Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Буксировочные выходные

Артём Казачанский

Часть первая - суббота.

Суббота, 31 июля 2010. Аэродром «Велика Круча».
Прошло практически два месяца с моего крайнего полета на аэробуксировке, и вот я снова тут. Но прежде, чем лететь, предстоит еще собрать дельтаплан после ремонта паруса. А потом – облетать. И себя и дельтаплан.
По небу плыли облака, легкий ветерок дул поперек полосы, температура воздуха медленно повышалась. Надо лететь. Тем более, что народ уже улетает на маршрут.
День. Пик термичной активности. А может вечера подождать? Почти два месяца перерыв все таки... Но судя по тому, как буксировались остальные, вроде ничего страшного. Летим!
Очень не торопясь, тщательно, проверяя каждую мелочь, собрался и взгромоздился на тележку. Привычное движение всем телом, отжавшись от спидбара: «Поехали!», и травяной ковер в 30 сантиметрах от лица пришел в движение. Секунда, другая, и вот он уже слился в одноцветную массу. Еще пару секунд, и тележка начала методично подпрыгивать, пытаясь взлететь: пальцы разжались и отпустили веревочку – дельтаплан стремительно взмыл в небо. Летим!
Набор высоты прошел на удивление мягко и спокойно. Я бы даже сказал, что это была одна из лучших затяжек!
Когда уже практически набрали заданную высоту, буксировщик вдруг стремительно пошел вверх. Я пихнул ручку и полез следом… Потом я влетел в то, что так подбросило мотодельту… не часто я зажимаю ручку по самое ЭТО САМОЕ. А тут пришлось. Это был поток. Отцепляться?
Валик энергично повернул вправо и пошел на разворот: поздно отцепляться.
Развернувшись, буксировщик еще раз влетел в этот же поток, только на этот раз Валик, только почувствовав подъем, махнул рукой «Отцепляйся!». Я выплюнул прищепку, правой рукой спросил полиспаст и стал в левую спираль…
Подъема не было. Как!?!?!? Этого не может быть! Тут же ТАКОЕ только что было!!! Я судорожно метался по тому месту, где только что был мощный поток: прибор безжалостно показывал «-1.2»…
Река – не плохой триггер для термиков. Тем более что перед ней черное поле. Я туда. «Умник, ветер не стой стороны!», - что-то съехидничало внутри. Хм… Высота тает. Надо что-то делать.
300 метров. Потока нет. До аэродрома долетом возвращаюсь. Но так же не честно!
Сжав зубы, начал сноситься по ветру в сторону старта.
Когда на высотнике было 240 метров, прибор неуверенно пискнул подъем… Потом еще…
Закончился этот поток где-то над Элеватором перед Гребенкой на высоте 1615 метров. Мачта моего дельтаплана при этом уже уверенно щекотала пузико какому-то прозрачному белому облачку, сырость и прохлада которого пробиралась в подвеску. Очень кстати после той жары, что ждала на летном поле внизу.
И вот тут всплыл глупейший вопрос: «Что делать дальше?». Лететь? Куда?
Перед вылетом я не удосужился выяснить, куда летит основная толпа. Ну чтоб меня подом забрали с маршрута вместе с ними. И теперь просто висел под этой тучкой, рассматривая окрестности с полутора километров сквозь легкую дымку, медленно дрейфуя от аэродрома. И вот тут я заметил Его. Огромное по сравнению с тем, под которым висел сейчас я, облако было от меня, ну может, в километре (если судить по теням на земле). Лететь к нему надо было против ветра. Но ведь оно при этом двигалось ко мне по ветру навстречу! Решено – к нему!
Взвел полиспаст, опустил свою тушку в подвеске головой вниз, прижал руки к бокам, а спидбар поближе к груди, и под мерное жужжание подвески, аки зеленый майский жук, пожужжал навстречу к облаку… Когда же я уже найду в себе силы переложить парашют в спортивную подвеску %)
Когда я через некоторое время посмотрел вперед, я подумал только об одном – «Титаник!». Думаю, понятно, что айсбергом в данном случае был не я! И вот эта огромная белая масса неслась мне навстречу. Ее нижняя кромка была как раз на моем уровне, но, в отличие от айсберга, самое «интересное» у нее было вверху. И все это в полной тишине, если не считать жужжания ремней подвески, к которому я уже привык. Даже прибор почему-то «забыл» пищать «минуса».
«Титаник!»
Влетая под облако, было желание втянуть голову в плечи, а мачту в крыло… Но никакого скрежета металла о белую твердыню не было. Более того, потока под облаком тоже не было! Я избороздил под ним все – пусто!
Улетая от него в сторону аэродрома, я оглянулся – облако таяло прямо на глазах: под ним и не могло ничего быть! «Му-му» ты, а не «Титаник»!
По возвращению на аэродром, я в который раз услышал вопрос: «Ты почему никуда не улетел?»
Ну не знаю.. Не хотелось. Даже не думалось об этом.
Да, в этом полете облетал speedarm, он же – топик. Аккурат под цвет дельтаплана – кислотно-зеленый. Не знаю, улучшает ли он обтекание пилота, но к самомнению это где-то «+5».



Музыка: Шум ветра
Настроение: ...жарко...

Часть вторая: воскресенье.

Всем тем, кто отважится лететь на свой Первый маршрут типа «one way ticket»

Воскресенье. 1 августа 2010 г. Аэродром «Велика Круча».
Аппарат собран, чехлы в подвеске, там же пол литра воды и 100 граммов арахиса.
Жарко. Ужасно жарко. На приборе 43 градуса Цельсия. Слабый ветерок, дующий то вдоль, то поперек полосы, не приносит ни какой прохлады – он сам горячий, и больше напоминает «дыхание» духовки… Кладу еще одну «0,5» воды в подвеску.
Над головой голубое-голубое небо.
Народ методично уходит на маршрут. Сегодня я знаю: они летят в Прилуки и обратно. Общее направление – на север.
Одеваемся непосредственно перед стартом, так как долго находится в запакованном состоянии невозможно. Женька торопит меня: «Быстрее, погода уходит! А мы тоже хотим!»
«Поехали!»
Было жестко. На веревочке было жестко. Но я держался. Всю затяжку я боролся с двумя вещами: «за» сохранение положения относительно буксировщика, и «против» мысли «плюнь_прищепку_нафик_тебе_это_надо». И пока борьба была успешной на обоих фронтах.
Валик разворачивается вправо и при этом как-то энергично полез вверх. Только я дернулся, чтобы догнать его по высоте и при этом довернуть на его курс, как меня тоже потащило вверх, но влево. Сказав что-то типа «Та ну его нафик!», я выплюнул прищепку. Высотомер показывал 426 метров и уверенный подъем. Я как был в левом вираже, так и докрутил его до спирали, сбросив при этом полиспаст.
Где-то над железной дорогой, идущей из Гребенки в Пирятин, прекратился подъем. После невыносимой жары внизу, тут было хорошо и прохладно. И от этого, видимо, в голову полезли всякие мысли. Одна из них была: «А дальше что?»
Я косо посмотрел на трассу «Киев – Харьков», на которой узрел знакомый перекресток на Прилуки.
Я оглянулся на аэродром. Где-то в той стороне заметил два дельтаплана. Один сильно ниже, второй практически на моем уровне.
«Куда?», - я попробовал найти ответ на этот вопрос у GPS, но мой Garmin меланхолично показывал какие-то цифры и буквы… Неразговорчивый попался.
«У тебя в подвеске лишние пол литра воды! Вперед!», - «Ой! Кто здесь?», - я вспомнил, что зачем-то положил в подвеску и вторую бутылку с водой. Можно лететь – не засохну. «И орехи есть! Все лето их там возишь!»
Я сглотнул, взвел полиспаст и повернул курсом на замеченный перекресток. В голове сидела ясная, как сегодняшний день, мысль: «Сажусь на перекрестке, сразу звоню на старт. Тут недалеко – заберут быстро». Но по пути я сделал небольшой крюк, чтобы проведать черные поля, которые темнели среди большинства зеленых.
Если бы не этот крюк, то моим планам было бы суждено сбыться. А так над полями я нашел поток, и над перекрестком у меня было боле 1500 метров. Садиться тут было бы совершенно глупо.
Назад?

Я думаю... что я думаю


Я попытался найти глазами аэродром… Не нашел…
Вперед? И если вперед, то куда именно?
По трассе в сторону Киева о ветру? А смысл? Забирать будут долго… Прилуки… Все полетели на Прилуки: я посмотрел на север. Взгляд зацепился за перекресток в форме ласточкиного хвоста, и в голове запрыгала мысль: «Я там был! Я там был! Щас туда мы полетим!»

«Ласточкин хвост»


Радость была не долгой: в заданном направлении не было черных полей. Сплошной зеленый ковер, наверняка, из кукурузы. Я с досады достал фотоаппарат, сфотографировал Пирятин и киевскую трассу. А мысль по поводу дальнейших действий все не приходила. И высота таяла.

«Пирятин и веревочка полиспаста»


никогда не лети без четко поставленной задачи! Придумать ее себе в воздухе сложнее! Тут уже надо думать над решениями!»
Обрадовавшись этой очевидной мысли, я полетел в сторону Первомайского. Компас показывал, что я лечу строго на север.
«Коты летят на север!»
С Первомайского, через Меченки я вылетел к дороге на Прилуки. Высота была, и значит надо было снова что-то придумать.
В голове крутился рой вопросов.
Как выбирать следующую точку, к которой лететь?
Лететь к наиболее вероятному триггеру для потока, или к тому месту, где я гарантированно смогу безопасно сесть?
С какой высоты принимать решение о посадке (а значит и уже строить заход на ЗАРАНЕЕ выбранное поле)?
А может повернуть назад?
Но я уже пошел вразнос: только вперед!
Вдоль дороги я долетел до очередного села. То, что это ТО самое квадратно-гнездовое село, было очевидно. Правда, не таким я его себе представлял, но то, что я увидел, тоже было забавным.
Все это время я летел, не меняя эшелон: высота плавно менялась в диапазоне 550-650 метров. Больше никак не удавалось, но и меньше не просаживало. И при этом жутко трясло!
Так вот – село. Это были Новые Мартыновичи. Сначала мне показалось, что домами что-то написано – вроде как дата какая-то. Но сколько я не вглядывался в этот ребус, я так ничего и не смог прочитать.

«Ребус Новых Мартыновичей»


Я так и не понял, почему «квадратно-гнездовое»? У меня первая ассоциация – слот для монтажа микросхемы! Прилетят инопланетяне, и воткнут сюда какой-нибудь чип! А что, похоже…

«Микросхема Новые Мартыновичи»


Вобщем, часть моих мыслей была веселая. Но две мысли не давали покоя: что делать дальше, и как набрать высоту?
Над селом опять же трясло. Вариометр иногда пищал «плюс». На «минус» он у меня почему-то эти два дня пищать отказался. Видимо, записался в оптимисты.
Так вот этот «плюс» был такой, что вроде получалось не сильно опускаться, но категорически не получалось подниматься… И минут через десять мне это надоело. Остался один вопрос: «С какой стороны села садиться?» К этому времени я пролетел уже его треть, и свободно долетал по его северной окраины. Но я оглянулся на юг.
Там было убранное черное поле, над которым, хотя и ужасно болтало, но не было стабильного подъема – сплошные «веселые горки». Так вот раз поле черное, значит без кукурузы. И в этом был несомненный плюс.
Вдоль одного края поля – село. На углу – бетонная остановка с «зеброй»-переходом через дорогу. Вдоль противоположного края все еще росла кукуруза. Кстати, эту «вредную» культуру я идентифицировал по теням вдоль края – она высокая и отбрасывает приличную тень. А еще вдоль кукурузы было две полосы. Одна – черное убранное поле, шириной метров 40-50, а вторая – зеленая, шириной метров 30. Видимо, какой-то бурьян… Все остальное вокруг, от этой зеленой полоски и до села – черное поле. Метров 300.
А еще эта зеленая полоска выходила к дороге как раз в том месте, где рос раскидистый вяз. Мне сразу подумалось, что под вязом будет уютнее, чем в бетонной коробке остановки. Да и «зеленая ВПП» не давала покоя: все ж на ней должно быть комфортнее, чем над пахотой. Тем более, что она почти вдоль ветра.
Кстати, направление ветра с легкостью определенное на высоте метров 200 (крутнулся над перекрестком), у земли оказалось несколько иным.
Итак, посадка.
На столько собранным на посадке я себя давно не помню! Я чуть ли не вслух проговаривал свои действия: подвеска расстегнута, ноги размял, полиспаст сбросил, направление ветра определил…
Мысленно построил глиссаду, вышел в ее дальнюю точку, и стал курсом на предполагаемое место посадки. По сносу определил, что приземный ветер градусов на 30 отличается от того, что 150 метрами выше, и довернул против ветра. Теперь новый курс был под 40 градусов к моей ВПП. Что ж, будем попадать. Учитывая, на сколько над черным полем неспокойно, лучше таки на «зеленку».
Запланированную точку посадки я перелетел метров на 20. Все таки поддержало на том участке глиссады, что шла над пахотой, чуть сильнее, чем ожидалось. С одной стороны, тем оно и лучше – на 20 метров меньше идти. Но с другой стороны, до кювета оставалось на 20 метров меньше… И до придорожных деревьев на 20 метров ближе… Урок.
Сел мягко. «В тапки». Вышел на обочину, позвонил Оле, сказать где я, в надежде, что она будет ехать в эту сторону за Женькой и заберет. Надежды наполовину оправдались: она уже была в это стороне, но в машине уже не было места.
Разбираю дельтаплан. Перебазируюсь под вяз, под которым мне предстоит провести ближайшие два с половиной часа.

«Я в засаде Я наблюдаю за дорогой побора из надежного укрытия типа вяз одинокостоящий»


Заберут меня Матвеичи.
К этому времени я узнаю, что 100 граммов арахиса мне хватит минут на 40, литра воды как раз впритык, и что под грузовиками трясется земля. А самое главное, что ожидание подбора – это ужасно скучно, и надо летать маршруты с возвращением.

Настроение: Еще хочу