Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

И снова в Одаев

Владимир Марчук



07.05.2918
В этот раз выехали одним бусом, шесть пилотов и семь дельтапланов (Рома Азёмов собирался чуть позже поездом приехать).
Выехали из Киева относительно не рано, насколько помню, около половины девятого утра. Ехали по дороге на Ровно, потом свернули на Тернополь. До поворота я подменил Игоря на водительском месте, а потом, где уже приходилось заметно больше маневрировать, отдохнувший Игорь сам пересел на водительское место.
Ехали без особых приключений, один раз останавливались на перекус. Приехали часов в шесть или немного позже. Застали слабое, но «молоко». И ребята, ещё не летавшие в Одаеве, глядя на ширяющие пару парапланов решили собираться.
Первым успел собраться и подготовиться к полёту Дима Хаит, он отнёсся к возможности полетать в новом месте с максимальным энтузиазмом, у него был полностью готовый аппарат (фиолетовый «Детерминант») — пурка-бы и не па? Я снаружи постарался внимательно осмотреть его аппарат, устно проинструктировал про особенности данного склона, «молоко» всё ещё дуло, хотя и косило справа. В итоге, эта «early bird» даже успел немного попарить, но потом ветер подутих и Дима сел внизу ролик, трек. И вроде даже мухой выбежал наверх не складывая аппарат. Но успел ли ещё раз слететь — не помню.
Остальные, кроме меня и Юры Примака, которым лететь вниз в Одаеве было совсем не интересно, собирались медленнее. У Андрея Драмарецкого аппарат (С-15 «Bravo») был ещё не облётан после небольших доработок каркаса — а тут как раз облётная погода, хотя и новый склон. У Игоря Гладченко на аппарате (зелёный «Детерминант»), насколько я помню, была только новая петля подцепа. Зато усталость после дороги и совершенно новая обстановка, незнакомый склон. В итоге Андрей и Игорь уже не парили, а галсами слетели вниз — познакомились со склоном и нижней посадкой в Одаеве.
Потом все поднялись, поставились, поужинали, поделились впечатлениями и разбрелись спать.

08.05.2018
Следующий день начался слабым, но раздувающимся Одаевским ветром, да и прогнозы обещали лётную погоду. Постепенно вживаясь в «выездной» быт позавтракали, понемногу начали готовиться к полётам. Энтузиазмом больше всех пылал Дима Хаит, он же и осуществил свои желания: стартовал намного раньше всех, налетал намного больше всех, сел сверху — молодец! Трек его полёта размещён вот тут, а если на той странице нажать «Air Buddies [show on map together]:», то можно увидеть и «проиграть» треки всех остальных, летавших там в тот день.
Ролики того Диминого полёта:
1
2
3
4
5
6
7
Дима устойчиво парил, сначала невысоко над кромкой, потом набирал и повыше, остальные собирались. Что-то мне вспоминается, что Андрей что-то с аппаратом делал - не помню :( Но в итоге Андрей стартовал почти на сорок минут позже. На треках отчётливо видна разница в «поведении» уже «давно тут летающего» Димы и недавно вылетевшего Андрея: первый чаще что-то пытается крутить и обрабатывать, а Андрей летает широкими галсами - работают привычки парения в «динамике». Зато Дима больше залетал на кромку и за неё, а Андрей пытался найти подъём впереди от склона.
Выпустил Андрея, собрался, подготовился, полез в воздух и я. Юра Примак выпускал. Со старта поймал непонятную раскачку в повороте вправо, но она на втором каче успокоилась. Похоже, что это было влияние «хвоста» сходящего потока у склона. Леталось, т. е. парилось устойчиво, аппарат управляется комфортно, вспоминаю как оно - летать в Одаеве. Держало, в основном, у «Могилы» и у старта. Подумал, что ветер косит с севера, т. е. справа, и на склон левее от старта он будет перпендикулярнее. Слетал влево к двум оврагам, ничего там не нашёл и «брюхом по кустам» приполз к старту.
В воздухе со мной было три дельтаплана, потом стартовал Игорь, потом Юра. Пять аппаратов в воздухе, не считая парапланов.
Мне надоело «ездить» вдоль склона, решил слетать против ветра на Горыгляды. Взведённый аппарат легко летел вперёд, даже и в нулях. Ничего толком там не нашлось, на возвращении назад тоже, но вот с левого берега удалось зацепить поток и в нём выбрать максимум высоты на сегодня.
Андрей и Юра летали вдоль северного (правого) крыла подковы склона, но тоже не нашли там ничего особо «вкусного». Похоже, что кроме поиска самих потоков, Андрей занимался и «исследованием незнакомого склона с воздуха» - вполне понятное желание. Некоторое время крутились рядом с Андреем над песчаной косой левого берега Днестра, потом к нам Дима прилетел.
Опять набрал над «Могилой» и полетел против ветра, поставив себе целью трубу котельной в Горыглядах. «Взял» трубу, потоков не нашёл, вернулся к склону. Заметил, что устойчиво летаю на высоте +100 метров, не выше, остальные и того ниже, подумал, что «пора валить», чтобы не сидеть внизу. И вроде и зашёл далеко, и из подвески нормально вылез, но пролетел близко к дороге, у земли роторком чуть прижало, сел с грохотом, снёс стойку :(
Вскоре слева от меня сел Дима Хаит, грамотно выполнив заход на посадку сверху. Но приземлился «с грохотом», результат — вырванный «с мясом» люверс антипикирующего троса. Остальные уже просели ниже высоты минимального захода и уселись внизу. Игорь тоже стойку снёс, но оказалось, что у него не было запасной. Он срочно взялся звонить Роме в Киев с просьбой прихватить стойку и инструмент для её починки. Дольше всех «упорствовал» Андрей, но погода понемногу стихали, Андрей сел внизу.
Погода совсем стихла и закосила, подобрали всех снизу бусом, Дима помог мне заменить стойку и остался в лагере шить свою обшивку. А мы на полдня сходили к «Дубу», немного залезли в пещеры.

09.05.2018
Проснулись, позавтракали, съездили в Исаков, куда прогнозы обещали ветер. Но там дул штиль, вдоль склона. Я порасказывал ребятам про особенности данного места, тут позвонил Женя Королёв и пригласил ехать в Луквицу, погоду, мол, на ближайшие дни туда обещают. Вернулись в Одаев, свернули лагерь, погрузились и поехали в Луквицу.
Приехали довольно быстро, договорились о проживании в домике на базе, к нашему удивлению нас ещё Красилычи забросили трактором на старт.
Провели краткий инструктаж по данному району полётов, показали где штатная посадка. Начали собираться, я обнаружил, что у моего аппарата разошёлся бегунок молнии одной внешней антипики, сегодня летать мне не придётся, получится ли её починить — большой вопрос. Потом обнаружил, что обтекатель на носу аппарата в нескольких местах точечно продран трубой, торчащей из прицепа, на котором завозили аппараты на старт. Вот, что значит — не проконтролировал укладку и крепление аппарата лично :(
На старте дул слабый ветер, все, кроме меня, стартовали и улетели на штатную посадку, без наборов, просто сверху - вниз, познакомились со склоном и посадкой. Димины трек и ролик.
С начала ролика видно как Юра объясняет, почему тут надо стартовать с кромки и бежать вниз, а не сзади с ровного. А на 6:24 видно, что уже на подходе к глиссаде Дима словил небольшую раскачку на разгоне скорости, которая попала только с её уменьшением. Внятных попыток успокоить аппарат я не заметил.

10.05.2018
Переночевали отлично, в домиках на базе комфортнее, чем в палатке. Утром Игорь съездил в райцентр Богородчаны за Ромой, который поездом привёз ему стойки, вернее, заготовки и «гудричницу».
Потом занимались починкой: Игорь с Ромой делал стойку, я распорол молнию, снял «спаплюжену» собачку, выровнял её (удивился), надел собачку на молнию и попробовал закрыть — работает! (Сильно удивился). Зашил молнию, как и было. Но собачку по приезде в Киев надо заменить.
Покоцанный обтекатель слева в носу заклеил тонким липким дакроном — хорошо получилось. Вывод из данного эпизода: ВСЕГДА укладывать и крепить свой аппарат САМОМУ, не доверять кому-то другому!
По дороге на старт, как раз на седловине под стартом, Степан Красилыч авторитетно заявил, что и сюда, на седловину можно спокойно садиться, тут никогда никакой ветер, мол, не дует. При этом нас обдувал отчётливый 1 м/с с севера. Оказалось, что Дима, который ехал на том же тракторе, тоже внимательно Степана слушал...
На сегодня прогнозы обещали сильный ветер, до 12 м/с, так что когда приехали на старт и обнаружили там от силы 2-3 м/с, то не спешили, не торопясь собирались, ожидая, что «щас раздуется».
А оно не раздувалось, а стихало. Первым не выдержал Дима Хаит. Разбежался, оторвался, попробовал удержатся у склона, просел, решил садиться на седловину под стартом. Но заходил слишком высоко, промахнулся. Чтоб не влететь в деревья с другой стороны чудом развернулся какой-то «бабочкой» над землёй, смог как-то не улететь вниз вдоль седловины и с грохотом сел, только стойку погнул. Ролик.
Все остальные продолжали ждать. Игорь героически сходил вниз к бусу и принёс всем воду и обед — спасибо ему! Тем временем Дима смог поднять аппарат с седловины в лётной конфигурации, не разбирая в 6-метровый пакет! Упорный и сильный пилот.
Ветер стих до штиля, даже со спины иногда дышал.
Потом начал поддувать 0,1-0,5 м/с в лоб, все обрадовались, что «щас раздуется» и увидели прямо по курсу грозовое облако, которое медленно приближалось. Решили попробовать успеть слететь вниз до грозы, чтоб не встретиться с молниями на вершине хребта. В этот день я решил стартовать после всех, чтобы проконтролировать, что ребята все нормально стартовали и нормально догребли до посадки.
Димин ролик.
Мои впечатления: на разбеге на третьем шаге провалился в коварную канавку на склоне, н отыграл это ручкой, благо, на крутом склоне скорость уже успел набрать. Оторвался, застёгиваться не стал, лечу в сторону посадки. Взвёл полиспаст для получения макс. качества. В завершающей трети даже прибор стал подъём пищать, я обрадовался, что теперь-то точно долечу до штатной посадки, на всяк случай полиспаст скинул, чтоб получить макс. управляемость. Заметил, что «чёрную» ЛЭП перед штатной посадкой перелетаю с большим запасом, да и к посадке приду с большим излишком высоты, придётся сбрасывать восьмёрками. И тут… аппарат как будто «упёрся» во встречный ветер. На поджатой ручке Комбат еле-еле летел вперёд, ЛЭП перед посадкой я уже никак не перелетал, снижался ровно в неё, при этом меня серьёзно швыряло турбулентностью. Подумал, что это предгрозовой шквал, немного испугался этого, но сильно пугаться небыло времени — надо как-то строить заход и приземляться. Решил вернуться назад, туда где шквала нет, там были пригодные для посадки площадки тоже, некоторые из наших там сидели, видел на пути. Разворачиваюсь правой спиралью, меня сильно сносит по ветру, но турбуляка уже меньше. Разворачиваюсь против ветра и перед самым выходом из разворота получаю неожиданную плюху под внешнее левое крыло. С трудом выправляю крен, отвернув вправо на 90 градусов больше, чем хотел. Впереди посадок нет, но высоты ещё впритык остаётся на разворот влево против ветра, а вот перехватываться уже некогда. Но свежий встречный ветер позволяет мягко сесть держась за ручку, а не за стойки. И даже на ноги, а не на «пузо». Бегом отстёгиваюсь и разворачиваю аппарат спиной к надвигающемуся шквалу.
Шквал оказался не страшным, слабенький попался. Собираю аппарат, по телефону сообщают, что Андрей на посадке ударился ногой, ходить не может, что-то серьёзное.
Подъехали к нему, Андрей жалуется на сильную острую боль в колене, надо ехать в больницу. Игорь за рулём, я сопровождаю — поехали. В больнице Богородчан успели сделать снимок, травматолог весьма квалифицированно его проанализировал, успокоил, что перелома нет, связки целы, а вот на мениск подозрение. Выписал Андрею лекарств, оставил свой личный мобильный для экстренных консультаций и отпустил. Что удивило: Игорь предложил в приёмном отделении денег за оказанный приём, но на нас замахали руками, что не надо! Так и не взяли.

11.05.2018
С утра Андрей чувствовал себя намного лучше, прихрамывал, но ходил. Напросился с нами на старт — будет у нас нелетающий выпускающий сегодня.
Уже привычно выехали трактором на старт, собрались.
В этот раз Дима уже не рвался лететь первым — растёт пилот, проявляется «здоровая спортивная лень»!
Скорее всего первым стартовал и улетел Женя Королёв. Потом не помню точно, возможно Рома стартовал, потом Игорь Гладченко.
Дима Хаит проявил слишком большое усердие в «вылизывании» склона сразу после старта, не учёл тех возмущений, которые вносят растущие по бокам высокие деревья и турбулентность от растительности на «языке» седловины. Ролик.
Потеря скорости в повороте сразу после старта чуть не закончилась в деревьях справа. Выкрутился. Продолжение полёта.
На старте оставались Олег Вовк, Юра Примак и я. Сначала попытались «выпихнуть» Олега, заинструктировав его незадиранием носа на разбеге. Но Олег таки переоценил способность своего «Сапфира» держать угол при разбеге, и мягко припланетился на склон немного ниже старта. Выволокся — все целы.
Тут уж и себе полез стартовать. Отрыв — нормально. Сначала крутился у старта, но понемногу терял высоту. Крайняя спираль у склона ниже кромки и близко к рельефу по выражению Юры Примака «была излишней». Но скорость и высота над рельефом у меня были с запасом, я понял, что у склона не светит и полетел в сторону посадки. Но не прямо — для этого ещё слишком было высоты, а через «язык», выдающийся от склона в село. Над подножием языка попробовал искать — спираль дала только снижение :( . Пришлось лететь уже в сторону посадки, через село. На приборе было уже метров сорок ниже старта, когда он пискнул подъём. Закрутил вправо — по усилиям на ручке прикинул, что ядро там. Аккуратно, «высунув язычок от старания» обрабатываю поток. Понемногу «раскрутил» его до устойчивой единички, потом усиление подъёма и потерял. Но уже успел выгрести +180 над стартом — можно жить! трек полёта (Кстати, он смещён на один час раньше, чем в действительности)
У склона и над хребтом не нашёл ничего внятного, через «язык» полетел снова на село со стабильным снижением в 1,5-1,7 м/с. Там нашёл «нолики», с ними сместился почти туда, где первый поток нашёл. И снова начался подъём. Немного в нём набрал — потерял, прошёл против ветра — пусто, вернулся туда, где набирал — устойчивый подъём 1 м/с., который «раскрутил» до 2, а потом и 3 м/с. Набрал более 600 над стартом — живём!
Прошёл вперёд против ветра, вдоль склона, попытался с «ноликами» сноситься за кромку — удавалось только поддерживать высоту, но потока внятного не находил. Попробовал что-то найти над стартом, южнее от старта, над селом к югу от старта — нифига. Только над селом напротив старта встретил поток. Заметил, что сегодня как-то результативнее получается обрабатывать потоки в правой спирали, но приборы закрепил на левой стойке, поэтому пробовал менять спираль на левую. Ничего хорошего из этого не выходило — успевал потерять ядро потока, потом долго его искал. В слабом потоке с центра села поднабрал до 900 метров превышения, появилась цель набрать тысячу. Заметил, что направление сноса в потоках заметно изменилось: в начале полёта оно было явно северо-западное, то сейчас снос происходил почти ровно на запад. Где-то тут встретил Женю Королёва. Сначала он был постоянно выше, как я не тянулся за ним. Потом он слетал куда-то в сторону, просел и выше стал уже я.
Поток кончился или я его потерял. Сходил вправо вдоль хребта, потом начал забирать на восток, в долину. Довольно далеко от склона нашёл подъём, обрабатывал его сначала левой спиралью, потом, когда он стал теряться, попробовал правой — ещё немного набрал. Заметил, что снос уже немного, но юго-западный. Под самую вершину потока набрал почти тыщу — на «Бравомнегре» 998 метров было, спутниковая навигация показала, что над стартом и поболее набрал. Но немного.
С вершины набора прошёл вперёд, потом стало интересно «съездить» в район базы, взвёл «шурки» и полетел. Снижение 1-2 м/с, скорость по земле против ветра 50-60 км/ч. - почему б и не прогуляться по окрестностям? Над полосой был на шестистах метрах по прибору, подумал, что ещё 150-200 надо накинуть на высоту старта — нормально. Заинтересовала дорога на село Межигорье — полетим туда. Но далеко не ушёл — устойчивое снижение 1,5-2 м/с удержало меня от дальнейшего продвижения, я не был уверен, что внезапно не потеряю так, что не смогу к базе вернуться. Зря испугался, на тот момент у меня ещё 600-700 метров над рельефом было.
Полетел было в район штатной посадки, но потом вернулся. Ведь на базе грунтовая полоса для самолётов есть, уж я-то на неё как-то умощусь. Зато аппарат везти не придётся, сразу «с доставкой на дом» прилечу. Долго и нудно сбрасывал «восьмёрками» 500 м. высоты, заранее проверил как получается перехватываться за стойки, не замёрзли ил руки, высоко вышел на прямую, перехватился с запасом высоты, нормально сел. Собрался, отнёс аппарат к домику, стал ждать ребят с полётов.

12.05.2018
После вчерашних результатов Андрей загорелся настолько, что решил сегодня летать. Благо, нога у него почти не болела. Бегать был способен.
Первым полез в воздух Игорь Гладченко. Попробовал выпаривать возле кромки, но просел, потом то ли сам хотел зайти на посадку на седло, то ли это его так поставило на низкой высоте над лесом, но приземление получилось аварийным, да ещё куст на посадке попался. Ролик «из кабины».
Сверху всё смотрелось намного серьёзнее, побежали спасать Игоря. Но он отделался сломанной стойкой, пошёл к бусу за инструментами и заготовкой для новой стойки.
Вторым в воздухе оказался Андрей, за ним стартовал Дима Хаит. Ролики его полёта вот тут:
1
2
3
Андрей и Дима устойчиво парили, набирали, снеслись за кромку. Потом на экранчике AltAir было видно, что явно улетают они. Уж не помню за кем, но в воздухе оказался и я. В отличие от предыдущего дня, устойчиво держало при полёте вдоль кромки. Потоки находились слева, приходилось сноситься с ними за хребет. В первом выбрал 800 м. над стартом, но сноситься по ветру не стал — как-то не выглядело превышение большим, да и особой цели лететь куда-то по ветру небыло. Подумал, что будет уверенный набор выше тысячи — можно будет махнуть в неизведанное, а пока вернусь против ветра в долину. Специально отошёл немного влево, чтоб не попасть в минуса, которые, обычно, тянутся позади потока. Со второго потока выбрал желаемую вчера «тыщу», но дальше потоки заканчивались, а на горизонте на этой высоте висела серая пелена инверсии. Оставалось надеяться на сильный поток, который проткнёт инверсию.
Прошёл вперёд, над склоном был сильный минус, над селом наоборот, удавалось идти против ветра в нулях, а то и с набором. Второй раз набрал чуть за тысячу, увидел в северном «углу» хребта красноватый дельтаплан, подумал, что это «Детерминант» Димы и придумал слетать к нему. Благо, он в потоке стоял. Пока я пытался найти что-то в «углу», красноватый дельтаплан улетел вперёд против ветра, через СЭС, и набирал где-то впереди. Потопали к нему.
Через СЭС, базу и дальше удалось пролететь без особых потерь высоты, тут до меня дошло, что цвет дельтаплана впереди — это скорее оранжевый «Stealth» Ромы Азёмова, чем «ДТ» Димы. К тому же, Дима-то улетал за кромку, а не пробивался вперёд!
За полосой базы озаботился поиском потоков, но все они были какими-то не очень сильными, а снос наоборот, большим. В итоге до развилки на Межигорье я добрался с третьей попытки, ибо хотел прийти туда не на «последнем долёте» против ветра, а с нормальной высотой.
Слетал до Межигорья, вернулся к базе, потом, над СЭС нашёл поток, выбрал под 800 метров над стартом, или более 1500 абсолютной.
Ради интереса слетал на село, полетел южнее. Нашёл аж целый «нифига», на пятистах метрах над стартом дотянул до какой-то большой опоры ЛЭП, решил проверить потоки над хребтом и стартом. С теми же результатами в скороподъёмности. Подумал, что похоже, погода «дохнет» и стоит подумать о посадке в комфортном месте, а не «где посадит». Вспомнил про полосу базы: место удобное, комфортное и, не буду скрывать гордыни, престижное. Над центом села нашёл какие-то слабые потоки, побарахтался в них, набрал немного, немного снёсся по ветру, через СЭС полетел к базе. К озеру пришёл на 100 м. выше старта, т. е. выше 300 м. над рельефом. Сбрасывал высоту восьмёрками над озером, заход рассчитывал делать с направления южнее полосы, хотя там и были строения, но севернее перед озером стоял лес, мне казалось, что с него заходить будет хуже. В примерочном галсе мне показалось, что высоты для захода многовато, решил сделать ещё один галс над озером, т. е. севернее, потом вернуться к полосе и четвёртый разворот выполнить южнее её. Но низко над озером неожиданно попал в сильный слив с болтанкой. Наверное, так воздействовали ротора за лесом из-за усилившегося со вчера ветра. Скомкал галс, вывернул левым виражом на полосу, а турбулентность «услужливо» поддержала меня под внешнее крыло, разворачивая мой курс влево от полосы на строения и занимающихся у их стен пластунов. С большим трудом отвернул на курс вдоль оси полосы, но потерял высоту до уровня выдерживания, находясь всё ещё в горизонтальном положении подвески. Особого запаса воздушной скорости небыло из-за судорожного отворота от препятствий, над полосой свежий ветер дул под острым углом слева, со стороны стены высокого леса. Т.е. у земли меня «радостно» прияли ротора от деревьев, попробовал перехватиться — не успеваю, сажаю так, держась за низ стоек, воздушной скорости нет, н аппарат несётся, ВЫДАЧА! - не эффективно, самостраховка вокруг левой стоки — БУМ! Вроде в порядке, но правое плечо, которым цепанул землю из-за слишком отрицательного тангажа подвески, побаливает заметно. Стараясь не использовать его собрал аппарат, с помощью Ромы Азёмова отнёс его к домику. Потом, в Киеве, обратился к врачам, они не сразу, но нашли таки травму ключицы и плечевого сустава. Но на момент написания сей рассказки повязка уже снята и до полного выздоровления неделя осталась. Но на будущее наука мне будет. М. б. у кому ещё пригодится мой негативный опыт: не стоит в свежий ветер строить заход в месте возможных роторов и слива, заранее перехватываться в вертикаль и потренироваться делать это быстро.
А Андрей и Дима улетели в свои первые маршрутные полёты. С несколькими наборами и посадкой на подобранную с воздуха площадку. Их треки:
Андрей
Дима
Юра Примак тоже улетел его трек.
Игорь Гладченко успел починиться и стартовал. Но уже не выпарил, а сажать ему пришлось аппарат в склон. На площадку, подсказанную ранее старшим Красилычем. А потом Игорь ещё долго собирал «улётчиков», пробираясь бусом по совершенно «танковым» грунтовкам Прикарпатья.

13.05.2018
Уехали в Киев. Назад поехали по гуглёвому навигатору и он нас не заблудил, но завёл на не сильно хорошие дороги. Так что опытным путём проверено, что путь в Ивано-франковск через Тернополь - Бучач лучше, чем через Бурштын - Рогатин. За Ровно отвалилось крепление глушителя — развинтился не законтренный ремонтниками крепёж выхлопной системы буса. На заправке скрутили всё болтами и на контргайках из клубного ремнабора — до Киева доехали отлично!
Игорь мужественно отработал водителем без перерыва — я не мог помочь из-за руки, а Олег скромничал водить бус. Доехали, разгрузились, всё!