Одаев 2003
Виктор Мороз
Наконец-то созрел насчёт «поделиться увиденным». Фотки сделаны, рассмотрены.
Мало того - отсканированы, по мере сил подкорректированы и приготовлены для демонстрации.
Вроде всё уже, но хочется ещё разочек прикоснуться к недавнему прошлому.
Было в Одаиве всё хорошо... кроме соревновательной погоды. Конечно,
народы съехались «для полетать», сами понимаете. Но, коли погода не благоволит,
то нужно находить приятное в чём-то другом. И, пребывая в этом «приятном»,
терпеливо ждать лётной погоды.
Вот и меня сия участь не миновала. По приезду в лагерь погода была
облачная. Скажу больше - пасмурная. Что несколько портило первое впечатление,
несмотря на то, что предварительно изучив прогноз местной погоды, я морально был
готов к дождю, что был обещан с обеда. И он таки пошёл. Сначала несильный, а к
ночи - очень даже разошёлся! Такой себе дождичек... Поскольку палатка не текла,
то спалось под шум дождя - «самое оно». Добавлю только, что по приезду мы сразу
же собрали наши ДП в шестиметровые пакеты. Потому перспектива натягивать парус,
лежащий на мокрой траве, на каркас мне не грозила. Так что начавшийся дождик не
сильно меня и беспокоил.
Следующее утро приветливым не выглядело, но 1) дождь прекратился и
2) начинало задувать на старте. Отдельныя товарищи (Пашка и Димка) начали
собирать свои аппараты. Я же занял выжидательную позицию, за что Матвеич мне
начал рассказывать о каких-то «щелчках». Человек он опытный. Это бесспорно. Но!
Летать-то мне. А мне что-то не нравилось в погоде. Имею право на сомнения?
Имею! Вот и ладушки. Когда буду готов морально я и Баклажан - физически, а
Матвеич соблаговолит: «Ну-у, ла-а-адно! Идём выпущу...», то и состоится ТО, ради
чего я приехал. А дождик тем временем пугал самых «нещелчковых» (Пашку и Димку)
маленькими зарядами. И это ему почти удалось. Пару раз парни собирались было
пойти на попятную. Но желание летать оказалось сильнее перспективы «летать на
подмоченном дельтаплане».
В итоге я не успел заснять старт Пашки, который полетал минут 20, а
затем сел внизу, не пожелав продолжать полёт в усилившейся болтанке. Зато Димку
в
кадр поймал. Он же (Димка), ни поймав ничего, сгрузился вниз, где
благополучно приземлился. Чем и выполнил наставление Матвеича - «первая посадка
будет внизу». Следующим был Женька. Похоже в тот день звёзды разрешили ему
делать всё, что душе угодно. «Всё сойдёт, мол, с рук!». Он это учуяд и решил
тогда оторваться по полной программе. В прямом и переносном смысле. Но, если
ставить задачу оторваться, то, в силу ряда причин, можно и не оторваться! В его
планы это не входило. Чтоб гарантированно оторваться нужно сделать простую до
гениальности вещь - не подцепляться! И этот товарищ имел наглость остановить
свой выбор на трюке, обычно выполняемом цирковыми гимнастами-высотниками (или
как их там правильно?).
Итак: «Почтеннейшая публика!
Полёт на турнике с высоты 80 метров совершит артист ЖэКа! Выпускает -
Заслуженный артист Матвеич!». Это был явный перебор. Звёзды поморщились, но
обещание выполнили. «Почтеннейшая публика» получила свою мега-дозу адреналина,
«артист» был наказан (скорее за то, что выполнял трюк в кроссовках, а не в
ботинках с «голеностопом» небольшим разрывом сухожилия (ахиллесова?). А
выпускающий - цитирую: «чуть не обосрался» (из песни слов не выбросишь!).
Подвеска и ДП заняли очередь на ремонт. Огромное спасибо харьковчанам и
белорусам за соучастие в «спасательной» операции.
Следующий вроде бы я... Что ж! Следующий, так следующий! Осмотрел
Баклажан. А тут и солнышко вышло. Погода стихла. Что-то мне подсказывало, что
полёт будет происходить исключительно вниз, что впрочем совпадало с моими
планами и инструкциями Матвеича. Запихал в подвеску чехлы и вышел на старт.
Трюки в моей программе отсутствовали. А потому я, не забыв подцепиться(!!!),
развлёк публику только тем, что слегка «погладил» кусты, что ниже старта торчали
(я их позжее - топориком... топориком... вместе с Артёмом Червоненко). Спокойный
полёт завершился спокойной посадкой. Вот и облетал аппарат после сборки. Первый,
не побоимся этого слова, камень, так сказать, брошен, товарищи!
Гигантские размеры нижней посадочной площадки поражали воображение.
Но... как говорится: нет бочки мёда без ложки дёгтя. Для придания остроты при
посадке внизу и «дабы пилоты не расслаблялись», по заливному лугу (местные
говорят - оболонь - ударение на первой букве) бродят коровы. Это раз. И
оставляют за собой «жидкие и не очень следы» - это два. А ну! Кто тут
«следо»пыт?
Прошло N дней... нет - M . А я всё больше в роли зрителя. Ну что
ж, «визуальная теория» - тоже неплохо. Особенно меня поражал
жесткокрыл по имени
Сталкер. Создавалось впечатление, что этот аппарат парит по совершенно другим
законам. Дельтапланы всё как-то жались к склону. И самые удачливые (опытные)
выделялись только высотой набора. Но это всё равно было в районе склона.
Жесткокрыл же на месте не сидел. То куда-то в сторону Горыглядов уйдёт, то к
Дубу. От небольшого дождевого фронта так и вовсе за Горыгляды убежал и там
пережидал непогоду. Дельтапланы в это время все посадились. А ещё возникало
такое ощущение, что жесткокрыл (как бы оправдывая своё название) ни разу не
махнул крыльями (от гордости, что ли? от степенности?), в то время как
дельтапланы тайком нет-нет, да и мах-мах, пока никто не видит. Ну эта... как
спортивные ходуны срываются на бег, когда отстают от лидеров, а медальку хочется
очень-очень.
Вот и моя
«погода» подошла... Поскольку даром времени я не терял, то уже был немного в курсе «куды
бечь» (в смысле - куда бежать; в смысле - куда лететь).
Старт. Сразу вправо. К склону, к склону. Та-а-ак. Ха-ра-шо... О!
Прёт вверх! Вот я уже выше кромки. Вот я уже выше Могилы. Вот я уже
разворачиваюсь. Не вывалился. Гут! Идём обратно. Разворот и... опять я над
Могилой. Вроде более-менее освоился. Тут замечаю, что я так крепко схватил
спидбар, что и семеро не вырвут его из моих рук! Кисти гудят ажно... Расслабься,
дружище. Никто не собирается этого делать.
Так я и гасал. Туда-сюда, сюда-туда. Периодически вспоминая, что на
мой спидбар никто не претендует. Где-то плюхало, где-то откровенно просаживало,
где-то пёрло вверх. Запоминал «козырные» места. Поглядывал на часы. О! Уже 15
минут. Но кисти гудят, однако. Да и во рту всё пересохло (вроде ж пасть закрытой
держал?!). Пытаюсь как-то обрабатывать потоки. Пока в моём арсенале есть только
«восьмёрки». Спиралить как-то стрёмно. Да и высота не так, чтоб уж очень. Но,
как бы то ни было, а набрать 50 м над стартом хоцца, бо уйти на верхнюю посадку
- было бы круто и малонапряжённей впоследствии. Посему - старался я. Итог таков
- 30 минут парения (притомился с непривычки) плюс посадка сверху. Стараясь не
особенно высоко выпрыгивать из тру... комбеза, я потащил аппарат в лагерь. Тащу,
а сам думаю «ну и кисти ж у этих, ну, у опытных товарищей!». Тут полчасика
покрутился - вон как гудят. Ладно... будут и у меня такие! А пить-то хочется.
Тоже интересно, как они выносят все эти «тягости и лишения»? Спрашиваю Марчука.
Отвечает (насчёт пить): «Бывает, но не всегда. “Варежку” нужно закрытой
стараться держать.». Насчёт кистей: «Эт ты погорячился! Не нужно было так
впиваться в ручку.»
Вроде отдохнул уже. Смотрю, а народ-то «ширяет» ещё вдоль склона.
Ну, думаю, почему бы и мне... туда... снова... Понимаю, что посадки сверху уже
не получится. Ну и не надо! Беру с собой чехлы, чтоб наверх тащить «брёвнышко»,
а не «крЫла». Стартую. Вправо. Уже над Могилой. Покрутился от старта до Могилы -
потоков уже почти нет, да и скучно становится. А что там за Могилой? Дай-ка
«схожу». Забрался далече. А высота-то куда-то девается?! Так... разворот. Оп-па!
Я уже ниже кромки, а до старта (точнее - посадки) добрый километр будет.
Та-а-а-к... Понятненько. Жмёмся к склону и аккуратненько так крадёмся «домой». С
интересом рассматриваю начинающие зеленеть деревья, что покрывают склон. И
страха плюхнуться на них нет почему-то никакого. Хотя от кончика консоли до
ближайшей растительности ну пол-размаха или четверть. Так я и дотянул до старта, а
там и до посадки... Всего-то и налетал минут на 10. Ха! А кисти-то не гудели! Но как всё же
«неблагодарно» снизу наверх тащить аппарат и подвеску! Тем не менее я доволен.
40 минут за день. Столько налетать мне удавалось за две недели прошлогоднего
Крыма или за пол-года занятий в Ходосовке. А позже было купание в родниковой
воде, пиво...
А вот и Исаковский старт. А вон и «авианосец». Мне он показался
достаточно большим, чтоб промахнуться и проблема посадки снизу меня как-то
перестала беспокоить. Кроме того, вдоль всего берега есть полоска суши,
пригодная для посадки. Хоть её не видно из-за деревьев, но она есть (не знал я
ещё...). Стартую. Пытаюсь сесть на кромку, но чувствую, что что-то не то. Вроде
держит, но как-то вяло (так я познакомился с кризой). Озираюсь и вижу на ветке
дерева, почти на моём уровне, два жёлтых клюва, а сами чёрные, как смоль. Аж
блестят. Это местные. Сидят, на меня
смотрят. А я, тем временем делаю разворот на правый галс и вижу, что дело ещё
хуже. Надо бы садиться. Но высоты ещё многовато для посадки внизу - я слишком
близко от «авианосца». Потому решаю развернуться немного
отлететь, а потом уже строить заход на посадку. Развернулся, отлетел. Довольно.
Сейчас разворот на посадку и... здравствуй «авианосец»? Ни фига! Просадило меня.
И понял я, что до спасительной «палубы» я не дотяну. Однако есть у меня
дополнительная посадочная площадка. Всё нормально. Аккуратненько подходим.
Так... сильно на сушу не суёмся, бо деревья зацепим правой консолью. Та-а-ак...
скоро касание. Немного нагружаю правую стойку, чтоб не развернуло влево, то есть
в реку. Н-да... нужно было смелее вправо брать - у меня под одной ногой земля,
под другой - вода. А от земли до воды - сантиметров 40-50 вертикального
расстояния. Не хотелось бы... Выдача! Касание! Есть! От левой ноги до края
берега - 50 см. Будем скромными и скажем, что повезло. Добавлю лишь, что впереди
по курсу, метрах в пяти, торчал огрызок дерева, высотою метра 3-4, а диаметром в
пол-метра.
На этом
краткий курс парения в Исакове был завершён. Точнее, курс был завершён после
того, как я понял, что с нижнего Исаковского старта выбираться... Кто знает, тот
улыбнётся!
Через пять дней я снова в Одаивском динамике. На сей раз я
задержался в нём минут на 45. Шнырял, как собака на выгуле. «Обнюхивал» потоки.
А они меня то под крыло, то - в «под хвост». У-ух! Аж волосы дыбом таращились!
Так я и не заметил, что прошляпил шанс выкарабкаться и сесть сверху. Тогда решил
парить, сколько хватит терпения-сил-умения.
Вот и заход на посадку. Всё хорошо.
Выпуск «шасси». Что такое? Сейчас касание, а ноги вроде бы не мои. Да и не ноги
это вовсе, а какие-то ватные чурки. Как они не хотели сделать два-три шага! Это
была ловушка. Но за всё расплатился Баклажан. Он ткнулся носом в мягкий грунт и
разом прекратил всё ЭТО. Моя честь была спасена! Перефразируя Люду: «А ноги
дельтапланеристу в полёте нужны, чтоб ими шевелить иногда!»
Завтра уезжаем. Погода никакая. Времени пока ещё валом, так что
развлекаюсь тем, что наблюдаю за парапланерной братией. И так они, и эдак. И с
мотором, и без парашюта. Пашка не выдержал и занялся разборкой своего Спорта в 2
метра. Я же не тороплюсь. И не зря, как затем выяснилось. Как оно раздулось, как
раздулось! Аж мне нельзя. Терпеливо жду пол-часа. Наконец-то подтихло.
Бегу
(бегу ли?) навстречу 8-ми м/с и вырываюсь на уже знакомый простор. В кармане
фотоаппарат. В воздухе толпа дельта- и парапланов. Особого дискомфорта не
ощущаю. Верчу головой во все стороны. Несколько раз ниже меня пролетал
белорусский аппарат с колёсиками на спидбаре. Самое интересное - я почему-то
пялился именно на эти колёсики, а не на пилота, скажем, или что другое. Вон Тоха
летает. Вон Димка. Делаю пару снимков Днестра. Затем, улучшив момент, фоткаю
старт. За спидбар я держусь спокойно - кисти не болят. «Варежка» на замке.
Ногами шевелю периодически! Чувствую себя отлично. А раз так, то ставлю себе «нарез» - 60 минут. Что ж. Это реально. Шлем вот только слегка елозит вверх-вниз.
Я его рукой поправляю. И замечаю такую штуку. Чтоб посмотреть вперед-вверх
приходится слегка отжиматься от спидбара, т.к. шлем мешает. Вот он (спидбар) и
уходит чуть назад. Я не исправляю его положение. Вот и летаю менее эффективно.
Стал давать спидбару возвращаться в балансировочное положение и стал летать в
среднем на 10 м выше! А через пол-часа парения подкладка шлема вылезла и накрыла
мой лоб и частично глаза. Ну, я ж не лошадь! Попадёшься ты мне в руки на земле!
Заткнул, как смог, обратно. Вот поднабрал метров 70. Вот тут должен быть
дежурный термик. А ну, я сейчас его заспиралю. Вхожу из правого галса в спираль
против часовой. О! Варик пищит - не перестаёт. Так... вот уже попом к ветру
стал... как за кромку понесло!... развернулся таки.. вернулся в динамик. Ух!
Мурашки на спине успокоились (типа, «что ж ты, сволочь, без
предупреждения-то?!!!». Смотрю
результат. Ну, метров 10 накрутил. Ага! Сделаем пару галсов. Успокоимся
окончательно.
Подумаем. Подумали... А! Ещё спираль! Оборот - плюс 10 метров в активе! Следующий
оборот - минус 10 метров в активе! Гы! Круто навертел! В итоге - по нулям. Разве
что перестал пужаться сноса. А время тикало. Вот уже за час полётного времени
перевалило. Всё! Пора. В конце-концов ещё в 2 метра предстоит... Низковато,
вроде. Но нет! Вон другие и с меньшей высоты уходят. У них, правда, аппараты
получше. Тем не менее, когда я прошлый раз сверху садился, то умотал чёрт знает
куда, а после разворота на посадку высоты было больше, чем достаточно. Короче...
Подставил хвост ветру. Он меня быстренько сдул. Я не стал улетать в тридевятое
царство, да и разворачиваться пора. Разворот... жмусь к земле... посадка.
Залетел я, тем не менее далековато. Ближе, конечно, чем в прошлый раз, но до
дороги ещё чесать и чесать. Доволен! А на десерт я с Баклажаном на плечах прошёл
через всю «сцену». Местные, до того затихшие и полностью обратившиеся в слух
(как раз шёл концерт на закрытии Чемпионата), заметно оживились при виде
дельтаплана (так близко!), взъерошенного пилота («то Ви зараз літали?»
- акцент на последнем слове). Дотащил Баклажан до стоянки. И
сфоткался
со своими инструкторами. А Гришка затесался для «поддержания компании».
Поскольку Женька уже «встал в строй» и успел совершить первый 30-минутный полёт,
то был также расположен к фотографированию. На сей раз мы Гришку отогнали и
сфоткались
вдвоём. Не знаю только зачем он ко мне руку свою... Ладно... замнём... будем
считать, что ничего...
А, когда стемнело, началась неформальная часть закрытия Чемпионата. И я там был,
мёд-пиво пил... (вру, мёд не пил!) И наблюдал «remote voice
control» - это, когда один (управляющий -
один из...)
подаёт голосовые команды, а второй (управляемый(ая) -
искать здесь),
пытаясь их понять, - выполнить. Бо управляемый(ая) по-другому, похоже, не
мог(могла). Задача была вроде бы не сложна - сделать разворот на 180, пройти 5
метров и бросить пустую банку из-под пива в мусорную яму, не упав туда
самому(самой). Затем развернуться и вернуться обратно в компанию управляющего со
товарищи. Сия труднейшая задача была успешно решена (правда некоторые команды
приходилось дублировать). По поводу чего были откупорены свежие «батарейки» (так
я называю баночное пиво). А ещё мимо меня и Юры Примака, с которым мы вели
неспешную беседу, проходил «пьяный гусар». Он не смог справиться с управлением и
налетел на кого-то из нас. Тут же была произнесена
извинительно-примирительно-объяснительная фраза (проговаривать нужно в нос, дабы
добиться правильного «прононса»:
«Пардон-н! Я пьян-н!». Это был... Не скажу!
Вот собственно и всё, что касается моих полётов (и не только полётов) в Одаиве и Исакове.
А далі - буде...
|
|