Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки   Кубок Киева 2010

Кубок Киева 2010 (глазами Мрза)

Виктор Мороз


29.04.2010

В силу ряда причин, осмотр и первая сборка аппарата была осуществлена мною и Олегом Скирко в четверг 29-го апреля - накануне отъезда на Кубок Киева.

Сборка, конечно, освежила в моей голове порядок действий, но полной ясности не внесла. Мало того, без «доработки напильником и электродрелью» аппарат собираться не хотел.

Впрочем, всё завершилось успешно. Аппарат - вполне здоров (хоть и не летал с 2005 года), чехол - заштопан лично Ющенко (Алексеем), две недостающие стяжные ленты (липучки) выцыганены там же (на пошивке в Аэросе).


30.04.2010

В пятницу была получена пара запасных стоек. Теперь у меня есть полный «комплект начинающего». Погрузил свой жесткокрыл, а также дельтаплан и подвеску Коли Полового. Забрал Пашку Якимчука. Через несколько часов мы прибыли в Кручу.

Поскольку я забыл дома палатку Пашки, то пришлось делиться жилплощадью. Согласно ТТХ моей палатки, она могла вместить двух белых людей и одного чёрного. Ну, так было нарисовано в книжечке для палатки. Короче, места для двух белых заняли мы с Пашкой, а место для чёрного я заполнил своими клумаками с едой, шмотьём и прочими причиндалами, без коих жизнь дельтапланериста на выезде кажется неполноценной.


01.05.2010

Утром я решил потренироваться в сборке-разборке, так-как... ну, понятно и так. Благо, Коля Половый - вот он он! - сидит и так и ждёт, пока его об чём-то не спросят. Благо, Коля Половый с жесткокрылами знаком не понаслышке. Благо, Коля Половый... поговорить - завсегда рад. Благо, времени было много - почти до вечера. Сильный ветер поперёк взлётной полосы не давал ни единого шанса стартовать безопасно. Да ещё эта лесопосадочка, что с наветренной стороны в 150 м от старта...

Час ушёл на сборку. Затем настал черёд ощупываний, оглаживаний, удовлетворения желаний желающих подержать аппарат на плечах.

...теперь он не так тупит
фото (c) М.Губанова

Ещё час ушел на разборку. Это был правильный ход, т.к. вечером я уже не так тупил, собирая аппарат для первого полёта (а вообще - шестого по счёту).

Днём была предпринята попытка найти участок, пригодный под взлётную полосу для северных и южных ветров. Прогнозы обещали сильный южный ветер на протяжении нескольких дней, а потому...

Короче, «праздник труда - первомай» для нас завершился всего-то получасовыми работами. Место оказалось не очень удачным - слишком много ям, рвов и кустарников. Работы были прекращены и все переместились в лагерь для праздования этого «праздика труда» в другой плоскости - уж этому нас учить не надо было. Сами кого хошь научим.

Впрочем, надеясь на вечерние разминочные полёты, народ придерживался аскезы, находя утешение в самообещаниях «разговеться» после вечерних полётов и официального открытия соревнований.

Кстати, вечером, после церемонии открытия, был поздравлен Пашка Якимчук в связи с недавним днём рождения. Имениннику был вручен подарок, а сам виновник, как водится, «выставился».


Да! Чуть не забыл! Аппаратик был успешно облётан и очень удачно приземлён, чему я был несказанно рад. Его повадки - запомнены и доложены Олегу Скирко (одному из конструкторов и тест-пилоту данной техники). На что были выданы рекомендации по подстройке элеронов и, при необходимости, - точки подцепа. Если перевести на дельтапланерный язык, то нужно было слегка приподнять «антипики» (на один оборот!) и, если нужно, сместить центровку в более заднее положение. Оказалось, что всё это делается гораздо легче и проще, чем у дельтаплана.

А супротИв ветра эта машина идёт... ну, очень хорошо! Не идёт, а просто прёт!


02.05.2010

Сильный ветер с самого раннего утра дал понять, что «праздник спорта» сегодня не состоится. И, если мы ничего не предпримем, то и в ближайшие несколько дней - тоже. К нашему счастью, Валик каким-то(?) образом обнаружил обещающую «заготовку» для северо-южной полосы. На подготовку полосы были брошены все людския ресурсы, три автомобиля, три груши и пара брёвен. Лопатчики - лопатили грунт. Мачетчики - рубили кустарники и мелкие деревца. Пильщики - пилили всё, что можно было пилить и что мешало обустроить взлётку. Машины таскали за собой груши, выполняя работу грАблеров - очень эффективно получалось.

автограблер
фото (c) А.Казачанский
лопатчики
фото (c) Ю.Бурлаченко
очередная басня
фото (c) Ю.Бурлаченко

К обеду взлётка была готова. По размерам - не меньше существующей восточно-западной. С южной стороны практически без препятствий, мОгущих генерить ротора.

Вечером я удостоился чести первым (на самом деле, просто так вышло) стартовать с «новоиспечённой» взлётки. Оценка - отлично.

Ещё один повод вечером... впрочем, от отсутствия поводов мы никогда не страдали - было бы чем... впрочем, с этим тоже как-то постояно везёт.


З.Ы. В результате регулировок (поднял элероны на один оборот), усилия на ручке слегка возросли, скорости упали, но до нужных значений ещё не дошли. Завтра смещу точку подцепа в более заднее положение.

03.05.2010
Упражнение 1: СТАРТ-ПРИЛУКИ-ЛИНОВИЦА («туда и чуткА назад»).

С утра тянули жребий: очерёдность старта. На следующий день первая треть уходила назад, вторая треть - выходила вперёд, а третья треть - на второе место. Таким образом, за три дня происходила полная ротация. В пределах третЕй последовательность не менялась.

"Вытяните эту бумажку,
счастливый вы наш!"
фото (c) М.Губанова

Поставили упражнение. Открыли старт. Народ уходит на маршрут по-разному. Да, и погода одинаковостью не блещет. Но, куда деваться? Мой номер - 10-й. Стартую. После отцепа вцепляюсь в какие-то рваные «сопли» и старательно терплю, понемногу набирая высоту. Понимаю, что это издевательство не будет продолжаться вечно. Радиоволна доносит известия, что некоторые соревнованты уже взяли первый поворотник - Прилуки - и деляться с «землёй» мыслями по поводу «долечу - не долечу» до финиша. А это, около 15 км против очень бодрого (около 10 м/с) ветра.

К моему удивлению, «шум» радиоэфира, а также какой-то слишком уж сильный шум ветра очень мешали слушать пищалку варика - единственную ниточку наверх, т.к. в таком слабом рванье полагаться на вестибулярку и чувствительность рук - гнилое дело.

Тем более, что техника в руках - пока ещё непривычная. Короче, «не вынесла душа поэта» этих «радиопостановок живьём» и я решил отключиться от эфира. Для этого мне понадобились обе руки. Делов-то - на две секунды. Этого хватило, чтобы я потерял свои «нолики» и попал в крепкие минуса. «Всё, нажитое непосильным трудом» моментально было потеряно. С высоты чуть меньше 400 м смысла тянуть от старта я не видел, но и до старта я уже не долетал. Утешало одно: подбор будет моментальным и недорогим.

Учитывая, что на разборку и последующую сборку аппарата уйдёт около 2-х часов, я понимал, что второго шанса лететь в зачёт у меня сегодня не будет. Се ля ви!

А Русов таки дотянул до финиша. Говорит, довольно долго летел в ноликах-плюсиках. Без снижения, то есть. Так и дотянул. Желающие могут глянуть его трек. Ссылки я уже давал.


Итоги дня:
- упражнение разыграно;
- финишировал только один пилот;
- почти половина соревновантов получила минимум (не смогли улететь далее 8 км);
- формуле это не понравилось и она решила, что качество дня будет равно 0,397;
- помножив это число на 1000 потенциальных очков, мы узнаем сколько заработал победитель дня.

... Валик уходит на 2-й круг
фото (c) А.Казачанский

Русов! Ты, конечно, молодец, но ещё не очень далеко убежал от меня!

... ещё один старт
фото (c) А.Казачанский

Вечером, я совершил ещё один старт: облетать изменения конфигурации в спокойной обстановке. Эффект есть, но, вроде как, ещЁ надо бы придавить балансировочную скорость.

Выкрутил в вечерних бУльках слегка за 600 м. Слетал туда, слетал сюда. Слетал к лагерю. Хорошо летит, гад! Высоту теряет очень неохотно.

Правда, при заходе на посадку, я заставил Валика уйти на второй круг, но... я ещё не сильно влётан, чтобы тулиться с краю, да и место для посадки рядом с новой полосой ещё не подготовлено. Снова-таки - хорошая посадка.

...закрылки - опущены,
"шасси" - выпущены
фото (c) А.Казачанский

В общем, прошедшим днём я остался скорее доволен, нежели...

Да и вид довольного Русова тоже не может не радовать.






04.05.2010
Упражнение 2: СТАРТ-ПРИЛУКИ-ГУРБИНЦЫ («туда и поболе назад»).

Погода от вчерашней мало чем отличается, но упражнение решили слегка растянуть - обратный путь стал километров на 10 длиннее.

Сегодня я третий в очереди на старт. Стартую, нахожу не самый поганый поток. Теперь - гораздо веселей. Через 10 минут я на 1000 м, ещё через 15 - на 2000 в районе южной окраины Пирятина. Далее... а далее я впервые уйду от аэродрома на жесткокрыле. Как его получится посадить на случайной площадке? Ладно, до этого придётся ждать как минимум 20 минут, а то и больше. Я же на финиш настроен, а не на быструю посадку на маршруте. Мало того, в голове носится мысль «как бы на аэродром вернуться?», вызванная тем, что за подбор платишь самостоятельно.

Итак, первый «боевой» переход. Сказать, что ЖК идёт прямо по ниточке, я не могу. Погода такая, что болтать будет всё, что угодно, но... удерживать направление большого труда не составляет. Сил, действительно, тратишь очень мало. Что больше всего достаёт, так это шум. Раньше такого не было. Наверно, надо будет заклеить на шлеме «ушные дырки». Да и положение тела... тоже особого комфорта не вызывает: висишь чутка вниз головой... как бы. От этого, нужно сильнее выворачивать голову, чтобы смотреть вперёд. Моя шея к такому обращению не привыкла, а потому слегонца побаливает.

А путевая скорость в районе 100-110 км/ч навевает мысль, что поворотник я всё-таки возьму. Вот как с финишем быть?

Между тем, я миновал Пирятин и оказался в зоне, где живёт поток. Через две минутки я нашёл ядро и выбрался почти на 2000 м. Снова переход. Через 8 минут я был около Новых Мартыновичей. Мы его прозвали «квадратно-гнездовое село» за характерную планировку и однообразие. Я даже не сразу сообразил, что пролетаю мимо точки предстоящего финиша. Но сюда ещё нужно суметь вернуться. А пока... пока проскакиваю над этим населённым пунктом и классически нахожу поток с подветренной стороны. Пока набирал, снёсся до Линовицы. До Прилук осталось совсем ничего. Достаточно близко, чтобы можно было рассмотреть место поворотника.

Делаю недолгий, но быстрый переходик, прошивая какие-то плюсы. Возле «секретного пруда» втыкаюсь в дежурный «штырь». Выбираюсь на 2300 и оказываюсь с наветренной стороны поворотника в каком-то всего километре. Буквально 50 метров высоты хватило, чтобы взять поворотник и лечь на обратный курс.

Я ещё не знал, что мне предстоит долгий (около 40 минут) переход. А, пока ещё была высота, я просто летел против ветра. Поначалу теряя высоту, а потом - и набирая периодически. По сути, до самой Новой Гребли я летел «дельфином». Очень прикольное занятие!

Когда прибор стал показывать высоту около 1600 м, плюсы куда-то исчезли. А может, я просто вылетел из этой зоны? Неважно! Важно то, что я финиш не возьму только в одном случае: если полечу в другую сторону. Дураков - нет!

Финиш - мой! Высота ещё есть. Не очень много - около 700 м, но есть. Правда, шея просто орёт уже: «сколько можно меня так изгибать!». Шутка ли, 35 минут малоподвижного висения в одном и том же положении, когда голова отклонена назад больше, чем обычно? Финиш взят. Какой-то расслабон в мозгах. Хочется сесть и отдохнуть, но... за подбор надо платить из своего кармана! Полетели дальше!

Отлетев на пару км, поймал какой-то поточек. Перебалансировался впервые за 40 минут. Выбрался с 500 до 700 м. Думал, что в более вертикальном положении шея перестанет гудеть. Ан, нет! Ноет аж промеж лопаток. От жисть! А ещё первая посадка в «случайном месте» предстоит. Нужно быть в кондиции. Потому - снова переход. На остатках высоты. Выбрал поле поприличнее. Сел без проблем. Как на аэродроме. До Пирятина оставалось около 6 км.


Итоги дня:
- упражнение разыграно;
- финишировал только один пилот;
- почти половина соревновантов получила минимум (не смогли улететь далее 8 км);
- те, кто улетели, «заглубились в маршрут» достаточно далеко;
- формуле это оценила и решила, что качество дня будет равно 0,627;
- помножив это число на 1000 потенциальных очков, мы узнаем сколько заработал победитель дня.

А Русов улететь не смог. Такая, вот, диалектика соревнований с одним буксировщиком на 20 человек. Я его (Русова) понимаю. И он меня, надеюсь, - тоже.


05.05.2010
Упражнение 3: СТАРТ-ПРИЛУКИ-ГУРБИНЦЫ («как вчера»).

Погода шансов на иной маршрут давать не хочет. Ладно. Повторение - мать учения.

Мой порядковый номер на старте - 17-й. Почти полтора часа можно бездельничать. За это время кое-кто успел долететь до поворотника. А я - забуксироваться и сесть, т.к. ничего зацепить не смог. Записался в новую очередь. Время уже - начало пятого. Стартую. Зачем-то отцепляюсь в первой же плюхе. «И вот - я снова на Дерибасовской!». Блин! Ну, куда уже лететь?

Но с разборкой аппарата пока не тороплюсь. И очередь занял. На всякий случай. Погода немного улучшается. Юлька стартовала. Почти в нулях, но уходит на маршрут. Якимчук стартовал. Ёлки! Он тоже пополз по маршруту! Матвеич, Петренко - тоже ушли!

Не! Я с жесткокрылом на старте торчать не буду! Лучше уж сесть где-нибудь возле дороги на Пирятин, чем «лузерствовать» на старте.

Стартую. Впиваюсь в дохлые плюсики и... по копеечке, по копеечке, но к Пирятину я подходил на высоте 1200 м. Продолжая набор, я перелетел Пирятин, выиграв ещё метров 100. Всё! Крыша!

Переход, занявший минут 11, и я пристроился к Пашке Якимчуку. Почти в районе предстоящего финиша. Если мы до него доберёмся, конечно! Мало-помалу мы выбрались на 1100. Причём, он неплохо меня сделал по скоронабору. Говорить, что ЖК - кизяк, рано! Во-первых, я ещё не очень влетался, а, во-вторых, я неоптимально «натянул верёвочки» (это я уже после соревнований выяснил), из-за чего скороснижение аппарата было далеко не лучшее. И, в-третьих, я не очень комфортно себя чувствовал в одном потоке с другими пилотами, а потому набирал «по соседству». Допускаю, что не в самом скороподъёмном месте.

Дальше мы летели вместе. Собственно, довольно долго мы дрейфовали с этим потоком, но время неумолимо приближалось к 18:00, а это закрытие полётов.

Потому мы стали на переход. «Секретный пруд» видимо был закрыт в связи с окончанием рабочего дня - дежурного «штыря» не было. Зато, перед самым поворотником, мы поймали бонусный поток. Поворотник мы брали из положения «в наборе», но высота была небольшая, скороподъёмность - малая, а снос - сильный. Решили, что бодаться смысла нет.

С остатками высоты пошли на переход. Хватило километра на 3. И то - хлеб!

Не ожидал я такого выступления после 16:30! Да и Пашка - тоже.


Итоги дня:
- упражнение разыграно;
- на финише - трое пилотов;
- шесть человек получили минимум (не смогли улететь далее 8 км);
- те, кто улетели, «заглубились в маршрут» достаточно далеко и распределились достаточно равномерно;
- формуле это оценила и решила, что качество дня будет равно 1,0(!);
- помножив это число на 1000 потенциальных очков, мы узнаем сколько заработал победитель дня.

Да! Именно 1000 очков Шпак и получил. Неплохо заработали Дверницкий и Лукьянов.



06.05.2010
Упражнение 4: СТАРТ-БОГДАНОВКА-АЛЕКСАНДОВКА-ФИНИШ («плоский треугольник (не-ФАИ)»).

Наконец, ветер немного сменил направление. Из южного стал юго-восточным. Сергеев решил порадовать нас принципиально новым маршрутом - плоским треугольником. Сначала нам предстоит лететь на самую дальнюю точку маршрута с попутно-боковым ветром. Ну, практически - с боковым. Затем - ко второму поворотнику - со встречно-боковым. На финиш придётся тянуть строго против ветра. Неслабого ветра, замечу.

Начало упражнения было удивительным: никто из стартовавших не смог улететь. Все сели на аэродроме. Интересная арифметика! Подходит моя очередь. Стартую и... какого-то рожна отцепляюсь в первой же плюхе, надеясь, что это нечто «съедобное». В результате, я даже следов этой плюхи не нашёл. Сел, как и все.

Прошло времечко. Народ начал уходить на маршрут. Внимательно наблюдаю за их успехами. Их опыт и мне пригодится.

к старту готов?
фото (c) М.Губанова
первая ступень
отделилась!
фото (c) М.Губанова

Стартую снова. Нахожу нечто «еле живое». В нём и ухожу на маршрут. Снос, однако уводит меня правее. До высоты 1000 м набор шёл очень туго. Ничего путного - одно рваньё. Однако, затем удалось нащупать что-то сильное и выбрать, ни много ни мало, почти 2700. При этом, отклонение от линии маршрута составило около 7 км. Так я ещё не отклонялся.

Впереди - сплошная тень. Почти на 20 км. А что делать? Все равно, через эту тень придётся пройти. Переход занял минут 15 и был не очень драматичным по скорости слива.

К моей радости, тень двигалась мне навстречу, а потому поворотник уже открылся солнцу. Туда я приду с запасом в добрых 1000 м! Есть ещё ягоды...! Наконец, выныриваю из тени и... в каких-то двух километрах от поворотника втыкаюсь в чудо-поток. Довольно быстро выкручиваю до 2200. Ядро потока - какое-то необычайно острое и сильное. Глянув вверх, я понял причину этого подарка природы. Гряда. Я нахожусь под грядой.

Тем временем скороподьёмность упала до неприлично малого. Решив, что 2200 - это нормально, стал на переход к поворотнику. Курс строго против ветра. Дистанция - около 5 км.

Картина маслом: я лечу, а гряда набирает мне высоту. За три километра перехода на зажатой ручке (воздушная скорость - около 90 км/ч) я набрал ещё 100 с лишним метров! Оказавшись на 2300, я притопил ещё пуще. Есть подозрение, что я оказался в вертикальном срезе двух воздушных масс. На этом коротком переходе мотыляло так, как никогда. Если бы я был на дельтаплане, то уверен, что боковые троса хлопали бы постоянно. Сказать, что я устал бы, удерживая курс гибкокрыла, значит не сказать ничего. Но, я был под жесткокрылом. «Легким движением руки» корабль становился на нужный курс. Троса не хлопают, пугая пилота до разной степени испуга, т.к. нетути этих самых тросов. В обчем, я отделался только лишней сотней метров высоты.

Вот так, имея 2300 м под килем, я пошёл ко второму поворотнику. Ветер - встречно боковой. А в атмосфере какая-то подозрительная тихость. Летишь себе, понемногу теряя высоту и периодически корректируя курс, т.к. снос ещё никто не отменял. А потоков всё нет и нет. Замечаю далеко внизу несколько дельтапланов, движущихся к первому поворотнику с разной степенью успеха.

Не долетая до второго поворотника около 5 км, нахожу поток. Пора бы уже! А то высоты-то осталось метров 500. Мягкая, довольно широкая «двоечка». Набираю, а на поле подо мною собирается взлетать вертолёт с химией на борту. Интересно понаблюдать за работой авиахимиков сверху. Особенно, если учесть, что хим-вертолёт я ещё ни разу не видел. Кстати, я его практически не слышал.

Выкрутив слегка за 1400, бросаю поток, т.к. он очень ослаб. Вероятно, можно было бы попытаться найти его продолжение дальше по ветру... Но, ветер довольно сильный. Снос - фактически в обратную сторону от поворотника и финиша. Рисковать не хотел. Поворотник - точно беру. А там... там видно будет.

К поворотнику пришёл с запасом в 700 м. Немного, однако. А погода... погода как-то расслабилась. Сливов нет. Но, и подъёмов - тоже.

Решив, что лететь прямо на финиш через участок с плохими дорогами - не самое лучшее решение, я двинулся вдоль трассы - в сторону Пирятина, в надежде, что поймаю какой-нибудь поток, сходящий с лесопосадки, что вдоль трассы.

Не поймал. Выбрал поле позеленее и успешно заземлился в каких-нибудь 50 м от трассы. До финиша не долетел 11 км.

На обочине - достаточно широкая полоса, заросшая травой, чтобы не собирать жесткокрыл на пашне. Супер! Оно, может я лентяй и конформист, но всё-равно пролетел неплохо. Время - около 5 вечера. Уже не жарко, но и не холодно. Насекомые не достают. Вода есть, орехи с изюмом - тоже. Отзвонился, договорился с подбором и начал неспешно собирать аппарат. Потом, повалялся почти час. По прибытию в лагерь выясняется, что Серёга Марин не долетел до финиша всего-то 2 км!

Вот это новость! Человек сел в 7 вечера! Нифига себе! Сколько же он болтался в воздуси?

Ну, ладно, второй результат дня - это тоже результат. Мало того, у Серёги не очень сильное положение в таблице, чтобы составить мне конкуренцию. К сожалению, у него есть и потери - он повредил на посадке «угольный» спидбар. Не очень сильно (спидбар ремонтопригоден), но с таким летать нельзя. Как позже выяснилось, что «анусы» Марина на этом не закончились: его ЖПС не записал ни одной точки трека! Господа соревнованты и просто пилоты! Овладевайте своей техникой покрепче! А теми, кто пытается вашу технику «настроить», овладевайте ещё крепче!

Итоги дня:
- упражнение разыграно;
- на финише - никого;
- шесть человек получили минимум (не смогли улететь далее 8 км);
- те, кто улетели, распределились достаточно интересно: пять пар пилотов, заземлившихся недалеко друг от друга в пределах пары; и только четыре участника ждали подбор вдалеке от других;
- формуле решила, что качество дня будет равно 0,63(!);
Вот так я и получил ещё 630 очков в копилку.

Пока, я - лидер соревнований. Отрыв от ближайшего соперника - около 100 очков. Не так уж и много. Правда, между вторым и третьим разрыв совсем копеечный - меньше 20 очков. Не очень приятные ощущения для обоих.

07.05.2010

Сплошная облачность. Временами - мелкий дождь. Как прошёл день уже и не помню.


08.05.2010
Дендопарковыя красЫ
фото (c) Ю.Бурлаченко
Дендопарковый лебедь
фото (c) Ю.Бурлаченко

С утра - вчерашний погодный сценарий. Часть народу ломанулась в дендропарк. А я, дождавшись более-менее нормальной погоды, пошёл искать яму для ремонта ходовой своей машины: надо было заменить задние амортизаторы и очистить сапун картера заднего моста.

Яма нашлась. Амортизаторы - заменены. Сапун - очищен. А тут и вечерняя погода... как раз для желающих освоить аэробуксировку. Поглазели на зрелища и поехали с Пашкой на «помойку» в мотель. Там же - и смачно поужинали.









09.05.2010
Упражнение 5: СТАРТ-КРЯЧКОВКА-МАРЬЯНОВКА-ФИНИШ («почти треугольник ФАИ»).

Учитывая, что сегодня официальное закрытие, решили поставить упражнение покороче. Зато, самое «кошерное» за все соревнования - треугольничек, почти подпадающий под требования ФАИ.

покрова небесныя
фото (c) М.Губанова
наступление просветления
фото (c) М.Губанова

Я не забыл добавить, что облачность - сплошная? Сегодня мой номер - 3-й. Стартую, вцепляюсь в какой-то «нолик» и начинаю работу. 700 метров - и всё. Дальше никак. Смотрю на других пилотов. У них тоже дела обстоят не лучшим образом. Короче, так я воздухоплавал час с небольшим. Уже местами начало появляться чистое небо, но уверенности в погоде не было. В конце-концов пришлось садиться.



кто крайний?
фото (c) М.Губанова

Занял очередь. Наблюдаю за погодой, пилотами, конкурентами (чего греха таить!). А погодка-то улучшается! Вот, пара Лукьянов-Лысенко уходят на маршрут, дрейфуя в одном потоке. Невысоко - около 700 м, но стабильно. Под ними пытается удержаться Витька Елдинов.

Вот и Дверницкий нашёл нечто, что «выстрелило» его на неимоверные 1500 м. Можно сказать, что от аэродрома он уходил почти в «космосе».

эх, наберу!
фото (c) Ю.Бурлаченко
Наконец, я снова в тележке. Старт. Валик завозит меня прямо в поток. Пусть, с краю, но я быстро центрую невероятные, после первого полёта, 4 м/с и ракетой выбираюсь на 1650 м. Переход прерывается новым потоком. Таким же сильным, но мягким. Теперь у меня 1750 м! Ещё переход. Снова через 5 минут полёта я встречаю поток. Правда, не такой сильный, но он несёт меня прямо к поворотнику. Самое интересное, что находится зА поворотником - в противоположной от меня стороне. Там, километрах в 20, настоящий грозовой «чемодан». Я назвал его «Яготинский грозец». Тень от этой грозы закрывает поворотник. Да и облака над поворотником какие-то не такие, как всегда. Правда, не очень высокие. Как-то не очень хочется туда лезть, а надо. Взяв поворотник, тут же втыкаюсь в поток. Шустрый такой поток. Быстренько выкручиваю до 1700 и - бегом ко второму поворотнику. Там и солнце, и от грозца подальше будет.

Перелетев трассу, нахожу поток. С 1100 быстро выбираюсь на 1800. Мне нравится так соревноваться!

До второго поворотника ещё довольно далеко, а хочется подойти к нему на максимальной высоте. Поэтому гляжу на облака. «Где-бы поднабрать?» - лечу и так вот думаю. Как назло, нигде не могу обнаружить что-то стОящее. Кручусь в 2-3-х км от поворотника, а идти к нему не хочу. Нет желания терять лишнюю высоту. В конце-концов, я начинаю обкручивать какие-то «копейки». Ну, не могу найти ничего. Хоть ты тресни! Высоко надо мною проходят два дельтаплана. Как я им завидую. Потом выяснилось, что это были Пашка Якимчук и Андрей Саливон. Кстати, оба финишировали.

Рано или поздно, но мучения кончаются. Наконец, я добираюсь до чего-то сильного и выкручиваю почти на 1700. Беру поворотник и направляюсь в сторону финиша.

Только одна незадача: на пути к финишу лежит голубая дыра. С какой стороны её облетать? Впрочем, отлетев от поворотника на пару км, я нахожу поток, в котором бодро выбираюсь на 1500. Это стОило мне лишних 2-х км пути к финишу. Кроме того, я переместился левее этой дыры. Поэтому, особо думать, с какой стороны облетать эту «сливную яму», не приходилось. Тем более, что слегка левее курса на финиш жило себе такое облачка с довольно плоской и плотной подошвой. Туда я и полетел.

Но, к сожалению, это облако меня не приняло. Я ничего не нашёл. Сколько не искал. До финиша - 11 км, а высоты - чуть меньше 800 м. Не долечу - факт. Решаю пройти вдоль подветренной стороны Тарасовки. Шансы долететь всё тают и тают. Наконец, на высоте около 300 м, я ловлю нечто неплохое. Выкручиваю до 750 и оно разваливается. В результате, я поимел лишние 400 м высоты (это - хорошо) и лишние 1,5 км до финиша (это - плохо). Оставшуюся высоту я потратил на то, чтобы заземлиться поближе к хорошей дороге. Ну, буде встретится поток, я и им не побрезгую, но поток не встретился. С тем и сел.

Пока собирал аппарат, наблюдал развитие другого грозового очага. Я назвал его «гребёнковским». Благо, до меня эта гроза не докатилась, но по нашему аэродрому и лагерю - прошла.

Настроение - мерзкое. Так хорошо начал и так... запутался в конце!

Решаю протащить на себе пакет с жесткокрылом до ближайшей дороги. Это около 300 м. В качестве наказания, что ли? Заодно и проверю миф о «тягостях и лишения пилотов ЖК на подборе». Вначале отнёс подвеску и сумку с причиндалами от ЖК. Затем вернулся за пакетом. Как раз подошло усиление ветра, вызванное приблизившейся грозой.

К моему удивлению, нести пакет было нетрудно, т.к. его вес без «причиндалов» был не больше, чем у Комбата. А плоский профиль настолько хорошо обтекался боковым ветром (неслабым ветром, прошу заметить), что парусности практически не было.

Короче, не так страшен чёрт...

Подобрал меня Сергеев. Рассказал, что на аэродром прилетели шесть пилотов, но двое из них не долетели до финишного цилиндра. Моих конкурентов среди этой шестёрки не было! Но эти новости меня не сильно обрадовали.

По приезду в лагерь быстро собрали ЖПСы, я посливал с них треки. Ввёл условия упражнения в программу подсчёта очков и выяснил, что я показал 7-й результат дня. А, благодаря неимоверной скорости прохождения по маршруту Пашки Якимчука, формула решила, что упражнение было поставлено слишком лёгкое. На это у неё (у формулы) одно решение - уценка упражнения (лидер получил 970 вместо 1000 очков). Несильно, но всё же. Вижу, что крайний день перемешал позиции довольно нехило. Что же с итогом? Скажу честно, я даже не расчитывал на такой результат. Но, более-менее стабильное выступление сыграло свою роль. Я остался «на плаву», т.е. - первым. А второе и третье места заняли пилоты с совсем другими фамилиями... не теми, что числились вчера. Вот, такая она - соревновательная правда.

Ну, лично у меня настроение быстро поднялось до уровня тихой радости. Я продиктовал Сергееву итоговый список и не успел умыться, как уже началось официальное закрытие. Всё прошло чинно и искренне, как мне показалось.

Затем, началась неофициальная часть закрытия. Вино - кружками, мясо - кусками, сосиски... - сосисками, свежие огурчики, помидорчики, лучок, рассказы, кто как летал около грозы и не только.

Где-то так оно и было.


В сухом остатке (по жесткокрылу):

1. Летит - суперски.
2. Управляется - легко. Реакция на управляющие воздействия не хуже, чем у Комбата, но усилий нужно - минимум - чисто сместить трапецию, а не свой вес. Мой вердикт: комбатоводы с налётом за 20 часов смогут без проблем пилотировать Фантом в первом же полёте. С эффективностью не менее 80% от своего комбатоводского опыта. Есть мелкие нюансы, но, а как же без них?
3. На аэробуксировке - сама стабильность и безопасность. Свидетелей - куча.
4. Довести до скорости срыва в полёте - нужны усилия чуть меньше, чем для загнать ДП в штопор, но нужны. Без них - никак! Другими словами, при нормальном пилотировании - почти нереально. За все время я только пару раз видел скорость ниже 40 км/ч. Должен заметить, что я к этому целенаправленно стремился. Обычно, скорость в потоке - не ниже 46 км/ч. Чаще - 50 км/ч и выше.
5. На посадке - легче, чем Комбат. Несколько иной стиль посадки, но в целом - проще. Площадь посадки - не больше, чем для Комбата. Наличие закрылков даёт возможность подкорректировать траекторию снижения. За всё время соревнований я ни разу не уронил аппарат на посадках. Ловил исключительно на плечи. Даже при посадках в полный штиль.
6. В потоке - уверен, что может набирать не хуже Комбата, но нужно влетаться и освоиться с верёвочками. Ощущения пилота и реакция аппарата на турбулентность несколько иные, чем в случае с ДП. Набор начинается с более слабых потоков, чем у Комбата.
7. Сборка-разборка сложнее, чем у Комбата, но при определённой сноровке, за пол-часика управиться можно. На протяжении всех соревнований я всегда был готов к старту. Так что...
8. Перевозка. Ну, на лестницу его, конечно, не положишь - узковато будет, а в остальном - проблем не было.
9. Переноска. В пакете: не сложнее и не тяжелее, чем таскать Комбат. Тем более, что я никогда не таскал Комбат вместе с подвеской - только по очереди: отнёс подвеску, вернулся за аппаратом. Так и с ЖК.
В боевом виде: подлезть под него непросто, но можно. Я уже научился поднимать ЖК не корячась. Задняя статическая балансировка затрудняет комфортное удержание на плечах длительное время. Но, всё это вполне терпимо и компенсируется кучей других приятностей.
10. Старт с ног проблем не вызывает. Точно, что не хуже Комбата. На поток ложится очень быстро. Имеет тенденцию к самоустранению кренов во время старта.
11. Я аппаратом доволен и всем того же желаю! Вступайте в ряды неформального объединения «Украина жесткокрылая!» ;-)

Послемыслие.

В целом Кубок Киева прошёл в непростых погодно-организационных условиях и это накладывало некую лотерейность на результативность. Я не сильно загнул?

Но! Сказать, что соревноваться было скучно - нельзя. Уверен, что многие пилоты сделали для себя выводы из своих ошибок на маршрутах и, может быть, прикинули «что было бы, если бы они этих ошибок не совершили?».

Тем не менее... предлагаю намного аналитики - взглянуть на численную оценку результатов с несколько иного ракурса:

1. Пройденный маршрутный километраж. Очень «тупая» оценка. Определённый интерес представляет только в случае хронических и массовых недолётов до финиша (кстати, наш случай). Следствие либо погоды, либо уровня пилотов, либо комбинации одного и второго.

Порядковые номера оставлены из итоговой таблицы.

task1task2task3task4task5total, km
1 Мороз8,0060,8542,9658,0939,87209,77
3 Петренко20,0051,3444,4039,7946,05201,58
4 Русов49,878,0059,0220,7546,04183,68
5 Лукьянов8,0041,5360,8540,5821,67172,63
2 Якимчук8,0043,4742,6629,6946,05169,87
6 Дверницкий46,758,0060,8530,198,13153,92
7 Лысенко32,478,0047,2129,9826,84144,50


1. Стабильность выступления. Эта фишка - гораздо интереснее. Понятно, что занятое место определяется по количеству очков. Но, количество очков у лидеров разных дней может быть разным, а место - одно и то же - первое. Так и с остальными.
Я решил вычислить для каждого пилота общую сумму занятых им мест и разделить на кол-во упражнений. Полученое среднее арифметическое значение для каждого участника говорит о том, что, например, Юра Петренко, в среднем, занимал 4.6 место, что является лучшим показателем среди участников. И - т.д.

task1task2task3task4task5ср. арифм.
3 Петренко538434,60
1 Мороз919175,40
4 Русов11041135,80
2 Якимчук9510716,40
5 Лукьянов9733137,00
7 Лысенко41066117,40
6 Дверницкий31025197,80


Из этих двух табличек я делаю вывод, что Петренко выступил очень хорошо. Просто, ему не «везло» с очками - не в те дни показывал хороший реультат. ;-)


Фотографии Вити Елдинова
Фотографии Матвеичей
Фотографии Саши Ландэ
Фотографии Маши Губановой
Фотографии Артёма Казачанского