Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Красный Кут впервые

Владимир Марчук


Что было и мои впечатления:

1. Доезд: Рано выехали, собрались и доехали часов за пять. Вернее, за четыре, в пять двадцать - это от моего дома отъехали. Приехали к десяти часам дня. Подъезд к самой Горе затруднён бетонным мостиком с высокой "ступенькой", удивлён, что Антонова машина на него заехала.



2. Первые впечатления: Собирались в низу - Газель не стали гнать наверх из-за опасений за её сцепление. А Антон выехал наверх, высадив пассажиров.

3. Пока я заносил подвеску сверху летал Иваныч на Терёхинском "Скаляре". Его довольно сильно швыряло термичкой, но метров 200 он набирал, скрутил их пилотажем и сел сверху у кромки с тормозным парашютом. Стрёмно, но он "старый, опытный камикадзе" - он может так. Я бы побоялся.

4. Верхний западный старт, подвёрнутый на косящий с Востока ветер, на первый взгляд хорош, хотя и изрезан оврагами. Умеренно пологий перекат кромки с достаточно крутым склоном впереди. Но кусты, стоящие в 15-20 метрах впереди от кромки напрягают возможностью роторов. Возможно этим обусловлена оригинальная манера старта Иваныча: В довольно свежий ветер на кромке с полшага пихает трапецию - аппарат выскакивает на пару метров вверх, где пилот прибирает тангаж и ложится в подвеску. Стрёмно выглядит, но так он уходит от роторов от кустов перед кромкой - сразу оказывается "выше этого".

По ощущениям в 11 часов уже была сильная термичка, ветер косит, но приемлемо - летать можно и надо поднимать аппарат.

5. Подъём аппарата вверх: При косящем ветре это не очень удобно, но терпимо. Поднимать 65-66 метров в лоб по довольно лысому и умеренно крутому склону. Нормально, но делать это ещё раз не сильно хочется.

А ветер на старте закосил справа (с Востока) сильнее, почти вдоль склона в воздухе, сильно косой на старте. Ждём.
Сходят потоки по несколько мин. длительностью. Похоже, что место очень термичное, это подтверждают обширные вспаханные и не паханные поля впереди, против ветра от склона.

6. Начало полётов: Первым не выдержал Артём. Стартовал, его довольно сильно покорёжило термичкой и без особых наборов он сел внизу.

видео



В воздух полез Иваныч.



Он тут "местный", знает склон хорошо. Стартовал не так радикально, как в первый раз, но в том же стиле. Его тоже довольно быстро слило вниз без шансов выпарить.



Похоже, что рано в воздух, надо ждать более приемлемой погоды. Надеялись на то, что прогрев "подправит" ветер.
Антон отволок свой аппарат на центральный старт. Хотя он и не развёрнут на Восток, но зато перед ним нет близких кустов, в плане "роторной опасности" он заметно приемлемей.



Много раз потом на протяжении дня Антон уже готовым выходил на старт, долго ждал и опять разворачивал аппарат спиной к ветру – погода не устраивала.
Долго ждали, благо, из-за ветра не было жарко.

7. Пока ждём, сходили с Олегом на правую часть склона, повёрнутую немного восточнее. Чтобы дойти туда пришлось обходить два глубоких оврага на склоне. Первый обошли по его склонам, но второй имел обрывистые склоны, пришлось обходить его по верхнему полю за лесозащитной полосой на кромке. Оказалось, что поле засажено подсолнухами, так что посадка на нём, т.е. посадка сверху, отменяется :-( По дороге от поля на склон, у вершины второго оврага растут натуральные «деревья, которым вырасти не дают» - Cánnabis.



Впервые рассмотрел их так близко.
Правая часть склона, от стартов она находится немного «за углом», т.е. за поворотом-перегибом, напоминает северный склон Горы Клементьева. Сильно напоминает. Намного ниже, раза в полтора, но профилем похожа, впереди - обширные поля, которые хорошо прогреваются солнцем. Место обещает быть очень термичным и с мягким, широким динамиком, если ветер будет дуть на него в лоб.
Но пока сильно косило справа. Вернулись к стартам.

8. Продолжение полётов: После долгого ожидания и подсчёта времени прохождения потоков стартовал Женя Скиданов. На отрыве его просадило в роторе от кустов так, что я стоя сзади видел куст уже над верхней обшивкой его крыла. Но Жека молодец – увидев такое развитие событий прижал ручку, успел разогнать скорость и отдачей ручки «выпрыгнул» в воздух перед самым кустом.

видео

ФУХ, выкрутился! Я сразу подумал, что стартовать тут я не хочу и Олегу не дам, пойдём к Антону.
А Женя понемногу набирал высоту, хотя и корёжило, плющило и колбасило термичкой его заметно. Имея превышение над кромкой он полетел на правую часть склона. Там его заметно подняло термичкой. Сначала восьмёрками ходил, долго не решался спирали крутить, потом заспиралил уже. Максимум набирал 120 метров всего.
Стартовал Антон со среднего старта.



Стартовал хорошо, тоже парил, но ниже Жени. Похоже, что он попал уже в середину того потока, в начале которого полетел Женя.

видео
видео
видео

Потом, минут через двадцать, этот поток закончился, на старте заштилело и пилоты посели, оба двое. В очерёдности располагаемой высоты.

видео
видео

Очевидно было, что динамика не было совсем, летали только в термиках.
Было уже ЕМНИП часов пять. На среднем старте ветер ещё косил под 45 градусов, в ослабевших потоках подворачивал поперёк склона. Быстренько выпихнули Олега в поток, но слабый. Он честно старался, но улетел сразу вниз – не держало.

видео

И почти сразу задул ветер вдоль склона :-( Самое обидное, что потоки сходили тоже вдоль склона, а не поперёк, как днём. Ждём долго.
Ждём.
Антон сказал, что тут «молоко» включается часов в семь, но может и не включиться.
Ждём.
В шесть я решил одеться, подготовиться и ждать на старте момента ровного ветра для того, чтобы хоть иметь шанс согнать аппарат вниз «лётом», а не нести его пешком.
Собрался, подцепился, проверился, ждём.



9. Удалось слететь: Более двадцати минут прошло, ветер резко подвернул на склон. Поднимаю аппарат за 4-5 метров от кромки – правое полукрыло сильно прижимает вниз. Похоже, это действие ротора от стоящего справа, со стороны «косяка», большого куста. Подошёл на пару метров ближе к кромке – удалось удерживать аппарат без крена. Разбег, отрыв – штатно. Повернул вправо, прибор ещё не пищит – значит снижаюсь :-( Влажу в подвеску – попал стопой в торец нижней молнии. Не хочу рвать её, осторожно вставляю вторую ногу на место, вытягиваю донышко, вставляю первую ногу. Всё в порядке, но процесс растянулся.
Прибор запищал, в подъёме повернул влево, снёсся до западного старта, развернулся обратно. Высота оставалась на уровне старта, т.е. даже ниже кромки. Далее старался экономно и максимально эффективно «вылизывать» подъёмчики-поточки, сносившиеся строго вдоль склона. Ходил восьмёрками, спиралить смысла не было. Вперёд, на правую часть склона не ходил из-за того, что был очень низко, опасался того, что при резкой просадке назад могу и не вернуться. Максимальная набранная высота в данном полёте: +2 метра. Но удалось на этом уровне держаться целых пять минут.
Зашёл и сел нормально. На крайних 20 метрах неожиданно сильно просадило, из подвески вылазил и перехватывался второпях, сел в мелкую и высохшую, но канаву :-(



Пока долго собирал аппарат сверху слетел только Артём, он стартовал с западного старта.



Несколько галсов и он сидит внизу тоже. ЕМНИП больше не стартовал никто, хотя Антон успел поднять свой аппарат наверх снова.



10. Уезд: Пока собрались, увязали аппараты, уже стало совсем темнеть.



Уехали позже 21 часа, в темноте. В Киев добрались к 2:30 воскресенья, больше всех устали водители, хотя и старались их менять по возможности. Пока разгрузили аппараты, пока доехали, в 3:30 я был дома. Похоже, что стоит ездить в Красный кут с ночёвкой, чтобы не рисковать ночными поездками на большие расстояния после полётов.

Фотографии Владимира и Евгения Скидановых и Олега Вовка