Хадж свершился(с)МЛГ

Фотографии Матвеичей и Ко
9 сентября завершился традиционный Кубок имени Евгения Гриненко. Состоялись четыре летных дня с разнообразной южной
погодой. Победителем Кубка стал Владимир Шило (Симферополь), второй Алексей Судак (Киев), третий Сергей Сергеев (Киев).
В командном зачете победила команда Республиканского дельтапланерного клуба.
В отсутствие соревновательной погоды, а также утром и вечером желающие могли полетать на аэробуксировке.
Когорту буксирующихся в нашем клубе пополнили Леха Дверницкий и Жека Лысенко, которого М.Л.Гладышев для
начала дважды вывез на тандеме, после чего Женька с первого раза успешно забуксировался. Наш первый
отечественный пользователь Combat L 12 Жека Бублик освоил буксировку на новом аппарате.
У учлетов свои радости - Макс и Дима парили на Севере и на Юге, Саня Глущенко полетел с верху на Севере,
а главное - все целы, не считая покусанных голодными мышали парусов двух утешек, да свороченной по причине
разгильдяйства хозяина боковой трубы «Студента». С нетерпением ждем рассказок.

Фотографии Катерины Ворониной
Ко дню торжественного закрытия Кубка был приурочен праздник, посвященный 30-летию советского дельтапланеризма.
На Гору Клементьева съехалось огромное количество гостей - дельтапланеристов разных лет. Было много
воспоминаний, эмоций и замечательного общения.
Словом, Хадж удался!
|
Два самых опытных буксировщика Украины Виктор Сидоренко и Александр Зенченко
первый раз за несколько лет пересеклись на Хадже. Еще за минуту до того, как
щелкнул затвор, они весьма характерно жестикулировали. Видимо, учили друг
друга летать ;) Но заметив фотоаппарат в руках Кати Ворониной, изобразили
светскую беседу.
|
|
Крым 2006
|
8 августа мы в Крыму.
10–го первый лётный день, для меня первый лётный на юге. Первый старт –
немного стрёмно жаться к такой крутой горе, но я быстро и уверенно набираю высоту,
мандраж проходит. Нахожу «место силы», работаю в потоках, максимальная
высота 185м. Не много. После 50 минут полёта чувствую, что руки сильно устали,
сказывается месячный перерыв в полётах. Решаю идти на посадку, отдохнуть, и, если
будет погода, стартовать ещё раз. Второй полёт – высота 210, летаю 1ч 10 мин, усталость
в разы меньше, чем после первого полёта.
13-е число – уже начался Кубок Крыма. Погода северная. Лечу на разведку. Со
старта ухожу вправо, перед оврагом нахожу поток и быстро выкручиваю 100м. Поток
заканчивается, больше ничего не могу найти, просыпаюсь ниже склона и иду на посадку
внизу. Поднимаюсь на старт, погода усилилась, и дельты начали сигать в воздух. Я тоже
стартую. Летаем невысоко. На том же месте нахожу поток. С 50м он начинает хорошо
работать. Странная картина: никто его не видит, этот поток, будто он существует лишь
для меня… Дельты скребут склон, а меня крутой спиралью уносит в небо. Поток сносит, я
беззаботно сношусь с ним по ветру. Устойчиво стою в спирали, высота 280 и я уже над
подножием южного склона. Поток закончился. Немного тыкаюсь туда-сюда в надежде,
что я его просто потерял. Безрезультатно. Есть навязчивая мысль лететь в сторону
Коклюка, но остатки разума удерживают меня от такого поступка. После приземления
Гоша говорит, что на Коклюк уходить можно метров с 700-та. Но это потом, а пока я
решаю пробиваться назад, попадаю в минуса. Топлю ручку, прибор противно визжит.
Аппарат очень неохотно идёт против ветра, зато спуск как на лифте. Появляются очень
неприятные мысли о том, что я могу и не пробиться. Продолжаю топить ручку, если буду
видеть, что не пробиваюсь на плато, то придётся поворачивать и сноситься подальше в
поля, в сторону Нанниково. Сяду похоже на самый край плато, вот дерево, оно моё. Чуть в
сторону. Попадаю в приземный слой, и аппарат легче идёт против ветра. На посадке
болтает. Надо же: было 280, и еле дотянул до плато. Изрекая не самые благозвучные
слова, иду вдоль забора ЦПС на север, к старту. В роторной зоне. Ещё одна попытка,
высота 180 над северным подножием горы, не решаюсь идти на колонку. Просыпаюсь и
опять набираю… Короче, в этот день я никуда не улетел. Вечером ещё раз прыгнул –
поучаствовал в зачёте дебютантов, – очков для себя не добыл, так хоть для команды,
покатался над склоном.
16–е число. Никто не торопится летать, север, но «щось таке
непевне»… Я прыгаю и практически сразу ловлю дежурный поток. Предыдущие
дни он работал нестабильно, выключался. На момент его включения нужно иметь метров
50, тогда его можно сразу обработать и не щёлкать клювом. Сначала что есть мочи жму
«Пятый» к склону, потом обрабатываю все сопельки, жду включения.
Наконец поток пошёл, потом внезапно закончился. Это наверно был пузырь, просто такой
немаленький. Летаю на 150-ти в нулях. Решаю достать фотык и снять небольшой
ролик[2,51Mb].
Потоков больше не нахожу, проваливаюсь ниже склона, потом
летаю на уровне и чуть выше, наконец, через 1ч 05мин после старта есть высота, и я
сажусь сверху. Итог дня – мой первый полётный ролик.
17–е. Продолжается север. Высота 200, хочется ещё чуть, ну самую малость, хоть
10 метров, тогда пойду на колонку, вот тут вот поток был только что… Ловлю минуса, всё
заканчивается посадкой сверху. Вечером решаю на корню убить зарождающийся
комплекс неполноценности и с 50 метров беру колонку.
18–го два полёта, низко, до 75 метров, ветер сильный, но динамик не держит. В
первом полёте первый раз понял, что такое погода не для «Спорта – 5»,
ставило сильно.
19–го числа утром Дискас набирал 400, был и динамик и потоки. Мы эту погоду
прощелкали, ветер стих. Тиховский набирал в потоках, летал высоко и далеко, вроде до
Насыпного. Я, Рома, Вороньков и Дискас прыгнули, но все просыпались. Потом хлопцы
летели ещё, я не пытался. Кроме Тиховского в этот день никто ничего не взял, и день был
признан незачётным. Следующий день был нелётным. Закончился Кубок Крыма.
Было прощёлкано несколько дней 50 – метрового юга.
27–го юг. Лечу в сторону ложки. По пути набор +2 постоянно, даже ничего не
надо делать. Заканчивается он на 150 – ти метрах. В потоке набираю 230, а все наоборот,
просыпались. Попадаю в минус и снижаюсь почти до уровня остальных. Напротив РДК
тоже держит слабо, вижу идущий на посадку вниз Дискас. Как-то «нецікаво»
подумалось мне, и я решил перестраховаться – сесть, отдохнуть и попить водички.
Стартовал ещё раз. Набрал 294 м напротив РДК, в этот момент на уровне и выше были
только несколько порнопланчиков, которые висели тут уже давно. Порадовало их
грамотное и доброжелательное поведение в воздухе, – хорошо, что их чайники не летают
высоко. И ещё заставил восхититься собой дед, – летает с протезом, в УТ-шечной
подвеске, но в этот день был выше многих.
1–е сентября. В школу мы ясное дело не пошли. Дул слабый север, и свои 45
минут над склоном я нависел.
2–е число. В этот день случилось такое совпадение, что была и высота и
фотоаппарат в подвеске. Дул юг. Стартовали с
ближнего старта.
Максимальный набор 360 метров. Пытался летать к
Коклюку,
но ловил минуса, и приходилось возвращаться. Несколько раз рядом летал
Игорь
из ХАИ на 15-м. За два часа полёта нащёлкал фоток
и снял несколько роликов, например
Crazy eyes[2,54 Mb],
видел Жеку Бублика ( ролик[1,66Mb]),
который сначала был ниже, а потом занял своё законное место в верхнем эшелоне, видел
яркое осеннее солнце ( ролик[1,10Mb]),
слетал к планеру ( ролик[665Kb]),
ну и просто снял панораму ( ролик[2,30Mb]).
4–е сентября. Взял планер, вернулся и набрал 600 метров, в этом потоке встретил
Гришу. Взял развалины, над ними было 520, но против ветра и минусов пробиваться было
трудно, всё что смог – вернуться и сесть сверху, притом в роторной зоне…
8–е число. По очень хилой погоде выживал вместе с Димой на
«Баклажане» и Витей из КМЗ на «Пятом» справа от среднего
старта, набирал 120, динамик не держал. Просыпался ниже кромки и опять поднимался
выше. До РДК наверно не дотянул бы, да и незачем, набрал метров 40 над кромкой и сел с
тем расчётом, что на случай усиления погоды стартую с этого места, а если не усилится,
то отнесу аппарат в 6-ти метрах в лагерь на разборку. До 4-х часов погоды всё не было, и
осуществился второй вариант. На следующий день мы уехали.
|
Первый Раз в первый… нет, не класс, а полёт!
|
Это ж надо так. Мой первый парящий полёт был в Крыму 1 сентября 2006г. 31 августа мы
всем кагалом учлётов приехали в Планерское, разместились в овражке на северном старте,
собрали аппараты из 2 метров в шесть, изучили местность. А погоды то и нет.
Съездили на море, погуляли по Коктебелю, купили провианта,
облюбовались видом с РДК на море, Бара-Коль, Карадаг… Не успели проснуться на следующий
день, как сразу есть куча вещей, которые нужно сделать. Сходили к колонку, чтоб набрать
водички и умыться, пришли в лагерь и начали готовить завтрак. А ветерок-то уже почти лётный,
слабый, правда, да и с западным косяком. Вот так мы, позавтракав, быстро побежали на сборку
аппаратов. Собрали и уже готовы летать. Нюхать погоду первым прыгнул Макс Ткаченко на 13
студенте. За ним полетел я, потом опять Макс, Димка, гляди, а уже и солнце начинает припекать,
без малого 12 часов. Тут и ветерок начал ровняться и крепчать. Выпускал нас с Димкой Женя
Бублик. Поначалу погода и не пахла парящей, а потом у Макса получалось немного подпаривать.
Женька рассказал вкратце, где лучше летать, куда соваться не стоит и почему. В общем, смотреть,
что делает Макс и самим пытаться делать то же. Уже и Димка на нашем Баклажане начинает
прижиматься к склону, чего-то даже получается, вроде бы даже поддерживает, да нет, это ж уже
даже парит! Потом мой полёт и как-то оно не так у меня всё хорошо получается, пару тройку
галсов и на посадку. К этому времени уже и Пашка Мазур наконец-то собрал свой разноцветный
Студент и в синей буржуйской рыбе начинает атаковать склон и даже выпаривать. Вот это они
могуть! А у меня уже даже галсов 6-7 получилось. Типа даже парение, минуты 3-4. Да, всё равно я
не понимаю, как это так жаться к склону, только на него, тут же уже отворачивать нужно, да и
повороты у меня, по словам Женьки, не координированные, резкие сильно, с подвзмыванием. Но
ничего, всё мы сможем понять, и всему сможем научиться.
Тем временем полетел Димка, попеременно парят Макс, Пашка, парики откуда-то поприезжали.
В лагере уже приготовили обед, и когда Димка уверенно парил выше старта метров на 20, я побежал
за своей порцией горячей каши с тушёнкой. А секундомер-то у меня на мобилке засечён. Сижу я на
старте, трапезничаю, и наблюдаю, где Димку просаживает, где поднимает, как он разворачивается,
как расходится с этими нудными париками. Тут же и Женька Королёв на парике пытается обрабатывать
какие-то сопли над овражком, вызванные, наверное, от костра над которым готовился наш обед.
Тут на секундомере перевалило за 35 минут (ОГО!) и я, давно
уже доевший свой обед, кричу Димке, чтоб спускался ближе к земле, я ж тоже летать хочу, а ему,
типа, тоже подкрепиться не помешало бы.
В итоге, в его зачёте сорокаминутная парёжка. Вот как! Я цепляюсь под аппарат и тоже
уже готов лететь. Тут же уже летают Димка Соловьёв, Тараскин
Кондратюк, Макс, висит Пашка. Стартую, сразу же выдувает меня выше старта и, по совету
Женьки, я хожу вдоль восточной тропинки. Прислушиваюсь к прибору, много что пропускаю
мимо ушей (но это я уже только потом начал понимать), а пока лишь мгновения парёжки. Набирал
даже метров 15-17. Ого, как! Смотришь на старт, а там люди уже так далеко, такие маленькие.
Не долго я удержался в динамике, сначала поджимался к
склону при каждом развороте, уже и развороты начал делать правильной формы,
восьмёркообразные. Не сильно пихал ручку в разворотах, и они, были хоть и с немного бОльшим
радиусом, но зато без скольжения и подвзмывания. Потом, толи погода подстихла, толи я не
поджимался к склону, не помню уже. В общем, выпал из динамика и удачно приземлился.
Практически все посадки сегодня старался выполнить поперёк склона, курсом на запад. В итоге, я
напарил в этот раз 8 минут без малого. А Пашка, как ему там намазано, парил и парил… Без
посадок. Потом ещё Димка парил, те же Макс, Соловьёв, Тараскин, Лёшка, Бублик на
Комбатэлле12, выкрутил метров 100, улетел на восток к РДК, там ещё что-то набрал. Налетал
минут 30 и сел сверху. Интересно было наблюдать за выпаривающим на Таргете Сергеевым в
Вайпере. =) Таки, он, крутился, шмыгал туда-сюда, уже выше старта метров на 20, потом ещё
полетал, смотрю, высоты у него метров 50, пошёл на посадку сверху. Вот что творят мастера на
обычных таргетках в дохлую погоду. Потом ещё разок летел я. Минуты три подержался и пошёл
на посадку. Заходил курсом на запад, довольно восточно заходил, а высота всё держится и
держится, разгоняю сильнее аппарат, и несусь на бешеной скорости метрах в пяти от земли.
Прикидываю, что такими темпами могу угодить прямо в московские кусты. Поле под вечер
довольно хорошо держит. Но я уже в стойке и не захотел повторять подвиг Бублика, который
сегодня при облёте УТешки угодил в эти кусты при такой же ситуации, решаю маленькими
докрениваниями сползти вдоль склона, минуя кусты. Что-то нет реакции аппарата, ещё
докрениваю, ещё, и тут как пошёл разворот, крутануло почти на 270° и с ударом об землю.
Конечно, на посадке ведь дул почти чистый запад, а я ему подставил своё левое крылышко. В
итоге вынесенная стойка. Теперь я зарёкся никогда не совершать манёвры вблизи земли ниже 5-7
метров. Но от опыта посадки в кусты, тоже остался чистым. На том и закончились наши полёты с
Димкой на этот день, хотя нет, поставили стойку, и Димка ещё напарил минут 5-10. А Пашка, тот
даже ни разу и не садился. Часа два нависел, наверное. Если б не начало смеркаться, и мы не
крикнули ему заходить на посадку, он бы так и не сел, наверное. =)
День удался очень даже плодотворным. Как ни как, но день знаний всё же, первый опыт
парения. Вечером пошли на РДК в дельтабар, чтоб попить холодненького пивасика и обговорить
то что, кто и как делал. Возвращаясь домой, у меня всё же была весомая доля тоски в душе. Всё
оно хорошо, но когда есть те, кто делает что-то лучше тебя, а опыт практически одинаков, находят
раздумия, не то чтоб в несовершенстве себя, а как бы это сказать, спортивная зависть, что ли.
Обдумывания того, что и как я не так делал. Почему они выпаривали, а я только скрёб склон
консолью или не скрёб и поэтому не выпаривал. Потом уже, после парёжки на сильном Юге, когда
ничего не нужно было делать и тебя спокойно выдувало на 100-150 метров. Я вполне понял о
балансирном положении ручки, даже, может быть, чуть-чуть подпихнутой ей, но ещё не на
срывной скорости, правильность координированных поворотов, нормальное положение от склона
в ветра разной силы для попадания в зону максимального парения, спирали, обработка поточков и
пузырей, расхождение с мягкотелыми и братьями по каркасному крылу…
2 сентября мы не летали, а жаль. Вполне, это было нашей ошибкой, если б пообщались с
Бубликом и не уехали на море, может быть, и попарили бы с Димкой на Юге раньше и дольше! С
утра, позавтракав, так как не было лётной погоды, а точнее дул запад, решили поехать на море.
Собрались и поехали. А там вода холоднючая, купили арбуз, поели винограда, некто Курч и Юра
Маслечкин, даже решили окунуться. Это, наверное, было для них ошибкой, хотя Дима, он же
Курч, когда вылез и дрожал, весь покрытый мурашками, уверял что ему совсем не холодно, и с
чего это мы взяли что вода вообще холодная. Поели мы,
значится, арбуз, и решили, что делать на море нечего. Поехали на Спину, она же Гора, она же
Клементьева или Клемуха, Она же Узун Сырт. =) Так вот, когда мы тормознули маршрутку возле
арки винзавода, некто на Комбатэлле 15 с белым парусом с зелёной полоской, взял её. Высоты у
этого некто было метров 300-400. Я распознал в этом силуэте Сергеева в его «гадюке», может, был
не прав, не знаю, в общем, но таких аппаратов (15 м2 я больше не видел). О чём это я? А, вот,
когда уселись в маршрутку и заплатили за проезд, эта Комбатэлла была уже на пол пути к горе, а
как только начали ехать, тот же белый парус крутился в районе планера в динамике. Да, великая
сила, всё же, затянутый на полиспаст спортивный аппарат, летящий по ветру. Скорости – хоть
отбавляй, за 100 км/ч. Поняв, как мы щёлкаем погоду, как можно быстрее решили добраться на
Гору. Доехали довольно быстро, нас на повороте подобрала машина, ехавшая на РДК. Как потом я
уже узнал, это была Ольга, не знаю как по батюшке, в общем, хозяйка дельтабара. Над горой уже
крутилось штук 20 дельтиков. Почти сразу же я распознал в толпе Макса Ткаченко на розовом 13
студенте, потом яркого Пашку в буржуйской рыбе, потом и Тараскина, и Локтя старшего, и
Соловьёва и Бублика, и Юлю Бурлаченко. АбЫднА, однако, смотреть за этим раем, царящем в
небе. Но на старте уже сильновато дует, да и аппарат у нас на севере возле овражка, и инструктора
все поулетали. Вот так мы и прощёлкали этот день Южары. Погода, конечно, меняется в Крыму
очень даже радикально. Такой не хилый Юг, после ничего не обещающего запада не может не
радовать тех, кто в воздухе, и совершенно нагнетает сидящих внизу, на земле. Вот такой он,
первый день Кубка Гриненко.
3 сентября ничего не было. Точнее, почти ничего. Ну, просидели весь день на РДК в
ожидании погоды, а так и не было ничего. Зато уже привезли аппарат (силами Наконечного и его
железного коня) на РДК, переуложили, наконец-то, парашют (силами Колесникова) и уложили его
в контейнер, ранее пришнурованной к подвеске.
И вот оно, свершилось. 4 сентября и практически с самого утра дул Юг. К тому времени,
пока мы успели позавтракать, погода раздулась, и уже были видны с северного старта купола
париков, которые как буйки, обычно показывают, что сегодня дует, какой силы, и в некоторой
степени, уровень термички. Володя Марчук ещё вчера вкратце рассказал нам с Димкой об
аэрологии Южного склона и мы, значит, готовые к полёту – бежим на РДК собирать аппарат.
Договорились с Димкой, что летать будем не больше часа. Я выпросил у него лететь первым, но
вот беда, секундомер то я засёк на своей мобилке и отдал её Димке. А с собой не взял ни часов, ни
денег, только стяжки для аппарата спаковал в подвеску. Думал, что летать долго не получится, да
и улетать никуда не рассчитывал, а тут понимаешь… ладно, обо всём по порядку. Пока Марчуки,
Морозы, Матвеичи, другие инструктора и крутые перцы собирали свои Стэлсы/Комбатэллы, я уже
был готов к полёту. Марчук спросил, сколько я парил, что делал, рассказал ещё раз об аэрологии.
От меня никто ничего не требовал, просто летать, парить, и по возможности сесть сверху. Вот я
уже подцепился, выхожу на старт, В воздухе довольно спокойно, парит штук 10 париков, а погода
то, погода! Дует метра 4-5. Всё, от винта! Пару шагов разбега, отрыв, поджатие аппарата, какой
там, прибор аж захлёбывается, а приятно, однако, слушать такой звук. Поворот на запад, влез в
подвеску, перехват в горизонталку, и пока прошло секунд 15 после старта, успокаиваюсь,
наслаждаюсь высотой подо мной, смотрю на прибор, а на нём уже 85 метров. ОГО, КАК!!!
Долетаю до карьера за лбами, разворот, а высоты уже 120 метров! Я ж даже ничего не успел
сделать, а тут такая высотищща! И это 120 метров над стартом, где я был только пол минуты
назад. А ещё высота горы, метров 160, и того уже до 300 доходит!
Конечно, в воздухе нужно быть осторожным, чтобы ненароком не наделать проблем ни
себе, ни другим пилотам. А Пашка, который стартовал до меня, вроде бы и паривший на севере
пару часов и потом паривший на Юге тоже в районе того времени, вывалился из динамика и сел
снизу. Я тем временем думаю, чем же заняться, имея такую высоту. Помню, что на посадку сверху
и на спирали нужно иметь не меньше 50 метров (конечно, можно и меньше, но это только для
крутых перцев). Так как на посадку я точно пока не собираюсь, решаю крутануть спиральку. Пол
спирали проходит в плюсах, потом довольно большой снос на плато по ветру и, докрутив спираль,
нужно пробиваться против ветра. Что сказать, занятие не из лёгких, над плато усиление ветра,
никакой восходящей составляющей тоже нет. Зажимаешь ручку, а высота только тает, а вперёд
аппарат идёт слабо, но всё же с моим запасом высоты довольно резво выбился обратно в динамик,
потерянную высоту сразу же отыграл. В воздухе начинает появляться всё больше дельтиков и всё
меньше остаётся париков, которые просто сдувает за перегиб и они, поджав «ушки», быстренько
плюхаются на родимую землю (хе-хе), за исключением тех, кто в слабую погоду ухватился за
поточки и повыпаривали метров на 600-800. Тем временем, после не слишком удачной спирали,
решаю слетать к старту и сходить на восток, посмотреть что там. На старте людишки такие
мелкие, домики, ангар, дельта- и парабар тоже как игрушечные. Конечно, высоты-то метров 150!
Потом ещё долго летаю туда-сюда, те, кто был подо мной, уже летают на уровне, потом я чего-то
просыпался (сильно жался к кромке, а усиления ветра не просчитал и следующий с ним перенос
зоны максимально эффективного парения вперёд вверх). Потом всё же понял что к чему, что-то
понял сам, чего-то подсказывали крылья других пилотов. Много крутил спирали в районе карьера.
Сначала вообще не понятно, как и что нужно делать. После, десятка спиралей понимаю, как их
крутить, чтоб не сильно сноситься за зону динамика. Если бы это было в спокойном воздухе, то
форма спирали была бы больше не круглой, а эллипсообразной, протянутой вдоль хребта. А так
получается, при наложении ветра, как что-то вроде ровной формы круга. Так вот летал, крутился,
восьмёрки применял реже спиралей. Видел в воздухе Локтя Андрюху, его старшего брата Саню,
Тараскина, Соловьёва Димку, Макса Ткаченко, уже снова стартовавшего Пашку. Ещё многих
пилотов. Крутил спирали на диаметрально противоположных сторонах с одной скоростью и
высотой с Гриней Егошиным. Потом я летал ещё к Козловской балке. За ней, почему-то,
просадило с 200 до 130 метров, потом в той же балке поднабрал высотишки, имея 185 на приборе,
пошёл к планеру, пока дошёл туда – осталось только 90 метров. Ого, думаю я, маловасто!
Вспомнил про рассказы опытных, что над свалкой постоянно стоит поточек. Пробился туда и таки
нашёл немного высотишки. Потом полетел, минуя планер, к Козловской балке (там меня
поднимало раньше). Когда пришёл туда, высоты было не больше 100 метров. Походил немного по
динамику между балкой и РДК, так как в самой балке ничего не оказалось. Когда раньше я крутил
спиральки, скороподъёмность была не выше 1,5-2 метра. А если усреднить за спираль, думаю,
около 1-1,2 м/с.
Решаю ещё раз сходить в Козловскую балку, по причине того, что основная часть толпы
крутилась в районе карьера, западнее РДК. Ещё вспоминаю не нормальное расхождение в том же
районе с crazy дедушкой на студенте в полиспасте. Кручу я, значит, правую спираль, одну,
другую, никого нет рядом, потом решаю полететь из карьерчика к РДК. Вывожу аппарат из
спирали, только направляюсь на курс, смотрю на прибор, потом опять вперёд и… сердце в пятках,
в точке Ц.Т. пилота адреналина хоть отбавляй; что успеваю сделать – так это отдать ручку и уйти
вверх-влево. Подо мной как-то проносится этот дядька, чуть не цепляя меня мачтой за спидбар. Но
это уже давно было, и туда я не хочу. Тем временем лечу в Козловскую балку. О, как. Есть
дежурный пузырь, который меня резво отвернул от своего центра плюхой под левое крыло.
Поджимаю аппарат, открениваю и закладываю левую спираль. Таким образом, кручу несколько
спиралей, набираю до 220 метров. Но плюсов больше нет, зато есть, довольно быстро
надвигающаяся кромка облачности. Вот уже слились тени от моего крыла и облака. В балке
начинает «плюсить». Закладываю правую спираль и только иногда поворачиваю голову на
прибор, который был закреплён на левой стойке. Не всегда отчётливо слышно звук пищалки
варика. Перекладываю спираль из правой в левую, и теперь чувствую себя довольно уверенно.
Уже над перегибчиком докрутил спиральку в хорошем плюсе, продолжаю крутить дальше,
высоты метров 230…235…250… Приятный пронзительный писк варика, довольно большой снос
на плато, но постоянная цифра +3 м/с на приборе не оставляет никаких мыслей о не правильности
решения. Сделав около 7 спиралей в тройке, уже имею 500-550 метров над стартом. Горизонт всё
расширяется, а температура то падает, уже становится немного прохладно рукам. Теперь, сверху,
всё кажется таким маленьким, всё так близко. Очень пожалел, что нет с собой фотика. ВПП
мотодельтапланов с такой высоты кажется довольно короткой, по сравнению с её шириной.
Продолжаю крутить спирали всё в тех же плюсах, но уже, где-то 2,5. Кручу пару- тройку спиралей
и я уже над виноградником под северным склоном. Высота уже такая, что кажется всё так близко;
куда б это слетать, в Феодосию или, может, в Коктебель? Карадаг, море у Коктебеля… Лечу уже
вдоль трассы Феодосия-Коктебель, надо мной какой-то С-5, вроде бы У-325 с Локтем старшим, но
у него, где-то метров на 100-200 больше чем у меня. Высоты 650 метров и меня осеняет мысль!
Скороподъёмность у меня уже порядка 1,5 м/с, очень существенный снос. А куда лететь-то
дальше? В этом поточке я бы ещё поднабрал метров 150, но ведь большой снос, с собой нет ни
денег, ни мобилки, на старте ждёт Димка и тоже хочет летать (об усилении ветра и закрытии
старта я тогда не знал). Если улёчу куда-нибудь по ветру, как-то сяду вдоль трассы, а потом что?
Как обратно? Никаких поворотников я тогда не знал кроме планера. Мог бы долететь до
Насыпного, а может и до Солнечного, но все эти названия и месторасположения узнаю потом. Вот
так, бросаю поток и решаю обратно пробиваться к горе. Лечу на скорости выше балансирной, но
вперёд почти не пробиваюсь. Поджимаю ручку и натыкаюсь на -3…-4. Что делать, а высота
уходит, дай боже! Потом вижу надвигающуюся тень от очередного облачка. Решаю поискать
какие-то плюса там, иду на Ю-З и, пройдя под тень, ничего там не обнаруживаю, только минуса на
поджатом аппарате. Очевидно, или облачко уже сдыхающее, или долина после моего потока ещё
не готова вытеснить очередную порцию прогретого воздуха. Так, курсом на Ю-З, я и пробиваюсь
над виноградным полем, у меня уже около 350 метров, а прошёл только половину поля. Хотя и не
летал ни разу, но уже жалею, что у меня не спортивный аппарат и нет полиспаста. Уж на нём бы, я
точно без проблем проткнул весь этот ветер. Начинают лезть в голову дурные мысли о роторах от
северного склона, о бетонных столбиках, куда могу угодить, не перетянув за поле. Потом пошёл
срез ветра или просто минуса такие жестокие закончились, уже пробиваюсь, хорошо, поле почти
перелетел, но начинает здорово колбасить. Уже где-то 150-180 метров высоты осталось. В
остатках разума прокручиваются все истории о злобных роторах, как может поставить, как может
ввести в голландский шаг на поджатом аппарате. Но какая-то доля интуиции подсказывает, что не
всё так плохо. В итоге, довольно нормально подхожу к земле, ноги из подвески высовываю на
уровне южного старта по прибору, потом довольно хорошо поджимаю аппарат, не допускаю
никаких кренов, перехожу в стойку на высоте метров 15 до земли и лифтом сажусь, у земли лишь
чуть-чуть сделав выдачу. Я очутился под северным стартом, думал донести аппарат в собранном
виде, но не тут то было. Вперёд идти даже с почти нулевым углом тангажа весьма затруднительно.
Решаю разобрать аппарат в 6 метров, благо затяжки с собой взял, и уже так дойти до РДК, что с
успехом и делаю. По пути к асфальтовой дороге, я вижу посадку Макса Ткаченко тоже в роторной
зоне. Потом, дойдя к дороге, вижу Димку, бегущего ко мне. Спрашивает, – что, стойка? Я говорю,
что ничего не вынес, просто нереально тянуться с таким парусом в такой шкворень. Быстро
дотянулись до РДК и собрали аппарат, но старт уже закрыт. Дует метров 12-15. Над горой ещё
висит 2-3 Стэлса, Дискас Фантом с Лысенко на борту и напильник Пашка на разноцветном
Студенте16. Потом была посадка Марчука, прилетевшего после маршрута, которого так вставило,
что чуть не разнёс в дребезги свою Комбатэллу. Потом ещё долго ждали погоду, но дождались
только усиления ветра до 20-22 метров. В воздухе остался только планер, мирно ходивший в
нашем динамике на высоте250-300 метров. Всю термичку сдуло и даже планер никуда не смог
улететь.
Так прошёл мой первый, воистину удавшийся лётный день. Но теперь остаются сомнения,
а нужно ли было пробиваться обратно к Горе? Знал бы я об усилении ветра на старте, была б с
собой мобилка, точно бы докрутил тот поток и улетел бы до Насыпного. Но о том, что уже
сделано – печалиться нет смысла. Обидно, действительно, было только Димке, который не летал
уже 3 дня.
6 сентября обещало быть северным, по крайней мере, утро. Рано встав и позавтракав,
собрали уже привезенный вчера на север Баклажан. Удалось попрыгать с Димкой по 2 раза сверху,
но как-то оно не то, просто прыгать, после такого полуторачасового полёта на Юге. Так же Саню
Глущенко, удачно слетевшего несколько раз со ступеньки (точнее с середины склона), Марчук
запустил сверху. Часам к 11, ветер сменился с С-З через штилевой восток на слабый Юг. Было
решено ехать туда. Погрузили Баклажан на марчуковский жигуль, сами с Димкой тоже туда
залезли и поехали на РДК. Быстренько начали собирать аппарат, но не тут-то было. В 12 часов
дня, когда половина хребетного народу уже работала в динамике, очень даже обещающем,
позвонили вояки и перекрыли нам воздух на 2 часа. Да… Тяжело смотреть, как другие летают, а
ты только щёлкаешь погоду. Так и случилось. В 14:15 по местному времени народы уже начали
прыгать в дохленькие сопли от нормального, пару часов назад, юга. Перцы, участвовавшие в
кубке, имели практически последнюю возможность куда-то сегодня улететь, что с успехом и
сделали, не побоясь посадки снизу, но в ноликах, сгенерированных долиной, даже выпарили до
600-700 метров и поуходили кто куда на маршруты. А тот злополучный вертолёт, который должен
был пролететь, был только в 14:45. Вот и где после этого справедливость? Первым полетел Димка,
напарил он что-то больше часа, набирал даже 70 метров. Хотя частенько, было, скрёб склон.
Потом пришла крыза и он, не выпарив, ушёл на посадку снизу. Что ж, обидно, но самому лететь
тоже охота. Побежал вниз помогать ему вытягиваться. Что сказать, практически ничего сложного
нет, если идти по тропинке. Только вот аппарат нужно собирать в 6 метров, да и перепад в 160
метров даёт о себе знать.
После того как вытянули Баклажан и снова собрали, решаю тоже полететь. Дует довольно
слабенько. В воздухе остались только парнушники. В общем, полёт мой был длительностью 45
минут, набирал максимум 37 метров. Закончилось всё посадкой снизу из-за нескольких не
правильных не с моей стороны расхождений. О тандемных полупла_нах вообще говорить не хочу.
Всегда висят на кромке, не дают поджаться к склону после разворота. Летал я, в основном, в
районе карьерчика, что западнее лбов. Несколько париков вообще нагло рассматривают свои
купола и смотрят на приборы, вообще отречены от полётов в толпе. Эгоисты, одним словом.
Таким образом, и я почувствовал посадку снизу. Очень похоже на посадку вдоль горы на Севере.
Только места поболее, почти футбольное поле, да и отворачивает от склона из-за наклона тоже не
хило.
Так и закончились наши полёты в Крыму на этот год. Не довелось нам с Димкой попарить
на севере в термичную погоду. Но как только мы уехали, сразу же подули бадёрые севера. Что
сказать, всё уже сказано до меня. Синоптики ошибаются один раз, но каждый день.
|
Как я стала чайником
Крым. 31.08.06 - 10.09.06
|
Середина Августа. Жизнь сделала очередной крутой поворот и меня накрыло волной беспросветного депресняка…
Вид у меня был явно далек от цветущего, т.к. на работе меня активно начали выпихивать в отпуск. Я то была не против, т.к.
хотелось сбежать из Киева далеко и надолго (а лучше - навсегда), но с компанией как-то не складывалось… Ситуация
разрешилась сама собой – Вовка собирался ехать в Планерское, но не смог, зато ехать собиралась Юлька… И вот я в 4.30
утра 31.08.06 сижу на заднем сиденье машины, с незнакомым парнем за рулем, о котором только знаю, что зовут его Женя
«Бублик» (это потом выяснилось, что у него фамилия такая, а сначала я все пыталась найти в нем хоть какое-то
сходство с этим шедевром отечественного пищепрома), позже к нам присоединился Лешка Дверницкий, а за тем упал на
хвост (в прямом смысле) Жека Лысенко на мотоцикле. И вот я уже еду навстречу морю, солнцу, новым впечатлениям…
прочь от серых бетонных коробок Киева и упрямо надвигающейся осени. По мере продвижения на юг плохое настроение
улетучивалось подобно облакам, что провожали нас в Киеве плотной серой пеленой и уходили в небытие с каждым десятком
километров, отделяющим нас от города.
На Гору мы приехали уже затемно. Все были заняты своими делами и, оказавшись в темноте в кругу незнакомых мне
людей, я слегка растерялась… Позвонила Юльке – они остались ночевать в каком-то месте с названием из трех букв (это я
уже потом запомнила - на РДК). Телефон мой сел посреди разговора с Юлькой и я осталась без связи… Ощущения из серии
«стою на асфальте в лыжи обутый». Но, Юлька меня не бросила на произвол судьбы и, спустя какое-то время,
Игорь Наконечный (спасибо большое) отвез меня и еще несколько человек на РДК, где я и провела ночь в домике у Сергеева
вместе с Матвеичами.
Утром мы дружненько собрались и, разбудив своим шебуршанием Сергеева (чем он был ооочень не доволен и долго
бурчал), отправились на северный склон, где собственно и находилось место нашего обитания. Пошарившись по кустам не
без труда нашли места под палатки и стали обживаться… В этот же день я с восторгом и замиранием сердца наблюдала, как
большие грациозные птицы всех цветов радуги непринужденно взмывали в воздух стремительно уносясь прочь навстречу
солнцу. В этот же день и пришло решение: буду учиться летать! Я сказала об этом Юльке и она согласилась меня учить!!! В
этот же вечер я уже пыталась бегать с УТешкой. Ну что тут сказать…тяжело конечно… Сразу вспоминается мультик:
«Давай, страус, пошел! Маши крыльями! Быстрее, еще быстрее…». Ну, естественно, я исполняла роль страуса –
результат аналогичный.
За время моего пребывания на горе я еще всего два раза побегала с УТешкой, следствием чего стали огромные черные
синяки и боль в плечах, и даже научилась ее собирать-разбирать. Все остальное время я бродила по РДК (т.к. начались
соревнования и народ целый день проводил на старте в ожидании погоды) и приставала-надоедала всем вопросами о
дельтапланах, полетах, подвесках, погоде и т.д., жадно впитывая и заботливо складывая всю полученную информацию где-
то в голове в специально отведенной папочке под названием «hanggliding», чтобы потом, когда придет время,
ею воспользоваться. Очень благодарна всем за то, что не отмахивались от меня, как от праздно любопытствующей барышни,
а все мне подробно рассказывали!!
Со временем я научилась различать народ по цветам крыла, подвесок и шлемов и, запрокинув голову, неотрывно
часами следила за полетами, радуясь и переживая за «своих» ребят, с тревогой отслеживала каждую посадку и
злилась на парапланеристов, нелюбовь к которым Юлька мне привила еще когда я и в глаза дельтаплана не видела.
Довольно часто приходилось наблюдать такую картину: над стартом, словно осенняя разноцветная листва, кружились
парапланы а неподалёку, словно стая птиц в ожидании когда же наконец уляжется этот листопад, стояли дельтапланы. Но
погода не очень баловала крылатую братию – всего 3-4 летных дня… ;( Еще мне удалось дважды полетать на мотодельтаплане. Первый полет был не совсем удачный: пролетев совсем чуть-
чуть двигатель заглох и пришлось планировать и садиться прямо в траву пропрыгав метров 100 по кочкам. Гладышев
сказал, что такое в истории этого аппарата происходит всего второй раз и еще почему-то сказал, что я обязательно, в связи с
этим, должна летать (???? Странная логика.)! Посомневавшись совсем недолго, я с ним все-таки согласилась. Второй раз все
прошло хорошо: мы с Женей летали над Феодосией и разбрасывали над стадионом листовки – был день физкультурника. Но
из всего полета мне больше всего понравился момент посадки: двигатель был выключен и только шелест ветра о крыло
нарушал внезапно наступившую тишину – мы планировали на полосу… Жаль, что это длилось всего пару минут Своё
внутреннее состояние даже и не буду пытаться описать – не нахожу нужных слов, но точно, что-то во мне изменилось. Весь
остаток дня я ходила как пьяная и исключительно вприпрыжку 
|
Двигатель еще работает...
|
Время пролетело незаметно :(( Утро 10 сентября. Я опять в том же автомобиле, все с теми же, но ставшими уже почти
родными Лешкой и Жекой, еду назад в Киев навстречу новой жизни. С грустью и уверенностью, что еще вернусь, провожаю
взглядом Гору. Огорчало только одно: приедем мы в воскресенье и еще надо будет ждать целую неделю, чтобы приехать на
гору в Ходосовку и, радостно взвалив на плечи УТешку, бежать навстречу ветру .
Дома родители смотрели на меня, высохшую и почерневшую от солнца, слушали мои вдохновенные рассказы о поездке и
намерении научиться летать и только крутили пальцами у виска, недоумевая и надеясь, что это скоро пройдет…а я еще
глазами искала небо и уже мысленно отсчитывала дни до ближайшей субботы…
PS/ Вот такая вот история с неожиданным для меня концом. Конечно, можно было еще много чего написать, но это я
сохраню в себе и только для себя… 
PPS/ Синтаксических и орфографических ошибок куча. Ну и фиг с ними. Общий смысл вроде понятен.
12/09/06
Olka
|
День Знаний на Горе Клементьева
|
Утром 31 августа маршутка довезла нас прямо на северный старт горы Клементьева. До
этого в Крыму мне не удавалось побывать ни разу. Поэтому местность показалась очень
непривычной после Ходосовки. Возле железного забора расположены несколько палаток и
сложенных дельтапланов поставленных на трапецию. Чуть ниже возле кустов валялись 2 Тушки
в 6и метровых чехлах. Где-то здесь должен находиться КПёвский лагерь, где следовало
расположиться и проживать все сборы. В тех кустах он и оказался где мы и обустроились. Дул в
тот день Юг, потом он довернул на ЗП, но полетать в нем успел только какой-то парнушник.
Остальные погоду прощелкали. Сборка Студента в 6 метров происходила при сильном западном
ветре, я натыкался на кучу трудностей. И вдобавок была утеряна радиусная шайба. Запасной
такой ни у кого не было, так что пришлось звонить в Киев и просить, чтобы привезли оттуда.
На следующий день 1 сентября колдун на старте показывал северо-запад. Наконец-то удалось
найти злополучную шайбу между парусом и латкарманом. Для этого пришлось перещупать всю
переднюю кромку правого полукрыла. В это время Макс Ткаченко собирает свой мини Студент
и выходит с ним на старт. Его отговаривали лететь в такую погоду, но он все равно прыгнул.
«Баклажановцы» Макс и Димка собрали свой ЛА, но летать пока не лезли. Ветер
постепенно выравнивался на север, летал студент13 и «Баклажан». Я все еще
возился со сборкой «зеленого чуда». Особенно достала пластиковая вставка коуша
в левом боковом верхнем тросе. Она треснула, застряла в коуше, не давая монетке встать под
нужным углом. Наступил момент, когда я, отвлекшись от сборки, увидел парящий мини-
студент с Максом на борту. Быстро привожу Student в летное состояние. Усилием воли
заставляю себя медленно и постепенно осмотреть апарат. Выхожу на старт. Высота склона
кажется гораздо меньшей, чем в Ходосовке, отсутствие деревьев больше чем радует. Только
кусты отделяют условия от идеальных - без них склон был бы более ламинарным. Да и твердая
земля, усыпанная камнями, тоже не приносит комфорта на старте.
Итак, подцепляюсь под аппарат, устраняю перекрут, поправляю петлю СПСдехи. Колдун
в это время болтался между направлением 165-195 градусов. Стартую. Небольшой крен,
возникший вначале, исправляю, не отвлекаясь от разбега. Следуя совету, не засовываю ноги в
подвеску, пока не пролетаю перегиб. Делаю один галс, второй, пока не выпадаю из слабого
динамика. Когда садился, «улетел в поля». В следующем полете летал минут 5,
однако, на краю динамика. Вывалившись из него, сделал даже 2 галса над полем.
В следующий полет решил нацепить прибор. На третьем галсе летая с ним попал в
подъем. Почувствовав неожиданную перегрузку, услышав незнакомый писк Вала и увидев на
нем цифру «-9», я почему-то подумал что нахожусь в офигенном нисходняке.
Поэтому просто зажал ручку и ушел на посадку. Да неприятный щелк. Впредь следует таких не
совершать.
Приблизилось время обеда, людей с дельтапланами стало появляться больше. Больше
стало и мягкокрылых. Постепенно пространство около склона стало напоминать улей. Стали
летать Леша Дверницкий, Дима Соловьев, Юлька и др.
Особенно запомнился один желтый паратандем, который, напрочь игнорируя правила
расхождения, дважды чуть не оттеснил меня на встречный курс с другим дельтапланом.
Естественно, я крикнул ему что-то вроде «Сударь не могли бы вы уйти с дороги и не
висеть тут без определенной цели, мешая другим летать», но в мене длинном и
культурном виде. Летать в толпе оказалось не так сложно как думалось, только смотреть нужно
во все стороны и быть внимательным. Сергеев тоже заглянул на огонек, напарил минут 30 на
Таргете и сел сверху.
Дима Пищела установил новый рекорд продолжительности полета среди нас- 40 минут.
Когда я в очередной раз поднимал аппарат наверх, за мной увязался «пилот» той
самой желтой тряпки, что в народе зовется парапланом. И с которым мы так любезно
разминулись.
Он чего-то пытался объяснить типа «парапланеристу всегда нужно уступать дорогу при
любых условиях» и еще што-то. Но я его не слушал: мне не терпелось побыстрее попасть
на старт, и я не останавливался. Нужно было успеть полетать в тот день, и по возможности,
догнать Диму (по налету, разумеется). Итак, я снова на старте жду, когда откроется просвет в
куче париков и дельт. Налет уже достиг 30 минут к тому времени. Неплохой результат для
первого дня, но я даже не думаю останавливаться. Выждав момент, когда путь освободился, я
стартовал. Летаю в несколько ослабшем динамике. В самом злачном месте, восточной ложке,
зависла порнушница на голубом куполе, и оттуда периодически слышалось ее повизгивание.
Желтый тандем висел слева от лагеря не в состоянии набрать высоту больше 10 метров над
плоскостью склона. В овраге начали трапезничать. Спуститься к ним и пообедать у меня
желания как-то не возникало.
Ложась на правый галс, я заметил Баклажан, ведомый Димкой, который выходил на левый галс
в противоположной части динамика. Причем был он на моей высоте. Готовый в любой момент
отвернуть, я крабом пошел на восток, присматриваясь к реакции Димы. На удивление, он сделал
то же самое. Получилось как бы зеркальное отображение моих действий. Я решил летать слева
от лагеря, а он справа, чтобы не мешать летать в зоне наибольшего подъема.
Он полетал еще немного и сел. Вслед за ним стартовал Макс Краснокутский, тоже полетал
некоторое время. Летаю уже где-то около часа. Народу в воздухе становиться все меньше.
Стараюсь разворачиваться в местах наибольшего подъема, находить эти места. Через некоторое
время я остаюсь один в воздухе. Пытаюсь набрать высоты для посадки сверху. Это оказывается
не таким простым делом. Максимум что мне удалось набрать, выполняя восьмерки между
двумя местами силы слева от лагеря, это 51 метр. Причем, над точкой старта, а не над склоном.
Закладываю спираль в одном из мест подъема, но в последний момент вывожу дельтаплан из
нее. Все-таки нужно больше высоты для спирали, даже в спокойную погоду. А то, что только
что на такой же высоте скрутил спираль с-14, так у его пилота опыта побольше будет. От нечего
делать начинаю просто слоняться по динамику в поисках лучшего поднималова. Невесело
ощущать себя птицей только в пределах динамика.
На старте замечаю одиноко стоящего тандемщика, про которого говорилось ранее, он
смотрит на меня злыми глазенками. Показываю ему язык и лечу дальше.
Небо с запада начало потихоньку затягиваться тучами, которые я по неопытности принял
за грозовые. А это были как раз те дождевые тучи, с которых шел дождь на следующий день.
Начали постепенно выключать свет. Но воздух не отключали. И я летал, хоть руки уже стали
порядком уставать. Сначала Максим Ткаченко, а потом и Наконечный крикнул мне, чтоб я
спускался. Неохотно я зажимаю ручку и выхожу из динамика, где только что отлетал 2 часа.
После посадки минут 30 не могу поднять руки. Дотаскиваю студент до подножия склона, иду в
лагерь. Поужинав, я беру однодиодный фонарик, спускаюсь вниз и при его свете, собираю
аппарат. Того света, который он дает, хватает, чтобы нормально это сделать, даже не потеряв ни
одного чехла. Потом я отнес собранный «Студент» лагерю, залез в палатку и
вырубился.
Так завершился День знаний. Он был щедр на учебную погоду, так что те знания и умения что
я получил, очень надеюсь, пригодятся в дальнейшем.
|