! Я - не один! Мало того - я догоняю! Это хорошо. Ещё раз оцениваю обстановку. Высоты - почти 600 метров. Для посадки доступна почти вся коктебельская долина. Реальный факт! Отрицательные эмоции, сколь мало их во мне не сидело, полностью покинули меня. Остался только один интерес ко всему происходящему. Начинает показываться Щебетовка. Та самая, где «садиться непонятно где». А тут пора уже фоткать ПЕРВЫЙ во всех смыслах ППМ.
ППМ W9 - гора Коклюк

Достал фотоаппарат. Прицелился. Есть! Глянул на результат (техника-то - цифровая!). Гут! Засунул на место. Всё прошло довольно гладко. Ну, почти всё: замечаю, что ноготок на большом пальце обломан слегонца. Оно бы ничего, да цепляется, зараза! Придётся потерпеть.
Так, поворотник снят. Продолжаю крутиться в потоке, который уже стал довольно широким. Можно и поэкспериментировать. Отпускаю полиспаст. Вроде ничего не поменялось. Прибор, как пищал, так и пищит. А напищал он уже почти на 800 метров. Замечаю ещё толпу из нескольких дельтапланов. Они - несколько выше и дальше по потоку. Ба! Да там и Марчук! Вон - Гришка, вроде! Свои люди! Приятно, ёлки-палки! Несмотря на то, что впереди была Щебетовка (где там садиться?), а за ней... а за ней - просто горы!
Есть тыщща!

А пока я приближался к точке выполения программы-минимум. Полиспаст  я снова взвёл (на всякий случай). Замечаю, что рулить так, как это было на двухстах-трёхстах метрах, уже не нужно. Так, подруливаешь, а аппарат вроде как сам крутится. А вот и тыщща! Фиксирую результат на «плёнку». Прячу фотоаппарат и почти сразу снова достаю его. Пока аппарат почти сам крутит спирали мне и делать-то особо нечего. Ну, разве что - не мешать ему. Прямо аж паника лёгкая возникла. Чем заняться-то? Буду фоткать. Что? Ну, например Старый Крым. Достал фотоаппарат. Нажал на кнопочку включения. Убедился, что техника включилась. Прицелился. Сделал снимок. Выключил. Спрятал фотоаппарат. Зачем, спрашивается? Чтоб снова тут же доставать? Ну, достал снова. Ну, включил. Ну, а что снимать-то? Ну... ну... ну, что в кадр попадёт. Кара-Даг, кстати, попал. Да и Щебетовку тоже можно рассмотреть.
Старый Крым. Агармыш. Кара-Даг. Щебетовка.

Стало ещё холоднее. Перчатки на мне - «без пальцОв». Вспоминаю разговоры о полезности перчаток. Единого мнения нет. Кто смотрит по погоде и сезону. Кто любит исключительно «без пальцОв», кто  наоборот - «с пальцАми». Кто одевает сразу, а кто таскает с собой в кармане подвески и одевает при необходимости. Тут в голову приходит усатый образ Примака: «Я без перчаток летаю. Чтоб аппарат тоньше чувствовать. А спидбар я обмотал пеной.» Если б я снимал кино, то на фоне крутящегося в потоке аппарата (со мною, понятно), отобразил ба (полупрозрачно и крупно) усатую голову Юрки, которая свой текст ба и озвучила. Можно ещё в сцену ввести назидательное покачивание указательным пальцем.
Явление.

«Тоньше чувствовать». Ты понимаешь?! А бают, что некоторые аппараты сами в спирали стоят? Без вмешательства пилота. Ну-ка, отпущу-ка я его. Поток широкий. Высоты - валом. Не получится - поправить ситуацию будет несложно. Кстати, рядом уже замечаю Артёма Червоненко. Итак, подруливаю поближе к центру потока и ослабляю руки. Спидбар не выпускаю, но и не контролирую его. Аппарат из крена не выходит, но делает пару каких-то рыскающих движений не очень большой амплитуды. А затем... а затем он успокаивается и продолжает довольно устойчиво крутить спирали. Слушаю прибор. Пищит равномерно. Круто! Мне вообще делать нечего! Просто держусь за спидбар руками. А то их девать некуда. Карманов для рук в моей подвеске нет.
Над долиной коктебельской
АрЧер воздух рассекает
Он поток получше ищет
Чтоб набрать полторы тыщщи!

Фоткаю Артёма. Вспоминаю про ноготь. Самое время устроить небольшой маникюрный сеанс. А когда же ещё? Обгрызенный ноготь завсегда лучше, чем обломанный ноготь. Плюнул я с высоты около 1300 метров. Адьё, мусьё! В смысле - огрызки!
Начинаю понимать, что и полторушку я скоро уж раскручу. Ух, ты! Это радует. Это уже «три-в-одном».  А тут - пора уже готовиться фоткать Щебетовку. Да и толпа, смотрю, ринулась на переход в сторону Курортного. Они уже пониже меня будут. Есть 1500! Снова фоткаю личное достижение. Заодно и себя не забываю.
Бухта Коктебель. mopo3@

Затем приходит очередь Щебетовки. Что теперь делать? Оглядываюсь. Позади остались коктебельская долина, гора Клементьева. Даже видно Феодосию! Впереди, хоть и вдалеке, но заметен Судак. В смысле - город Судак. Но к нему лететь придётся над заросшим лесом ущельем. Бр-р-р! И никто туда не полетел. Не полечу тогда и я. Локти - к рёбрам. Руки - почти к центру спидбара. Сам спидбар - слегка поджат. Полиспаст... он и так был взведён. Переход начался. Направление - западнее Курортного. По сути, наперерез толпе, уже отвалившей от него.
ППМ W13 - Щебетовка

Постепенно ко мне приближается гряда Эчки-Дага. Солнечная Долина - как на ладони. Вон - Курортное. Вот это - наверняка сам городок Солнечная Долина. Вон там, закрытый горами, спрятался мыс Меганом. Так вот где приходилось вчера лететь Женьке Бублику! Слушая его рассказ, я рисовал себе совсем другие картины. Стра-а-ашныя! А на самом деле всё очень даже красиво.
Курортное. Наливайко?

Вначале, после выхода из потока, я летел в каких-то ноликах. Довольно долго. Ближе к Эчки-Дагу нолики кончились. Эчки-Даг я пересекал, имея около тысячи относительно старта. Или же - около 1200-1250 абсолютной высоты. Левее внизу виднеется Кара-Даг. Ёлки-палки! Кто бы мог подумать, что я за него залечу! А это кто? Кажется, Николай Наливайко. Щёлкнем его. Та-а-ак... а вот и Вадим Иглайкин - ещё один файл записался на флешку фотоаппарата. На этом же кадре вместились и Марчук с Егошиным, спиралящими над Солнечной Долиной. Во всяком случае, я думаю, что это именно они.
Солнечная Долина. Иглайкин.

Небо синее. Воздух - свежайший и прохладный. Море - цвета... ну, цвета морской волны. Видно прибой. Горы покрыты лесом, походящим на мягкий мох, если забыть о высоте. Так эта картина и записалась в моём мозгу.
Перевалил через хребет. Думаю, что надо сфоткать ППМ в Солнечной Долине. Направляюсь туда. А навстречу мне и несколько ниже проскакивают два аппарата. Да быстро так. Такое впечатление, что их там вроде как кипятком ошпарили. Чего это они? Лечу дальше. Натыкаюсь на минуса. Неплохие минуса. Прибор начал орать. Гм... что ж делать? Попал не в ту струю? Ладно, потеряю некоторую высоту, но проскочу. Поджал ручку и начал «проскакивать». Что-то не «проскакивается», однако! Разворачиваюсь. Те двое уже выше меня метров на триста стоят в спирали. И - далековато. Вроде даже - за хребтом. Туда (за хребет) я, конечно, перелечу. Высоты хватит. Но, если там я ничего не найду, то обратно в долину я уже не выберусь. А посадок за хребтом нет. От же ж! Попал! Ладно. И так получил больше, чем хотел. Доедай то, что перепало и скажи спасибо. Снова развернулся и под равномерный звук прибора начал снижение с ветром в хвост (благо, хоть ветер попутный).
ППМ W14 - Солнечная Долина

Над ППМом было высоты метров 400. Сфоткал то, что посчитал за ППМ и начал решать задачу. Я приближался к довольно большому и неплохому полю. Но высоты у меня было несколько больше, чем нужно для захода на посадку. С другой стороны, снижение было всё-таки интенсивным, а впереди маячил невысокий хребетик, за которым я ничего уже не мог рассмотреть - высоты было маловато. Улетать туда (перемахнуть хребетик вроде бы был шанс) и садиться, где придётся? Ну, выиграю я лишний километр. Ну, два. Что-то подсказывало мне, что красивый полёт (тем более, первый в Крыму) должен завершится хорошей посадкой. В результате, избыток высоты, а другими словами - избыток времени, я трачу на выбор места приземления. Чтоб никаких проводов. Чтоб никаких виноградников. Чтоб никаких столбиков. Чтоб без роторов. Чтоб... чтоб сел спокойно, а не жалел потом.
Самое интересное, что ни одного плюха я так и не ощутил. Как началось снижение с -4 м/с на приборе, так и продолжалось почти до самой посадки. Метрах на 150 слив прекратился, но никаких признаков подъёма я не обнаружил.
Уже несколько минут чувствую себя, будто в духовку попал - Эчки-Даг надёжно перекрыл подступы к долине с севера. Расстегнул подвеску. Пошевелил ногами. Вроде всё нормально. Подхожу к полю. Делаю спираль. Снос подтверждает замеченное мною ранее направление ветра. Небольшая «змейка» и зажимаю ручку. Земля не очень охотно приближается. Стоит ослабить ручку, как аппарат останавливается относительно земли и стоит себе, не теряя высоту. Во дела! Так можно долго висеть! Зажимаю ручку почти на вытянутые руки и... наконец-то, подхожу к земле. Приземный ветер очень сильный и ламинарный. Посадка очень напомнила посадку на верхней площадке северного старта. Просто плавно опустился вниз. Всё! Есть касание! Разворачиваю аппарат. Паркую. Можно перевести дух. Снимаю подвеску, шлем. Фоткаю технику на фоне «чего-нибудь достопримечательного». Фотосессия успешно завершена. Виктор Владимирович! С чем я Вас и поздравляю!
Финиш

Пятиминутная разведка местности, сборка аппарата в шесть метров и выход к дороге подбора. На всё это ушло минут 30-40. Сообщаю Сергееву свои приблизительные координаты. Получаю подтверждение. Теперь можно развалиться и ждать подбора. В качестве «зала ожидания» я выбрал небольшой холмик, возвышающийся над дорогой подбора метров на 5-7. Земля тёплая, прогретая. Ветерок приятно обдувает босые ноги. Рядом (на подветренной стороне) «дышат» свежим воздухом ботинки и две пары носок: шерстяные и х/б-шные. Состояние покоя и умиротворения. Одно только муляет - водички ба! Попытка найти хоть кого-то успехом не увенчалась. Дома есть - людей нету. Впоследствии выяснилось, что это были «дачи Меганома».
Вещички. Холмик. Источник.

Так вот, лежу я себе, смотрю на проезжающий мимо автотранспорт. Как вдруг замечаю дядю с ведром. Он идёт в мою сторону. Пересекает дорогу и подходит к подножию холма, на склоне которого я обосновался. Куда это он? С ведром-то? Никак за водой? Точно! И как это я не заметил! В 20 метрах от моего лежбища имеется в наличие колодец. Быстренько обуваюсь и подхожу к доброму человеку. Добрый человек сообщает, что вода в этом колодце годится разве что для полива и скотины. Употреблять перорально эту воду он мне не советовал. На мой естественный вопрос местный дядя ответил, что магазина поблизости нет, но чуть погодя выдал мне полтора литра питьевой воды, залитой в бутылку из-под минералки. Больше я ни в чём не уже нуждался. Ну, разве что - в подборе. Подбор явился в лице Гришенчука на белом Мерседесе. Ну, грузовой фургон у него такой. Затем мы подобрали Червоненко и Иглайкина, а ещё чуть позжее к нам присоединился Вовка Марчук. В таком составе мы и отбыли «домой».
А вечером в дельтабаре по этому поводу было выпито некоторое(!) количество бутылок вина.

«Разговор» с парапланеристом

Что такое «отрицательная перегрузка»? Это, когда вес (пилота) УМЕНЬШАЕТСЯ. Запомните это - пригодится!
Итак, погода была «дохлой». Несильный ветер косил с северо-запада. Слабенькие поточки не хотели жить более пяти минут. Парапланеристы безуспешно пытались выпарить выше северного склона. Я же, почувствовав «необходимость», пошёл «до ветру» за восточные кусты. Где-то в районе этих кустов крутился один из парапланерной братии. За восточными кустами, как известно, есть небольшой подъёмчик поперёк склона, что даёт надежду встретить там нечто термичное при западном косяке. Пока я шёл к кустам, высота парителя была порядка 10-15 метров над склоном. Решив, что мы друг другу никак помешать не можем, я, расположившись к нему спиной, принялся реализовывать своё законное право. Должен доложить, что дела мои продвигались неплохо. Настолько неплохо, что меня стал интересовать и окружающий мир. Интересно, как там дела у парапланериста? Оглядываюсь. Он - значительно ниже. Теряет высоту, стало быть. И я решил мысленно пообщаться с ним:
- Что, брат? Не держит? - спросил я его.
По понятным причинам мой вопрос остался без ответа.
- И меня, вот, тоже. - как бы отвечал я ему, почувствовав наплыв очередной волны «отрицательной перегрузки».

Буксировка

«Господа! У меня для Вас пренеприятнейшее известие!». Нет, к нам не ехал ревизор. Сломалась тележка. Это раз. Более медленный МДП находился в ремонте. Это два. И - три: условия для первых попыток оказались околоштилевыми. Ну, почти околоштилевыми.
Лиха беда - начало! Одно хоть как-то успокаивало. Это - колёсики на спидбаре. Хоть какой-то позитив.
Первый старт... первый отрыв (от земли)... первый отцеп... в конце взлётной полосы. Почему? Потому что отстал по высоте. Да и в сторону куда-то ушёл. Даже ноги в подвеску забыл засунуть. Уж на что автоматическое движение... Короче, жутко недоволен собой. Ни хрена не понял. Точнее, понял, что не всё так безнадёжно. Душа жаждет реванша, но «продолжения банкета» не будет. Сегодня, во всяком случае: в районе старта вовсю разбушевался жесточайший штиль. "Почему отстал? Что помешало? Может непривычное отсутствие усилий на ручке, когда она в районе пояса?" С этими вопросами и пришлось ночевать.
Второй старт. Утренний. Утро вечера мудренее? Какой я молодец - ноги в подвеску сподобился засунуть! Для чего? Для того, чтобы их сразу же высунуть - садиться пора! Снова опоздал с набором. Опять ругаю непривычно слабые усилия на ручке. И снова «банкет» откладывается до вечера.
Третий старт. Из-за ошибки на старте - я так сильно упирался, что едва ослабив ноги, был буквально выдернут, аки репка из грядки - меня сильно просадило. Пихнув ручку, я смог продолжать полёт. Но... Мои бедные ботинки! Слава партии, только они почувствовали остроту камушков. Я же, выскочив из этой жо.., занял выжидательную позицию на высоте 3-5 метров и... и... я сделал это - я не отстал за буксировщиком в начале набора. И теперь Женя Тимошевский тащит меня к южному склону. Пока держусь. Хоть и крутит мой аппарат, но я отчаянно удерживаю его от раскачки. Это даже не раскачка, а «расрычка» какая-то. Ну, когда аппарат рыскает. Проходим над кромкой склона. Высота - метров 100. Понимая, что такой высоты достаточно для любого манёвра, всё-равно слегонца шалею - куда же это ты меня тащишь? В Бараколь сбросить решил, что ли? Но вот лёгкий доворот влево (на восток - вдоль склона) и меня снова начало «пучить». Кое-как выравниваю аппарат и даже более-менее стабилизирую полёт. А сам уже доволен. Гы-гы! Тама, внизу, на меня смотрят, задрав головы, Женька Бублик, Гришка Егошин, Артём Червоненко. А я - тута! Ужо метров 200 набрал!
На самом деле всё было не так весело, т.к. «борьба за живучесть корабля» продолжалась не стихая. В какие-то моменты наступало просветление-умиротворение. Длились эти моменты буквально по 5-10 секунд. В эти моменты я всем телом чувствовал, кАк можно (оказывается!) безнапряжно лететь за буксировщиком. Успел однозначно понять такую вещь - пока ты не провалился ниже буксировщика, исправлять всяческие «плюхи и огрехи» на порядок легче. И ещё - не забывать возвращаться в нейтраль после корректирующего движения по крену. И ещё - не нужно напрягаться: зажатому тЕльцу гарантирована прогрессирующая раскачка, буде возникнет предпосылка. И ещё - пока следишь за буксировщиком - «усё чьотко». Как только отвлекаешься, сразу замечаешь, что летишь куда-то в сторону. Почему-то... Ну, а мне зеркало заднего вида на мототелеге покоя не даёт. Ещё немного и оно от моего взгляда просто треснет. А ещё фал... эта путеводная верёвочка. Как хорошо по нему ориентироваться! Прямо, нить Ариадны, какая-то... которая выведет на нужную высоту... если не нарвёшься на... на что-нибудь "рогатое".
Вы видели? Нет, вы видели?!!! Он машет мне рукой! Типа, отцепляйся! Ё-моё! Прилетел на место назначения! Выплёвываю «прищепку» замка. Фал сразу же отскочил от меня метров на 10. А может и на все 20. Я даже забеспокоился, чтоб он не стеганул буксировщика, как резинка муху. Плавно возвращаю ручку на её обычное место. Знакомое положение ручки. Знакомые усилия. Не нужно ни на кого пялиться. Не нужно так отчаянно парировать "плюхи" и исправлять "огрехи". Прямо, как дома себя чувствуешь! Есть 5 минут, чтоб не спеша стравить высоту и отдать Женьке Бублику радиостанцию с наушником. Без неё ему не стартовать. А пока... засунул замок в подвеску, а руки положил запястьями на спидбар - они просто отваливаются... эти руки. Так и рулил. Лишь слегка отклоняясь влево или вправо и чуть-чуть работая ручкой по тангажу. Расслабляющий полёт вышел. Во всяком случае - вторая его часть. После посадки остаток дня ходил, стараясь согнать с лица дурацкую улыбку. Типа той, что была на лице Юрия Деточкина, когда его везли в «воронке» из театра в КПЗ после триумфальной премьеры.
За ужином была заедена  вусмерть супермегаотбивная (Оля, так держать!), а также выпит кувшинчик винца. Прочие вкусности также успели побывать на нашем столе. Руки поднимал исключительно движениями плеч.
Южная погода 14-го сентября была ознаменована более-менее приличным "молоком". Насколько это было возможно, т.к. второй или третий день весь воздух был пронизан какой-то мглой. Видимо, именно эта мряка не давала термичке развернуться во всей своей силе.
С утра на «юге», что напротив дельтабара, пораскладывались парапланы. Ветра хватало только на то, чтобы поднять купол и слететь вниз - к подножию южного склона. Ни о каком парении и речи не было. Затянувшись метров на 400, я имел счастие лицезреть бессилье тех, кто внизу. На сей раз затяжка (буксировал Саша Безручко) шла весьма спокойно и довольно уверенно. За что получил от Гладышева оценку в четыре балла (полагаю, что по советской системе). Довольный успехами, я уступил весь остаток утреннего времени Женьке.
Ближе к обеду в «ложке» запестрело разноцветье парапланов. Наверное, десятка два их там роилось. А может и больше.  Из «ложки» они никуда не разлетались - ветер косил с востока. А я и Женька Бублик поехали в Коктебель за мусорными мегапакетами - нам предстояла акция «Уборка мусора». Решили, что до обеда нам точно ничего не обломается. Да и отсутствовать мы собирались не более 30-40 минут.
По завершению вышеозначенной акции вытащили аппараты из ангара и подкрались к старту, что напротив дельтабара. Саша Безручко, успевший полетать и даже набирать до 400 метров, уже сел (нАчало сдыхать), но уходить пока ещё не собирался. В воздухе остался только один параплан. Он болтался на высоте 150 метров западнее «ложки». Пока суть да дело, на старт выходит Шишов и... со второй попытки таки стартует. Быстрый проход вдоль склона на запад. Чуть ниже кромки. В ложке начинается набор. Вот он уже имеет метров 100 «под килем». Стартую и я. Женька только готовится выйти к кромке. Договорились, что летаем не больше часа, т.к. буксировка ещё впереди. После старта я, как и Шишов, быстренько ухожу к «ложке». Через несколько минут у меня более 150 метров превышения. Смотрю - Женька стартовал. Знакомый манёвр - и он выбрался. Высота - под 300 метров. Выше - никак. Вместе проходим в сторону Бараколя. Я дошёл до берега озера и вернулся к склону. Женька ушёл куда-то дальше. Затем в воздухе появились: Игорь Наконечный, Саша Безручко, ещё кто-то на каком-то Спорте. Катаемся в термодинамике. Потоков уже нет. Иногда попадаются довольно крупные пузыри. В них удаётся крутануть одну спиральку и поднабрать не вывалившись. Решаю сходить к планеру. Высоты должно хватить. Но за Козловской балкой нолики кончились, стало болтать и воздух какой-то холодный стал. Терпел, пока не осталось 90 метров высоты. Ну, до планера я, конечно, дотяну, но там и сяду. Не годится! Возвращаюсь к «ложке». Болтанка осталась позади. Холодный воздух - тоже. Интересно, это бриз достаёт? Холодный воздух очень морем тянул. Видать, какое-то перемешивание шло. А высота понемногу уменьшается. Минут 15-20 крутился на 130 метрах. Выше - ну, никак! Уже и пузырей нет. В конце-концов ухожу на посадку. Сел немного в стороне от ангара. Пока до него дошёл, посадились Наконечный и Женька. Скоро буксировка.
Наконец, настал и наш черёд. Уступаю Женьке право на первые затяжки (пока не устанет), т.к. завтра мы уже уедем, а он ещё ни разу не затянулся. А после нескольких неудачных попыток, перемежающихся перерывами на покатушки, дошла очередь и до меня. Старт в сумерках. Пока летели до южного склона, я более-менее держался. Но после доворота на восток (вдоль склона) я потерял из виду фал. Это стало чем-то напоминать буксировку вслепую. Положение усугубилось возникшим креном. После двух попыток исправить ситуацию, я отцепляюсь, т.к. понимаю, что вслепую ничего хорошего не сделаю, а мне ещё предстоит посадка (на югах темнеет довольно быстро). Отслеживаю мототелегу по звуку, белеющему парусу и свечению приборной доски. Высота после отцепа - чуть больше 200 метров. Замечаю, что снижаюсь таким же темпом, что и буксировщик. Это мне не нравится, т.к. его нужно пропустить, чтоб он не сел мне на голову (я-то без освещения), а самому ещё и выждать паузу, чтоб в спутку не попасть. Садиться же мне только на взлётку и остаётся. Сейчас только её можно хоть как-то отличить на фоне почти чёрного склона. МЕчты-мЕчты! Пропуская мототелегу, я сильно ушёл на север и вижу, что не дотягиваю до взлётки. Да что там, взлётки! Я до более-менее светлой части склона не дотягиваю. Место мне - на северном склоне. Метрах в ста от ангара. А там уже тень. Просто что-то чёрное и всё. Подхожу, выравниваю, выдерживаю. Чуть раньше - это лучше, чем чуть позже. Особенно, когда темно. Считаю, что подо мной должно быть метра два «глубины». Выдаю ручку, срывая аппарат на воронью посадку. Сейчас рухну на землю. Думаю, что до неё падать метр-полтора. Руки вытянуты вверх - держат аппарат. Сам - аки струна (ноги - чуть согнуты). Жду контакта. А не идёт земля на контакт! На какой же высоте я сорвал аппарат? Сколь долго...? На-на! А получи...! Есть контакт! От неожиданности одна нога сгибается довольно сильно и я тыкаюсь коленом в зем... не-е--е-т, не в землю, а в камни. Слава партии, мелкие. Трапеция, защищённая дутиками, тыкается в грунт и подскакивает. Быстро встаю, поднимаю перепуганный, но совершенно невредимый аппарат и чуть ли ни бегу к старту. Нужно продемонстрировать заинтересованным зрителям, что со мной всё в порядке. Колено не то, чтобы горит, но присутствует ощущение, что по нему что-то течёт. Вспоминаю слова Гладышева о наколенниках. Хороша ложка к обеду! При детальном рассмотрении колено было признано годным к дальнейшей эксплуатации безо всякого медицинского вмешательства. Пара красных пятен, пара легчайших ссадин и никаких жидкостей. Жидкости - плод разгорячённого воображения. Считаю, что мне просто повезло. Урок усвоен. «Смеркается? Полёты закрыты.»

Отдельной строкой выражаю огромную благодарность Михаилу Гладышеву за:
  • Согласие обучать буксировке
  • Организацию процесса обучения
  • Ценные советы в процессе обучения
  • За чай с «бегемотом»
Не могу ещё раз не упомянуть Женю Тимошевского и Сашу Безручко - тех, кто делал всё, от них зависящее, чтоб затащить нас (в меру сил и умений упирающихся) на достойную высоту.
Спасибо вам за соучастие! И - безопасных полётов!

Колобки

«Я от дедушки ушёл! Я от бабушки ушёл!...» По сути наша поездка от горы Клементьева до Киева проходила в похожем ключе.
Первой, от кого мы «ушли» оказалась Ольга. Мы просто не могли не заехать попрощаться. Заявившись за ключами от ангара, где ночевали наши аппараты, я попросил Олю приготовить два кофея минут через 15. Закончив с погрузкой-увязкой, я и Женька Бублик зашли в дельтабар. Выпили кофею. Сожрали по бутерброду. По конфетке... Поговорили с хозяевами о том, о сём и... я глянул на часы: Пора ехать! «Чего сидишь?» - чуть ли не скомандовал я затаившемуся и притихшему на стуле Бублику. «Поехали! Пора уже!» - обосновал я свои реплики. Женька, отрывая зад от стула, вроде хотел что-то сказать, но так и не решился. «Я вас провожу» - сказала Ольга. Так мы и дошли до ангара, где окончательно распрощались, запрыгнули в машину и отбыли. Лёгкое волнение, вызванное процедурой прощания, наконец улеглось. Чёрт, а не хочется уезжать! Но что делать? Нужно! Лишь выехав на трассу Феодосия - Старый Крым, я понял, что мы не расплатились за кофий «с аксессуарами». Ба-а-али--и-ин! Ведь не скажут, что мы - колобки. Скажут, что мы - козлы! Оля, прости! Мы не со зла. Это «козлы - злы». А мы - добры («бобры - добры»). «Козлы - злы, а бобры - добры». Делюсь неожиданным открытием с Женькой. А он: «Я хотел тебе сказать об этом, а ты - поехали, поехали! Чего сидишь?!!!»
Следующий, от кого мы укатились (в прямом смысле) был некий товарищ в форме «а-ля милиционер», только песочного цвета. На окраине Джанкоя я предложил Женьке «продолжать следовать установленным курсом» вместо того, чтобы принять приглашение остановиться от этого «господина-непонятно кто». Позжее мне сказали, что это мог быть либо «эколог», либо «казак». Думаю, что первый вариант более верный.
Далее мы "просочились между пальцев" у настоящих гаишников. За очередной фурой скопилась довольно длинная колонна. Женька решил их обогнать одним махом. Основная часть обгона вершилась на скорости 120 км/ч. И только, когда стало видно, что дальше разметка сужает наши возможности, возникла необходимость в форсировании событий. На скорости 130-140 км/ч мы вышли на траверз фуры и увидели прямо перед собой гаишников. Они почему-то(?) нас не замечали. Буквально в 40-60 метрах перед ними мы вернулись на свою полосу. А скорость? Вот это компромат!!! Снижая скорость до приличествующей моменту, замечаем впереди (метров 300 от тех, кого мы уже проехали) ещё один «передвижной пост». «Сейчас он поднимет свой дрючёк... мы, естессно, остановимся... и он начнёт нас "жарить"...» Думаю, что у Женьки приблизительно такие же мысли пронеслись в голове. Но нет! Никто нас не стал останавливать. Мало того, этот «орёл» вроде как нагнулся и залез по пояс в кабину. Проскочив мимо него, мы обменялись мнением, что он нас не заметил, т.к. ему по рации начали сообщать, что нужно остановить таких-то и таких-то. А он, пока слушал, всё и прозевал... Но, домыслы-домыслами, а факт остаётся фактом. Мы ушли. Не скажу, что совсем сухими, но ушли!
Ну, и в завершении всего нам удалось «уйти» от лишних трат на бензин. Километров за 200 до Киева, машина «предупредила», что проедет не более 50 км, если её не «напоить». Хорошо, едем - высматриваем заправку ТНК. 92-й бензин должен стоить около 3,70. Вся дорогу мы мониторили цены. А вот и ТНК! Ура! Заруливаем и... глазам своим не верим. 3,55! Это 92-й. А 95-й обойдётся в 3,80! Ни фига себе! Вот это цены! У Бублика глаза стали разбегаться - «тут всё такое вкусное!» Что ж заливать-то? В конце-концов залили 92-й. Женька забирается за руль и сообщает мне, что заправочный «наливайка» поведал ему о звонке по телефону (пол-часа назад). Звонивший дал команду снизить цены на 25-30 копеек!
Приятная неожиданность. Неужто начинается коммунизм? Но дальнейшие наблюдения с одной стороны нас порадовали, а с другой - нет. Таких цен ни на одной заправке я больше не видел. Даже спустя неделю. Может это кто-то хитрый позвонил на заправку... а затем подъехал и заправился? Ну, а мы успели ништяков отхватить. Коммунизм отменяется.
Но жизнь всё-равно продолжается. Как минимум для того, чтобы при случае ещё чего-нибудь накорябать.


ПЕРВЫЙ УЛЁТ

Дмитрий Соловьев

8 сентября. Этот день обещает стать третьим лётным днём для меня на этих сборах. В первой половине дня ветер был сначала косой, потом сильный. Мы с Саней и Тарасом ждём своей погоды. Два предыдущих лётных дня прошли достаточно результативно - 4-го числа 1ч 15мин, 5-го - 40 минут и посадка сверху. Высоты метров может до 50 в лучшее время, в остальном выживание возле склона. Вроде как ничего для чайника на Студенте и без прибора.
Погода странная какая-то. Да и опыта нету - не поймёшь, что происходит: только что вроде как сильно было, а сейчас уже закрадываются сомнения - будет ли держать вообще. С этим вопросом, подцепленный к аппарату и стоя на старте, я и обращаюсь к Вите (Морозу). На что получаю лаконичный ответ: « Вон же люди летают. Вам тренироваться надо». Я бурчу под нос: «Так то люди, у них опыт…» И всё такое.
Ну ладно, надо стартовать, а то ветер только стихать будет. После старта ухожу направо. Как ни странно, держит хорошо. Долетаю до пупыря, держит, но хочется чего-то большего. Разворачиваюсь и иду на запад. Замечаю, что над верхней частью склона встречным курсом летит какой-то аппарат. Нормально так летит, не низко. Я над средней частью склона, в динамике вроде как. До подсознания доходит, что он, видать, раскрутил что-то, над верхней частью склона динамик держать не должен. Ну что же, и я попробую. Хотя у него приборы там, опыт… Да, попёрло нормально так… Походил восьмёрками. Высота растёт. Эта… А может, того… Спираль скрутить? Высоты достаточно. С приборами не летал, высоту оценить точно не смогу, но тут уже невооружённым глазом видно - тут куда больше 50 метров. Как-то непривычно поворачиваться хвостом к ветру, неестественно… А ничего так, поднимает вроде. Несколько раз вываливаюсь из потока и снова вламываюсь. Поток мощный, это хорошо чувствуется по перегрузке при вываливании и возврате в поток. Опять вывалился. Вот бестолковый. Балда можно сказать…:-) Ничего, вернулся. Сделал несколько правых и левых спиралей. А что, рядом нет никого - куда хочу, туда кручу :-). Потренироваться надо. Как оказалось впоследствии, на несколько десятков метров выше надо мной летал Тарас. У него тогда было 430, у меня - 400. Но я тогда ещё не знал об этом :-). В одной из спиралей меня сносит за забор ЦАГИ. Жаль, над их территорией летать нельзя. Придётся бросать поток и пробиваться назад. Где-то сверху слышу шум двигателя. Это что за дела? С самолёта фотографируют залёт на их территорию??? Вот это мне попадёт… :-( Хотя нет, не должны, тут всего-то метров 20-30 было. Это сейчас смешно :-), а тогда мне как-то не по себе было. Ну вот я пробился. Я снова на своей территории, куда хочу, туда лечу :-). Ха-ха. Высота есть. Есть. Ну да, есть. А что с ней делают? :-(. Ну, можно вот на запад протянуть, до угла. Летим над забором. Виден весь южный склон. Ну почти весь. Хоть по сторонам посмотреть… … … Такие вот впечатления :-). Хочу ещё высоты!!! Да где её взять-то? Ну, до угла долетим, высота вроде как и не теряется даже. А дальше что? В один из прошлых лётных дней слышал, как кто-то кому-то говорил, что во-о-он та вон водонапорная башня в Отважном и есть один из ППМ-ов. Долететь бы до неё… Против ветра… Без приборов… Ну что там думать, можно долететь до северного склона горы (Тёщиного языка, или как там его ), а там и решить. Пролетаю над углом забора ЦАГИ. Какой-то трактор стоит, рядом люди. А что им? Они привыкли, что летают тут всякие, а я первый раз на такой высоте. Если б они только знали, порадовались бы со мной… Вдруг слева СНИЗУ (!) пролетает САМОЛЕТ(!) с планером на буксире… СНИЗУ! ПОДО МНОЙ! Хе-хе… :-) Я над самолётами тут летаю… :-). А им то что, они привыкли, что…
Над всей горой с юга на север лечу практически без потери высоты, во всяком случае, по ощущениям (субъективным). Да где его взять-то объективный контроль этот? :-) На гору я оглядываюсь, вернуться смогу. Крутить ничего не пытаюсь, сильных потоков нету, только если вломит под крыло, то я туда сам в ответ вламываюсь.
Летим медленно, против ветра всё-таки. Долетев до северной оконечности горы вижу низко под собой белый аппарат. Чуть ли не над кустами летит… Страшновато. Да это, наверно, я высоко лечу, вот так и кажется. Он по ветру летит, быстро. Через некоторое время вижу, что он дотянул до склона и пошёл крабиком. Вздыхаю с облегчением. Потом я узнаю, что это, скорее всего, была Юлька-москвичка, которая долетела до ППМ-а и вернулась обратно. Тоже на Студенте, и тоже без приборов… :-)
Так вот я над северной оконечностью горы, а высота то есть! Интересно, а куда этот аппарат летал? А я вот дальше долечу :-). До ППМ-а. Ну попытаюсь, во всяком случае. Слева впереди по курсу озёра какие-то. Раньше я и не подозревал об их существовании. Искусственные. Хотя вон то - может и нет. Впереди есть поля, если что - место для посадки найду. На Отважное наползла тень. Я только заметил. Сейчас минуса пойдут… И медленно тень движется. Село как на ладони. Не смогу эту кризу пережить. Да и где переживать? А башня - вот она. Долететь бы до неё, сяду в поле. Через село дойду. Да, вижу, что долечу. А слева впереди поле. Чуть левее. Ещё. С этого поля тень сошла уже. Но, нет, оно ещё не прогрелось. Минуса-а-а. С чёрных крыш должно сходить что-то. Но ветер, он их видно охлаждает быстро. Пролетаю слева от башни. Вот она, справа внизу. Пролетаю почти над её крышей. Высоты метров 80 есть, наверное. Разворот. Ого! Как по ветру понесло! Может, дотяну до склона? Там должен быть динамик какой- то. Но нет, высота неумолимо падает. Надо садиться, не дотяну. А тут площадок ровных как раз не много, все маленькие, среди буераков каких-то. От одного поля улетел, до другого не дотяну. Так-так… Провода, провода… Вижу! Конец дороги в селе. Надо на дорогу садиться или рядом с ней. Слева горка, с неё может и ротор сходить. Запас скорости. Пролетаю провода метрах на 10 над ними. Спокойно, всё под контролем, если что, было бы мало высоты - прошёл бы вдоль них. Выпускаю шасси. Пролетаю под другими проводами, уже в метре от земли, ручка зажата, скорость есть. С курсом 45 градусов перелетаю мусорную яму (не заметил, всё внимание на ЛЭП, да и неглубока она, метр - полтора, а стенки у неё пологие, градусов 30), перелетаю дорогу и сажусь от неё на расстоянии двух - трёх метров. Собираюсь. Бабулька с тачкой спрашивает: «Авария трапылась?». Нет, -- говорю, -- повитря того, нэ тэ. Или что-то в этом роде бормочу. Звоню Андрюхе Локтю, он должен быть на старте. Говорю где я, он предлагает попросить кого-то про машину, но я отказываюсь, участников забирать кто-то должен, да и обязанным никому не хочу быть. Да и вообще… Я долетел ведь… Хе-хе :-)… А тут через село пройти, а потом через поле. Люди какие-то что-то возле дома делают. А им то что, они привыкли… :-). Дядечка из села предлагал на тракторе подъехать. Он через час на гору воду повезёт. Час ждать… Да и самому хочется дойти. Сам туда, сам назад. По пути зашёл в магазин за водой. А гора, вот она, рядом. Практически…
Если вдруг кто-то в следующем году предложит в магазин за водой чайникам летать, так я это… не согласный я…





КУБОК КРЫМА: ВТОРАЯ ЛИГА ЧЕМПИОНАТА УКРАИНЫ - ДЕБЮБАНТЫ

9-16 ИЮЛЯ, КРЫМ, ГОРА КЛЕМЕНТЬЕВА

Tim Matroskin

Вот и закончились первые соревнования среди Чайников, гордо назваемых «дебютанты», на горе Климентьева.
На место прибыли 7 числа утром, но к этому моменту уже знали, что разбить лагерь на старом месте не представляется возможным. Точнее, разбить-то можно, только вот летать со старого старта - Дальнего Севера - возможности нет, потому что посадочное поле перестало быть таковым. На нем колосится пшеница. По пояс. Или по грудь, местами, если мной мерить.
Осмотрели место, где «обозначили» новый старт. Описывается двумя словами. Точнее, одним повторяющимся: полого-полого… В общем, из хорошего на новом месте было только то, что палатки стояли на ровном месте, и не было необходимости строить фундамент под них из камней. А потому разбивка лагеря много времени не заняла, и мы с упорством взялись за общее дело, без которого ни один дельтапланерист не представляет жизнь: ждать погоду. Большинству пилотов требовался Север.
Правда, между прочим, собрали аппараты из 2-х метров, и переуложили парашюты. Это было два отдельных процесса со своими индивидуальными анекдотами. При этом смеялся, преимущественно, инструктор, когда наблюдал, как два человека на сборку студента потратили порядка 2-х с половиной часов…
Полеты на Юге были, но их описание пропущу, так как непосредственно меня они вот уже третьи сборы не касаются :-) по различным причинам. Хотя в летной книжке сейчас гордо красуется запись о присвоении второго разряда.
Отмечу лишь то, что мы наблюдали за полетом девочки на немецком аппарате «Импульс». Нас не выпускали, а она, только год назад взяв в руки дельтаплан, уже парила на Юге. Позже я узнал, что это Соня Гладышева. А еще позже выяснилось, что она тоже будет участвовать в полетушках-соревнованиях «чайников». Стало не по себе.
Первый день, когда погода сжалилась над нами, и подул легкий север. Поставили упражнение и начались Настоящие соревнования. С жесткой позиционной борьбы - все, как Взрослых пилотов. Что ж, хотелось научиться всему. И все начали именно с этого элемента.
Спортсмены тоже сидели на старте. Погода улетов не сулила, и потому Рома Аземов на С-14 решил принести очки в копилку команды. Выждав момент, при этом приведя массу теоретических выкладок и пояснений своим действиям, стартовал и выполнил облет вешек. После его полета погода еще немного понаблюдала за балетом «Щелкунчик» в исполнении «чайников - дебютантов» и включила Юг. Согласно положению день разыгран не был. А в утешение Ромка получил литр сока. Команда его не поддержала (и я в том числе). Сделав выводы, для себя решил, что следующий раз, если подобное повторится, лечу в любом случае.
При следующей возможности разыграть день картина повторилась, только теперь соком вечером наслаждался Сашка Локоть…
Элемент «позиционная борьба» был более-менее освоен, и 14 числа начали летать. Вечером по «кислой» погоде дебютанты принялись за выполнение упражнения, видимо утратив всякую надежду на усиление погоды. Балет «Щелкунчик» надоел, захотелось что-то делать.
Не смотря на то, что все выполнили по одному полету-прыжку, день был разыгран. Из стартовавших результат не показал только Юрка Кобзарь: что-то не сложилось у него, и его «Спорт-15» не дотянул до выходной вешки и ушел на посадку. Вниз, естественно. Все результаты были приняты «как есть». Минимальное время на дистанции показал Коля на «С-15»: 44 секунды. Однако коэффициент аппарата переместил его на второе место по очкам. Так с 49-ю секундами я оказался лидером дня. Третий результат показала Татьяна на «Студенте-16» - 52 секунды. На Татьяну стали поглядывать, как на претендента на медаль. Для первого дня она показала неплохой результат.
Хочется проанализировать шансы участников с учетом дельтапланов. Первый день показал, что неплохие шансы есть у Татьяны. У нее получалась максимальная нагрузка на крыло, что усложняет выпаривание, но позволяет летать с большими скоростями. Где-то на равных с ней был Локоть Саня. У Оксаны значительно меньший вес, но и площади у ее «Студента-13» на три квадрата меньше. А значит и у нее нагрузка на крыло выше среднего. Положение Тараса чуть хуже. Он легче Сани и Тани, при той же площади его аппарата - 16 квадратов. Я же был «пушинкой» на «Студенте»: при равным с Оксаной весе, площадь такая же, как у «Студентов» Сашки и Татьяны. Пожалуй, и у Сони положения было «не фонтан»: при весе, соизмеримом с моим, ее аппарат имел аж 17 квадратов. Но в этот день она не летала. Да и позже в ее полетах не виделось желания бороться. Похоже, что она просто летала в свое удовольствие.
Что ж, первая попытка состоялась. Участники еще не знали ни тактики выполнения скоростного полета, ни особенностей такого полета в смысле техники пилотирования. Все этим занимались впервые. Сашке Локтю сильно не повезло: все время летел в «минусах» и потому время получилось весьма значительным. А чем занимался в полете Тарас, я просто не помню. Но он так и остался единственным, у кого секундомер за все соревнования показал больше минуты.
Сесть в цель в этот день никто так и не смог.
День второй, он же следующий. Разыграли еще один тур. И ведь действительно разыграли!!! Как позже окажется, этому дню суждено было стать решающим. А пока этого никто не знал, и потому появились первые элементы борьбы: пилоты выполняли по несколько полетов с целью улучшения результатов.
После первой попытки я поднялся на гору и узнал, что лучший результат показал Сашка Локоть. Я уступал ему 4 секунды. При этом Вороньков Леха в расчет не брался: у него зашкалило борзометр, и на «Стелсе» с затянутым на две трети полиспастом он показал 33 секунды, принеся очки в командную копилку. Правда, при этом лишил очков остальных, снизив своим результатом «стоимость» секунды опережения.
Что ж, попытка номер два. В глазах появляется азарт, да и кое-чему научила предыдущие полеты. Как тогда показалось, выжал из «Студента» все, что смог. Ручка ушла назад куда сильнее, чем в предыдущем полете. Да и судьи на вешках смотрели как-то перепугано на разворот, при котором едва не сбил флаг вешки. В этом полете еще был шанс «оседлать» «УТешку», идущую по склону. Пришлось отвернуть от прямой линии в сторону, и тем самым несколько увеличить итоговое время. Результат 42 секунды казался мне предельным. Тут-то я и сравнил веса пилотов и площади аппаратов! Очень захотелось сложить камней в подвеску побольше. Сашка тогда показал 41 секунду и среди дебютантов был лучшим. Правда, в общем итоге он был на втором месте, уступая мне из-за предыдущего дня 8 секунд. Но это только по «Дерби».
Еще одной особенность этого дня было то, что три пилота сели «на точность». Сашка - 4 метра, я - 9 метров, Тарас -13 метров. Именно эти показатели и решили дальнейший исход соревнований, расставив нас в такой же последовательности на пьедестале. Все-таки один метр «точности» стоил куда больше очков, чем секунда полета.
Отдельное спасибо участники должны сказать судье на финише Соловьевой Кате. Не часто радовали ее своими появлениями в районе цели пилоты, а потому ее пребывание на поле было самым утомительным занятием. Особенно, если учесть, что к вечеру в поле появлялось некоторое количество мошкары (вспоминается таежный термин «гнус»), которая просто таки заставляла убегать с поля. Но Катя все это мужественно терпела. Плюс ко всему, она же тоже хотела хоть побегать-полетать, а получилось, что только наблюдала, как летают другие.
Упражнение «Посадка на точность» очень хотелось назвать «Проверка на везение». Как продемонстрировали соревнования, никто из нас так и не смог показать уверенных результатов. Это был единственный разыгранный в этом упражнении день. Просто нам троим повезло чуть больше. Я хочу сказать, что наше мастерство сыграло далеко не первую роль. Хотя, наверное, и не последнюю. В подтверждение этому факту следует отметить ЕДИНСТВЕННУЮ «правильную» посадку Оксаны за все соревнования, выполненную за 3 метра от цели… Это ПРОИЗОШЛО 16 числа, и больше никто из участников в цель не сел. А потому упражнение разыграно не было. Понятно было состояние Ксюхи, если учесть, что эта посадка почти гарантированно выводила ее с 5-го места на пьедестал.
Что ж, знаем, над чем работать. Принимаем штиль за летную погоду, выкладываем цель, и прыгаем, прыгаем, прыгаем… Для начала можно даже без цели освоить технологию «бесшумной» посадки, что так ценится в большой авиации. А то порой гремим трубами так, что громче самолета получается.
Кстати, Игорь Наконечный предложил другой критерий везения. Он утверждал, что каждый миллионный клещ - энцефалитный. И только самый везучий найдет своего. Возможно, он прав, ибо за два предыдущих Крыма я не помню такого количества этих кровососущих…
День закончился, а эмоции еще долго «били фонтаном». Это был действительно соревновательный день. Татьяна немного отстала, а Оксана продолжила традицию предыдущего дня и показала достаточно большое время. Правда, следует отметить, что она летала намного осторожнее нас. Что ж, может она и права. Тараса по времени обогнали оба «С-15», но всего на одну секунду, а потому по очкам он их опередил.
Правда, можно упомянуть, что была возможность попарить в динамике, а не гонять в нескольких метрах от земли. Ее попытался воспользоваться только Тарас, выполнив первый полет до открытия стартового окна.
Третий разыгранный день 16 число, с утра. Вот где действительно был накал страстей. После первой попытки Сашка лидер. После второй я уменьшаю разрыв на 3 секунды. После третьей попытки секундомер фиксирует мой результат на отметке 32,5 секунды!!! Больше всех «возмущался» Леха Вороньков... Вчерашние его 33 секунды пали абсолютно, а не по очкам. По поводу того, как «Студент-16» обогнал «Стелс-ХАИ» было выдвинуто много теорий… и легенд.
А я-то думал, что уже быстрее, чем вчера, разогнать «Студент» не смогу!!! Смог! Правда, страшно было лететь на высоте чуть более метра. А еще страшнее было повернуть голову в сторону склона. Я только догадывался, сколько там от Земли до консоли!!!
Так же в третьей попытке значительно - на 4 секунды, - улучшила свой результат Оксана. Причем добилась она этого тем, что выполнила вход в дистанцию с другой стороны.
Мы много обсуждали на старте тактику прохождения дистанции между собой, и никто не смотрел, что мы соревнуемся друг с другом. К тому же не все смогли воплотить в жизнь услышанное. Я выбирал направление входа с учетом того, чтобы разворот выполнять над вешкой, расположенной на более крутом участке склона. Появляется возможность выполнить разворот с большим креном. А при условии, что запас по скорости огромный, то разворот получался весьма динамичным при малейшем движении ручки вперед. Так же были доводы по поводу выгоды выполнения первого прохода по ветру либо против. Точек зрения хватало.
Алексей Тиховский отметил «радикальный» стиль пилотирования у Сани Локтя и у меня. Остальные, по различным причинам, не повторяли маневров, заставляющих судей на вешках падать на землю и уворачиваться от консолей.
К сожалению, Тарасевич Татьяна потянула спину и не смогла выполнить более одного полета. А ведь у нее был шанс обойти Тараса, даже не выполнив посадку в цель. Начала она куда увереннее Тараса, и во второй день уступила ему всего полторы секунды.
В 12:00 старт был закрыт, потому что РП (Тиховский Алексей) уехал в Феодосию: Бублик Женька, получил травму, и его повезли в больницу. И вот тут-то началась ПОГОДА!!!
Учтя рекомендации Леши Тиховского, я обещал позаниматься с «совсем чайниками» внизу - побегать на «Студенте». Для этого надо было согнать аппарат вниз. Сгонял я его 26 минут!!!. Сел только потому, что сверху смотреть на учлетов было жалко: они ведь ждали меня… Как оказалось, уже через 20 минут после моей посадки погода «сдохла» и больше из «дебютантов» попарить никому не удалось. А сразу за мной никто не стартовал. Очередной акт балета «Щелкунчик» состоялся.

Таблица результатов практически точно отображает борьбу, описанную выше. Ничего неожиданного не произошло, хотя возможность внезапного поворота событий была. Обидно только, что действительно борьба чувствовалась только между тремя спортсменами (а по большому счету: двумя - мной и Локтем Сашкой). Татьяна еще 15 числа жаловалась на боль в спине, и, возможно, поэтому показала не очень хороший результат. А ведь она могла заставить Тараса понервничать!
Я ждал результатов от Сони Гладышевой, ведь, судя по всему, летает она больше, а главное, продуктивнее нас. Но в первый день она просто не смогла даже прибыть на старт. А второй день, когда все уже cоревновались, она только изучала обстановку соревнований.