Дельтаклуб «Альтаир» :  Мемориал

Владислав Бочкарев

14.02.75-31.03.99





АКТ
РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ


Место происшествия.
дельтадром «Круглое городище», с.Ходосовка, Киевская обл.

Дата 31.03.1999 г. Время: 11.30.

Последствия летного происшествия: гибель пилота.

Сведения о пилоте:
БОЧКАРЕВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ,
дата рождения: 14.02.1975 г.
Разряд - нет. Общий налет: 10 часов, в том числе за последний год: 4 час 30 минут; на данном аппарате: 4 час 30 мин.
Перерывов в полетах: нет (не пропускал почти ни одного летного дня).

Сведения о дельтаплане:
тип - С-5 (экспериментальный, из первых предсерийных аппаратов), изготовлен в дельтаклубе КМЗ им.О.К.Антонова около 10 лет назад, обшивка - дакроновая, налет - 150-200 часов, техническое состояние на момент происшествия - удовлетворительное.
Наличие системы спасения (парашюта): отсутствует.

Обстоятельства происшествия:
В момент старта пилота (9.30 утра) ветер восточный (без боковой составляющей), около 4 м/сек. К моменту происшествия (11.30 утра) ветер усилился до 8 м/сек. Небо ясное, без облаков. Свидетели отмечают широкие ровные потоки (наборы высоты до 150-200 м). Непосредственно перед происшествием отмечено серьезное усиление ветра. Пилот Бочкарев по невыясненной причине оказался на высоте 15-20 м над стартом хвостом к ветру. Развернул аппарат против ветра и попытался сесть сверху, возле вагончика, дельтаплан продолжало сносить в западном направлении, с вертикальной скоростью снижения 1,5 - 2 м/сек и затянуло в зону ротора. Непосредственно момент удара никто не видел, но судя по тому, что ноги пилота остались в коконе, он не успел перейти в вертикальное положение и встретить землю ногами. Удар пришелся, очевидно, на правую стойку. Была вызвана скорая помощь, оказывалась первая медицинская помощь.

Медицинское заключение о травме:
Смерть наступила вследствие разрыва печени.

Состояние аппарата и подвесной системы после происшествия:
сломана правая и сильно согнута левая стойка трапеции. Других повреждений дельтаплана нет.

Выводы комиссии о причине летного происшествия:
Пилот Бочкарев В.В. по-видимому не справился с аппаратом во время порыва ветра или принял решение о посадке на верху горы. В любом случае, в результате маневра он оказался за вершиной склона при усилившемся ветре. Скорости дельтаплана не хватило для возвращения на безопасную для посадки площадку на вершине и снижаясь, он попал в роторную зону, где произошло падение.
Квалификация пилота и техническое состояние дельтаплана соответствовали погодным условиям в которых стартовал Бочкарев В.
В течение полета метеоусловия усложнялись, что во время продолжительного полета (около 2 ч.) могло быть недостаточно оценено пилотом с небольшим опытом. Если Владислав принял решение о посадке на верху склона, то оно было однозначно ошибоч-ным. Ограниченная площадка около старта на дельтадроме «Круглое городище» даже в простых метеоусловиях требует от пилота более высокой квалификации для совершения безопасной посадки. Если пилот не справился с управлением, то решение пробиваться к склону в данных условиях тоже было ошибочным. Необходимо было пролететь по ветру до огородов, которые находятся за горой - посадка даже в очень турбулентной зоне всегда предпочтительнее падению в первичном роторе, который наиболее опасен сразу за срезом.
Рекомендовать пилотам, летающим на дельтадроме «Круглое городище», имеющим квалификацию ниже 1 спортивного разряда не садиться на вершине склона. Инструкторам киевских клубов:
- провести инструктаж об особенностях дельтадрома «Круглое городище», - провести тренаж по самостраховке пилотов во время падения,
- обеспечить полеты медицинскими аптечками, провести занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Председатель комиссии Муравейник О.
Члены комиссии Примак Ю., Сергеев С., Терехин А.