Виталий Аксёнов
Учебные сборы 2010. Гора Клементьева
По совместительству Кубок Гриненко
Пролог. 4 сентября. Отъезд из Киева.
Около 12 часов дня мы собрались на вокзале. Чуть позже позвонил Рома – они с
Гошей должны были минут через 20 привезти дельты на Южный вокзал. Мы все и
потопали туда. С Северного вокзала. Приехали дельты. Мы их разгрузили. Купили
багажные квитанции и стали ждать, когда объявят наш поезд. Оказалось, что поезд
прибывает на первый путь, а это – Северный вокзал. Вот тут и начались тараканьи
бега с дельтапланами, рюкзаками, и прочим барахлом.
А дельт было три, а рюкзаков – и того больше.
Благо времени было достаточно много и мы нормально успели погрузиться. Даже
проводник не стал возмущаться, что мы столько всего с собой везем. А еще
оказалось, что этим же поездом едет Юра Примак. Хорошо, веселее будет
добираться до горы из Феодосии.
Так-с, отправились. Скоротали дорогу до вечера за разными интересными
разговорами. Меня удивило, что не звонил Анатолий. А ведь он предварительно
забрал с собой клюшку в Николаев и собирался взять билет на наш поезд, чтобы
ехать с нами. Ладно, позвонит позже, подумал я. Когда мы проезжали Николаев,
мы с Ромой вышли и прошли вдоль состава (мы ехали в крайнем вагоне).
Анатолий не обнаружился и мы подумали, что он не смог купить билет. Стемнело,
и мы улеглись спать.
Самое интересное произошло потом. Но я в это время спал… Дальше со слов
Оли. Когда поезд дошел до Херсона, в нашем вагоне показался Анатолий,
который пер двухметровый пакет. Сам! Выяснилось, что он таки сел в Николаеве,
почти перед самым отправлением поезда, именно поэтому мы его и не увидели.
В третий вагон. И потом до самого Херсона тащил через весь поезд дельтаплан, и
несколько сумок... Нет, чтобы нам позвонить заранее. Помогли бы.
Часть первая. 5 сентября. Прибытие на гору.
Когда мы уже подъезжали к Феодосии, нам перезвонили, и сообщили, что мы
выходим на одну станцию ближе. А стоянка там всего несколько минут. И, как
выяснилось, народу там выходит немало. Но мы достаточно оперативно
выгрузились, ничего не забыли.
Потом приехала машина подбора и мы, погрузив все наше имущество, отбыли
на Гору.
Приехали, поставили палатки на дальнем севере, собрали дельтапланы в 6
метров. Ветер был косой, в общем, «не наш» - не учлетский. К обеду он вообще
развернулся на юг.
Так как это был первый день соревнований, все переместились на южный старт. Я
помог Роману вынести аппарат. Ветер косил с востока. Но
после некоторых раздумий Рома стартовал. Немного полетал и сел сверху.
В этот день нашей погоды так и не было. Мы потусовались на южном склоне,
посмотрели, как летают участники соревнований, фрифлаеры, парапланеристы
(кстати, у них тоже в этот же день открылись соревнования).
Часть вторая. 6 сентября. День моего триумфа.
Проснулся в 6 утра. Вылез из палатки «понюхать» ветер. Все так же дул
северо-западный косяк, да еще и очень сильный, как для учлетов. ОК. Можно еще
немного поспать.
Потом был завтрак и последующее ожидание погоды (мы вообще очень много
ждали на этих сборах, может оно и к лучшему, ждать тоже нужно уметь).
К обеду ветер довернул на север, но он был все еще очень сильный. Но участники
соревнований начали собирать аппараты. Дальше была «позиционная борьба».
Никто не хотел стартовать, так как в воздухе было непонятно что. Первым «сдался»
Русов. Стартовал, повисел в воздухе минут 10 и ушел на посадку. Судя по его
полету, там было очень некомфортно, его периодически «ставило».
Прошло еще немного времени. Ветер подровнялся. Русов снова на старте. В этот
его полет был намного приятнее, и в небо потянулись остальные компетиторы.
Рома тоже совершил два полета. После этого он сказал мне собирать аппарат,
ждать стихания ветра и готовиться к старту.
После инструктажа я стартую. Сразу же проваливаюсь метров на 20 ниже старта
и начинаю ходить галсами возле склона. Минут 10 я «шкрябался» на том же уровне.
Потом я успокоился, расслабился, нашел два потока слева и справа от старта и
начал разворачиваться в них. Вот уже 0, 10, 20 метров над стартом. Что ж, совсем
неплохо. Прижимаюсь ближе к склону. Еще какое-то время я елозил на высоте 20-
25 метров. Потом я пристроился в широкий спокойный поток и начал крутить в нем
восьмерки. Смотрю на прибор – 53 метра! Это мой шанс сесть сверху. Тем
более, я вспомнил, что первое парение желательно не затягивать более чем на 20
минут. Заход на посадку, разгон, выдерживание, выдача. Ура! Первый полет на
Клемухе, парение, 22 минуты налета, 57 метров над стартом (это я потом
высмотрел в памяти прибора), да еще и посадка сверху. Честно говоря, я даже не
рассчитывал на такое.
Передышка. Помогаю собирать аппарат Анатолию. Рома запускает Олю.
Я решил слететь еще разок. Ветер уже ослаб, и парить не вышло бы. Поэтому
задача стояла другая – сесть на нижнюю «ступеньку» параллельно склону. Что я
успешно и сделал.
Начало темнеть, мы разобрали аппараты, поужинали и пошли спать.
Часть третья. 7 сентября. Нелетная погода.
Этот день был самый скучный. Мало того, что был сильный косой дульник, так еще
и дождик прошел. Никто не летал.
Зато мы съездили в Коктебель, покупались. А потом я с Ромой сходил к планеру.
Часть четвертая. 8 сентября. Улет Ромы.
С утра был штиль. То есть совсем штиль.
Собрали аппараты. Я слетел два раза. Мне не очень понравилось стартовать на
северном склоне в штиль. Он очень пологий и бежать нужно ну очень быстро. В
этот день больше летать не стал.
К обеду ветер опять развернулся на юг. И тут начались «тараканьи бега». Все
строем пошли с севера на юг. Рома, учуяв момент, самый первый оказался на
южном старте, и стартовал перед компетиторами. Полетав немного, сел в
районе РДК (я не видел посадки, быстро потерял его из виду в этой
парапланерной каше). В это время стартовали почти все. И кто смог пробиться
через толпу парапланов в «ложке», смог показать хороший результат в этот день.
Еще наблюдали полет Сани Глущенко на его Фантоме, Вани – на С-14. Был
удивлен посадкой снизу ЖК под управлением Пирогова.
Позже, Роме предложили полетать на терехинском Фантоме (Сани Глущенко),
чтобы сравнить его с Комбатом, ну и в целом дать оценку крылу. Не долго думая,
он полетел. Покрутился среди парапланов, нащупал поток и улетел... Я его потерял
из виду, наблюдая за другими пилотами. Смотрели, как носился над долиной
Мороз на ЖК. Когда прошло с полчаса (может больше, не помню уже) начали
искать в небе Фантом с «пилотом-испытателем» на борту. И не нашли.
«Наверно улетел на маршрут», - подумали мы. Пробовали звонить – телефон вне зоны
доступа. Через некоторое время таки связались. Как выяснилось, он таки полетел
на маршрут. К сожалению, вернуться не смог, сел по дороге в полях. Кроме того,
он улетел с чехлами для своего аппарата. А чехлы для Фантома остались на горе.
Уточнив координаты посадки, мы собрали его аппарат «кузнечиком». Саня поехал
за ним, а я навязался в попутчики.
Приехали на место посадки. Рома высказал свое мнение по аппарату, собрали
его в 6 метров и укатили на гору, забрав по пути Сталкер. В общем-то, на этом
день и закончился.
Часть пятая. 9 сентября. Учебный день.
Этот день порадовал нас неплохой учебной погодой. Парить не получилось, так
как ветер был достаточно слабый, да и косил временами сильно. Я за день успел
слететь 6 раз.
В этот день Оля научилась более уверенно делать повороты. А в один из полетов
даже немного подпаривала.
Анатолий, который до этого дня никак не мог полетать (не было его погоды),
сначала побегал внизу с Ваней. Сначала он все пытался впрыгнуть в аппарат,
пихнуть ручку, не набрав скорости, в общем, делать все для того, чтобы оставаться
внизу. Но, немного побегав, у него стало получаться лучше (наверно, решил
прислушаться к советам инструктора), и было решено поднять его наверх. Пока
поднимался наверх, потерял контровку, гайку и болт, которым спидбар крепится к
стойке... Выпросив болт у хаёвцев, Анатолий вышел на старт. Старт был ну очень
стремным. Сначала он на разбеге завесил аппарат и совсем не реагировал на
возникший крен, который развился до неприличия. Потом, поджав аппарат, и как-
то справившись с креном (чуть не зацепив консолью землю), практически на
парашютировании прошел над кустами почти параллельно склону, смог набрать
скорость и уйти в поля…
Больше ничего интересного в этот день не произошло.
Часть шестая. 10 сентября. Подготовка к отъезду.
Погода в этот день была не самой лучшей для обучения. Ветер почти все время
косил. Поймав момент, мне удалось слететь разок, тут же сев внизу. Чуть позже я,
по совету Ромы, стартовал еще раз. В этот раз момент выдался лучше, мне
удалось попарить. Много высоты я не набирал, все-таки сильно косило. Потом
ветер стал усиливаться, и Роман знаками согнал меня с перегиба, а
приблизительно через минуту-полторы вообще загнал на посадку, так как ветер
еще более усилился и я «напильником» висел над склоном. 8 минут в копилку.
Потом был обед, вкусный арбуз, элегантно разрезанный мачете.
Ветер к вечеру не стихал. Поэтому было решено собрать аппараты вечером, дабы
утром не терять время. Собрались в два метра, поужинали и пошли спать.
Эпилог. 11 сентября. Отъезд в Киев.
Утро. Легенький ровный север. Наши с Олей аппараты уложены в 2 метра, Рома
разбирает свой, Анатолий напрашивается полетать. Получает указание собирать
аппарат. Но, пока он ходил вокруг да около и почти успел собрать аппарат, ветер
усилился, и он полетать не успел. Поэтому сборка аппарата превратилась в
разборку в два метра. Он хотел остаться еще несколько дней с Ваней и Димой, но
они решили уехать раньше, поэтому решено было его аппарат забирать с собой
в Киев.
Все аппараты разобраны, палатки сняты, вещи упакованы. Подъехал Мороз. Ваня
согласился помочь довезти аппараты (не грузить же 4 аппарата на одну
машину). Так мы добрались до вокзала. Причем у Анатолия не было билета. Но он
успел взять билет в наш поезд. Поэтому все 4 аппарата поехали с нами в Киев.
Обратная дорога в поезде. Обсуждение сборов, кто чего добился, чему научился.
Потом Киев, доставка аппаратов в Ходосовку.
Так и прошли мои первые учебные сборы в Крыму. Жаль, что учебной погоды было
мало, но, в целом, я остался очень доволен. 50 минут налета, посадка сверху – это
уже неплохо.
Особо хочу поблагодарить Романа. Если бы не он, то этих сборов, возможно и не
было бы. Также спасибо всем, кто нам помогал на протяжении этой недели.
04-11 сентября 2010
|
|