Дельтаклуб «Альтаир» :  История :  Был в клубе аппарат

«ВЕКТОР»

На фоне «Вектора» Олег Муравейник,Саша Матвеев-маленький, Витя Хурсик, Игорь Мелихов (впереди).

Увы, фотографий, на которых было бы хорошо видно аппарат, нет. Впрочем, аппарат доступен, возможно когда-нибудь соберем и сфотографируем.

Идея строить «Вектор» захватила сразу несколько клубов, как я понял, после впечатляющих полетов оригинала - он делал несколько галсов там, где обычные по тем временам аппараты максимум один. это было, наверное, в 1987, я был в армии, поэтому это со слов Матвеича (меньшего, но не младшего).
Начали его строить Матвеев и Димка Русаковский, я подключился уже во второй, так сказать, половине постройки, когда часть каркаса и, кажется, паруса была уже готова.
Как и многие клубные аппараты он был «долгостроем» и к моменту облета уже не был столь «нов» , как в начале  - на горизонте замаячили C-9,11,14,15 , но, тем не менее, разница C-5 и Баклажаном все же чувствовалась заметно. Т.к. доступа к оригиналу у нас практически не было - то многие вещи решались методом проб и ошибок - например нижнюю поверхность перешивали несколько раз (точно больше 5) и, в результате, аппарат получился совсем не такой, как оригинал. В чем-то лучше, в чем-то хуже, но не такой.
Как я сейчас понимаю, выбранное место пришивки нижней поверхности не соответствовало оригиналу на 5-10 см, и соответственно, крыло получилось уже на несколько сантиметров...
Это я сейчас знаю, а тогда я даже не подозревал, что оригинал «Вектора» лежит у КМЗшников в ангаре :-D Правда потом Матвеев меня просветил и мы даже померили на нем расстояние от задней кромки до шва нижней поверхности - но это уже, так сказать, постфактум, перешивать ее уже никто не стал.

«Беларусь-трактор»

Под таким прозвищем был известен в Киеве оригинальный «Вектор» Игоря Соболева (Самара).

Собственно, проблемы перетянутости преследовали нас еще долго, шли проторенным путем - отрезали колечки от поперечины. В общем, аппарат начал летать, и мы вывезли его в Планерское - где Матвеев в первый же день в вечернем молоке парил на нем практически до упора, когда все остальное или село или уверенно летело вниз. Аппарат был практически плоским (т.е. крутка была «хорошая» - правильная, но очень маленькая), но особого значения мы этому не придали, благо он управлялся. Как показала практика, это было при хорошей погоде, на следующий день я благополучно снес на нем консоль при посадке на поле на Севере в час дня - в болтанку он не управлялся :-( (Ну и я, собственно, после Баклажана не имел большого опыта).
Консоль потом починили, но в это Планерское так на нем активно и не полетали.

Вторая особенность: вес каркаса - делали из того, что было в клубе, плюс недавняя история с X-7 заставила по другому взглянуть на вопросы прочности - поэтому ставили с Запасом (именно с большой буквы). Кроме того, Сашка, как я потом понял, имел виды на «Вектор» как на вариант крыла для телеги, что неизбежно сказалось :-D По той же причине парус усилили по самое «не могу» - об обратной стороне этой - ухудшении управляемости как-то тогда и не подумали :-(
В общем, если не считать мелких доделок - например укорочения стоек на 15 см по требованию Матвеева (пусть теперь кто скажет, что у него стойки длинноваты), аппарат хорошо показал себя на пробежках и подлетах с капусты. Потом, правда, пришлось повозиться с этапом 1-й ступеньки.
Почему-то оказалось, что он не любит «чужих» - кто бы не пробовал сигануть на нем - обязательно или стойки снесет, или еще чего. Причина была в излишней растянутости аппарата, ну и, возможно, в неизвестном на тот момент свойстве пропитанного лавсана «садиться», а т.к. аппарат делался долго - у него было время основательно сесть. Маленький штрих - поперечина натягивалась только вдвоем, при этом один одевал подвеску, пристегивался к тросу поперечины, брался за килевую и взводил, а второй одевал монетку на болтик и наживливал гайку.

После окончательных доводок он, собственно, и стал тем, чем и есть сейчас - переделки Матвеева-младшего вряд ли смогли его изменить сколько либо серьезно.
1. Взлетная скорость получилась большой. И это, пожалуй, его главный минус. Для нас это было как бы незаметно, т.к. мы к этому привыкли с самого начала, а для других это могло быть и было проблемой - если не топтать на всю катушку, аппарат просто проваливался. Т.е старт в штиль с 1-й спупеньки мог закончиться в лучшем случае пробежкой до низа... («...добігаю до низу...»).
Как я сейчас думаю - аппарат просто маленький получился :-), нижнюю поверхность-то мы пришили далеко... Плюс вес получился «хороший», плюс может с центровкой/антипиками немного все съехало... С другой стороны активный старт давал пару метров высоты после отрыва - как в кино - плавно отдаешь ручку и набираешь высоту...
2. Другая сторона того же - с полетной скоростью проблем практически не было, по крайней мере, первые пару лет, пока лопухи не вытянулись и не начали флатерить. Вернее, была, наверное, проблема с ее избытком (или, может это проблемы пилота? Или балансировочная скорость получилась великовата :-) ), т.к. обгонял он в динамике другие аппараты. С появлением C-15 и C-14 это ощущение как-то исчезло:-)
Управлялся нормально - ближе по управлению к C-14. Немножко «задумчивый» - но отдачей ручки в нужный момент эту «задумчивость» можно было побороть. Мы тогда это приписывали в шутку (а, может, и всерьез) тяжелой поперечине, - мол пока она качнется туда-сюда...
Т.е при «плавном» управлении инерционность имеет место. При «активном» относительно легко перекладывается, но можно так же легко проскочить нейтральную точку при выравнивании.
Если кто соберется на нем попробовать полетать, это должно быть как минимум, после 10 часов на C-14, плюс желательно еще полетать на Спорте-5 или Cпорте-7 для разминки, если до C-14 летал только на Студенте.
3. Посадка проще, чем у 14-го. Но нужно внимательно и с упреждением ровнять крены перед землей. Мне довелось садиться на южный склон в Планерском при северном ветре,(где-то посредине по высоте, как раз под вагончиками, где сейчас бар). Как ни странно, обошлось...
4. Как ни странно, излишний вес аппарата был некоторой проблемой только при переноске :-D А сколько легенд это продило... Кстати, еще одна небезинтересная деталь - в гафовском клубе как-то из любопытства положили друг дружку паруса C-14, «Вектор»а; и Стажера (старого 16-метрового) - так вот - форма паруса, «сошлась» с точностью в 1-2 см на лопухе и 2-5 в остальных местах :-D Разным был только угол при вершине...

Слухов и сказок было много, реально были только две вещи:

1. Полено в консоли
Ну ошиблись немного с законцовками на консоли (они на «Векторе» после этого сделаны коротенькими, на кнопках. Поэтому на одной из консолей дабы удлиннить ее в конец вставили деревянное полено диаметром 45 мм, обработанное соответствующим образом в полевых условиях. Длина выступающей части была 10-15 см. Его прочность (свежее дерево, орех) была ничуть не меньше трубы 45x1.5, кроме того, кто хоть чуть-чуть знает распределение нагрузки по консоли - скажет, что в самом конце ее практически нет. (Например на довольно популярном дельтаплане Discovery последний метр сделан из 28x1.5 (или чего-то похожего) Тут труба больше на сжатие работает, чем на изгиб... Аппарат при этом прыгал с капусты и по снегу.

2. Дрова на тросах
Это сейчас у каждого, кто соберется V регулировать, монетки есть. А тогда это был дефицит :-) Поэтому и укорачивали троса, намотав пару оборотов (с перекрутом) на гаечный ключ и привязав ключ к тем же тросам. Ну,мы пошли немного дальше, т.е. жаль было гробить троса о тонкий ключ, а у палки радиус был побольше. Опять же, дерево выбирали свежее и потолще :-D

Можно еще про другие «Вектора» добавить - благо они все собрались сейчас у нас в клубе - Арсенальский лежит в ангаре, а Потаповский в клубе (парус куплен, а каркас был подарен клубу Вовкой впоследствии и использован для постройки и ремонта аппаратов).