Дельтаклуб «Альтаир»

ProX    9(12)    2007



Елена Чепик
Фото: Елена Чепик,
Сергей Силевич

Небо для всех


1-8 сентября «с целью удовлетворения естественных потребностей пилотов-дельтапланеристов в маршрутных и парящих полётах, а также в дружеском общении» на горе Клементьева состоялся ежегодный Кубок им. Е. Гриненко. Когда мы 7 сентября приехали на Гору, дружеское общение чувствовалось, а вот полётов не было. Мешала погода и военные самолёты: Кубок нынче совпал с проливными дождями и учениями ВВС Украины. На тот момент уже было разыграно 5 лётных дней, которых хватило, чтобы подвести итог соревнованиям. А нам ничего не оставалось, как подробно расспросить о Кубке организаторов: Сергея Силевича - начальника Республиканского дельтапланерного клуба (РДК) и Сергея Сергеева - главного судью соревнований.

Сергей Силевич
начальник Республиканского дельтапланерного клуба (РДК)
Сергей Сергеев
главный судья соревнований

В чём особенность Кубка Е. Гриненко?
Сергей Силевич: Основное упражнение, которое выполняют пилоты-дельтапланеристы, называется «кошачьи качели». На карте выставляются контрольные точки, вокруг которых есть радиус, равный 400 м. Для того чтобы пилот получил как можно больше очков, ему нужно взять как можно больше ППМ-ов и как можно быстрее. Взять ППМ — значит войти в радиус этой точки и выйти из него. Чем больше этих точек ты возьмёшь, тем больше очков заработаешь. Чем дальше эти точки находятся, тем выше «стоимость» ППМ-а.

И сколько таких точек?
Силевич: На этот раз было 32. Участник соревнований летит от одной точки к другой. Какую-то из этих точек взять легче, какую-то - тяжелее.

А каким образом осуществляется контроль над прохождением ППМ?
Силевич: Точки прошиваются с помощью компьютера в GPS-навигатор пилота. Когда он приближается к какой-то из точек ППМ, он видит это на экране. Второй вариант - карта с точками прикреплена к дельтаплану, и пилот ориентируется на местности. Войдя в радиус предполагаемой точки, он вы полняет контрольный снимок. То есть каждый пилот фотографирует сначала сегодняшнюю дату на расписании, потом - свой дельтаплан на старте, следующая фотография - ППМ.

То есть с земли никто не фиксирует?
Сергей Сергеев: Нет, фотография - это и есть доказательство. Или трек, который снимается с GPS, - маршрут накладывается на электронную карту, и видно - зашёл в круг дельтаплан или нет. Побеждает тот, кто возьмёт больше точек.

Какова география участников нынешнего Кубка?
Силевич: География участников широкая: Россия, Украина, Польша и даже Швеция.

Кто-нибудь из новичков отличился в этом соревновании?
Силевич: В общем-то, отличились, в основном, только чемпионы, которые и без того всегда впереди. Но вчера,правда, отличился пилот по фамилии Бублик (Киев) - он выиграл у самых крутых чемпионов, потому что сделал на один ППМ больше. Высоты у него практически не было, тогда ни у кого её не было, но он рискнул на маленькой высоте взять ещё один ППМ - и выиграл.

А вам, Сергей, как судье что больше запомнилось на этом Кубке?
Сергеев: Погода, И военные учения... За три последних года пилоты-лидеры пролетали по 100 км за день, а на этом Чемпионате максимальный пролёт за день составил всего 30 км.

Но условия не помешали провести соревнования? Минимум лётных дней же был?
Сергеев: Да, минимум лётных дней уже разыгран. Лучше, когда больше, но нельзя сказать, что соревнования не состоялись.
Силевич: Состоялись, но хотелось бы, чтобы в следующем году они были бы более впечатляющими. Дельтапланы не могут никуда далеко с горы улететь из-за того, что нет нормальной погоды и маленькая высота.

Как пилоты приземляются и возвращаются назад?
Сергеев: Обычно пилот старается попасть на финиш. Ради этого идёт борьба, но часто получается, что пилоты из-за погоды или своего просчёта садятся где-нибудь в поле. Это вполне стандартная ситуация. Человек выходит на дорогу, звонит по телефону, и его подбирают на машине. Обычно на соревнованиях маршрут подбора объявляется заранее. Но Кубок Е. Гриненко отличается в этом плане от классических соревнований. «Классика» - это когда каждый день есть какой-то один маршрут. Все летят по этому маршруту, и победитель определяется либо по лучшему километражу, либо по лучшему времени. А Кубок Е. Гриненко имеет нестандартный формат - «кошачья колыбель»; есть набор поворотных пунктов и пилот может летать в произвольном порядке. Условие лишь одно - точки не должны повторяться. Пилоты стараются построить тактику борьбы так, чтобы в первой части полёта набрать ближние точки, то есть сделать себе какой-то базис, а потом уже рисковать - брать какую-то дальнюю точку с возвратом или как-то пролететь маршрут посложнее.

Личный зачёт
Место Пилот Дельтаплан Команда
1 Русов Д. Aeros Combat L14 РДК
2 Сергеев С. Aeros Combat L15 ХАИ
3 Е.Бублик Aeros Combat L12 КПИ-02

Командный зачёт
Место Команда
1 РДК
2 КПИ-02
3 ХАИ

И в чём плюсы такой особенности соревнований?
Сергеев: Она хороша тем, что развивает тактическое мышление, и обычно побеждают те пилоты, которые хорошо соотносят несколько факторов: погоду, возможности аппарата, свои возможности. Получается такая многоходовая шахматная партия.

Какие люди приходят в этот спорт сейчас?
Силевич: В этом спорте остаются целеустремлённые люди. Случайные люди, у которых мотивация недостаточно сильная, или люди слабые духом просто не выдерживают. Т.е. это не тот спорт, когда можно за полгода чего-то достичь. С другой стороны, по другим соревнованиям я могу сказать, что даже посредственный пилот, который может участвовать регулярно в хороших соревнованиях, добивается успехов через 2-3 года - количество переходит в качество. Есть самородки, которым достаточно 1-2 соревнований в году. Но таких мало.

На что рассчитывать новичкам? Сколько времени нужно для того, чтобы пилот вышел на нормальный уровень?
Силевич: Зависит от системы обучения. Есть два способа получить необходимые навыки: это клубная система - есть клубы, которые занимаются обучением на общественных началах, но, естественно, там «общественные» инструкторы, полёты по выходным, и то не каждый раз, потому что погода может помешать. В таких условиях пилот на более или менее нормальный уровень выходит где-то через 2-3 года. Второй способ - дельтапланерная школа, где при профессиональном подходе к обучению за две-три недели ежедневных занятий человека можно вывести на нормальный уровень, но, естественно, масштаб затраченных денег намного выше, зато выигрыш по времени.

Где базы для тренировок в Украине?
Силевич: Основная база - это РДК, потому что Гора уникальна по своему положению, и по природным условиям, и по быту. Активно летают в Киеве, Харькове, Львове, Ивано-Франковске. В других городах дельтапланеристов можно по пальцам пересчитать.

А наши украинские пилоты участвуют в зарубежных соревнованиях?
Силевич: Да, конечно, выезжают. До этого года действующий чемпион мира был наш украинский пилот Олег Бондарчук: четыре года назад Чемпионат мира был в Австралии - и наш пилот 4 года носил титул действующего чемпиона мира.*
< END


* Здесь ошибка. Чемпионаты мира проводятся раз в 2 года. Чемпионат в Астралии, на котором победил Олег Бондарчук состоялся в начале 2005 года.