Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Илья в Карпатах

Один в поле не воин...
а вот в горах - воин (хоть и не очень)

Илья Тарасюк

Мысль съездить полетать в Карпаты возникла после того, как аэросовский сисадмин, пилот-парапланерист Серега Прокопенко рассказал про Боржавский хребет. Кроме меня интерес возник еще у нескольких человек, но их энтузиазм быстро угас. Да я и сам колебался. Тщательно изучал карту района полетов, просмотрел кучу фото- и видеоматериала, интересовался погодой в Карпатах, окончательно задолбал Прокопенко своими допросами. Многие отговаривали ехать. Я почти сломался, но втайне прорабатывал вариант :) с автомобилями, которые могли доставить меня с дельтапланом в Воловец (стрельнуть в Аэросе я мог только безмачтовое крыло). Когда стало ясно, нет машин из Киева, стал актуальным вопрос о 2-м дельтаплане (он в поезд влазит). К моему ужасу такой аппарат нашелся: Вовка Слынько любезно согласился предоставить свой Сталкер-12 для безбашенной авантюры. Почему безбашенной - да потому, что, как оказалось, дельтатусовка Киева оказалась слишком морально устойчива (Крым, Словакия), и не нашлось смельчаков, чтобы составить мне компанию.

Аппарат есть, подвеска есть, с организаторами парапланерных соревнований на Кубок Карпат договорился, аванс на работе получил - приходится РЕШАТЬСЯ. И я взял билет Киев-Воловец. Все пропало-о-о! :)

После обычных переговоров с проводником и бригадиром поезда под восторженные взгляды пассажиров, наблюдающих, как хрупкий мальчик сам лихо закидывает 2-метровое бревнышко на третью полку, я уезжал в дельтапланерную Terra Inkognita - Украинские Карпаты.

Поезд прибыл на станцию Воловец 2-го августа 2003 г. в 8:35. Там я встретил парапланериста Леху Савельева который выгрузился из того же поезда раньше и уже что-то жевал. Какой-то чувак любезно проводил нас до места базирования транспортного средства, которе повезет нас на старт. Мне рассказывали об этом средстве, как о жертве конверсии - тягаче, переделанном из танка, но это оказался обычный артилерийский тягач на гусеничном ходу, обслуживающий метеостанцию на г. Плай. Дождавшись остальных, погрузившись, мы отправились на старт.

Путь на гору Великий Верх занял не больше часа. Погода была супер, и было время рассмотреть "живописующие" места и сделать несколько снимков.

Фотография Фотография
То самое транспортное средство Вид со старта

Нас высадили метров за 150 до вершины горы. Дул легкий северный ветерок, начинала зарождаться кучевка. Место высадки мне показалось вполне пригодным для старта, несмотря на мягкий ковер из мха и кустиков черники, которой был усыпан весь хребет. И я решаю не тащиться на вершину. Толпа парнушников, пожелав мне удачи, направилась выше. Как ни крути, а им полегче преодолеть перепад 100-150м со своим снаряжением. И после того, как уехал тягач, я остался в гордом одиночестве с 2-м пакетом, подвеской и кучей ненужных вещей. Начинаю сборку дельтаплана.

И вот аппарат собран, подвеска готова, чехлы запакованы, куча ненужных вещей отправлена на базу с главным судьей парапланерного Кубка Карпат - старшим Недопакой. Внизу, в долине виднеется строение турбазы "Думка" в селе Гуклывый, место посадки, как мне объяснили. Это все вблизи я не видел, куда точно садиться не знаю, действовать буду на свой страх и риск.

Сижу, смотрю, думу думаю: "Перепад старта 800м (тем лучше), погода, вроде, ничего (тоже хорошо), кругом горы, в которых я не летал (это уже хуже). Пугает гроза, возникшая на юге. Но она еще не развита, и я решаю, что лучше стартовать и стремительным домкратом вниз, пока не началось! выхожу на старт. Но что это? Елы-палы, ветер дует уже в спину. Иду посмотреть старт с другой стороны, замечаю, что гроза начинает развиваться. УРА! Пока ходил, ветер начал дуть в прежнем направлении. Вижу нескольких стартовавших парапланеристов, значит и мне можно.

Дико волнуюсь - это все впервые. От волнения выкуриваю несколько сигарет подряд. Но хватит, пора. Пристегиваюсь, выхожу на старт. Пугает мягкий покров, как по нему бежать? Но пока глаза боятся, ноги уже двигаются, хотя и с трясущимися коленями.

И вот я в воздухе.

Становится понятно, что полет не такой, как на равнине. Другой воздух, другие потоки, с которыми надо еще разобраться. Тем боле, что на высотнике уже -300м. Нахожу поток, но не справляюсь с ним, еще один, еще... Потоки турбулентные. Взгляд на высотомер: ура! уже +50м. Немного расслабляюсь, обследую освещенные участки отрогов хребта. Нахожу поток 1м/с и очень турбулентный, решаю заломить спираль покруче - есть, я попадаю в ровную, но очень узкую "тройку". Вскоре на варике уже +4. Набираю 400м, начинает работать долина, и я направляю Сталкер к ближайшему облаку. Ветер не сильный, дельтаплан легко пробивает его. Ловлю себя на том, что срабатывает стереотип равнинных полетов - хоть и против ветра, но я тикаю в долину, подальше от хребта, переключившись на второй высотомер (относительно посадки).

Вид сверху просто замечательный. Потоков много. Я без труда пролетаю километров 10-12 против ветра в долину. Помня об утреннем грозовом облаке, постоянно слежу за погодной обстановкой.

Долетев до села Скотарское, решаю вернуться к хребту. Переключаю высотомер - над стартом 200м, придется поднабрать. Но тут замечаю грозу над Воловцом, уже видны столбы дождя. Делать нечего, приходится опять переключать высотник на уровень относительно предполагаемой посадочной площадки и начинать травить высоту.

Нахожу широкую просеку возле турбазы "Думка". Сверху она кажется гораздо меньше, чем я видел на фото. Становлюсь в глубокую спираль, снижаюсь и заодно, определяю снос, а, значит, и направление ветра. Постоянно контролирую, вписываюсь ли в пространство между смереками - кажется вписываюсь. Делаю крайнюю спираль уже ниже верхушек, потом начинаю галсировать. Но вот уже пора выходить на посадочный курс. Высота метров 10, до деревьев впереди расстояние достаточное, выбрасываю тормозной парашютик, поджимаю аппарат, чтобы сделать круче глиссаду. И вот уже земля. Несмотря на тормозник, Сталкер довольно резво несется на кране. Выдаю ручку, по пути перепрыгиваю через бревнышко почти метрового диаметра, единственное на площадке (вот угораздило). Все, сел, фух!

Дальше все как обычно: толпа местных ребятишек с глупыми стандартными вопросами. А потом же толпа восторженных парнушников с нормальными вопросами и, самое главное, с кучей бутылок холодного ПИВА! Дельтапланеристы - вид исчезающий, поэтому о них надо заботиться и угощать холодным "Львовским Премиум", особенно после полета.

Разобрал дельтаплан, поселился в комнату на турбазе (причем один в 4-х местную), поужинал и... благополучно проспал шашлыки, вино и коньяк :-( по поводу открытия парапланерных соревнований на Кубок Карпат 2003.

Ночью пошел дождь - первый и последний за время моего пребывания в Карпатах.

Утро 3-го августа прохладное и ветренное. после завтрака приехал транспорт, который должен доставить нас к гаражу тягача в Воловце. К моему ужасу это оказался старенький ПАЗик. Как запихнуть туда дельтаплан, хоть и маленький? Тем более, что дверца в "корме", на которую я так надеялся, заржавела так, что не открывалась. Пришлось всовывать Сталкер через переднюю дверь, вешать его на веревках за поручни. Потом только запускать парапланеристов и наслаждаться, как на них капает вода с намоченного ночным дождем чехла. :)

На старт приехали довольно быстро. Ветерок сегодня сильней - метров 6 в секунду. Мощная кучевая облачность. Как и вчера остаюсь у места высадки, остальные - наверх. Сегодня у них первый зачетный день.

Собираю дельтаплан, сижу жду пока стартуют парапланеристы. Не очем им везет - ветерок явно сильноват для них. Вот уже вижу первые купола в воздухе.

Пристегиваюсь, поднимаю аппарат. Ветер - старт легкий. Делаю галс вдоль хребта и нахожу то, что привычного динамика я НЕ НАХОЖУ! Не держит совсем. Но термики приходят на помощь. Сегодня они сильнее, но еще более турбулентны. Начинаю бодаться. Под меня подсасывается парочка парапланов. Да, им как мягкотелым сложнее бороться с болтанкой. Но пилоты на Кубке Карпат собрались опытные (это не Ходосовка и не Климуха) и они нормально справляются, порой даже начинают догонять меня в потоке. Номне легче - я на крыше и не даю себя обставить. :) Снос большой и через несколько спиралей мы уже над серединой полонины, еще немного - и уже над ущельем с другой стороны хребта. Бросаю поток на 400м и пробиваюсь вперед. Ну не люблю я так сноситься когда ветер не по маршруту. На GPS 32км/ч, значит ветер приблизительно 20-25км/ч. Оказывается GPS полезная штука.

Набираю в следующем потоке и лечу вдоль хребта. Как ни странно, над хребтом потоков не густо. Пролетаю 3км, я уже над метеостнцией на горе Плай и низко. До следующей горы Темнатик (ППМ парапланов) по GPS почти 3км. Решаю не лететь туда, а слетать по вчерашнему плану. Тем более, что в долине мощная кучовка. Пролетаю километров пять. Кучовка растет, на земле почти сплошная тень. Потоков много, видно заработали облака. Это наводит на мысли о грозе, которая в горах растет быстро. Начинаю подумывать о том, чтобы побыстрей сесть. И, как потом оказалось, зря. Микола Струк - довольно крутой парапланерист, часто летавший в горах, объяснил, что опасности образования грозы не было, что такая погода нормальна для здешних мест. Я по этому поводу не могу ничего сказать, в горной погоде я ни фига не понимаю, поэтому решил поосторожничать. Даже немного запаниковал.

Прилетел на базу, высоты -километр. Что делать? Решаю немного полетать мачтой вниз. После нескольких косых петель прибор оторвался со стоики и повис на страховочном шнурке.

Захожу на посадку по вчерашней схеме на то же место. Опять спирали, опять несколько галсов. Внизу ветра почти нет. Ну вот уже и тормозник пора вводить. Нащупываю что-то, что надо дернуть, дергаю. Поджимаю аппарат, но он почему-то ведет себя не так, как при открытом парашютике. Вниз не падает, а разгоняется, причем очень резво. Высота 2м, скорость офигенная, деревья близко. Оглядыаюсь - о ужас, тормозника нет, я выдернул только его стропы, а купол остался в кармане. Дельтаплан почти не снижается, впереди обрывчик метра два и за ним смереки. Времени остается на то, чтобы подумать: ................!!! (вырезано цензурой), пихнуть ручку, влететь в елки на высоте метров пять и вцепиться руками, ногами и зубами в ветки, чтобы не рухнуть на землю. АТУ сработало нормально, дальше смерек я не улетел. (АТУ - аэродромная тормозная установка). Сталкер развернулся крылом вниз и плавно сполз до полной остановки, предварительно сломав консоль, и оставил меня висеть в паре метров над землей... Помогли добрые люди, это они бережно сняли меня и дельтаплан с елки.

Разобрав и осмотрев Сталкер, понял, что я уже отлетал свое на Боржаве. Ремонт требовался серьезный - замена не только консоли, но и 2-й боковой трубы. :-(

Но ко мне уже спешила группа моральной поддержки наших киевских дельтиков!!! В составе нашей команды, ехавшей в Словакию на Кубок Подбрезова и решившей остановиться на турбазе переночевать. Это: Матвеичи, Вовка Шпак, Витька Горобей, зануда Закидышев, чета Петренко и Сергеев со всем семейством. Сергеев задержался в пути, а остальные на трех машинах въехали на стоянку турбазы "Думка". Вид трех автомобилей с полными багажниками дельтапланов на крышах был как бальзам на рану. Я радостно встретил их с бутылкой пива в руках и некоторым количеством оного в желудке. И поведал этим довольным рожам о своем горе. Они меня пожалели.

Свое сочувствие выражали также парапланеристы. И оно заключалось не только в словах, но еще и в пиве, которым они меня поили. Я вообще был экзотикой для них. В дельтаплане они ничего не понимали, но восторгались им, особенно когда я жаловался, что путевая скорость против ветра была всего лишь 32км/ч. Как оказалось, у них она достигала аж 4-6км/ч. В общем, относились ко мне с большим уважением.

Оставшиеся 3 дня я провел тоже ничего, правда, без полетов. Вооружившись Зенитом-Е, который старше меня на 2 года, я бродил по округе, щелкая затвором налево и направо. Гулял по долине, ходил к Шепотскому водопаду (верней, каскаду), лазил по хребту Полонина Боржава. Забирался на гору Стой - самую высокую точку хребта. Корче, было прикольно. А парапланеристы летали все эти дни, делали маршруты по 30км, причем в ветер довольно сильный для них. И постоянно говорили: "Вот это погода, вот ты бы налетался на своем истребителе!" Ребята из Ужгорода даже предлагали параплан с подвеской (правда учебной и без протектора), но я отказался - уж больно не внушает доверия эта их мягкотелая техника.

Фотография Фотография Фотография


6 августа поезд увез меня обратно в Киев. Мне еще предстояло одно испытание - я был приглашен 9-го августа на проводы безвременно уходящего из холостяцкой жизни в жизнь женатую небезизвестного Чикалова - Денися Лагоши. Причем я должен был освидетельствовать этот уход. Корче, я был у Дена свидетелем на свадьбе.

А в общем поездкой на Боржаву остался доволен. Первый раз был в Карпатах, причем даже полетал немного.

Как оказалось, летать там можно, и неплохо. И меня в этом не переубедит даже случай на посадке. Причем на Боржаве можно даже проводить соревнования при надлежащей организации и с достаточным уровнем пилотов. Очень трудно, хотя и не безисходно, будет организовать заезд на старт (ЗИЛ-131 и Урал заедут даже в дождливую погоду). А что касается посадочных площадок, по для пилота уровня 1-го разряда не такая это юольшая проблема там. Тем более, что соревнования таких пилотов проводили в Ялте, где с посадками гораздо сложней было. На Боржаве, правда, иногда придется не полениться и пройти к дороге 100-300м от точки приземления.

Только могу с уверенностью сказать, что соревнования дельтиков там никто не организует, да и большинство опытных пилотов просто не захотят приехать. И Украинские Карпаты, наверное, навсегда останутся Terra Inkognita для дельтапланеристов.

Фотография Фотография


Это конец!

Киев 2004 г.