Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Одаев 2003

Виктор Мороз

Наконец-то созрел насчёт «поделиться увиденным». Фотки сделаны, рассмотрены. Мало того - отсканированы, по мере сил подкорректированы и приготовлены для демонстрации. Вроде всё уже, но хочется ещё разочек прикоснуться к недавнему прошлому.
Было в Одаиве всё хорошо... кроме соревновательной погоды. Конечно, народы съехались «для полетать», сами понимаете. Но, коли погода не благоволит, то нужно находить приятное в чём-то другом. И, пребывая в этом «приятном», терпеливо ждать лётной погоды.
Вот и меня сия участь не миновала. По приезду в лагерь погода была облачная. Скажу больше - пасмурная. Что несколько портило первое впечатление, несмотря на то, что предварительно изучив прогноз местной погоды, я морально был готов к дождю, что был обещан с обеда. И он таки пошёл. Сначала несильный, а к ночи - очень даже разошёлся! Такой себе дождичек... Поскольку палатка не текла, то спалось под шум дождя - «самое оно». Добавлю только, что по приезду мы сразу же собрали наши ДП в шестиметровые пакеты. Потому перспектива натягивать парус, лежащий на мокрой траве, на каркас мне не грозила. Так что начавшийся дождик не сильно меня и беспокоил.
Следующее утро приветливым не выглядело, но 1) дождь прекратился и 2) начинало задувать на старте. Отдельныя товарищи (Пашка и Димка) начали собирать свои аппараты. Я же занял выжидательную позицию, за что Матвеич мне начал рассказывать о каких-то «щелчках». Человек он опытный. Это бесспорно. Но! Летать-то мне. А мне что-то не нравилось в погоде.  Имею право на сомнения? Имею! Вот и ладушки. Когда буду готов морально я и Баклажан - физически, а Матвеич соблаговолит: «Ну-у, ла-а-адно! Идём выпущу...», то и состоится ТО, ради чего я приехал. А дождик тем временем пугал самых «нещелчковых» (Пашку и Димку) маленькими зарядами. И это ему почти удалось. Пару раз парни собирались было пойти на попятную. Но желание летать оказалось сильнее перспективы «летать на подмоченном дельтаплане».
В итоге я не успел заснять старт Пашки, который полетал минут 20, а затем сел внизу, не пожелав продолжать полёт в усилившейся болтанке. Зато Димку в кадр поймал. Он же (Димка), ни поймав ничего, сгрузился вниз, где благополучно приземлился. Чем и выполнил наставление Матвеича - «первая посадка будет внизу». Следующим был Женька. Похоже в тот день звёзды разрешили ему делать всё, что душе угодно. «Всё сойдёт, мол, с рук!». Он это учуяд и решил тогда оторваться по полной программе. В прямом и переносном смысле. Но, если ставить задачу оторваться, то, в силу ряда причин, можно и не оторваться! В его планы это не входило. Чтоб гарантированно оторваться нужно сделать простую до гениальности вещь - не подцепляться! И этот товарищ имел наглость остановить свой выбор на трюке, обычно выполняемом цирковыми гимнастами-высотниками (или как их там правильно?).
Итак: «Почтеннейшая публика! Полёт на турнике с высоты 80 метров совершит артист ЖэКа! Выпускает - Заслуженный артист Матвеич!». Это был явный перебор. Звёзды поморщились, но обещание выполнили. «Почтеннейшая публика» получила свою мега-дозу адреналина, «артист» был наказан (скорее за то, что выполнял трюк в кроссовках, а не в ботинках с «голеностопом»;) небольшим разрывом сухожилия (ахиллесова?). А выпускающий - цитирую: «чуть не обосрался» (из песни слов не выбросишь!). Подвеска и ДП заняли очередь на ремонт. Огромное спасибо харьковчанам и белорусам за соучастие в «спасательной» операции.
Следующий вроде бы я... Что ж! Следующий, так следующий! Осмотрел Баклажан. А тут и солнышко вышло. Погода стихла. Что-то мне подсказывало, что полёт будет происходить исключительно вниз, что впрочем совпадало с моими планами и инструкциями Матвеича. Запихал в подвеску чехлы и вышел на старт. Трюки в моей программе отсутствовали. А потому я, не забыв подцепиться(!!!), развлёк публику только тем, что слегка «погладил» кусты, что ниже старта торчали (я их позжее - топориком... топориком... вместе с Артёмом Червоненко). Спокойный полёт завершился спокойной посадкой. Вот и облетал аппарат после сборки. Первый, не побоимся этого слова, камень, так сказать, брошен, товарищи!
Гигантские размеры нижней посадочной площадки поражали воображение. Но... как говорится: нет бочки мёда без ложки дёгтя. Для придания остроты при посадке внизу и «дабы пилоты не расслаблялись», по заливному лугу (местные говорят - оболонь - ударение на первой букве) бродят коровы. Это раз. И оставляют за собой «жидкие и не очень следы» - это два. А ну! Кто тут «следо»пыт?
Прошло N дней... нет - M ;). А я всё больше в роли зрителя. Ну что ж, «визуальная теория» - тоже неплохо. Особенно меня поражал жесткокрыл по имени Сталкер. Создавалось впечатление, что этот аппарат парит по совершенно другим законам. Дельтапланы всё как-то жались к склону. И самые удачливые (опытные) выделялись только высотой набора. Но это всё равно было в районе склона. Жесткокрыл же на месте не сидел. То куда-то в сторону Горыглядов уйдёт, то к Дубу. От небольшого дождевого фронта так и вовсе за Горыгляды убежал и там пережидал непогоду. Дельтапланы в это время все посадились. А ещё возникало такое ощущение, что жесткокрыл (как бы оправдывая своё название) ни разу не махнул крыльями (от гордости, что ли? от степенности?), в то время как дельтапланы тайком нет-нет, да и мах-мах, пока никто не видит. Ну эта... как спортивные ходуны срываются на бег, когда отстают от лидеров, а медальку хочется очень-очень.
Вот и моя «погода» подошла... Поскольку даром времени я не терял, то уже был немного в курсе «куды бечь» (в смысле - куда бежать; в смысле - куда лететь).
Старт. Сразу вправо. К склону, к склону. Та-а-ак. Ха-ра-шо... О! Прёт вверх! Вот я уже выше кромки. Вот я уже выше Могилы. Вот я уже разворачиваюсь. Не вывалился. Гут! Идём обратно. Разворот и... опять я над Могилой. Вроде более-менее освоился. Тут замечаю, что я так крепко схватил спидбар, что и семеро не вырвут его из моих рук! Кисти гудят ажно... Расслабься, дружище. Никто не собирается этого делать.
Так я и гасал. Туда-сюда, сюда-туда. Периодически вспоминая, что на мой спидбар никто не претендует. Где-то плюхало, где-то откровенно просаживало, где-то пёрло вверх. Запоминал «козырные» места. Поглядывал на часы. О! Уже 15 минут. Но кисти гудят, однако. Да и во рту всё пересохло (вроде ж пасть закрытой держал?!). Пытаюсь как-то обрабатывать потоки. Пока в моём арсенале есть только «восьмёрки». Спиралить как-то стрёмно. Да и высота не так, чтоб уж очень. Но, как бы то ни было, а набрать 50 м над стартом хоцца, бо уйти на верхнюю посадку - было бы круто и малонапряжённей впоследствии. Посему - старался я. Итог таков - 30 минут парения (притомился с непривычки) плюс посадка сверху. Стараясь не особенно высоко выпрыгивать из тру... комбеза, я потащил аппарат в лагерь. Тащу, а сам думаю «ну и кисти ж у этих, ну, у опытных товарищей!». Тут полчасика покрутился - вон как гудят. Ладно... будут и у меня такие! А пить-то хочется. Тоже интересно, как они выносят все эти «тягости и лишения»? Спрашиваю Марчука. Отвечает (насчёт пить): «Бывает, но не всегда. “Варежку” нужно закрытой стараться держать.». Насчёт кистей: «Эт ты погорячился! Не нужно было так впиваться в ручку.»
Вроде отдохнул уже. Смотрю, а народ-то «ширяет» ещё вдоль склона. Ну, думаю, почему бы и мне... туда... снова... Понимаю, что посадки сверху уже не получится. Ну и не надо! Беру с собой чехлы, чтоб наверх тащить «брёвнышко», а не «крЫла». Стартую. Вправо. Уже над Могилой. Покрутился от старта до Могилы - потоков уже почти нет, да и скучно становится. А что там за Могилой? Дай-ка «схожу». Забрался далече. А высота-то куда-то девается?! Так... разворот. Оп-па! Я уже ниже кромки, а до старта (точнее - посадки) добрый километр будет. Та-а-а-к... Понятненько. Жмёмся к склону и аккуратненько так крадёмся «домой». С интересом рассматриваю начинающие зеленеть деревья, что покрывают склон. И страха плюхнуться на них нет почему-то никакого. Хотя от кончика консоли до ближайшей растительности ну пол-размаха или четверть. Так я и дотянул до старта, а там и до посадки... Всего-то и налетал минут на 10. Ха! А кисти-то не гудели! Но как всё же «неблагодарно» снизу наверх тащить аппарат и подвеску! Тем не менее я доволен. 40 минут за день. Столько налетать мне удавалось за две недели прошлогоднего  Крыма или за пол-года занятий в Ходосовке. А позже было купание в родниковой воде, пиво...
А вот и Исаковский старт. А вон и «авианосец». Мне он показался достаточно большим, чтоб промахнуться и проблема посадки снизу меня как-то перестала беспокоить. Кроме того, вдоль всего берега есть полоска суши, пригодная для посадки. Хоть её не видно из-за деревьев, но она есть (не знал я ещё...). Стартую. Пытаюсь сесть на кромку, но чувствую, что что-то не то. Вроде держит, но как-то вяло (так я познакомился с кризой). Озираюсь и вижу на ветке дерева, почти на моём уровне, два жёлтых клюва, а сами чёрные, как смоль. Аж блестят. Это местные. Сидят, на меня смотрят. А я, тем временем делаю разворот на правый галс и вижу, что дело ещё хуже. Надо бы садиться. Но высоты ещё многовато для посадки внизу - я слишком близко от «авианосца». Потому решаю развернуться немного отлететь, а потом уже строить заход на посадку. Развернулся, отлетел. Довольно. Сейчас разворот на посадку и... здравствуй «авианосец»? Ни фига! Просадило меня. И понял я, что до спасительной «палубы» я не дотяну. Однако есть у меня дополнительная посадочная площадка. Всё нормально. Аккуратненько подходим. Так... сильно на сушу не суёмся, бо деревья зацепим правой консолью. Та-а-ак... скоро касание. Немного нагружаю правую стойку, чтоб не развернуло влево, то есть в реку. Н-да... нужно было смелее вправо брать - у меня под одной ногой земля, под другой - вода. А от земли до воды - сантиметров 40-50 вертикального расстояния. Не хотелось бы... Выдача! Касание! Есть! От левой ноги до края берега - 50 см. Будем скромными и скажем, что повезло. Добавлю лишь, что впереди по курсу, метрах в пяти, торчал огрызок дерева, высотою метра 3-4, а диаметром в пол-метра.
На этом краткий курс парения в Исакове был завершён. Точнее, курс был завершён после того, как я понял, что с нижнего Исаковского старта выбираться... Кто знает, тот улыбнётся!
Через пять дней я снова в Одаивском динамике. На сей раз я задержался в нём минут на 45. Шнырял, как собака на выгуле. «Обнюхивал» потоки. А они меня то под крыло, то - в «под хвост». У-ух! Аж волосы дыбом таращились! Так я и не заметил, что прошляпил шанс выкарабкаться и сесть сверху. Тогда решил парить, сколько хватит терпения-сил-умения.
Вот и заход на посадку. Всё хорошо. Выпуск «шасси». Что такое? Сейчас касание, а ноги вроде бы не мои. Да и не ноги это вовсе, а какие-то ватные чурки. Как они не хотели сделать два-три шага! Это была ловушка. Но за всё расплатился Баклажан. Он ткнулся носом в мягкий грунт и разом прекратил всё ЭТО. Моя честь была спасена! Перефразируя Люду: «А ноги дельтапланеристу в полёте нужны, чтоб ими шевелить иногда!»
Завтра уезжаем. Погода никакая. Времени пока ещё валом, так что развлекаюсь тем, что наблюдаю за парапланерной братией. И так они, и эдак. И с мотором, и без парашюта. Пашка не выдержал и занялся разборкой своего Спорта в 2 метра. Я же не тороплюсь. И не зря, как затем выяснилось. Как оно раздулось, как раздулось! Аж мне нельзя. Терпеливо жду пол-часа. Наконец-то подтихло. Бегу (бегу ли?) навстречу 8-ми м/с и вырываюсь на уже знакомый простор. В кармане фотоаппарат. В воздухе толпа дельта- и парапланов. Особого дискомфорта не ощущаю. Верчу головой во все стороны. Несколько раз ниже меня пролетал белорусский аппарат с колёсиками на спидбаре. Самое интересное - я почему-то пялился именно на эти колёсики, а не на пилота, скажем, или что другое. Вон Тоха летает. Вон Димка. Делаю пару снимков Днестра. Затем, улучшив момент, фоткаю старт. За спидбар я держусь спокойно - кисти не болят. «Варежка» на замке. Ногами шевелю периодически! Чувствую себя отлично. А раз так, то ставлю себе «нарез» - 60 минут. Что ж. Это реально. Шлем вот только слегка елозит вверх-вниз. Я его рукой поправляю. И замечаю такую штуку. Чтоб посмотреть вперед-вверх приходится слегка отжиматься от спидбара, т.к. шлем мешает. Вот он (спидбар) и уходит чуть назад. Я не исправляю его положение. Вот и летаю менее эффективно. Стал давать спидбару возвращаться в балансировочное положение и стал летать в среднем на 10 м выше! А через пол-часа парения подкладка шлема вылезла и накрыла мой лоб и частично глаза. Ну, я ж не лошадь! Попадёшься ты мне в руки на земле! Заткнул, как смог, обратно. Вот поднабрал метров 70. Вот тут должен быть дежурный термик. А ну, я сейчас его заспиралю. Вхожу из правого галса в спираль против часовой. О! Варик пищит - не перестаёт. Так... вот уже попом к ветру стал... как за кромку понесло!... развернулся таки.. вернулся в динамик. Ух! Мурашки на спине успокоились (типа, «что ж ты, сволочь, без предупреждения-то?!!!»;). Смотрю результат. Ну, метров 10 накрутил. Ага! Сделаем пару галсов. Успокоимся окончательно. Подумаем. Подумали... А! Ещё спираль! Оборот - плюс 10 метров в активе! Следующий оборот - минус 10 метров в активе! Гы! Круто навертел! В итоге - по нулям. Разве что перестал пужаться сноса. А время тикало. Вот уже за час полётного времени перевалило. Всё! Пора. В конце-концов ещё в 2 метра предстоит... Низковато, вроде. Но нет! Вон другие и с меньшей высоты уходят. У них, правда, аппараты получше. Тем не менее, когда я прошлый раз сверху садился, то умотал чёрт знает куда, а после разворота на посадку высоты было больше, чем достаточно. Короче... Подставил хвост ветру. Он меня быстренько сдул. Я не стал улетать в тридевятое царство, да и разворачиваться пора. Разворот... жмусь к земле... посадка. Залетел я, тем не менее далековато. Ближе, конечно, чем в прошлый раз, но до дороги ещё чесать и чесать. Доволен! А на десерт я с Баклажаном на плечах прошёл через всю «сцену». Местные, до того затихшие и полностью обратившиеся в слух (как раз шёл концерт на закрытии Чемпионата), заметно оживились при виде дельтаплана (так близко!), взъерошенного пилота («то Ви зараз літали?» - акцент на последнем слове). Дотащил Баклажан до стоянки. И сфоткался со своими инструкторами. А Гришка затесался для «поддержания компании». Поскольку Женька уже «встал в строй» и успел совершить первый 30-минутный полёт, то был также расположен к фотографированию. На сей раз мы Гришку отогнали и сфоткались вдвоём. Не знаю только зачем он ко мне руку свою... Ладно... замнём... будем считать, что ничего... :-D:-D:-D
А, когда стемнело, началась неформальная часть закрытия Чемпионата. И я там был, мёд-пиво пил... (вру, мёд не пил!) И наблюдал «remote voice control» - это, когда один (управляющий - один из...) подаёт голосовые команды, а второй (управляемый(ая) - искать здесь), пытаясь их понять, - выполнить. Бо управляемый(ая) по-другому, похоже, не мог(могла). Задача была вроде бы не сложна - сделать разворот на 180, пройти 5 метров и бросить пустую банку из-под пива в мусорную яму, не упав туда самому(самой). Затем развернуться и вернуться обратно в компанию управляющего со товарищи. Сия труднейшая задача была успешно решена (правда некоторые команды приходилось дублировать). По поводу чего были откупорены свежие «батарейки» (так я называю баночное пиво). А ещё мимо меня и Юры Примака, с которым мы вели неспешную беседу, проходил «пьяный гусар». Он не смог справиться с управлением и налетел на кого-то из нас. Тут же была произнесена извинительно-примирительно-объяснительная фраза (проговаривать нужно в нос, дабы добиться правильного «прононса»;): «Пардон-н! Я пьян-н!». Это был... Не скажу!
Вот собственно и всё, что касается моих полётов (и не только полётов) в Одаиве и Исакове. А далі - буде...