Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Артём Казачанский

Первый осмысленный

(заранее осмысленный в том числе)
полет по вполне осмысленному маршруту


И снова я крайним в этот день покидал аэродром. рядом с тележкой присутствовали любопытствующие гости: местные пилоты мотодельтапланеристы. И вот один из них решил поучить жизни: и троса у меня неправильно заделаны, и «монетки» на тросах тонкие, и сам трос неправильный, и держит всего 750 килограммов. Вобщем, «подбодрил», как мог, сказав, что это он мне все говорит на будущее: «Это же твой не последний полет?» До сих пор не знаю, как я его матом не послал. Или все же послал?
Кивок головой «Поехали!»
Как только я оторвался от тележки, не разжимая зубов, вслух произнес: «Валик, взлетай уже!». И Валик взлетел.
Только Валик взлетел и мы начали набор, как мотодельтаплан нехорошо тряхнуло. В следующую секунду раздался характерный «Бзынь!». Это прохлопнули нижние троса. Высоты было метров 50 Сглотнул не разжимая зубов.
Весь набор буксировщика нещадно мотыляло, и я как мог, висел на веревочке. Вверх, вниз, вправо, влево! Я уже пожалел, что махнул Валику перед стартом тянуть меня в сторону от аэродрома. Лучше было бы по прямой Но что сделано, то сделано Валик начал разворот.
Буксировочный фал прослаблялся несколько раз, еще пару раз хлопали троса, писк вариометра временами становился практически непрерывным, а временами «минуса» выли на столько протяжно, что становилось не по себе Но я держался
Отмашка об окончании набора она достойна кошмарного сна. Обычно Валик выставляет правую руку в сторону и делает ей несколько движений вверх-вниз, пока пилот не отцепится. В этот же раз выставленная рука махнула всего один раз и быстро вернулась на спидбар. Я плюнул прищепку и сразу же начал вкручиваться в «два с половиной м/с».
Пока я набирал, откуда-то ниже появился ArCher на комбате. Он видел, что я стремительно ухожу вверх и пытался встать в мой поток. Но делал это он на столько размазанной спиралью, что я постепенно увеличивал отставание. Потом я его потерял. Точнее, он бросил эту затею и дернул по маршруту.
Предполетная подготовка в этот день несколько отличалась от обычной. и отличалась она тем, что в GPS-навигатор я ввел маршрут: «до цели с возвращением». Амбиции Nikolaich-a целью выбрали ППМ «Райозеро». до которого было 32 с лишним километра строго по ветру. Мой взгляд на вещи предлагал уменьшить дистанцию вдвое. Ну или хотя бы до 20 километров в одну сторону.
Я сдался под влиянием оптимизма товарища, и вот теперь с тоской в глазах с высоты в 1600 метров смотрел куда-то на горизонт. Где-то там было заветное «Райозеро», если верить GPS-навигатору.
Вспоминаю слова Сереги: «Ориентироваться легко будет лететь вдоль реки, и она все время будет блестеть на солнце. Да и дорога вдоль нее идет, если что». Я поискал глазами реку
И вот эта прерывистая зеленая полоска река?!?! Река Оржица была покрыта слоем ряски, местами почти пересохла и никак не напоминало то, что я видел на карте перед полетом. Да и дорога вдоль не была выкрашена в ярко-оранжевый цвет. Вместо нее вдоль полей, через села петляла серая змейка, по которой ползли редкие муравьи-автомобили. Что ж, мне туда на юг!
Хотя и летел, используя облачные потоки, все равно старался держаться вспаханных черных полей. Хотя это и несколько увеличивало время прохождения маршрута, но несколько добавляло уверенности и смелости: если что, черные поля наверняка прогреты хорошо и там будут потоки.
Предстояло сделать следующий переход к следующему полю. Этот переход по расстоянию был вдвое больше предыдущего, но по расчетам к следующему полю я все равно приду на высоте порядка 1000 метров. И я пришел. Только вот в этот момент я попал в «голубую дырку» - облачными потоками тут и не пахло. А мелкие пузыри, сходящие с поля сюда еще не доставали Это была тактическая ошибка. Я не рискнул идти к следующему полю, и взведя полиспаст, дернул к ближайшему облаку и ничего там не нашел. Когда я вернулся на это же поле, высоты оставалось метров 700 и к полю пришло облако. Я нашел поток и поднялся до базы, пощекотав пузико тучки мачтой.
От поля к полю, от облака к облаку я продвигался на юг, не задумываясь о скорости продвижения и о том, сколько еще лететь. Я просто получал удовольствие от полета.
Когда я глянул на GPS, до поворотника оставалось километра три. Я глянул в направлении куда указывала стрелка прибора и увидел впереди огромное озеро: «А вот и оно!». Я радостно взвел полиспаст и устремился к нему, поглядывая на экран навигатора. Чем ближе к озеру, тем увереннее отклонялась стрелка в сторону К тому же GPS говорил, что ППМ гораздо ближе, чем то озеро
И как я, балбес, забыл, что поворотник находится на перекрестке дорог, а не в озере!!! А это километра на два ближе, на выезде из села, которое называется Райозеро! Балбес! Я довернул на 45 градусов правее
Радость обнаруженного поворотника омрачалась тем, что перед ним была зона «минусов». Двигаясь вперед, я на столько быстро терял высоту (а летел я по ветру), что понял: там я и сяду. Когда высоты оставалось метров 800 или 900, а до повортника чуть более километра, я решил отказаться от этой глупой затеи. Тем более, что и садиться там не было особо где: все поля вокруг были или с подсолнечником, или с кукурузой. Повертев головой, я увидел единственное в округе черное поле, находившееся с другой стороны села. «Туда и только туда!», - с этой мыслью я довернул еще на 100-110 градусов правее.
На поле я прилетел на высоте чуть меньше 500 метров и практически сразу уткнулся в мощный поток, который не только поднял меня до облаков, но и доставил почти до поворотника. Мне оставалось протянуть метров 500 в сторону.
В это время под собой я заметил два дельтаплана. Оценить их высоту было сложно, но их положения было явно незавидным. Я слетал к поворотнику и возвращался на спасительное черное поле. Во-первых, там снова можно было найти поток, во-вторых оно было по пути домой. Улетая от ППМ «Райозеро», я оглянулся на те два дельтаплана. Один уже заходил на посадку, второго я не увидел. То, что садился, был с мачтой, а значит это был оптимист-Nikolaich. Обидно Закралась мысль, одна из тех, которые я считаю запрещенными в любом полете: «А может сесть рядом? Все равно далеко не улечу. А так ждать будет нескучно?»
Но над полем я снова нашел поток, и снова был наверху.
Кстати, поток искал долго Высота таяла, а все барахтался в поисках чего-то, чтобы подняло меня вверх. И вдруг справа от себя замечаю что-то светлое, пролетающее относительно меня куда-то назад-вверх. При чем весьма быстро. Внешне это что-то напоминало маховое перо какой-то птицы, по цвету курицы (если она, конечно, птица). Что бы это ни было, но оно летело вверх и без мотора. А значит нам по пути: я развернулся и устремился в погоню.
И вот снова я под кромкой. И снова с тоской гляжу вперед. Только теперь уже в сторону аэродрома, до которого 30 километров, но против ветра
В нужном направлении шла дорога. Вдоль нее поля. Все бы ничего, но черным было только каждое третье поле. Между ними два не черных. Если учесть, что самый работающий у нас в стране закон это закон подлости, то понятно, почему эти поля были или с подсолнухом или с кукурузой Посадку ни в одну из этих культур нельзя назвать безопасной и приятной А раз так, то предстояло рассчитывать полет так, чтоб когда спидбар упрется в земля, подо мной было одно из свежеубранных полей. Ну или что-то в этом духе. И я начал рассчитывать.
Хватило меня километров на 10 с небольшим. Над очередным черным полем я просто поторопился и рванул вперед. Во-первых, до следующего черного поля было гораздо больше, чем в предыдущие разы. Во-вторых, впереди по маршруту то место где я планировал найти следующий поток, уже было закрыто облаками. Я туда прилетел на высоте метров 400 До облачного потока я уже не доставал, а приземного ничего не было. Мало того, что подо мной было свежескошенное пшеничное поле, т.е. желтое, а не любимое готично-черное, так оно уже и успело остыть ровно на столько, чтоб я не нашел на нем потока Прилетели.
Над перекрестком я скрутил пару спиралей, чтоб определить направление и силу ветра, из 4-х предлагаемых природой полей выбрал единственное, где направление посадки «от центра к дороге» совпадало с направлением «от ЛЭП подальше». При этом я надеялся, что над желтым полем будет не так болтать С этими мыслями я вышел в расчетную точку начала глиссады, которая была метрах на 60 над проводами и встал на посадочный курс.
Поле предательски поддержало, и расчетную точку посадки я пролетел на высоте метров 20. Глянул вперед. Я летел к дороге что вобщем-то неплохо. Вдоль дороги шла ЛЭП, правда по ту сторону. Я же уже видел, что дорожную насыпь я не перелетаю. Плюс ко всему впереди было зеленое поле, садиться на которое сразу я почему-то не захотел: посевы топтать не хотелось. Теперь понимал, что топтать их придется.
Сел я метрах в 30-ти от дороги в кукурузу. Это была свежепосаженная кукуруза, высотой не более 15-ти сантиметров. Но, все таки, это была кукуруза Я быстренько, пока никто не видел, вышел из нее, и перешел на противоположную сторону дороги, где было свежеубранное пшеничное поле.
Достал мобильный телефон, чтобы отправить на аэродром координаты места посадки. Последняя черточка, показывающая уровень сигнала, погасла. Веселее не придумаешь.
Сидел я на обочине в кювете. Из растительности выше щиколотки<96> только бетонные столбы линии электропередач. А те облака, которые полностью закрывали поле еще пол часа назад, куда-то делись, и начало припекать солнышко. И все же надо было отправить координаты. Я взял телефон и поднялся на дорожную насыпь. Спасительна черточка появилась, и СМС-ка с координатами таки ушла.
Пока я разбирал дельтаплан, остановилось две машины. Из одного грузовика вышел мужчина годов 60-ти. Он поинтересовался, все ли у меня нормально, откуда прилетел, и сказал, что они долго за мной наблюдали, пока я кружил над их полями. Потом пожелал удачи и уехал. Из кузова его машины вылетело что-то светлое и длинное, похожее на маховое перо птицы Это нечто покружилось над дорогой в вихре, оставленном автомобилем, и приземлилось возле дельтаплана. Я подошел и поднял загадочный потокоуказатель с земли Лист кукурузы. Я держал в руках обыкновенный сухой лист кукурузы. Оказывается, вот что не раз показывало мне положение потоков!
Вскоре остановилась «Нива». За рулем был мужчина лет 40. Справа от него сидела женщина где-то того же возраста. Стандартный набор вопросов, плюс предложили воды, и сказали, что скоро они будут ехать назад и могут что-нибудь привезти из сельского магазина воды или поесть. Я поблагодарил, сказав, что у меня все со мной прилетело, и показал рукой в сторону дельтаплана: под крылом лежало литра три воды, пакет с орехами и конфетами.
Звонил Витя уточнить мое место положение: «Ты на трассе?» - «Ну если эту серую асфальтовую ниточку без осевой линии можно назвать трассой» - «Да какая разница, есть ли у нее осевая! Ты на дороге, идущей из Райозера в Лазорьки?» - «Я не знаю» - «У тебя карта есть?» - «Нет. Из Райозера я летел на север. GPS показывает, что я в 600 метрах от ППМ «X-KHOR» по дороге, идущей на север. Куда идет дорога, я не знаю» - «Хорошо, Артем уже выехал. Жди.»
...
Мораль сей басни такова
Несмотря на то, что маршрут был поставлен с возвращением, психологически я был готов только «туда». Как потом сказал Витя: «ППМ это не цель. Это всего-навсего промежуточный пункт». Так вот я был внутренне настроен только на односторонний полет. И как только достиг поворотника, внутренне считал задачу выполненной. Это первая и основная причина невозврата на аэродром.
«Все равно далеко не улечу. Сяду рядом, ждать будет не скучно», - вторая причина невозвращения. Я над поворотником уже мысленно сидел на земле, смирившись с тем, что не долечу, хотя еще даже не начал возвращение! Это второй психологический момент: «Никогда не сдавайся!»
По карте запоминать положение и названия сел, характер (перекресток, мост, окраина села, церковь) поворотного пункта, сеть основных дорог. Это объективная необходимость. Особенно, если характер полета, его направление, были на столько предсказуемы, как в этом случае.
Уже потом, просматривая трек, я понял, что «туда» я летел вдоль не той дороги! И только по чистой случайности назад я выбрал «нужную» дорогу, а не вернулся к той, вдоль которой летел к Райозеру.
Полет начинается на земле задолго до того, как соберешь дельтаплан. Он начинается за работой с картами, навигатором, за изучением прогнозов погоды на аэродроме и по предполагаемому маршруту. И вот с этим я ни как не хочу мириться. Как сказал все тот же Nikolaich: «Хватит быть туристом!» А мне нравится, и все тут!
Перед этим полетом один из пилотов-мотодельтапланеристов спросил: «И какая сегодня цель?» - «Получить удовольствие!», - ответил я. Хотя он ожидал услышать в качестве ответа название населенного пункта.