Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

«Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лед рябой... »


А. Твардовский

МАЛОДУШИЕ



Евгений Бублик

Болезнь. Внешне малозаметная и, как-будто, без вредных последствий. При удачном стечении обстоятельств, возбуждается и протекает незаметно. При определенном, скрытом, согласии на ценностно-волевом уровне, лечения не требует. Начальные симптомы трудно самому заметить, хотя они и очевидны. При первых проявлениях это легче всего можно спутать с простой ленью. Как правило, сопровождается мыслями: «а оно мне надо?», «да-ну, влом напрягаться». Еще, как вариант, можно услышать: «когда погода есть, то она есть и нечего за ней гоняться». Главный поражающий фактор – мешает принимать решение. Поступок требует дествия, а решиться на него мешает нежелание. Лень. Зачем напрягаться и пытаться проделать то, в успешном исходе чего ты не уверен. На самом деле – малодушие.
Недавно на Клемухе довелось оказаться в хорошей компании в очень слабую погоду, над южным склоном, метрах на 50-ти. Ярослав, Юлька «Синоптик», Серега «Рут», Дима «Вагабондо» и Виталик с яростным упорством месили парапланерную кашу в «ложке», пытаясь выпарить. А я, выгребая по замеченым пузырям, висел на крыше этой компании, и не мог решиться. Ведь можно было рискнуть хоть к планеру слетать. Ладно с потоками лажанулся. Был один слабенький, но я его упустил. А ведь те, за кем я прыгал - улетели. Но я все думал и думал «чего мне надо». А дальше еще хуже. Когда на «ложку» наползла тень и пузырей не стало, - все умерли. Я видел их агонию. Это была страшная картина. Как утопающие судорожно пытаются вынырнуть за глотком воздуха, дельтапланы бросались к склону в надежде опереться хоть на какой-нибудь нолик. Но всякий раз натыкались на беспощадно повисшие вдоль кромки парапланы. Это было похоже на бурлящее море, в котором отчаянно боролись за жизнь потерпевшие кораблекрушение. Но драма длилась недолго. Когда я сам просел ниже уровня склона, все было уже кончено – задавленные парапланами они все ушли на дно, а на поверхности склона остались только два, вскоре севших, параплана. Кажется, они все спаслись. Примерно на середине склона стоял аппарт Ярослава, используя карпатский опыт, он рискнул сесть на склон по ветру. Дельтапланы других белели на самом дне, под горой, кружась и заходя на посадку. Запас высоты, освободившееся место и красивый, новый аппарт помогли мне продержаться до новых пузырей. Набрав десяток метров над стартом, я сказал себе: «кажеться будет еще одна порция "погоды", можно попробовать поднабрать и потом вернутся к РДК или даже попробовать сходить к планеру». Тот, к кому я обращался, молчал. Похоже, разыгравшаяся на глазах драма таки прессонула психику. Прижимаясь после очередного разворота к склону, я просто не стал отворачивать. Для принятия решения оставалось еще секунды 3-4, все это время я ждал: «стоп, и вправду, еще есть шанс, надо рискнуть им воспользоваться». Но, так и не дождавшись, пролетел кромку и выскочил на плато. Дальше - просто: доворот, выравнивание, короткое выдерживание, выдача. Я сел между РДК и ложкой. Сбежал. Внутри осталось ощущение прерваного полета. Я так и не узнал можно ли было еще летать. Наверное, лучше бы я, узнав это, сел внизу и жалел что не выбросился сверху.
Помниться, когда начинал летать, было вполне определенное чувство страха. Дурные мысли перед полетами. Мандраж перед стартом. Когда первый раз набрал 200 метров и на минутку перестав спиралить вышел из потока и глянул вниз, стало страшновато. И высоко, и низко - если вдруг оторвусь, вниз лететь - одна секунда, и парашют достать не успею. А еще можно было пощекотать нервы, если глянуть вниз, на землю, не, как привычно, поверх ручки, а под нее. Или вовремя разворота на внешнее крыло посмотреть. Живо ориентация нарушалась, мозг начинал психовать, кровь разгоняла струя адреналина, а по внутренностям катался кусок льда, иногда доходя и до суставов. Зато и радость была полнее. Впервые набирать высоту в потоке – когда земля отодвигается все дальше и дальше вниз, выравнивается и, в то же время, разрастается на горизонте, появляется дымка, уходит лишний шум, а воздух становиться прохладней и свежее – появляется трудноудержимое желание орать и петь. И тем сильнее после такого радость от возвращения на землю, когда можно остановиться, присесть закрыть глаза и расслабиться.
Теперь многое иначе. Теперь полеты посерьезнее и боишся чего следует - старта в 12-15 метровый шкворень, посадки на незнакомую площадку, когда серьезно затягивает в облако или приходиться пробиваться на малой высоте через роторную зону. И то, если есть время побоятся. Если, времени особо нет - вставит резко на посадке, или промелькнет в десятке метров крыло товарища, выкрутишься, а потом уже будешь неприятно вспоминать: «страшно, блин». Дополнительного адреналина не нужно, да и не хочется.
А вот поначалу немного хочется. И спидглайдинга, и аэробатики, и в облаках полетать, даже в грозу. Но с малым налетом страшновато, да и инструктор наказать может. Позже, когда вроде уже хоть некоторый опыт есть, он начинает помогать принимать решения. Но, помогать не совсем так, как хотелось бы. Все советы дает в одном ключе: «а оно тебе надо?», «а вдруг не выпаришь?.. или не сядешь?» Почему именно теперь в Ходосовке, выпарив, мне охота на посадку. Неужели раньше меньше ковыряло?
И почему, теперь, когда четвертый день полетов в удовольствие, дельтаплан собирается легко и псевдопредчувствия не мешают, а на старте радостно ощущать уверенность и спокойствие, почему именно теперь появилась эта сытая лень? Ведь летать все равно хочеться. Красиво, высоко и долго. И прямо сейчас хочется, и если не полечу жалеть буду. Есть такое дурацкое, взаимоисключающее выражение: «ты хочешь летать всегда или только сегодня?» Понятно, что есть погода в которую можно летать только один раз, но часто так думают и про погоду, в которую, если грамотно, можно красиво и, в принципе, безопасно летать. А как об этом узнать не рискнув попробовать?
Есть мнение, что это мудрость – не попадать в ситуации выкрутиться из которых - мастерство. Хорошо, а как тогда узнать, можно ли на современных дельтапланах летать рядом с грозами? Ведь планера летают. И если можно, то как это правильно делать? Или, например, полеты ночью, в полнолуние это экстрим или нет? А если интересно? И ведь возможно.
А оно мне надо? Надо. Я хочу летать всегда. У меня нет желания покорять небо. Но я не хочу его бояться. Я хочу с ним смириться, понимать его и знать, что могу подняться в него в любой момент, когда это возможно. Не боятся его, когда оно непривычное - капризное или игривое. Но также знать когда оно рассержено и не попадаться в такой момент под руку :-).
В общем, дайте таблетку для храбрости!... Что? Героин?... Ненадо. Уж лучше я народными методами воспользуюсь. В смысле: Народ! Если увидите, что я не хочу лететь, - пинайте меня. :-)